КТП 3 класс Изобразительное искусство
материал по изобразительному искусству (изо, 3 класс) по теме

Кулебякина Светлана Павловна

КТП 3 класс Изобразительное искусство

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Изобразительное искусство76.32 КБ

Предварительный просмотр:

РАССМОТРЕНО                        СОГЛАСОВАНО:                        УТВЕРЖДАЮ:

На заседании ШМО                   Зам. директора по УВР               директор МАОУ СОШ №19                              

 _____С.П. Кулебякина             _________Е.В. Лихачёва             ___________А.М. Лобанов

«___»    _____     2014  г.           «__»_______  2014  г.                  Приказ от  « __»   __   2014 №___

Протокол   № 1

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

 

Кулебякиной  Светланы   Павловны

учителя начальных классов

высшей   квалификационной категории

 

 

 

по изобразительному искусству

3-а класс

 

 

 

 

Рассмотрено на заседании педагогического совета

протокол № ___________

от«____» __________        2014г.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       

                                                                2014-2015  учебный год

                                                                   

                                                                           Содержание

1.Пояснительная записка………………………………………………………………………..  3        

2.Содержание  тем учебного курса…………………………………………………………….  4        

3.Учебно- тематический план…………………………………………………………………  19        

4.Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе……    19

  5.Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков    обучающихся по   данной программе. .........................................................................................................................................................22

  6.Перечень учебно- методического обеспечения……………………………………………    23

7. Список литературы……………………………………………………………………………23

8.Календарно – тематическое планирование……………………………………………………25.

                                                           1.Пояснительная записка .

       Рабочая  программа по изобразительному искусству  для 3 класса разработана  на основе федерального государственного образовательного  стандарта начального общего образования (приказ №373 от 6 октября 2009 года), требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования, примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству и на основе авторской программы  «Изобразительное искусство», автор  И.Э.Кашековой, А.Л.Кашекова. УМК «Перспективная начальная школа»

             Изобразительное  искусство  в  начальной  школе  является  базовым предметом, его уникальность и значимость определяется нацеленностью на развитие художественных способностей и творческого потенциала ребенка, формирование  ассоциативно-образного,  пространственного  мышления, интуиции;  одномоментного  восприятия  сложных  объектов  и  явлений, эмоционального  оценивания;  способности  к  парадоксальным  выводам,  к познанию мира через чувства и эмоции.  

Актуальность  предмета  обусловлена принципиальным  значением интеграции школьного образования в современную культуру.  Программа направлена  на  помощь  ребенку  при  вхождении  в  современное информационное,  социокультурное  пространство,  в  котором  сочетаются разнообразные  явления  массовой  культуры,  зачастую  манипулирующие человеком,  не  осознающим  силы  и  механизмов  ее  воздействия  на  его духовный мир.

Приобщение  современного  человека  к  искусству,  как  вековому культурному  опыту  человечества,  основанному  на  преемственности поколений,  передававших  своё  восприятие  мира, воплощённое  в художественных  образах,  значимо  для  его эстетического  и этического

воспитания.  Гуманистический  и  педагогический  потенциал  искусства использовался в традиционном и в официальном образовании во все времена.  Искусство  является  одной  из  форм  познания  окружающего  мира. Художественное познание, принципиально отличаясь от научного, дополняет и гармонизирует картину мира.  

   Целью  изучения  предмета  «Изобразительное  искусство»  является развитие  личности  учащихся  средствами  искусства,  получение эмоционально-ценностного  опыта  восприятия  произведений  искусства  и опыта художественно-творческой деятельности.

 В соответствии с этой целью решаются задачи:                                                                                                      

 - воспитание  визуальной  культуры  как  части  общей  культуры современного человека, интереса к изобразительному искусству; обогащение  нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных  чувств,  уважения  к  культуре  народов  многонациональной России и других стран;

- развитие воображения, творческого потенциала ребенка, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; способностей к эмоционально-ценностному отношению к искусству и окружающему миру; навыков сотрудничества в художественной деятельности;

-  освоение  первоначальных  знаний  о  пластических  искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне, их роли в жизни человека и общества;

- овладение элементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой  деятельности,  разными  художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

Общая  логика учебно-методического  комплекта выстраивается  с учетом концептуальных идей системы «Перспективная начальная школа».

                                            2. Содержание тем  учебного курса

Волшебный мир, наполненный чудесами (6 часов)

Древние корни народного искусства (1 час). Традиции народного искусства. Отражение в традиционном народном искусстве верований, труда и быта народа. Древние корни народного искусства. Каждый человек с раннего детства входит в необычный сказочный мир, наполненный чудесами. Роль мифа и мифических персонажей в развитии культуры и искусства. Миф и сказка.

Характеристика деятельности учащихся. Понимать, что в традиционном народном искусстве отражаются верования, труд и быт народа. Иметь представление о древних корнях народного искусства. Понимать роль мифа и мифических персонажей в развитии культуры и искусства.

Из чего родилась сказка... Представление древних людей о мироустройстве. Знание о том, как жили наши древние предки, сохранилось благодаря искусству. Украшения, предметы быта, орудия труда, найденные при раскопках на местах древних поселений, росписи на стенах пещер рассказывают о жизни древних людей. Изображение животных древними художниками.

из потребностей жизни (1 час). Древние изображения на каменных стенах пещер, в которых обитали древние люди. Образы животных в наскальной живописи. Обобщенность образа; передача самых типичных качеств животного; сочетание в одном образе реальных и фантастических черт. Выразительность и узнаваемость изображений животных, условность в изображении людей.


Художественная деятельность. Сделать композицию в манере наскальной живописи на тонированной бумаге (уголь, сангина, мел или тушь, перо). Изобразить эпизоды из жизни древних рыболовов, охотников, и их племен.                Характеристика деятельности учащихся. Осознавать, что представление о жизни древних людей сохранились благодаря искусству. Иметь представление о древнейшем искусстве – наскальной живописи. Понимать особенности изображения животных и людей древними художниками. Создавать композицию в манере наскальной живописи на темы из жизни древних рыболовов, охотников, и их племен в графической технике.

               … из веры (1 час). Вера древних людей в происхождение их рода от животного – медведя, пантеры или оленя. Фигурки животного – покровителя рода, сделанные из камня, дерева, металла или керамики. «Звериный стиль» в искусстве древних скифов. Украшение фигурками животных оружия, конских сбруй, щитов, колчанов, пряжек, застежек на одежде скифских воинов. Передача сути образа: силы, ловкости, скорости, чуткости, зоркости, быстроты реакции животного. Оберег – священное изображение, наделенное, по мнению человека, оберегающей силой. Соединение реальных и фантастических черт в образах животных. Красота и польза в представлении древних. Вера в то, что качества зверя перейдут обладателю его изображения. Коллекция фигурок звериного стиля в Эрмитаже.

                Художественная деятельность. Придумать и сделать оберег с изображением зверя или птицы, которые лучше всего соответствуют самоощущению ребенка. Работу выполнить в объеме или на плоскости в виде рельефа. Пластилин или пластическая масса, скульптурная глина и стеки.

                 Характеристика деятельности учащихся. Иметь представление о верованиях древних людей в связь человека, рода с животным. Знать о зверином стиле в искусстве и особенностях изображения животных. Иметь представление о древнейшем декоративно-прикладном искусстве и его функциях оберега. Знать о коллекции фигурок звериного стиля в Эрмитаже. Создавать свой оберег в виде зверя или птицы, передающий качества, которыми ребенок хочет обладать, в объеме или на плоскости в виде рельефа.

