Рабочая программа по ИЗО 3 класс УМК Школа 21 века
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему
Рабочая программа по ИЗО 3 класс УМК Школа 21 века
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_po_izo_3_klass.docx | 115.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение г.Шахты Ростовской области
«Средняя общеобразовательная школа №21»
346504, Ростовская обл., г. Шахты, ул. Садовая, 17, тел. 8 (8636)22-56-25, e-mail:zsсhool – 21@yandex.ru
_____________________________________________________________________________________________
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ №21
Приказ от __________ №___
____________ Н.И.Соболева
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
(учебный предмет, курс)
Уровень общего образования (класс)
начальное общее образование, 3в класс
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов в год 34
в неделю 1
Учитель Дударева Е.А.
(ФИО)
Программа разработана на основе
Примерной программы четырёхлетней начальной школы «Начальная школа ХХI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой, авторской программы Савенковой Л.Г., Ермолинской Е.А. М., Издательский центр «Вентана-Граф, 2013 г.____________________________________________________________
(примерная программа/программы, издательство, год издания)
Учебник
Изобразительное искусство, 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: Л. Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская, М., Издательский центр «Вентана-Граф, 2014г. _
(автор, место издания, издательство, год издания)
г.Шахты
2015/2016
учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г № 373, примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству (Сборник программ к УМК «Начальная школа XXI века» - М.: Вентана-Граф, 2013г. под редакцией Н.Ф. Виноградовой), авторской программы Л.Г.Савенковой и в соответствии с Годовым календарным учебным графиком МБОУСОШ №21 г.Шахты на 2015-2016 учебный год.
Нормативные документы для составления программы:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273.
- Областной закон от 14.11.2013 №26-ЗС «Об образовании в Ростовской области».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
- Приказ Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. N 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6.10.2009г. №373».
- Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014г. №2357 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Министерством образования и науки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Министерстве юстиции России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676).
- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Министерством образования и науки России от 4 октября 2010 г. № 986, зарегистрированы в Министерстве юстиции России 3 февраля 2011 г., регистрационный номер 19682).
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
- Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 09.06.2015г. №405 «Об утверждении регионального примерного недельного учебного плана для образовательных организаций, реализующих программы общего образования, расположенных на территории Ростовской области, на 2015-2016 учебный год».
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72).
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений».
- Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ №21 г.Шахты на 2015-2016 учебный год, утвержденная приказом от 31.08.2015г. № 405 «Об исполнении решения педсовета».
- Учебный план МБОУ СОШ №21 г. Шахты на 2015-2016 учебный год.
- Положение МБОУ СОШ №21 «О рабочей программе учителя».
- Положение о проведении промежуточной аттестации обучающихся и осуществлении текущего контроля их успеваемости.
Целью уроков изобразительного искусства в начальной школе является реализация фактора развития, формирование у обучающихся целостного, гармоничного восприятия мира, активизация самостоятельной творческой деятельности, развитие интереса к природе и потребность в общении с искусством; формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного (изобразительного) искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре.
Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство»:
- воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству; уважения к культуре и искусству разных народов, обогащение нравственных качеств, способности проявления себя в искусстве и формирование художественных и эстетических предпочтений;
- развитие творческого потенциала обучающегося в условиях активизации воображения и фантазии, способности к эмоционально-чувственному восприятию окружающего мира природы и произведений разных видов искусства; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; навыков сотрудничества в художественной деятельности;
- освоение разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
- овладение выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты и разными художественными материалами с опорой на возрастные интересы и предпочтения обучающихся, их желания выразить в своем творчестве свои представления об окружающем мире;
- развитие опыта художественного восприятия произведений искусства.
Данные задачи можно решить, применяя на уроках современные обучающие технологии в образовательной деятельности, позволяющее разнообразить формы и средства обучения, повышающее творческую активность обучающихся. Эти технологии и даже постоянно используемые их элементы, выстроенные системно, помогают рационально организовать образовательную деятельность, применить личностно-ориентированный подход, активно использовать ТСО и ИКТ, Интернет – технологии, создают условия для активной собственной познавательной деятельности обучающихся, поощряют стремления обучающегося к поиску своих траекторий и способов решения, создают “ситуации успеха ”, развивают самоконтроль и взаимоконтроль. В педагогической деятельности по начальному обучению можно практиковать личностно-ориентированный подход, который можно реализовать через внедрение здоровьесберегающего подхода, компетентностно – ориентированного обучения, информационно-коммкуникативных, игровых технологий, педагогику сотрудничества, развивающего обучения.
