Тема: История русской матрёшки. Роспись русской матрёшки.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему

Пальчикова Мария Константиновна

Тема урока посвящена одному из самых известных во всём мире  талисману России – матрёшке

История  русской матрёшки.

 - Матрёшка – настоящая русская красавица. Румяна, в нарядном сарафане, на голове яркий платочек.  В словаре   русского  языка С. И. Ожёгова есть определение :

  Что такое матрёшка?

 «  Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко  разрисованная кукла  в виде  полуовальной фигуры, в которую  вставляются другие такие же куклы  меньшего  размера»

Матрёшки всегда радуют нас неповторимой красотой: своеобразием росписи, яркостью красок. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_russkoy_matreshki_izo.docx36.49 КБ

Предварительный просмотр:

2 класс. Тема:      История русской матрёшки.  Роспись русской матрёшки.

Выполнила учитель начальных классов Пальчикова М.К.

 

Технологическая карта изучения темы.

 Предмет

ИЗО.  Внеурочная деятельность. Кружок «Праздники, традиции и ремёсла народов России».

Класс

2

Тип урока

Урок формирования первоначальных предметных знаний и навыков овладения предметными умениями

Тема

 История возникновения русской матрёшки. Роспись матрёшки 

Цель

 Воспитывать любовь к народному искусству, уважение к народному мастеру, создающему красоту на радость людям, углубить знания о русской народной деревянной игрушке, познакомить с характерными особенностями формы и росписи матрешек из Сергиева Посада, Семенова, Полховского Майдана. Формирование у учащихся образных представлений о декоративно-прикладном творчестве. Воспитание эстетических чувств, обогащение нравственного опыта, нравственных чувств, готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве  и через искусство.

Основные термины  и понятия

 Роспись, матрёшка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Цели и задачи урока:

  1. воспитывать любовь к народному искусству, уважение к народному мастеру, создающему красоту на радость людям, Углубить знания о русской народной деревянной игрушке, познакомить с характерными особенностями формы и росписи матрешек из Сергиева Посада, Семенова, Полховского Майдана, Вятки.
  2.  Развивать познавательную  активность детей, творческую фантазию, художественный  вкус. Стимулировать стремление своими руками создавать красоту.

Образовательные задачи: познакомить с историей русской матрёшки и с особенностями матрёшки из разных областей России; углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве; научить расписывать игрушки по образцам изделий разных областей России.

Воспитательные задачи: Воспитывать интерес к искусству, уважение к творческому наследию. Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе. Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.

 Развивающие задачи: развивать художественный вкус; активизировать творческое воображение; развивать графические умения, связанные с приемами декоративной трактовки цветочного мотива

 

Планируемый результат и уровень усвоения:

Универсальные учебные действия:

 личностные: обучающийся ценит и принимает следующие базовые ценности: «природа», «красота»; учится видеть прекрасное вокруг себя.

  регулятивные: обучающийся самостоятельно организовывает свое рабочее место; определяет цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; определяет план выполнения задания под руководством учителя; использует в работе художественные  инструменты и материалы (гуашь); оценивает свое задание по следующим параметрам: «легко выполнять», «возникли сложности при выполнении»;

  познавательные: обучающийся познакомится с историей возникновения матрешки;

  коммуникативные: обучающийся участвует в диалоге; слушает и понимает других, высказывает свою точку зрения по теме урока.

 

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Шаблон  матрёшки.

Мультимедийная презентация с планом работы.

Зрительный ряд: Различные образцы матрёшки.

План урока:

  1. Самоопределение к деятельности.
  2. Актуализация знаний.
  3. Постановка учебной задачи.
  4. Совместное открытие новых знаний (презентация)
  5. Динамическая пауза.
  6. Самостоятельная работа с самопроверкой.
  7. Включение в систему знаний и повторение.
  8. Роспись матрёшки. (придумать свой узор)
  9. Выставка работ.
  10. Рефлексия.

                                                           

Ход   занятия

Этапы   урока

Деятельность учителя

Деятельность  обучающихся

Формирование УУД

  1. Самоопределение к деятельности.

