рабочая программа 3 класс изобразительное искусство ФГОС
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему
Рабочая программа содержит пояснительную записку, основное содержание,требования к планируемым результатам изучения программы (личностные, метапредметные, предметные), календарно- тематическое планирование, перечень учебнго-методического обеспечения и интернет-ресурсы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izobr._iskusstvoisprav.docx | 44.34 КБ |
Предварительный просмотр:
I. Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» для 3 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС) (2009 года), Примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений автора Б.М. Неменского «Изобразительное искусство. 1-4 классы» (УМК «Школа России»).
Выбор программы обусловлен тем, что данная программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей третьеклассников.
В федеральном базисном учебном плане на изучение предмета «Изобразительное искусство» отводится 1 час в неделю. Всего на изучение программного материала отводится 34 часа.
Корректировка часов возможна в разделах «Художник и зрелище» и «Художник и музей», так как темы этого раздела не представляют сложности для изучения и дополнены знаниями, полученными на экскурсиях, выставках, в тематических играх и во внеурочной деятельности
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом, По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» - формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности, как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т.е. зоркости души ребёнка.
Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:
- овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;
- развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка - главный смысловой стержень программы.
II. Основное содержание программы
№ | Название раздела | Количество часов |
1 | Вводный урок | 1 ч |
2 | Искусство в твоём доме | 7ч |
3 | Искусство на улицах твоего города | 6ч |
4 | Художник и зрелище | 11 ч |
5 | Художник и музей | 9 ч |
ИТОГО | 34 часа |
III. Требования к планируемым результатам изучения программы
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах третьеклассников, которые они должны приобрести в процессе освоения курса «Искусство вокруг нас» по программе «Изобразительное искусство»:
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом:
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека:
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности фантазии;
- сформированность эстетических потребностей (потребности общения с искусством, природой, потребности в творческом отношении к окружающему миру, потребности в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной от- зывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформулированности универ- сальных способностей третьеклассников, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, класс- сификации по родовидовым признакам;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно- творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, организовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
-
Предметные результаты характеризуют опыт третьеклассников в художественно- творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
- сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
- овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
- овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видами художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструирс- вании);
- знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства;
- усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике.
IV. Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Характеристика основных видов деятельности ученика по теме | Плановые сроки | Скорректированные сроки |
Вводный урок (1 час) | ||||
1 | Мастера Изображения, Постройки украшения. Художественные материалы | Игровая, образная форма приобщения к искусству: три Брата-Мастера - Мастер Изображения, Мастер Украшения и Мастер Постройки. Использование различных художественных материалов. | 02.09 | |
Всего 1 час | ||||
Искусство в твоём доме (7 часов) | ||||
2 | Твои игрушки. | Характеризовать и эстетически оценивать разные виды игрушек, материалы, из которых они сделаны. Выявлять в воспринимаемых образцах игрушек работу Мастеров Постройки, Украшения и Изображения, рассказывать о ней. Создавать выразительную пластическую форму игрушки и украшать ее. | 09.09 | |