В соответствии с п.1.3.,1.4 «Положения о системе оценок обучающихся в начальных классах» МБОУСОШ №21 г. Шахты освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается текущим контролем успеваемости. Текущий контроль успеваемости обучающихся – это систематическая проверка учебных достижений обучающихся, проводимая педагогом в ходе осуществления образовательной деятельности в соответствии с образовательной программой. Проведение текущего контроля успеваемости направлено на обеспечение выстраивания образовательного процесса максимально эффективным образом для достижения результатов освоения основных общеобразовательных программ, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования. Порядок, формы, периодичность, количество обязательных мероприятий при проведении текущего контроля успеваемости учащихся определяются педагогическим работником с учетом образовательной программы. Фиксация результатов текущего контроля осуществляется, как правило, по пятибалльной системе. (п.2.3, 2.4. Положения).
Общая характеристика учебного предмета
Определяющими характеристиками программы «Изобразительное искусство» УМК «Начальная школа 21 век» являются интеграция искусств и полихудожественное развитие обучающегося.
Содержание программы и заложенные в ней педагогические возможности требуют переноса акцента с научения изобразительным навыкам на творческое проявление каждого обучающегося в искусстве. Задача всемерного развития детских творческих способностей решается при живом участии в творчестве самих обучающихся. На этом основаны предлагаемые в программе задания, требующие разнообразия художественных действий с формой, пространством, цветом, звуком, словом. Искусство в школе выступает в качестве условия и механизма познания мира, которые предполагается реализовать на основе учета возрастных характеристик обучающихся, оптимально созвучных каждому возрасту мыслительных процессов — художественно-образное, художественно-действенное и логические формы мышления. В основу содержания программы положен принцип целостности: систематическое развитие у обучающихся способности восприятия и порождения художественного образа и его посильного отражения в собственных художественных работах. Программа опирается на художественную специфику реалистического искусства, выраженную в понятии художественного образа.
Уникальность и значимость курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала обучающихся, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У обучающихся развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания. Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения обучающегося к миру, его духовно-нравственное воспитание. Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут обучающимся при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом. Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования обучающимися с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, использованных на уроках, поддерживает интерес обучающихся к художественному творчеству.
Место учебного предмета «Изобразительное искусство» в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа для обязательного изучения учебного предмета «Изобразительное искусство» в третьем классе, из расчёта 1 час в неделю.
Данная программа рассчитана на 34 учебных часа. Из них 17 ч – на I полугодие, 17 ч – II на полугодие.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Приоритетная цель художественного образования в школе - духовно-нравственное развитие обучающегося, т. е. формирование у него эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира, качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего обучающийся постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. обучающийся шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения. Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого обучающегося — главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать обучающимся ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта обучающихся, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения обучающими программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса — развитие у обучающегося интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания через сказки, притчи, ситуации из жизни, литературный и музыкальный ряд.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства обучающегося, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности обучающегося, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «Изобразительное искусство»
Личностными результатами обучающихся являются:
• в ценностно-эстетической сфере-эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений, окружающей жизни;
• в познавательной (когнитивной) сфере - способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
• в трудовой сфере - навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
Метапредметными результатами обучающихся являются:
• умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
• желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
• активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.);
• обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;
• формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
• формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметными результатами обучающихся являются:
- в познавательной сфере понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;
- в ценностно-эстетической сфере - умения различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов;
- в коммуникативной сфере - способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно творческой деятельности;
- в трудовой сфере - умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).
Содержание учебного предмета
Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму
(изобразительное искусство и окружающий мир) (16 часов).
Овладение основами языка живописи и графики. Передача разнообразия и красоты природы средствами живописи, графики.
Изображение природного пейзажа в жанровых сценах, натюрморте, иллюстрациях.
Передача ритмического своеобразия природного ландшафта с помощью выразительных средств изобразительного искусства. Создание цветовых графических композиций в технике компьютерной графики. Запечатление объектов природы с помощью фотоаппарата.
Понимание и изображение природного ритма.
Выделение композиционного центра. Создание композиции на плоскости на заданную тему.
Выбор формата в зависимости от темы и содержания. Выбор художественных материалов.
Создание эскизов будущей работы с помощью компьютерной графики.
Эксперименты с цветом: выполнение растяжек, получение новых неожиданных цветов. Создание плавных переходов цветов.
Овладение приёмами самостоятельного составления натюрморта. Изображение с натуры предметов конструктивной формы. Передача смысловой связи предметов в натюрморте. Передача движения. Работа с натуры и по наблюдению.
