Тема: История русской матрёшки. Роспись русской матрёшки.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему
Тема урока посвящена одному из самых известных во всём мире талисману России – матрёшке
История русской матрёшки.
- Матрёшка – настоящая русская красавица. Румяна, в нарядном сарафане, на голове яркий платочек. В словаре русского языка С. И. Ожёгова есть определение :
Что такое матрёшка?
« Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера»
Матрёшки всегда радуют нас неповторимой красотой: своеобразием росписи, яркостью красок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_russkoy_matreshki_izo.docx | 36.49 КБ |
Предварительный просмотр:
2 класс. Тема: История русской матрёшки. Роспись русской матрёшки.
Выполнила учитель начальных классов Пальчикова М.К.
Технологическая карта изучения темы.
Предмет | ИЗО. Внеурочная деятельность. Кружок «Праздники, традиции и ремёсла народов России». |
Класс | 2 |
Тип урока | Урок формирования первоначальных предметных знаний и навыков овладения предметными умениями |
Тема | История возникновения русской матрёшки. Роспись матрёшки |
Цель | Воспитывать любовь к народному искусству, уважение к народному мастеру, создающему красоту на радость людям, углубить знания о русской народной деревянной игрушке, познакомить с характерными особенностями формы и росписи матрешек из Сергиева Посада, Семенова, Полховского Майдана. Формирование у учащихся образных представлений о декоративно-прикладном творчестве. Воспитание эстетических чувств, обогащение нравственного опыта, нравственных чувств, готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство. |
Основные термины и понятия | Роспись, матрёшка |
Цели и задачи урока:
- воспитывать любовь к народному искусству, уважение к народному мастеру, создающему красоту на радость людям, Углубить знания о русской народной деревянной игрушке, познакомить с характерными особенностями формы и росписи матрешек из Сергиева Посада, Семенова, Полховского Майдана, Вятки.
- Развивать познавательную активность детей, творческую фантазию, художественный вкус. Стимулировать стремление своими руками создавать красоту.
Образовательные задачи: познакомить с историей русской матрёшки и с особенностями матрёшки из разных областей России; углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве; научить расписывать игрушки по образцам изделий разных областей России.
Воспитательные задачи: Воспитывать интерес к искусству, уважение к творческому наследию. Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе. Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.
Развивающие задачи: развивать художественный вкус; активизировать творческое воображение; развивать графические умения, связанные с приемами декоративной трактовки цветочного мотива
Планируемый результат и уровень усвоения:
Универсальные учебные действия:
личностные: обучающийся ценит и принимает следующие базовые ценности: «природа», «красота»; учится видеть прекрасное вокруг себя.
регулятивные: обучающийся самостоятельно организовывает свое рабочее место; определяет цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; определяет план выполнения задания под руководством учителя; использует в работе художественные инструменты и материалы (гуашь); оценивает свое задание по следующим параметрам: «легко выполнять», «возникли сложности при выполнении»;
познавательные: обучающийся познакомится с историей возникновения матрешки;
коммуникативные: обучающийся участвует в диалоге; слушает и понимает других, высказывает свою точку зрения по теме урока.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Шаблон матрёшки.
Мультимедийная презентация с планом работы.
Зрительный ряд: Различные образцы матрёшки.
План урока:
- Самоопределение к деятельности.
- Актуализация знаний.
- Постановка учебной задачи.
- Совместное открытие новых знаний (презентация)
- Динамическая пауза.
- Самостоятельная работа с самопроверкой.
- Включение в систему знаний и повторение.
- Роспись матрёшки. (придумать свой узор)
- Выставка работ.
- Рефлексия.
