Рабочая программа по "Изобразительному искусству" 3 класс ФГОС
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему
Рабочая программа разработана к учебнку Б.Неменского 3 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo.docx | 44.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования городского округа «Охинский»
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5 г. Охи
РЕКОМЕНДОВАНА кафедрой учителей начальной школы Протокол № _____ от « » сентября 2014 г. | УТВЕРЖДАЮ ___________________Т.В.Гордеева директор МБОУ СОШ № 5 г. Охи Приказ № ______ от «___»____________20__ г. |
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
(наименование учебного предмета/курса)
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ, НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
(уровень, ступень образования)
ОДИН ГОД
(срок реализации программы)
Составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений: изобразительное искусство, автор Б.М.Неменский
Абрамовой Татьяной Анатольевной
(ФИО полностью)
Оха
2014 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (КУРСА)
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Основные цели преподавания изобразительного искусства:
• развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
• освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
• овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
• воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Эти цели обуславливают следующие задачи:
- совершенствовать эмоционально-образное восприятие произведений искусства и окружающего мира;
- развивать способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни;
- формировать навыки работы с различными художественными материалами.
Указанные цели и задачи отвечают требованию стандарта: «Курс изобразительное искусство для начальной школы направлен на цельность и последовательность развития, сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов»
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Данная программа адресована учащимся 3 класса МБОУ СОШ №5.
Рабочая программа составлена с учетом требований Государственного стандарта начального общего образования по изобразительному искусству 2011 года на основе Примерной программы начального образования по изобразительному искусству, с учетом авторской программы Б.Н.Неменского
В ней представлено развёрнутое учебное содержание предмета, примерное количество часов на изучение основных разделов курса.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю из расчёта 34 рабочих недели).
Срок реализации программы: один год.
Изменений, внесённых в авторскую программу Б.М. Неменского нет.
ФОРМЫ, МЕТОДЫ, ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
Формы организации образовательного процесса:
Индивидуально-обособленная
Коллективная
Групповая
Методы:
Проблемного обучения (проблемное изложение, частично-поисковые или эвристические, исследовательские)
Организации учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические; аналитические, синтетические, аналитико-синтетические, индуктивные, дедуктивные; репродуктивные, проблемно-поисковые; самостоятельной работы и работы по руководством).
Стимулирования и мотивации (стимулирования к учению: познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций; стимулирования долга и ответственности: убеждения, предъявление требований, поощрения, наказания).
Самостоятельной познавательной деятельности (подготовка учащихся к восприятию нового материала, усвоение учащимися новых знаний, закрепление и совершенствование усвоенных знаний и умений, выработка и совершенствование навыков; наблюдение, работа с книгой; работа по заданному образцу, по правилу или системе правил, конструктивные, требующие творческого подхода).
Технологии обучения:
Личностно ориентированного образования
Игровые
Информационные
Деятельностного метода
Развитие общеучебных умений
ФОРМЫ, СПОСОБЫ И СРЕДСТВА ПРОВЕРКИ И
ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
При осуществлении контроля знаний и умений учащихся используются:
- рисунки, выполненные учащимися на уроке
ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность;
— конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Эти три вида художественной деятельности и являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные искусства, конструктивные искусства, декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу выделения того и иного вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
Искусство всюду вокруг нас. | 34 ч. | |
1 | Искусство в твоём доме. | 8 ч. |
2 | Искусство на улицах твоего города. | 7 ч. |
3 | Художник и зрелище. | 11 ч. |
4 | Художник и музей. | 8 ч. |
Итого | 34 ч. |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
- ИСКУССТВО В ТВОЁМ ДОМЕ.
1.1 – 1.8 Внимание обращается на красоту предметов, на рукотворную красоту, которая окружает нас в быту, в доме, на улицах, в театрах, в музеях. Урок-лекция «Искусство в твоём доме». Ткани различного назначения. Обои, посуда в твоём доме. Народные традиции. Твои книги. Промышленная графика.
- ИСКУССТВО НА УЛИЦАХ ТВОЕГО ГОРОДА.
- – 2.7 Знакомство с искусством, окружающим людей вне дома. Понимание важности сохранения памятников истории, архитектуры. Приобщение к культуре своего народа. Наследие предков – памятники архитектуры. Витрины на улицах. Парки, скверы, бульвары. Памятники. Фонари.
- ХУДОЖНИК И ЗРЕЛИЩЕ.
- – 3.11 Ввести ученика в мир театра. Дать представление о том, что изобразительное искусство является необходимой частью зрелища. Урок-лекция «Театральное искусство». Театральный грим, костюм. Декорации, занавес, афиша. Театр масок и кукол. Художник, балет и цирк.
- ХУДОЖНИК И МУЗЕЙ.
- – 4.8 Представление о роли и значении музеев для человека. Музеи призваны хранить, изучать, пропагандировать лучшие произведения искусств. Урок-лекция «Музей искусства». В музеях хранятся картины, скульптуры. Музей памятников архитектуры, декоративно0прикладного искусства.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности
универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
- знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
- понимание образной природы искусства;
- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
- способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
- освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
- овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
- умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
- изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
- умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
- способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
- умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
- выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
- умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Этапы оценивания детского рисунка:
- как решена композиция: как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выдержана общая идея и содержание;
- характер формы предметов: степень сходства изображения с предметами реальной действительности или умение подметить и передать в изображении наиболее характерное;
- качество конструктивного построения: как выражена конструктивная основа формы, как связаны детали предмета между собой и с общей формой;
- владение техникой: как ученик пользуется карандашом, кистью, как использует штрих, мазок в построении изображения, какова выразительность линии, штриха, мазка;
- общее впечатление от работы: возможности ученика, его успех, его вкус.