                       ... из желания узнать мир и сделать его лучше (1 час). Объединение искусством многих видов деятельности, которые помогали человеку выразить свои представления об окружающем мире, усвоить и передать знания и умения, способствовали общению. Существование искусство в сознании древнего человека слитно с мифом и религией. Раскрытие в мифах не только смысла событий, но и проект их лучшего осуществления. Миф - это сказание передающее представление древних народов о происхождении Мира и человека. Роль мифа в жизни древнего человека: восполнение недостатка знаний, объяснение загадок природы, помощь в понимании мира, уверенность в будущем. Соединение в мифе реального и фантастического. Герои мифов – боги и люди, фантастические звери и птицы, стихии природы - ветер, вода, огонь, земля, волшебные предметы. Воплощение содержания мифов в священных действах - обрядах и ритуалах. Ритуал - это установленный порядок определенных магических  действий.


           Магия - вера в сверхъестественную способность человека управлять природой и предметами. Слитность древнего искусства – музыки, изобразительных искусств, танца, театра – в древних обрядах и ритуалах. Сказочный характер мифологических образов. Сохранение отголосков древнего ритуального действа сохранились в языке сказочных символов.

                       Характеристика деятельности учащихся. Иметь представление о слитности древнего искусства, о том, что оно объединяло многие виды деятельности, которые помогали человеку выразить свое понимание окружающего мира. Знать понятия «миф», «ритуал», «обряд», «магия». Понимать роль мифа в жизни древнего человека, особенности и функции мифа. Иметь представление о героях мифов.

                Знак и символ (1 час). Знак - это общепринятое изображение, используемое для хранения и передачи информации. Все люди, включенные в пространство одной культуры, одинаково понимают смысл знака, например, букв алфавита, цифр, дорожных знаков. Владение языком знаков и символов для понимания искусства. Древние знаки солнца, земли, воды. Символ - похож на знак, но имеет множество значений. Глубокое содержание символа и сообщение им многозначности художественному образу. Раскрытие символом общих для людей переживания мира и самих себя.

                  Древний символ Древа жизни в народных вышивках. Образ Древа жизни в современном искусстве. Возможность интерпретировать изображение как знак и как символ. Символика прялки и ее связь с космическими и календарно-циклическими представлениями. тесным образом Соединение русской прялки с культом плодородия и заупокойным культом предков. Символика резных украшений деревянного дома; формы и росписи прялки. Разнообразие сказочных символов: символические персонажи, предметы, элементы природы, птицы и животные (например, Жар-птица и Златогривый конь, меч-кладенец и золотое яблочко, живая и мертвая вода, дорога, ведущая героя к победе и избушка на курьих ножках, клубок, Иван-дурак и Баба Яга, день и ночь).

            Художественная деятельность. Выполнить эскиз вышивки, применяя древнюю символику. Бумага в клетку и цветные фломастеры.

                Характеристика деятельности учащихся. Иметь представление о знаково-символическом языке искусства, о знаках и символах древнего искусства. Понимать общее и различное в знаке и символе. Интерпретировать изображение как знак и как символ. Овладеть основами языка знаков и символов для понимания искусства. Знать древние символические изображения: Древо жизни, солнце, земля, вода, конь и др., находить их в традиционном народном искусстве. Понимать символику изображений на предметах быта и орудиях труда. Выполнять эскиз вышивки, применяя древнюю символику.

           Сказка - ложь, да в ней намек... (1 час). Отличия сказки от мифа. Конь – любимый герой народных сказок мифов. Конь - символ добра и благополучия. Роль коня в сказках. Изображение коня в искусстве.


       Образ коня в раскрытии содержания художественного произведения. Интерпретация образа Коня с иллюстраций к сказкам. Образ коня в искусстве разных народов.

            Значение композиция произведения, места, которое занимает конь, его очертания, цвет фона, цвет коня, его связь с человеком в понимании смысла произведения.

            Характеристика деятельности учащихся. Понимать общее и отличия мифа и сказки. Интерпретировать древние образы, представленные в произведениях живописи, книжной графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Иметь представление об образе и символике коня в древнем и в народном искусстве. Понимать значение композиции произведения, формы и цвета объектов в раскрытии содержания. Символика цвета. Цвет как сигнал, знак, или символ. Многообразие символики цвета.

           Художественная деятельность. Создать образ сказочного Коня. Определить черты, которые надо подчеркнуть и цвет, который поможет передать суть его характера и намерений.

           Характеристика деятельности учащихся. Иметь представление о символике цвета. Создавать образ сказочного Коня, используя древние изображения и символику цвета.

              Сказочные темы и сюжеты в изобразительном искусстве (2 часа). Богатырская тема в изобразительном искусстве России (В.Васнецов, М. Врубель и др.). Тема – сюжет – содержание произведения искусства. Тема - сфера реальной жизни или фантазия, получившая отражение в произведении искусства. Сюжет - изображенное событие и развитие действия, запечатленного в произведении. Темы поиска счастья или Жар-птицы, от которой оно зависело и др. Троекратные повторы в сюжете. Волшебные превращения в сюжетах сказок. Сказочные мотивы в изобразительном искусстве. Сказочная птица (М.Врубель, В.Васнецов). Композиция и цвет в создании выразительных образов. Отличие положительных и отрицательных героев сказок, преображенных в зверей и птиц. Образы добрых и злых персонажей. Линии и цвета для их изображения. Разнообразие штрихов для передачи фактуры перьев птицы или меха животного.

               Художественная деятельность. Изобразить сказочную птицу или зверя, в которые могли бы превратиться герой или героиня сказки (графические техники).

              Характеристика деятельности учащихся. Различать «тему» и «сюжет» в искусстве. Иметь представление о распространенных темах и сюжетах русского искусства, об особенностях построения сказок и иллюстрациях к ним. Знать картины на сказочные сюжеты В. Васнецова и М. Врубеля. Изображать сказочного зверя или птицу графическими средствами. Создавать обобщенный образ сказочной птица, используя технику силуэта.

    Художники-сказочники. Сказочные образы (5 часов)  


                     Художники-сказочники (1 час). Художники, использовавшие в своем творчестве сюжеты сказок: Виктор Васнецов, Михаил Врубель, Иван Билибин, Николай Рерих. Специфика их творчества, художественная манера и свой круг сюжетов. Работы этих художников хранятся в Третьяковской галерее в Москве и в Русском музее в Санкт – Петербурге.

              Художественная деятельность. Определить автора каждого фрагмента из произведений художников-сказочников по их художественной манере.

                Характеристика деятельности учащихся. Знать художников, создававших произведения на сюжеты сказок: В. Васнецов, М. Врубель, И. Билибин, Н. Рерих. Понимать особенности их искусства. Различать художественную манеру и находить их произведения в учебнике и в рабочей тетради.

                        Образы героев сказки неотделимы от ее сюжета. Мифопоэтические образы славянского искусства и их отражение в народной культуре в разных видах искусства. Изображения волшебных птиц Сирина и Алконоста, лесного божества Лешего, обитательниц рек – русалок. Изображение русалок в деревянной резьбе, украшающей деревенский дом. Связь древнего понятия «оберег» с берегом реки.

                    Использование в искусстве приема комбинирования целого из разных деталей. Соединение элементов различных животных, птиц, растений, помогло создать новые образы (русалки, птицы Сирин и Алконост, Змей-Горыныч и т.п.). Чем богаче зрительный опыт художника - тем более интересные и разнообразные образы он сможет придумать. Сказочные образы – обереги в искусстве народных умельцев (Дымка, Филимоново, Абашево и др.).

                     Художественная деятельность. Рассмотреть изображения реальных зверей, птиц, растений, насекомых и создать свой фантастический образ. Пусть это будет добрый образ – оберег. Пластилин или скульптурная глина.

