ФГОС программа по ИЗО1 класс.
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему
ФГОС программа по ИЗО1 класс. УМК "Школа России" Программа разработана на основе авторской программы
Б.М. Неменского «Изобразительное искусство»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ФГОС программа по ИЗО1 класс. | 246 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Станковская начальная общеобразовательная школа»
Утверждаю Заведующий школой __________Васильева Н,К. «____»____________2013г. №________ |
Рабочая программа по предмету
ИЗО
1 класс
составлена по
Федеральному Государственному Образовательному Стандарту
начального общего образования
УМК «Школа России»
Программа разработана на основе авторской программы
Б.М. Неменского «Изобразительное искусство»
Составитель : учитель начальных классов
Васильева Нина Калениковна
2013
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы по изобразительному искусству и на основе авторской программы «Изобразительное искусство» Б.М. Неменского
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе - формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Программа создана на основе развития традиций российского художественного образования, внедрения современных инновационных методов и на основе современного понимания требований к результатам обучения. Программа является результатом целостного комплексного проекта, разрабатываемого на основе системной исследовательской и экспериментальной работы. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.
Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как важное условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания и самоидентификации. Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе художественного творчества каждого ребенка. Цели художественного образования состоят в развитии эмоционально-нравственного потенциала ребенка, его души средствами приобщения к художественной культуре как форме духовно-нравственного поиска человечества. Содержание программы учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания и коммуникации в современных условиях.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача ни в коей мере не ограничивает связи с культурой разных стран мира, напротив, в основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стержень программы.
Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, так как она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств: живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, народное и декоративно-прикладное искусство, изображение в зрелищных и экранных искусствах. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими, то есть временными и синтетическими, искусствами.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
- изобразительная художественная деятельность;
- декоративная художественная деятельность;
- конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности - изобразительный, декоративный и конструктивный - в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображение — это художественное познание мира, выражение своего к нему отношения, эстетического переживания его; конструктивная деятельность - это создание предметно-пространственной среды; декоративная деятельность — это способ организации общения людей, имеющий коммуникативные функции в жизни общества.
Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира, произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т.д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и компьютерных презентаций. Для этого необходима работа со словарями, использование собственных фотографий, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т. е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель — формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры. Принцип опоры на личный опыт ребенка и расширения, обогащения его освоением культуры выражен в самой структуре программы.
Тема 1 класса — «Ты изображаешь, украшаешь и строишь». Дети знакомятся с присутствием разных видов художественной деятельности в повседневной жизни, с работой художника, учатся с разных художнических позиций наблюдать реальность, а также, открывая первичные основания изобразительного пика, — рисовать, украшать и конструировать, осваивая выразительные свойства различных художественных материалов.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебная программа «Изобразительное искусство» разработана для 1—4 классов начальной школы.
На изучение предмета отводится 1 ч в неделю, всего на курс - 135 ч. Предмет изучается: в 1 классе — 33 ч в год
Учебно –тематический план
№ | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени |
1 | «Ты изображаешь» | 9 |
2 | «Ты украшаешь» | 8 |
3 | «Ты строишь- знакомство с мастером постройки» | 11 |
4 | «Мастера Изображения, Украшения, Постройки всегда работают вместе» | 5 |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ, УКРАШАЕШЬ И СТРОИШЬ (1 класс)
Ты учишься изображать
Изображения всюду вокруг нас.
Мастер Изображения учит видеть.
Изображать можно пятном.
Изображать можно в объеме.
Изображать можно линией.
Разноцветные краски.
Изображать можно и то, что невидимо (настроение).
Художники и зрители (обобщение темы).
Ты украшаешь
Мир полон украшений. Цветы.
Красоту нужно уметь замечать. Узоры на крыльях. Ритм пятен. Красивые рыбы. Монотипия. Украшения птиц. Объемная аппликация. Узоры, которые создали люди. Как украшает себя человек.
Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).
Ты строишь
Постройки в нашей жизни.
Дома бывают разными.
Домики, которые построила природа.
Дом снаружи и внутри.
Строим город.
Все имеет свое строение.
Строим вещи.
Город, в котором мы живем (обобщение темы).
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу
Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе. Праздник весны.
Сказочная страна.
Времена года.
Здравствуй, лето! Урок любования (обобщение темы).
1 класс
ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ, УКРАШАЕШЬ И СТРОИШЬ (33 ч)
Присутствие разных видов художественной деятельности в повседневной жизни. Многообразие видов художественного творчества и работы художника. Наблюдение с разных художнических позиций реальности и открытие первичных основ изобразительного языка. Обучение рисованию, украшению и конструированию, освоение выразительных свойств разных художественных материалов. Игровая, образная форма приобщения к искусству: три Брата-Мастера — Мастер Изображения, Мастер Украшения и Мастер Постройки. Уметь видеть в окружающей жизни работу того или иного Брата-Мастера — интересная игра, с которой начинается познание связей искусства с жизнью. Первичное освоение художественных материалов и техник.
Ты учишься изображать (9 ч)
Изображения, созданные художниками, встречаются всюду в нашей повседневной жизни и влияют на нас. Каждый ребенок тоже немножко художник, и, рисуя, он учится понимать окружающий его мир и других людей. Видеть — осмысленно рассматривать окружающий мир — надо учиться, и это очень интересно; именно умение видеть лежит в основе умения рисовать. Овладение первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, пятна, цвета, в объеме. Первичный опыт работы художественными материалами, эстетическая оценка их выразительных возможностей.