Выполнение кратких зарисовок фигуры человека с натуры и по представлению в разных положениях. Работа в одной цветовой гамме. Передача объёма графическими средствами. Передача формы предмета с помощью штриха. Передача контраста и нюанса в объёме (лепка из глины или пластилина). Освоение профессиональной лепки. Создание объёмно-пространственной композиции. Передача ритма и динамики при создании художественного образа.
Создание эскизов архитектурных сооружений на основе природных форм ( по описанию в сказках). Выражение замысла в рельефных эскизах. Работа в группах по три-пять человек. Поиск Интернет музейных экспозиций.
Освоение техники бумажной пластики. Создание эскизов одежды по мотивам растительных форм.
Развитие фантазии и воображения (11 часов).
Передача настроения и ритма музыкального и поэтического произведения графическими средствами. Использование цветового разнообразия оттенков. Композиционный центр и ритмическое изображение пятен и линий. Передача индивидуальной манеры письма. Передача контрастных отношений в разных пространствах с помощью цвета, линии, штриха, в том числе в технике компьютерной графики.
Передача смысловой зависимости между элементами изображения путём выбора формата, материала изображения. Передача содержания художественного произведения в графической иллюстрации.
Соотнесение содержания книги с иллюстрациями и художественным оформлением шрифта текста. Создание своих буквиц для сказочных произведений, оригинальных вариантов заглавной буквы своего имени, отражение в образе буквы своего характера и интересов. Оформление сцены к спектаклю. Работа в коллективе, распределение обязанностей. Использование музыкального материала для передачи настроения и эстетического образа пространства.
Создание игрушки по мотивам народных художественных промыслов. Использование в украшении игрушек мотивов растительного и животного мира. Соотнесение характера украшения, орнамента и его расположения в зависимости от декоративной формы. Раскрытие символики цвета и изображений в народном искусстве. Коллективное исследование на тему «Знаки и символы русского народа». Передача равновесия в изображении, выразительность формы в декоративной композиции: обобщённость, силуэт.
Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика) (6 часов).
Выражение в словесной форме своих представлений о видах изобразительного искусства. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства. Коллективное исследование по данной теме.
Поиск и объяснение общего и различного в языке разных видов искусств. Выражение в беседе своего отношения к произведениям разных видов искусства (изобразительного, музыкального, хореографии, литературы), понимание специфики художественного языка каждого из них.
Классификация произведений изобразительного искусства по видам и жанрам. Ведущие художественные музеи России и своего региона. Объяснение символики в народном и декоративно-прикладном искусстве, функциональности, практической значимости произведений декоративно-прикладного искусства.
Представление о связи архитектуры с природой. Архитектурные памятники региона, их история
Планируемые результаты обучения
На начало учебного года обучающиеся должны:
Иметь представление об эстетических понятиях: художественный образ, форма и содержание.
По художественно-творческой изобразительной деятельности должны иметь: – представление об архитектуре как виде искусства, о воздушной перспективе и пропорциях предметов, о прообразах в художественных произведениях; о выборе и применении выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии.
Должны знать:
– холодные и теплые цвета, свойства графики; виды изучаемых материалов и их свойства; начальные представления о цветоведении; особенности композиции при изображении природных объектов;
Должны уметь:
-- выражать своё отношение к произведению изобразительного искусства, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства;
– выполнять наброски по своим замыслам с соблюдением пропорций предметов; реализовывать творческий замысел в создании художественного образа в единстве формы и содержания, моделировать цвета из 2-х и более цветов, прорисовывать мелкие детали;
– под контролем учителя проводить анализ образца (задания), планировать и контролировать выполняемую практическую работу;
– самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого в работе материала и поддерживать порядок на нем во время работы; оценивать качество выполненной работы с точки зрения соответствия ее художественному замыслу;
– ориентироваться в художественных тенденциях искусства эпохи Средневековья и Возрождения.
К концу 3 класса обучающиеся должны иметь:
Личностные результаты:
- Целостное, гармоничное восприятие мира.
- Интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями.
- Умение формулировать, осознавать, передавать своё настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности.
- Способность выражать свои чувства, вызванные состоянием природы.
- Представление о том, что у каждого живого существа своё жизненное пространство.
- Самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы и выделение её этапов.
- Умение доводить работу до конца.
- Способность предвидеть результат своей деятельности.
- Способность работать в коллективе.
- Умение работать индивидуально и в малых группах.
- Готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументировано отстаивать собственное мнение.
Метапредметные результаты:
- Постановка учебной задачи и контроль её выполнения ( умение доводить дело до конца).
- Принятие и удержание цели задания в процессе его выполнения.
- Самостоятельная мотивация учебно-познавательного процесса.
- Самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы и выделение её этапов.
- Умение проектировать самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей.
- Умение критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний.
