НА ЧЕМ ДЕРЖИТСЯ МУЗЫКА?
план-конспект урока по музыке (1 класс) по теме

Малинина Светлана Николаевна

в музыке существуют свои «три кита». И существуют они на самом деле, а не как сказка, придуманная потому, что мы чего-то в музыке не понимаем или не можем чего-то в ней объяснить.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема: «Музыкальные краски зимы»

Класс: 4 «А»

Тип урока: Интегрированный- ИЗО ,музыка. (2 часа)

Оборудование:

Проектор

Репродукции картин художников, портрет композитора Чайковского.

Презентация : «Художники о зиме…», «Творчество Чайковского, времена года. Декабрь.»

Для учеников:  гуашь,   кисти, салфетки, банка с водой.

Музыка:    П.И.Чайковский   «Декабрь.  Времена года».

Задачи цели:

образовательная:

 Выражать свои чувства, изображать красоту окружающего мира

развивающая:

- Эмоциональное восприятие природы во всех ее состояниях

- Развитие  творческого воображения Наблюдение красоты природы, умение переработать ее на основе фантазии.

Воспитывающая:

Воспитывать интерес к произведениям искусства, окружающему миру, музыке.

Когнитивная задача

 - Развивать внимание, восприятие, воображение, умение анализировать, сравнивать, обобщать, развитие речи.

- Отрабатывать  технику изображения  гуашью.

-Создание рисунка Зимний пейзаж.

Формы организации работы детей:

Просмотр  слайдов, знакомящих детей с картинами природы,

прослушивание музыкального произведения.

Формы организации работы учителя:

Организую,  эмоциональный настрой учащихся, ввожу  детей в тему урока, обобщаю ранее полученные знания, организую,  беседу по картине и слайдам, анализирую  и дополняю  ответы детей.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

СЛАЙД 1 (НАСТРОИМСЯ НА РАБОТУ ПЕСНЕЙ О РЫБКАХ )

II. Сообщение темы урока

СЛАЙД  2  (РЕБУС )

Тема нашего урока скрыта в рисунках.  Угадав слова не сложно будет определить  тему.

 Музыка       краски        зима

СЛАЙД  3 (ОТГАДКА РЕБУСА – ТЕМА УРОКА)

СЛАЙД  4 (СТИХОТВОРЕНИЕ О ЗИМЕ)

Сегодня НА  уроке  мы будем слушать и рисовать музыку ЗИМЫ.

Для этого нам необходимо кое-что вспомнить о красках.

III. Этап актуализации знаний

СЛАЙД  5 (ЦВЕТА РАДУГИ)

– А теперь вспомните все цвета радуги

Каждый – красный; охотник – оранжевый; желает – желтый; знать – зеленый; где – голубой; сидит – синий; фазан – фиолетовый.

У.  Сколько цветов у радуги. 7

СЛАЙД 6 (СКОЛЬКО НОТ В МУЗЫКЕ)

Всего семь нот.   До, ре, ми, фа, соль, ля, си.

У. Посмотрите, как интересно! Нам известно семь цветов и семь нот. При помощи этих семи нот композиторы пишут музыку, а при помощи семи цветов радуги художники пишут картины.

У. Когда художник рисует красками, он создает живопись. Поэтому и говорят – не «рисовать» картину, а «писать» (от слова «живопись»).

СЛАЙД 7 (СЛОВАРЬ)

СЛОВАРЬ    Живопись – искусство изображать предметы на какой-либо поверхности (стены, доски, холста) красками .

Давайте вспомним, какие виды изобразительного искусства в зависимости от материалов, которые использует художник, нам известны.

СЛАЙД 8 (ВИДЫ ИСКУССТВА)

Если художник работает краской – живопись.        

Если художник рисует линии и цвет не важен – графика        

Если художник лепит и высекает из камня объемные изображения – скульптура        

Если художник украшает разные предметы – декоративно-прикладное искусство        

Если художник придумывает различные дома и постройки – архитектура

У. Сколько всего получилось видов искусства?

Д. Пять.

У. Теперь давайте подумаем: что может изображать художник?

СЛАЙД 9 (ЖАНРЫ ЖИВОПИСИ)

жанры нам известные

Природу – пейзаж        

человека – портрет;

предметы – натюрморт;

сцены из жизни людей – жанровые сцены;

сказку – сказочный жанр;

животных – анималистика.

