Программа по внеурочной деятельности "Музей в твоём классе" УМК "Перспективная начальная школа"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему

Программа разработана в соответствии с ФГОС НОО по УМК "Перспективная начальная школа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_muzey_v_tvoyom_klasse.doc186.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                          Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления   «Музей в твоем классе»   разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и концептуальных положений развивающей личностно-ориентированной системы «Перспективная начальная школа»,   «Программы по учебным предметам. Программы внеурочной деятельности: 1-4 кл.: в 2 ч. / Сост. Р.Г. Чуракова.- М. : Академкнига/Учебник, 2012. – Ч. 2

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.   Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако, наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения часы.

                             Общая характеристика курса «Музей в твоём классе»

В основе программы внеурочной деятельности лежит методика работы с живописными произведениями Н.А. Чураковой и О.В. Малаховской  и программа курса «Музей в твоём классе» ( Н.А. Чуракова, Н.М. Лаврова).

        Работа кружка строится на  содержании пособия «Музей в твоём классе», состоящего из альбома репродукций картин художников и методического приложения.   Пособие входит в комплект УМК «Перспективная начальная школа»,  продолжая и дополняя  работу по развитию речи с живописными картинами из «Музейного дома». Данная методика и пособие могут  с успехом  применяться и в других УМК.

                   В ходе освоения курса «Музей в твоем классе» осуществляется формирование таких интеллектуальных умений обучающихся, как умение ориентироваться в жанре картины (натюрморт, пейзаж, историческая картина, бытовая картина, портрет); в определении темы картины и настроения автора, которым он хотел поделиться со зрителями; в особенностях композиционного решения художником поставленной задачи.

Обучающиеся осваивают лексику, необходимую для выражения чувств, обучаются устанавливать причинно-следственные связи между тем, что изображено, и тем, что выходит за рамки изображения. («Если у свеклы зелень увяла, значит...», «Если рядом со снегом изображена лужа, значит...», «Если дым из труб идет вертикально вверх, значит...», «Если старик-отец отвернулся от дочери и смотрит в сторону, значит...» и т. д.)

В ходе усвоения содержания курса формируются умения, связанные с активным участием в диалоге при обсуждении увиденного произведения, его фрагментов.

Цель программы :

 создание условия для формирования  у младших школьников чувства прекрасного,  эстетических чувств и предпочтений,  ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни через совместную деятельность по рассматриванию и описанию живописных картин.

 Задачи программы:

  • познакомить обучающихся с разными жанрами живописи: натюрмортом, пейзажем, портретом, бытовой и исторической картинами;
  • дать начальное представление о логике развития живописного языка: от классической выстроенности академических композиций через реалистическую повествовательность – к импрессионистической пленэрности;
  • сформировать первичные представления о целостности художественного мира того или иного художника, с этой целью в пособии неоднократно используется прием сравнительного анализа двух картин одного и того же автора.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом на  изучение  курса общекультурного направления «Музей в твоём классе» отведено  1 час в неделю. В учебном плане школы на изучение курса выделяется: 1 класс – 33 часа в год, по 1 часу в неделю; 2-4 классы по 1 часу в неделю, по 34 часа вгод. Темы  занятий сформулированы согласно  авторским методическим рекомендациям.

Содержание программы «Музей в твоём классе» является продолжением изучения смежных предметных областей (изобразительного искусства, литературного чтения).

 Основное пособие:

Чуракова Н.А., Малаховская О.В. «Музей в твоем классе» (для 1-6 классов). —

"М. : Академкнига/Учебник.

Основные формы организации занятий:  аудиторные , видеолекция , игра, экскурсии, выставки, проекты. Преобладание аудиторных занятий обусловлено особенностями методики работы по пособию «Музей в твоём классе».

Виды внеурочной деятельности: игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение.

  1. Игровая (I - роль экскурсовода, II уровень - роли посетителей, кассира, смотрителей, экскурсовод, III уровень - аукцион картин);
  2. Познавательная ( I уровень - наблюдение, рассматривание репродукций   с помощью инструментов,  анализ деталей,  синтез, устное речевое высказывание,   II уровень – высказывания о картине и художнике, установление причинно – следственных связей, сравнение картин одного художника,  III уровень - рассуждения в форме связей простых суждений в устной и письменной форме, проектная деятельность, каталог);
  3. Проблемно-ценностное общение ( I уровень - этические беседы, II - дебаты);

            4. Досугово – развлекательная деятельность - досуговое общение ( I уровень - виртуальные и реальные экскурсии в музеи, галереи, II уровень - выставки проектных работ , III уровень -  проведение экскурсий для учащихся и родителей).

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Музей в твоём классе»

Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих видов универсальных учебных действий:

Личностные УУД:

Будут сформированы:

  • Осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» позиции и «хороший ученик;
  • Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
  • Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной художественной культурой.

Получит возможность для формирования:

  • Осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
  • Адекватного понимания причин успешности.