Содержание курса Изображения всюду вокруг нас Мастер Изображения учит видеть Изображать можно пятном Изображать можно в объеме Изображать можно линией Разноцветные краски Изображать можно и то, что невидимо (настроение) Художники и зрители (обобщение темы) | Тематическое планирование Изображения в жизни человека. Изображая мир, учимся его видеть и понимать. Развитие наблюдательности и аналитических возможностей глаза. Формирование поэтического видения мира. Предмет «Изобразительное искусство». Чему мы будем учиться на уроках изобразительного искусства. Кабинет искусства — художественная мастерская. Выставка детских работ и первый опыт их обсуждения. Знакомство с Мастером Изображения. Красота и разнообразие окружающего мира природы. Развитие наблюдательности. Эстетическое восприятие деталей природы. Знакомство с понятием «форма». Сравнение по форме различных листьев и выявление ее геометрической основы. Использование этого опыта в изображении разных по форме деревьев. Сравнение пропорций частей в составных, сложных формах (например, из каких простых форм состоит тело у разных животных). Задание: изображение сказочного леса, где все деревья похожи на разные по форме листья. Материалы: цветная бумага (для аппликации), клей, ножницы или цветные карандаши, фломастеры. Вариант задания: изображение животных (чем они похожи и чем отличаются друг от друга). Материалы: фломастеры или цветные карандаши, мелки. Развитие способности целостного обобщенного видения. Пятно как способ изображения на плоскости. Образ на плоскости. Роль воображения и фантазии при изображении на основе пятна. Тень как пример пятна, которое помогает увидеть обобщенный образ формы. Метафорический образ пятна в ре- альной жизни (мох на камне, осыпь на стене, узоры на мраморе и т. д.). Образ на основе пятна в иллюстрациях известных художников (Т. Маври-на, Е.Чарушин, В.Лебедев, М. Митурич и др.) к детским книгам о животных. Навыки работы на уроке с кистью, краской (одна банка) и водой. Задание: превращение произвольно сделанного краской и кистью пятна в изображение зверушки (дорисовать лапы, уши, хвост, усы и т.д.). Материалы: одноцветная краска (гуашь или акварель, тушь), кисть, вода, черный фломастер. Объемные изображения. Отличие изображения в пространстве от изображения на плоскости. Объем, образ в трехмерном пространстве. Выразительные, т. е. образные (похожие на кого-то), объемные объекты в природе (пни, камни, коряги, сугробы и др.). Развитие наблюдательности и фантазии при восприятии объемной формы. Целостность формы. Лепка: от создания большой формы к проработке деталей. Изменения комка пластилина способами вытягивания и вдавливания. Задание: превращение комка пластилина в птицу или зверушку (лепка). Материалы: пластилин, стеки, дощечка. Знакомство с понятиями «линия» и «плоскость». Линии в природе. Линейные изображения на плоскости. Повествовательные возможности линии (линия-рассказчица). Задание: рисунок линией на тему «Расскажи нам о себе». Вариант задания: рисунки на темы стихов С. Маршака, А. Барто, Д. Хармса с весёлым, озорным развитием сюжета. Материалы: чёрный фломастер или карандаш, бумага. Знакомство с цветом. Краски гуашь. Навыки работы гуашью. Организация рабочего места. Цвет. Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета (что напоминает цвет каждой краски?) Задание: проба красок – создание красочного коврика. Вариант задания: нарисовать то. что каждая краска напоминает. Материалы: гуашь, широкая и тонкая кисти, белая бумага. Выражение настроения в изображении. Изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств (невидимый мир). Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета. Какое настроение вызывают разные цвета? Задание: изображение радости и грусти. (Изображение с помощью цвета и ритма может быть беспредметным.) Вариант задания: создание образов контрастных по настроению музыкальных пьес. Материалы: гуашь, кисти, бумага Художники и зрители. Первоначальный опыт художественного творчества и опыт восприятия искусства. Восприятие детской изобразительной деятельности. Учимся быть художниками, учимся быть зрителями. Итоговая выставка детских работ по теме. Начальное формирование навыков восприятия и оценки собственной художественной деятельности, а также деятельности одноклассников. Начальное формирование навыков восприятия станковой картины. Знакомство с понятием «произведение искусства». Картина. Скульптура. Цвет и краски в картинах художников. Художественный музей. Ты украшаешь (8ч) | Характеристика деятельности учащихся Находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками. Рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми. Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Находить, рассматривать красоту (интересное, эмоционально-образное, необычное) в обыкновенных явлениях (деталях) природы (листья, капли дождя, паутинки, камушки, кора деревьев и т. п.) и рассуждать об увиденном (объяснять увиденное). Видеть зрительную метафору (на что похоже) в выделенных деталях природы. Выявлять геометрическую форму простого плоского тела (листьев). Сравнивать различные листья на основе выявления их геометрических форм. Создавать, изображать на плоскости графическими средствами (цветные карандаши, фломастеры) заданный (по смыслу) метафорический образ на основе выбранной геометрической формы (сказочный лес, где все деревья похожи на разные по форме листья). Использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости. Соотносить форму пятна с опытом зрительных впечатлений. Видеть зрительную метафору — находить потенциальный образ в случайной форме силуэтного пятна и проявлять его путем дорисовки. Воспринимать и анализировать (на доступном уровне) изображения на основе пятна в иллюстрациях художников к детским книгам. Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью пятна, навыками работы кистью и краской. Создавать изображения на основе пятна методом от целого к частностям (создание образов зверей, птиц, рыб способом «превращения», т. е. дорисовывания пятна (кляксы). Находить выразительные, образные объемы в природе (облака, камни, коряги, плоды и т.д.). Воспринимать выразительность большой формы в скульптурных изображениях, наглядно сохраняющих образ исходного природного материала (скульптуры С. Эрьзи, С. Коненкова). Овладевать первичными навыками изображения в объеме. Изображать в объеме птиц, зверей способами вытягивания и вдавливания. Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, навыками работы графическими материалами (чёрный фломастер, простой карандаш, гелевая ручка). Находить и наблюдать линии и их ритм в природе. Сочинять и рассказывать с помощью линейных изображений маленькие сюжеты из своей жизни. Овладевать первичными навыками работы гуашью. Соотносить цвет с вызываемыми им предметными ассоциациями (что бывает красным, жёлтым и т. д.), приводить примеры. Экспериментировать, исследовать возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен, смешения и наложения цветовых пятен при создании красочных ковриков. Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями. Осознавать, что изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств (радость или грусть, удивление, восторг и т. д.) Изображать радость или грусть. Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников. Участвовать в обсуждении выставки. Рассуждать о своих впечатлениях и эмоционально оценивать, отвечать на вопросы по содержанию произведений художников (В. Васнецов, М. Врубель, Н. Рерих, В. Ван Гог и др.). |
Украшения в природе. Красоту нужно уметь замечать. Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя. Мастер Украшения учит любоваться красотой.
Основы понимания роли декоративной художественной деятельности в жизни человека. Мастер Украшения — мастер общения, он организует общение людей, помогая им наглядно выявлять свои роли.
Первичный опыт владения художественными материалами и техниками (аппликация, бумагопластика, коллаж, монотипия). Первичный опыт коллективной деятельности.