Цель: проверка готовности детей к уроку

Проверка  готовности  обучающихся к уроку

Посмотрите, всё ли у вас на столах  (баночки с водой , бумага, акварельные и гуашевые краски, кисти.)

Подготовка красок к работе: Ребята, вспомните, как надо готовить к работе краски. Верно, надо в каждый из цветов красок капнуть по капельке воды.

Проверка готовности к уроку

Самоорганизация.

Способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке.

  1. Актуализация знаний

Цель: готовность мышления и осознание потребности к знаниям

- Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в далёкое прошлое. И  поговорим о старинном  символе России.

 - А  о каком, вы узнаете из загадки:             

 Рядом разные подружки

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

-   Кто это? 

-   Правильно, матрёшка!

-   Тема сегодняшнего урока посвящена одному из самых известных во всём мире  талисману России – матрёшке

Учащиеся отвечают, отгадывая загадку

 

  Осознание своих возможностей.

Проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания.

  1. Постановка учебной задачи

Цель: постановка учебной задачи.

-Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?

Предполагаемые ответы учащихся

-Познакомимся с историей русской матрешки, научимся расписывать шаблон матрешки

Умение составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль по результату.

  Умение рационально использовать технологическую информацию; оценивать технологические свойства материалов, ориентироваться в средствах и технологиях обработки материалов; умение подбирать инструмент и оборудование.

  1.  Совместное открытие новых знаний.

История  русской матрёшки.

 - Матрёшка – настоящая русская красавица. Румяна, в нарядном сарафане, на голове яркий платочек.  В словаре   русского  языка С. И. Ожёгова есть определение :

  Что такое матрёшка?

 «  Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко  разрисованная кукла  в виде  полуовальной фигуры, в которую  вставляются другие такие же куклы  меньшего  размера»

Матрёшки всегда радуют нас неповторимой красотой: своеобразием росписи, яркостью красок. Сколько фантазии вкладывают мастера в их изготовление! (слайд 2, 3, 4)

- Как вы думаете, матрешка – исконно русская игрушка или нет?

- Прообразом русской матрешки стала точеная фигурка буддийского святого Фукурумы,  которую привезли из Японии с острова Хонсю, в подмосковную усадьбу Абрамцево. Фигурка изображала мудреца с вытянутой от долгих раздумий головой, она оказалась разъемной, и внутри была спрятана фигурка поменьше, которая тоже состояла из двух половинок. Всего таких куколок оказалось пять. Фукурума - добродушный лысый мудрец,   один из семи богов удачи. (слайд 5, 6)

- Кто же впервые смастерил матрешку, и почему она получила именно такое имя? 

Японскую фигурку в России встретил с интересом токарь Василий Звёздочкин. Именно он выточил из  дерева  похожие  фигурки, которые вкладывались одна в другую. Известный художник Сергей Малютин расписал фигурку на русский лад - это была круглолицая румяная девушка в цветном платке, сарафане, с черным петухом в руке. Игрушка состояла из 8 фигурок. Девочки чередовались с мальчиками, а венчал это семейство спеленатый младенец. (слайд 7-9) Самым  распространённым на Руси  именем было  Матрёна, если ласково, то Матрёшка.  Так и назвали деревянную барышню. Со временем имя Матрёшка стало нарицательным.

Первая матрешка цела до сих пор и находится в Музее игрушки в Сергиевом Посаде (слайд 10-12)

Здесь хранится фигурка японского божка Фукурумы – прадедушки русской матрешки. (сл.13)

В 1900 году на Всемирной выставке в Париже матрешку наградили бронзовой медалью « За лучшее воплощение идеи сохранения и объединения семьи». Игрушка так понравилась в России и за границей, что началось массовое производство матрешек (сл.14)

Популярность матрешки привела к тому, что их стали делать не только в Сергиевом Посаде, но и в других областях России. Постепенно появились разные стили росписи любимой народом игрушки. Кроме сергиево-посадских, появились семёновские матрёшки, вятские, полхов-майданские. (сл.15)

