КТП по ИЗО 3 класс Школа России
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 3 класс) по теме

Островерх Наталья Викторовна

Рабочая программа по изобразительному искусству для  3  класса (базовый уровень)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izo_3_klass.doc165.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2»

г. Истра

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МОУ «СОШ № 2» г. Истра ____________

И. И. Власов

01.09.2014 г.    Приказ № 235      

                                   

Рабочая программа по изобразительному искусству

(Базовый уровень)

3 а класс

Составитель:

Печикина Наталья Викторовна,

учитель начальных классов

        

2014

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования и Программы для общегосударственных учреждений по изобразительному искусству (автор программы В.С. Кузин – Волгоград, Учитель, 2012)

Программа рассчитана на 34 учебных часа (из расчёта 1 учебный час в неделю).

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.

Главная цель: 

развитие личности учащихся средствами искусства;

получение эмоционально-ценностного опыта восприятия произведений искусства и опыта художественно-творческой деятельности.

Курс изобразительного искусства направлен на решение следующих задач:

• воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;

• развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;

• освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;

• овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

• совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;

• развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

• формирование навыков работы с различными художественными материалами.

Актуальность и педагогическая целесообразность использования программы заключается в том, что она нацелена на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребёнка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.

Доминирующее  значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребёнка к миру, его духовно-нравственное воспитание.

Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.

Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребёнка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.

        Требования к уровню подготовки учащихся

В течение   учебного года учащиеся должны углубить свои знания о композиции, цвете, рисунке, приёмах декоративного изображения растительных форм и форм животного мира и усвоить:

  • Доступные сведения об известных центрах народных художественных промыслов (Жостово, Хохлома, Полхов-Майдан и т. д.).
  • Начальные сведения о декоративной росписи матрёшек из Сергиева Посада, Семенова и Полхова-Майдана.
  • Простейшие правила смешения основных красок для получения более холодного и тёплого оттенков: красно-оранжевого и жёлто-оранжевого, жёлто-зелёного и сине-зелёного, сине-фиолетового и красно-фиолетового.

К концу учебного года учащиеся должны уметь:

  • Выражать своё отношение к произведению искусства (понравилась картина или нет, что конкретно понравилось, какие чувства вызывает картина).
  • Чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм, очертаний.
  • Сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, использовать линию симметрии в рисунках с натуры и узорах.
  • Правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет.
  • Выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчёркивать размером, цветом главное в рисунке.
  • Соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм).
  • Чувствовать и определять холодные и тёплые цвета.
  • Выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира.
  • Использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге.
  • Творчески использовать приёмы народной росписи: цветные круги и овалы, обработанные тёмными и белыми штрихами, дужками, точками в изображении декоративных цветов и листьев.
  • Использовать силуэт и светлотный контраст для передачи «радостных» цветов в декоративной композиции.
  • Расписывать готовые изделия согласно эскизу.
  • Применять навыки декоративного оформления в аппликациях, плетении, вышивке, изготовлении игрушек на уроках труда.

Программно-методическое обеспечение

1. УМК

- учебник

Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. 3 класс: учебник – М.: Дрофа, 2013.

- тетрадь

Кузин В.С. Изобразительное искусство. 3 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений – М., Дрофа, 2014

- методические пособия для учителя:

Кузин В.С. Программа. Изобразительное искусство – Волгоград, Учитель, 2012

Павлова О. В. Поурочное планирование. Изобразительное искусство. 3 класс.-  Волгоград, Учитель, 2014

2. Электронные пособия:

        1. электронное приложение к учебнику Кузина В.С., Кубышкиной Э.И. Изобразительное искусство. 3 класс.

        2. сайт http://catalog.iot.ru,

                http://www.ict.edu.ru

                www.center.fio.ru 

                http://nsc.1september.ru

                http://www.1september.ru/

                 http://som.fio.ru/

                http://www.solnyshko.ee

3. Материально-техническое обеспечение:

1. комплект учебно-наглядных пособий

        2. компьютер с лицензионным программным обеспечением;

        3. телевизор;

        4. DVD проигрыватель;

        5. принтер;

        6. сканер.