Мы будем рисовать зиму и постараемся передать настроение,  в рисунке используя цветовую гамму.

СЛАЙД 10    ( ЦВЕТОВАЯ ГАММА)

СЛАЙД 11    (НАСТРОЕНИЕ )

- теплая цветовая гамма: тепло, солнечный свет, веселье, радость.

- холодная цветовая гамма: грусть, задумчивость, покой…

               

СЛАЙД 12     (ИЗОБРАЖАЕМ КРАСОТУ ЗИМЫ)

 Давайте проведем с вами небольшую исследовательскую работу.

Рассмотрим картины известных художников  и выясним, какую цветовую гамму, для передачи настроения,  используют профессиональные художники, изображая зиму.

Посмотрите на экран.

СЛАЙД 13  (КОРОВИН)

 Перед нами картина известного художника Константина Коровина «Зимой». 

Какое состояние природы передал художник в картине?

Какое время суток изображено на ней?

Какую цветовую гамму использует художник для передачи настроения в своей работе?

Верно. Художник использует цвета холодной цветовой гаммы для передачи тихой задумчивости, состояния покоя. Чародейка-зима дарит всему этому белому безмолвию новую жизнь: неподвижную, немую, таинственную. Эта жизнь – жизнь сна, время белой и тихой природы.

СЛАЙД  14  (САВРАСОВ)

Совсем другая по характеру картина Алексея Саврасова «Зимний пейзаж». 

Скажите ребята, какое настроение   создает у вас эта картина?

(ответы детей: грусти, тревоги)

Как цветовая  гамма  помогает художнику создать  такое настроение у зрителей?

Холодные темные тучи низко нависли над землей, заснеженные дома застыли в тревожном ожидании.

В картинах всегда передается настроение художника,  он невольно наделяет ее теми чувствами, что испытывает сам. У Константина Коровина это грусть, покой,  у Алексея Саврасова тревога, но есть в зиме и что-то молодое и веселое.  

СЛАЙД 15 (ГРАБАРЬ)

 Увидеть это мы можем в картинах  художника Игоря Грабаря.

Перед вами его картина «Иней». Грабарь любил зиму. Он писал иней «на всякие лады» - разнообразные его виды, в утренние и вечерние часы, при солнце и в бессолнечный день.

Какое время суток изобразил художник в пейзаже?

Раннее утро.

Какие по цвету, краски использовал художник, передавая настроение в своем пейзаже?

(оттенки холодного голубого и синего цвета).

А вот еще один пейзаж, который тоже называется «Иней».

 Чем отличаются эти пейзажи? В какой цветовой гамме написан этот пейзаж?

Пейзаж, который расположен слева, написан в холодной цветовой гамме и создает настроение тихой задумчивости и грусти, а справа мы видим совершенно иной по характеру пейзаж. В ветках деревьев весело играет солнечный свет, отражается мягкими переливами на снегу, создавая веселое и игривое настроение.

СЛАЙД 16 (ГРАБАРЬ)

Грабарь «Мартовский снег».

Скажите ребята, можете ли вы определить, в какой цветовой гамме написаны картины  «Зимний пейзаж»  и   «Мартовский снег»?

Какие по цвету, краски использовал художник, изображая снег?

(ответы детей)

Правильно,  в теплой цветовой гамме. Ведь художник использовал оттенки теплого розового и желтого цвета.

А почему он использовал теплую цветовую гамму?

(что бы показать солнечный день, игру солнечных бликов)

СЛАЙД 17 (КУСТОДИЕВ)

 Ведя разговор о зиме, нельзя оставить без внимания творчество Бориса Михайловича Кустодиева. Перед нами его знаменитая «Масленица». 

Что вы видите на картине?

В какой цветовой гамме написана эта картина?

А как вы думаете, почему в теплой цветовой гамме выполнил художник свою картину?

(ответы детей).

      Правильно идет веселье, праздник в городе, масленица. Сквозь заиндевевшие ветви просматриваются крыши домов с «пушистыми», застывающими на глазах у зрителя дымками, толпы нарядных людей. В прозрачном воздухе будто слышатся перезвоны колоколов, бренчание бубенцов, смех детей, крики балаганного зазывалы, карканье вспугнутых ворон.  В золотисто-розовых лучах солнца, в красочных полнокровных формах разворачивается широкая панорама русской зимы.