                 Характеристика деятельности учащихся. Иметь представление о мифопоэтических образах славянского искусства и их отражении в народной культуре в разных видах искусства. Интерпретировать сказочные образы зверей и птиц в произведениях книжной графики и живописи. Видеть и различать в произведении искусства, в сказочных образах различные элементы и применять в собственной художественно-творческой деятельности прием комбинирования. Понимать, что разнообразие и богатство образов зависит от зрительного опыта художника. Различать и объяснять сказочные образы – обереги в народном декоративно-прикладном искусстве. Создавать образ сказочной птицы или зверя на основе комбинаторной деятельности.

                Герой сказки - носитель народных идеалов (1 час). Образ главного героя сказки. Перерождение в результате выпавших на долю героя по сюжету сказки испытаний, Иванушка-дурачок (царевич, юноша) в сильного, смелого, доброго, крепкого духом идеального героя. Образы русских богатырей с  картины Васнецова.


. Одежда русского воина: кольчуга, шлем, кольчужка. Щит и меч - обязательные атрибуты воина. Этапы создания портрета героя сказки: пятном изобразить овал лица, шею и плечи. Изменения в одежде русских воинов с течением времени (17, 19, 20 вв.). Изменения образов сказочных героев.

       Художественная деятельность. Создать образ героя сказки – защитника Родины. Можно изобразить его в полный рост или сделать погрудный портрет.

          Характеристика деятельности учащихся. Иметь представление о символическом характере популярных сказочных героев. Описывать образы богатырей с картин В.Васнецова, М.Врубеля. Представлять и уметь изображать одежду русских воинов в разные исторические периоды. Создавать образ героя сказки – защитника Родины. Знать этапы работы над портретом.

            Образ Героя - защитника отечества в искусстве (1 час). Герои сказок – как воплощение мечты народа об идеальном защитнике, которому по плечу любые подвиги во имя мира и добра на родной Земле. Стремление людей в страшные для нашей Родины дни всегда вставать на ее защиту и спасать родную землю и свой народ. Образ защитника Родины в произведениях художников. Образы разных поколений защитников земли русской в современном искусстве. Образ героя Великой отечественной войны. Соответствие черт, свойственных сказочным героям образам настоящих героев.

           Художественная деятельность. Создать образ героя – реального защитника Родины (гуашь или пластилин).

          Характеристика деятельности учащихся. Сопереживать стремлению людей в страшные для Родины дни вставать на ее защиту. Рассматривать и анализировать образы защитника Родины в произведениях искусства. Иметь представление как выглядели защитники Родины в разные времена. Соотносить черты, свойственные сказочным героям с образами настоящих героев. Создавать образ героя – реального защитника Родины.

          Идеальные образы сказочных героинь (1 час). Главные героини русских сказок. Наделение сказочной героини качествами, которые, по мнению народа, должны были присутствовать у идеальной женщины: красота, скромность, терпение, стойкость, верность, доброта, заботливость, трудолюбие, умелость, чувство собственного достоинства. Роль одежды в характеристике женского образа: головной убор - кокошник или платок, сарафан, рубаха.

        Художественная деятельность. Создай образ героини русской народной сказки, постарайся передать основные качества, соответствующие идеальному женскому образу (гуашь или пастель).

        Характеристика деятельности учащихся. Знать идеальные качества характера женщины, установленные традиционной народной культурой.


Понимать роль одежды в характеристике женского образа. Создавать образ героини русской народной сказки.

           Идеальные женские образы в искусстве (1 час). Представление об образе идеальной женщины, отраженное в искусстве. Качества женщин – героинь произведений искусства: нежность и сила духа, доброта и смелость, трудолюбие и заботливость, скромность и оптимизм, мастерство и обладание хорошим вкусом.

            Художественная деятельность. Создать современный идеальный женский образ. Можно изобразить маму или учительницу.

            Характеристика деятельности учащихся. Видеть и комментировать качества женщин, изображенных в произведениях искусства на портретах и в жанровых картинах. Создавать идеальный образ современной женщины.

            Реальность и фантазия (12 часов)

             Образы отрицательных персонажей (2 часа). Борьба двух главных противников - противоположных по духу, внешнему виду и целям – основа любого сказочного сюжета. Противостояние положительных героев в сказок злым, хитрым, коварным персонажам. Наделение отрицательных персонажей (Баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей-Горыныч, злая царица и др.) огромной силой, покрепленной колдовскими чарами. Передача характера с помощью внешнего вида. Зловещие образы злых героинь, ассоциации с образом сердитой птицы или настороженного, агрессивного зверя. Цвет и характер линии в создании образа.

               Художественная деятельность. Создать образ отрицательной героини сказки.

                Характеристика деятельности учащихся. Понимать, что в основе содержания любого произведения искусства лежит оппозиция противоположных пар: правды и лжи, жизни и смерти, прекрасного и уродливого и т.д. Осознавать, что характер персонажа можно передать его внешним видом. Понимать специфику создания и создавать выразительный образ с помощью цвета и характера линии. Создавать образ отрицательной героини сказки.

               Образы чудовищ. Возникновение образов чудовищ в результате преобразования настоящих животных и птиц, добавления к их реальному виду различных деталей: голов, лап, клыков, крыльев. Образы фантастических чудовищ в резьбе, украшающей избы и храмы. Деревянная резьба. Каменная резьба Дмитриевского собора в г. Владимир, соборов г. Чернигов и Юрьев-Польской. Изображение чудищ на изразцах. Украшение цветными изразцами печей, фасадов каменных храмов и палат. Знакомство со способами изготовления изразца.

Художественная деятельность. Выполнить из пластилина или скульптурной глины модель изразца, украшенного изображениями фантастических животных.


                   Характеристика деятельности учащихся. Понимать, как рождаются сказочные, фантастические образы в изобразительном искусстве. Наблюдать образы фантастических чудовищ в резьбе, украшающей избы и храмы. Знать, что такое «изразец», иметь представление о способах его изготовления и о том, где он использовался. Создавать модель изразца в рельефе. Использовать контраст для усиления эмоционально-образного звучания работы.

                  Образ дороги в сказке и дорога в жизни (1 час). Дорога как символ жизненного пути. Образ дороги в сказках. Соединение в образе дороги трех миров – подземного, земного и небесного. Путь по стволу дерева к небу, путь через реку в потусторонний мир и т.д. Встречи и приключения, поджидающие героя на дороге. Образ дороги в произведениях художников И. Левитана, Н. Рериха, И. Шишкина, в иллюстрациях И. Билибина. Использование правил перспективы при изображении дороги. Линия горизонта.

                     Художественная деятельность. Выполни в тетради упражнения на построение перспективы дороги.

                  Характеристика деятельности учащихся. Понимать многозначность понятия «дорога» в искусстве. Интерпретировать образ дороги в произведениях живописи. Знать и использовать правила перспективы, точку схода на линии горизонта при изображении дороги. Выполнять задания на построение перспективы дороги.

                   Там, на неведомых дорожках... (1 час). Роль перекрестка дорог (перепутье, росстань). Выбор героем своего жизненного пути, принятие, жизненно важного решения. Знаки перепутья: Поклонный крест или огромный валун. Образ пути-дороги – символ судьбы героя. Дорога по реке или по небу.

                  Художественная деятельность. Коллективная работа. Выбрать или придумать сказочный сюжет. На большом листе картона нарисовать план-схему сказочной дороги, по которой должен пройти герой сказки, чтобы достичь своей цели.

