Объяснительная записка по искусству (ИЗО). 4класс. "Школа России"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему
Объяснительная записка по искусству (ИЗО). 4класс. "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 83 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы по ИЗО 2013 года под редакцией Б.М. Неменского. (УМК «Школа России»)
Цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета
Цель учебного предмета «Изобразительное искусства» в общеобразовательной школе - формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культура духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями.
Общая характеристика учебного предмета, курса.
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе всех основных видов искусств: изобразительных – живопись, графика, скульптура; конструктивных – архитектура, дизайн; различных видов ДПИ, народного искусства, а также постижение роли художника в синтетических искусствах – искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
-изобразительная художественная деятельность;
-декоративно-художественная деятельность;
-конструктивная художественная деятельность.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности - практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства. Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивает опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы, инструменты, художественные техники.
Одна из задач – постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусств, предполагает развитие специальных навыков, чувств, а также овладение образным языком искусств. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной информации в Интернете.
Развитие художественно-творческого мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности и развитие фантазии.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Уникальность и значимость курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.
Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру, его духовно-нравственное воспитание.
Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.
Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, использованных на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.
Место учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с Образовательной программой гимназии на 2014-2015 учебный год, рабочая программа рассчитана на 34 часа в год при 1 часе в неделю.
Учебно-тематический план.
№п/п | Содержание программного материала | Количество часов |
1 | Искусство в твоем доме | 8 часов |
2 | Искусство на улицах твоего города | 8 часов |
3 | Художник и зрелище | 10 часов |
4 | Художник и музей | 8 часов |
5 | Резерв | - |
Итого | 34 часа |
Содержание учебного предмета, курса.
Приоритетная цель художественного образования в школе - духовно0нравственное развитие ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте.
Культуросозидающая роль программы состоит так же в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего, ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия – часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка – главный смысловой стержень курса.
Программа «Изобразительное искусство» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру, народное и декоративно-прикладное искусство, зрелищные и экранные виды искусства. Изучение такого многообразия искусств, необходимого для современного образования, возможно только благодаря выделению четких основ. Прежде всего- это три основных вида художественной деятельности: изобразительная, декоративная и конструктивная.
Достоинством программы является принцип «от жизни через искусство к жизни». Этот принцип постоянства связи искусства с жизнью предусматривает привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности по каждой теме.
К одному из достоинств этой программы относится ее четкая тематическая последовательность. Она в том, что в теме каждого урока преломляются темы четверти, а в теме четверти – темы года. По кирпичикам выстраивается стройное здание культуры художественного восприятия. Осуществляется принцип целостности и неспешности освоения материала каждой темы.
К основным принципам программы относится и принцип единства восприятия и созидания. Ученик то выступает в роли художника, то в роли зрителя осваивает опыт художественной культуры. На каждом уроке восприятие произведений искусства и практические творческие задания создают условия для глубокого осознания и переживания предложенной темы. Этому способствует музыкальный и литературный ряд, практически присутствующие на каждом уроке.
Проживание как форма освоения художественного опыта – условие постижения искусства. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание – проживание художественного образа.
Содержание программы
№ четв. | Наименование разделов | Кол-во часов | Содержание программного материала | Универсальные учебные действия. |
1 | Искусство в твоем доме | 8 | Предметы искусства в жизни человека: игрушки, посуда, платки, обои, книги. | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения задания с использованием учебной литературы. Овладевать основами языка живописи, графики, скульптуры, ДПИ, художественного конструирования. |
2 | Искусство на улицах твоего города | 8 | Формирование художественных представлений о работе художника на улицах города. Атрибуты современной жизни города: фонари, витрины, парки, ограды, скверы; их образное решение. | Понимать условность и субъективность художественного образа. Выполнять учебные действия. Выражать в беседах свое отношение к произведению искусства. |
3 | Художник и зрелище | 10 | Деятельность художника в театре в зависимости от видов зрелищ или особенностей работы. | Эмоционально откликаться на образы персонажей театрализованных представлений. Понимать и объяснять важную роль художника в цирке, театре и т.д. Овладевать навыками создания объемно-пространственной композиции. |
4 | Художник и музей | 8 | Знакомство с жанрами изобразительного искусства, крупнейшими музеями России и мира. | Иметь представление о самых разных музеях и роли художника в создании экспозиции. Рассуждать, рассматривать и сравнивать картины. Создавать композиции на заданную тему. |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Специфическое сопровождение (оборудование):
-репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы; -портреты художников; таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента;
-таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта;
-схемы рисования предметов, растений, животных человека;
-открытки и календари с репродукциями;
-таблицы по ДПИ;
-стелажи (полки) для хранения;
- демонстрационные и постановочные материалы;
-разнообразные художественные материалы.
Электронно-программное обеспечение:
-электронные библиотеки по искусству;