СЛАЙД 18    (Поём белые лебеди)

Теперь пришло время обратиться к произведению мировой культуры -  П.И. Чайковского  «Времена года» Ведь тема урока музыкальные краски зимы.

СЛАЙД 19 (ПОРТРЕТ)

Что вы можете рассказать о произведении Чайковского «Времена года»

На прошлых уроках МЫ знакомились  с пьесами Петра Ильича  посвящённых какому времени года?

СЛАЙД  20   (СЕНТЯБРЬ)

Сентябрь. Охота    

СЛАЙД  21    (ОКТЯБРЬ)

Октябрь. Осенняя  песнь.

СЛАЙД  22   (НОЯБРЬ)

Ноябрь.  На  тройке

Своё осеннее настроение вы попытались передать на своих пейзажах. Выставку которых мы можем наблюдать на выставочной стене нашего кабинета.

Чайковского,  кроме  названия  сборника  и  отдельных  пьес,  нет  других  авторских  подписей,  но  Н.  Бернанд  предварил  каждую  пьесу  эпиграфом  из  фрагментов  стихотворений  русских  поэтов.  Эти  эпиграфы  вошли  и  в  первое  издание  “Времен  года”,  став  неотъемлемой  частью  этого  удивительного  творения.   Эпиграфы  “озвучены”   голосом  замечательного  русского   артиста  Алексея  Баталова

Сегодня мы познакомимся со следующей пьесой  посвящённой первому месяцу зимы – декабрю.

СЛАЙД 23 (ВСТУПЛЕНИЕ К ПЬЕСЕ)

Закройте глаза и окунитесь в это волшебное произведение.

СЛАЙД  24 (ДЕКАБРЬ СВЯТКИ)

Прослушивание. Декабрь – «Святки»

VI. Практическая работа.

СЛАЙД 25 (ЗАДАНИЕ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ)

Этапы работ учащихся

•        Этап 1. Смачивание кистью листа бумаги.

•        Этап 2. Нанесение соответствующих музыке и настроению красок на сырой лист.

•        Этап 3. Работа «по-сухому». Нанесение различных изображений на готовый цветовой фон.

Перед вами белая и тонированная бумага гуашь и кисти.

Ваша задача:  выполнить, проявив фантазию, зимний пейзаж, используя холодную или теплую цветовую гамму на выбор.

VII. Итог.

Анализ и обсуждение выполненных на занятии творческих работ, оформление импровизированной выставки, подведение итогов.

И так, мы с вами исследовали картины профессиональных художников, выполнили самостоятельные творческие работы, оформили выставку.

Что нового открыли вы для себя на нашем занятии?

                 Слайд

Я  узнал…..

Я смог……

 Я  научился…….

Проверим свои знания.

  1. Сколько цветов  в радуге?
  2. Сколько музыкальных нот?
  3. Дай определение:   ЖИВОПИСЬ -_________________________________________________________________________.
  4. Виды искусства: Если художник работает краской...-

                                Если художник рисует линии и цвет не важен…-

                                Если художник лепит и высекает из камня объемные изображения…-

                                Если художник украшает разные предметы…-

                                Если художник придумывает различные дома и постройки…-

  1. Какие жанры в живописи тебе известны?

Соедини жанры и их определения.

Природа                                                              натюрморт

Человек                                                               жанровые сцены

Предметы                                                           сказочный жанр

Сцены из жизни людей                                  анималистика

Сказка                                                                  пейзаж

Животные                                                           портрет  

Проверим свои знания.

1.        Сколько цветов  в радуге?

2.        Сколько музыкальных нот?

3.        Дай определение:   ЖИВОПИСЬ -_________________________________________________________________________.

4.        Виды искусства: Если художник работает краской...-

                                Если художник рисует линии и цвет не важен…-

                                Если художник лепит и высекает из камня объемные изображения…-

                                Если художник украшает разные предметы…-

                                Если художник придумывает различные дома и постройки…-

5.        Какие жанры в живописи тебе известны?

Соедини жанры и их определения.

Природа                                                              натюрморт

Человек                                                               жанровые сцены

Предметы                                                           сказочный жанр

Сцены из жизни людей                                  анималистика

Сказка                                                                  пейзаж

Животные                                                           портрет                                                                                                              



Предварительный просмотр:

         

                        

                                                                  «Школа 2100»

Урок  по математики

1  класс

                                                                                Провела:  Лабоскина Елена Аркадьевна,

                                                                           учитель начальных классов

                                                                                     МОУ СОШ №9  

        

2010 г.

