Изобразительное искусство
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему
Урок по изобразительному искусству по теме "Декоративная работа.Эскиз сундука и роспись готового изделия"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-izo_4_kl.doc | 798.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок: Изобразительное искусство
Класс: 4
Тема урока: Эскиз сундука и роспись готового изделия. Декоративная работа.
Цель урока: создание моделей национального сундука
Задачи
обучения:- различать основные элементы декоративно- прикладного искусства
- творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи
- дать представления о бурятском орнаменте
- использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков
развития:- развивать творческие способности детей,
пространственное мышление
воспитания:- воспитывать эмоциональную разрядку, товарищеские отношения в классе,
творческое восприятие жизни.
Характеристика класса.
В классе 11 учащихся, из них 7 мальчиков и 4 девочки.
Социально-неблагополучных семей -60%.
По типу репрезентативной системы класс можно разделить на визуалов-45%, аудиалов-28% и кинестетиков-27%.
Мотивация учения
Уро-вень | Тип отношения к учению | Мотивы (ради чего учится) | Цели (какие цели ставит и реализует в учении) | Эмоции (как переживает учению ученик) |
1 | Отрицательное отношение | Индивидуалистический мотив. Отсутствие интереса к процессу и содержанию учения. 1 ученик | Отвлечения на уроках. Неумение возобновить работу после отвлечения 1 ученик | Ученик обидчив, избегание вопросов учителя. 2 ученика |
2 | Нейтральное отношение | Неустойчивый мотив интереса к внешним результатам учения. 1 ученик | Уход от трудностей.
2 ученика | Неустойчивость эмоции Неуверенность 2 ученика |
3 | Положительное (познавательное, осознанное) отношение | Учебно- познавательный мотив- способ добывания знании. Мотив + цель = действия.
4 ученика | Понимание связи резуль- тата со своими возмож- ностями. Постановка цели с учета субъективной вероятности успеха, рас-ход времени и сил. Оценка 4 ученика | Положительные эмо-ции от поиска раз-ных способов решения. Временная неудовлет-воренность при реше-нии трудной задачи. 4 ученика |
4 | Положительное ( личностное, ответственное) отношение | Способы сотрудничества с другим человеком. Мотивы ответственности
5 учеников | Достижения и реализация всех видов цели и доведение работы до её завершения. Объяснение своих успехов и неудач.
4 ученика | Положительные эмоции к ходу и результатам учения. Гордость и оптимистический настрой. 3 ученика |
Умение учиться
Уро- вень | Тип отношения к учению | Обученность (как умеет учиться школьник) | Обучаемость (как может учиться школьник) | |
Знания | Учебная деятельность | |||
1 | Отрицательное отношение | Знания о фактах.
1 ученик | Учебная деятельность не сформирована.Низкая самооценка 1 ученик | Неумение переносить знания в новые усло- вия 2 ученика |
2 | Нейтральное отношение | Узнаваниеи воспроизведение готовых знаний 2 ученика | Выполнение отдельных учебных действий по шаблону и по образ-цу 4 ученика | Пассивность в новых условиях. 2 ученика |
3 | Положительное (познавательное, осознанное) отношение | Применение знаний в знако-мых условиях. Репродуктивный уровень ус- воения. 4 ученика | Самостоятельная постановка учебных задач. Адекватная самооценка. 3 ученика | Восприимчивость к усвоению способов учебной работы. 3 ученика |
4 | Положительное (личностное, ответственное) отношение | Оценивание как наличие своих личностных суждений. 4 ученика | Использование результатов учения в практике. 3 ученика | Готовность к сотрудничеству с другим человеком. 4 ученика |
Развивающая среда : альбомный лист, гуашь, воско - масляные краски, кисти, образцы городецкой, хохломской, гжельской, жостовской росписи, блюдце- палитра, книги- раскраски, тряпочки, сундучки( 2 шт.), фотографии бурятских сундуков, книга «Бурятский орнамент в творчестве Лубсана Доржиева»
Предварительная работа: сбор информации о росписи мастеров Гжели, Хохломы, Жостово, Городца, образцы сундучков.
Проектирование урока.
I. Вводно – мотивационный этап.
Загадка: У двух матерей
По пять сыновей
Все на одно имя. (Пальцы рук)
1.Беседа- путешествие с опорой на выставку.
Рассматривание цветочной росписи Жостова, Городца, Гжели, Хохломы. Общее и разное. Какие бывают росписи?
