Рабочая программа по ИЗО 1 класс УМК "Школа России"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему

Королева Галина Михайловна

Рабочая программа  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования   на основе Примерной программы  по   изобразительному   искусству  (М.: Просвещение, 2010г.) и авторской программы «Изобразительное искусство»  Б.М. Неменского (М.: Просвещение, 2011г.)

( УМК  «Школа России»)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_izo_1_klass_umk_shkola_rossii.doc210 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Верхнехавская средняя общеобразовательная школа №1

Верхнехавского муниципального района Воронежской области

 

«Согласовано»                                    «Согласовано»                               «Утверждено»

Руководитель МО                           Заместитель директора                 Директор школы

_____ Анисимова Т.П.                    _____Елисеева  Н. В.                       _____ Садовников Н. Н.

Протокол №1                                     «29» августа 2012 г.                     Введено в действие

от «28» августа 2012 г.                                                                       Приказ №__ от «31» августа 2012 г.

Рабочая программа

по учебному предмету «Изобразительное искусство» (базовый уровень)

в 1 «б» классе

учителя первой квалификационной категории

Королевой Галины Михайловны

2012 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Рабочая программа  составлена в соответствии с требованиями Федерального                государственного образовательного стандарта начального общего образования   на основе Примерной программы  по   изобразительному   искусству  (М.: Просвещение, 2010г.) и авторской программы «Изобразительное искусство»  Б.М. Неменского (М.: Просвещение, 2011г.)

( УМК  «Школа России»)

Цели и задачи учебного курса

Изучение курса  «Изобразительное искусство» направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;
  • развитие воображения, творческого потенциала ребенка, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способностей к эмоционально-ценностному отношению к искусству и окружающему миру, навыков сотрудничества в художественной деятельности;
  • освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративноприкладных, архитектуре и дизайне, их роли в жизни человека и общества;
  • овладение элементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественнотворческой деятельности; совершенствование эстетического вкуса, умения работать разными художественными материалами.

   

Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:

  • совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
  • развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
  • формирование навыков работы с различными художественными материалами.

Общая характеристика  учебного курса

Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

— изобразительная художественная деятельность;

— декоративная художественная деятельность;

— конструктивная художественная деятельность.

Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

              Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.

Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.

            Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

              Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).

              Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.

              Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

              Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.

Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

              Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель — формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.

            Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

              Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

              Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

               Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.

                На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.

               Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное  значение  имеет  познание  художественной  культуры  своего народа.

              Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

             Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.

В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого  мироотношения.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.        

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

Результаты изучения курса

В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  • понимание особой роли культуры и  искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом  отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
  • умение обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень  сформированности

  универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
  • понимание образной природы искусства;
  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;  
  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
  • освоение умений применять в художественно—творческой  деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
  • овладение  навыками  моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
  • изображение в творческих работах  особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
  • умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
  • умение  объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
  • выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего  мира человека.

                       Место курса в учебном плане

Учебная программа «Изобразительное искусство» разработана для 1 — 4 класса начальной школы. На изучение предмета отводится 1 ч в неделю, всего на курс — 135 ч.

Предмет изучается: в 1 классе — 33 ч в год, во 2—4 классах — 34 ч в год.  

На основании Методических рекомендаций по формированию учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих основную образовательную программу начального общего образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (Письмо Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 24.08.2012 года №01-03-06321) в 1 классе в первой четверти отводится на изобразительное искусство – 0,5 часов в неделю, во 2-4 четвертях – 1 час в неделю. Всего – 29 часов в год.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

                

В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в 1 классе должны быть достигнуты определенные результаты.

                               Личностные результаты 

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  • понимание особой роли культуры и  искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом  отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
  • умение обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» в 1-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Проговаривать последовательность действий на уроке;
  • Работать по предложенному учителем плану;
  • Отличать верно выполненное задание от неверного;
  • Совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  • Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
  • Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

Коммуникативные УУД:

  • Пользоваться языком изобразительного искусства;
  • Слушать и понимать высказывания собеседников;
  • Согласованно работать в группе.

Предметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» в 1-м классе являются формирование следующих знаний и умений:

Учащиеся должны знать:

 три способа художественной деятельности: изобразительную, декоративную и конструктивную;

 названиями главных цветов (красный, жёлтый, синий, зелёный, фиолетовый, оранжевый, голубой);

 правильно работать акварельными красками, ровно закрывать ими нужную поверхность;

 элементарные правила смешивания цветов (красный + синий = фиолетовый, синий + жёлтый = зелёный) и т. д;

 простейшие приёмы лепки.

           

Учащиеся должны уметь:

 верно держать лист бумаги, карандаш;

 правильно пользоваться инструментами и материалами ИЗО;

 выполнять простейшие узоры в полосе, круге из  декоративных форм растительного мира;

 передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов;

 применять элементы декоративного рисования.

                                      СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА

                Тема 1 класса – «Ты изображаешь, украшаешь и строишь». Дети знакомятся с присутствием разных видов художественной деятельности в повседневной жизни, с работой художника, учатся с разных художественных позиций наблюдать реальность, рисовать, украшать и конструировать, осваивая выразительные свойства различных художественных материалов.

                Игровая, образная форма приобщения к искусству: три Брата-Мастера — Мастер Изображения, Мастер Украшения и Мастер Постройки. Уметь видеть в окружающей жизни работу того или иного Брата-Мастера — интересная игра, с которой начинается познание связей искусства с жизнью. Здесь закладывается фундамент в познание огромного, сложного мира пластических искусств. В задачу первого года обучения входит осознание того, что Мастера работают разными материалами, а также первичное освоение этих материалов.

                Но Мастера предстают перед детьми не все сразу. Сначала показывается Мастер Изображения, затем Мастер Украшения, потом Мастер Постройки. В конце они показывают детям, что друг без друга жить не могут и всегда работают вместе.

1 класс

Ты изображаешь, украшаешь и строишь

(29 ч)

Ты учишься изображать (7ч)

Изображения, созданные художниками, встречаются всюду в нашей повседневной жизни и влияют на нас. Каждый ребёнок тоже немножко художник, и, рисуя, он учится понимать окружающий его мир и других людей. Видеть – осмысленно рассматривать окружающий мир – надо учиться, и это очень интересно; именно умение видеть лежит в основе умения рисовать.

         Овладение первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, пятна, цвета. Овладение первичными навыками изображения в объеме.

Первичный опыт работы художественными материалами, эстетическая оценка их выразительных возможностей.

  • Изображения всюду вокруг нас.
  • Мастер Изображения учит видеть.
  • Изображать можно пятном.
  • Изображать можно в объеме.
  • Изображать можно линией.
  • Разноцветные краски.
  • Изображать можно и то, что невидимо.
  • Художники и зрители (обобщение темы)

        Ты украшаешь (8 ч)

Украшения в природе. Красоту нужно уметь замечать. Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя. Мастер Украшения учит любоваться красотой.

Основы понимания роли декоративной художественной деятельности в жизни человека. Мастер Украшения — мастер общения, он организует общение людей, помогая им  наглядно выявлять свои роли. 

Первичный опыт владения художественными материалами и техниками (аппликация, бумагопластика, коллаж, монотипия). Первичный опыт коллективной деятельности.

  • Мир полон украшений.
  • Цветы.
  • Красоту надо уметь замечать.
  • Узоры на крыльях. Ритм пятен.
  • Красивые рыбы. Монотипия.
  • Украшения птиц. Объёмная аппликация.
  • Узоры, которые создали люди.
  • Как украшает себя человек.
  • Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).

Ты строишь (9 ч)

Первичные представления о конструктивной художественной деятельности и ее роли в жизни человека. Художественный образ в архитектуре и дизайне.

Мастер Постройки — олицетворение конструктивной художественной деятельности. Умение видеть конструкцию формы предмета лежит в основе умения рисовать.

Разные типы построек. Первичные умения видеть конструкцию, т. е. построение предмета.

Первичный опыт владения художественными материалами и техниками конструирования. Первичный опыт коллективной работы. 

  • Постройки в нашей жизни.
  • Дома бывают разными.
  • Домики, которые построила природа.
  • Дом снаружи и внутри.
  • Строим город.
  • Все имеет свое строение.
  • Строим вещи.
  • Город, в котором мы живем (экскурсия, обобщение темы).

