Рабочая программа по ИЗО 4 класс УМК "Школа России"
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему
Рабочая программа, КТП
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по ИЗО УМК "Школа России" ФГОС | 268.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Пристанская средняя общеобразовательная школа»
Таврического муниципального района
Омской области
Утверждаю
Директор _____________ Л.В. Альтергот
М. П.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству для УМК «Школа России»
4 класс
Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 года, примерной программы по изобразительному искусству и на основе авторской программы «Изобразительное искусство» Б.М. Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е. Гуровой и др.
Программу разработала: И.В. Минцева
учитель начальных классов
МОУ «Пристанская СОШ»
Программа рассмотрена на заседании
МО учителей начальных классов
МОУ «Пристанская СОШ»
Протокол № ___ от « __»_____20__г.
Рук. МО ______________ И.В. Минцева
Согласовано
«___»________20___ г.
Зам. директора по УВР
МОУ «Пристанская СОШ»
___________ Н.А. Хомякова
Программа рассмотрена на педагогическом совете
МОУ «Пристанская СОШ»
Протокол № ___ от « __»_____20__г.
2014
Пояснительная записка
1. Роль и место дисциплины в образовательном процессе | Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека. |
2. Адресат | Программа адресована обучающимся начальных классов общеобразовательной школы. |
3. Соответствие Государственному образовательному стандарту | Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. |
4. Цель программы | Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка. |
5. Задачи программы | - развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний, что является залогом развития способности сопереживания; - любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта; - эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий, для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. |
6. Специфика программы | Систематизирующим методом является выделение трех основных ви-дов художественной деятельностидля визуальных пространственых искусств: —изобразительная художественная деятельность; |
7. Основные содержательные линии курса | В курсе освещены следующие разделы: Истоки родного искусства. Древние города нашей земли. Каждый народ - художник. Искусство объединяет народы. |
8. Требования к результатам | В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты. Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»: - чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа; - уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; - понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; - сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии; - сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности; - овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; - умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; - умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности: - овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; - овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; - использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.; - умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач; - умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий; - осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета: - знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства); - знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств; - понимание образной природы искусства; - эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира; - применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ; - способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства; - умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах; - усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона; - умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике; - способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники; - способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу; - умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ; - освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты; - овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа; - умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны; - умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру; - изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций; - умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры; - способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории; - умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества; - выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов; - умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека. |
9. Планируемые результаты | В результате изучения изобразительного искусства в начальной школе у выпускников будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства. Начнут развиваться образное мышление и воображение, учебно-творческие способности, формироваться основы анализа произведения искусства; будут проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру и художественный вкус. Учащиеся овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании, декоративно-прикладном искусстве. Выпускники смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать свое отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах художественно-творческой деятельности. Они научатся применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач. Раздел «Восприятие искусства и виды художественной деятельности». Выпускник научится: • различать виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла; • различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику; • эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного языка; • узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений; • называть ведущие художественные музеи России и художественные музеи своего региона. Выпускник получит возможность научиться: • воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, объяснять сюжеты и содержание знакомых произведений; • видеть проявления художественной культуры вокруг: музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в театре; • высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях. Раздел «Азбука искусства. Как говорит искусство?». Выпускник научится: • создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве; • использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла; • различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности; • создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека; • наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании; • использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий). Выпускник получит возможность научиться: • пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы; • моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы природы, человека, фантастического существа средствами изобразительного искусства и компьютерной графики; • выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint. Раздел «Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?». Выпускник научится: • осознавать главные темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности; • выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия; • передавать характер и намерения объекта (природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д.) в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта. Выпускник получит возможность научиться: • видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов; • понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям; • изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним свое эмоциональное отношение; • изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы. |
10. Формы организации учебного процесса | Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. Коллективные формы работы: работа по группам; индивидуально-коллективная работа (каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки). |
11. Итоговый контроль | Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. |
12. Объем и сроки изучения | Изучается в течение года, 1 час в неделю, итого 34 часа в год. 1 четверть – 9 ч 2 четверть – 7 ч 3 четверть – 10 ч 4 четверть – 8 ч |
Учебно-методический комплект:
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1 - – М.: Просвещение,2011
2. Неменский Б.М. Изобразительное искусство. Рабочие программы. 1-4 классы. – М.: Просвещение,2011;
3. Школа России: Сборник рабочих программ. — М.: Просвещение, 2011;
Учебники
Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Каждый народ - художник. Учебник. 4 класс. — М.: Просвещение, 2014.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета.