Мир полон украшений Цветы Красоту нужно уметь замечать Узоры на крыльях. Ритм пятен Красивые рыбы. Монотипия Украшения птиц. Объемная аппликация Узоры, которые создали люди Как украшает себя человек Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы) | Украшения в окружающей действительности. Разнообразие украшений (декор). Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя. Знакомство с Мастером Украшения. Мастер учит любоваться красотой, развивать наблюдательность; он помогает сделать жизнь красивее; он учится у природы. Цветы — украшение Земли. Цветы украшают нашу жизнь. Разнообразие цветов: их форм, окраски, узорчатых деталей. Задание, составление (с помощью учителя) букета (корзины) из вырезанных сказочных цветов, созданных детьми (первая коллективная работа). Вариант задания: изображение сказочного цветка. Материалы: гуашь, кисти, цветная бумага. Развитие наблюдательности. Опыт эстетических впечатлений от красоты природы. Мастер Украшения учится у природы и помогает нам увидеть ее красоту. Яркая и неброская, тихая и неожиданная красота в природе. Многообразие и красота форм, узоров, расцветок и фактур в природе. Любование красотой бабочек и рассматривание узоров на их крыльях. Ритмический узор пятен и симметричный повтор. Задание: украшение крыльев бабочки (бабочка украшается по вырезанной учителем заготовке или рисуется (крупно на весь лист) детьми). Материалы: гуашь, крупная и тонкая кисти, цветная или белая бумага (возможна работа графическими материалами). Знакомство с новыми возможностями художественных материалов и новыми техниками. Развитие навыков работы красками, цветом. Ритмическое соотношение пятна и линии. Симметрия, повтор, ритм, свободный фантазийный узор. Знакомство с техникой монотипии (отпечаток красочного пятна). С позиций Мастера Украшения учимся видеть красоту разнообразных поверхностей (любоваться узорами чешуи рыбы, корой дерева, рябью на воде, спилами камней, листьями растений, шероховатыми и гладкими раковинами, кожей змеи или ящерицы на фотографиях). Мир наполнен неброскими рисунками узоров разных поверхностей, их надо уметь замечать. Монотипия - это цветное пятно (в форме рыбы), сделанное гуашью или акварелью на бумаге, которое сразу отпечатывается (прижимается рукой) на другом листе. Пятно приобретает выразительную фактуру. Задание: украшение рыбок узорами чешуи (в технике монотипии с графической дорисовкой). Материалы: гуашь (акварель), фломастер или тушь, палочка, бумага. Разнообразие украшений в природе и различные формы украшений. Многообразие форм декоративных элементов. Мастер Украшения помогает рассматривать птиц, обращая внимание не только на цветной орнамент окраски, но и на форму хохолков, хвостов, оформление лапок. Наряд птицы помогает понять ее характер (веселая, быстрая, важная). Развитие начальных навыков объемной работы с бумагой разной фактуры. Задание: изображение нарядной птицы в технике объемной аппликации, коллажа. Материалы: разноцветная и разно-фактурная бумага, ножницы, клей. Красота узоров (орнаментов), созданных человеком. Разнообразие орнаментов и их применение в предметном окружении человека. Природные и изобразительные мотивы в орнаменте. Образные и эмоциональные впечатления от орнаментов. Где можно встретить орнаменты? Что они украшают? Задание: создание своего орнаментального рисунка на основе полученных впечатлений. Материалы: гуашь, кисти, листы цветной бумаги. Украшения человека рассказывают о своем хозяине. Что могут рассказать украшения? Какие украшения бывают у разных людей? Когда и зачем украшают себя люди? Украшения могут рассказать окружающим, кто ты такой, каковы твои намерения. Задание: изображение любимых сказочных героев и их украшений. Материалы: гуашь, кисть, цветная бумага. Без праздничных украшений нет праздника. Подготовка к Новому году. Традиционные новогодние украшения. Украшения для новогоднего карнавала. Новые навыки работы с бумагой. Обобщение материала всей темы: какие бывают украшения и зачем они нужны? Задание: создание украшения для новогодней елки или карнавальных головных уборов; коллективного панно «Новогодняя ёлка». Материалы: цветная бумага, фольга, серпантин, ножницы, клей. | Находить примеры декоративных украшений в окружающей действительности (в школе, дома, на улице). Наблюдать и эстетически оценивать украшения в природе. Видеть неожиданную красоту в неброских, на первый взгляд незаметных, деталях природы, любоваться красотой природы. Создавать роспись цветов-заготовок, вырезанных из цветной бумаги. Составлять из готовых цветов коллективную работу (поместив цветы в нарисованную на большом листе корзину или вазу). Находить природные узоры (сережки на ветке, кисть ягод, иней и т. д.) и любоваться ими, выражать в беседе свои впечатления. Разглядывать узоры и формы, созданные природой, интерпретировать их в собственных изображениях и украшениях. Изображать (декоративно) птиц, бабочек, рыб и т.д., передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры. Понимать простые основы симметрии. Видеть ритмические повторы узоров в природе, ритмические соотношения больших и мелких форм в узоре. Осваивать простые приемы работы в технике плоскостной и объемной аппликации, живописной и графической росписи, монотипии и т. д. Видеть ритмические соотношения пятна и линии в узоре. Видеть декоративную красоту фактурных поверхностей в природных узорах. Освоить простые приемы техники монотипии. Развитие наблюдательности и эстетического понимания красоты разнообразных фактур природного мира. Научиться соотносить пятно и линию в декоративном узоре. Развитие декоративного чувства при рассматривании цвета и фактуры материала, при совмещении материалов. Видеть характер формы декоративно понимаемых элементов в природе, их выразительность. Овладеть первичными навыками работы в объемной аппликации и коллаже. Находить орнаментальные украшения в предметном окружении человека, в предметах, созданных человеком. Рассматривать орнаменты, находить в них природные мотивы и геометрические мотивы. Придумывать свой орнамент: образно, свободно написать красками и кистью декоративный эскиз на листе бумаги. Получать первичные навыки декоративного изображения. Рассматривать изображения сказочных героев в детских книгах. Анализировать украшения как знаки, помогающие узнавать героев и характеризующие их. Изображать сказочных героев, опираясь на изображения характерных для них украшений (шляпа Незнайки и Красной Шапочки, Кот в сапогах и т.д.). Придумать, как можно украсить свой класс к Новому году, какие можно придумать украшения, фантазируя на основе несложного алгоритма действий. Создавать несложные новогодние украшения из цветной бумаги (гирлянды, елочные игрушки, карнавальные головные уборы). Выделять и соотносить деятельность по изображению и украшению, определять их роль в создании новогодних украшений. |
Ты строишь (11ч)
Первичные представления о конструктивной художественной деятельности и ее роли в жизни человека. Художественный образ в архитектуре и дизайне.