Тематическое планирование

№ п\п

Раздел

Количество часов

1

Мы рисуем осень

8 ч.

2

В мире сказок

8 ч

3

Труд людей зимой и весной

10 ч

4

В каждом рисунке солнце

8 ч


Календарно – тематическое планирование

 

Тема учебного материала

Кол-во

часов

Элементы

содержания

Планируемые результаты

Знания

Умения

Универсальные учебные действия

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

Раздел 1.  Мы рисуем осень  (8часов)

1.

«Прощаемся с теплым летом»

1

Изобразительное искусство – диалог художника и зрителя. Образное содержание искусства. Отражение в произведениях изобразительного искусства человеческих чувств, идей, отношений к природе, человеку, обществу. Виды изобразительных искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура, дизайн, декоративно-прикладное искусство, их связь с жизнью. Основы изобразительного искусства: рисунок, цвет, композиция, объем, пропорции

Знать жанр изобразительного искусства – пейзаж

Уметь отражать в рисунке природные явления 

Владение навыками выбирать и применять выразительные средства для реализации собственного замысла при выполнении работы.

01.09-05.09

2.

Рисование с натуры осенних листьев сложной формы

1.

Знать о средствах выразительности и эмоционального воздействия (размер, цвет, сочетание оттенков цвета, фактура)

Уметь анализировать форму, цвет

Развитие  навыков наблюдательности при изучении формы, строения и цветовой окраски листьев.

08.09-12.09

3.

Рисование с натуры веток с осенней окраской

1

Знать о средствах выразительности и эмоционального воздействия (размер, цвет)

Уметь анализировать форму, цвет.

Развитие  навыков наблюдательности при изучении формы, строения и цветовой окраски листьев

15.09-19.09

4.

Декоративное рисование. Выполнение эскиза росписи игрушки-матрешки.

1.

Знать форму изображения круга

Уметь анализировать форму, цвет, пропорции и пространственное расположение предметов

Развитие первичных навыков рисования по памяти и воображению

22.09-26.09

5.

Аппликация «Русская матрешка в осеннем уборе»

1

Знать о пропорциях и пространственномрасположении предметов

Уметь:

– использовать художественные материалы (гуашь);

– организовать рабочее место.

Развитие навыков наблюдательности и внимания, логического мышления

29.09-03.10

6.

Рисование с натуры «Дары осеннего сада и огорода»

1

Первичные навыки рисования с натуры, по памяти

Знать правила смешения основных красок

Уметь анализировать форму, цвет, пропорции

Развитие умения сравнивать цвет и форму натуры с выполняемым рисунком

13.10-17.10

7.

Декоративное рисование «Мы осенью готовимся к зиме»

1

Первичные навыки рисования с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, животные, человек)

Знать о цветовом контрасте

Уметь: 

– использовать художественные материалы (гуашь);

– понимать «язык» украшений.

Совершенствование навыков согласования цвета и рисунка узорах с  формой

20.10-24.10

8.

Беседа «Сказка

в произведениях русских художников»

1

Знать основные жанры произведений изобразительного искусства

Уметь:

– высказывать свои впечатления о сказочных сюжетах в изобразительном искусстве;

– рассказывать о художниках-иллюстраторах, их творчестве

Развитие образного мышления, речи, зрительной памяти, интереса к декоративно-оформительской графике

27.10-31.10

Раздел 2. В мире сказок ( 8 часов )

9.

Иллюстрирование «Сказки  о царе Салтане» А. С. Пушкина

1

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема

Знать основные жанры произведений изобразительного искусства.

Знать понятие «иллюстрация».

Уметь узнавать отдельные произведения выдающихся художников (В. М. Васнецов).

Развитие навыков композиционного мышления и воображения.