Слагаемые, сумма

(УМК «Школа 2100» Т.Е.Демидова, С.А.Козлова, А.П.Тонких)

Тип урока: Объяснение нового материала

Задачи урока:

- Помочь усвоить взаимосвязь между слагаемыми и суммой, между частью и целым.

- Сформировать умение выполнять вычисления вида + 2, + 3.

- Развивать логическое мышление, внимание, умение устанавливать порядок между событиями, коммуникативные качества.

- Воспитание взаимопомощи.

Оборудование: компьютер, проектор.

Формы организации: ИКТ, технология проблемно-диалогического обучения, групповая форма работы, технология оценивания учебных успехов.

ХОД  УРОКА.

I. Организационный момент.

(слайд 2)

- Я хочу, чтобы это солнышко подарило вам хорошее настроение на целый день.

- А мы отправляемся в гости к Пете. Сегодня у него собрались все герои наших уроков: Катя, Лена, Вова. Наши ребята решили вспомнить и рассказать, где они отдыхали летом, чем занимались, а заодно и позаниматься любимой математикой.

II. Актуализация знаний.

1. «Веселые» задачи.

- Чтобы узнать, где были летом друзья, мы с Петей должны отгадать математические загадки.

а) – Катя загадала такую загадку:

(слайд 3)

Мы с мамой в зоопарке были,

Зверей с руки весь день кормили.

Верблюда, зебру, кенгуру

И длиннохвостую лису.

Большого серого слона

Увидеть  я едва смогла.

Скажите мне скорей, друзья,

Каких зверей видала я?

А если их вы счесть смогли,

Вы просто чудо! Молодцы!         /5/

- Ответьте на ее вопросы.

- Где была летом Катя?

б) – А вот Ленина задачка:

(слайд 4)

Три цыпленка стоят
На скорлупки глядят.

Три  яичка в гнезде
У наседки лежат.
Сосчитай поверней,
Отвечай поскорей:
Сколько будет цыплят       3+3 =6
У наседки моей?

- Где отдыхала Лена?

в) – По картинкам догадались, где был летом Вова?

(слайд 5)

- Вот его вопрос:

На забор влетел петух,

Повстречал ещё там двух.

Сколько стало петухов?           1+2=3

У кого ответ готов?

2. Установление порядка между событиями. Задание 6 учебника (с.7).

- Дети принесли с собой альбом и фотографии одного летнего дня, проведенного совместно.

(слайд 6)

- Посмотрите на снимки. Как вы думаете, кто был фотографом? (Лена.)

- Почему вы так решили?

- Помогите Пете расположить фотографии в альбоме по порядку, используя слова «раньше», «позже», «следующее», «предыдущее».

(слайд 7)

3. Работа с числовым рядом.

- Ребята очень соскучились по урокам, поэтому решили поиграть в «Школу» и первое задание было Вове. Давайте, вместе выполним его.

(слайд 8)

- Вова задумался, что это? (Числовой ряд)

- Посмотрите внимательно, какое задание вы ему предложили бы выполнить?

- Какое число заблудилось?

- Где оно должно стоять в натуральном ряде чисел?

- Что еще вы знаете о числе 7?

- Кто желает побывать в роли учителя и задать еще несколько  вопросов по числовому ряду?

Физминутка

4. Работа в тетради. Продолжи ряды.

- А Лена очень любит логические задачки, поэтому она предложила свои ряды чисел, которые записаны у вас в тетрадях на с.40 (урок 42) №1.

(слайд 9)

- Но перед тем как выполнить задание, она предлагает нам вспомнить, как пишутся цифры 3 и 4, в написаниях которых часто дети допускают ошибки.

(слайды 10-12)

- Внимательно посмотрите на первую строчку. Какова закономерность в написании троек чисел?

(слайд 13)

- Как бы вы продолжили ряд: четвертая тройка? (пятая тройка)?

(аналогично разбирается вторая строчка,

затем добавленные тройки чисел убрать)

- Продолжите ряды у себя в тетради, а потом мы проверим.

(проверка написанного)

III. Открытие нового знания и формулирование темы урока.

1. Воспроизведение знания названий компонентов действия сложения.