                 Характеристика деятельности учащихся. Иметь представление о значении перекрестка дорог в традиционном сознании, его символическом смысле. Знать знаки и символы перекрестка дорог. Участвовать в коллективной работе. Выбирать или придумывать сказочные сюжеты. Рисовать план-схему.

               Странствия по различным мирам (1 час). Соединение дорогой трех миров – подземного, земного и небесного. Странствия героя по различным мирам.

               Жизнь человека как путешествие по дороге жизни. Изображение дороги длиною в жизнь человека, весь его жизненный путь на картине К. Петрова-Водкина. Виртуальное присутствие дороги на картине. Представление о дороге, по которой идёт герой, её характеристика,


представление о том, какой путь совершил герой, какой была его дорога: лёгкой или тяжёлой, длинной или короткой и т.д.

                 Художественная деятельность. Продолжите коллективную работу. Пусть каждый изобразит различные препятствия, которые могут встретиться на пути героя. Пройдите путь главного героя сказки, используя игральную кость и фишки.

                 Характеристика деятельности учащихся. Понимать роль дороги для связи трех миров в сказке. Интерпретировать образ дороги в искусстве как жизненного пути. Видеть, понимать и уметь объяснять виртуальное присутствие дороги на картине. Трактовать образ дороги в пейзажах русских художников. Участвовать в коллективной работе, находить свое место в общем деле.

                 Образ Сказочного леса (1 час). Дорога через заколдованный лес. Образы сказочного дерева: могучий дуб, нежная березка или рябинка, колючая ель. Близость деревьев по духу персонажам сказок. Способы изображения деревьев и их особенности.

                Художественная деятельность. Представить, что злой колдун превратил в дерево богатыря или красну девицу, а может быть Бабу Ягу или другого злодея. Определить, какое дерево больше подойдёт для характеристики образа. Нарисовать древо и придать ему выразительные черты сказочного персонажа (карандаш, роллер).

               Характеристика деятельности учащихся. Понимать и создавать в воображении образы близкие по духу персонажам сказок, навеянные разными породами деревьев. Понимать особенности деревьев и знать способы их изображения. Интерпретировать образ дерева как образ сказочного персонажа в собственной художественно-творческой деятельности.

               Заколдованный лес (1 час). Образ мрачного леса Бабы Яги как олицетворение для героя иного мира. Избушка на курьих ножках. Образы деревьев, которые могут расти в заколдованном лесу. Выражение в образах этих деревьев характера и помыслов Бабы Яги. Избушка Бабы Яги, созданная по рисунку В. Васнецова в Абрамцево. Иллюстрация И. Билибина к сказке «Василиса Прекрасная». Передача художником с помощью окружающей природы характера и помыслов всадников. Соответствие мрачного вида чащи ельника и колючих ветвей этих деревьев характеру отрицательных персонажей.

                 Художественная деятельность. Выполнить упражнения на изображение елей в рабочей тетради.

                Характеристика деятельности учащихся. Понимать символическое значение леса в сказке и в изобразительном искусстве. Видеть в образах разнообразных деревьев характеры и помыслы различных персонажей сказок. Осознавать роль окружающей природы для передачи характера и помыслов персонажей. Изображать ели, колючие кустарники.


             Волшебный лес (1 час). Образ заснеженного леса на картине В. Васнецова «Снегурочка», его соответствие образу Снегурочки. Образы Снегурочки у М. Врубеля и Н. Рериха. Черты характера Снегурочки, увиденные каждым художником. Представить какие деревья могут расти в лесу Снегурочки. Рассказать о картине В. Васнецова «Заснеженный лес».

            Художественная деятельность. Изобразить лес Снегурочки. Использовать гуашь и тонированную бумагу.

           Характеристика деятельности учащихся. Находить соответствие образа леса образу героя сказки. Понимать субъективность трактовки образа персонажа разными художниками, находить в разных изображениях общее и специфичное. Рассказывать о сюжете картины, изображающей лес. Создавать образ леса Снегурочки или Деда Мороза. Передавать движение и эмоциональное состояние в композиции на плоскости.

             Образ жилища в сказке и в жизни (1 час). Путешествие героя от порога родного дома: избы, каменных купеческих палат или царского дворца. Изба – русское крестьянское жилище, срубленное из бревен и покрытое двухскатной крышей. Отношение крестьян к своему дому. Элементы конструкции и декора избы. Выражение в украшении избы стремлении сберечь семью от различных напастей – болезней, злых духов, природных явлений. Использование в деревянной резьбе изображений оберегающих символов: солнца, птиц, символизирующих небо, львов и русалок, обозначающих подводный и подземный миры. На крыше – конёк представлял солнечное божество и символизировал богатство и достаток в доме. Украшение пространства вокруг дверей и окон – резные наличники. Украшение богатых теремов и царских хором.

                Образы сказок в разных видах народного искусства: в декоре домов, в орнаментах вышивки, в резьбе и в росписи предметов быта.

               Художественная деятельность. Нарисуй наличник окна. Какие символы нужно изобразить, чтобы к жителям дома пришла удача? Где они будут расположены: над окном, под окном или по бокам?

               Характеристика деятельности учащихся. Иметь представление об образе русского крестьянского жилища – избе, ее символике, выраженной в декоре. Находить в элементах декора избы древние символы-обереги и объяснять их назначение. Видеть и интерпретировать сказочные образы в формах и орнаментах традиционного декоративно-прикладного жилища. Зарисовывать элементы декора избы, понимать их назначение и смысл, определять местоположение.

               Образ деревни (1 час). Путешествие от порога сельского дома. Жизнь в ладу с природой деревенских жителей, знание и уважение ее законов. Деревенская улица, повторение очертаний рельефа местности. Разнообразие изб: богатые и бедные, украшенные резными орнаментами и почерневшие, покосившиеся от времени. Расположение деревни на живописном берегу реки или озера, среди полей или на опушке леса. В. Васнецов - эскизы декорации к опере Н.Римского-Корсакова «Снегурочка».


Образ деревенской улицы в картинах художников: ощущение сонной тишины или яркого праздничного веселья. Гармоничная связь традиционных сельских построек с окружающей местностью.

                   Художественная деятельность. Коллективная работа. Изобразить сельскую улицу, вдоль которой выстроились нарядно украшенные дома крестьян. Показать природу, среди которой уютно расположилась деревня. Фон можно написать гуашью. Дома, колодец и другие строения сконструировать из бумаги и приклеить к фону.

                   Характеристика деятельности учащихся. Понимать, что человек должен жить в ладу с природой, знать и уважать ее законы. Иметь представление о виде деревенской улицы, о гармонии жилья с природой. Воспринимать образ деревенской улицы в эскизах декораций В. Васнецова. Участвовать в коллективной работе. Изображать деревенскую улицу среди природы, используя правила перспективы. Конструировать из бумаги и украшать постройки. Передавать эмоциональное состояние в объемной композиции.

                   Образ города (1 час). Город древности – неприступная крепость. Могучие стены, сторожевые башни, проездные ворота, подъемные мосты, ров, окружающий со всех сторон город. Главный собор в центре города, деревянный или каменный дворец и хоромы или палаты бояр и именитых людей. Дома богатых купцов. Избы бедного и мастерового люда на окраине города (Н. Рерих «Путивль», «Ростовский кремль»; А. Васнецов «Московский Кремль»).

                   Художественная деятельность. Коллективная работа. Создать макет сказочного чудо-города. Выбрать, подходящие замыслу способы работы с бумагой для построения макетов построек различной формы.

                  Характеристика деятельности учащихся. Иметь представление о древнем городе как о неприступной крепости, о его структуре. Участвовать в коллективной работе. Создавать макет древнего города-крепости. Применять разные способы работы с бумагой.