3 | Посуда у тебя дома | Характеризовать связь между формой, декором посуды (ее художественным образом) и ее назначением. Уметь выделять конструктивный образ (образ формы, постройки) и характер декора, украшения (деятельность каждого из Братьев-Мастеров в процессе создания образа посуды). Овладевать навыками создания выразительной формы посуды и ее декорирования в лепке, а также навыками изображения посудных форм. | 16.09 | |
4 | Обои и шторы у тебя дома. | Рассказывать о роли художника и этапах его работы (постройка, изображение, украшение) при создании обоев и штор. Обретать опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскиза обоев или штор для комнаты в соответствии с ее функциональным назначением. | 23.09 | |
5 | Мамин платок | Понимать зависимость характера узора, цветового решения платка от того, кому и для чего он предназначен. Знать и объяснять основные варианты композиционного решения росписи платка (с акцентировкой изобразительного мотива в центре, по углам, в виде свободной росписи), а также характер узора (растительный, геометрический). Обрести опыт творчества и художественно- практические навыки в создании эскиза росписи платка (фрагмента). | 30.09 | |
6 | Твои книжки. | Понимать роль художника и Братьев-Мастеров в создании книги (многообразие форм книг, обложка, иллюстрации, буквицы и т.д.). Узнавать и называть произведения нескольких художников-иллюстраторов детской книги.Создавать проект детской книжки- игрушки. | 14.10 | |
7 | Открытки. | Понимать и уметь объяснять роль художника и Братьев-Мастеров в создании форм открыток, изображений на них. Приобретать навыки выполнения лаконичного выразительного изображения. | 21.10 | |
8 | Труд художника для твоего дома(обобщение темы). | Участвовать в творческой обучающей игре, организованной на уроке, в роли зрителей, художников, экскурсоводов, Братьев-Мастеров. , Осознавать важную роль художника, его труда в создании среды жизни человека, предметного мира в каждом доме. | 28.10 | |
Всего 7 часов | ||||
Искусство на улицах твоего города ( 6 часов) | ||||
9 | Памятники архитектуры. | Воспринимать и оценивать эстетические достоинства старинных и современных построек родного города (села). Урок введения в новую тему. Раскрывать особенности архитектурного образа города. Понимать, что памятники архитектуры - это достояние народа, которое необходимо беречь. | 11.11 | |
10 | Парки, скверы, бульвары. | Сравнивать и анализировать парки, скверы, бульвары с точки зрения их разного назначения и устроения (парк для отдыха, детская площадка, парк-мемориал и др.). Создавать образ парка в технике коллажа, гуаши | 25.11 | |
11 | Волшебные фонари. | Различать фонари разного эмоционального звучания. | 02.12 | |
12 | Витрины магазинов | Фантазировать, создавать творческий проект оформления витрины магазина. Овладевать композиционными и оформительскими навыками в процессе создания образа витрины | 09.12 | |
13 | Образ театрального героя. Эскиз куклы. | Конструировать выразительные и острохарактерные куклы к театральному представлению или празднику. | 16.12 | |
14 | Наследие предков: памятники архитектуры. | Беседа о роли художника в создании облика города. Игра в экскурсоводов, которые рассказывают о своём городе, о роли художников, которые создают художественный облик города (села). | 23.12 | |
Всего 6 часов | ||||
Художник и зрелище (11 часов) | ||||
15 | Образ театрального героя. Силует-загадка. | 13.01 | ||
16 | Театр кукол. | Придумывать и создавать выразительную куклу (характерную головку куклы, характерные детали костюма, соответствующие сказочному персонажу); применять для работы пластилин, бумагу, нитки, ножницы, куски ткани. Использовать куклу для игры в кукольный спектакль. | 20.01 | |
17 | Карнавальные маски. | Беседа о масках разных времён и народов. Отмечать характер, настроение, выраженные в маске, а также выразительность формы и декора, созвучные образу. Объяснять роль маски в театре и на празднике. | 27.01 | |
18 | Театральный занавес. | Создавать «Театр на столе» - картинный макет с объёмными (лепными, конструктивными) или плоскостными (расписными) декорациями и бумажными фигурками персонажей сказки для игры в спектакль. Овладевать навыками создания объёмно- пространственной композиции. | 03.02 | |
19 | Сувенирная кукла. | Придумывать и создавать сувенирную куклу; применять для работы различные материалы. Беседа об Истоках развития кукольного театра (Петрушка – герой ярмарочного веселья), о разновидностях кукол: перчаточные, тростевые, куклы-марионетки. Познакомиться с куклами из коллекции С. Образцова. | 10.02 | |