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (5 ч)

Общие начала всех пространственно-визуальных искусств — пятно, линия, цвет в пространстве и на плоскости. Различное использование в разных видах искусства этих элементов языка.

Изображение, украшение и постройка — разные стороны работы художника и присутствуют в любом произведении, которое он создает.

Наблюдение природы и природных объектов. Эстетическое восприятие природы. Художественно-образное видение окружающего мира.

Навыки коллективной творческой деятельности.

  • Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе.
  • Праздник весны.
  • Сказочная страна.
  • Времена года (экскурсия)
  • Здравствуй, лето!  Урок любования (обобщение темы)

Наименование разделов

Всего

часов

В том числе на:

Сроки прохождения

экскурсии

по плану

по факту

1

Ты учишься изображать

7

-

2

Ты украшаешь

8

-

3

Ты строишь

9

1

4

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу

5

1

Итого

29

2

РАЗВЁРНУТОЕ  КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

урока

Тема учебного занятия

Тип урока

Планируемые результаты  (личностные, метапредметные, предметные) в соответствии с ФГОС  НОО

Оборудование

Дата проведения

Примечание

Предметные результаты

Основные виды учебной деятельности обучающихся (УУД: регулятивные, познавательные, коммуникативные)

Личностные результаты

Планируемые сроки

Факт.

  1. Ты изображаешь. Знакомство с мастером изображения. (7 часов)

1

Все дети любят рисовать.

Урок изучения нового материала

Организовывать своё рабочее место.

Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

Пользоваться языком изобразительного искусства.

Понимание особой роли культуры и  искусства в жизни общества и каждого отдельного человека.

Формирование социальной роли ученика,

положительного отношения

к учению.

Компьютер, мультимедийные презентации

2

Изображения всюду вокруг нас. Знакомство с Мастером Изображения.

Урок-игра

Находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками.

Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.

Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.

Работать по предложенному учителем плану;

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

Слушать и понимать высказывания собеседников.

Мотивация к учебной деятельности,

владение культурой поведения и общения.

Компьютер

3

Изображать можно пятном.

Изображать можно в объеме.

Урок-сказка

Использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости.

Видеть зрительную метафору — находить потенциальный образ в случайной форме силуэтного пятна и проявлять его путем дорисовки.

Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью пятна, навыками работы кистью и краской.

Проговаривать последовательность действий на уроке;

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Согласованно работать в группе.

Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.

Компьютер

4

Изображать можно линией.

Урок изучения нового материала

Знакомство с понятиями «линия» и «плоскость».

Линии в природе.

Линейные изображения на плоскости.

Повествовательные возможности линии (линия — рассказчица).

Совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

Пользоваться языком изобразительного искусства.

Формирование эстетических потребностей —  потребностей в творческом  отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности.

Компьютер

5

Разноцветные краски.

Урок изучения нового материала

Знакомство с цветом. Краски гуашь.

Цвет. Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета (что напоминает цвет каждой краски?).

Проба красок

Принимать и удерживать цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.

Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

Слушать и понимать высказывания собеседников.

Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.

Компьютер, мультимедийные презентации

6

Изображать можно и то, что невидимо

(настроение).

Урок-фантазия

Выражение настроения в изображении.

Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета.

Организовывать своё рабочее место.

Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

Пользоваться языком изобразительного искусства.

Формирование эстетических потребностей —  потребностей в творческом  отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности.

Компьютер, мультимедийные презентации

7

Художники и зрители

(обобщение темы).

Урок-путешествие

Художники и зрители. Знакомство с понятием «произведение искусства». Картина. Скульптура. Цвет и краски в картинах художников. Художественный музей.

Проговаривать последовательность действий на уроке;

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Согласованно работать в группе.

Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.

Компьютер

  1. Знакомство с Мастером Украшения. (8 часов)

8

Мир полон украшений.

Урок изучения нового материала

Украшения в окружающей действительности. Разнообразие украшений (декор). Знакомство с Мастером Украшения.

Организовывать своё рабочее место.

Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

Пользоваться языком изобразительного искусства.

Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.

Компьютер, мультимедийные презентации

9

Мир полон украшений.

Урок изучения нового материала

Цветы — украшение Земли. Разнообразие цветов, их форм, окраски, узорчатых деталей.

Работать по предложенному учителем плану;

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

Слушать и понимать высказывания собеседников.

Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя.

Компьютер, мультимедийные презентации

10

Красоту нужно уметь замечать.

Урок изучения нового материала

Многообразие и красота форм, узоров, расцветок и фактур в природе.

Ритмический узор пятен и симметричный повтор.

Проговаривать последовательность действий на уроке;

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Согласованно работать в группе.

Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.

Компьютер

11

Узоры на крыльях.

Урок изучения нового материала

Ритмическое соотношение пятна и линии. Симметрия, повтор, ритм, свободный фантазийный узор. Знакомство с техникой монотипии (отпечаток красочного пятна).

Выразительность фактуры.

Совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

Пользоваться языком изобразительного искусства.

Формирование эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом  отношении к окружающему миру.

Компьютер

12

Красивые рыбы.

Украшение рыб.

Урок изучения нового материала

Разнообразие украшений в природе и различные формы украшений. Многообразие форм декоративных элементов.

Объемная аппликация, коллаж, простые приемы бумагопластики.

Принимать и удерживать цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.

Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

Слушать и понимать высказывания собеседников.

Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.

Компьютер, мультимедийные презентации

13

Украшение птиц.

Урок изучения нового материала

Красота узоров (орнаментов), созданных человеком. Разнообразие орнаментов и их применение в предметном окружении человека.

Природные и изобразительные мотивы в орнаменте.

Организовывать своё рабочее место.

Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

Пользоваться языком изобразительного искусства.

Уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом.

Компьютер

14

Узоры, которые создали люди.

Урок изучения нового материала

Украшения человека рассказывают о своем хозяине.

Какие украшения бывают у разных людей.

Когда и зачем украшают себя люди.

Работать по предложенному учителем плану;

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

Слушать и понимать высказывания собеседников.

Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.

Компьютер, мультимедийные презентации

15

Как украшает себя человек.

Урок изучения нового материала

Без праздничных украшений нет праздника.

Новогодние гирлянды, елочные игрушки. Украшения для новогоднего карнавала.

Проговаривать последовательность действий на уроке;

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Согласованно работать в группе.

Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя.

Компьютер, мультимедийные презентации

  1. Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки. (9 часов)

16

Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).

Урок изучения нового материала

Первичное знакомство с архитектурой и дизайном. Постройки в окружающей нас жизни.

Постройки, сделанные человеком.

Организовывать своё рабочее место.

Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

Пользоваться языком изобразительного искусства.

Умение обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Компьютер, мультимедийные презентации

17

Постройки в нашей жизни.

Урок изучения нового материала

Многообразие архитектурных построек и их назначение.

Соотношение внешнего вида здания и его назначения. Составные части (элементы) дома (стены, крыша, фундамент, двери, окна и т. д.) и разнообразие их форм.

Работать по предложенному учителем плану;

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

Слушать и понимать высказывания собеседников.

Формирование эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом  отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности.

Компьютер, мультимедийные презентации

18

Рисуем домики для сказочных героев.

Урок изучения нового материала

Природные постройки и конструкции.

Многообразие природных построек (стручки, орешки, раковины, норки, гнезда, соты и т. п.), их формы и конструкции.

Проговаривать последовательность действий на уроке;

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Согласованно работать в группе.

Умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной работы (под руководством учителя), выполнять свою часть работы в соответствии с общим замыслом.

Компьютер, мультимедийные презентации

19

Домики, которые построила природа.

Урок изучения нового материала

Соотношение и взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома. Понятия «внутри» и «снаружи».

Назначение дома и его внешний вид.

Внутреннее устройство дома, его наполнение. Красота и удобство дома.

Совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

Пользоваться языком изобразительного искусства.

Формирование эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом  отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности.

Компьютер

20

Дом снаружи и внутри.

Урок изучения нового материала

Архитектура. Архитектор. Планирование города. Деятельность художника-архитектора.

 

Принимать и удерживать цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.

Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

Слушать и понимать высказывания собеседников.

Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.

Компьютер, мультимедийные презентации

21

Строим город.

Урок изучения нового материала

Проговаривать последовательность действий на уроке;

Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

Пользоваться языком изобразительного искусства.

Формирование эстетических потребностей —  потребностей в творческом  отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности.

Компьютер

22

 Всё имеет своё строение.