Регулятивные УУД:

Научится:

  • Принимать и сохранять учебную задачу;
  • Учитывать выделенные учителем ориентиры действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • Адекватно воспринимать оценку учителя;
  • Различать способ и результат действия;
  • Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Получит возможность научиться:

  • В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Познавательные УУД:

Научится:

  • Ориентироваться в жанре картины.
  • Определять тему картины и настроение автора, которым он хотел поделиться со зрителями,  особенности  композиционного решения художником поставленной задачи;
  • Освоит лексику, необходимую для выражения чувств;
  • Внимательно рассматривать картину (репродукцию) и находить  указанные детали, а затем самостоятельно открывать  подробности, характеризующие предмет изображения;
  • Устанавливать причинно-следственные связи между тем, что изображено, и тем, что выходит за рамки изображения;
  • Объединять разрозненные впечатления в целостную картину мира;
  • Оформлять в устных и письменных высказываниях свои наблюдения и выводы;
  • Включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

             Получит возможность научиться:

  • Различать некоторые приёмы передачи объёма, перспективы, фактуры предметов и эмоционального строя картины в целом;
  • Представлять логику развития живописного языка;
  • Проводить под руководством учителя сравнительный анализ двух картин одного и того же автора;
  • Осознанно и произвольно  строить речевые высказывания в устной и письменной форме;

Коммуникативные УУД:

Научится:

  • Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
  • Строить понятные  высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
  • Задавать вопросы;
  • Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи при обсуждении увиденного произведения, его фрагментов.

Получит возможность научиться:

  • Точно, последовательно,  полно передавать  необходимую информацию как ориентир для построения действий.

Планируемые результаты освоения программы кружка

«Музей в твоём классе».

Воспитательные результаты первого уровня  (приобретение  социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни)

Ученик научится:

  • распознавать разные жанры живописи (натюрморт, пейзаж, портрет, бытовой и исторический жанр);
  • внимательно рассматривать и устно описывать живописную картину, называя автора, определяя тему и настроение картины;
  • оформлять в устных  высказываниях свои наблюдения и выводы.

Ученик получит возможность научиться

  • подводить под понятие  определения жанров живописи;
  • пробовать себя в роли экскурсовода;

Воспитательные результаты второго уровня  (формирование позитивного отношения  к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом)

У ученика будут сформированы:

  • учебно – познавательный интерес к изучению живописных произведений искусства;
  • опыт рассматривания и анализа живописных картин;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с   отечественной художественной культурой.
  • умение оформлять в устных и письменных  высказываниях свои наблюдения и выводы ;
  • опыт  ролевой  игры в роли экскурсовода;
  • опыт участия в подготовке и проведении  выставки или презентации своей творческой работ.

Получит возможность для формирования:

  • Осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
  • Адекватного понимания причин успешности;
  • Опыт деловой игры «Посещение музея»;

Воспитательные результаты третьего уровня (получение  опыта самостоятельного социального действия)

У ученика будут сформированы:

  • Умение определять особенности  композиционного решения художником поставленной задачи;
  • Умения строить рассуждения в устной и письменной форме;
  • В сотрудничестве с учителем определять новые учебные задачи;
  • Опыт проектной деятельности;
  • Опыт проведения экскурсий для обучающихся и родителей;
  • Опыт составления каталога;

Получит возможность для формирования:

  • Обогащение эмоционального опыта новыми художественно - эстетическими переживаниями;
  • Опыт участия в  организации выставки достижений;
  • Опыт участия в игре   «Аукцион картин».

Конечный результат:

  • Выполнение теста «Жанры живописи»
  • Создание альбома «Жанры живописи»,
  • Подготовка экскурсоводов по репродукциям картин «Музей в твоем классе»;
  • Подготовка проектов по направлениям: «Моя коллекция», каталог репродукций «Музей в твоём классе», «Каталог моей коллекции репродукций».

        

Методический аппарат пособия позволяет дифференцировать работу по предметным областям (развитие речи и изобразительное искусство) и по возрастным группам: с учениками одного класса - как факультатив, в форме кружка или клуба ( 1-2 класс и 3-4 класс). Занятия могут проводиться учителями начальных классов,  русского языка и литературы,  ИЗО. Форму внеурочной деятельности и предметную область руководитель выбирает самостоятельно,  исходя из условий и потребностей. В программе представлено тематическое планирование для кружка из расчета 34 часа для каждого года  обучения,  по 1 часу в неделю.

Организационно-методические указания

Общая методика анализа живописного произведения, с помощью которой можно реализовать поставленные цели, предполагает переход от начального, целостного впечатления через наблюдение и рассматривание деталей – снова к целостному впечатлению, которое уже обогащено знанием подробностей.

Большое значение для достижения заявленных целей имеет использование инструментов при работе с репродукцией живописного произведения. В данном пособии используются разные инструменты: большая прямоугольная рамка для выделения содержательно-значимых фрагментов и удержания внимания; малая круглая рамка для поиска и выделения отдельных деталей; полоска картона, с помощью которой можно закрыть часть картины, укрупнив значение оставшейся части; лупа для рассматривания мелких деталей, особенностей красочного слоя и характера мазка.