- Умение применять приобретённые знания по одному предмету при изучении других общеобразовательных дисциплин.
- Умение выполнять по образцу и самостоятельно действия при решении отдельных учебно-творческих задач.
- Умение проводить самостоятельные исследования.
- Умение находить нужную информацию в Интернете.
- Умение формулировать ответ на вопрос в соответствии с заданным смысловым содержанием.
- Обогащение словарного запаса, развитие умения описывать словами характер звуков, которые «живут» в различных уголках природы, понимать связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и прозе.
- Умение сопоставлять события, о которых идёт речь в произведении, с собственным жизненным опытом, выделение общего и различного между ними.
- Умение объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом.
Предметные результаты:
- Сформированность представлений об искусстве, о связи искусства с действительностью и умение объяснить это на доступном возрасту уровне.
- Умение анализировать и сравнивать произведения искусства по настроению, которое они вызывают, элементарно оценивать их с точки зрения эмоционального содержания.
- Умение сравнивать описания, произведения искусства на одну тему.
- Способность обосновывать своё суждение, подбирать слова для характеристики своего эмоционального состояния и героя произведения искусства.
- Умение высказывать предположения о сюжете по иллюстрации, рассказывать о своём любимом произведении искусства, герое, картине, спектакле, книге.
- Умение фиксировать своё эмоциональное состояние, возникшее во время восприятия произведения искусства.
- Сформированность представлений о природном пространстве и архитектуры разных народов.
- Сформированность представлений о связи архитектуры с природой, знании архитектурных памятников своего региона, их истории.
- Активное участие в обсуждении роли искусства в жизни общества и человека.
- Понимание влияния природного окружения на художественное творчество и понимание природы как основы всей жизни человечества.
- Умение объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом.
- Умение создавать образный портрет героя в разных видах и жанрах искусства – словесном, изобразительном, пластическом, музыкальном.
- Умение выражать в беседе своё отношение к произведениям разных видов искусства, понимать специфику выразительного языка каждого из них.
- Умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла.
- Умение использовать элементы импровизации для решения творческих задач.
Календарно-тематическое планирование учебного предмета
№ п/п | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Элементы содержания образования | Основные виды образовательной деятельности обучающихся | Формы текущего контроля | Требования к уровню подготовки | |
I четверть (9 ч) | ||||||||
1 | 2.09 | Цветовое богатство оттенков в живописи. «Букет из осенних листьев» | 1ч | Работа на плоскости. Выполнение цветовых композиций на передачу характера светоносных явлений в природе. Цветовое богатство оттенков в живописи. Материал: акварель, белила, гуашь | Работа на плоскости Овладевать основами языка живописи и графики. Передавать разнообразие и красоту природы (растения, насекомые, птицы, звери, человек в природе) | Фронтальный контроль | Умение изображать листья, заполняя крупными изображениями весь лист бумаги. | |
2 | 9.09 | Ритм и орнамент в природной среде. «Солнечный день в горах» | 1ч | Работа на плоскости. Ритм и орнамент в природной среде и искусстве. Материал: гуашь, пастель тонированная бумага | Изображать природный пейзаж в жанровых сценах, натюрморте, иллюстрациях к литературным произведениям, архитектурно-ландшафтных композициях. Использовать в работе впечатления, полученные от восприятия картин художников | Фронтальный контроль | Умение проводить самостоятельные исследования. Понимание влияния природного окружения на художественное творчество и понимание природы как основы всей жизни человечества. | |
3 | 16.09 | Своеобразие природы разных стран. Закат солнца, сумерки | 1ч | Работа на плоскости. Передача в цвете своего впечатления от увиденного в природе и окружающем предметном мире. Сравнение природы разных стран. Материал: гуашь | Создавать выставки фотографий с уголками природы. Находить в поисковых системах Интернета необычные фотографии природной среды. | Фронтальный контроль | Самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы и выделение её этапов. Понимание влияния природного окружения на художественное творчество и понимание природы как основы всей жизни человечества. | |
4 | 23.09 | Композиция. На дороге | 1ч | Работа на плоскости. Освоение всей поверхности листа и её гармоничное заполнение. Освоение природного пространства человеком, животными, птицами, насекомыми и т. д. Материал: гуашь, пастель тонированная бумага | Понимать и изображать природный ритм (орнамент) (горы, леса, моря, реки, пустыни, равнины). Находить в Интернете информацию о знаменитых путешественниках и готовить о них небольшие презентации (иллюстрации, фото с объяснениями) | Работа в группах | Умение критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний. Умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла. | |
5 | 30.09 | Композиция. Натюрморт с натуры (два округлых предмета) | 1ч | Работа на плоскости. Композиционное размещение предметов в рисунке, преодоление измельчённости изображения. Материал: акварель | Овладевать приёмами самостоятельного составления натюрморта. Улавливать и передавать смысловую связь предметов в натюрморте | Фронтальный контроль | Умение выражать в беседе своё отношение к произведениям разных видов искусства, понимать специфику выразительного языка каждого из них. Умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла. Умение выполнять по образцу и самостоятельно действия при решении отдельных учебно-творческих задач. | |