Сергиево-посадская похожа на людей. У нее всегда прорисованы ручки, есть полный костюм: рубаха, сарафан, передник. Эта матрёшка – работница: она, как правило, с предметами – курицей, узелком, поросёнком, кошкой, ребёнком, корзинкой. В посадской матрешке цвета разнообразные, яркие и сам цвет распределён равномерно. (сл.16)

Загорские матрешки - круглолицые девушки в платках, передниках и сарафанах. Они расписаны простыми цветами, листочками и точками. Обычно используют три – четыре цвета – красный или оранжевый, желтый, зеленый и синий. Контуры рисунка обводят черным. (сл.17)

Семеновская матрёшка появилась в селе Семеново, в поволжье на 20 лет позже сергиево-посадской. Самая нарядная часть – фартук с яркими цветами. В росписи семеновской матрешки используют всего три цвета – красный, жёлтый и зелёный. У семёновской матрёшки не всегда прописаны ручки и нет дополнительных деталей. Семеновская матрёшка была почти в каждой семье. (сл.18)

Формой полховская матрешка заметно отличается от своих сестер. У нее вытянутая фигурка с маленькой, головкой или почти ровный столбик. Полховская матрёшка самая цветастая, но и самая грубо прописанная. У неё часто отсутствуют в рисунке ручки, нет дополнительных деталей. Роспись полховских матрешек строится на сочетании несочетаемых цветов: малинового – красного, зеленого- желтого, лилового и черного.

(сл.19)

        Вятская матрёшка самая северная  матрёшка. Это голубоглазая девушка с мягкой застенчивой улыбкой.  Особенность вятской матрёшки в том, что ее не только расписывают красками, но и украшают соломкой. (сл.20)

Мода на матрешку вышла за пределы национальных границ. Появились башкирские и марийские матрешки, расписанные в национальных традициях (сл.21)

-  Как же появляется на свет матрёшка? (сл.22-25)

- У каждого мастера есть свой секрет. Сначала надо выбрать дерево. Как правило, это липа, берёза, осина. Первой на свет появляется маленькая матрёшка, которая не открывается.  Следом за ней – нижняя часть (донце) для следующей. Верхняя часть второй матрёшки не просушивается, а сразу одевается на донце. Благодаря тому, что верхняя часть досушивается на месте, части матрёшки плотно прилегают друг к другу  и хорошо держатся.  Когда тело матрёшки готово, начинается  процесс,  который  придаёт каждой матрёшке свою индивидуальность - роспись.         Сначала мастер точит самую маленькую матрешечку. Заготовку надо выточить из дерева, и чтобы ни сучка, ни трещинки не было.

         Порой она бывает совсем крошечной, меньше ногтя, затем больше, больше... Самой популярной является пятиместная матрешка. Но часто встречаются матрешки в три- семь- десять- пятнадцать мест.

Современные художники делают матрешек в стиле лаковой миниатюры Палеха или Федоскинской росписи. Сейчас в жизни матрешек самый интересный период. Наступило время авторской игрушки. Но места ее производства остались прежними. (сл.26)

Очень популярны матрешки и по мотивам сказок:  Сказка о царе Салтане, Сказка о мертвой царевне Алексанра Пушкина, Конек-Горбунок Павла Ершова и многие другие… (сл.27)

Самая большая матрешка высотой один метр состоит из 72-х кукол. Это семёновская матрёшка. По мастерству исполнения её можно сравнить с блохой, которую подковал Левша: стенки каждой куколки полмиллиметра! Самая маленькая матрешечка размером с пшеничное зёрнышко.

(сл.28)

Матрешки вдохновляют современных художников на новые проекты. В 2011 году на русской выставке в Париже были показаны матрешки высотой 5 метров! Каждая представляла один из народных промыслов России: жостово, городецкую роспись, хохлому и другие. (сл.29)

Собрания матрешек находятся более чем в 30 странах. В одной американской коллекции их более 6 000. Матрешка обошла не только земной шар, она даже в космосе побывала. Ее взял в полет космонавт Андриян Николаев. Семеновская матрешка «Космос взят!» (сл.30)

На Всемирной выставке в Брюсселе в 1958г. наша матрёшка получила золотую медаль.

      Самая крупная матрёшка – ростом с первоклассницу, самая маленькая – не больше семечка подсолнуха. (сл.31)

Давайте на время представим себя матрешками.