Порядок следования репродукций в пособии подчиняется логике музейной педагогики: от более простого к более сложному через накопление опыта зрительского восприятия к возможности использовать этот опыт в дальнейшем. Эта логика учитывает прежде всего жанровую принадлежность картин и требует следующую последовательность знакомства с жанрами: от натюрморта и детского портрета – через пейзаж и исторический пейзаж – к исторической картине, бытовой картине и портрету (то есть от предметного мира и всего того, что понятно ребенку, – к миру социальных отношений и всему тому, что составляет мир взрослых).

Методический аппарат пособия «Музей в твоем классе» включает выделенные фрагменты и детали, которые вынесены на поля каждой репродукции. Педагогический смысл этого приема варьируется в зависимости от возраста и от конкретной задачи. Так, обучающимся 1-х и 2-х классов выделенные детали помогают внимательно рассматривать картину и находить места выделенных фрагментов с помощью инструментов, удерживать внимание на конкретной задаче. Школьникам, занимающимся ИЗО, вынесенные на поля увеличенные детали помогают рассмотреть и проанализировать особенности живописной манеры художника: выяснить форму и фактуру мазка, которым художник пользуется, изображая разные поверхности и предметы (высокое качество репродуцирования позволяет это сделать).

Для обучающихся всех возрастных групп на полях репродукций помещается дополнительный изобразительный материал. Это фрагменты других картин того автора, чья картина помещена на основной репродукции, или фрагменты картин других художников, необходимые для сравнительного анализа.

При рассмотрении исторических сюжетов на полях репродукции помещаются фотографии предметов и реалий, которые могут воссоздать необходимый историко-культурный контекст.

Внеурочная деятельность с использованием этого пособия может быть построена как в рамках одного класса, так и с участием обучающихся разных классов.

Занятия могут проводить: учитель начальных классов, учитель русского языка и литературы, преподаватель изобразительного искусства. Любой учитель может использовать задания и вопросы из двух предметных областей.

Если занятия проводятся для детей одного класса, то учитель, как правило, использует вопросы и задания, адресованные возрастной группе, соответствующей обучающимся в его классе. Но, поскольку уровень подготовки школьников очень разный, то учитель может использовать вопросы и задания или более старшей, или младшей возрастной категории.

Если занятия проводятся с обучающимися разных классов, то учитель использует вопросы и задания разной степени сложности, адресованные разным возрастным категориям обучающихся, исходя из состава присутствующих на занятии детей.

Дифференцированность вопросов и заданий подразумевает, что учебное пособие рассчитано на детей разного возраста, разных типов восприятия и разного уровня подготовленности, в том числе и на детей с трудностями в обучении. Для детей, у которых есть речевые трудности (не хватает лексического запаса, трудно вербализовать свои наблюдения) или есть задержка в развитии (трудно сосредоточивается, недолго удерживает внимание), большим подспорьем является использование инструментов (рамок, которые можно передвигать по репродукции, лупы и т. д.). Ребенок, которому по той или иной причине еще трудно сказать или рассказать, имеет возможность показать то, что он обнаружил, на репродукции, и почувствовать, что он тоже справился с заданием.

На обороте обложки даны черно-белые изображения репродукций 17 картин, представленных в пособии. Это дает представление о размерах подлинных полотен, для чего рядом с репродукциями представлены силуэты детей трех возрастных групп: 1–2 классы, 3–4 классы, 5–6 классы. Последовательность размещения репродукций на этом листе подчиняется законам музейной экспозиции и соответствует логике исторического развития искусства за 100-летний период – с первой трети 19-го века по первую треть 20-го века.

К концу обучения по курсу «Музей в твоем классе» обучающиеся научатся:

• находить на картине указанные детали, а затем самостоятельно открывать (усматривать) подробности, характеризующие предмет изображения;

• выделять на картине фрагменты, имеющие самостоятельную ценность и целостность;

• устанавливать причинно-следственные связи между тем, что изображено, и тем, что выходит за рамки изображения;

• объединять разрозненные впечатления в целостную картину мира.

Содержание  курса  «Музей в твоем классе»

1–2 классы

Введение. И. Хруцкий «Цветы и фрукты». Натюрморт.

Называние изображенных на картине плодов и цветов, составляющих букет. Расширение лексического запаса (цвет и его оттенки в природе), знакомство с миром цветов. Величина цветов и плодов, составляющих композицию. Мастерство автора в создании выразительных деталей. Нахождение выделенных деталей, предметов. Определение целого и части.

Г. Серебрякова «За завтраком (За обедом)»

Своеобразный семейный портрет. Дети в семье Серебряковых. Рассматривание детей, сидящих в столовой. Знакомство с фрагментами портретов художницы и ее мужа. «Знакомство» с конкретными детьми: имя, возраст; сравнение детей друг с другом.

Г. Серебрякова «На кухне. Портрет Кати»

Развитие наблюдательности и внимания. Что главное в полотне: изображение человека или предметов? Отношение девочки к продуктам: жесты, характеристика движений.