03.11-07.11

10

Рисование с натуры игрушки «Золотая рыбка»

1

Знать основные жанры произведений изобразительного искусства.

Уметь: 

– использовать художественные материалы (гуашь);

Развитие навыков рисования по воображению.

10.11-14.11

11

Рисование с натуры игрушки «Золотая рыбка»

1

Знать о пропорциях и пространственномрасположении предметов

Уметь:

– анализировать произведения изобразительного искусства;

– самостоятельно выполнить с натуры рисунок (рыбка) в нужной последовательности

Развитие зрительной памяти, образного мышления, наблюдательности и внимания. Воспитание любви к изобразительному искусству

24.11-28.11

12

Тематическое рисование «В сказочном подводном царстве»

1

Знать и уметь определять «теплые» и «холодные» цвета

Уметь:

– сочетать в творческих рисунках реальные образы со сказочными, фантастическими;

– анализировать произведение изобразитель-

ного искусства;

– объяснить последовательность выполнения рисунка

Развитие творческой фантазии детей, наблюдательности и внимания, логического мышления.

Воспитание любви и интереса к сказочным персонажам, сказочному подводному миру

01.12-05.12

13

Рисование с натуры игрушек-сказочных человечков.

1

Использование различных художественных техник и материалов: гуашь, акварель, восковые мелки, фломастеры

Знать о пропорциях и пространственномрасположении предметов, фигурок

Уметь:

– сочетать в творческих рисунках реальные образы со сказочными, фантастическими;

– анализировать произведение изобразитель-

ного искусства;

– объяснить последовательность выполнения рисунка

Развитие творческой фантазии детей, наблюдательности и внимания, логического мышления.

Воспитание любви и интереса к сказочным персонажам

08.12-12.12

14

Декоративная работа «Сказочный букет» (карандаш, гуашь)

1

Работа в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструктивной деятельности.

Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов

Знать что такое «композиция»

Уметь выполнять простейшие приемы кистевой росписи в изображении декоративных цветов, самостоятельно эскиз росписи подноса

Развитие умения выполнять простейшие приемы кистевой росписи в изображении декоративных цветов. Пробуждение чувства гордости за труд народных умельцев

15.12-19.12

15

Декоративная работа «Готовим наряд для сказочной елки»

(карандаш, акварель)

1

Знать о различных предметы народного орнаментального искусства

Уметь:

– объяснять последовательность выполнения рисунка;

– выполнить самосто-ятельно эскизы елочных игрушек-украшений

Развитие фантазии, наблюдательности и внимания. Воспитание умения восхищаться красотой вокруг нас

22.12-26.12

16

Декоративная работа «Мы готовимся

к встрече Нового

года – праздника

радости сказок»

(карандаш, гуашь)

1

Знать о связи художественного оформления изделий декоративно-прикладного искусства с их практическим назначением.

Уметь выполнить самостоятельно эскиз новогодней маски

Развитие эмоциональных ощущений неразрывности красоты вокруг нас и деятельности человека. Воспитание интереса к декоративно-оформительской деятельности

5.01 – 9.01

Раздел 3. Труд людей зимой и весной (10 часов)

17

Рисование с натуры  по памяти и по представлению «Труд людей зимой и весной»

1

Работа в различных видах изобразительной и художественно-конструктивной деятельности

Знать основные жанры произведений изобразительного искусства.

Уметь:

– составлять композицию;

– обсуждать композиции рисунков;

– правильно передавать в рисунке пропорции фигуры человека, характерности поз и движений

Развитие чувства гордости за славный труд своих родных и близких. Воспитание любви

к Родине

12.01 – 17.01

18

Декоративное рисование «Орнамент в круге»

1

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла

Знать как пользоваться различными  

художественными материалами (мелки, фломастеры)

Уметь:

– последовательно работать над декоративным рисунком;

– выбирать растительный  сюжет для узора.

Формирование у детей навыков последователь-

ной работы над  орнаментом.