6 | 7.10 | Окно и пейзаж за окном. Рисование по наблюдению. | 1ч | Работа на плоскости. Наблюдения за окружающими предметами, деревьями, явлениями природы, настроением в природе. Композиционное размещение предметов на листе бумаги. Материал: акварель, восковые мелки | Передавать графическими средствами воздушную перспективу. Использовать в работе средства компьютерной графики. | Работа в группах | Умение проводить самостоятельные исследования. Понимание влияния природного окружения на художественное творчество и понимание природы как основы всей жизни человечества. | |
7 | 14.10 | Портрет. Рисование по наблюдению. «Моя мама (папа)», «Мой друг» | 1ч | Работа на плоскости по наблюдению. Материал: гуашь, акварель, цветные мелки | Выбирать формат в зависимости от темы и содержания. Грамотно подходить к выбору изобразительных материалов. Использовать выразительные средства изобразительного искусства, созвучные содержанию. | Индивидуальный контроль | Умение создавать образный портрет героя в разных видах и жанрах искусства – словесном, изобразительном, пластическом, музыкальном. Умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла. Умение использовать элементы импровизации для решения творческих задач. | |
8 | 21.10 | Образы природы, людей, животных, вещей. | 1ч | Работа на плоскости. Составление разнообразных оттенков цвета. Контраст формы, цвета, размера. Материал: гуашь (на цветном фоне) | Экспериментировать с цветом: выполнение растяжек, получение новых неожиданных цветов. Создавать плавные переходы цвета (от красного к синему, от жёлтого к синему, от белого к зелёному и др.) | Фронтальный контроль | Постановка учебной задачи и контроль её выполнения ( умение доводить дело до конца). Умение доводить работу до конца. Способность предвидеть результат своей деятельности. | |
9 | 28.10 | Набросок человека (стоит, идет, бежит). | 1ч | Работа на плоскости. Передача движений: стоит, идёт, бежит. Материал: гуашь (1 цвет по выбору) | Создавать краткие зарисовки (наброски и портрет) с натуры и по наблюдению. | Самоконтроль Фронтальный контроль | Постановка учебной задачи и контроль её выполнения (умение доводить дело до конца). Принятие и удержание цели задания в процессе его выполнения. Самостоятельная мотивация учебно-познавательного процесса. Умение доводить работу до конца. Способность предвидеть результат своей деятельности. | |
II четверть(8 час) | ||||||||
10 | 11.11 | Рисование с натуры. «Утюг», «Часы», «Игрушки» | 1ч | Рисование с натуры предметов конструктивной формы. Материал: тушь, палочки, перо, шариковая ручка | Представлять, что такое стилизация в изобразительном искусстве. Применять её законы при создании продукта дизайна (технических средств, одежды, мебели) | Фронтальный контроль | Умение создавать образный портрет героя в разных видах и жанрах искусства – словесном, изобразительном, пластическом, музыкальном. Умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла. Умение использовать элементы импровизации для решения творческих задач. | |
11 | 18.11 | Сосуд в виде птицы (животного, дерева) | 1ч | Работа в объёме и пространстве. Выполнение рельефного изображения из цветного пластилина. Стилизация на основе русской традиционной посуды | Понимать, представлять и передавать контраст и нюанс в объёме (лепка из глины или пластилина). | Работа в группах | Умение выражать в беседе своё отношение к произведениям разных видов искусства, понимать специфику выразительного языка каждого из них. Умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла. Умение использовать элементы импровизации для решения творческих задач. | |
12 | 25.11 | Человек в движении. «Лыжник», «Гимнаст» | 1ч | Работа в объёме и пространстве. Выполнение рельефного изображения из цветного пластилина: динамичная композиция из объёмных форм. | Осваивать профессиональную лепку. Выполнять зарисовки с вылепленных фигурок. | Индивидуальный контроль | Самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы и выделение её этапов. Способность обосновывать своё суждение, подбирать слова для характеристики своего эмоционального состояния и героя произведения искусства. | |
13 | 2.12 | Эскиз архитектурного сооружения на основе природных форм. Дом в виде ракушки | 1ч | Работа в объёме и пространстве. Создание рельефного изображения из цветного пластилина: эскиз на основе природных форм | Создавать эскизы архитектурных сооружений на основе природных форм Выражать замысел в рельефных эскизах. Участвовать в коллективном творчестве при создании объёмно-пространственной композиции. Передавать ритм и динамику при создании художественного образа. | Работа в группах. | Способность работать в коллективе. Умение работать индивидуально и в малых группах. Готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументировано отстаивать собственное мнение. Умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла. Умение использовать элементы импровизации для решения творческих задач. Умение проектировать самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей. | |