Мастер Постройки — олицетворение конструктивной художественной деятельности. Умение видеть конструкцию формы предмета лежит в основе умения рисовать.
Разные типы построек. Первичные умения видеть конструкцию, т. е. построение предмета.
Первичный опыт владения художественными материалами и техниками конструирования. Первичный опыт коллективной работы.
Постройки в нашей жизни Дома бывают разными Домики, которые построила природа Дом снаружи и внутри Строим город Все имеет свое строение Строим вещи Город, в котором мы живем (обобщение темы) | Первичное знакомство с архитектурой и дизайном. Постройки в окружающей нас жизни. Постройки, сделанные человеком. Строят не только дома, но и вещи, создавая для них нужную форму — удобную и красивую. Знакомство с Мастером Постройки, который помогает придумать, как будут выглядеть разные дома или вещи, для кого их строить и из каких материалов. Многообразие архитектурных построек и их назначение. Из каких частей может состоять дом? Составные части (элементы) дома (стены, крыша, фундамент, двери, окна и т. д.) и разнообразие их форм. Задание: изображение сказочного дома для себя и своих друзей. Материалы: цветные мелки, тонированная бумага. Вариант задания: построение на бумаге дома с помощью печаток. Материалы: разведенная на блюдце гуашь (акварель) одного цвета, коробок, ластик, колпачок от ручки (в качестве печатки), шероховатая бумага. Многообразие природных построек (стручки, орешки, раковины, норки, гнезда, соты и т. п.), их формы и конструкции. Мастер Постройки учится у природы, постигая формы и конструкции природных домиков. Соотношение форм и их пропорций. Задание: лепка сказочных домиков в форме овощей и фруктов, грибов или изображение сказочных домиков на бумаге (к концу занятия учитель выстраивает из вылепленных домиков сказочный город). Материалы: пластилин, стеки, тряпочка, дощечки или гуашь. Соотношение и взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома. Выражение внутреннего пространства во внешней форме. Понятия «внутри» и «снаружи». Назначение дома и его внешний вид. Внутреннее устройство дома, взаимоотношение его частей. Задание: изображение дома в виде буквы алфавита (нарисовать крупно, на весь лист, первую букву своего имени и, представив себе, что это дом, населить его маленькими человечками, показав, как бы они могли там жить, что будет крышей, где будет вход и т. д.). Вариант задания: изображение в виде домика самых разных предметов. Материалы: мелки, цветные карандаши или фломастер (лучше по акварельному фону), бумага. Развитие конструктивной фантазии и наблюдательности — рассматривание реальных зданий разных форм. Игра в архитекторов. Мастер Постройки помогает придумать город. Архитектура. Архитектор. Планирование города. Деятельность художника-архитектора. Роль конструктивной фантазии и наблюдательности в работе архитектора. Приемы работы в технике бумагопластики. Задание: постройка домика из бумаги путем складывания бумажного цилиндра, его двукратного сгибания и добавления необходимых частей; постройка города из бумажных домиков. Материалы: цветная или белая бумага, ножницы, клей. Вариант задания: создание домиков из коробочек или пластилина; создание города из этих домиков. Конструкция предмета. Формирование первичных умений видеть конструкцию предмета, т. е. то, как он построен. Любое изображение — взаимодействие нескольких простых геометрических форм. Задание: создание из простых геометрических форм (заранее вырезанных цветных прямоугольников, кругов, овалов, треугольников) изображений зверей в технике аппликации. Материалы: цветная бумага, ножницы, клей. Конструирование предметов быта. Развитие первичных представлений о конструктивном устройстве предметов быта. Развитие конструктивного мышления и навыков постройки из бумаги. Знакомство с работой дизайнера: Мастер Постройки придумывает форму для бытовых вещей. Мастер Украшения в соответствии с этой формой помогает украшать вещи. Как наши вещи становятся красивыми и удобными? Задание: конструирование упаковок или сумок, украшение их. Материалы: цветная бумага, ножницы, клей. Создание образа города. Прогулка по родному городу или селу с целью наблюдения реальных построек: рассмотрение улицы с позиции творчества Мастера Постройки. Анализ формы домов, их элементов, деталей в связи с их назначением. Разнообразие городских построек. Малые архитектурные формы, деревья в городе. Задание: создание панно «Город, в котором мы живём» (коллективная работа или индивидуальные работы по впечатлениям от экскурсии). Материалы: склеенный большой лист бумаги (тонированная или обои) в качестве фона для панно, цветная бумага (для создания построек с наклеенными деталями в технике аппликации), гуашь (для изображения жителей и машин). Готовые аппликации (постройки) и изображения жителей, машин выразительно располагаются (компонуются) на большом листе бумаги — фоне панно. Первоначальные навыки коллективной работы над панно (распределение обязанностей, соединение частей или элементов изображения в единую композицию). Обсуждение работы. | Рассматривать и сравнивать различные архитектурные постройки, иллюстрации из детских книг с изображением жилищ, предметов современного дизайна с целью развития наблюдательности и представлений о многообразии и выразительности конструктивных пространственных форм. Приобретать первичные навыки структурирования пространственной формы. Соотносить внешний вид архитектурной постройки с ее назначением. Анализировать, из каких основных частей состоят дома. Конструировать изображение дома с помощью печаток («кирпичиков»). Наблюдать постройки в природе (птичьи гнезда, норки зверей, пчелиные соты, панцирь черепахи, раковины, стручки, орешки и т.д.), анализировать их форму, конструкцию, пропорции. Изображать (или лепить) сказочные домики в форме овощей, фруктов, грибов, цветов и т. п., выявляя их форму, конструкцию, взаимосвязь частей. Понимать взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома. Придумывать и изображать фантазийные дома (в виде букв алфавита, различных бытовых предметов и др.), их вид снаружи и внутри. Рассматривать и сравнивать реальные здания разных форм. Овладевать первичными навыками конструирования из бумаги. Конструировать (строить) из бумаги (или коробочек-упаковок) разнообразные дома. Работать в группе, создавая коллективный макет игрового городка. Анализировать различные предметы с точки зрения строения их формы, их конструкции. Составлять и конструировать из простых геометрических форм (прямоугольников, кругов, овалов, треугольников) изображения животных в технике аппликации. Понимать, что в создании формы предметов быта принимает участие художник-дизайнер, который придумывает, как будет этот предмет выглядеть. Конструировать (строить) из бумаги различные простые бытовые предметы, упаковки, а затем украшать их, производя правильный порядок учебных действий. Понимать, что в создании городской среды принимает участие художник-архитектор, который придумывает, каким быть городу. Учиться воспринимать и описывать архитектурные впечатления. Делать зарисовки города по впечатлению после экскурсии. Участвовать в создании коллективных панно-коллажей с изображением городских (сельских) улиц. Овладевать навыками коллективной творческой деятельности под руководством учителя. Участвовать в обсуждении итогов совместной практической деятельности. |
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (5 ч)
Общие начала всех пространственно-визуальных искусств — пятно, линия, цвет в пространстве и на плоскости. Различное использование в разных видах искусства этих элементов языка.
