Урок-презентация по ИЗО 5 класс по теме "Троицына неделя и ее образы в искусстве".
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо) на тему
Тема урока "Троицына неделя и ее образы в искусстве". Презентация содержит подробную информацию, отличную иллюстрацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo_5_klass.pptx | 2.03 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В пятидесятый день после Пасхи на Руси широко отмечали День Святой Троицы. Центр православных храмов в этот день выносили икону Святой Троицы.
Алтарь, вход в церковь, улицы, калитки и ворота изб, хором, теремов и богатых усадеб, дома внутри принято было украшать молодыми берёзками.
Полы церкви и домов покрывали свежескошенной травой. Дорожки, ведущие в храм, не только устилали травой, но и выкладывали на них узоры из живых цветов.
За берёзками, цветами и травами ходили в лес заранее - в седьмой четверг после Пасхи, поэтому этот день получил название Семик (от слова "семь") - с него начиналась подготовка к празднику.
Целую неделю длился праздник. Эти семь святых дней, когда все деревни, города и селения на Руси превращались в диковинные сказочные сады, носили названия Зелёные Святки. В эти дни устраивались праздничные шествия и трапезы, танцы, катания на лодках, украшенных зеленью и цветами.
Начиная со дня Святой Троицы молодые водили хороводы. После посещения церкви юноши и девушки шли в лес, срубали берёзку. К вершине берёзки каждая девушка прикрепляла свою ленту одним концом, чтобы за другой конец держаться. На головах девушек были сплетённые ими в лесу венки из берёзовых веток и первых полевых цветов. Юноши и девушки несли берёзку из леса в деревню и пели песню.
Когда плавный ритм песни переходил в плясовой, девушки, продолжая держаться за ленты, начинали кружиться вокруг берёзки. В конце песни каждая девушка снимала с головы венок и надевала его на голову парня, который ей нравился.
Венок издревле служил эмблемой любви и супружеской связи. Бросая венки в воду, юноши и девицы допрашивают эту пророческую стихию о своей грядущей судьбе. В начале XX в. в Калужской губернии существовало обыкновение, по которому парень, задумавший жениться, обещан был вытащить из воды венок полюбившейся ему девицы. Таким образом зелень и цветы играли главную роль на весёлом празднике Весны. Считалось, что её благотворное влияние именно в том и выражается, что мать сыра земля, словно юная и прекрасная невеста, рядится в роскошные уборы растительного царства.
ПРИМИ К СВЕДЕНИЮ В сборнике избранных статей А.Н. Афанасьева "Древо жизни" описываются обряды, существовавшие в разных губерниях России, связанные с участием в них как бы самой Весны. Роль её играла одна из девушек, которую обвязывали берёзовыми и кленовыми ветвями и водили по улицам и дворам. Возможно, именно поэтому так прочно связывается в нашем сознании образ берёзки с образом молодой женщины или юной девушки.
Нередко Весну олицетворяла соломенная или деревянная кукла, одетая в праздничное платье, которую ставили на возвышение в специально построенном посреди дубовой рощи небольшом шалаше, убирая его венками, цветами и душистыми травами. К этому месту стекались со всех сторон окрестные жители, предавались беззаботному веселью и прославляли расцветающую природу в старинных хороводных песнях.
Время Зелёных Святок - это проводы весны, переход к лету - важнейший период в народном календаре, полный дум и забот земледельца о сохранности молодых поднимающихся посевов. На это и были направлены многие обряды Зелёных Святок. Одни из них издавна проходили с участием детей, другие превратились со временем в детские обрядовые игры, благодаря чему и сохранились вплоть до середины ХХ в. Дети, нарядно одетые, с утра в Троицын день переходили от дома к дому с большой веткой берёзы, украшенной разноцветными ленточками, и пели троицские заклички.