«5» - поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок; работа выразительна, интересна
«4» - поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок
«3» - поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней можно обнаружить грубые ошибки
«2» - поставленные задачи не выполнены.
УЧЕБНОЕ И УЧЕБНО_МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для учащихся:
- Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Н.А.Горяева, Л.А.Неменская, А.С.Питерских и др.]; под ред. Б.М.Неменского. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 144 с. : ил. – ISBN 918-5-09-028743-2
Для учителя:
1. Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Н.А.Горяева, Л.А.Неменская, А.С.Питерских и др.]; под ред. Б.М.Неменского. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 144 с. : ил. – ISBN 918-5-09-028743-2
2. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 1-4 классы / [Б.Н.Неменский, Л.А.Неменская, Е.И.Коротеева и др.]; под ред. Б.Н.Неменского. – 2-у изд. – м.: Просвещение, 2013. – 240 с. – ISBN 978-5-09-029-966-4.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Условные обозначения: МП –мультимедийная презентация
ЭОР-электронные образовательные ресурсы
ФХ-фонохрестоматия
ИД-интерактивная доска
№ п/п | Содержание (раздел, тема урока) | Кол-во часов | Сроки проведения | Наглядно-техническое оснащение урока | Примечание | |
план | факт | |||||
Искусство в твоём доме. 8 ч. | ||||||
1 | Твои игрушки. Лепка игрушки из пластилина. | 1 | ||||
2 3 | Посуда у тебя дома. Изображение сервиза из нескольких предметов. | 2 | ||||
4 | Обои и шторы у тебя дома. Эскизы обоев для комнаты и штор. | 1 | ||||
5 | Мамин платок. Эскиз праздничного платка для мамы. | 1 | ||||
6 7 | Твои книжки. Иллюстрация обложки для книжки. | 2 | ||||
8 | Труд художника для твоего дома (обобщение темы). Беседа. | 1 | ||||
Искусство на улицах твоего города. 7 ч. | ||||||
9 | Памятники архитектуры. Изображение памятника своих мест. | 1 | ||||
10 | Парки, скверы, бульвары. Эскизы парка для отдыха. | 1 | ||||
11 | Ажурные ограды. Проект ажурных ворот из бумаги. | 1 | ||||
12 | Волшебные фонари. Конструирование фонаря из бумаги. | 1 | ||||
13 | Витрины. Проект витрины для магазина из бумаги. | 1 | ||||
14 | Удивительный транспорт. Изображение фантастических машин. | 1 | ||||
15 | Труд художника на улицах твоего города (обобщение темы). Панно «Наш город» | 1 | ||||
Художник и зрелище. 11 ч. | ||||||
16 17 | Художник в цирке. Рисунок на тему циркового представления. | 2 | ||||
18 19 | Художник в театре. Картонный макет для спектакля. | 2 | ||||
20 21 | Театр кукол. Создание бумажных кукол к спектаклю. | 2 | ||||
22 | Маски. Создание масок из бумаги по выбору. | 1 | ||||
23 | Афиша и плакат. Эскиз плаката-афиши к спектаклю. | 1 | ||||
24 25 | Праздник в городе. Рисунок проекта оформления праздника. | 2 | ||||
26 | Школьный карнавал (обобщение темы). Украшение класса. | 1 | ||||
Художник и музей. 8 ч. | ||||||
27 | Музей в жизни города. Экскурсия в музей города. | 1 | ||||
28 | Картина -особый мир. Изображение « Картина-пейзаж» | 1 | ||||
29 | Картина – портрет. Создание портрета близких людей. | 1 | ||||
30 | Картина – натюрморт. Изображение натюрморта по образцу. | 1 | ||||
31 32 | Картины исторические и бытовые. Изображение сцены из жизни в школе, семье. | 2 | ||||
33 | Скульптура в музее и на улице. Лепка фигуры человека в движении. | 1 | ||||
34 | Художественная выставка (обобщение темы). Выставка работ за год. | 1 | ||||
ИТОГО | 34 ч. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 1-4 классы ФГОС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ 1- 4 КЛАССОВ "ШКОЛА РОССИИ" С УЧЁТОМ ФГОС 2 ПОКОЛЕНИЯ...
рабочая программа технология 2 класс ФГОС
Тематическое планирование по ФГОС 2 класс По программе "Начальная школа XXI века"...
Рабочие программы для 2 класса (ФГОС) УМК "Школа России"
Рабочие программы даны в соответствии с требованиями ФГОС. Также разработано КТП по всем предметам....
Рабочая программа педагога 1 класс ФГОС НОО ("Школа Росии")
Предлагаю вашему вниманию рабочую программу педагога 1 классначального общего образованияФГОС – 2 НОО, УМК «Школа России»...
Рабочая программа педагога 1 класс ФГОС НОО ("Школа Росии")
Календарно-тематическое планирование по русскому языку, литературному чтению...
Рабочая программа "Математика" 2 класс ФГОС Школа России
Рабочая программа составлена к учебнику Моро М.И. Программа содержит пояснительную записку с планируемыми результатами. Календарное планирование с деятельностью учащихся и УУД. К программе прилагаются...
Рабочая программа "Технология" 2 класс ФГОС Школа России
Программа содержит пояснительную записку с планируемыми результатами, календарно-тематическое планирование с деятельностью учащихся и УУД....