В. Поленов «Московский дворик»

Обследование двора с целью внимательного наблюдения за людьми, животными и растениями (дети, мама; лошадка, курочки; цветы, травы). Поиск объектов, предложенных для анализа. Умение выделять предметы, важные для объяснения причинно-следственных связей.

И. Левитан «Свежий ветер.Волга»

Речные суда на картине. (Слева: вёсельная лодка, пароход, парусная лодка. Справа: баржи и буксир. Самоходные парусные баржи.) Название картины. Можно ли увидеть ветер? Направление его? Что говорит о ветре название картины? Какими запахами может быть насыщен ветер?

Б. Кустодиев «Морозный день»

Темы и объекты, изображаемые художником. Мир природы и человека. Наблюдение за постройками (вид, забор). Приметы, подтверждающие, что день морозный. Люди на улице (много/мало). Бег саней: детали одежды и другие изображения. Какие звуки могут быть слышны с улицы тем, кто смотрит на нее из окон?

Б. Кустодиев «Масленица»

Празднование масленицы. Разгар гулянья. Развлечения на площади: народный театр, хоровод, катание на карусели. Где слышатся музыка и пение? (Отыскивание музыканта). Детские игры.

Федотов «Сватовство майора»

Работа над лексикой, позволяющей понять сценку, изображенную на картине. Обстановка комнаты и наряды жены и дочери купца. Названия тканей, расцветок и их качеств.

К. Брюллов «Последний день Помпеи»

Знания художника об историческом событии и организации археологической работы. Свидетельства сильного землетрясения, грозы и молний на полотне. Работа с большой рамкой над изображениями участников трагического события. Создание ощущения нависшей над городом страшной угрозы.

И. Горюшкин-Сорокопудов «Базарный день в старом городе»

Сценка из старинной жизни. Одежда людей, подвоз товаров для продажи. Рассматривание товаров в Торговых рядах. Базарные дни в старину. Торговые ряды. Стены и ворота городского кремля, древней крепости. Купола храма кремля, древней крепости. Купола храма. Продавцы и покупатели. Звуки торговых рядов.

И. Горюшкин-Сорокопудов «Сцена из 17-го столетия»

Дома, особенности старинных построек. Время года: начало зимы или начало весны? Следы полозьев саней; следы людей. Выделение фрагментов картины по заданным названиям: ориентировка в местонахождении на картине фрагментов. Выявление содержания замысла художника и особенностей его воплощения.

В. Маковский «Две сестры (Две дочери)»

Двойное название картины: персонажи на полотне. Одежда и причина разной обеспеченности. Детали картины, указывающие на интересы персонажей, особенности их работы и жизни.

В. Маковский «Две матери. Мать приемная и родная»

Персонажи картины и ее название. Соотношение названия картины и вероятной ситуации. Предположения о взаимоотношениях героев картины.

М.В. Нестеров «Три старца»

Одежда старцев, их обувь (лапти, обутые на онучи). Позы старцев: выводы об их близком знакомстве. Что делают старцы, как общаются. Взгляды персонажей. Кто более погружен в свои мысли? Кто видит лисицу? Рассматривание кружков-фрагментов. Значение деталей. Сходство фрагментов. Цвета и их оттенки на репродукции картины. Синий цвет и его оттенки на репродукции картины.

К.А. Коровин «За чайным столом»

Рассматривание предметов на репродукции картины. Стол, посуда (чаш-

ки, чайные стаканы в подстаканниках, фарфоровый молочник, белое блюдо). Самовар, его состояние (блестящий, начищенный/тусклый). Помещение, время года, состояние погоды. Одежда людей. Общение. Возраст. Уютно ли людям? Рассматривание фрагментов по названиям.

К.А. Коровин «Алупка»

Алупка стала в начале 20-го века модным курортом. Юг это или север? Что на картине помогает об этом догадаться? Дворец и пейзаж, который его окружает. Изображение окон на кружке-фрагменте. Морской берег. Выделение фрагмента «Лодки на берегу». Рассматривание фрагмента в лупу. Позы людей.

И.Е. Репин «Портрет Павла Михайловича Третьякова»

О личности П.М. Третьякова. Дар родному городу. 1856 год – год рождения художественного музея, который сейчас называется Государственной Третьяковской галереей (ГТГ). В 2006 году ГТГ исполнилось 150 лет. Впечатление, которое производит портрет. Рассматривание экспозиции в зале галереи, которую можно хорошо видеть за спиной П.М. Третьякова. Картинам в галерее тесно/просторно, соседствуют маленькие и большие картины. Нахождение трех пейзажей известного школьникам художника, чей пейзаж представлен в «Музее в твоем классе» и который был рассмотрен на занятии. В этой же экспозиции находится и полотно автора картин «За чайным столом» и «Алупка» (вспоминают фамилию художника).

3–4 классы

И. Хруцкий «Цветы и фрукты»

Законы красивого построения картины в XVIII и XIX вв. Центр композиции, цвет и освещение. Создание единого ансамбля предметов по закону треугольного построения, принятому в академической живописи. Мастерство автора в создании выразительных деталей: нахождение и исследование (на самом натюрморте) изображений предметов, которые представлены увеличенными кругами-фрагментами на полях репродукции. Определение целого по его части.