Русский обряд "берёзка" был окрашен множеством оттенков особых местных обычаев. Берёзку не только украшали, но и наряжали в настоящий девичий наряд - юбку, кофту и фартук, на "голову" надевали кокошник с лентами и бусами. Под юбку забиралась девочка десяти-двенадцати лет, брала деревце за ствол и двигалась впереди хоровода. Казалось, что берёзка ходит и пляшет сама.
Участвовали дети и в обряде "колосок". На Троицын день девицы и молодицы выстраивались длинной вереницей парами, сцепив перед собой руки. По этому живому мостику бежала красивая девочка-колосок в нарядном сарафане, с венком на голове. Задние пары всё время перебегали вперёд - так и водили, гоняли колос до самого поля с песнями:
Вереница подходила к полю, и девочка-колосок срывала пучок ржи, уже набиравшей колос, и бежала с ним к церкви. А хоровод вился-перевился обратно... И этот народный обряд, ставший Троицким, тоже имел древний смысл - помогать колошению хлебов будущего урожая. В понедельник после Святой Троицы - День Сошествия Святого Духа на апостолов, Духов день - как его звали в народе, завершался праздничный цикл Зелёных Святок: окончание Троицких хороводов; развивание венков на берёзах, завитых на Семик; прощание с последними весенними праздниками. Так и говорили: "Пройдёт Семик да Троица - все забавы скроются:. Наступало время в жизни природы и людей - жаркое лето, с обилием работы на земле, когда нельзя терять ни минуты, потому что летний день год кормит.
ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ Выполните зарисовку многофигурной композиции по представлению на тему "Хоровод", "Тихая песня", "Весёлый перепляс" (по выбору ). Создай сюжетно-тематическую композицию "В Троицын день" на основе зарисовки, выполненной на предыдущем уроке.
Использованные материалы http://tryd1943.jimdo.com/%D0%B8%D0%B7%D0%BE-5-%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81/%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0-12-%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BD%D0%B8%D0%BA-%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B8%D1%86%D1%8B%D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D0%BD%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B8-%D0%B2-%D0%B6%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B8-%D0%B8-%D0%B8%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5/32-33-%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B8%D1%86%D1%8B%D0%BD%D0%B0-%D0%BD%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D1%8F-%D0%B8-%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D1%8B-%D0%B5%D1%91-%D0%B2-%D0%B8%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-презентация. Русский язык. 2 класс. Система "Школа 2100" Тема: "Слова, которые отвечают на вопросы: что делает(-ют)? Что делал(-а)? Что сделал(-а)? (Глагол)
Урок с презентацией по русскому языку во 2 классе. Дети знакомятся с глаголом, вопросами, на которые отвечают глаголы.Повторяют изученный материал по имени существительному и прилагательному. Система ...
Урок+презентация "Окружающий мир". 4 класс
Тема урока: "Природные зоны России".Тип урока: Обобщающий урок-игра....
Урок - презентация литературного чтения 3 класс Тема: В.И.Белов «Ещё про Мальку»
На уроке применены технология проблемного обучения и ИКТ технология. Учащиеся на уроке работают в группах....
Урок-презентация русского языка 4 класс тема: "Мягкий знак на конце слов после шипящих". ( Школа ХХI века)
Цели:Оборудование: учебник “Русский язык для 4 класса .Таблица частей речи. Рабочая тетрадь. Интерактивная доска.1. Коллективная работа. Работа по таблице частей речи с примерами устно.Назо...
Урок+презентация математики в 4 классе по теме: Письменное умножение на числа оканчивающиеся нулями.
Урок+презентация математики в 4 классе по теме: "Письменное умножение на числа оканчивающиеся нулями"...
Урок-презентация "Нумерация", 1,4 класс Математика
Урок-презентация на тему "Нумерация" в 1, 4 классах....
Урок - презентация. Окружающий мир 1 класс.
Конспект открытого урока по ознакомлению с окружающим миром. 1 класс.Тема: «Зима – природа спит». (Животные и растения зимой)....