критерии оценивания
Объектом оценки результатов освоения программы по предмету «Изобразительное искусство» является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки. Преодолению неуспешности отдельных учеников помогают коллективные работы, когда общий успех поглощает чью-то неудачу и способствует лучшему пониманию результата. Система коллективных работ дает возможность каждому ребенку действовать конструктивно в пределах своих возможностей.
Формами подведения итогов реализации программы являются тематические выставки.
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого занятия. Работы оцениваются качественно по уровню выполнения работы в целом (по качеству выполнения изучаемого приема или операции, по уровню творческой деятельности, самореализации, умению работать самостоятельно или в группе).
Критериями оценивания работ являются следующие параметры: оформление (оригинальность дизайна, цветовое решение, оптимальность сочетания объектов), техника выполнения (оправданность выбранных средств, использование различных способов изображения), техническая реализация (сложность организации работы, соответствие рисунка заданной теме, название рисунка).
Характеристика цифровой оценки (отметки)
«5» («отлично») - учащийся полностью справляется с поставленной целью урока; правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике; верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
«4» («хорошо») - учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера; гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.
«3» («удовлетворительно») - учащийся слабо справляется с поставленной целью урока; допускает неточность в изложении изученного материала.
«2» («плохо») - учащийся допускает грубые ошибки в ответе; не справляется с поставленной целью урока.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
■
•
Номер урока | Тема | Вид изобразительной деятельности | |
1 | 2 | 3 | |
«Истоки родного искусства» | |||
1 | Пейзаж родной земли. | Изображение российской природы (пейзаж). | |
2 | Деревня - деревянный мир | Изображение избы или ее моделирование из бумаги (объем, полуобъем) | |
3 | Деревня - деревянный мир (коллективное панно «Деревня») | Создание образа традиционной деревни: коллективное панно или объемная пространственная постройка из бумаги (с объединением индивидуально сделанных деталей). | |
4 | Красота человека. Образ русского человека (женский образ, мужской образ). | Изображение женских и мужских образов в народных костюмах. | |
5 | Красота человека. Женский, мужской праздничный костюм. | Изображение женских и мужских образов в народных костюмах. | |
6 | Воспевание труда в искусстве | Изображение сцен труда из крестьянской жизни. | |
7 | Народные праздники | Создание коллективного панно на тему народного праздника (возможно создание индивидуальных композиционных работ). | |
8 | Народные праздники (обобщение темы) | Создание коллективного панно на тему народного праздника . | |
«Древние города нашей земли» | |||
9 | Родной угол. Древнерусский город крепость | Создание макета древнерусского города (конструирование из бумаги или лепка крепостных стен и башен). Или изобразительный образ города-крепости. | |
10 | Древние соборы | Лепка или постройка макета здания древнерусского каменного храма (для макета города). Или изображение храма. | |
11 | Города Русской земли | Моделирование жилого наполнения города, завершение постройки макета города (коллективная работа). Или изображение древнерусского города (внешний или внутренний вид города). | |
12 | Древнерусские воины – защитники | Изображение древнерусских воинов, княжеской дружины. | |
13 | Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва. | Беседа-путешествие — знакомство с исторической архитектурой города. Живописное или графическое изображение древнерусского города. | |
14 | Узорочье теремов | Изображение интерьера теремных палат. | |
15 | Праздничный пир в теремных палатах. Урок – обобщение | Создание праздничного панно «Пир в теремных палатах» как обобщенного образа народной культуры (изображение и вклеивание персонажей, предметов; аппликация). | |
«Каждый народ — художник» | |||
16 | Образ японских построек | Изображение природы через характерные детали. | |
17 | Образ человека, характер одежды в японской культуре | Изображение японок в кимоно, передача характерных черт лица, прически, волнообразного движения фигуры. | |
18 | Отношение к красоте природы в японской культуре. («Праздник цветения вишни-сакуры», «Праздник хризантем») | Создание коллективного панно «Праздник цветения вишни-сакуры» или «Праздник хризантем» (плоскостной или пространственный коллаж). | |
19 | Народы гор и степей | Изображение жизни в степи и красоты пустых пространств (развитие живописных навыков). | |
20 | Города в пустыне | Создание образа древнего среднеазиатского города (аппликация на цветной бумаге или макет основных архитектурных построек). | |
21 | Древняя Эллада. Образ красоты древнегреческого человека | Изображение фигур олимпийских спортсменов и участников праздничного шествия. | |
