Выступление на ШМО учителей ХЭЦ на тему: "Вредность внедрения ИКТ в учебный процесс"
материал на тему
В данной статье описываются достоинства, преимущества ИКТ, а так же отрицательнын стороны его влияния.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shmo_vrednost_vnedreniya_ikt.docx | 60.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 23
имени В.А. Шеболдаева
г.Гуково Ростовской области
Выступление
на собрание ШМО
учителей естественнонаучного цикла
тема выступления:
"Вредность внедрения ИКТ в учебный процесс".
Разработал: Учитель ИЗО
Золотарева Екатерина Константиновна
Ноябрь 2011 год.
Эпоха информационных технологий ставит глобальные проблемы перед образованием. Школа уже не может ограничиваться лишь передачей некого объема знаний. В соответствии с новой концепцией, образование рассматривается как пространство, в котором создаются условия для самореализации, самоактуализации, для познания человеком самого себя, для выработки обучающимся индивидуального стиля жизни и деятельности в информационном обществе. ИКТ становятся неотъемлемой частью жизни отдельного человека и общества в целом. Что означает термин «мультимедиа» ?
Термин «мультимедиа» истолковывается как многокомпонентная информационная среда, совокупность которой составляют: текстовая информация (текстовые документы, числовые данные), аудиоряд (звуковые эффекты, речь, музыка), видеоряд (графические изображения, анимация, видео).
Использование ИКТ в учебном процессе становится обыденной реальностью. Родители, полагая, что это поможет их детям узнать новое, покупают компьютеры с модемами и оплачивают время подключения к глобальной сети. Школы, благодаря модернизации, ПНПО, оснащаются компьютерными и мультимедийными классами с возможностью выхода в Интернет.
Достоинства и преимущества:
- Интернет представляет собой самый большой, постоянно обновляемый и пополняемый информационный ресурс в мире;
- высока скорость манипулирования огромными массивами данных;
- доступ к имеющейся в Сети информации не зависит от географического местонахождения баз данных и пользователей, а также времени суток;
- возможен поиск данных, необходимых конкретному пользователю;
- открыт доступ к современным исследованиям во многих отраслях науки;
- существуют большие возможности для передачи разнообразных видов текста, изображения, звука.
Проблемы:
- информационная перегрузка, вызванная обилием источников информации и невозможностью охватить ее сколько-нибудь значительную часть;
- беспорядочное расположение информации и сложный процесс ее поиска;
- поиск информации в многоязыковой среде;
- невозможность использования большей части невербального общения, обеднение эмоционального компонента общения;
- бесконтрольный доступ к антиобщественной и антигуманной информации;
- наличие проблемы информационной безопасности.
- Когда школа была оборудована компьютерной техникой и подключена к Интернету, выяснилось, что необходима смена образовательной концепции, внедрение новых технологий обучения, переоценка роли учителя. Вот это и является главной проблемой современного этапа внедрения ИКТ в образование. Имеющиеся преимущества, которые предоставляет Интернет, очевидны и многогранны, а полноценно их использовать в школьной практике пока мы еще не научились.
- Использование электронных пособий, мультимедиа-презентаций позволяет существенно повысить наглядность изложения материала и привлечь внимание учащихся к изучаемой теме. Урок становится более интересным, если учебный материал представлен на экране - в красках и со звуком. В этом случае процесс обучения делается более эффективным, поскольку активизируются все формы чувственного восприятия.
- Готовая презентация позволяет отказаться от всех остальных видов наглядности и максимально сосредоточить мое внимание непосредственно на ходе урока, так как управление программой сводится к простому нажатию на левую клавишу мыши. За два года работы мною созданы поурочные презентации Компьютерные дети
Полезен или вреден компьютер для ребенка? Вопрос, над которым годами бьются специалисты различных околопедагогических и социологических профессий, формулируется просто и незамысловато: "Полезен или вреден компьютер для ребенка?". Разумеется, дать на него однозначный ответ невозможно, слишком уж он многогранен. Можно лишь попытаться вникнуть в эту проблему, рассмотреть ее с разных сторон.
При попытке найти ответ на поставленный вопрос тут же один за другим выстраиваются все новые и новые вопросы: "С чего начать знакомство ребенка с компьютером?", "В каком возрасте вообще следует начинать знакомство?", "Как определить, с какими программами разрешать работать вашему малышу?", "Пускать ли его в Интернет?"... Ответ, который напрашивается сам собой: "Должна решить семья". То есть решение этой сложной проблемы перекладывается на плечи родителей - мол, сами как-нибудь разберутся.