                  Образ сказочного города (1 час). Образ сказочного чудо-города «с златоглавыми церквами, с теремами и садами». Легенда о невидимом чудесном граде Китеже.

                 Художественная деятельность. Выполнить коллективную работу в объёме или в рельефе на тему «Сказочный город» или «Чудесный Град-Китеж».

                Характеристика деятельности учащихся. Иметь представление об образах сказочных городов в литературе, изобразительном искусстве, кино. Участвовать в коллективной работе. Применять разные способы работы с бумагой или пластилином.

                Образы сказочных атрибутов (7 часов)

Роль предметов, наделенных волшебной силой в сказках: блюдечко с голубой каемочкой, молодильные яблоки, клубок, сапоги-скороходы,


скатерть-самобранка, волшебные бусины, шапка-невидимка, куколка, прялка, волшебное зеркальце, колечко, гребень, веретено, корона, меч-кладенец и др. Символика и особенности изображения сказочных предметов.

               Свет мой, зеркальце... (1 час). Особая роль зеркала, отражение героини, событий, происходящих с другими персонажами сказки. Зеркало как таинственный мир и как дорогая вещь.

                Художественная деятельность. Разработать эскиз рамки для зеркала для какого-нибудь сказочного персонажа.

               Характеристика деятельности учащихся. Осознавать волшебную роль зеркала в сказке, понимать, почему в жизни к зеркалам сложилось особое отношение. Разрабатывать эскиз изделия, с учетом особенностей его будущего хозяина.

               Куколка... (1 час). Кукла в сказочных сюжетах и в древних обрядах, и обрядовых играх. Изготовление кукол в древности (вырезание из дерева, вязание из соломы, лепка из глины, скручивание из тряпочек). Куклы - пеленашка, закрутка, стригушка, куватка. Куклы-помощницы, свадебные куклы и др. Обрядовые куклы. Кукла, замещающая надолго ушедшего из дома человека (сказка «Василиса Прекрасная»). Наделение сказочной куклы особой защитной магией. Вера в оберегающую силу куклы. Последовательность изготовления Куватки. Изготовление куклы из соломы, ниток, тряпочек и даже из фантиков.

Художественная деятельность. Создать обрядовую куклу, а потом объединить все куклы в единую солнечную композицию.

Характеристика деятельности учащихся. Иметь представление об истории куклы, о ее роли в жизни крестьян. Знать разные виды традиционных кукол. Понимать символическую роль куклы в народных сказках. Знать способы и последовательность изготовления простой куклы. Создавать простую обрядовую куклу. Уметь ее использовать в украшении современного интерьера.

               Яблоки и яблоня (1 час). Волшебное яблоко или от яблони и развитие сюжета сказки. Особое отношение к яблоне на Руси. Праздник Яблочный Спас. Освещение нового урожая плодов. Тайна сказочных яблонь. Добрая или злая сила яблока в сказках. Помощь героям в избрании пути, обретении молодости и мощи, видении событий, происходящих на другом конце света. Принесение вреда героям (отравленное яблоко). Иллюстрации художников А. Куркина и Б. Зворыкина.

Характеристика деятельности учащихся. Иметь представление об особом отношении к яблоку и яблоне в культуре разных народов. Понимать смысл праздников, посвященных яблокам. Различать добрую и злую силу яблока в сказках. Знать несколько сказок, где яблоку отводилась особая роль в развитии сюжета, подбирать иллюстрации к этим сказкам.

               Катись, катись, яблочко... Неоднозначное отношение людей к яблоку с древних времен Яблоки в мифах – символ зла или символом знания, мудрости и солнечного тепла. Выражение «яблоко раздора».


Яблоко, как запретный плод в христианстве. Молодильные яблоки в славянских сказках. Значение Яблоньки в сказке «Крошечка-Хаврошечка». Равнозначность выражения «катись, катись, яблочко» пути-дороге, по которому оно катится, и безвозвратно проходящему времени. Смысл, связанный с древними значениями этого плода, в изображении яблок на картинах художников. Рассмотреть натюрморты с изображением яблок, раскрыть их содержание.

                  Художественная деятельность. Выполнить натюрморт с яблоками.

                Характеристика деятельности учащихся. Знать различную символику яблока в культуре разных народов. Иметь представление о символическом значении яблока в русских народных сказках. Трактовать образы яблока и яблони на картинах художниках. Выполнять натюрморт с яблоками. Использовать композиционный центр, уметь отделить главное от второстепенного.

                 Перо Жар-птицы (1 час). Жар-птица – символ бессмертия. Волшебные свойства пера Жар-птицы. Сюжеты сказок с пером Жар Птицы.. Сюжеты сказок, связывающие Жар-птицу с клеткой, внутри которой находятся золотые яблоки. Интерес художников к образу волшебной птицы, освещающей пространство и дающей тепло. Иллюстрация И. Билибина к «Сказке об Иван-царевиче, Жар-птице и о Сером Волке». Внешний вид и повадки Жар-птицы. Вид пера и его сходство павлиньими перьями. Свойства перьев: гибкость, пластичность, сходство с ветвями растений или стеблями цветов.

                  Художественная деятельность. 1. Сделать зарисовки перьев разных птиц. 2. Сделать зарисовки ветвей или цветов и придать им образ пера Жар-птицы (тонированная бумага, уголь, мел, сангина). 3. Создать образ пера Жар-птицы из нарисованных ветвей и цветов. Особое внимание обратить на пластичность формы.

                  Характеристика деятельности учащихся. Понимать символическое значение образа Жар-птицы в сказках. Интерпретировать образы сказочных птиц в произведениях изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Знать и называть сказки, в сюжетах которых важную роль играет волшебная птица. Соотносить разные по функциям и материалу, но сходные по внешнему виду предметы. Выполнять зарисовки перьев разных птиц. Выполнять зарисовки ветвей и цветов, придавая им пластику и декор пера Жар-птицы. Создавать образ пера Жар-птицы из нарисованных ветвей и цветов.

                 Корона (1 час). Корона - символ величия и власти. Царские и императорские короны, изготовленные из драгоценных металлов и камней. Древние символы в декоре царской короны. Соответствие в сказках короны характеру и намерениям владельца. Черты короны царя, доброй или злой царицы, царевны, Кощея Бессмертного?

       Художественная деятельность. Выполнить макет короны из бумаги, проволоки, пластической массы и других подходящих материалов.


                         Характеристика деятельности учащихся. Знать символическое значение короны, находить и объяснять древние символы в декоре царских корон. Понимать соответствие в иллюстрациях к сказкам короны характеру и намерениям владельца. Создавать макет короны из подручных материалов, используя в декоре древнюю символику.

                       Меч-кладенец и щит (1 час). Меч, щит, копье – оружие, которым пользовались наши предки. Волшебная сила оружия в сказках. Солнечная символика Меча-кладенца и его использование богатырями из русского фольклора. Яркое свечение вокруг меча на иллюстрациях к сказкам. Меч-кладенец - символ отваги, справедливости, могущества, сражающегося за правое дело. Смысл его в мудрости, определяющей коварство и невежество и карающей преступников. Меч мог обозначать также власть и достоинство. Второй важный атрибут воина – щит. Щит – символом защиты и безопасности. Интерпретация слова «защита». Украшение щита эмблемой воина, сообщающей о его идеалах. Оружие захватчиков – злых персонажней сказок. Меч как символ рока, а щит как устрашающая визитная карточка злодея. Значение размещённых на щите изображений: солнце, дуб, ворон, сова, лев, змея, паук, дракон и др. Изображение мечей и щитов, символика которых раскрывает характер и намерения персонажа, в современных фильмах фэнтези и играх.