22 | Древняя Эллада. Древнегреческая архитектура | Изображение греческих храмов (полуобъемные или плоские аппликации) для панно или объемное моделирование из бумаги. | |
23 | Древняя Эллада. Олимпийские игры в древней Греции | Создание коллективного панно «Древнегреческий праздник» (пейзаж, храмовые постройки, праздничное шествие или Олимпийские игры). | |
24 | Европейские города Средневековья (архитектура) | Поэтапная работа над панно «Площадь средневекового города» (или «Праздник цехов ремесленников на городской площади») с подготовительными этапами изучения архитектуры, одежды человека и его окружения. | |
25 | Средневековые готические костюмы | Поэтапная работа над панно «Площадь средневекового города» (или «Праздник цехов ремесленников на городской площади») с подготовительными этапами изучения архитектуры, одежды человека и его окружения | |
26 | Многообразие художественных культур в мире. Обобщение по теме «Каждый народ художник» | Выставка работ и беседа на тему «Каждый народ — художник». | |
«Искусство объединяет народы» | |||
27 | Материнство | Изображение (по представлению) матери и дитя, их единства, ласки, т. е. отношения друг к другу. | |
28 | Мудрость старости | Беседа: «Выражение мудрости старости в произведениях искусства» (портреты Рембрандта, автопортреты Леонардо да Винчи, Эль Греко) | |
29 | Мудрость старости | Изображение любимого пожилого человека, передача стремления выразить его внутренний мир. | |
30 | Сопереживание великая тема искусства | Создание рисунка с драматическим сюжетом, придуманным автором (больное животное, погибшее дерево и т. п.). | |
31 | Герои-защитники | Лепка эскиза памятника герою. | |
32 | Юность и надежды | Изображение радости детства, мечты о счастье, подвигах, путешествиях, открытиях. | |
33 | Искусство народов мира. (Обобщение темы) | Итоговая выставка творческих работ. | |
34 | Каждый народ – художник. Итоги года | Творческий отчет для родителей, учителей. |
Календарно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства в 4 «А» классе на 2014 - 2015 учебный год.
№ п/п | Тема уроков | Тип урока Кол-во часов | Планируемые результаты (предметные) | Планируемые результаты (личностные и метапредметные) Характеристика деятельности | Дата | |||
Содержание урока (ученик должен знать) | Личностные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Раздел 1. Истоки родного искусства (8 ч) | ||||||||
1. | Пейзаж родной земли. Беседа: «Красота природы в произведениях русской живописи» (И.Шишкин, А.Саврасов, И.Левитан, Ф.Васильев) | Урок введения новых знаний 1 час | Знать характерные черты родного пейзажа. Знание художников, изображающих природу. Умение нарисовать пейзаж по памяти. | Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека | Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). | Уметь пользоваться языком изобразительного искусства: уметь слушать и понимать высказывания собеседников. | Проговаривать последовательность действий на уроке. | |
2. | Деревня - деревянный мир | Урок –экскурсия 1час | Знание устройства русской избы, украшение избы. Умение создать образ избы в пейзаже. Изображать живописными средствами образ русской избы и других традиционных построек деревни. | Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. | Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества. Характеризовать значимость гармонии постройки с окружающим ландшафтом. Объяснять особенности конструкций русской избы | Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных и практических работ, реализации проектов. | Уметь осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата | |
3. | Деревня - деревянный мир (коллективное панно «Деревня») | Урок - путешествие 1 час | Знание устройства русской избы, украшение избы. Умение создать образ избы. Овладение навыками конструирования из бумаги модели избы. Создавать коллективное панно способом объединения коллективно сделанных изображений. | Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. Формирование навыков коллективной деятельности | Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества. Характеризовать значимость гармонии постройки с окружающим ландшафтом. Объяснять особенности конструкции русской избы. | Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных и практических работ, реализации проектов. | Уметь осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата | |
4. | Красота человека. Образ русского человека (женский образ, мужской образ). (Беседа: «Образ русского человека в произведениях художников» (А.Веницианов, И.Аргунов, В.Суриков, В.Васнецов и др) | Урок введения новых знаний 1 час | Знание традиционной национальной одежды, роль головного убора, украшения в народном костюме. Знание художников изображающих портреты в русских национальных костюмах. Характеризовать и эстетически оценивать образы в произведениях художников. | Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. | Приобретать представления об особенностях русского женского образа. Понимать и анализировать конструкцию русского национального костюма. Различать деятельность Братьев - Мастеров при создании русского костюма. | Находить варианты решений различных художественно-творческих задач. | Планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей. | |