Изображение, украшение и постройка - разные стороны работы художника и присутствуют в любом произведении, которое он создает.
Наблюдение природы и природных объектов. Эстетическое восприятие природы. Художественно-образное видение окружающего мира.
Навыки коллективной творческой деятельности.
Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе Праздник весны. Праздник птиц Разноцветные жуки Сказочная страна Времена года Здравствуй, лето! Урок любования (обобщение темы) | Изображение, украшение и постройка — три стороны работы художника при создании произведения, три вида его художественной деятельности. Три вида художественной деятельности присутствуют в процессе создания практической работы и при восприятии помогают анализировать произведения искусства. Три вида художественной деятельности (три Брата-Мастера) как этапы, последовательность создания произведения. Три Брата-Мастера всегда взаимодействуют: они постоянно помогают друг другу, но у каждого Мастера своя работа, свое назначение (своя социальная функция). В конкретной работе один из Мастеров всегда главный, он определяет назначение работы, т. е. что это — изображение, украшение или постройка. Выставка работ учащихся. Обсуждение рисунков, скульптуры и т.д., выделение в них работы каждого из Мастеров. Игра в художников и зрителей. Рассматривание произведений разных видов искусства, в которых наиболее наглядно проявлены конструктивное, декоративное и изобразительное начала. Развитие наблюдательности и изучение природных форм. Овладение практическими навыками изображения, конструирования и украшения (декорирования) разнообразных пространственных форм. Сюжеты заданий (прилет птиц, пробуждение жучков, стрекоз, букашек и т.д.) могут варьироваться в соответствии с целями и учебными задачами темы. Задание: конструирование и украшение птиц или божьих коровок, жуков, стрекоз, бабочек. Материалы: цветная бумага, ножницы, клей, нитки. Создание коллективных панно и пространственных композиций. Изображение сказочного мира. Мастера помогают увидеть мир сказки и воссоздать его. Активизация творческих способностей учащихся, развитие воображения, эстетического вкуса и коммуникативных умений. Коллективная работа с участием всех учащихся класса по созданию панно-коллажа. Задание: коллективное панно или индивидуальные изображения по сказке. Материалы: цветная бумага, фольга, ножницы, клей или гуашь, кисти, бумага. Создание коллажей и объемных композиций на основе смешанных техник. Сочетание различных материалов. сочетание плоскостного и объемного изображения в единой композиции. Выразительность, ритмическая организация элементов коллективного панно. Навыки овладения различными приемами работы с бумагой, различными фактурами, используя сочетания цвета и линии. Опыт творчества, творческого эксперимента в условиях коллективной художественной игры. Восприятие красоты природы. Экскурсия в природу. Наблюдение живой природы с точки зрения трех Мастеров. Просмотр слайдов и фотографий с выразительными деталями весенней природы (ветки с распускающимися почками, цветущими сережками, травинки, подснежники, стволы деревьев, насекомые). Повторение темы «Мастера Изображения, Украшения и Постройки учатся у природы». Братья-Мастера помогают рассматривать объекты природы: конструкцию (как построено), декор (как украшено). Красота природы восхищает людей, ее воспевают в своих произведениях художники. Образ лета в творчестве российских художников. Картина и скульптура. Репродукция. Умение видеть. Развитие зрительских навыков. Задание: создание композиции «Здравствуй, лето!» по впечатлениям от природы. Материалы, гуашь, кисти или графические материалы, бумага. | Различать три вида художественной деятельности по предназначению (цели) произведения, его жизненной функции (зачем?): украшение, изображение, постройка. Анализировать, в чем состояла работа Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки, их «участие» в создании произведений искусства (изобразительного, декоративного, конструктивного). Воспринимать и обсуждать выставку детских работ (рисунки, скульптура, постройки, украшения), выделять в них знакомые средства выражения, определять задачи, которые решал автор в своей работе. Радоваться поэтическому открытию наблюдаемого мира и своему творческому опыту. Наблюдать и анализировать природные пространственные формы. Овладевать художественными приемами работы с бумагой (бумагопластика), графическими материалами, красками. Фантазировать, придумывать декор на основе алгоритмически заданной конструкции. Придумывать, как достраивать простые заданные формы, изображая различных насекомых, птиц, сказочных персонажей на основе анализа зрительных впечатлений, а также свойств и возможностей художественных материалов. Повторять и затем варьировать систему несложных действий с художественными материалами, выражая собственный замысел. Творчески играть в процессе работы с художественными материалами, изобретая, экспериментируя, моделируя в художественной деятельности свои переживания от наблюдения жизни (художественное познание). Сотрудничать с товарищами в процессе совместной работы (под руководством учителя), выполнять свою часть работы в соответствии с общим замыслом. Овладевать навыками коллективной деятельности, работать организованно в команде одноклассников под руководством учителя. Учиться поэтическому видению мира, развивая фантазию и творческое воображение. Участвовать в создании коллективного панно-коллажа с изображением сказочного мира, применяя приобретенные навыки работы с художественными материалами. Выделять этапы работы в соответствии с поставленной целью. Соотносить цель, большую задачу с созданием отдельных деталей для панно. Овладеть приемами конструктивной работы с бумагой и различными фактурами. Овладевать навыками образного видения и пространственного масштабного моделирования. Любоваться красотой природы. Наблюдать живую природу с точки зрения трех Мастеров, т. е. имея в виду задачи трех видов художественной деятельности. Характеризовать свои впечатления от рассматривания репродукций картин и желательно подлинных произведений в художественном музее или на выставке. Выражать в изобразительных работах свои впечатления от прогулки в природу и просмотра картин художников. Развивать навыки работы с живописными и графическими материалами. Создавать композицию на тему «Здравствуй, лето!». |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения искусства у обучающихся:
- будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;
- начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства;
- сформируются основы духовно- нравственных ценностей личности, будет проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус;
- появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность;
- установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержание понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится социально ориентированный взгляд на мир;
- будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.