                             Художественная деятельность. Придумать и изобразить украшение щита, колчана для стрел или рукояти меча для богатыря – защитника или его врагов.

                     Характеристика деятельности учащихся. Иметь представление о форме и декоре древнего оружия. Объяснять символику декора меча и щита. Понимать связь слов «щит» и «защита». Видеть разницу в образах оружия добрых и злых героев сказок. Понимать значение размещенных на щитах изображений. Придумывать и создавать форму и декор разных по характеру щита, колчана для стрел или рукояти меча для богатыря – защитника или его врагов.

                        Прялка и волшебный клубок (1 час). Определяющая роль в сказках прядения, прялки, ткачества, клубка ниток или веретена. Значимость прядения в крестьянской жизни. Зависимость судьбы пряхи от её сноровки, мастерства и вкуса. Наделение в мифах и сказках прядения, ткачества и всего, что с ними связано магической силой. Героини сказок, связанные с этой деятельностью: Василиса Премудрая за одну ночь соткала волшебный ковёр; Баба Яга пряла, скручивая нить в клубок, а клубок помогает герою найти свою судьбу. Клубок – символ времени и бесконечности, символ судьбы. Богини Судьбы, прядущие нить жизни человека в культуре разных народов (Мойры у греков, Доля и Недоля у славян, Среча и Несреча у сербов).

             Художественная деятельность. 1. Выбрать и зарисовать предметы, раскрывающие представления древних о жизни и судьбе человека.


         2. Создать композицию из предметов, символизирующих представление древних людей о круговороте в природе и судьбе человека (карандаш, роллер, фломастер).

                    Характеристика деятельности учащихся. Понимать символический судьбоносный смысл определяющей роли прядения, прялки, ткачества, клубка ниток или веретена в сказках. Выбирать и зарисовывать предметы, раскрывающие представления древних о жизни и судьбе человека. Создавать композицию из предметов, символизирующих представление древних людей о круговороте в природе и судьбе человека.

                       Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается... (2 часа)

                        Изображение праздника и его атрибутов в искусстве (1 час). Счастливый конец сказки. Праздник, народное гуляние на картинах художников. Праздничный стол, посуда, угощение. Самовар, ковши, братины, чаши, туеса, крынки. Посуда на крестьянском столе – деревянная, глиняная. Медная. Посуда на царском столе – серебряная, покрытая цветными глазурями. Дух русской старины в натюрмортах с предметами крестьянского быта (В. Стожаров).

                   Художественная деятельность. Сделай зарисовки предметов крестьянского быта, украсить их символическими узорами. Написать гуашью натюрморт, поставленный учителем.

                  Характеристика деятельности учащихся. Рассматривать праздник, народное гуляние на картинах художников, находить в них общее и  особенное с современным праздником. Различать по внешнему виду старинную посуду, знать название и функции. Чувствовать дух русской старины в натюрмортах с предметами крестьянского быта. Делать зарисовки предметов крестьянского быта, украшать их символическими узорами. Создавать живописными средствами натюрморт, поставленный учителем.

                Пир на весь мир (1 часа). Композиции на тему народных гуляний в живописи и в иллюстрациях к сказкам (Б. Кустодиев, И. Билибин, В. Васнецов).

               Художественная деятельность. Выполнить коллективную работу на тему народного праздника, например, «Пир на весь мир», «Ярмарка». Подготовить фон – деревенскую улицу или помещение дворца. Отдельно нарисовать участников, праздника, украсить их одежду, нарисовать разнообразную посуду и явства. Собрать композицию из получившихся элементов.

                Характеристика деятельности учащихся. Иметь представление о традиционных народных гуляниях по их изображениям в живописи и иллюстрациях к сказкам. Участвовать в коллективной работе на тему народного праздника. Передавать в движении человека, цветом и декором его одежды атмосферу праздника. Познакомиться с народным обрядовым праздником. Понимать символику праздника. Сравнивать трактовку праздника в картинах разных художников.


                Символика народного праздника (1 час). Народный праздник – Красная горка. Хороводные игры. Песни-веснянки и «заклички» весны. Символика праздника Красная горка. Хороводы в творчестве художников А. Саврасова, Б.Кустодиева.

                 Художественная деятельность. Принять участие в интегрированном мероприятии «Праздник встречи весны» (литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Выполнить костюмы к празднику, украшения. Создать коллективную работу на тему «Хоровод».

                         Характеристика деятельности учащихся. Принимать участие в интегрированном мероприятии (литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Создавать для себя костюм к празднику, украшения. Участвовать в коллективной работе на тему «Хоровод». Осознавать общие корни сказочных образов и образов народного изобразительного искусства. Понимать единство символики в древнем и современном искусстве.

                  Образы сказок - основа любого искусства. Общие корни сказочных образов и образов народного изобразительного искусства в древних мифах. Единство символики. Роль осмысления древних символов в понимании настоящего профессионального искусства.

3.  Учебно – тематический план.

№ п/п

Содержание

Количество часов

теорет.

1

Волшебный мир, наполненный чудесами  

2

Сказочные темы и сюжеты в изобразительном искусстве

3

Художники-сказочники. Сказочные образы

4

Реальность и фантазия

12ч

12ч

5

Образы сказочных атрибутов

     7ч

        7ч

6

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается

     

Всего:

34 ч

34 ч

4. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

Знать: способы и приемы обработки различных материалов (глина, пластилин); отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров; основные средства выразительности живописи;  правила техники безопасности при работе с инструментами (ножницами, иглой, шилом); организовывать своё рабочее место;

основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания; особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи; значение слов: композиция, силуэт, форма, размер, коллаж; способы и приёмы обработки бумаги; основные средства выразительности декоративно-прикладного искусства.

Понимать эмоциональное значение тёплых и холодных оттенков; особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи.

Уметь рисовать кистью без предварительного рисунка элементы растительного орнамента; освоить основы рисунка и уметь создавать модели предметов бытового окружения человека; овладеть элементарными навыками бумагопластики; уметь выполнять стежки швом «вперед иголку»; применять элементарные способы работы живописными (акварель, гуашь) и графическими (фломастер) материалами для выражения замысла, настроения; выражать собственное мнение при оценке произведения искусства; конструировать из ткани на основе скручивания и связывания; выполнять на бумаге разметку по выкройке, по линейке, применять прямолинейное и криволинейное вырезывание с помощью ножниц; уметь пользоваться простейшими приёмами лепки: тянуть из целого куска, примазывать части, делать налепы, заглаживать поверхность; уметь составлять композицию с учётом замысла.

Формировать УУД

Использовать свои наблюдения за природными явлениями в художественно-творческой деятельности.

Передавать характер природных явлений выразительными средствами изобразительного искусства (цвет, линия, пятно, форма, композиция).

Использовать различные художественные материалы и средства для создания выразительных образов природы.

Иметь представление о живописных пейзажах русских    художников.

Использовать выразительные возможности различных художественных материалов для передачи собственного замысла.

Определять и кратко характеризовать эмоции, которые вызывают цвет в живописи.

Выполнять композиции на передачу настроения, впечатлений, полученных от литературного произведения.

Образно воспринимать искусство и окружающую действительность.

Находить ассоциации природных форм.

Моделировать формы средствами различных материалов.

Моделировать художественными средствами сказочные и фантастические образы.

Конструировать несложные формы предметов в технике бумажной пластики для оформления праздника или театрального представления.

Проектировать и создавать предметы быта.

Различать произведения ведущих центров народных художественных ремесел России.

Узнавать отдельные выдающиеся отечественные произведения и называть их авторов.

Рисовать, лепить, моделировать и конструировать из бумаги по представлению на обозначенные темы.