5. | Красота человека. Женский, мужской праздничный костюм. | Урок - экскурсия 1 час | Знание традиционной национальной одежды, роль головного убора, украшения в народном костюме. Умение создать женский народный образ. Знание художников изображающих женские портреты в русских национальных костюмах. Характеризовать и эстетически оценивать образы в произведениях художников. | Формирование уважительного отношения к культуре и искусству русского народа. | Приобретать представления об особенностях русского мужского образа. Различать деятельность Братьев - Мастеров при создании русского костюма | Уметь осуществлять поиск информации, используя материалы представленных картин и учебника. | Выделять этапы работы. | |
6. | Воспевание труда в искусстве (Беседа: Воспевание труда в произведениях русских художников» | Урок введения новых знаний 1 час | Знать характер сельского труда. Иметь представление о своеобразии русской природы, деревенской местности, ее жителях, специфике их труда. Умение изобразить сцены труда из крестьянской жизни. Овладение навыками изображения фигуры человека. | Формирование уважительного отношения к культуре и искусству русского народа | Овладевать навыками изображения фигуры человека. Изображать сцены труда из крестьянской жизни. | Уметь осуществлять поиск информации, используя материалы представленных картин и учебника. | Выделять этапы работы. | |
7. | Народные праздники Беседа: «Образ народного праздника в изобразительном искусстве» (Б.Кустодиев, К.Юон, Ф.Малявин) | Урок - путешествие 1 час | Знать несколько произведений на темы народных праздников. Создание коллективного панно на тему народных праздников. Овладение элементарными основами композиции. Умение использовать различные приемы и способы выразительности при создании панно. | Формирование навыков коллективной деятельности. Формирование уважительного отношения к культуре и искусству русского народа | Эстетически оценивать красоту и назначение народных праздников. | Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных и практических работ, реализации проектов. | Уметь осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. | |
8. | Народные праздники (обобщение темы) | Урок –обобщение 1 час | Знание правил выполнения коллективной работы. Умения использовать средства выразительности для изображения характера работы. | Формирование умений сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом. | Обобщать свои знания по теме «Истоки родного искусства». Закончить создание коллективного панно. | Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств; понимать ценность искусства в гармонии человека с окружающим миром. | Моделировать коллективное панно и давать оценку итоговой работе. | |
Раздел 2. Древние города нашей земли (7 ч) | ||||||||
9. | Родной угол. Древнерусский город крепость | Урок введения новых знаний 1 час | Знание понятия «макет», как выбиралось место для постройки крепостной стены, башни, ворот. Знать конструкцию внутреннего пространства древнего русского города. Умение конструировать крепостные башни, ворота Умение применять правила работы с бумагой, планировать свои действия в соответствии с замыслом. | Формирование уважительного отношения к культуре и искусству русского народа | Познакомиться с древнерусской архитектурой. Беседа по картинам художников, изображающих древнерусские города. Конструирование башен-бойниц из бумаги. | Уметь формулировать собственное мнение и позицию. | Уметь анализировать образец, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу; оценивать по заданным критериям. | |
10. | Древние соборы | Урок - путешествие 1 час | Знание особенности соборной архитектуры, пропорции соборов. Умение объяснять, почему собор является смысловым центром города. Знание конструкции, символики частей храма, украшений храма. Умение выполнять групповую работу по постройке древнего города. | Формирование уважительного отношения к культуре и искусству русского народа | Получать представления о конструкции древнерусского каменного собора. Моделировать древнерусский храм. | Уметь формулировать собственное мнение и позицию. | Уметь анализировать образец, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу; оценивать по заданным критериям. | |
11. | Города Русской земли | Урок - путешествие 1 час | Знать организацию внутреннего пространства кремля. Уметь написать пейзаж с церковью, передавать настроение композиции, составлять композицию, последовательно её выполнять. | Испытывать чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. Понимать особую роль культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека | Беседовать о красоте русской природы. Анализировать полотна известных художников. Работать над композицией пейзажа с церковью. | Уметь осуществлять поиск информации, используя материалы представленных картин и учебника. | Уметь выделять этапы работы. | |