- Катя предложила вспомнить, как называются компоненты действия сложения.

(слайд 14)

- Как по-другому можно назвать слагаемые? (части)

- А сумму? (целое)

(слайд 15)

2. Формулирование темы и цели урока.

- Как вы думаете, о чем мы будем вместе с героями вести разговор на уроке?

(о целом и частях; о слагаемых и сумме)

  • Откройте учебники (с.6) и прочитайте тему урока.
  • Кроме того, мы должны вместе сформулировать правило, как связаны между собой сумма и слагаемые, части и целое.

3. Задание № 1 учебника (с.6).

- Летом дети ели очень много фруктов и овощей, чтобы их организм пополнился витаминами. Фрукты и овощи очень напоминали им различные геометрические фигуры. Ребята составляли с ними всевозможные задачки. Вот некоторые из них.

(слайд 16)

- Рассмотри рисунок Кати. Расскажи, по какому признаку она объединила фигуры?

(геометрические фигуры; замкнутые фигуры)

- По какому признаку она их разбила на группы?

(по форме, по наличию углов: треугольники и круги)

- Петя записал равенства. Прочитайте их, используя слова «слагаемое», «сумма».

- Все ли равенства подходит к рисунку? Почему?

- Что на рисунке образует целое, а что части?

- Какие числа в каждом равенстве обозначают целое и части?

Физминутка

(слайд 17)

4. Задание № 2 учебника (с.6).

- Вова и Лена тоже сделали рисунки и записи к ним.

(слайд 18)

- Все ли верно они сделали? (Они неверно записали равенства к своим рисункам)

- Какое равенство подходит к рисунку Вовы, а какое – к рисунку Лены?

- Что они находили? (часть, слагаемое)

- Расскажите, как ребята нашли результаты действий. Используйте слова «целое», «часть», « слагаемое», «сумма».

5. Формулирование правила детьми. 

- Прочитайте в учебнике текст под знаком

- Как найти неизвестную часть?

- Что мы найдем, если из суммы вычтем одно слагаемое?

6. Чтение правила в учебнике.

(слайд 19)

- Прочитайте правило в учебнике, которое вы должны выучить дома.

IV. Первичное закрепление.

      Задание № 3 учебника (рабочая тетрадь № 2, У.42, С.40), рисунок Кати.

- В конце лета  Петя и Катя сделали еще 2 фотографии.

(слайд 20)

- Посмотрите на фото Кати.

- По какому признаку можно разделить листочки? (по форме и цвету)

- С каких деревьев упали эти листочки?

- Какие 4 равенства можно составить к этой фотографии в зависимости от формы?

1+3=4           4-1=3

3+1=4           4-3=1

- Запишите эти равенства в тетрадь, задание №2, где стоит буква К.

- Какие еще 4 равенства можно составить к этой фотографии исходя от цвета?

(устно: 2+2=4        2+2=4           4-2=2       4-2=2)

V. Самостоятельная работа.

     Задание № 3 учебника (рабочая тетрадь № 2, У.42, С.40), рисунок Пети.

 - По какому признаку можно разделить жуков на фотографии Пети?

(по размеру и по цвету)

- 1 вариант разобьет жуков на 2 группы по размеру и  напишет в тетрадь  4 равенства, а 2 вариант разобьет жуков по цвету и тоже напишет 4 равенства.

- Проверим.

VI. Тренировочные упражнения и задания на повторение.

       Рабочая тетрадь № 4 с.40, урок 42 с комментированием по цепочке.

(слайд 21)

- Давайте вместе с героями, выполним последнее задание с комментированием. Оно у вас в тетрадях на с.40 №4.

- Озвучьте выражение Кати (Пети, Лены, Вовы) и найдите значение этих выражений.

 

VII. Итог урока.

  • С каким правилом мы еще раз встретились на этом уроке вместе с героями?
  • Как связаны между собой сумма и слагаемые (части и целое)?

- Прочитайте его еще раз.

(слайд 22)

- Какое задание вам показалось трудным на сегодняшнем уроке?

- А какое упражнение не составило труда?



Предварительный просмотр:

Как мальчик познакомился с нотками   Сказки  о музыке к урокам

Вечером мальчик долго не мог заснуть. Уже давно спало солнышко, и спала вся Земля. Не спали только звезды. Они звенели в вышине. Мальчику очень хотелось поймать песенку звезд, но звезды были слишком высоко.