Создавать простые художественные изделия подарочного характера.

Знать традиции своего народа, запечатленные в искусстве.

Использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, пластилин, глину, бумагу и другие материалы).

Применять средства художественной выразительности в рисунке и живописи, декоративных и конструктивных работах.

Различать и использовать основные и составные, теплые и холодные цвета.

Продумывать и выстраивать композицию рисунка, аппликации.

Вычленять основные формы и использовать в рисунке, лепке и бумажной пластике.

                                                             

К концу 3 класса учащиеся должны

знать:

  1. назначение палитры и как использовать её в работе;
  2. особенности работы акварельными и гуашевыми красками;
  3. виды изобразительного искусства;
  4.  названия цветов и оттенков, три основных цвета;
  5.  правила смешивания красок и получения составных цветов;
  6. выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
  7.  начальные сведения о графике, живописи, скульптуре, декоративно - прикладном искусстве;
  8.  значение изобразительного искусства в художественной культуре;

уметь:

  1. высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства;
  2. стремиться верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;
  3.  правильно сидеть за партой, без напряжения и свободно проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;
  4. использовать формат листа в соответствии с задачей и сюжетом;
  5. использовать навыки компоновки;
  6. составлять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно – общественных и переработанных форм растительного мира, из геометрических форм;
  7. лепить несложные объекты;
  8. составлять аппликационные композиции из разных материалов.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  • понимание особой роли культуры и  искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом  отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
  • умение обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности  универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Познавательные УУД

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник,  свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

5. Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся по данной программе.

Этапы оценивания детского рисунка:

1.  Как решена композиция: как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выдержана общая идея и содержание;

2.  Характер формы предметов: степень сходства  изображения с предметами реальной действительности или умение подметить и передать в изображении наиболее характерное;

3.  Качество конструктивного построения: как выражена конструктивная основа формы, как связаны детали предмета между собой и с общей формой;

4.  Владение техникой: как ученик пользуется карандашом, кистью, как использует штрих, мазок в построении изображения, какова выразительность линии, штриха, мазка;

5.  Общее впечатление от работы. Возможности ученика, его успехи, его вкус.

Критерии оценивания знаний и умений

Оценка «5» - поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок; работа выразительна интересна.

Оценка «4»- поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок.

Оценка «3»- поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней можно обнаружить грубые ошибки.

Оценка «2»- поставленные задачи не выполнены

                         

                             6.Перечень учебно-методического обеспечения.

  • Программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» (1-4 класс).  И.Э. Кашекова, А.Л.Кашеков
  • Рабочая тетрадь. 2 кл. Кашекова И.Э. Изобразительное искусство.
  • Методическое пособие для учителя. 2 кл.

                                                      7.  Список литературы:

1.  Учебно-наглядные пособия в виде таблиц и плакатов формата А4

2.  Хрестоматии литературных произведений к урокам ИЗО

3.  Альбомы по искусству

4.  Книги  о  художниках  и  художественных  музеях,  по  стилям изобразительного искусства и архитектуры

5. Словарь искусствоведческих терминов

6. Портреты русских и зарубежных художников  по основным разделам курса.  Могут  содержаться  в  настенном  варианте,

 полиграфических изданиях (альбомы по искусству) и на электронных носителях.

7. Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента  

8. Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта

 9.Таблицы  по  народным  промыслам,  русскому  костюму,  декоративно-прикладному  искусству  Все  таблицы,  схемы  могут  быть представлены  в  демонстрационном  (настенном)  и  индивидуально раздаточном вариантах, в полиграфических изданиях и на электронных носителях

10.Игровые художественные компьютерные программы.

11. Музыкальный  центр    или  аудио  магнитофон  с  возможностями использования аудиодисков, CD-R,  CD RW,  MP 3, а также магнитных записей

12. CD / DVD-проигрыватели , видеомагнитофон

13. DVD - фильмы: по памятникам архитектуры; по художественным музеям; по  видам  изобразительного  искусства;  по  творчеству  отдельных художников;  по  народным  промыслам;  по  декоративно-прикладному искусству; по художественным технологиям

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 по  изобразительному искусству

Класс:  3 А

Учитель: Кулебякина Светлана Павловна

Количество часов:

Всего 34 часа; в неделю  1 час.

Плановых контрольных уроков: - , зачетов: -  , тестов: - ч.;

Использование ИКТ – 14, проект-1

Программа  учебного  предмета  разработана  в  соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, примерных программ по  учебным предметам,  на  основе  концепции  системы  «Перспективная начальная школа». Особое  внимание  уделяется  достижению  планируемых  результатов освоения  основной  образовательной  программы  начального  общего образования (стандарт второго поколения)  Программы  являются  основой  для  разработки  рабочих  учебных программ.

      Учебно – методический комплект:

.

  • Программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» (1-4 класс).  И.Э. Кашекова, А.Л.Кашеков
  • Рабочая тетрадь. 3 кл. Кашекова И.Э. Изобразительное искусство.
  • Методическое пособие для учителя. 3 кл..
  • Проектирование основной общеобразовательной программы общеобразовательного учреждения / под общей редакцией  прф. Чураковой Р.Г. _ М.: Академкнига/ Учебник, 2011.
  • Примерные программы по учебным предметам . Начальная школа. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2011.

    Дополнительная литература:

  • Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя /под ред.А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2011.


№п/п

Дата

Наименование разделов и тем  

Всего

часов

Коррек

тировка

Уроки

 с  ИКТ

Вид

контроля

Планируемые   результаты

Предметные

Метапредметные

УУД (личностные,  регулятивные,

познавательные,

коммуникативные)

Волшебный мир, наполненный чудесами

1

03.09

Из чего родилась сказка

1

Презентация

«Сказка»

Научится:

понимать роль мифа и мифических персонажей в развитии культуры и искусства

Развитие художественно-образного мышления как неотьемлемой части целостного мышления человека.

Развитие способности ориентироваться в мире художественной культуре

2

10.09

 Из чего родилась сказка? …из потребностей жизни.

1

Научится:

понимать особенности изображения животных и людей древними художниками

Обретение творческого опыта, предопределяющеего способность к самостоятельной продуктивной творческой деятельности.

Овладение элементарными средствами художественного изображения.

3

17.09

Из чего родилась сказка? …. из веры

1

Научится:

создавать оберег, имея представление о древнейшем декоративно-прикладном искусстве и особенностях изображения животных

Формирование активного отношения к традициям культуры

Эмоционально-ценностное и осмысленное восприятие  образов реальности  и произведений иск

4

24.09

 Сказка родилась из желания узнать мир и сделать его лучше

1

Научится:

понимать роль мифа в жизни древнего человека

Подходить эстетически к любому виду деятельности.

Развитие наблюдательности реального мира

5

01.10

Знак и символ

1

Научится:

интерпретировать изображение как знак и символ, овладевать основами языка знаков и символов для понимания искусства

Принимать и терпимо относиться другой точке зрения, другому восприятию мира

Развитие фантазии, воображения, визуальной памяти.

6

08.10

Сказка ложь, да в ней намек

1

Презентация

« Сказка ложь, да в ней намек»

Научится:

понимать общее и отличия мифа и сказки. Понимать значение композиции произведения, формы и цвета объектов в раскрытии содержания

Обретение творческого опыта, предопределяющего способность к самостоятельной продуктивной художественной деятельности

Эмоционально-ценностное и осмысленное восприятие  образов реальности  и произведений искусскуства.