20 | Парад военной техники. | Сравнивать объекты, элементы театрально-сценического мира, видеть в них интересные выразительные решения, превращение простых материалов в яркие образы .Применять знания для решения практической за Характеризовать, сравнивать, обсуждать разные формы автомобилей и их украшение. Видеть, сопоставлять и объяснять связь природных форм с инженерными конструкциями и образным решением различных видов транспорта. Фантазировать, создавать образы фантастических машин.дачи. Выставка военной техники. | 24.02 | |
21 | Афиша, плакат к спектаклю. | Иметь представление о назначении театральной афиши, плаката (привлекает внимание, сообщает название, лаконично рассказывает о самом спектакле). Уметь видеть и определять в афишах-плакатах изображение, украшение и постройку. Иметь творческий опыт создания эскиза афиши к спектаклю или цирковому представлению; добиваться образнрго единства изображения и текста. | 03.03 | |
22 | Цирковое представление. Художник и цирк. | Придумывать и создавать красочные выразительные рисунки или аппликации на тему циркового представления, передавая в них движение, характеры, взаимоотношения между персонажами. Учиться изображать яркое, весёлое, подвижное. | 10.03 | 17 |
23 | Открытка для мамы. | Сравнивать объекты, элементы окружающего мира, видеть в них интересные выразительные решения, превращение простых материалов в яркие образы .Применять знания для решения практической задачи. | 17.03 | 18 |
24 | Музей искусств(интерьер музея). | Знать местонахождение самых известных музеев мира. Беседовать о самых значительных музеях искусств России – Государственной Третьяковской галерее, Государственном русском музее, Эрмитаже, Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Иметь представление о разных видах музеев и роли художника в создании их экспозиций. | 24.03 | |
25 | Народные мастера: хохломская роспись. | Фантазировать о том, как можно срасить город к празднику Победы (9 Мая), Нового года или на Масленицу, сделав его нарядным, красочным, необычным.Создавать в рисунке проект оформления праздника. | 31.03 | |
Всего 11 часов | ||||
Художник и музей (9 часов) | ||||
26 | Натюрморт. В музеях хранятся картины-натюрморты. | Придумывать и создавать оформление к школьным и домашним праздникам.Участвовать в театрализованном представлении или веселом карнавале. Овладевать навыками коллективного художественного творчества | 14.04 | |
27 | Музей в жизни города. | Рассуждать о творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия произведений изобразительного искусства. Уметь объяснять роль художника и Братьев- Мастеров при создании музея. | 21.04 | |
28-29 | Картина – особый мир. Картина-пейзаж. | Рассуждать о творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия произведений изобразительного искусства. Рассматривать и сравнивать картины-пейзажи, рассказывать о настроении и разных состояниях, которые художник передает цветом (радостное, праздничное, грустное, таинственное, нежное и т.д.). Изображать пейзаж по представлению с ярко выраженным настроением. | 28.04 | |
30 | Картина-портрет. | Рассказывать об изображенном на портрете человеке (какой он, каков его внутренний мир, особенности его характера). Создавать портрет кого-либо из дорогих, хорошо знакомых людей (родители, одноклассник, автопортрет) по представлению, используя выразительные возможности цвета. | 05.05 | |
31 | Картина - натюрморт. | Воспринимать картину-натюрморт как своеобразный рассказ о человеке – хозяине вещей, о времени, в котором он живёт, его интересах. Изображать натюрморт по представлению с ярко выраженным настроением (радостное, праздничное, грустное и т.д.). Развивать живописные и композиционные навыки. | 12.05 | |
32 | Картины исторические и бытовые. | Рассказывать, рассуждать о наиболее понравившихся (любимых) картинах, об их сюжете и настроении. Развивать композиционные навыки. Изображать сцену из своей повсе дневной жизни (дома, в школе, на улице и т.д.), выстраивая сюжетную композицию. Осваивать навыки изображения в смешанной технике (рисунок восковыми мелками и акварель). | 19.05 | |
33-34 | Скулыптура в музеe и на улице. Художественная выставка (обобщение темы). | Рассуждать, эстетически относиться к произведению искусства (скульптуре), объяснять значение окружающего пространства для восприятия скульптуры. Объяснять роль скульптурных памятников. Лепить фигуру человека или животного, передавая выразительную пластику движения. Участвовать в организации выставки детского художественного творчества, проявлять творческую активность. Проводить экскурсии по выставке детских работ. | 26.05 | |
Всего 9 часов |
V. Перечень учебно - методического обеспечения
Учебные пособия
- Учебник Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс. Учебник для учащихся образовательных учреждений./ Горяева Н.А., Неменская Л.А., ПитерскихА.С. - М.: Просвещение, 2012.