14 | 9.12 | Художественная выразительность языка у разных народов. Прялка расписная | 1ч | Декоративно-прикладная деятельность. Создание несложного орнамента из элементов, подсмотренных в природе (цветы, листья, трава, насекомые, жуки и т. д.). Сравнение декоративно-прикладного искусства у разных народов | Создавать предметы для интерьера Находить в поисковых системах Интернета экспозиции в Государственном музее Эрмитаж — вазы, выполненные из камня русскими мастерами. | Фронтальный контроль | Способность предвидеть результат своей деятельности. Способность работать в коллективе. Умение работать индивидуально и в малых группах. Готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументировано отстаивать собственное мнение. | |
15-16 | 16.12 23.12 | Коллективная работа. Карта достопримечательностей. Географическая карта | 2ч | Декоративно-прикладная деятельность. Аппликация (коллективная работа). Материал: гуашь, фломастер | Декоративно-прикладная деятельность. Аппликация (коллективная работа). | Работа в группах | Способность работать в коллективе. Умение работать индивидуально и в малых группах. Готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументировано отстаивать собственное мнение. | |
17 | 30.12 | Рисование новогодней открытки. Обобщающий урок | 1ч | Материал: акварель, белила, гуашь | Участвовать в коллективном творчестве при создании открытки. Находить в Интернете оригинальные, эскизы создавать из них свою коллекцию. | Работа в группах | Способность самостоятельно работать с источником информации и находить нужное. Умение работать индивидуально и в малых группах. | |
III четверть(10 час) | ||||||||
18 | 13.01 | Эскиз одежды. Растительный орнамент. Платок для мамы | 1ч | Декоративно-прикладная деятельность. Изображение по представлению с помощью разнообразных линий, пятен. Материал: тушь, перо, акварель, гуашь | Создавать декоративные формы по мотивам природных, в том числе на основе иллюстраций, найденных в Интернете. Понимать и передавать контрастные отношения в разных пространствах с помощью цвета, линии, штриха, в том числе в технике компьютерной графики | Фронтальный контроль | Способность предвидеть результат своей деятельности. Способность работать в коллективе. Умение работать индивидуально и в малых группах. Готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументировано отстаивать собственное мнение. Умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла. Умение проектировать самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей. Сформированность представлений о связи архитектуры с природой. | |
19 | 20.01 | Коллективная работа. Плотное изображение пространства листа изображением. | 1ч | Работа на плоскости. Работа кистями и палочкой. Создание панно. Материал: бумага, гуашь | Определять характер и форму творческой работы на основе предложенной темы. Находить индивидуальную манеру изображения. Передавать смысловую зависимость между элементами изображения: выбором формата, материала изображения | Фронтальный контроль | Способность предвидеть результат своей деятельности. Способность работать в коллективе. Умение работать индивидуально и в малых группах. | |
20 | 27.01 | Дворец Снежной королевы. Взаимосвязь содержания художественного произведения с иллюстрацией. | 1ч | Работа на плоскости. Развитие представлений и контрастных и нюансных цветовых отношениях. Материал: бумага, гуашь | Передавать содержание художественного произведения в графической иллюстрации. Создавать коллективную книжку-раскраску. | Фронтальный контроль Индивидуальный контроль | Готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументировано отстаивать собственное мнение. Умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла. Умение проектировать самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей. Сформированность представлений о связи архитектуры с природой. | |
21 | 3.02 | Иллюстрации к произведению | 1ч | Работа на плоскости. Развитие ассоциативных форм мышления. Передача настроения, впечатления | Соотносить содержание книги с иллюстрациями и художественным оформлением шрифта текста. Создавать свои буквицы для сказочных произведений; оригинальные заглавные буквы своего имени; передавать в образе буквы собственный характер и интересы. | Фронтальный контроль | Умение сопоставлять события, о которых идёт речь в произведении, с собственным жизненным опытом, выделение общего и различного между ними. Умение объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом. | |
22-23 | 10.02-17.02 | Эскиз сцены к сказке | 2ч | Сюжетная объёмно-пространственная композиция. Изготовление всех возможных атрибутов. Материал: аппликация, гуашь | Создавать сюжетные объёмно-пространственные композиции по мотивам театральной постановки. Уметь работать в коллективе, распределять обязанности | |||
24 | 24.02 | Декоративная лепка. Три кувшина: торжественный, грустный, озорной | 1ч | Декоративная лепка. Украшение декоративными элементами. Воспитание эмоциональной отзывчивости, внимания к цвету в живописи. Материал: пластилин | Представлять особенности декоративной формы, её условный характер. Передавать в объёмной декоративной форме настроение. Украшать форму декоративными элементами в соответствии с её особенностями и назначением предмета | Индивидуальный контроль | Умение выражать в беседе своё отношение к произведениям разных видов искусства, понимать специфику выразительного языка каждого из них. Умение выбирать выразительные средства | |