Сказочные темы и сюжеты в изобрази

тельном искусстве

7

15.10

 Сказочные темы и сюжеты в изобразительном искусстве

1

Презентация

«Сказочные теты»

Научится:

различать «тему» и «сюжет» в искусстве, создавать обобщенный образ сказочного животного, используя технику силуэта

Развитие художественно-образного мышления как неотьемлемой части целостного мышления человека

Эмоционально-ценностное и осмысленное восприятие  образов реальности  и произведений искусства

8

22.10

 Сказочные темы и сюжеты в изобразительном искусстве

1

Научится:

различать «тему» и «сюжет» в искусстве, создавать обобщенный образ сказочного животного, используя технику силуэта

Обретение творческого опыта, предопределяющего способность к самостоятельной продуктивной художественной деятельности

Овладение элементарными средствами художественного изображения

Художники-ска

зочники. Сказоч

ные образы (5ч)

 

9

29.10

Художники-сказочники

1

Презентация

«Любимые сказочные  художники»

Научится:

описывать образы богатырей, изображать одежду русских воинов в разные исторические периоды

Развитие художественно-образного мышления как неотьемлемой части целостного мышления человека

Приобщение к художественной культуре как части общей культуры чел

10

12.11

 Герой сказки- носитель народных идеалов

1

Научится:

анализировать образы защитников Родины в произведениях искусства

Обретение творческого опыта, предопределяющего способность к самостоятельной продуктивной художественной деятельности.

Приобщение к художественной культуре как части общей культуры чело

11

19.11

 Образ героя- защитника Отечества в искусстве

1

Научится:

понимать идеальные качества характера женщины, установленные традицией народной культуры

Воспитание уважения к  истории своего Отечества, выраженной в изобразительном искусстве

Овладение элементарными средствами художественного изо

12

26.11

 Идеальный образ сказочной героини

1

Презентация

«Идеальный образ сказочного героя»

Научится:

видеть качества женщины, изображенные в произведениях искусства

Формирование активного отншения к личностно-значимой ценности

Способность к анализу и структуированию визуального образа на основе эмоционально-нравственной оцен

13

03.12

 Идеальные женские образы в искусстве

1

Формирование активного отншения к личностно-значимой ценности

Способность к анализу и структуированию визуального образа на основе эмоционально-нравственной оценки

Реальность и фантазия (12ч)

12ч

14

10.12

Образы отрицательных персонажей

1

Презентация

«Образы отрицательных персонажей

Научится:

понимать специфику создания образа с помощью цвета и характера  линии

Обретение творческого опыта, предопределяющего способность к самостоятельной продуктивной художественной деятельности.

Овладение элементарными средствами художественного изо

15

17.12

Образы отрицательных персонажей

1

Научится:

понимать специфику создания образа с помощью цвета и характера  линии

Умение подходить эстетически к любому виду деятельности

Способность к анализу и структуированию визуального образа на основе эмоционально-нравственной оценки

16

24.12

Образ дороги в сказке и дорога в жизни

1

Презентация

«Сказочные дороги»

Научится:

понимать многозначность понятия «дорога» в искусстве

Развитие художественно-образного мышления как неотьемлемой части целостного мышления человека.

Способность к художественному познанию мира

17

14.01

 Там, на неведомых дорожках…

1

Научится:

знакам и символам перекрестка  дорог

Готовность к осознанному выбору.

Способность к художественному познанию мира..

18

21.01

 Странствия по различным мирам

1

Научится:

интерпретировать образ дороги в искусстве как жизненного пути

Воспринимать и терпимо относиться  к другой точке зрения.

Умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.

19

28.01

 Образ сказочного леса

1

Презентация

«Образ сказочного леса»

Научится:

передавать  выразительные черты сказочного героя дереву

Обретение творческого опыта, предопределяющего способность к самостоятельной продуктивной художественной деятельности.

Овладение элементарными средствами художественного изображения.

20

04.02.

Заколдованный лес

1

Научится:

видеть в образах разнообразных деревьев характеры и помыслы различных персонажей сказок

Развитие художественно-образного мышления как неотьемлемой части целостного мышления человека.

Стремление использовать художественные умения.

21

11.02

Волшебный лес

1

Презентация

«Волшебный лес»

Научится:

понимать субъективность трактовки образа персонажа разными художниками

Обретение творческого опыта, предопределяющего способность к самостоятельной продуктивной художественной деятельности

Навык использования различных художественных материалов для работы  в разных техниках

22

18.02

Образ жилища в сказке и в жизни

1

Презентация

« Образ жилища в сказке и в жизни

Научится:

находить в элементах декора избы древние символы-обереги

Воспитание уважения к истории культуры своего Отечества.

 Стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей.

23

25.02

 Образ деревни

1

Научится:

использовать правила перспективы

Воспринимать и терпимо относиться  к другой точке зрения.

Способность к художественному познанию мира.

24

04.03

 Образ города

1

Научится:

применять разные способы работы с бумагой и пластилином

Обретение творческого опыта.

Приобщение к художественной культуре как части общей культуры человечества.

25

11.03

 Образ сказочного города

1

Презентация

«Образ сказочного города»

Научится:

применять разные способы работы с бумагой и пластилином

Воспринимать и терпимо относиться  к другой точке зрения.

Стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей и украшений.

Образы сказочных атрибутов

26

18.03

Образы сказочных атрибутов .

Свет мой, зеркальце…

1

Презентация

« Сказочные атрибуты»

Научится:

разрабатывать эскиз изделия с учетом особенностей его будущего хозяина

Обретение творческого опыта, предопределяющего способность к самостоятельной продуктивной художественной деятельности.

Стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей.

27

01.04

Образы сказочных атрибутов

Куколка…

1

Научится:

способам последовательного изготовления простой куклы

Развитие художественно-образного мышления как неотьемлемой части целостного мышления человека.

Стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей.

28

08.04

 Образы сказочных атрибутов

Яблоки и яблоня

1

Презентация

«Сказочные атрибуты (яблоки и яблоня)

Научится:

различать добрую и злую силу яблок в сказках

Развитие фантазии, воображения, визуальной памяти.

Стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей и украшений

29

15.04

 Образы сказочных атрибутов

Перо жар-птицы

1

Презентация

« Перо жар-птицы»

Научится: выполнять зарисовки перьев Жар-птицы 

Развитие фантазии, воображения.

Стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей и украшений

30

22.04

 Корона

1

Развитие фантазии, воображения, визуальной памяти

Стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей и украшений

31

29.04

 Меч-кладенец и щит

1

Обретение творческого опыта, предопределяющего способность к самостоятельной продуктивной художественной деятельности

Стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей и украшений

32

06.05

 Прялка и волшебный клубок

1

Воспитание уважения к истории культуры своего Отечества

Стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей и украшений

33

13.05

Изображение праздника и его атрибутов в искусстве

1

Воспитание уважения к истории культуры своего Отечества

Стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей и украшений

34

20.05

Пир на весь мир

1

Воспитание уважения к истории культуры своего Отечества

Стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей и украшений

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование. 1 класс.Изобразительное искусство.

Календарно-тематическое планирование по системе "Школа России". 1 класс. Пояснительная записка....

рабочая программа 3 класс изобразительное искусство ФГОС

Рабочая программа содержит пояснительную записку, основное содержание,требования к планируемым результатам изучения программы (личностные, метапредметные, предметные), календарно- тематическое планиро...

1 класс. Изобразительное искусство.

УМК Школа 21 в. Рабочая программа и поурочное планирование по изобразительному искусству. 1 класс....

Рабочая программа 1 класс Изобразительное искусство "Школа России"

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образовани...

тематическое планирование. 1 класс. Изобразительное искусство ("Школа 2100)

Тематическое планирование по изобразительному искусству для 1 класса по УМК "Школа 2100" ....