Хохломская роспись
С именем старинного торгового села в Горьковской области ( Горький ныне- Нижний Новгород) связано название росписи деревянной посуды и мебели. Выточенная на токарном станке или вырезанная ножом из липы и березы вещь тщательно покрывается слоем жидкой глины («вапы»). Просушенная « повапленная » вещь многократно покрывается олифой, красится серебристым алюминиевым порошком, по которому затем наносится роспись масляными красками, главным образом черной и красной, как наиболее жаростойкими. Расписанную вещь несколько раз олифят и сушат в печи, после чего серебро дает золотистый оттенок, а красные узоры еще больше пламенеют на золотом и черном фоне, поэтому Хохлому называют « золотой» и « пламенной».
Хохломская роспись представляет собой растительный орнамент, составленный из небольшого числа мотивов, называемых «травкой », «яблочком » , «ягодкой », « виноградом », « листком », « древком », « кудриной ».
Городецкая роспись
В той же Горьковской области широко известен и другой центр художественной росписи - город Городец. Промысел возник в середине XIX века в городецких деревнях Курцево, Косково, Хлебаиха. В наше время Городецкие мастера, сохраняя традиционные формы росписи, создают новые типы композиции и мотивов, которыми украшают детские столики, стульчики, табуреты- сундучки, кони- качалки, декоративные панно в виде прямоугольных пластин и круглых тарелок. Росписи выполняются клеевыми красками ( темпера, гуашь). Сначала готовит цветной фон (часто желтый), на него наносят главные фигуры, букеты, гирлянды, венки в виде крупных цветовых пятен, красиво согласованных по тону и цвету, применяя при этом яркие красные, розовые, синие, голубые и зеленые цвета.
Характерны изображения барынь, кавалеров, чаепитий, птиц, гуляний, всадников, « розанов», « купавок», « яблок», оживленных белыми штрихами и точками ( оживкой), обведенных белой и черной краской. Звучные цвета, гармоничные сочетания, пышные букеты, сказочные птицы- все яркое выражает красоту природы и радость жизни.
Жостовская роспись
Неподалеку от Москвы в начале XIX века в старинных деревнях Жостово, Осташково, Новосильцево и других возник промысел расписных лаковых подносов.
Производственный процесс начинается с вырубки из железного листа заготовки нужного размера. Затем штамповкой на мощном прессе заготовке придают одну из 26 принятых на фабрике форм: круглую, овальную, овальную- фигурную, овальную- крылатую, готическую, прямоугольную( « сибирскую» ), « гитарную», восьмигранную или другую. Острые края формы подгибают и переходят к грунтовке, шпаклевке, просушке, шлифовке, окраске черной краской и лакировке.
Жостовская роспись состоит из цветочных композиции, состоящих из любимых жостовскими художниками пышных роз, тюльпанов, астр, георгинов, пионов, маков, колокольчиков, васильков, незабудок, ромашек. Сделанная роспись должна хорошо вписываться в форму подноса и подчеркивать его особенности. Как правило, роспись дополняется золотой орнаментальной рамкой вдоль бортика, составленной из элементов, называемых елочкой, травкой, лентой, рюшечками, дождичком и др.
В росписи есть определенные этапы с характерными названиями: замалевок, тенешка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка. Поднос украшается рамкой, лакируется, полируется или, как говорят жостовские мастера, « обделывается», « открывается». Поднос становится материально полезной вещью, украшением на столе и картинкой на стене.
Гжельская роспись
Гжель - древнее село, расположенное в Раменском районе Московской области. Свое название, как полагают, оно получило от слов «гжель», «жечь», выражавших важную сторону промысла. Здесь в местах богатых высококачественными глинами, издревле занимались созданием гончарной посуды и игрушек, которые всегда назывались гжелью. Искусство гжельских мастеров уже в XYIII веке достигло высокого расцвета.
Роспись наносят на поверхность обожженного изделия свободной кистью керамической краской, главным образом, синим кобальтом. Широкой полосой или букетом выделяется тулово, края горла, дна и ручек. Узор всегда связывается с формой, подчеркивает ее особенности и целостность.
Основными мотивами росписи стали травка, злаки, птицы, полевые и садовые цветы- розы, астры, гвоздики, формы которых перерабатываются и становятся довольно условными, но живописными и декоративными. Разнообразны и технические приемы работы: то всей кистью, обильно насыщенной краской, то поворотом кисти получают «мазок с тенями», то концом кисти наносят жилки, штриховку, усики.
Часто темно-синий цвет росписи обогащается блеском тонких золотых линий и штрихов, которые изображают жилки, контуры листьев и цветов. Если белую поверхность изделия целиком окрашивают кобальтом (синим), то роспись наносят только золотом. Описанное изделие покрывают глазурью, которая при обжиге образует глянцевую прозрачную пленку, роспись называют подглазурной. Возможна и надглазурная многоцветная роспись.