25-26 | 3.03 10.03 | Архитектурный эскиз Сказочный город | 2ч | Работа в объёме и пространстве. Работа с крупными формами. Конструирование, украшение. Сюжетная объемно-пространственная композиция. | Коллективно создавать необычное (сказочное). игровое пространство (реальное или в эскизе), оформление уголка в классе, сцены. Применять музыкальный материал для передачи настроения и эстетического образа пространства | Работа в группах | Умение проектировать самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей. Сформированность представлений о связи архитектуры с природой. | |
27 | 17.03 | Роспись как элемент украшения. На ярмарке | 1ч | Декоративно-прикладная деятельность. Коллективная композиция | Понимать особенности и создавать игрушки по мотивам народных художественных промыслов. Применять в украшении мотивы растительного и животного мира. Соотносить характер украшения, орнамента и его расположения в зависимости от декоративной формы. Создавать коллективную композицию из выполненных игрушек. | Фронтальный контроль | Умение выражать в беседе своё отношение к произведениям разных видов искусства, понимать специфику выразительного языка каждого из них. Умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла. Умение использовать элементы импровизации для решения творческих задач. | |
IV четверть (7 часов) | ||||||||
28 | 6.04 | Роспись как элемент украшения. На ярмарке | 1ч | Понимать и передавать в символическом изображении его смысл; раскрывать символику цвета и изображений в народном искусстве. Проводить коллективные исследования на тему «Знаки и символы русского народа». Передавать равновесие в изображении, выразительность формы в декоративной композиции: обобщённость, силуэт. | Передавать ритмический характер повтора слов скороговорки, стихотворения, песни, сказки в декоративном орнаменте с помощью условных изображений. Уметь создавать декоративные элементы из глины и гуаши или бумаги, клея и гуаши. | Работа в группах | Умение выражать в беседе своё отношение к произведениям разных видов искусства, понимать специфику выразительного языка каждого из них. Умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла. | |
29 | 13.04 | Взаимосвязь содержания текста и характера шрифта. «Плакат» | 1ч | Работа на плоскости. Развитие представлений и контрастных и нюансных (сближенных) цветовых отношениях. Материал: бумага, гуашь | Понимать и уметь выражать в словесной форме свои представления о видах изобразительного искусства (их сходстве и различии). Проводить коллективные исследования по данной теме. | Фронтальный контроль | Способность предвидеть результат своей деятельности. Способность работать в коллективе. Умение работать индивидуально и в малых группах. Готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументировано отстаивать собственное мнение. | |
30 | 20.04 | Архитектура и декоративно-прикладное искусство | 1ч | Развитие представлений об архитектуре, видах декоративно-прикладного искусства | Воспринимать, находить, объяснять общее и различное в языке разных видов искусства. Понимать специфику выразительного языка каждого из них | Индивидуальный контроль | Умение проектировать самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей. Сформированность представлений о связи архитектуры с природой. | |
31 | 27.04 | Мастерская художника | 1ч | Этапы работы над картиной: наброски, эскизы, композиция и её элементы | Понимать и объяснять общее и особенное в произведениях живописи, графики и художественной фотографии. Выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного замысла в живописи или графике. | Работа в группах | Целостное, гармоничное восприятие мира. Интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями. Умение формулировать, осознавать, передавать своё настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности. Умение фиксировать своё эмоциональное состояние, возникшее во время восприятия произведения искусства. | |
32 | 4.05 | Жанры изобразительного искусства. Натюрморт, портрет, пейзаж | 1ч | Развитие представлений о жанрах изобразительного искусства. Особенности жанра, роль цвета в передаче настроения в картине | Группировать произведения изобразительного искусства по видам и жанрам. Участвовать в обсуждении, беседах, коллективных творческих проектах. Называть ведущие художественные музеи России и художественные музеи своего региона | |||
33 | 11.05 | Архитектурные достопримечательности Крупные музеи России | 1ч | Развитие представлений об особенностях объёмного изображения. Видео-экскурсия. Характер интерьера музея. Поведение в музее. Культурно-исторические памятники. «Русский музей». | Представлять и понимать связь архитектуры с природой. Называть архитектурные памятники региона, знать их историю | Фронтальный контроль | Целостное, гармоничное восприятие мира. Способность обосновывать своё суждение, подбирать слова для характеристики своего эмоционального состояния и героя произведения искусства. | |
34 | 18.05 | Итоговый урок «Чему мы научились» | 1ч | Мастерская художника | Понимать и определять своеобразие и особенности произведений декоративно-прикладного искусства (вышивка, роспись, мелкая пластика, изделия из камня, гончарное искусство) и дизайна (мебель, одежда, украшения). Осознавать и объяснять символику в народном и декоративно-прикладном искусстве, функциональность, практическую значимость произведений декоративно-прикладного искусства. | Фронтальный контроль Работа в парах | Умение фиксировать своё эмоциональное состояние, возникшее во время восприятия произведения искусства. |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Программа обеспечена следующим методическим комплектом
Учебная литература:
1. Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская, Изобразительное искусство. Учебник .3 класс, М.: Вентана-Граф, 2014 г.