Г. Серебрякова «За завтраком (За обедом)» Семейный портрет. Знакомство с характерами детей. Отражение личностных качеств детей во внешнем облике. Взгляд, его направленность; щеки. Жесты, позы (положение тела в целом).

Г. Серебрякова «На кухне. Портрет Кати».

Бытовые картины жизни. Развитие наблюдательности и внимания. Сравнение портрета Кати с портретами ее родителей (фрагменты портретов на полях репродукции). Фамильные черты. Сравнение времени создания двух полотен: определение возраста Кати (ровесница или старше/младше).

В. Поленов «Московский дворик»

Работа с названием картины и выявление того, чем хотел поделиться художник. Путешествие внутри картины по дорожкам, которые обнаруживают зрители, описывая, где она расположена и в чем ее значение для обитателей этого дворика.

Что там, за границами дворика? Какие звуки можно услышать во дворе?

И. Левитан «Свежий ветер. Волга»

Цвета, создающие впечатление свежести летнего ветреного дня. Определение местонахождения на картине фрагментов, выделенных на полях репродукции.

Ощущение праздника. Наблюдение деталей, создающих ощущение праздника. Прием временного изменения фрагмента на репродукции картины (удаление/возвращение) с целью определения выразительных средств для создания нужного образа.

Б. Кустодиев «Морозный день»

Городские постройки. Первые этажи, их назначение и обитатели. Перекресток: метки, отграничивающие пешеходную часть улицы от проезжей. Причины малолюдности на улице. Цвета и оттенки снега.

Б. Кустодиев «Масленица»

Главное развлечение на масленицу. Цветовая гамма неба. Снега выпало много. Местность: город или деревня. Рельеф и растительность местности: холмы и деревья. Вечность окружающего нас мира природы.

П. Федотов «Сватовство майора»

Стихи, написанные художником и сопровождающие полотно. Интерьер в доме купца. Украшения и одежда женщин (купчихи и дочери купца). Подготовка к угощению майора.

К. Брюллов «Последний день Помпеи»

Вера художника в человеческие достоинства: люди сохраняют лучшие человеческие качества при угрозе гибели. Знакомство с воспоминаниями очевидцев трагедии. Выразительный звуковой образ в картине. Законы построения картины в академической живописи XVIII и XIX вв.: треугольная основа композиции.

И. Горюшкин-Сорокопудов «Базарный день в старом городе»

Развитие наблюдательности и внимания. Продавцы, их помощники и покупатели. Рулоны тканей, мода на определенную расцветку платков. Посетители-покупатели на базаре: кто они? Словесное описание покупателей, определение рода занятий по одежде.

И. Горюшкин-Сорокопудов «Сцена из 17-го столетия»

Выделение фрагментов картины по заданным названиям: ориентировка в местонахождении на картине фрагментов. Выявление содержания замысла художника и особенностей его воплощения.

В. Маковский «Две сестры (Две дочери)»

Двойное название картины: персонажи на полотне. Одежда и причина разной обеспеченности. Детали картины, указывающие на интересы персонажей, особенности их работы и жизни.

В. Маковский «Две матери. Приемная мать и родная»

Персонажи картины и ее название. Соотношение названия картины и вероятной ситуации. Предположения о взаимоотношениях персонажей на картине.

М.В. Нестеров «Три старца»

Фигуры старцев, их руки. Выводы-суждения о возрасте старцев, подтверждение деталями на репродукции. Изображение мира северной природы. Краски (яркость/приглушенность).

Время года: деталь для подтверждения приметы наступления осени. Предположение, в течение какого времени уже сидят старцы. Их связь с миром природы (фрагмент с лисой, безбоязненно вышедшей из леса).

Работа с фрагментами картины. Цветовой контраст в изображении пейзажа. Работа с рамкой по рассматриванию лисицы. Нахождение подписи художника.

К.А. Коровин «За чайным столом»

        Люди на веранде. Описание гостей (определить, кто гость). Позы, жесты, одежда. Натюрморт перед людьми. Определить, сколько людей было за столом, кто сидел на пятом стуле (мужчина/женщина). Общение, эмоции людей.

Городской/загородный дом (имение). Детали, говорящие о теплом времени года. Интересно/грустно, уютно/неуютно всем вместе. Настроение персонажей на картине

К.А. Коровин «Алупка»

Местность, на которой расположена Алупка. Рельеф. Море и суша, граница между ними. Причины строительства дворцов в Алупке.

Работа с вертикальной рамкой в левом нижнем углу на репродукции. Домик с двумя окнами, забор, деревья за забором. Группа людей на берегу моря. Нахождение постройки на круге-фрагменте.

Работа с вертикальной рамкой над фрагментом с лодками на репродукции. Обнаружение паруса на кругах-фрагментах на полях репродукции.