Урок изучения нового материала

Конструкция предмета.

Работать по предложенному учителем плану;

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

Слушать и понимать высказывания собеседников.

Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.

Компьютер

23

Постройка предметов (упаковок)

Урок закрепления знаний

Конструирование предметов быта.

Знакомство с работой дизайнера

Организовывать своё рабочее место.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Согласованно работать в группе.

Формирование эстетических потребностей —  потребностей в творческом  отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности.

Компьютер, мультимедийные презентации

24

Город, в котором мы живем.

Урок изучения нового материала

Знакомство с архитектурой и дизайном. Постройки в окружающей нас жизни.

Постройки, сделанные человеком.

Совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

Пользоваться языком изобразительного искусства.

Умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной работы (под руководством учителя), выполнять свою часть работы в соответствии с общим замыслом

Компьютер, мультимедийные презентации

  1. Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу. (5 часов)

25

Совместная работа трех братьев-мастеров.

Урок систематизации знаний

Взаимодействие трех видов художественной деятельности.

Организовывать своё рабочее место.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Согласованно работать в группе.

Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя.

Компьютер

26

Праздник весны.

Конструирование птиц из бумаги.

Урок изучения нового материала

Весенние события в природе (прилет птиц, пробуждение жучков, стрекоз, букашек и т. д.).

Изображение сказочного мира.

Выразительность размещения элементов коллективного панно.

Организовывать своё рабочее место.

Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

Пользоваться языком изобразительного искусства.

Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.

Компьютер

27

Весна – пробуждение природы. Разноцветные жуки.

Урок обобщения и систематизации знаний

Красота природы.

Выразительные детали весенней природы (ветки с распускающимися почками, цветущими сережками, травинки, подснежники, стволы деревьев)

Работать по предложенному учителем плану;

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

Слушать и понимать высказывания собеседников.

Формирование эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом  отношении к окружающему миру.

Компьютер, мультимедийные презентации

28

Сказочная страна

Урок изучения нового материала

Взаимодействие трех видов художественной деятельности.

Проговаривать последовательность действий на уроке;

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Согласованно работать в группе.

Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.

Компьютер

29

Времена года

 «Здравствуй, лето!» Образ лета в творчестве художников.

Урок систематизации знаний

Весенние события в природе (прилет птиц, пробуждение жучков, стрекоз, букашек и т. д.).

Совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

Пользоваться языком изобразительного искусства.

Уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом.

Компьютер, мультимедийные презентации

Учебно-методический комплект

Для реализации целей и задач обучения изобразительному искусству по данной программе используется УМК «Школа России» издательства «Просвещение»:

 Неменский Б.М. Изобразительное искусство. Рабочие программы. 1-4 классы.                  /Неменский Б.М. – М.: Просвещение, 2011

  Неменская Л.А. Изобразительное искусство: ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс. Учебник для общеобразов. учреждений. – М.: Просвещение, 2011

  Неменский Б.М. Изобразительное искусство. Методическое пособие к учебникам под редакцией Б.М. Неменского. 1-4 класс. – М.: Просвещение, 2011

Технические средства обучения.

  • Компьютер
  • Мультимедийный проектор
  • Экспозиционный экран
  • Документ- камера


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы для 4 класса "Школа России".

Рабочие программы по всем предметам....

Рабочая программа для 1 класса "Школа России"

Рабочая программа для 1 класса по основным предметам, а так же татарский язык...

Рабочие программы для 4 класса "Школа России"

Готовые рабочие прогаммы для 4 класса по русскому языку (.Канакина В.П.),  по математике (Моро М.И.), по окружающему миру (Плешаков А.А.), по литературному чтению(Климанова Л.Ф) ....

Рабочие программы для 4 класса ("Школа России")

Рабочие программы для 4 класса ("Школа России") по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру, ОБЖ....

Рабочая программа. Математика.1 класс. Школа России

Рабочая программа. Математика.1 класс. Школа России...

Рабочая программа: математика, 1 класс. "Школа России".

Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, планируемых резуль...

Рабочая программа "Технологии" 1 класс Школа России ФГОС (33 ч.)

Рабочая программа по дисциплине "Технологии" для 1 класса Школа России ФГОС (33 ч.) с календарно-тематическим планированием...