— Музыка, помоги мне поймать песню звезд, — попросил мальчик. Звезды запели громче, и с небес спустилась фея. В ее бездонных глазах сверкали звезды. Ее солнечные локоны блестели, как песня солнышка. Ее платье, сотканное из хрустальных капель воды, журчало голосом ручьев и рек. При взмахе ее радужных воздушных крыльев звучала песня радуги.

— Я фея Музыки, малыш. Я подарила тебе чудесный дар — слышать Музыку.

 Люди очень редко получают от меня этот небесный дар. Но вижу, тебе этого мало.

— Спасибо за твой волшебный подарок, Музыка, —вежливо поблагодарил мальчик.

  — Мне жаль, что другие люди не получили от тебя такого подарка. Если я поймаю твои

 песенки, все смогут услышать их.

— Это достойная цель, — засмеялась фея Музыки. — На самом деле все просто. Что делают люди, чтобы сохранить свои слова?

— Они их записывают, — ответил мальчик.

 — Правильно, нужно научиться записывать музыку. Тебе помогут в этом деле семь моих дочек ноток и нотная тетрадь.

 Фея Музыки взмахнула одним радужным крылом, и перед мальчиком появилась тетрадка, в которой все страницы были разлинованы пятью линеечками.

— Это нотная тетрадь, а пять линеечек — это дом для ноток, нотный стан, — объяснила фея Музыки и взмахнула другим крылом. Оттуда вылетели семь ноток. Они кружились

 в воздухе, превращаясь то в золотые искорки, то в хрустальные капельки. Потом нотки превратились в овальчики, прыгнули в нотную тетрадь и уселись там на линеечках.

        — Меня зовут нотка До, — пропела самая нижняя нотка. — Я люблю дирижировать.

— Позвольте представиться, нотка Ре, — запела более тонким голосом нотка, сидящая повыше. — Я обожаю петь романсы.

         

        — Ми — милая минорная нотка, — пропела следующая нотка еще более высоким голосом и умолкла, удобнее устраиваясь на своей линеечке.

Чем выше на линеечках сидели нотки, тем тоньше звучали их голоса.— Нотка Фа, люблю фантазировать.        

        — Нотка Соль, я хочу быть солисткой.

 — Нотка Ля, я очень ласковая и люблю летать.        

        — Нотка Си, мечтаю сыграть симфонию.

Нотки сидели на нотных линеечках, словно маленькие птички. Они звучали, вертелись, сверкали и вздрагивали.

 — С помощью ноток ты сможешь записать любую мелодию, — сказала фея Музыки

 — А вдруг нотки улетят от меня? — испуганно спросил мальчик.

 — Да, мои дочки нотки любят летать, поэтому лучше запирай их на ключ.

  Фея выдернула из своего золотистого локона один волосок, причудливо изогнула его и протянула мальчику:

 — Дарю тебе этот волшебный ключ. Маэстро Скрипичный ключ будет следить за нотками и расскажет им о законах музыкальной гармонии.

 Скрипичный ключ тут же важно расположился в самом

 начале нотного стана.

 — Мне пора. Я должна облететь Землю и спеть все свои

 песни, — фея Музыки взмахнула своими радужными крылья-

 ми и исчезла в вышине.

 — Записывай мои мелодии с помощью ноток, малыш. Тогда ты сможешь подарить их людям и станешь великим композитором, — прозвучал в вышине звонкий голос Музыки. Счастливый мальчик положил под подушку нотную тетрадь и крепко уснул.

Вопросы и задания

 • Кто подарил мальчику талант слышать Музыку?

 • Почему Фея Музыки сказала, что дарит этот дар не всем людям?

 • Нарисуйте Фею Музыки с дочками нотками.

 • Как вы думаете, что любит делать каждая нотка?

 • Нарисуйте Скрипичный Ключ в образе забавного человечка.

Игры к теме

• Дети делятся на группы по количеству нот. Каждая группа придумывает историю из жизни своей ноты. Затем дети рассказывают эту историю, не называя ноты. Остальные угадывают,о какой ноте идет речь.



Предварительный просмотр:

Как мальчик познакомился с нотками   Сказки  о музыке к урокам

Вечером мальчик долго не мог заснуть. Уже давно спало солнышко, и спала вся Земля. Не спали только звезды. Они звенели в вышине. Мальчику очень хотелось поймать песенку звезд, но звезды были слишком высоко.