Работа с большой вертикальной рамкой над фрагментом репродукции в правом нижнем углу. Открытый павильон, окрашенный в желтый цвет, строительные материалы и лодки рядом. Отыскивание темной лодки с ярко-желтым днищем на кругах-фрагментах на полях репродукции

И.Е. Репин «Портрет Павла Михайловича Третьякова»

Рассматривание картины И. Репина «Портрет Павла Михайловича Третьякова». Поза, лицо создателя галереи. Впечатление, которое производит портрет. Что можно сказать об изображенном на нем человеке (оригинале) и какого человека видел перед собой художник?

Тематическое планирование курса  «Музей в твоем классе»

2 класс (34 занятия)

п/п

Перечень раздел

Содержание разделов

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Введение. И. Хруцкий «Цветы и фрукты». Натюрморт.

Называние изображенных на картине плодов и цветов, составляющих букет. Расширение лексического запаса (цвет и его оттенки в природе), знакомство с миром цветов. Величина цветов и плодов, составляющих композицию. Мастерство автора в создании выразительных деталей. Нахождение выделенных деталей, предметов. Определение целого и части.

2

2

2.

Г. Серебрякова «За завтраком (За обедом)»

Своеобразный семейный портрет. Дети в семье Серебряковых. Рассматривание детей, сидящих в столовой. Знакомство с фрагментами портретов художницы и ее мужа. «Знакомство» с конкретными детьми: имя, возраст; сравнение детей друг с другом.

2

2

3.

Г. Серебрякова «На кухне. Портрет Кати»

Развитие наблюдательности и внимания. Что главное в полотне: изображение человека или предметов? Отношение девочки к продуктам: жесты, характеристика движений.

2

2

4.

В.Поленов «Московский дворик»

Обследование двора с целью внимательного наблюдения за людьми, животными и растениями (дети, мама; лошадка, курочки; цветы, травы). Поиск объектов, предложенных для анализа. Умение выделять предметы, важные для объяснения причинно-следственных связей.

2

2

5.

И. Левитан «Свежий ветер.Волга»

Речные суда на картине. (Слева: вёсельная лодка, пароход, парусная лодка. Справа: баржи и буксир. Самоходные парусные баржи.) Название картины. Можно ли увидеть ветер? Направление его? Что говорит о ветре название картины? Какими запахами может быть насыщен ветер?

2

2

6.

Б.Кустодиев «Морозный день»

Темы и объекты, изображаемые художником. Мир природы и человека. Наблюдение за постройками (вид, забор). Приметы, подтверждающие, что день морозный. Люди на улице (много/мало). Бег саней: детали одежды и другие изображения. Какие звуки могут быть слышны с улицы тем, кто смотрит на нее из окон?

2

2

7.

Б.Кустодиев «Масленица»

Празднование масленицы. Разгар гулянья. Развлечения на площади: народный театр, хоровод, катание на карусели. Где слышатся музыка и пение? (Отыскивание музыканта). Детские игры.

2

2

8.

Федотов «Сватовство майора»

Работа над лексикой, позволяющей понять сценку, изображенную на картине. Обстановка комнаты и наряды жены и дочери купца. Названия тканей, расцветок и их качеств.

2

2

9.

К.Брюллов «Последний день Помпеи»

Знания художника об историческом событии и организации археологической работы. Свидетельства сильного землетрясения, грозы и молний на полотне. Работа с большой рамкой над изображениями участников трагического события. Создание ощущения нависшей над городом страшной угрозы.

2

2

10.

И.Горюшкин-Сорокопудов «Базарный день в старом городе»

Сценка из старинной жизни. Одежда людей, подвоз товаров для продажи. Рассматривание товаров в Торговых рядах. Базарные дни в старину. Торговые ряды. Стены и ворота городского кремля, древней крепости. Купола храма кремля, древней крепости. Купола храма. Продавцы и покупатели. Звуки торговых рядов.

2

2

11.

И.Горюшкин-Сорокопудов «Сцена из 17-го столетия»

Дома, особенности старинных построек. Время года: начало зимы или начало весны? Следы полозьев саней; следы людей. Выделение фрагментов картины по заданным названиям: ориентировка в местонахождении на картине фрагментов. Выявление содержания замысла художника и особенностей его воплощения.

2

2

12.

В. Маковский «Две сестры (Две дочери)»

Двойное название картины: персонажи на полотне. Одежда и причина разной обеспеченности. Детали картины, указывающие на интересы персонажей, особенности их работы и жизни.

2

2

13.

В. Маковский «Две матери. Мать приемная и родная»

Персонажи картины и ее название. Соотношение названия картины и вероятной ситуации. Предположения о взаимоотношениях героев картины.

2

2

14.

М.В. Нестеров «Три старца»

Одежда старцев, их обувь (лапти, обутые на онучи). Позы старцев: выводы об их близком знакомстве. Что делают старцы, как общаются. Взгляды персонажей. Кто более погружен в свои мысли? Кто видит лисицу? Рассматривание кружков-фрагментов. Значение деталей. Сходство фрагментов. Цвета и их оттенки на репродукции картины. Синий цвет и его оттенки на репродукции картины.

2

2

15.