Обучающиеся:
- овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;
- получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства;
- научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России (и своего региона);
- будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла; смогут выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрети в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного-искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
- сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
- овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
- овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
- знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
- знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
- понимание образной природы искусства;
- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
- способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
- освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
- овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
- умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
- изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
- способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
- умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Объектом оценки результатов освоения предмета «Изобразительное искусство» является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточ оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки. Преодолению неуспешности отдельных учеников помогают коллективные работы, когда общий успех поглощает чью-то неудачу и способствует лучшему пониманию результата. Система коллективных работ дает возможность каждому ребенку действовать конструктивно в пределах своих возможностей.
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого занятия. Работы оцениваются качественно по уровню выполнения работы в целом (по качеству выполнения изучаемого приема или операции, по уровню творческой деятельности, самореализации, умению работать самостоятельно или в группе).
Критериями оценивания работ являются следующие параметры: оформление (оригинальность дизайна, цветовое решение, оптимальность сочетания объектов), техника выполнения (оправданность выбранных средств, использование различных способов изображения), техническая реализация (сложность организации работы, соответствие рисунка заданной теме, название рисунка).
Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:
1. Изобразительное искусство. Искусство и ты: Учебник для 1 класса начальной шкалы / Коротеева Е.И. Под редакцией Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 2012.
2. Твоя мастерская: Рабочая тетрадь для 1 класса начальной школы / Под редакцией Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 2012.
Рекомендуем для использования учебно-методическую литературу:
1. Неменский Б.М. Изобразительное искусство. Рабочие программы. 1-4 классы. - М.: Просвещение, 2012.
2. Неменский Б.М. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 1-4 классы. - М.: Просвещение, 2012.
З. Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности / СЛ. Казачкова, М.С. Умнова. - М.: Планета, 2008. - (Качество обучения).
№ урока n\n | Тема урока | Тип урока | Планируемые результаты | Характеристика деятельности учащихся | Система оценки | |||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||
Обучаемый научится | Обучаемый получит возможность научиться | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
. Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения (9 ч) | ||||||||
1 1.9 | Изображения всюду вокруг нас | Урок-путешествие | Понимать условность и субъективность художественного образа | Выражать в беседе своё отношение к произведению изобразительного искусства. | учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; | - чувство прекрасного и эстетические чувства; | создание и сохранение красоты (эстетики) окружающего мира: Нарисовать то, что умеешь и любишь рисовать | Самооценка |
2. 8.9 | Мастер Изображения учит видеть | Урок -творческая мастерская | Создавать, изображать на плоскости графическими средствами (цветные карандаши, фломастеры) заданный (по смыслу) метафорический образ на основе выбранной геометрической формы (сказочый лес, где все деревья похожи на разные по форме листья). - наблюдать, сравнивать, сопоставлять | Выявлять геометрическую форму простого плоского тела (листьев) Находить и наблюдать линии и их ритм в природе), | - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве | - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу | создание сохранение красоты (эстетики) окружающего мира: сравнение по форме листьев, изображение сказочного леса,где все деревья похожи но разные по форме листья | Самооценка |
3 15 09. | Изображать можно пятном. | . Урок -творческая мастерская | различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния | Выявлять геометрическую форму простого плоского тела | - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; | - чувство прекрасного и эстетические чувства; - учебно-познавательный интерес к новому уч.мат. | Организовывать свою деятельность -превратить сделанное краской и кистью пятно в изображение зверушки, дорисовав ему лапы, уши, хвост, усы и т. д. | |
4. 22 09 | Изображать можно в объеме | Урок-игра | изображать предметы различной формы (Изображать в объеме птиц, зверей способами вытягивания и вдавливания (работа с пластилином). | эстетически оценивать явления природы, события окружающего мира; | учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; | - чувство прекрасного и эстетические чувства; | - превратить комок пластилина в птицу или другую зверюшку -лепка; посмотреть на что похожи картофелины и другие овощи, коряги в лесу или парке и т д. | |
5. 29 09 | Изображать можно в объеме | Урок -творческая мастерская | эстетически оценивать явления природы, события окружающего мира |
- эстетически оценивать явления природы, события окружающего мира | -задаватьвопросы; -контролировать действияпартнера;- использовать речь для регуляции своего действия; - использовать речевые ср-ва для реш-я комм. задач. | Способность к познанию мира через чувства и эмоции, -овладение основами художественного языка | - превратить комок пластилина в птицу или другую зверюшку - лепка; посмотреть на что похожи картофелины и другие овощи, коряги в лесу или парке и т д. | |
6 6 10. | Изображать можно линией | Создавать с помощью линии, штриха, пятна выразительных образов, -передавать эмоциональное состояние природы ,человека, животного | Изображать растения, природу, -овладевать приемами работы с разл. Граф. Мат-ми | задавать вопросы; -контролировать действия партнера; - использовать речь для регуляции своего действия; | Способность к познанию мира через чувства и эмоции, -овладение основами худ. языка | Выбирать характер линий для создания ярких, эмоциональных образов в рисунке -рисунок линией на тему»Расскажи нам о себе». | ||
7. 13 10 | Разноцветные краски | Различать основные и составные, тёплые и холодные цвета. Овладевать на практике основами цветоведения | Передавать с помощью цвета характер и эмоциональное состояние природы | учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем | Способность к познанию мира через чувства и эмоции, -овладение основами художественного языка | Выбирать характер линий для создания ярких, эмоциональных образов в рисунке -проба красок – создание красочного «коврика» | ||