- Учебные пособия для учащихся. Изобразительное искусство: Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 3 класс./ Горяева Н.А. и др. - М.: Просвещение, 2013.
Методическая литература
- Рабочие программы..Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского. 1-4 классы, М.: Просвещение, 2011.
- Рабочие программы. Начальная школа. 3 класс. УМК «Школа России» / Буряк М. В. – М,: Планета, 2013 г.
Таблицы в соответствии с основными разделами программы 3 класса:
- портреты русских и зарубежных художников;
- таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента;
- таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта;
- схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека;
- таблицы по народным промыслам, декоративно-прикладному искусству.
Технические средства обучения
Оборудование рабочего места учителя:
- классная доска с креплениями для таблиц;
- магнитная доска;
- персональный компьютер с принтером;
- ксерокс;
- аудиомагнитофон;
- CD/DVD-проигрыватель;
- телевизор с диагональю не менее 72 см;
- проектор для демонстрации слайдов;
- мультимедийный проектор; -экспозиционный экран размером 150x150 см.
Учебно-практическое оборудование
- учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование;
- набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с про граммой;
- краски акварельные или гуашевые;
- кисти беличьи № 5, 10, 20;
- кисти из щетины № 3, 10, 13;
- ёмкости для воды;
- стеки (набор);
- пластилин \ глина;
- ножницы;
- подставка для натуры.
- гербарии;
- изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов;
- гипсовые орнаменты.
Интернет-ресурсы
- 1. Сайт «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»» (http://festival.1september.ru/)
- 2. Сайт «Потому» (http://potomy.ru/)
- 3. Сайт «Детские презентации» (http://viki.rdf.ru/)
- 4. Сайт «Методкабинет (газета «Начальная школа»)» (http://www.metodkabinet.eu/PO/PO_menu_Nachalnaya.html)
- 5. Сайт «RusЕdu» (http://www.rusedu.ru/)
- 6. Сайт «Умничка» (http://ya-umni4ka.ru/?p=2103#more-2103)
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания творческой группы
учителей МОУ «Детский дом-школа»
№ от « » 2013 год
/Бухматова О.Н./
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
/Астахова Г.В./
« » 2013 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству (ФГОС второго поколения)
В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гр...
ФГОС Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс, УМК "Школа России".Календарно-тематическое планирование с УУД , в соответствии с ФГОС.
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класса, УМК «Школа России», составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего обр...
Рабочая программа по изобразительному искусству. 3 класс ( по программе Кузина В.С.) (ФГОС)
Рабочая программа по изобразительному искусству. 3 класс ( по программе Кузина ) Составлена с учетом ФГОС (с изменениями 2015)....
Рабочая программа по изобразительному искусству ФГОС "Школа России"
Рабочая программа создана на основе программы «Изобразительное искусство » авторы: Неменская Л.А., Неменский Б.М., в соответствии с Федеральными государственными стандартами общего образования: ...
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...
Пояснительная записка к рабочей программе по Изобразительному искусству ФГОС
пояснительная записка к программе по ИЗО ФГОС...
Рабочая программа по изобразительному искусству ( ФГОС 1-4 КЛ.)
Рабочая программа по изобразительному искусству ( ФГОС 1-4 КЛ.) составлена для УМК "Школа России"...