Выступление на ШМО учителей художественного-эстетического цикла на тему: "Художественное развитие в процессе изобразительной творческой деятельности"
материал по изобразительному искусству (изо) на тему
Средства изобразительного искусства. Объекты развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shmo_khudozhestvennoe_razvitie_v_protsesse_izobrazitelnoy_tvorcheskoy_deyatelnosti.docx | 21.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Художественное развитие в процессе изобразительной творческой деятельности.
Проблема развития способностей школьников находится сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих в школьном образовании, имеется множество статей, методических пособий, сборников игр и упражнений, как по развитию психических процессов, так и по развитию разных видов способностей общей и специальной направленности.
Изобразительная деятельность- это отражение окружающего в форме конкретных, чувственно воспринимаемых образов. Созданный образ может выполнять разные функции познавательную, эстетическую, т.к. создается с разной целью. Цель выполнения рисунка обязательно влияет на характер его выполнения. Сочетание двух функций в художественно-творческий характер, определяет специфику ориентировочных и исполнительных действий деятельности. Следовательно, определяет и специфику способностей к данному виду деятельности.
Очень важны условия, при которых ребенок эмоционально реагирует на краски, цвет, формы, выбирая их по своему желанию. Благодаря воспитанию художественных образов в изобразительном искусстве ребенок имеет возможность полнее и ярче воспринимать окружающую действительность, что способствует созданию детьми эмоционально окрашенных образов.
Наибольшая результативность развития художественно-творческих способностей происходит при применении занимательных занятий. Цель занимательных занятий - создание устойчивой мотивации, стремление выразить свое отношение и настроение в образе.
Занятия изобразительным искусством меняет восприятие, учит детей по-новому видеть мир. Прежде всего формируется тонкость и дифференцированность восприятия, которая нужна во всех видах деятельности. Не даром в Японии изобразительный цикл состоит в ряде обязательных предметов, как и математика, язык и пр.
Помимо тренировки и развития самых разных качеств восприятия, которые интегрируются в специфическом художественном видении, занятия изобразительной деятельностью способствует формированию образно-пространственного мышления. Художественный образ, в свою очередь, интегрирует в себе всю полноту конкретного и сущного в предмете и явлении действительности, всеобщего и единичного. Такая диалектичность мышления является его основной, высшей формой познания и творчества.
Средствами изобразительного искусства могут быть сформированы все элементы творческого процесса - самостоятельность видения, комбинаторная поисковая активность, сочетание индивидуального с направленностью на всеобщее.
Творчество всегда индивидуально, поэтому развитие творческих способностей не возможно без опоры и учета всех сторон индивидуальности. Именно на эти развиваемые структуры индивидуальности необходимо опираться при формировании творческих способностей средствами изобразительного искусства. При развитии специальных способностей к изобразительной деятельности формируются и воспитываются множества личностных качеств. Прежде всего - волевое качество, в основе которого лежит способность к преодолению трудностей. Тренируется такое качество, как стремление к саморазвитию и самосовершенствованию.
Активное приобщение к изоискусству формирует чувства эмпатии, способности к сопереживанию, эстетический и художественный вкус, широту мировоззрения, духовные потребности.
Главным источником духовных потребностей является включение во всеобщий созидательный процесс. В условиях школьного обучения эту функцию наиболее оптимально может выполнять изобразительное искусство. Все перечисленные способности могут быть сформированы, если каждый из них войдет в цель деятельности ученика и учителя.
Формирование творческих и общих способностей учащихся средствами изобразительного искусства возможно при включение развития разных компонентов этих способностей в цель учебной деятельности.
Средствами изобразительного искусства в каждом возрастном периоде должны развиваться те стороны способностей, которые соответствуют естественным ступеням развития, с одной стороны, а с другой - соответствуют возрастным потребностям и возможностям учащихся.
В младших классах школы объектом развития являются:
- двигательные навыки, способность управлять ручными движениями в разных видах изобразительной деятельности;
- познавательные процессы- восприятие, память, воображение, а также способность к обрознопластическому и эмпатическому видении, а так же к мышлению;
- тренировка операций творческого типа, связанных с преобразованием, комбинаторикой, соединением не соединимых вещей.
В средней школе, когда начинается интенсивный поиск своих способностей и возможностей, созревает потребность в самостоятельности и самовыражении, в качестве стимула для развития интеллектуальных способностей и двигательных навыков наиболее эффективно выступает самостоятельный поиск выразительных средств в изоискусстве, овладения языком искусства.
Главная задача в данном возрастном периоде- развитие интеллектуально-творческих операций и таких качеств ума, как широта, гибкость, глубина. Учащийся должен выступать по отношению к свой работе одновременно как художник, как зритель и как критик. В конце этого периода обучения, ученик должен владеть основными навыками и операциями творческого поиска. Заключительный этап, приходящийся на старшие классы школы, должен быть посвящен развитию творческих способностей, как целостного образования средствами изобразительного искусства.