8. 20 10 | Изображать можно и то, что невидимо (настроение) | Урок-праздник | Переносить художественные образы с одного вида искусства на другое, -получать фантастические образы путём трансформации природных форм в изобразительной деятельности | Выбирать средства худож. выразител для создания живопобраза в соответствии с поставленными задачами | учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем | развивать чувство прекрасного и эстетические чувства; - учебно-позн. интерес к нов. Уч-му мат-лу | -изобразить радость и грусть ;. -нарисовать музыку-создать образы контрастных по настроению музыкальных пьес | |
9. 27 10 | Художник и зрители (обобщение темы | Урок – творческая мастерская | - наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать | - уметь обсуждать и анализировать | задавать вопросы; -контролировать действия партнера; - использовать речь для регуляции своего действия | Способность к познанию мира через чувства и эмоции, -овладение основами художественного языка | Выставка детских работ за четверть- дети были художниками, а теперь стали зрителями. Понятие «произведение искусства». Картина, скульптура, цвет и краски в картинах художников | |
Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения (8 ч) | ||||||||
.10 10 11 | Мир полон украшений | Урок- игра | использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий | (Придумыватьсвой орнамент: образно, свободно написать красками и кистью декора эскиз на листе бумаги) | задавать вопросы; -контролировать действия партнера; - использовать речь для регуляции своего действия | задавать вопросы; контролировать действия партнера; - использовать речь для регуляции своего действия | Беседа: украшения всюду вокруг нас- украшена наша одежда, игрушки, наши дома. Задание: украшение- роспись цветов- заготовок, вырезанных из цветной бумаги. | |
11- 17 11. | Красоту надо уметь замечать | Урок- экскурсия | ,-передавать эмоциональное состояние природы человека, животного | осмысливать эстетические и нравственные ценности природы высказывать собственное суждение; | учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем | Способность к познанию мира через чувства и эмоции, -овладение основами художественного языка | Развитие наблюдательности.Всматриваемся в различные детали : в сережки на ветке, кисти ягод, и т. д | |
12. 24 11 | Узоры на крыльях | Урок – творческая мастерская | Различать основные и составные, тёплые и холодные цвета. Овладевать на практике основами цветоведения | Передавать с помощью цвета характер и эмоциональное состояние природы | учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; | Способность к познанию мира через чувства и эмоции, -овладение основами художественного языка | Выбирать характер линий для создания ярких, эмоциональных образов в рисунке -украшение крыльев бабочки | |
13 1 12. | Красивые рыбы | Урок – творческая мастерская Урок - практикум | Различать основные и составные, тёплые и холодные цвета. Овладевать на практике основами цветоведения | Передавать с помощью цвета характер и эмоциональное состояние природы | учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; | Способность к познанию мира через чувства и эмоции, -овладение основами художественного языка | Проектировать и создавать простые предметы быта, украшения для интерьера -украшение рыбки узорами чешуи | |
14. 8 12 | Украшения птиц | Урок - праздник | Использовать различные художественные материалы и средства для создания выразительных образов природы в рисунке, живописи, аппликации | Выбирать средства художественной выразительности для создания живописного образа | учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; | Способность к познанию мира через чувства и эмоции, -овладение основами художественного языка | Проектировать и создавать простые предметы быта, украшения для интерьера -изображение нарядной птицы в технике объемной аппликации. коллажа | |
15 15 12 | Узоры, которые создали люди | Урок - сказка | Понимать условность и субъективность художественного образа. Выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного замысла | осмысливать эстетические и нравственные ценности природы высказывать собственное суждение; | задавать вопросы; -контролировать действия партнера; - использовать речь для регуляции своего действия | - чувство прекрасного , ;учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу | создание и сохранение красоты (эстетики) окружающего мира: придумать свой орнамент-образно, свободно написать красками и кистью эскиз на листе бумаги | |
16. 22 12 | Как украшает себя человек | Урок - игра | Различать основные и составные, тёплые и холодные цвета. Овладевать на практике основамицветоведения | осмысливать эстетические и нравственные ценности природы высказывать собственное суждение | задавать вопросы; -контролировать действия партнера; - использовать речь для регуляции своего действия | Способность к познанию мира через чувства и эмоции, -овладение основами художественного языка | создание и сохранение красоты (эстетики) окружающего мира: изображение любимых сказочных героев и их украшений | |
17 29 12 | Мастер. Украшения помогает сделать праздник | Урок - сказка | Выполнять композиции на передачу настроения, впечатлений, полученных от музыкального или литературного произведения | Устанавливать взаимосвязь между литератрным произ-ми и иллюстрацией, -создавать сказ. и фант. образы | - соотносить основные образно-эмоциональные сферы особенности произведений разных жанров | Способность к познанию мира через чувства и эмоции, -овладение основами художественного языка | Моделировать художественными средствами сказочные и фантастические образы -создание праздничного украшения для новогодней елки дома и в классе | |
Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки( 11 ч) | ||||||||
18 12 01 | Постройка в нашей жизни | Урок- путешествие | Различать основные и составные, тёплые и холодные цвета. Овладевать на практике основами цветоведения | Выбирать средства художественной выразительности для создания живописного образа | -контролировать действия партнера; - использовать речь для регуляции своего действия | Способность к познанию мира через чувства и эмоции, -овладение основами художественного языка | создание и сохранение красоты (эстетики) окружающего мира: -придумать и нарисовать сказочный дом для себя и своих друзей; | |
19. 19 01 | Домики, которые построила природа | Урок - сказка | Различать основные и составные, тёплые и холодные цвета. Овладевать на практике основами цветоведения | Передавать с помощью цвета характер и эмоциональное состояние природы | -контролировать действия партнера; - использовать речь для регуляции своего действия | Моделировать художественными средствами сказочные и фантастические образы | .Лепка сказочных домиков в форме овощей и фруктов, грибов или изображение сказочных домиков на бумаге. ( к концу занятий выстраивается сказочный город) | |
20 26 01 | Дом снаружи и внутри | Урок - экскурсия | Использовать различные художественные материалы и средства для создания выразительных образов природы в рисунке, живописи, аппликации | Передавать с помощью цвета характер и эмоциональное состояние природы | учебно-позн интер. к новому мат-лу и способам реш-я новой частной задачи; - способность к самооценке на основе критерия учебной деят-ти | Моделировать художественными средствами сказочные и фантастические образы | - изображение дома в виде буквы алфавита- нарисовать краской крупно, на весь лист, первую букву своего имени и, представив себе, что это дом, населить его маленькими буквенными человечками. Как бы они смогли там жить? Что будет крышей, где будет вход. | |