К.А. Коровин «За чайным столом»

Рассматривание предметов на репродукции картины. Стол, посуда (чашки, чайные стаканы в подстаканниках, фарфоровый молочник, белое блюдо). Самовар, его состояние (блестящий, начищенный/тусклый). Помещение, время года, состояние погоды. Одежда людей. Общение. Возраст. Уютно ли людям? Рассматривание фрагментов по названиям.

2

2

16.

К.А.Коровин «Алупка»

Алупка стала в начале 20-го века модным курортом. Юг это или север? Что на картине помогает об этом догадаться? Дворец и пейзаж, который его окружает. Изображение окон на кружке-фрагменте. Морской берег. Выделение фрагмента «Лодки на берегу». Рассматривание фрагмента в лупу. Позы людей.

2

2

17.

И.Е. Репин «Портрет Павла Михайловича Третьякова»

О личности П.М. Третьякова. Дар родному городу. 1856 год – год рождения художественного музея, который сейчас называется Государственной Третьяковской галереей (ГТГ). В 2006 году ГТГ исполнилось 150 лет. Впечатление, которое производит портрет. Рассматривание экспозиции в зале галереи, которую можно хорошо видеть за спиной П.М. Третьякова. Картинам в галерее тесно/просторно, соседствуют маленькие и большие картины. Нахождение трех пейзажей известного школьникам художника, чей пейзаж представлен в «Музее в твоем классе» и который был рассмотрен на занятии. В этой же экспозиции находится и полотно автора картин «За чайным столом» и «Алупка» (вспоминают фамилию художника).

2

2

Всего:

34

34

Содержание  курса  «Музей в твоем классе»

3–4 классы (17 занятий)

п/п

Перечень раздел

Содержание разделов

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

И. Хруцкий «Цветы и фрукты». Натюрморт.

Законы красивого построения картины в XVIII и XIX вв. Центр композиции, цвет и освещение. Создание единого ансамбля предметов по закону треугольного построения, принятому в академической живописи. Мастерство автора в создании выразительных деталей: нахождение и исследование (на самом натюрморте) изображений предметов, которые представлены увеличенными кругами-фрагментами на полях репродукции. Определение целого по его части.

2

2

2.

Г. Серебрякова «За завтраком (За обедом)»

Семейный портрет. Знакомство с характерами детей. Отражение личностных качеств детей во внешнем облике. Взгляд, его направленность; щеки. Жесты, позы (положение тела в целом).

2

2

3.

Г. Серебрякова «На кухне. Портрет Кати»

Бытовые картины жизни. Развитие наблюдательности и внимания. Сравнение портрета Кати с портретами ее родителей (фрагменты портретов на полях репродукции). Фамильные черты. Сравнение времени создания двух полотен: определение возраста Кати (ровесница или старше/младше).

2

2

4.

В.Поленов «Московский дворик»

Работа с названием картины и выявление того, чем хотел поделиться художник. Путешествие внутри картины по дорожкам, которые обнаруживают зрители, описывая, где она расположена и в чем ее значение для обитателей этого дворика.

Что там, за границами дворика? Какие звуки можно услышать во дворе?

2

2

5.

И. Левитан «Свежий ветер.Волга»

Цвета, создающие впечатление свежести летнего ветреного дня. Определение местонахождения на картине фрагментов, выделенных на полях репродукции.

Ощущение праздника. Наблюдение деталей, создающих ощущение праздника. Прием временного изменения фрагмента на репродукции картины (удаление/возвращение) с целью определения выразительных средств для создания нужного образа.

2

2

6.

Б.Кустодиев «Морозный день»

Городские постройки. Первые этажи, их назначение и обитатели. Перекресток: метки, отграничивающие пешеходную часть улицы от проезжей. Причины малолюдности на улице. Цвета и оттенки снега.

2

2

7.

Б.Кустодиев «Масленица»

Главное развлечение на масленицу. Цветовая гамма неба. Снега выпало много. Местность: город или деревня. Рельеф и растительность местности: холмы и деревья. Вечность окружающего нас мира природы.

2

2

8.

Федотов «Сватовство майора»

Стихи, написанные художником и сопровождающие полотно. Интерьер в доме купца. Украшения и одежда женщин (купчихи и дочери купца). Подготовка к угощению майора.

2

2

9.

К.Брюллов «Последний день Помпеи»

Вера художника в человеческие достоинства: люди сохраняют лучшие человеческие качества при угрозе гибели. Знакомство с воспоминаниями очевидцев трагедии. Выразительный звуковой образ в картине. Законы построения картины в академической живописи XVIII и XIX вв.: треугольная основа композиции.

2

2

10.

И.Горюшкин-Сорокопудов «Базарный день в старом городе»

Развитие наблюдательности и внимания. Продавцы, их помощники и покупатели. Рулоны тканей, мода на определенную расцветку платков. Посетители-покупатели на базаре: кто они? Словесное описание покупателей, определение рода занятий по одежде.

2

2

11.

И.Горюшкин-Сорокопудов «Сцена из 17-го столетия»

Выделение фрагментов картины по заданным названиям: ориентировка в местонахождении на картине фрагментов. Выявление содержания замысла художника и особенностей его воплощения.