19.01 – 23.01

19

Рисование с натуры «Орудия труда человека»

1

Виды изобразительных искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура, дизайн, декоративно-прикладное искусство, их связь с жизнью

Выбор и применение выразительныхсредств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии. Богатство и разнообразие художественной культуры России (образы архитектуры, живописи, декоративно-прикладного народного искусства)

Богатство и разнообразие художественной культуры России

Знать:

– понятие и сущность светотени и ее градаций;

– орудия труда человека

Знать:

– понятие и сущность светотени и ее градаций;

– орудия труда человека

Развитие умения анализировать пропорции, очертания и цветовую окраску предметов. Воспитание любви к труду, аккуратности

26.01 – 30.01

20

Рисование с натуры «Веселые игрушки»

1

Знать:

– произведения декоративно-прикладного искусства;

– традиции народного творчества.

Уметь выполнить самостоятельно рисунок

с изображением богородской игрушки

Развитие творческого воображения; систематизация знаний о некоторых художественных традициях народного творчества в области художественной резьбы по дереву.

2.02 – 6.02

21

Лепка фигурок по мотивам народных сказок

1

 Знать основные жанры произведений изобразительного искусства.

Уметь использовать художественные материалы (пластилин)

Умение применять технологию лепки от большой формы способами вытягивания и вдавливания.

9.02 – 13.02

22

Беседа на тему «Красота в умелых руках»

1

Знать основные простейшие приемы выполнения хохломской травки – ягодки, травинки, кудринки, листочка

Уметь:

– выполнять элементы

хохломской росписи;

– передавать форму

и пропорции, объем предмета

 Воспитание уважения к мастерам, творящим такие произведения искусства

23.02 – 27.02

23

Лепка

 «Красота

в быту людей. Создаем красивые узоры для подарка маме или бабушке»

1

Знать особенности композиции узора

в квадрате.

Уметь:

– показывать общее

и разное в образных решениях;

– заимствовать из народных орнаментов композицию элементов узора

Умение создавать творческие работы на основе собственного замысла.  Формирование умений выполнять элементы хохломской росписи, передавать форму и пропорции, объем предмета.

2.03 – 6.03

24

Рисование с натуры и  по памяти. Домашние животные

1

Знать:

– особенности изображения жизни домашних животных;

– художников-анималистов и их произведения

Уметь самостоятельно нарисовать свое любимое животное

Развитие умения анализировать пропорции, очертания предметов, наблюдательности

и внимания. Воспитание любви к животным

9.03 – 13.03

25

Лепка животных с натуры и по памяти

1

Знать основные жанры произведений изобразительного искусства.

Уметь использовать художественные материалы (пластилин)

Умение применять технологию лепки от большой формы способами вытягивания и вдавливания.

16.03 – 20.03

26

Иллюстрирование стихотворения

Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай

и зайцы»

1

Знать цветовую окраску предметов.

Уметь:

– видеть сюжет;

– построить композицию, выделяя главное в ней размером и цветом;

– детально прорисовать деда Мазая и зайцев

Развитие умения анализировать пропорции, очертания и цветовую окраску предметов. Воспитание любви к весенней природе

23.03 – 27.03

Раздел 4. В каждом рисунке солнце (8 часов)

27

Беседа на тему: «Большое космическое путешествие»

1

Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой, театром, кино. Богатство и разнообразие художественной культуры России и мира

 Знать                 о космосе;

– зрительном образе

космоса;

– об освоении космоса.

Уметь:

– работать командами (экипажами) над композициями космического пространства;

– выполнять работу

в контрастном колорите

Воспитание чувства гордости, восхищения подвигами русских космонавтов.   Развитие зрительной памяти, наблюдательности и внимания

30.03 – 3.04

28

Тематическое

рисование «Полет на другую планету»

1

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке

Знать о средствах выразительности и эмоционального воздействия (размер, цвет, сочетание оттенков цвета, фактура).

Умение выбрать и применить выразительные средства для реализации собственного замысла в художественном изделии.

Формирование умения составлять композиции; развитие фантазии, творческого воображения.