Ход занятия
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формирование УУД |
Цель: проверка готовности детей к уроку | Проверка готовности обучающихся к уроку Посмотрите, всё ли у вас на столах (баночки с водой , бумага, акварельные и гуашевые краски, кисти.) Подготовка красок к работе: Ребята, вспомните, как надо готовить к работе краски. Верно, надо в каждый из цветов красок капнуть по капельке воды. | Проверка готовности к уроку | Самоорганизация. Способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке. |
Цель: готовность мышления и осознание потребности к знаниям | - Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в далёкое прошлое. И поговорим о старинном символе России. - А о каком, вы узнаете из загадки: Рядом разные подружки Но похожи друг на дружку. Все они сидят друг в дружке, А всего одна игрушка. - Кто это? - Правильно, матрёшка! - Тема сегодняшнего урока посвящена одному из самых известных во всём мире талисману России – матрёшке | Учащиеся отвечают, отгадывая загадку
| Осознание своих возможностей. Проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания. |
Цель: постановка учебной задачи. | -Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? | Предполагаемые ответы учащихся -Познакомимся с историей русской матрешки, научимся расписывать шаблон матрешки | Умение составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль по результату. Умение рационально использовать технологическую информацию; оценивать технологические свойства материалов, ориентироваться в средствах и технологиях обработки материалов; умение подбирать инструмент и оборудование. |
| История русской матрёшки. - Матрёшка – настоящая русская красавица. Румяна, в нарядном сарафане, на голове яркий платочек. В словаре русского языка С. И. Ожёгова есть определение : Что такое матрёшка? « Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера» Матрёшки всегда радуют нас неповторимой красотой: своеобразием росписи, яркостью красок. Сколько фантазии вкладывают мастера в их изготовление! (слайд 2, 3, 4) - Как вы думаете, матрешка – исконно русская игрушка или нет? - Прообразом русской матрешки стала точеная фигурка буддийского святого Фукурумы, которую привезли из Японии с острова Хонсю, в подмосковную усадьбу Абрамцево. Фигурка изображала мудреца с вытянутой от долгих раздумий головой, она оказалась разъемной, и внутри была спрятана фигурка поменьше, которая тоже состояла из двух половинок. Всего таких куколок оказалось пять. Фукурума - добродушный лысый мудрец, один из семи богов удачи. (слайд 5, 6) - Кто же впервые смастерил матрешку, и почему она получила именно такое имя? Японскую фигурку в России встретил с интересом токарь Василий Звёздочкин. Именно он выточил из дерева похожие фигурки, которые вкладывались одна в другую. Известный художник Сергей Малютин расписал фигурку на русский лад - это была круглолицая румяная девушка в цветном платке, сарафане, с черным петухом в руке. Игрушка состояла из 8 фигурок. Девочки чередовались с мальчиками, а венчал это семейство спеленатый младенец. (слайд 7-9) Самым распространённым на Руси именем было Матрёна, если ласково, то Матрёшка. Так и назвали деревянную барышню. Со временем имя Матрёшка стало нарицательным. Первая матрешка цела до сих пор и находится в Музее игрушки в Сергиевом Посаде (слайд 10-12) Здесь хранится фигурка японского божка Фукурумы – прадедушки русской матрешки. (сл.13) В 1900 году на Всемирной выставке в Париже матрешку наградили бронзовой медалью « За лучшее воплощение идеи сохранения и объединения семьи». Игрушка так понравилась в России и за границей, что началось массовое производство матрешек (сл.14) Популярность матрешки привела к тому, что их стали делать не только в Сергиевом Посаде, но и в других областях России. Постепенно появились разные стили росписи любимой народом игрушки. Кроме сергиево-посадских, появились семёновские матрёшки, вятские, полхов-майданские. (сл.15) Сергиево-посадская похожа на людей. У нее всегда прорисованы ручки, есть полный костюм: рубаха, сарафан, передник. Эта матрёшка – работница: она, как правило, с