2

2

12.

В. Маковский «Две сестры (Две дочери)»

Двойное название картины: персонажи на полотне. Одежда и причина разной обеспеченности. Детали картины, указывающие на интересы персонажей, особенности их работы и жизни.

2

2

13.

В. Маковский «Две матери. Мать приемная и родная»

Персонажи картины и ее название. Соотношение названия картины и вероятной ситуации. Предположения о взаимоотношениях персонажей на картине.

2

2

14.

М.В. Нестеров «Три старца»

Фигуры старцев, их руки. Выводы-суждения о возрасте старцев, подтверждение деталями на репродукции. Изображение мира северной природы. Краски (яркость/приглушенность).

Время года: деталь для подтверждения приметы наступления осени. Предположение, в течение какого времени уже сидят старцы. Их связь с миром природы (фрагмент с лисой, безбоязненно вышедшей из леса).

Работа с фрагментами картины. Цветовой контраст в изображении пейзажа. Работа с рамкой по рассматриванию лисицы. Нахождение подписи художника.

2

2

15.

К.А. Коровин «За чайным столом»

Люди на веранде. Описание гостей (определить, кто гость). Позы, жесты, одежда. Натюрморт перед людьми. Определить, сколько людей было за столом, кто сидел на пятом стуле (мужчина/женщина). Общение, эмоции людей.

Городской/загородный дом (имение). Детали, говорящие о теплом времени года. Интересно/грустно, уютно/неуютно всем вместе. Настроение персонажей на картине.

2

2

16.

К.А.Коровин «Алупка»

Местность, на которой расположена Алупка. Рельеф. Море и суша, граница между ними. Причины строительства дворцов в Алупке.

Работа с вертикальной рамкой в левом нижнем углу на репродукции. Домик с двумя окнами, забор, деревья за забором. Группа людей на берегу моря. Нахождение постройки на круге-фрагменте.

Работа с вертикальной рамкой над фрагментом с лодками на репродукции. Обнаружение паруса на кругах-фрагментах на полях репродукции.

Работа с большой вертикальной рамкой над фрагментом репродукции в правом нижнем углу. Открытый павильон, окрашенный в желтый цвет, строительные материалы и лодки рядом. Отыскивание темной лодки с ярко-желтым днищем на кругах-фрагментах на полях репродукции.

2

2

17.

И.Е. Репин «Портрет Павла Михайловича Третьякова»

Рассматривание картины И. Репина «Портрет Павла Михайловича Третьякова». Поза, лицо создателя галереи. Впечатление, которое производит портрет. Что можно сказать об изображенном на нем человеке (оригинале) и какого человека видел перед собой художник?

2

2

Всего:

34

34

Материально-техническое обеспечение курса «Музей в твоём классе»

Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:

Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс)

К – полный комплект (на каждого ученика класса)

Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников)

п/п

Наименования учебного оборудования

Количество

шт.

Отдельные замечания

1.

Книгопечатная продукция

Программы по учебным предметам . Программы внеурочной деятельности:1-4 кл: в 2 ч./ Сост. Р.Г. Чуракова. – М.: Академкнига/Учебник, 2011.

 

2.

Наглядные пособия

Демонстрационный материал

 «Музей в твоем классе» Чуракова Р.Г.,Малаховская О.В. (для 1–6 классов). – М. : Академкнига/Учебник.

Д

3.

Учебное оборудование

Классная доска.

Магнитная доска.

Экран.

Персональный компьютер.

Мультимедийный проектор.

Д

Д

Д

Д

Д

4.

Оборудование класса

Ученические столы 2 местные с комплектом стульев.

Стол учительский двухтумбовый.

Рабочее место учителя

Шкафы  для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Ф

Д

Д

Д

Столы и стулья регулируемые.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект - Программа по внеурочной деятельности английского языка в начальной школе "ABC Planet"

Проект «ABCPlanet» имеет научно-познавательную направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности по английскому языку младших школьников. Программа состав...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности КРУЖОК «ТЕАТР В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» (духовно-нравственное направление)

Данная  рабочая программа  составлена   в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе методической ...

Программа курса внеурочной деятельности "Создание мультфильмов в начальной школе"

Одним из важных мотивов учения младших школьников является интерес. Направляя интерес детей, их личную заинтересованность к этому предмету, учитель тем самым повышает познавательную активность. Предме...

Программа внеурочной деятельности "Азбука общения"для начальной школы

Данна программа рассчитана на учащихся начальной школы, на 38 часов и способствует совершенствованию  адекватного коммуникативного поведения....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Весёлая палитра" для начальной школы

Курс занятий полноценно готовит к жизни детей младшего школьного возраста: развивает их нравственные качества, интеллектуальные способности, эстетическое восприятие,  повышает уровень развития, в...

Программа внеурочной деятельности "Конструирование" для обучающихся начальной школы и участников летней школы "Интеллектуал"

Цели программы:Организация занятости школьников во внеурочное время.Всестороннее развитие личности учащегося:развитие навыков конструирования, моделирования, элементарного программирования;развитие ло...