21.-22 2 02 9 02 | Строим город | Урок -путешествие | Различать традиции своего народа. народности , региона, семьи, запечатленные в искусстве | Понимать ценность искусства в сотворении гармонии между человеком и окружающим миром | Сравнивать конструктивные и декоративные особенности , анализировать предлагаемые задания , | Моделировать художественными средствами сказочные и фантастические образы | -постройка домика из бумаги путем складывания бумажного цилиндра, его двукратного сгибания, чтобы было четыре грани, и добавления необходимых частей; постройка городка из бумажных домиков. | |
23-24. 1 03 15 03 | .Все имеет свое строение | Урок –творческая мастерская | Различать традиции своего народа. народности , региона, семьи, запечатленные в искусстве | Выбирать средства художественной выразительности для создания живописного образа | Сравнивать конструктивные и декоративные особенности , анализировать предлагаемые задания | Способность к познанию мира через чувства и эмоции, -овладение основами художественного языка | -создать из простых геометрических форм ( заранее вырезанных цветных прямоугольников, круго, овалов, треугольников) изображения разных зверей в технике аппликации. | |
25-26. 22 03 5 04 | Постройка предметов (упаковок) | Урок - сказка | Различать основные и составные, тёплые и холодные цвета. Овладевать на практике основами цветоведения | Выбирать средства художественной выразительности для создания живописного образа | Сравнивать конструктивные и декоративные особенности , анализировать предлагаемые задания | Способность к познанию мира через чувства и эмоции, -овладение основами художественного языка | -конструирование из бумаги упаковок или сумок, украшение их. | |
27-28 12- 19 04 | . Город , в котором мы живем. | Урок -экскурсия | Передавать настроение в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, | Выбир и примен выраз-ые средства для реализац собственного замысла в рисун | Сравнивать конструктивные и декор. Особ-ти , анализ-ть предлаг задания | Способность к познанию мира через чувства и эмоции, | -панно «Город, в котором мы живем»-коллективная работа или индивидуальные работы по впечатлению после экскурсии. | |
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (5 ч) | ||||||||
29 26 04 | Совместная работа трех Братьев- Мастаров | Урок- игра | Передавать настроение в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства | Видеть разницу в изображении природы в разное время года, суток, в различнпогоду | Сравнивать конструктивные и декоративные особенности , анализировать предлагаемые задания | Способность к познанию мира через чувства и эмоции | -выставка работ, сделанных за предыдущие четверти; дети учатся смотреть и обсуждать рисунки, скульптуру и т. д., выделяя в них работу каждогоиз Мастеров.; игра в художников и зрителей; | |
30 3 0 | «Сказочная страна». Создание панно. | Урок- праздник | Наблюдать за природой и природными явлениями, -различать их характер и эмоциональное состояние | Видеть разницу в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду | контролировать действия партнера; - использовать речь для регуляции своего действия | Способность к познанию мира через чувства и эмоции, -овладение основами художественного языка | - чтение или сочинение сказки; коллективное панно или индивидуальные изображения по сказке; | |
31 10 05 | «Праздник весны». Конструирование из бумаги. | Урок –творческая мастерская | Передавать настроение в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства | Выбирать средства художественной выразительности для создания живописного образа | Сравнивать конструктивные и декоративные особенности , анализировать предлагаемые задания | Способность к пониманию мира через чувства и эмоции | -конструирование и украшение птиц или божьих коровок, жуков, стрекоз, бабочек; | |
32 17 05 | Урок любования. Умение видеть | Урок- экскурсия | Сравнивать конструктивные и декор. Особ-ти , анализ-ть предлаг. задания | Способность к пониманию мира через чувства и эмоции | -наблюдение живой природы с точки зрения трех Мастеров; экскурсия в природу | |||
33 24 05 | «Здравствуй, лето!» | Урок - сказка | Передавать настроение в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства | Выбирать средства художественной выразительности для создания живописного образа | Сравнивать конструктивные и декоративные особенности , анализировать предлагаемые задания | - создание композиции «Здравствуй, лето!» по впечатлениям от природы; |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Печатные пособия
Таблицы в соответствии с основными разделами программы 1 класса:
- Портреты русских и зарубежных художников.
- Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента.
- Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта.
- Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека.
- Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству.
Альбом с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями рабочей программы.
Дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте.
Технические средства обучения
Оборудование рабочего места учителя:
- Классная доска с креплениями для таблиц.
- Магнитная доска.
- Персональный компьютер спринтером.
- Ксерокс.
- Аудиомагнитофон.
- СD/DVD-проигрыватель.
- Телевизор с диагональю не менее 72 см.
- Проектор для демонстрации слайдов.
- Мультимедийный проектор.
- Экспозиционный экран размером 150 Х 150 см.
Учебно-практическое оборудование
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование.
Набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой.
Краски акварельные или гуашевые.
Кисти беличьи № 5, 10, 20.
Кисти из щетины № 3, 10, 13.
Ёмкости для воды.
Стеки (набор).
Пластилин \ глина.
Ножницы.
Подставка для натуры.
Модели и натуры
Гербарии.
Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов. Гипсовые орнаменты.
Оборудование класса
Ученические столы двухместные с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.
Демонстрационная подставка (для образцов, изготавливаемых изделий). Настенные доски (полки) для вывешивания иллюстративного материала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа с УУД по ИЗО1 класс УМК "Планета знаний"
Программа соответствует требованиям ФГОС...
Рабочая программа по математике по программе "Гармония", 1 класс ФГОС
Программа разработана с требованиями ФГОС....
Рабочая программа по программе"Перспектива" 4 класс по ФГОСАМ
Рабочие программы по программе"Перспектива " 4 класс по ФГОСАМ (пояснительная записка и тематическое планирование) по литературе, математике, окружающему миру, русскому языку....
ФГОС программа технология 1 класс.
ФГОС программа технология 1 класс. УМК «Школа России» Программа разработана на основе авторской программы Н.И. Роговцева «Технология »...
Рабочая программа по окружающему миру по программе ПНШ 1 класс ФГОС
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе федерального базисного учебного плана....
Рабочая программа по изо1 класс
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе:Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373«Об утверждении и введени...
Рабочая программа по ИЗО1 класс
УМК "Школа 21 века"...