предметами – курицей, узелком, поросёнком, кошкой, ребёнком, корзинкой. В посадской матрешке цвета разнообразные, яркие и сам цвет распределён равномерно. (сл.16) Загорские матрешки - круглолицые девушки в платках, передниках и сарафанах. Они расписаны простыми цветами, листочками и точками. Обычно используют три – четыре цвета – красный или оранжевый, желтый, зеленый и синий. Контуры рисунка обводят черным. (сл.17) Семеновская матрёшка появилась в селе Семеново, в поволжье на 20 лет позже сергиево-посадской. Самая нарядная часть – фартук с яркими цветами. В росписи семеновской матрешки используют всего три цвета – красный, жёлтый и зелёный. У семёновской матрёшки не всегда прописаны ручки и нет дополнительных деталей. Семеновская матрёшка была почти в каждой семье. (сл.18) Формой полховская матрешка заметно отличается от своих сестер. У нее вытянутая фигурка с маленькой, головкой или почти ровный столбик. Полховская матрёшка самая цветастая, но и самая грубо прописанная. У неё часто отсутствуют в рисунке ручки, нет дополнительных деталей. Роспись полховских матрешек строится на сочетании несочетаемых цветов: малинового – красного, зеленого- желтого, лилового и черного. (сл.19) Вятская матрёшка самая северная матрёшка. Это голубоглазая девушка с мягкой застенчивой улыбкой. Особенность вятской матрёшки в том, что ее не только расписывают красками, но и украшают соломкой. (сл.20) Мода на матрешку вышла за пределы национальных границ. Появились башкирские и марийские матрешки, расписанные в национальных традициях (сл.21) - Как же появляется на свет матрёшка? (сл.22-25) - У каждого мастера есть свой секрет. Сначала надо выбрать дерево. Как правило, это липа, берёза, осина. Первой на свет появляется маленькая матрёшка, которая не открывается. Следом за ней – нижняя часть (донце) для следующей. Верхняя часть второй матрёшки не просушивается, а сразу одевается на донце. Благодаря тому, что верхняя часть досушивается на месте, части матрёшки плотно прилегают друг к другу и хорошо держатся. Когда тело матрёшки готово, начинается процесс, который придаёт каждой матрёшке свою индивидуальность - роспись. Сначала мастер точит самую маленькую матрешечку. Заготовку надо выточить из дерева, и чтобы ни сучка, ни трещинки не было. Порой она бывает совсем крошечной, меньше ногтя, затем больше, больше... Самой популярной является пятиместная матрешка. Но часто встречаются матрешки в три- семь- десять- пятнадцать мест. Современные художники делают матрешек в стиле лаковой миниатюры Палеха или Федоскинской росписи. Сейчас в жизни матрешек самый интересный период. Наступило время авторской игрушки. Но места ее производства остались прежними. (сл.26) Очень популярны матрешки и по мотивам сказок: Сказка о царе Салтане, Сказка о мертвой царевне Алексанра Пушкина, Конек-Горбунок Павла Ершова и многие другие… (сл.27) Самая большая матрешка высотой один метр состоит из 72-х кукол. Это семёновская матрёшка. По мастерству исполнения её можно сравнить с блохой, которую подковал Левша: стенки каждой куколки полмиллиметра! Самая маленькая матрешечка размером с пшеничное зёрнышко. (сл.28) Матрешки вдохновляют современных художников на новые проекты. В 2011 году на русской выставке в Париже были показаны матрешки высотой 5 метров! Каждая представляла один из народных промыслов России: жостово, городецкую роспись, хохлому и другие. (сл.29) Собрания матрешек находятся более чем в 30 странах. В одной американской коллекции их более 6 000. Матрешка обошла не только земной шар, она даже в космосе побывала. Ее взял в полет космонавт Андриян Николаев. Семеновская матрешка «Космос взят!» (сл.30) На Всемирной выставке в Брюсселе в 1958г. наша матрёшка получила золотую медаль. Самая крупная матрёшка – ростом с первоклассницу, самая маленькая – не больше семечка подсолнуха. (сл.31) Давайте на время представим себя матрешками. | Учащиеся воспринимают новую информацию, принимают участие в беседе, обобщают новое и уже известное Предположение детей | Проявление интереса к культуре и истории своего народа Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.