— Музыка, помоги мне поймать песню звезд, — попросил мальчик. Звезды запели громче, и с небес спустилась фея. В ее бездонных глазах сверкали звезды. Ее солнечные локоны блестели, как песня солнышка. Ее платье, сотканное из хрустальных капель воды, журчало голосом ручьев и рек. При взмахе ее радужных воздушных крыльев звучала песня радуги.

— Я фея Музыки, малыш. Я подарила тебе чудесный дар — слышать Музыку.

 Люди очень редко получают от меня этот небесный дар. Но вижу, тебе этого мало.

— Спасибо за твой волшебный подарок, Музыка, —вежливо поблагодарил мальчик.

  — Мне жаль, что другие люди не получили от тебя такого подарка. Если я поймаю твои

 песенки, все смогут услышать их.

— Это достойная цель, — засмеялась фея Музыки. — На самом деле все просто. Что делают люди, чтобы сохранить свои слова?

— Они их записывают, — ответил мальчик.

 — Правильно, нужно научиться записывать музыку. Тебе помогут в этом деле семь моих дочек ноток и нотная тетрадь.

 Фея Музыки взмахнула одним радужным крылом, и перед мальчиком появилась тетрадка, в которой все страницы были разлинованы пятью линеечками.

— Это нотная тетрадь, а пять линеечек — это дом для ноток, нотный стан, — объяснила фея Музыки и взмахнула другим крылом. Оттуда вылетели семь ноток. Они кружились

 в воздухе, превращаясь то в золотые искорки, то в хрустальные капельки. Потом нотки превратились в овальчики, прыгнули в нотную тетрадь и уселись там на линеечках.

        — Меня зовут нотка До, — пропела самая нижняя нотка. — Я люблю дирижировать.

— Позвольте представиться, нотка Ре, — запела более тонким голосом нотка, сидящая повыше. — Я обожаю петь романсы.

         

        — Ми — милая минорная нотка, — пропела следующая нотка еще более высоким голосом и умолкла, удобнее устраиваясь на своей линеечке.

Чем выше на линеечках сидели нотки, тем тоньше звучали их голоса.— Нотка Фа, люблю фантазировать.        

        — Нотка Соль, я хочу быть солисткой.

 — Нотка Ля, я очень ласковая и люблю летать.        

        — Нотка Си, мечтаю сыграть симфонию.

Нотки сидели на нотных линеечках, словно маленькие птички. Они звучали, вертелись, сверкали и вздрагивали.

 — С помощью ноток ты сможешь записать любую мелодию, — сказала фея Музыки

 — А вдруг нотки улетят от меня? — испуганно спросил мальчик.

 — Да, мои дочки нотки любят летать, поэтому лучше запирай их на ключ.

  Фея выдернула из своего золотистого локона один волосок, причудливо изогнула его и протянула мальчику:

 — Дарю тебе этот волшебный ключ. Маэстро Скрипичный ключ будет следить за нотками и расскажет им о законах музыкальной гармонии.

 Скрипичный ключ тут же важно расположился в самом

 начале нотного стана.

 — Мне пора. Я должна облететь Землю и спеть все свои

 песни, — фея Музыки взмахнула своими радужными крылья-

 ми и исчезла в вышине.

 — Записывай мои мелодии с помощью ноток, малыш. Тогда ты сможешь подарить их людям и станешь великим композитором, — прозвучал в вышине звонкий голос Музыки. Счастливый мальчик положил под подушку нотную тетрадь и крепко уснул.

Вопросы и задания

 • Кто подарил мальчику талант слышать Музыку?

 • Почему Фея Музыки сказала, что дарит этот дар не всем людям?

 • Нарисуйте Фею Музыки с дочками нотками.

 • Как вы думаете, что любит делать каждая нотка?

 • Нарисуйте Скрипичный Ключ в образе забавного человечка.

Игры к теме

• Дети делятся на группы по количеству нот. Каждая группа придумывает историю из жизни своей ноты. Затем дети рассказывают эту историю, не называя ноты. Остальные угадывают,о какой ноте идет речь.



Предварительный просмотр:

НА ЧЕМ ДЕРЖИТСЯ МУЗЫКА?