Голубые розы и синие птицы- древние символы счастья и мечты о прекрасном.
II. Операционно-содержательный этап.
1.Знакомство с национальным искусством бурятского народа.
Каждому буряту близка и понятна поэтика орнаментов и живописи в стиле «буряад зураг» с характерным мышлением, плоскостным и декоративным видением формы и цвета.
-Что такое орнамент?
Орнамент- узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов.
Слово «орнамент»- латинского происхождения, в переводе означает «узор», «украшение».
Бурятский орнамент
Основным источником создания орнамента явилась природа: человек давно подсмотрел у природы его «образцы» Орнамент тесно связан с бытом народа, с его обрядами и обычаями.
Всё многообразие орнаментов разделяется на 5 основных групп:
- геометрические (ломаные, прямые, зигзаги, круги, ромбы, звёзды);
- зооморфные или анималистические изображение фигур животных, части их тела);
- растительные ( листья, цветы, плоды, лотос);
- природные или космогонические - ( солнце, луна, вода, огонь…)
- культовые ( 8 жертвоприношении : белый зонт, рыбы, священный сосуд, цветок, раковина…)
Самые распространенные орнаменты монголоязычных народов - геометрические.
Орнамент в традиционной бурятской культуре играет важную роль в качестве украшения всевозможных бытовых и ритуальных предметов. Орнаментальный декор выражает пожелание здоровья, долгих лет жизни, многочисленное потомство, богатство, счастье.
Улзы « плетенка» - древний орнамент, символизирующий счастье, благополучие, долголетие.
Круг-изначально это диск Солнца, знак Солнца
Линия круга это единственная линия, которая не имеет ни начала, ни конца и все точки равно удалены от центра.
Центр круга - источник бесконечного вращения во времени и пространству.
Свастика- хас ( благо « быть » или « состоять»- благосостояние, благополучие.
Инь – Ян- символ двойственности мира ( Инь- холодное, пассивное, влажное женское начало, Ян- горячее, активное, сухое мужское).
Деревья растения,- символы материнства, плодородия, жизненной энергии( у русских береза, у бурят сосна и лиственница.)
Лотос- символ рассвета, пробуждения ото сна.
Радужный орнамент символизирует чистоту, красоту и радость.
Цвета: красно-жёлтая гамма, оттенки розового до фиолетового и откровенно лимонно-жёлтого и оранжевого.
Демонстрация образцов росписи сундука.
Физкультминутка. Песенка про пальчики.
Упражнение: работа « по сырому »- быстро изобразить узоры, используя палитру.
2.Самостоятельная работа учащихся в группах.
Рисование узора на готовых шаблонах. Необходимо следить, чтобы в узорах не было однообразия, чтобы цвета красиво сочетались.
При рисовании с образца можно разрешить сделать свои изменения, дополнения.
III. Рефлексия.
-Что характерно для бурятского орнамента?
-Какие чувства пробудил в вас урок?
Экспресс-выставка. Уборка рабочего места.
Дом/задание: песни о Родине, как вы изобразите на листе бумаги.
Самоанализ урока:
ЗАЧЕМ?
Запоминание сообщаемой информации
в результате выполнения эскиза
Что? Использование в быту
Понятие. Эскиз сундука и роспись готового изделия . Связь с окружающим миром
Связка. Классификация, выявление, сравнение, описание,
использование КАК?
Методы: Приёмы:
-эвристическая беседа, -средство речевого взаимодействия
-метод стимулирования учителя с учениками.
-информационно-реци- -артистизм учителя
тивный метод,
-практические методы,
-самоконтроль
Поставленные задачи на уроке достигнуты.
Проявление доброжелательности, активности, гордости за самих себя и за свой класс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по изобразительному искусству на тему: "Современные машины в изобразительном искусстве"
Данный урок предназначен для 4 класса....
Задания по изобразительному искусству для 1 - 4 классов "Язык изобразительного искусства"
Задания составлены с учетом разновозрастного обучения малокомплектных школ в дополнение к рабочим программам по изобразительному искусству начальной школы....
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
Презентация к уроку изобразительного искусства в 4 классе "Изучаем азбуку изобразительного искусства.Рисуем с натуры коробку".
Данная презентация содержит теоретический материал по теме и образцы поэтапного рисования коробки....
Рабочая программа «Изобразительное искусство» 1 класс по Б.М. Неменскому "Изобразительное искусство".
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования,...
Изобразительное искусство. Истоки театрального искусства/ Связь театра с изобразительным искусством.
Урок № 18 по изобразительному искусству "Школа России" 3 класс. Истоки театрального искусства/ Связь театра с изобразительным искусством. Первобытное общество всецело зависело от с...