2.Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская, Изобразительное искусство. Рабочая тетрадь. 3 класс, М.: Вентана-Граф, 2013г.
3.Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская, Н.В. Богданова. Методическое пособие для учителя. 1 - 4 класс. – М.: Вентана-Граф, 2011г.
4.Изобразительное искусство. Интегрированная программа. 1 - 4 классы. Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А., Протопопов Ю.Н. М.: Вентана-Граф, 2013 год
Дополнительная литература.
Музыкальные и поэтические произведения, предлагаемые для восприятия:
Музыка: «Облака» К. Дебюсси; «К Элизе» Л.ван Бетховен; Прелюдия до мажор (ХТК, 1 том) И.С. Бах; «Бурный поток» С.М. Майкапар; «Всенощная» С.В.Рахманинов; фрагменты из оперы «Садко», «Снегурочка» Н.А. Римский-Корсаков; ария князя Игоря из оперы «Князь Игорь» А.П. Бородин
Поэзия: А.Белый «Утро», А.А. Фет «Уж верба вся пушистая», И.А. Бунин «На Днепре», С.Есенин «Утро», А.Н. Майков «Октава». Ф.И. Тютчев «Море и утес», стихи Р. Киплинга
Технические средства обучения.
- Компьютер.
- Медиапроектор.
Интернет-ресурсы.
- Министерство образования и науки РФ http://mon.gov.ru/
- Русский образовательный портал http://www.gov.ed.ru
- Федеральный российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru
- Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
- Портал компании «Кирилл и Мефодий» http://www.km.ru
- Образовательный портал «Учеба» http://www.uroki.ru
- Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» (издательский дом «1 сентября»)
http://festival.1september.ru
Лист корректировки рабочей программы по изобразительному искусству на 2015-2016 учебный год
№п/п | Дата проведения урока по плану | Дата проведения урока по факту | Причина переноса урока на другую дату |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 | |||
5 | |||
6 | |||
7 | |||
8 | |||
9 | |||
10 | |||
11 | |||
12 | |||
13 | |||
14 | |||
15 | |||
16 | |||
17 | |||
18 | |||
19 | |||
20 | |||
21 | |||
22 | |||
23 |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического объединения _____________ Е.В.Хоменко
МБОУ СОШ №21 (подпись)
от « ___» __________ 2015г. №____ «____» __________ 2015г.
_____________ _____________
(подпись руководителя МО)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы для 1 класса ОС "Школа XXI века".
Рабочие программы для 1 класса (образовательная система "Начальная школа XXI века") составлены по всем учебным предметам с опорой на авторские программы, календарно-тематическое планирование по п...
Рабочие программы для 1 класса .ОС "Школа XXI века".
Рабочие программы для 1 класса .ОС "Школа XXI века", календарно-тематическое планирование представлено в этом же файле....
Рабочие программы для 1 класса. "Начальная школа XXI века"
Программа включает основное содержание и тематическое планирование....
рабочая программа по математике класс Начальная школа века
Рабочая программа соответствует ФГОС НОО....
Рабочая программа_математика_4 класс_Начальная школа XXI века
Программа разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе Федерального государственного образовательного стандарта ...
Рабочая программа математика_1 класс_Начальная школа XXI века
Программа разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе Федерального государственного образовательного стандарта ...
Рабочая программа для 3 класса начальная школа 21 века
Рабочая программа для 3 класса начальная школа 21 века с календарно-тематическим планированием для учителей начальных классов....