Процесс творчества имеет специфические фазы- подготовительную, поисковую, исполнительскую. В соответствии с качественными характеристиками этих фаз и определяются творческие способности. Для творческого человека характерна интеллектуальная инициатива, т.е. способность самостоятельно ставить проблемы, находить наиболее интересные и новые темы в искусстве и способы их решения.
Вторая, поисковая фаза творческого процесса, должна быть направлена на способ воплощения одной и той же темы в разных видах и материалах искусства. Тренировка в этом направлении дает, помимо широты мышления и его обобщенности, глубину понимания соотношения содержания и формы в искусстве, позволяет понять глубинный смысл новых направлений в изобразительном искусстве, а отсюда и общих тенденций в духовном развитии общества.
Исполнительская фаза творческого процесса, связанная с конкретным воплощением замысла в разные виды и материалы изобразительного искусства, является наиболее благоприятной для развития одного из существенных компонентов творческих способностей- потребность в труде и самосовершенствовании.
Изобразительное искусство может стать средством развития художественно-творческих способностей для вариации форм контроля за развитием в разные возрастные периоды.
В младшем возрасте первостепенное значение для ребенка играет оценка взрослого, который, помимо того, что может ставить перед ребенком задачи для развития, должен оценивать их только по отношению к индивидуальным достижениям каждого.
В среднем возрасте должна быть ориентировка на коллективную оценку сверстников по принципу «решил- не решил» ту или иную проблему.
В старшем возрасте главным критерием становятся результаты в количественной и качественной их оценки.
Творчество начинается с познания. Творчеству, как деятельности продуктивной, противопоставлена деятельность, репродуктивна. В этом смысле творчество может трактоваться как высшая форма деятельности, а способность к такой деятельности как высший уровень развития личностных качеств. Творческая деятельность, то есть созидание новых материальных и духовных ценностей, не может рассматриваться в отрыве от проблемы способностей школьников к деятельности.
Главная задача учителя изобразительного искусства – развить художественно-творческие способности школьников, развить воображение, фантазию. Важно, чтобы ребенок был раскован, для творческой работы. Интерес учащихся к изобразительному, декоративно-прикладному и народному искусству происходит в определенной последовательности. На каждом уроке дать им пофантазировать, поиграть, привнести в работу собственные образы и идеи. Высокое качество и прочность знаний, умений и навыков, полученных на уроках изобразительного искусства, развивают, у них художественные способности во многом зависит от того, как учитель организует и проведет урок.
Уроки по изобразительному искусству способствуют расширению кругозора школьника, его интересов, развитию их мышления, творческого воображения, развивают зрительную память, формируется целенаправленность, аккуратность, трудолюбие. Ребята усваивают целый ряд графических и живописных умений и навыков, учатся анализировать предметы и окружающий их мир.
Освоения школьниками технологий в процессе художественно-творческой деятельности заставляет их осознанно с полной ответственностью относиться к самому художественно-творческому процессу и с первых шагов приобщаться к методам, принципам, формам и условиям художественно-творческой деятельности на уроках изобразительного искусства.
Образовательный процесс, осуществляемый в рамках методической системы развития художественно-творческих способностей школьников средствами изобразительного искусства при интеграции изобразительной и декоративно-прикладной композиции, предполагает применение как стандартных, так и не стандартных форм своей организации средствами игровой, учебной деятельности. К ним относится стандартная форма урока и нестандартная форма внеурочных уроков «Волшебная кисточка», предполагает успех каждого школьника в достижении цели, успех в постижении профессиональной грамоты, успех в развитии их художественно-творческих способностей в сфере изобразительного искусства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Личностное развитие учащихся в процессе коллективно-творческой деятельности
В настоящее время всем очевидна необходимость подготовки учащихся к творческой деятельности. В связи с этим повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих людей....
Выступление на ШМО учителей художественно-эстетического цикла на тему: "Основы научно-исследовательской работы"
Общие положения данной работы. Участники НИР в школе. Основные этапы организации....
Выступление на ШМО учителей художественно-эстетического цикла на тему: "Проблемы повышения качества образования средствами ИКТ"
Что нового даёт применение новых информационных технологий в управлении качеством образования?...
Выступление на ШМО учителей ХЭЦ на тему: "Вредность внедрения ИКТ в учебный процесс"
В данной статье описываются достоинства, преимущества ИКТ, а так же отрицательнын стороны его влияния....
Выступление на ШМО учителей ХЭЦ на тему: "Особенности психологического воспитания учащихся в процессе познания изобразительного искусства"
Важная роль изобразительного искусства в психологическом воспитании школьников объясняется самой спецификой предмета искусства, художественного неповторимого творчества....
Выступление на ГМО учителей ИЗО на тему: "Ориентир на самооценку обучающегося в процессе преподавания ИЗО"
«Я - концепция и её составляющие". Критерии оценивания. Самооценка....
ФОРМИРОВАНИЕ КОМУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ КОЛЛЕКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов....