ФГОС программа технология 1 класс.
рабочая программа по технологии (1 класс) на тему
ФГОС программа технология 1 класс. УМК «Школа России» Программа разработана на основе авторской программы Н.И. Роговцева «Технология »
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ФГОС программа технология 1 класс. | 92.64 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Станковская начальная общеобразовательная школа»
Утверждаю Заведующий школой ______________ Васильева Н,К. «____»____________2013г. №________ |
Рабочая программа по предмету
технология
1 класс
составлена по
Федеральному Государственному Образовательному Стандарту
начального общего образования
УМК «Школа России»
Программа разработана на основе авторской программы
Н.И. Роговцева «Технология »
Составитель : учитель начальных классов
Васильева Нина Калениковна
2013г.
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только даёт ребёнку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, требований, предъявляемой к технической документации, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информации, усвоении новых знаний, выполнении практических заданий).
Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребёнка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.
Теоретической основой данной программы являются:
- Системно-деятельностный подход: обучение на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности, которое обеспечивает переход внешних действий во внутренние умственные процессы и формирование психических действий субъекта из внешних, материальных (материализованных) действий с последующей их инвентаризацией (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина и др.).
- Теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности: понимание процесса учения не только как усвоение системы знаний, умений, и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.
Цели изучения технологии в начальной школе:
- приобретение личного опыта как основы обучения и познания;
- приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью;
- формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.
Основные задачи курса:
- духовно-нравственное развитие учащихся; освоение нравственно-этического и социально-исторического опыта человечества, отражённого в материальной культуре;
- развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда; знакомство с современными профессиями;
- развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнениям и позиции других;
- развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребёнка, а также на основе мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
- формирование на основе овладения культурой проектной деятельности:
- внутреннего плана деятельности,
- умений переносить усвоенные в проектной деятельности теоретические знания в практику изготовления изделий ручного труда;
- коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности
- первоначальных конструкторско-технологических знаний и технико-технологических умений на основе обучения работе с технологической документацией (технологической картой), строгого соблюдения технологии изготовления изделий, освоение приёмов и способов работы с различными материалами и инструментами, неукоснительного соблюдения правил техники безопасности, работы с инструментами, организации рабочего места;
- первоначальных умений поиска необходимой информации в различных источниках;
- обучение приемам работы с природными, пластичными материалами, бумагой, тканью, работе с конструктором, формирование умения подбирать необходимые для выполнения изделия инструменты;
Особенность программы заключается в том, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшими школьниками деятельности человека на земле, на воде, в воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира.
Все эти особенности программы отражены в содержании основных разделов учебника – «Человек и земля», «Человек и вода», «Человек и воздух», «Человек и информация». В программе как особый элемент обучения предмету «Технология» представлены проектная деятельность и средство для её организации – технологическая карта. Технологическая карта помогает учащимся выстраивать технологический процесс, осваивать способы и приёмы работы с материалами и инструментами. На уроках реализуется принцип: от деятельности под контролем учителя к самостоятельному выполнению проекта.
Особое внимание в программе отводится содержанию практических работ, которое предусматривает:
- знакомство детей с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, подбором необходимых материалов и инструментов;
- первичное ознакомление с законами природы, на которые опирается человек при работе;
- знакомство со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку в обработке сырья и создании предметного мира;
- изготовление преимущественно объемных изделий (в целях развития пространственного восприятия);
- проектная деятельность (определение цели и задач, распределение участников для решения поставленных задач, составление плана, выбор средств и способов деятельности, оценка результатов, коррекция деятельности);
- использование в работе преимущественно конструкторской деятельности;
- знакомство с природой и использованием ее богатств человеком;
- изготовление преимущественно изделий, которые являются объектами предметного мира (то, что создано человеком), а не природы.
Программа «Технология», интегрируя знания о человеке, природе и обществе, способствует целостному восприятию ребенком мира во всем его многообразии и единстве. Практико-ориентированная направленность содержания позволяет реализовать эти знания в интеллектуально-практической деятельности младших школьников и создаёт условия для развития их инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.
Место предмета «Технология» в учебном плане
На изучение технологии в 1 классе отводится 1 ч в неделю - 33 часа.
Используется учебно-методический комплект:
Н.И. Роговцева Технология. : Учебник.1 класс.- М.: «Просвещение» 2011
Н.И. Роговцева Рабочая тетрадь. 1 класс. - М.: «Просвещение» 2011
Учебно –тематический план
№ | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения |
I четверть | 9 | ||
1. | Давайте познакомимся | 3 | |
2. | Человек и земля | 6(21) | |
2 четверть | 7 | ||
2. | Человек и земля | 7(21) | |
3 четверть | 9 | ||
2. | Человек и земля | 8 (21) | |
3. | Человек и вода | 1(3) | |
4 четверть | 8 | ||
3. | Человек и вода | 2(3) | |
4. | Человек и воздух | 3(3) | |
5. | Человек и информация | 3(3) |
Содержание учебного предмета
№ | Наименование темы урока | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения |
| |||
1 четверть 9 ч. | |||
1 | Как работать с учебником | 1 | |
2 | Материалы и инструменты | 1 | |
3 | Что такое технология | 1 | |
2 Человек и земля 21ч. | |||
4 | Природный материал О взаимоотношении окружающего мира и человека. Целевая прогулка. Как засушить листья Аппликация из листьев. | 1 | |
5 | Пластилин 1.Аппликация из пластилина «Ромашковая поляна» 2. Аппликация «Мудрая сова» | 2 | |
6 | Растения 1. «Получение и сушка семян». 2. «Овощи из пластилина» | 2 | |
7 | Бумага «Волшебные фигуры» | 1 | |
2 четверть 7 ч. | |||
8 | Бумага «Закладка из бумаги» | 1 | |
9 | Насекомые «Пчелы и соты» | 1 | |
10 | Дикие животные «Коллаж» ,проект «Дикие животные» | 1 | |
11 | Новый год Проект «Украшаем класс к Новому году» «Украшение на елку», «Украшение на окно» | 1 | |
12 | Домашние животные «Котенок» | 1 | |
13 | Такие разные дома Жилище человека и животных. Заочная экскурсия. «Домик из веток» | 1 | |
14 | Посуда. Мир человеческих отношений. Сервировка стола. | 1 | |
3 четверть 9 ч. | |||
15 | Посуда Проект «Чайный сервиз», «Чашка», «Чайник», «Сахарница». | 1 | |
16 | Свет в доме «Торшер» | 1 | |
17 | Мебель «Стул» | 1 | |
18 | Одежда, ткань, нитки «Кукла из ниток» | 1 | |
19 | Учимся шить 1.«Строчка прямых стежков» «Строчка стежков с перевивом змейкой» «Строчка стежков с перевивом спиралью» 2. «Закладка с вышивкой» 3. «Пришиваем пуговицы с двумя отверствиями» | 3 | |
20 | Передвижение по земле Конструктор: «Санки». «Тачка». | 1 | |
3. Человек и вода 3ч. | |||
21 | Вода в жизни человека. Вода в жизни растений «Проращивание семян» | 1 | |
4 четверть 8ч. | |||
22 | Питьевая вода «Колодец» | 1 | |
23 | Передвижение по воде Проект «Речной флот» «Кораблик из бумаги». «Плот» | 1 | |
| |||
24 | Использование ветра «Вертушка» | 1 | |
25 | Полеты птиц «Попугай» | 1 | |
26 | Полеты человек «Самолет», «Парашют» | 1 | |
| |||
27 | Способы общения «Письмо на глиняной дощечке». | 1 | |
28 | Важные телефонные номера | 1 | |
29 | Компьютер | 1 |
Содержание рабочей программы
Давайте познакомимся (3 ч)
Как работать с учебником. (1 час)
Знакомство с учебником и рабочей тетрадью; условными обозначениями; критериями оценки изделия по разным основаниям. Я и мои друзья Знакомство с соседом по парте, сбор информации о круге его интересов, осмысление собственных интересов и предпочтений и заполнение анкеты.
Материалы и инструменты. (1 час)
Знакомство с понятиями: «материалы» и «инструменты». Организация рабочего места. Рабочее место. Подготовка рабочего места. Размещение инструментов и материалов. Уборка рабочего места
Что такое технология. (1 час)
Знакомство со значением слова «технология» (название предмета и процесса выполнения изделия). Осмысление умений, которыми овладеют дети на уроках.
Понятие: «технология».
Человек и земля (21 ч)
Природный материал. (1 час)
Виды природных материалов. Подготовка природных материалов к работе, приемы и способы работы с ними. Сбор, сортировка, сушка под прессом и хранение природного материала. Выполнение аппликации по заданному образцу.
Понятия: «аппликация», «пресс», «природные материалы», «план выполнения работы» (текстовый и слайдовый).
Изделие: « Аппликация из листьев».
Пластилин. (2 часа)
Знакомство со свойствами пластилина. Инструменты, используемые при работе с пластилином. Приемы работы с пластилином. Выполнение аппликации из пластилина. Использование «Вопросов юного технолога» для организации своей деятельности и ее рефлексии.
Понятия: «эскиз», «сборка».
Изделие: аппликация из пластилина «Ромашковая поляна».
Выполнение изделия из природного материала с использованием техники соединения пластилином. Составление тематической композиции.
Понятие: «композиция».
Изделие «Мудрая сова».
Растения. (2 часа)
Использование растений человеком. Знакомство с частями растений. Знакомство с профессиями связанными с земледелием. Получение и сушка семян.
Понятие: «земледелие»,
Изделие: «заготовка семян»
Проект «Осенний урожай».
Осмысление этапов проектной деятельности (на практическом уровне.). Использование «Вопросов юного технолога» для организации проектной деятельности. Приобретение первичных навыков работы над проектом под руководством учителя. Отработка приемов работы с пластилином, навыков использования инструментов.
Понятие: «проект».
Изделие. «Овощи из пластилина».
Бумага. (1 час)
Знакомство с видами и свойствами бумаги. Приемы и способы работы с бумагой. Правила безопасной работы с ножницами. Знакомство с правилами разметки при помощи шаблона и сгибанием, соединение деталей при помощи клея. Составление симметричного орнамента из геометрических фигур. Знакомство с использованием бумаги и правилами экономного расходования ее.
Понятия: «шаблон». «симметрия», «правила безопасной работы».
Изделие. Закладка из бумаги
Насекомые. (1 час)
Знакомство с видами насекомых. Использование человеком продуктов жизнедеятельности пчел. Составление плана выполнения изделия по образцу на слайдах. Выполнение изделия из различных материалов (природные, бытовые материалы, пластилин, краски).
Изделие «Пчелы и соты».
Дикие животные. (1 час)
Виды диких животных. Знакомство с техникой «коллаж». Выполнение аппликации из журнальных вырезок в технике коллаж. Знакомство с правилами работы в паре.
Проект «Дикие животные».
Изделие: «Коллаж «Дикие животные»
Новый год. (1 час)
Проект «Украшаем класс к новому году».
Освоение проектной деятельности: работа в парах, распределение ролей, представление работы классу, оценка готового изделия. Украшение на елку. Подбор необходимых инструментов и материалов. Выполнение разметки деталей по шаблону. Соединение деталей изделия при помощи клея. Выполнение елочной игрушки из полосок цветной бумаги.
Изделие: «украшение на елку»
Украшение на окно. Выполнение украшения на окно в форме елочки из тонкой бумаги. Раскрой бумаги без ножниц (обрыв по контуру). Приклеивание бумажного изделия мыльным раствором к стеклу.
Изделие: «украшение на окно»
Домашние животные. (1 час)
Виды домашних животных. Значение домашних животных в жизни человека. Выполнение фигурок домашних животных из пластилина. Закрепление навыков работы с пластилином.
Изделие: «Котенок».
Такие разные дома. (1 час)
Знакомство с видами домов и материалами, применяемыми при их постройке. Практическая работа по определению свойств гофрированного картона. Выполнение макета домика с использованием гофрированного картона и природных материалов.
Понятия: «макет», «гофрированный картон».
Изделие: « Домик из веток».
Посуда. (2 часа)
Знакомство с видами посуды и. материалами, из которых ее производят. Использование посуды. Сервировка стола и правила поведения за столом. Выполнение разных изделий по одной технологии из пластилина. Работа в группах при выполнении изделий для чайного сервиза.
Понятия: «сервировка», «сервиз».
Проект «Чайный сервиз»
Изделия: «чашка», « чайник», « сахарница»
Свет в доме. (1 час)
Знакомство с разнообразием осветительных приборов в доме. Сравнивать старинные и современные способы освещения жилища. Выполнение модели торшера, закрепление навыков вырезания окружности. Знакомство с правилами безопасной работы с шилом. Изделие: « Торшер».
Мебель (1 час)
Знакомство с видами мебели и материалами, которые необходимы для ее изготовления. Освоение правил самообслуживания (уборка комнаты и правила ухода за мебелью). Выполнение модели стула из гофрированного картона. Отделка изделия по собственному замыслу.
Изделие: «Стул»
Одежда Ткань, Нитки (1 час)
Знакомство с видами одежды, ее назначением и материалы их которых ее изготавливают. Способы создания одежды. Виды ткани и нитей, их состав, свойства, назначение и применение в быту и на производстве. Создание разных видов кукол из ниток по одной технологии.
Понятия: «выкройка», «модель»
Изделие: «Кукла из ниток»
Учимся шить (2 часа)
Знакомство с правилами работы с иглой. Освоение строчки прямых стежков, строчки стежков с перевивом змейкой, строчки стежков с перевивом спиралью. Пришивание пуговицы с двумя и четырьмя отверстиями. Использование разных видов стежков для оформления закладки. Оформление игрушки при помощи пуговиц.
Изделия: «Закладка с вышивкой», « Медвежонок».
Передвижение по земле (1 часа)
Знакомство со средствами передвижения в различных климатических условиях. Значение средств передвижения для жизни человека. Знакомство с конструктором его деталями и правилами соединения деталей. Выполнение из конструктора модели тачки.
Изделие: «Тачка».
«Человек и вода» 3 часа
Вода в жизни человека. (1 час)
Вода в жизни растений. Осмысление значимости воды для человека и растений. Выращивание растений и уход за комнатными растениями. Проведение эксперимента по определению всхожести семян. Проращивание семян.
Понятие: «рассада».
Изделие: «Проращивание семян», «Уход за комнатными растениями»
Питьевая вода. (1 час)
Выполнение макета колодца из разных материалов (бумага и природные материалы). Анализ конструкции изделия, создание модели куба при помощи шаблона развертки и природного материала (палочек.). Создание композиции на основе заданного в учебнике образца.
Изделие: «Колодец»
Передвижение по воде. (1 час)
Знакомство со значение водного транспорта для жизни человека. Знакомство со способами сборки плота. Создание из бумаги модели плота, повторяя технологию его сборки. Создание формы цилиндра из бумаги. Проводить исследование различных материалов на плавучесть. Знакомство со способами и приемами выполнения изделий в технике оригами. Осуществление работы над проектом.
Понятие: «оригами».
Проект: «Речной флот», Изделия: «Кораблик из бумаги», «Плот»
«Человек и воздух» 3 часа.
Использование ветра. (1 час)
Осмысление способов использования ветра человеком. Работа с бумагой. Изготовление макета по шаблону. Рациональное размещение материалов и инструментов. Знакомство со способами разметки по линейке. Выполнение правил техники безопасности. Изготовление модели флюгера из бумаги. Оформление по самостоятельному замыслу.
Понятие: «флюгер».
Изделие: «Вертушка»
Полеты птиц. (1 час)
Знакомство с видами птиц. Закреплять навыки работа с бумагой. Знакомство со способом создания мозаики с использованием техники «рваная бумага». Знакомство со способами экономного расходования бумаги материалов при выполнении техники «рваная бумага». Выполнение аппликации. Выполнение деталей для мозаики в группе.
Понятие: «мозаика».
Изделие: «Попугай»
Полеты человека. (1 час)
Знакомство с видами летательных аппаратов. Моделирование. Выполнение модели самолета и парашюта. Закрепление умения работать с бумагой в технике «оригами», размечать по шаблону. Оформление изделия по собственному замыслу.
Понятия: «летательные аппараты».
Изделие: «Самолет», «Парашют»
Человек и информация - 3 часа.
Способы общения. 1 час
Изучение способов общения. Закрепление способов работы с бумагой, картоном, глиной. Создание рисунка на пластичном материале при помощи продавливания. Перевод информации в разные знаково-символические системы (анаграммы и пиктограммы). Использование знаково-символической системы для передачи информации (кодирование,
шифрование).
Изделия: «Письмо на глиняной дощечке », «Зашифрованное письмо».
Важные телефонные номера. Правила движения.1 час
Знакомство со способами передачи информации Перевод информации в знаково-символическую систему. Осмысление значения дорожных знаков для обеспечения безопасности. Нахождение безопасного маршрута из дома до школы, его графическое изображение.
Изделие: Составление маршрута безопасного движения от дома до школы.
Компьютер. 1 час.
Изучение компьютера и его частей. Освоение правил пользования компьютером и поиска информации.
Понятия: «компьютер», «интернет»
Требования к уровню подготовки учащихся
К концу обучения в первом классе:
Иметь представление: о роли и месте человека в окружающем мире; о созидательной, творческой деятельности человека; о роли природы в жизни человека; о человеческой деятельности утилитарного и эстетического характера; о некоторых профессиях; о силах природы, их пользе и опасности для человека; о том, когда деятельность человека сберегает природу, а когда наносит ей вред.
Знать:
- Что такое деталь как составная часть изделия, что такое конструкция, что конструкции бывают однодетальными и многодетальными, что такое неподвижное соединение деталей;
- Виды материалов – природные, искусственные (бумага, картон, ткань, клейстер, клей), их свойства и названия – на уровне общего представления;
- Последовательность изготовления несложных изделий: размётка, резание, сборка, отделка;
- Способы разметки: сгибанием, по шаблону;
- Способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА;
- Виды отделки: раскрашивание, аппликации, прямая строчка и её варианты;
- Название и назначение ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений ( шаблон, булавки), правила работы с ними;
- Уметь:
- Наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;
- Различать материалы и инструменты по их назначению;
- Различать однодетальные и многодетальные конструкции несложных изделий;
- Качественно выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению несложных изделий: экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборку изделия с помощью клея; эстетично и аккуратно отделывать изделия раскрашиванием, аппликацией, прямой строчкой и её вариантами;
- Использовать для сушки плоских изделий пресс;
- Безопасно работать и хранить инструменты (ножницы, иглы);
- Выполнять правила культурного поведения в общественных местах;
Общетрудовые умения:
Под контролем учителя:
- Рационально организовывать рабочее место в соответствии с используемым материалом.
С помощью учителя:
- Проводить анализ образца (задания), планировать последовательность выполнения практического задания, контролировать качество (точность, аккуратность) выполненной работы по этапам и в целом по шаблону, образцу, рисунку.
- При поддержке учителя и одноклассников самостоятельно справляться с доступными практическими заданиями.
Планируемые результаты освоения курса «Технология» 1 года обучения
Личностными результатами изучения курса «Технология» в 1-м классе является формирование следующих умений
- оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
- называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять свое отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
- проявлять интерес к отдельным видам предметно-практической деятельности;
- самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
- знать основные моральные нормы поведения;
- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Технология» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.
- понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу;
- определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
- с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
- использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д.
- учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
- выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
- оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.
- отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.
- сравнивать, группировать предметы, объекты: находить общее и различие.
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях;
- анализировать объекты труда с выделением их существенных признаков;
- устанавливать причинно - следственные связи в изучаемом круге явлений;
- обобщать - выделять класс объектов по заданному признаку
Коммуникативные УУД:
- отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, участвовать в диалоге на уроке;
- соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить;
- слушать и понимать речь других;
- принимать участие в коллективных работах, работах парами и группами;
- контролировать свои действия при совместной работе;
- договариваться с партнерами и приходить к общему решению.
Предметными результатами изучения предмета «Технология» в
1-м классе является формирование следующих знаний и умений.