В большинстве случаев родители предпочитают не разбираться. В современном мире у них и так полно забот, поэтому сейчас как никогда раньше популярна система воспитания по принципу "чем бы дитя ни тешилось". Дело пускается на самотек, чадо ползает где-то между проводами и колонками, радостно улыбается яркой картинке на мониторе, а потом, как-то совершенно неожиданно, начинает часами сидеть за монитором. С точки зрения родителей, их любимое дитя превращается в некоего компьютерного монстра. А дитя, понятно, себя монстром не считает, ему вообще невдомек, что именно расстраивает или даже злит родителей, для него это норма жизни. Знакомая картина? Наверняка немалую часть читателей "Компьютерры" составляют такие вот компьютерные дети. Причем тем, чьи родители знают, что такое компьютер, еще повезло. Но в большинстве случаев во времена нашего детства и юности родители не представляли себе, что это за страшный зверь - ЭВМ, да и сейчас относятся к современной технике в лучшем случае боязливо.
Наши дети будут следующим поколением, которое вырастет в мире мобильников, компьютеров и плоских мониторов. В нашей жизни они появлялись постепенно, в их жизнь они войдут с самого рождения. Нас уже не особо удивляют годовалые малютки, проявляющие интерес к компьютерной технике. Вот цитата с форума, где общаются молодые мамы: "Моему ребенку год, а он уже вовсю тянется к компьютеру. Причем с возраста в несколько месяцев. Окружающие даже не верили, что она уже понимает, что и где надо нажать, чтобы компьютер включился, чтобы на нем появилось что-нибудь ей интересное и т. п.". Для наших бабушек это уже вообще не ребенок и даже не монстр, а нечто совсем запредельное, недоступное человеческому разуму.
Электронный заместитель:
Ныне во всех проблемах принято винить технику. Старшее поколение так любит читать статьи в желтой прессе про "плохие-нехорошие компьютеры, которые заражают детей страшной болезнью - игроманией". Но мы-то с вами прекрасно понимаем то, что никак не хотят признать наши родители: проблемы не в компьютере - проблема в них самих. В их нежелании заниматься воспитанием собственных детей. Как просто подвести ребенка за руку к заманчиво светящемуся монитору (раньше на его месте был телевизор) и оставить там - чтобы не путался под ногами. Не важно, чем он занимается, главное - он больше не пристает к родителям и не отвлекает от более интересных дел. А потом уже можно посетовать на плохие компьютеры, которые "портят" детей.
Еще одна сторона проблемы заключается в том, что предыдущее поколение (естественно, за исключением людей, профессионально занимавшихся компьютерной техникой) изначально относилось к персональному компьютеру как к игрушке - яркой, необычной, но все же игрушке.
Взрослые дети:
Современной психологии известна еще одна проблема компьютерного мира - проблема "взрослых детей". Для обозначения таких людей придумано слово kidult, составленное из английских слов kid (малыш) и adult (взрослый). Кидалтами стали называть людей старше 35 лет, которые ведут себя несоответственно возрасту. Они читают книги о Гарри Поттере, активно пользуются Интернетом, смотрят мультики, играют в компьютерные игры, катаются на роликах, самокатах и скутерах и носят молодежную одежду. Психологи установили, что главными отличительными чертами неповзрослевших людей являются эгоизм и желание играть. Основная причина этого феномена - неудовлетворенность собственным детством. Большинство кидалтов - мужчины (как утверждают социологи, женщины редко "впадают в детство") 1965–70-х годов рождения. Во времена их младенчества в мире просто не было тех игрушек, которые есть у современных ребятишек. Теперь, когда эти люди стали взрослыми и могут позволить себе то, что захочется, они стараются наверстать упущенное.
Вот еще одна цитата с форума: "Компьютер и телевизор - всего лишь инструменты, и если давать их дозированно, постепенно, учить правильному обращению с ними и направлять действия ребенка, то не пострадает ни его здоровье, ни психика. И не вырастет маньяк-игроман, ему будет просто неинтересно все время играть". Золотые слова мудрого человека, для которого компьютер не просто очередная новомодная электронная игрушка, а инструмент.
Электронный враг:
Увидев, что их дети "подсели" на компьютер, родители начинают усиленно бороться с этой напастью. Борьба достигает порой фанатичного накала. Вместо того чтобы пересмотреть систему воспитания (точнее, хоть чем-то позаниматься с ребенком), родители всю вину сваливают на компьютер. Круг замкнулся. Виноватой опять же оказывается беззащитная железка.
Вот выдержка из аннотации к книге З. Некрасовой "Как оттащить ребенка от компьютера и что с ним делать", вышедшей в издательстве "София" в этом году: "Дети и подростки прирастают к розетке тогда, когда реальный мир не может предложить им других полноценных занятий. [...] не надо бороться с компьютером, борьба не укрепляет семьи. Надо просто понять истинные потребности своих детей - и найти в себе силы и время общаться, играть, слушать их. Просто смотреть на все (в том числе и на комп, ТВ, мобильник, плеер и прочие розеточные изобретения) глазами детей и подростков. И тогда виртуальный мир станет помощником вашей семье, для чего он, собственно, и предназначен". Как это недальновидно - создать себе помощника, а затем превратить его в своего врага.