Умение выделять необходимую информацию; умение ориентироваться в средствах и технологиях обработки материалов; |
| Контролирование выполнения динамической паузы. Прежде чем мы начнем работу, надо, чтобы наши руки разогрелись. Тогда нам легче будет выполнять работу. | ||
Цель: применение нового, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха. | Постановка художественной задачи - Ребята, у каждого на парте лежат заготовки матрёшек. Сегодня мы попробуем стать мастерами-художниками и распишем матрешки. Сначала надо показать лицо и линию волос. Потом аккуратно намечаем глаза, нос и рот, щёки. Далее рисуем одежду для нашей матрешки: платочек, рукава, передник. Растительный узор на матрёшке вы выполните самостоятельно. Проявите свою фантазию! Для этого вы будете использовать цветочный мир, листья и ягоды. Какие цвета гуаши лучше использовать? Правильно, желтый, красный, синий и зеленый. Подбирайте цвета так, чтобы матрешка получилась яркой, нарядной. Желаю всем творческих успехов! | Учащиеся выполняют работу вместе и под контролем учителя, согласно плану на презентации. | Умение составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль по результату
Умение планировать свою трудовую деятельность; умение обосновывать показатели качества промежуточных операций. Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей и коллективной деятельности.
|
Цель: включение знаний урока в систему знаний. | Организация выставки изготовленных работ для анализа результата. - Ребята, о ком мы сегодня говорили? - Кто был прообразом русской матрешки? - От какого русского имени названа матрёшка? - Какие виды русских матрешек вы запомнили? Сегодня все были молодцы, все приложили своё старание и умение. | Ответы учащихся
| Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей и коллективной деятельности. |
Рефлексия
| Контролирование выполнения А сейчас подумайте, какое настроение у вас появилось в конце нашего урока. Довольны ли вы тем, что узнали на уроке, понравилось ли вам расписывать матрёшку, получилась ли у вас работа. Давайте устроим выставку ваших работ. (сл.34). Вы очень хорошо поработали. У всех получились замечательные матрешки. Урок закончен, можете отдыхать!
| Высказывание детей. | Умение совместно с учителем и другими учениками давать оценку деятельности на уроке. Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей и коллективной деятельности. Анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека |
| |||
|
|
| |
|
| ||
|
| ||
| |||
|
| ||
|
| ||
| .
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное занятие по истории математики Тема: «История чисел» (3-4 класс ).
Цели: познакомить учащихся с историей записи чисел в разных странах в разные эпохи; развивать мыслительные операции ...
Конспект занятия на тему:" История русской матрешки".
Задачи:1. Познакомить с историей возникновения, видами, особенностями росписи русской матрешки.2. Развивать у детей познавательный интерес, интерес к истории и культуре России, творческие ...
Обобщающее занятие кружка "Краеведение" по теме "История моей семьи в истории моего города".
Работаю над разработкой программы и учебно-методического комплекса по краеведению. Хочу поделиться конспектом одного занятия.Это занятие было итоговым в ходе работы над проектом "Судьба моей семь...
Музейный урок в 1 классе. Тема. "История БАМа в истории класса"
Данный материал в доступной форме знакомит детей с историей стороительства БАМа. Материал может быть использован на уроках краеведения....
Урок-исследование по русскому языку на тему "История фразеологизмов"
Урок-исследование по русскому языку на тему "История фразеологизмов" ...
Конспект по теме: "История создания русского костюма"
Данный материал может быть использован учителями начальных классов на занятиях во внеурочной деятельности...
Урок истории. Тема "История города Челябинска"
В конспекте представлена история города Челябинска и рассказ о парках и их достопремечательностях....