Коррекционный потенциал программы "Изобразительное искусство" Б.М. Неменского для работы с детьми, имеющими ОВЗ.
статья по изобразительному искусству (изо) по теме
Данная статья будет интересна и учителям изобразительного искусства только начинающим свой педагогический путь, и уже сложившимся профессионалам в работе с детьми, имеющими ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционный потенциал программы
« Изобразительное искусство» Б.М. Неменского для работы с детьми, имеющими ОВЗ.
Перемены, происходящие в жизни общества, становятся причиной совершенствования процесса обучения и образования в целом.
Работа с учётом требований Федерального государственного стандарта начального общего образования стала уже нашей действительностью и неотъемлемой частью. Однако, многое педагоги испытывают трудности приведения теории в практику. Немудрено, что рассматривая решения такой задачи, как обучение ребёнка с ОВЗ в контексте Федерального государственного стандарта начального образования, в моём случае, изобразительному искусству, привело к возникновению множества вопросов. И самых главный : «Какую программу обучения изобразительному искусству выбрать для детей с ОВЗ?»
Проштудировав, предлагаемые программы по ФГОС, я пришла к выводу, что академическое преподавание изобразительного искусства непосильно учащимся с ОВЗ, а постигать этот мир только через призму декоративно-прикладного искусства нецелесообразно, так как задача педагога показать своим воспитанникам всё многообразие красок мира, а не отдельный кусочек. Так мой выбор пал на программу Б.М. Неменского «Изобразительное искусство 1- 4 классы» .
Данная программа учитывает все потребности педагога и учащегося с ОВЗ. Уроки направлены на формирование духовно-нравственных качеств личности ребёнка. Выбранные темы предполагают осознание учащимися ценности человеческой жизни, стимулируют интерес и доверие к другим людям, формируют способности к сотрудничеству, учат ответственности и гражданской солидарности, учитывают традиции семьи и уделяют внимание патриотизму.
Современный педагог в программе Неменского – это человек , передающий детям четыре основных компонента образования (опыт знаний, опыт умений, опыт творчества и опыт эмоционально-ценностных отношений) , что в сумме является личностными, метапредметными и предметными результатами обучения.
Содержание предмета «Изобразительное искусство 1-4 классы» - это прежде всего основа общего художественного развития ребёнка. От простого к сложному, поэтапно, постепенно учащиеся имеют возможность постигать и осознавать богатства и многообразие связей искусства с жизнью каждого народа и конкретно каждого человека. Задания к каждому уроку оптимально решают конкретную учебную тему и творческую задачу, что позволяет не перегружать информационно урок, и знакомить ребят с новым постепенно: от урока к уроку, от четверти к четверти, от года к году. Основываясь на индивидуальных возможностях конкретных учащихся, особенностях всего класса в целом и собственном опыте, учитель может придумывать и использовать интересные лично ему задания и приёмы их освоения.
Б.М. Неменский выбирает для достижения положительного результата в освоении программы изобразительного искусства трёх помощников, три вида художественной деятельности- ИЗОБРАЖЕНИЕ, УКРАШЕНИЕ и ПОСТРОЙКА. Данные виды деятельности присущи любому обществу на протяжении многих веков. Интерес , а главное- потребность в этих видах деятельности есть у любого ребёнка, с любым уровнем развития. Задача педагога изобразительного искусства дошкольную игровую деятельность в сознании ребёнка реконструировать в изобразительную, декоративную и конструктивную деятельность. Каждый ребёнок может найти близкое именно ему, постигая связи искусства с жизнью во всех развитых видах пластических искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), конструктивных (архитектура, дизайн) и декоративно-прикладных. Каждый ребёнок имеет право выбора ему доступного материала при выполнении личной работы.
Помогает в освоении предмета «Изобразительное искусство» созданная серия учебников. Появление системных учебников помогает детям с ОВЗ развивать словарный запас, активизировать и расширить зрительный ряд, развивать образное мышление и творческую инициативу на основе предложенной информации и имеющегося опыта. В содержании программы изобразительного искусства Неменского Б. М. и в учебниках чётко выстроена линия освоения всех аспектов предметной грамоты.
Уроки изобразительного искусства в разработаны так, что затрагивают все стороны окружающего мира ребёнка. Учащиеся с ОВЗ на уроках ИЗО, используя свой жизненный опыт, учатся обретать средства для освоения, понимания, раскрытия окружающего мира, учатся смотреть на исторические события и настоящую действительность под новым углом зрения, обретая самостоятельность, способность созидательно действовать, учатся строить свои отношения с вечно меняющимся окружающим миром. Главное для педагога – чётко поставленная цель на каждом этапе обучения, понятная обучающемуся, помогающая выявить личностный характер учебной деятельности и её смысл. Уроки изобразительного искусства программы Неменского развивают у ребёнка с ОВЗ интерес к внутреннему миру человека, воспитывают умение соотносить свои переживания и ценностные отношения с переживаниями других людей, помогают достичь стремления понимать другого человека, обретая новые чувства и новые смыслы.
В своей аннотации к программе по изобразительному искусству Б. М. Неменский пишет: «Художественно- эстетическое развитие учащихся следует рассматривать:
- как важное условие социализации личности;
- как способ вхождения в мир человеческой культуры;
- как способ самопознания, самоидентификации и утверждения своей уникальной индивидуальности.»
Сам предмет «Изобразительное искусство» помогает детям с ОВЗ проживать, рефлексировать и менять настоящее. На уроке предполагается изначально, как само собой разумеющееся, создание развивающей среды, сотворчество учителя и ученика, дискуссии, атмосфера творческой мастерской, чёткость поставленных задач и обязательная вариативность их решения.
Выполненные работы учащихся, по мнению Неменского, должны находить свою жизнь в окружающей нас действительности: организация выставок и презентаций. А это, по-моему, является главной целью любого педагога, не только работающего с «особыми детьми»: выстроить взаимосвязь предмета с окружающей действительностью, дав своим воспитанникам почувствовать уверенность в себе.
Рекомендую всем педагогам, кто ещё находится в поиске, выбрать программу по изобразительному искусству под редакцией Б.М. Неменского. Вы откроете для себя много нового, интересного, познавательного и чудесного. Вы научитесь смотреть на мир глазами ваших учеников , и научите их тому , что восхищает Вас!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Развитие речевого дыхания при проведении коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения"
В данном докладе вы узнаете о том, как поэтапно сформировать у глухих детей правильное речевое дыхание...
Рекомендации по коррекционной работе с детьми, имеющими диагноз дизартрия
Рекомендации по коррекционной работе с детьми, имеющими диагноз дизартрия....
Особенности коррекционной работы с детьми, имеющими ОНР, над усвоением орфографических норм языка
Рекомендации по исправлению нарушений письменной речи...
Формы и методы коррекционной работы с детьми, имеющими различные недостатки в развитии».
Хрупкое и чуткое существо входит в этот мир, делает свои робкие, неуверенные шаги, складывает из забавных сочетаний звуков первые слова. Сколько неожиданностей и неприятных событий ожидает его уже в н...
Использование массажера Су-джок в коррекционной работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ)
В педагогической практике применяют су-джок - массажеры в виде массажных шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки наде...
Использование массажера Су-джок в коррекционной работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ)
В педагогической практике применяют су-джок - массажеры в виде массажных шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки наде...
Коррекционно-развивающая работа на уроках литературного чтения при работе с детьми имеющих ЗПР
Анализ школьных учебников показал, что программный материал выстроен таким образом, что не обеспечивает научение ребенка быстрому чтению. В нем недостаточно тренировочного текстового материала, и темп...