Человечеству вообще свойственно перекладывать свои ошибки и пороки на свои же изобретения. Искать виноватого во внешнем мире - это в природе человека. Ни для кого не секрет, какого рода информация составляет большую часть "контента" Интернета. Вот только вины Интернета как технологии в этом нет. Сеть - всего лишь зеркало человечества. У каждого, в том числе и у ребенка, всегда остается право выбора, и помочь сделать этот выбор должны родители. Если же родители отмахиваются в духе "Отстань, сынок, спроси у Яндекса", или хуже того, вообще "ничего не понимают и не хотят понимать во всех этих компьютерах", они не должны потом удивляться, что их любимое чадо сутками проводит в Сети, занимается там неизвестно чем и все чаще выпадает из реального мира. Давно известно, что интернет-зависимость возникает не из Сети как таковой, а из-за стремления к эскапизму, из-за проблем в реальной жизни, в семье, в обществе. Главными причинами этой болезни называют недостаток общения в реальном мире, чувство защищенности в онлайне, возможность уйти от реальности.
Существует множество программ, позволяющих ограничить время работы за компьютером, отфильтровать содержимое Интернета - в общем, поставить различные препоны и стены для маленького пользователя. Эти программы имеют право на жизнь, однако такое решение - лишь еще один способ снять с себя обязанности по воспитанию ребенка, переложить их на плечи компьютера. Запрещать всегда проще, чем разъяснять, учить, воспитывать. На главной странице сайта одной из таких программ есть очень показательная картинка: ребенок в центре с ноутбуком на коленях, мама слева треплется по телефону с подружкой и гладит белье, папа справа читает газету. Воспитанием ребенка пусть занимается "кибермама".
Раньше или позже:
Есть категория людей, которые формулируют свою позицию по отношению к теме "Дети и компьютеры" просто и ясно: "Чем позже, тем лучше". Понятно, что полностью оградить будущего члена общества от общения с современной техникой не удастся. Уже сейчас человек, не владеющий компьютером, практически неконкурентоспособен на рынке труда. Изолируя будущее поколение от общения со всякими прелестями современной цивилизации, мы рискуем вырастить личность, неспособную функционировать в условиях сложившихся общественных отношений.
В то же время существуют страшные монстры, маячащие на горизонте: интернет-зависимость, "людомания" (назовем так жажду общения со всё новыми и новыми собеседниками), неспособность к живому общению, физическая недоразвитость, эскапизм... Кому хочется, чтобы его ребенок вырос маньяком-компьютерщиком, сутками просиживающим за монитором? Поэтому возникает вполне закономерное желание как можно больше отсрочить знакомство дитяти с ужасами современного мира. Лучше пусть до поры до времени пребывает в неведении.
Кстати, эта проблема перекликается еще с одним вопросом, встающим перед всеми родителями во все времена: "Когда рассказать, откуда берутся дети". Ответ на этот вопрос дают сами дети. Когда смущенный отец наконец решается поговорить с сыном о пестиках и тычинках, его выросший отпрыск уже давно не только знает суть вопроса, но и разбирается в его тонкостях. "Наши дети рано взрослеют" - это золотое правило надо помнить каждому последующему поколению.
Компьютер станет частью жизни и удобным инструментом для творчества, работы, отдыха. Но кроме него в нашей жизни и жизни наших детей будет множество таких занимательных вещей, что тратить все свое время на компьютерную технику и нам и им будет просто неинтересно.
- Из журнала "Компьютерра"
Ноябрь 2011 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление по теме: "Внедрение ИКТ в учебный процесс"
Каждый прогрессивно мыслящий педагог задумывается над тем, что ожидает его учеников. Будущее потребует от них не только огромного запаса знаний в различных областях, но и умения преодолевать трудности...
Обобщение опыта "Управление внедрением ИКТ в учебный процесс начальной школы"
Выступление + презентация...
Выступление на МО учителей начальных классов «ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНО - ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»
Основные особенности стандартов второго поколения требуют внесения изменений и в систему оценки, которая выступает не только как средство обучения, регулятор образовательного процесса, но и как самост...
Внедрение ФГОС в учебный процесс
Внедрение ФГОС в учебный процесс...
Внедрение ИКТ в учебный процесс для активизации познавательной деятельности
Использование информационно-коммуникативных технологий раскрывает широкие возможности для обучения, развития и воспитания детей различного возраста....
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ШМО УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ТЕМЕ: «Внедрение инновационных технологий в обучение и воспитание детей с ОВЗ»
Развитие интеллектуального потенциала учащихся, поиск и отбор детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им поддержки, в общем и профессиональном развитии - являются важнейшими задачами, с...
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ШМО УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ТЕМЕ: «Внедрение инновационных технологий в обучение и воспитание детей с ОВЗ»
Развитие интеллектуального потенциала учащихся, поиск и отбор детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им поддержки, в общем и профессиональном развитии - являются важнейшими задачами, с...