Киты выдуманные и киты настоящие

В давние-давние времена, когда едва лишь занималась заря человеческой цивилизации и культуры, люди не умели еще объяснить себе многие окружавшие их явления жизни, не могли ответить даже на такие вопросы, на которые сегодня без всякого труда ответит любой школьник.

Не могли, например, люди долго понять, как же устроена сама Земля, на которой они живут. О том, что Земля представляет собой шар и что шар этот вращается, да не только сам по себе, а еще и вокруг Солнца, — об этом люди долго не могли догадаться. А пока не догадались, придумывали разные объяснения, одно невероятнее другого.

Вот и придумали, будто Земля похожа на диск — вроде круглого щита, — со всех сторон окруженный океаном. А за океаном находится рай, и берут свое начало в этом раю будто бы четыре великие реки: Нил, Ганг, Тигр и Евфрат. И, прежде чем попасть на землю, протекают эти реки под океаном.

Но, вероятно, очень хотелось людям хоть как-то объяснить, почему же все-таки Земля, этот огромный блин или этакая гигантская тарелка, никуда, ни в какую бездну не проваливается. Ведь должна же она на чем-то держаться! И придумали, что держится Земля будто бы на спинах трех могучих китов.

Сегодня нам это кажется смешным, не правда ли? А ведь когда-то люди всерьез верили в существование этих трех китов, как верили во многие сказки и легенды, заменявшие в те давние-времена науку, настоящие знания.

«При чем же здесь музыка?» — спросите вы. И почему разговор о музыке я начал с легенды про трех китов? А потому, что, как это ни странно вам покажется, в музыке существуют свои «три кита». И существуют они на самом деле, а не как сказка, придуманная потому, что мы чего-то в музыке не понимаем или не можем чего-то в ней объяснить.

На этих «трех китах», можно сказать, почти вся музыка держится с тех незапамятных времен, когда едва лишь зарождалось это волшебное искусство звуков. Держится и в наши дни.

Что же это за киты и почему их три?

Конечно, выражение «три кита», как вы и сами уже догадались, условное, образное. Это три основные, очень важные и очень широко распространенные области, или формы, или, как мы часто их называем, три основных жанра музыки.

Знакомство с ними не отнимет у нас много времени, так как (готов поручиться!) все вы без исключения давно уже отлично с ними знакомы.

Вся музыка - волшебная страна.

Она красива, ласкова, нежна.

Три королевства разных в ряд

В стране волшебной той стоят.

Вот марш, он величав и строен,

Из громких звуков он построен.

А если кто к искусству глух -

Наверняка захватит дух.

И королевство танца есть,

Людей весёлых там не счесть.

Весь день резвятся и кружатся

И лишь под утро спать ложатся.

А в королевстве третьем - песня

И грусть, и радость жили вместе.

Когда они в одно слились,

По миру песни разнеслись.

Поют их взрослые и дети,

Все люди, что живут на свете.

Вся музыка - волшебная страна

А без неё и жизнь скучна.

В трёх королевствах побываем

И многое мы там узнаем."


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как правильно ручку держать при письме.

Малышам трудно объяснить как правильно держать в руке ручку, мой рассказ-сказка поможет им справиться с этой задачей....

Как научить ребёнка правильно держать ручку.

В статье даются рекомендации родителям и учителям начальных классов о том, как научить ребёнка держать ручку или карандаш....

Дитя и телевизор - держите дистанцию

Телевизор: враг или друг? Какие опасности таит в себе просмотр телевизионных передач?...

Областной открытый урок "Родная семья" "Семьёю держится Россия"

Этот открытый урок  по окружающему миру я провела для родителей. Всем было интересно собрать информацию о своих корнях, о своей родословной. К уроку готовились все: и учитель, и дети, и их родите...

Сидеть за партой и держать ручку правильно

Сели прямо, ноги вместе,Под наклон возьмём тетрадь. Левая рука на месте, Правая рука на месте, Можно начинать писать!!!http://antsygina.ucoz.ru/index/posadka_pri_pisme/0-34...

Классный час «Дерево держится корнями, а человек семьей»

Цели и задачи:1.Формирование представлений о роли семьи и школы в жизни человека;2. Воспитание у учащихся чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью;3. Формирование духовных и нравст...

Как держать ручку при письме

Данная презентация отражает какими средствами научить ребёнка красиво писать...