Знать:
- виды материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей), их свойства и названия;
- конструкции однодетальные и многодетальные, неподвижное соединение деталей;
- названия и назначение ручных инструментов и приспособления шаблонов, правила работы ими;
- технологическую последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
- способы разметки: сгибанием, по шаблону;
- способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА, пластилина, ниток;
- виды отделки: раскрашивание, аппликации, прямая строчка и её варианты;
- разные приемы разметки деталей из бумаги: с помощью шаблонов, трафаретов, перегибания.
Уметь:
- под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы, правильно работать ручными инструментами;
- с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;
- самостоятельно определять количество деталей в конструкции изготавливаемых изделий, выполнять экономную разметку деталей по шаблону, аккуратно выполнять клеевое соединение деталей (мелких и средних по размеру), использовать пресс для сушки изделий.
- с помощью учителя реализовывать творческий замысел.
- соблюдать правила безопасной работы инструментами, указанными в программе.
- Осуществлять работу над проектом (думать, рассуждать вслух, спорить, делиться своим жизненным опытом, разбираться в предлагаемом задании, способах его выполнения, выстраивать цепочку своих практических действий).
Иметь представление:
- о роли и месте человека в окружающем мире;
- о том, когда деятельность человека сберегает природу, а когда наносит ей вред;
- о некоторых профессиях; о силах природы, их пользе и опасности для человека;
- о влиянии технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье;
- в области применения и назначения инструментов, различных машин, технических устройств (в том числе компьютеров);
- об основных источниках информации;
- о назначении основных устройств компьютера;
- о правилах безопасного поведения и гигиены при работе инструментами, бытовой техникой (в том числе с компьютером);
- о транспорте, о способах передвижения человека и перемещение груза;
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Оценка результатов предметно-творческой деятельности учащихся носит накопительный характер и осуществляется в ходе текущих и тематических проверок в течение всего года обучения во втором классе. При текущем контроле проверяются знания и умения которые являются составной частью комплексных знаний и умений, например, по обработке материалов, изготовлению различных изделий. Особое внимание уделяется работам, для изготовления которых были использованы чертёжные инструменты, поскольку умение владеть ими в курсе технологии является основным и базовым для большинства видов худржественно-творческой деятельности. Учитель может дополнительно наблюдать и фиксировать динамику личностных изменений каждого ребёнка (учебная и социальная мотивация оценка, ценностные и морально-этические ориентации).
Критерии оценки качественных результатов выполнения заданий:
- чёткость, полнота и правильность ответа;
- соответствие изготовленной детали изделия или всего изделия заданным образцом характеристикам;
- аккуратность в выполнении изделия, экономность в использовании средств;
- целесообразность выбора композиционного и цветового решения, внесения
творческих элементов в конструкцию или технологию изготовления изделия (там, где это воз или предусмотрено заданием).
В заданиях проектного характера необходимо обращать внимание на умение детей сотрудничать в группе, принимать поставленную задачу и искать, отбирать необходимую информацию, находить решение возникающих при работе проблем, изготовлять изделие заданным параметрам и оформлять выступление. Кроме того, отмечать активность, и инициативность, коммуникабельность учащихся, умение выполнять свою роль в группе, вносить предложения для выполнения практической части задания, защищать проект.
Текущий контроль проходит на этапе завершения работы над изделием. Отметка складывается из критериев: аккуратность выполнения работы; соблюдение технологии процесса изготовления изделия; качество. Отметка выставляется по пятибалльной шкале со второй четверти второго класса.
Контрольных работ и промежуточного контроля по предмету «Технология» нет. итоговая четверная отметка складывается из учёта текущих отметок. Годовая оценка выставляется с учётом четвертных. В конце года проходят выставки работ учащихся, где у второклассников появляется возможность посмотреть лучшие работы, оценить их достоинства сделать выводы. В курсе «Технология» формируется умение учащихся обсуждать и оценивать как собственные работы, так и работы своих одноклассников. Такой подход способствует осознанию причин успеха или неуспеха собственной учебной деятельности. Обсуждение работ учащихся с этих позиций обеспечивает их способность конструктивно реагировать на критику учителя или товарищей по классу.