-презентации к урокам на дисках и флеш.носителях;
-DVD – фильмы по ИЗО;
-записи классической и народной музыки.
Технические средства обучения:
-мультимедийный проектор,
-ноутбук с художественными программами,
-интерактивная доска;
-музыкальный центр;
-магнитная доска.
Планируемые результаты изучения учебного курса.
Данная программа обеспечивает формирование универсальных учебных действий, а также достижение необходимых предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО
Универсальные учебные действия.
Личностные универсальные учебные действия. | |
У учащихся будут формироваться: -Чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. -Уважительное отношение к культуре искусству других народов нашей страны и мира в целом. -Понимание особой роли культуры в жизни общества и каждого отдельного человека. -Эстетические чувства художественно-творческое мышление, наблюдательность, фантазия. -Эстетические потребности; потребности в общении с искусством, природой, потребности в творческом отношении к окружающему миру, потребности в самостоятельной практической творческой деятельности. -Навыки коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя. -Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы. | Ученики получит возможность для формирования: -Понимания значения изобразительного искусства в жизни человека. -Понимания роли искусства в собственной жизни. -Внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к предмету «Изобразительное искусство» через освоение роли автора своих художественных работ. -Уважения к чувствам и настроениям другого человека, представления о дружбе, доброжелательным отношениям к людям. -Мотивации к коллективной творческой работе. -Представления о труде художника, его роли в жизни каждого человека. -Личностной идентификации на основе общего представления о творческом самовыражении, о мире профессий в изобразительном искусстве. |
Метапредметные учебные действия | |
Ученик научится: -Овладеет умением творческого видения с позиции художника. Овладеет умением вести диалог, распределять функции в роли выполнения коллективной творческой работы. -Использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнения творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию. -Планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач. -Рационально строить самостоятельную творческую деятельность, организовывать место занятий. -Осознано стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более оригинальных творческих результатов. | Ученик получит возможность: -Принимать художественную задачу, инструкцию учителя и ход выполнения работы, предложенный в учебнике. -На первоначальном уровне понимать особенности художественного замысла и его воплощения. -Осуществлять под руководством учителя контроль по результату своей деятельности. -Воспринимать мнение и предложения своих сверстников. -Соотносить произведения по настроению, форме, по средствам художественной выразительности. -Делать несложные выводы. -Обсуждать со сверстниками ход выполнения работы и её результаты. -Использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от произведения живописи. -Следить за действиями других участников в совместной деятельности. |
Предметные результаты. Опыт учащихся в художественно-творческой деятельности. | |
Ученик научится: | Ученик получит возможность научиться: |
-Различать виды художественной деятельности. -Различать виды и жанры в ИЗО. -Понимать образную природу искусства. -Эстетически оценивать явления природы, события окружающего мира. -Применять художественные умения, знания и представления в процессе выполнения художественно-творческой работы. -Узнавать, воспринимать и осмысливать несколько великих произведений русского и мирового искусства. -обсуждать и анализировать произведения искусства. -Усвоить названия ведущих музеев России и своего региона. -Видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике. -Использовать в художественно-творческой деятельности различные материалы и техники -Компоновать на плоскости листа и в объеме, задуманный образ. Освоить умения применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, графической грамотности. -овладеть навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, Навыками изображения средствами аппликации и коллажа. Рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную культуру. -Эстетически воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, свидетелей нашей истории. -Объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современников. -Выражать в изобразительной деятельности свое отношение к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов. -Приводить примеры произведений искусств, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека. | -Понимать содержание и выразительные средства художественных произведений. -Сопоставлять объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведениях искусств, и объяснять их разницу. -Выражать в беседе свое отношение к произведению искусства. -Создавать графическими средствами выразительные образы природы, человека, животного. -Выбирать характер линий для изображения того или иного образа. -Овладеть на практике основами цветоведения. -Использовать пропорциональные соотношения лица, фигуры человека при создании портрета. -Создавать средствами живописи эмоционально-выразительные образы природы. -Изображать пейзажи, натюрморты, выражая к ним свое эмоциональное отношение. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к рабочей программе по предмету "Технология" 4класс "Школа России"
Данная пояснительная записка составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО...

Пояснительная записка к рабочей программе по предмету "Литературному чтению" 4класс "Школа России"
Данная пояснительная записка составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО...

Конкурсное задание "Методический семинар".Компьютерная презентация с объяснительной запиской.
Конкурсное задание "Методический семинар".Компьютерная презентация с объяснительной запиской педагогического опыта работы участника, описание его инновационной методики и технологии, направленных на р...

Пояснительная записка по литературному чтению. 4класс. "Школа России".
Пояснительная записка по литературному чтению по программе Л.Ф.Климановой. 4класс. "Школа России"....

Рабочая программа по искусству (музыка). 4класс. "Школа России".
Рабочая программа. Музыка по Критской. 4класс. "Школа России"...

Объяснительная записка к компьютерной презентации " Способы формирования положительной мотивации к изучению англ.яз. у обучающихся в начальной школе"
Объяснительная записка к компьютерной презентации " Способы формирования положительной мотивации к изучению англ.яз. у обучающихся в начальной школе"...