Воспитание чувства гордости, восхищения подвигами русских космонавтов

13.04 – 17.04

29

Рисование с натуры «Ветка вербы»

1

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, линии, штриха, пятна, объема

Знать о пропорциях

 Очертания,

и о цветовой  окраске

веточки вербы

Уметь:

– передавать пространственное положение ветки вербы;

Развитие способностей

выражать чувство восхищения от красоты родной природы

20.04 – 24.04

30

Декоративное рисование «Цветочный хоровод»

1

Знать понятие стилизация, основные дополнительные цвета, теплые и холодные

Уметь выполнить рисунок схематично, детально карандашом и

в колорите

Развитие зрительной памяти, наблюдательности и внимания. Воспитание интереса к изобразительному искусству

27.04 – 1.05

31

Беседа «Весна в произведениях русских художников»

1

Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой, театром, кино. Богатство и разнообразие художественной культуры России и мира

Знать стихи о весне

Уметь:

– наблюдать, замечать

в природе прекрасное,

сравнивать с изображенным на полотнах живописцев;

– анализировать свои

впечатления;

– высказывать свое восхищение красотой родной природы

Развитие умения замечать в природе прекрасное и анализировать свои впечатления. Воспитание умения восхищаться неповторимой красотой родной природы

4.05 – 8.05

32

Рисование с натуры весенних цветов

1

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации

Знать о пропорциях

 Очертания,

и о цветовой  окраске весенних цветов (тюльпаны, нарциссы)

Знать о пропорциях

 Очертания,

и о цветовой  окраске весенних цветов

Развитие умения замечать в природе прекрасное и анализировать свои впечатления. Воспитание умения восхищаться неповторимой красотой родной природы

11.05 – 15.05

33

Весенняя сказка цветов

Аппликация

1

Знать особенности работы

в технике .

Уметь:

– использовать художественные материалы (бумага разной фактуры, гуашь), работать с ножницами;

– анализировать декоративные свойства при рассматривании цвета и фактуры материала.

Умение выбрать и применить выразительные средства для реализации собственного замысла в художественном изделии.

18.05 – 23.05

34

Тематическое рисование «Пусть всегда будет солнце»

1

Богатство и разнообразие художественной культуры России и мира

Знать о средствах выразительности и эмоционального воздействия (размер, цвет, сочетание оттенков цвета

Уметь:

– составлять композиции;

– анализировать репродукции;

– выполнять рисунок

карандашом и в цвете

Развитие фантазии, творческого воображения; формирование умения составлять композиции. Воспитание чувства гордости за свою

25.05 – 29.05

СОГЛАСОВАНО                                                                                                 СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания ШМО                                                                                 Зам. директора по УВР __________________

учителей начальной школы                                                                                                                                    Т. В. Стадник                                

__________ Л. В. Салычева                                                                                  " ____ " _____ 2014 г.      

 № 1  от 29.08.2014                                                                            



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по теме "Путешествие по Золотому кольцу России" 3 класс Школа России

ПРОЕКТНОЕ ЗАДАНИЕПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 3 КЛАССЕПО ТЕМЕ "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЗОЛОТОМУ КОЛЬЦУ РОСИИ". КПК: "ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА...

Равнины и горы России 4 класс "Школа России"

Открытый урок по окружающему миру 4 класс "Школа России".  Урок был  разработан и проведен  учителем Сомовой Оксаной Ивановной в 2013 году....

Природные зоны России. 4 класс "Школа России"

Презентация содержит карту природных зон России, кроссворд, филворд, ребусы и др.. Это позволит детям закрепить изученный материал по данной теме в игровой форме....

Рабочая программа по математике 2 класс Школа России Календарно-тематическое планирование по математике 2 класс школа России

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование составлено для 2 класса по Умк школа России...

Урок окружающего мира 4 класс «Школа России» Тема: Моря, озёра, реки России

Урок окружающего мира 4 класс по УМК "школа России"....