Учащиеся воспринимают  новую информацию, принимают участие в беседе, обобщают новое и уже известное

Предположение детей

Проявление интереса к культуре и истории своего народа

Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.

  

Умение выделять необходимую информацию; умение ориентироваться в средствах и технологиях обработки материалов;

  1. Динамическая пауза.

Контролирование выполнения динамической паузы.

 Прежде чем мы начнем работу, надо, чтобы наши руки разогрелись. Тогда нам легче будет выполнять работу.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Цель:  применение нового, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха.

Постановка художественной задачи  

- Ребята, у каждого на парте лежат заготовки матрёшек. Сегодня мы попробуем стать мастерами-художниками и распишем  матрешки. Сначала надо показать лицо и линию волос. Потом аккуратно намечаем глаза, нос и рот, щёки. Далее  рисуем  одежду для нашей матрешки: платочек, рукава, передник.   Растительный узор на матрёшке вы  выполните самостоятельно. Проявите свою фантазию! Для этого вы будете использовать цветочный мир, листья и ягоды. Какие цвета гуаши лучше использовать? Правильно, желтый, красный, синий и зеленый. Подбирайте цвета так, чтобы матрешка получилась яркой, нарядной. Желаю всем творческих успехов!

Учащиеся выполняют работу вместе и под контролем учителя, согласно плану на презентации.

Умение составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль по результату

 

  Умение планировать свою трудовую деятельность; умение обосновывать показатели качества промежуточных операций.

Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей и коллективной деятельности.

 

  1. Включение в систему знаний.

Цель: включение знаний урока в систему знаний.

Организация выставки изготовленных работ для анализа результата.

- Ребята, о ком  мы сегодня говорили?

- Кто был прообразом русской матрешки?

 - От какого русского имени названа матрёшка?

- Какие  виды русских матрешек вы запомнили?

Сегодня все были молодцы, все приложили своё старание и умение.

Ответы учащихся

 

Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей и коллективной деятельности.

Рефлексия

  1. Цель: самооценка результатов деятельности, осознание границ применения нового знания.

Контролирование выполнения

А сейчас подумайте, какое настроение у вас появилось в конце нашего урока. Довольны ли вы тем, что узнали на уроке, понравилось ли вам расписывать матрёшку, получилась ли у вас работа.

Давайте устроим выставку ваших работ. (сл.34). Вы очень хорошо поработали. У всех получились замечательные матрешки.

Урок закончен, можете отдыхать! 

 

Высказывание детей.

Умение  совместно с учителем и другими учениками давать оценку деятельности на уроке.

   Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей и коллективной деятельности.

    Анализировать эмоциональные состояния, полученные от  успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека

 

 

 

 

 

  

 

  

      


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

.

 

    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие по истории математики Тема: «История чисел» (3-4 класс ).

Цели: познакомить  учащихся с историей записи чисел в разных странах в разные эпохи;              развивать мыслительные операции ...

Конспект занятия на тему:" История русской матрешки".

Задачи:1. Познакомить с историей возникновения, видами, особенностями росписи русской матрешки.2. Развивать у детей познавательный интерес, интерес к истории и культуре России, творческие ...

Обобщающее занятие кружка "Краеведение" по теме "История моей семьи в истории моего города".

Работаю над разработкой программы и учебно-методического комплекса по краеведению. Хочу поделиться конспектом одного занятия.Это занятие было итоговым в ходе работы над проектом "Судьба моей семь...

Музейный урок в 1 классе. Тема. "История БАМа в истории класса"

Данный материал в доступной форме знакомит детей с историей стороительства БАМа. Материал может быть использован на уроках краеведения....

Урок-исследование по русскому языку на тему "История фразеологизмов"

Урок-исследование по русскому языку на тему "История фразеологизмов" ...

Конспект по теме: "История создания русского костюма"

Данный  материал  может  быть  использован  учителями  начальных  классов  на  занятиях  во  внеурочной  деятельности...

Урок истории. Тема "История города Челябинска"

В конспекте представлена история города Челябинска и рассказ о парках и их достопремечательностях....