12. | Древнерусские воины – защитники | Урок введения новых знаний 1 час | Знание, как жили князь и его люди, как одевались. Умение изобразить древнерусских воинов. Знание различия в жизни князя с дружиной и торгового люда. Овладение навыками изображения фигуры человека. | Понимать особую роль культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. | Анализировать картины известных художников: образ героя картины. Изображать в графике древнерусских воинов (князя и его дружину) | Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. | Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. | |
13. | Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва. | Урок - путешествие 1 час | Знать основные структурные части города. Знать старинные русские города: Москва, Новгород, Владимир, Суздаль, Ростов Великий. Уметь отличать эти города Участвовать в коллективной работе по созданию макета древнего города с его жителями. | Испытывать эстетические чувства, развивать в себе художественно-творческое мышление, наблюдательность, фантазию. | Участвовать в беседе о красоте исторического образа города и его значении для современной архитектуры. Изобразить живописно или графически наполненного жизнью людей древнерусского города | Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ. | Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. | |
14. | Узорочье теремов | Урок введения новых знаний 1 час | Иметь представление о развитии декора городских архитектурных построек и декоративном украшении интерьеров (теремных палат). Выражать в изображении праздничную нарядность, узорочье интерьера терема. | Формировать уважительного отношения к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом | Познакомиться с декором городских архитектурных построек и декоративным украшением интерьеров. Различать деятельность каждого из Братьев-Мастеров при создании теремов и палат. Подготовить фон теремных палат. | Уметь формулировать собственное мнение и позицию. | Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. | |
15. | Праздничный пир в теремных палатах. | Урок – обобщение 1 час | Знать картины русских художников (А. Коровина, В. Васнецова, А. Рябушкина). Уметь создавать многофигурные композиции в коллективном панно, изображать предметный мир праздника «Княжеский пир» | Уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом. | Знакомство с картинами художников. Различать деятельность каждого из Братьев-Мастеров при создании теремов и палат. Создавать изображения на тему праздничного пира. | Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств; понимать ценность искусства в гармонии человека с окружающим миром. | Моделировать коллективное панно и давать оценку итоговой работе. | |
Раздел 3. Каждый народ – художник (11ч) | ||||||||
16 | Образ японских построек | Урок введения новых знаний 1 час | Обрести знания о необычной художественной культуре Японии, особенности легких конструкций, построек в Японии. | Понимать особенности изображения, украшения и постройки в искусстве Японии. | Беседа о многообразии представлений народов мира о красоте. Знакомство с особенностями японской культуры. Выполнение графического рисунка | Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им. Учиться согласованно работать в группе. | Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. | |
17 | Образ человека, характер одежды в японской культуре | Урок введения новых знаний 1 час | Уметь создать женский образ в национальной одежде в традициях японского искусства. | Воспринимать эстетический характер традиционного для Японии понимания красоты природы. Понимать особенности изображения, украшения и постройки в искусстве Японии. | Познакомиться с традиционными представлениями о красоте японской и русской женщинами. Знакомство с произведениями японских художников. Выполнение портрета японской женщины в национальном костюме. | Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им. Учиться согласованно работать в группе. | Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. | |
18 | Отношение к красоте природы в японской культуре. («Праздник цветения вишни-сакуры», «Праздник хризантем») | Урок введения новых знаний 1 час | Уметь изображать природу через детали. Приобретать новые умения в работе с выразительными средствами художественных материалов. | Воспринимать эстетический характер традиционного для Японии понимания красоты природы. | Изображать природу через детали, характерные для японского искусства (ветка дерева с птичкой; цветок с бабочкой; трава с кузнечиками, стрекозами; ветка цветущей вишни на фоне тумана, дальних гор), развивать живописные и графические навыки. | Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им. Учиться согласованно работать в группе. | Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. | |
19 | Народы гор и степей | Урок введения новых знаний 1 час | Знание образа жилых построек народов. Умение цветом передавать пространственные планы. | Воспринимать уважительно культуру и искусство других народов. Формирование эстетических потребностей в общении с искусством, потребности в самостоятельной практической деятельности. | Беседа о разнообразии и красоте природы различных регионов нашей страны. Изображение жизни людей в степи и горах. | Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им. Учиться согласованно работать в группе. | Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. | |
20 | Города в пустыне | Урок введения новых знаний 1 час | Знание особенностей архитектуры среднеазиатского города. Умение выполнить объёмную аппликацию среднеазиатского города. Овладевать навыками конструирования из бумаги и орнаментальной графики. | Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов | Познакомиться с особенностями культуры Средней Азии. Наблюдать связь архитектурных построек с особенностями природы и природных материалов. Выполнение аппликации. | Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им. Учиться согласованно работать в группе. | Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. | |
21 | Древняя Эллада. Образ красоты древнегреческого человека | Урок введения новых знаний 1 час | Уметь изобразить олимпийских спортсменов и участников праздничного шествия (фигуры в традиционных одеждах), работать над панно в группе. | Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов. | Беседа о конструктивности в греческом понимании красоты мира. Красота построения человеческого тела -«архитектура» тела, воспетая греками. | Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им. Учиться согласованно работать в группе. | Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. | |
22 | Древняя Эллада. Древнегреческая архитектура | Урок- экскурсия 1 час | Знание искусства древнегреческой вазописи, знание скульпторов, изображающих богов. Знание искусства Древней Греции, архитектуры Акрополя. Умение характеризовать отличительные черты и конструктивные элементы греческого храма. Умение моделировать из бумаги конструкции греческих храмов | Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов. | Беседа о художественной культуре Древней Греции. Моделирование из бумаги конструкций греческих храмов. | Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им. Учиться согласованно работать в группе. | Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. | |
23 | Древняя Эллада. Олимпийские игры в древней Греции | Урок - путешествие 1 час | Уметь изобразить олимпийских спортсменов и участников праздничного шествия (фигуры в традиционных одеждах), работать над панно в группе. | Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов. | Красота построения человеческого тела -«архитектура» тела, воспетая греками. | Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им. Учиться согласованно работать в группе. | Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. | |
24. | Европейские города Средневековья (архитектура) | Урок введения новых знаний 1 час | Знание общих представлений об образах городов разных стран, их жителях (в разные столетия). Умение отличать образы городов, анализировать эти отличия. | Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов. Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. | Беседа об образе готических городов средневековой Европы: величие и устремлённость вверх готического храма, готические витражи и впечатление от них, портал храма, ратуша, центральная площадь. Создавать коллективное панно. | Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им. Учиться согласованно работать в группе. | Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. | |
25. | Средневековые готические костюмы | Урок введения новых знаний 1 час | Знание сословий разделения людей, средневековых готических костюмов (вертикальные линии, удлиненные пропорции). Иметь представление о традиционной европейской одежде средневековья. Развитие навыков изображения человека. | Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. | Беседа о средневековых готических костюмах, их вертикальных линиях, удлиненных пропорциях, о единстве форм костюма и архитектуры, общее в их конструкции и украшениях. | Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им. Учиться согласованно работать в группе. | Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. | |
26. | Многообразие художественных культур в мире. Обобщение по теме «Каждый народ художник» | Урок – обобщение 1 час | Знание общих представлений об образах городов разных стран, их жителях (в разные столетия). Умение отличать образы городов, анализировать эти отличия. | Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов. Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. | Выставка работ и беседа на тему «Каждые народ-художник» Осознавать целостность каждой культуры. Обобщать свои знания по теме четверти. | Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им. Учиться согласованно работать в группе. | Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. | |
Раздел 4. Искусство объединяет народы (8ч) | ||||||||
27. | Материнство (Беседа: «Великие произведения искусства на тему материнства: «Образ Богоматери») | Урок введения новых знаний 1час | Знание художников, изображающих красоту материнства. Умение изобразить мать и дитя. Развивать навыки композиционного изображения. | Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии. | Познакомиться с произведениями искусства, выражающими красоту материнства. Наблюдать и анализировать выразительные средства произведений. | Уметь слушать и понимать высказывания собеседников. Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста. | Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. | |
28. | Мудрость старости (Беседа: «Выражение мудрости старости в произведениях искусства» (портреты Рембрандта, автопортреты Леонардо да Винчи, Эль Греко) | Урок введения новых знаний 1час | Знание художников, изображающих пожилых людей. Знание, что красота – это эстетическая и духовная категория. Развивать навыки восприятия произведения искусства. | Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии. | Беседовать о богатстве духовной жизни человека. Знакомство с полотнами известных художников. | Уметь слушать и понимать высказывания собеседников. Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста. | Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. | |
29. | Мудрость старости | Урок введения новых знаний 1 час | Умение найти хорошее в повседневной жизни стариков; изобразить любимых бабушку, дедушку. | Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. | Создавать в процессе творческой работы эмоционально выразительный образ пожилого человека (изображение по представлению на основе наблюдений) | Уметь слушать и понимать высказывания собеседников. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им. | Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. | |
30. | Сопереживание великая тема искусства | Урок введения новых знаний 1час | Знание, художников и полотен, раскрывающих тему сопереживания. Умение изобразить рисунок с драматическим сюжетом | Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. | Рассказать, что искусство способно выражать человеческую скорбь, отчаяние и т. п. Знакомство с полотнами русских и европейских художников. | Уметь слушать и понимать высказывания собеседников. Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста. | Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. | |
31. | Герои-защитники | Урок- экскурсия 1 час | Знание героев Омской области. Знание памятников героям Отечества. Умение выполнить памятник в графике. | Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии. | Беседовать о героях-защитниках. Анализировать памятники героям - защитникам. Приобретать собственный опыт в создании героического образа. | Уметь слушать и понимать высказывания собеседников. Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста. | Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. | |
32. | Юность и надежды | Урок -путешествие 1час | Знание основных сюжетов и тем детства, юности в произведениях художников. Умение изобразить радость детства с помощью графических материалов. | Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. | Знакомство с произведениями изобразительного искусства, посвященными теме детства, юности, надежде. Высказываться и приводить примеры из личного опыта. Изобразить мечту о счастье, подвиге, путешествии. | Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им. | Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. | |
33. | Искусство народов мира. (Обобщение темы) | Урок -обобщения 1 час | Знание видов искусств, жанров искусств, главные художественные музеи России, знание художников. Уметь выполнить коллективный коллаж. | Уважительно относиться к другому мнению, высказыванию. | Обобщить знания по теме «Искусство народов мира» Рассказывать об особенностях культуры разных народов. | Уметь слушать и понимать высказывания собеседников. | Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. | |
34. | Каждый народ – художник. Итоги года | Урок -обобщения 1 час | Создавать отчёт или сообщение по выбранной теме. | Умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру. | Творческие отчёты. Обсуждение своих работ и работ одноклассников. | Уметь слушать и понимать высказывания собеседников. | Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. | |
Итого 34 ч |
Лист корректировки рабочей программы
№ п/п | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия Реквизиты документа, которым закреплено изменение | Дата проведения по факту |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы для 4 класса "Школа России".
Рабочие программы по всем предметам....
Рабочая программа для 1 класса "Школа России"
Рабочая программа для 1 класса по основным предметам, а так же татарский язык...
Рабочие программы для 4 класса "Школа России"
Готовые рабочие прогаммы для 4 класса по русскому языку (.Канакина В.П.), по математике (Моро М.И.), по окружающему миру (Плешаков А.А.), по литературному чтению(Климанова Л.Ф) ....
Рабочие программы для 4 класса ("Школа России")
Рабочие программы для 4 класса ("Школа России") по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру, ОБЖ....
Рабочая программа. Математика.1 класс. Школа России
Рабочая программа. Математика.1 класс. Школа России...
Рабочая программа: математика, 1 класс. "Школа России".
Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, планируемых резуль...
Рабочая программа "Технологии" 1 класс Школа России ФГОС (33 ч.)
Рабочая программа по дисциплине "Технологии" для 1 класса Школа России ФГОС (33 ч.) с календарно-тематическим планированием...