Список учебно-методической литературы
Н.И. Роговцева Технология. : Учебник.1 класс.- М.: «Просвещение» 2011
Н.И. Роговцева Рабочая тетрадь. 1 класс. - М.: «Просвещение» 2011
Н.И. Роговцева Богданова Н.В. Фрейтаг И.П. Поурочные разработки по технологии: универсальное издание. 1класс. - М.: «Просвещение» 2011
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Стр. учебн. | Дата | Тема урока Содержание | Характеристика деятельности учащихся | УУД |
Давайте познакомимся (3 ч) | |||||
1 | Как работать с учебником. Знакомство с учебником и рабочей тетрадью; условными обозначениями; критериями оценки изделия по разным основаниям. Я и мои друзья Знакомство с соседом по парте, сбор информации о круге его интересов, осмысление собственных интересов и предпочтений и заполнение анкеты. | Сравнивать учебник, рабочую тетрадь, объяснять значение каждого пособия. Осваивать критерии выполнения изделия и навигационную систему учебника (систему условных знаков). Осуществлять поиск необходимой информации (задавать и отвечать на вопросы о круге интересов). Анализировать, отбирать, обобщать полученную информацию и переводить ее в знаково-символическую систему (рисунок- пиктограмму). | Предметные Обучающийся научится - различать средства познания окружающего мира; - различать инструменты и материалы; - называть виды предметно-практической деятельности. Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться - строить вопросительные предложения об окружающем мире; - организовывать рабочее место Регулятивные ∙ определять и формулировать цель выполнения заданий на уроке, под руководством учителя. ∙ принимать учебную задачу; ∙ учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; ∙ учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника; ∙ учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Познавательные ∙ ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела. ∙ отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. ∙ группировать предметы, объекты на основе существенных признаков ∙ определять тему; ∙ ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре); ∙ добывать новые знания: находить ответы на вопросы, ∙ понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; Коммуникативные ∙ участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; ∙ отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; ∙ соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить; ∙ слушать и понимать речь других. Личностные ∙ ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение»,«родина», «природа», «семья». ∙ положительное относиться к занятиям предметно-практической деятельностью; ∙ знать о причины успеха в предметно-практической деятельности; ∙ принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; ∙ соблюдать гигиену учебного труда и уметь организовать рабочее место; ∙ в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. | ||
2 | Материалы и инструменты. Знакомство с понятиями: «материалы» и «инструменты». Организация рабочего места. Рабочее место. Подготовка рабочего места. Размещение инструментов и материалов. Уборка рабочего места | Находить и различать инструменты, материалы. Устанавливать связи между видом работы и используемыми материалами и инструментами. Организовывать свою деятельность: подготавливать рабочее место, правильно и рационально размещать инструменты и материалы, убирать рабочее место.[1] | |||
3 | Что такое технология. Знакомство со значением слова «технология» (название предмета и процесса выполнения изделия). Осмысление умений, которыми овладеют дети на уроках. Понятие: «технология». | Объяснять значение слово «технология», осуществлять поиск информации в словаре из учебника. Называть виды деятельности, которыми школьники овладеют на уроках «Технологии», соотносить их с освоенными умениями. Прогнозировать результат своей деятельности. (чему научатся). | |||
Человек и земля (21 ч) | |||||
4 | Природный материал. Изделие: « Аппликация из листьев». Виды природных материалов. Подготовка природных материалов к работе, приемы и способы работы с ними. Сбор, сортировка, сушка под прессом и хранение природного материала. Выполнение аппликации по заданному образцу. Понятия: «аппликация», «пресс», «природные материалы», «план выполнения работы» (текстовый и слайдовый). | Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять природные материалы их виды и свойства (цвет, фактура, форма и др.). Осваивать правила сбора и хранения природных материалов. Осмысливать значение бережного отношения к природе. Соотносить природные материалы по форме и цвету с реальными объектами. Выполнять практическую работу из природных материалов: собрать листья высушить под прессом и создавать аппликацию из сухих листьев по заданному образцу, заменять листья похожими по форме и размеру на образец. Выполнять работу с опорой на слайдовый или текстовый план. Соотносить план с собственными действиями. | Предметные - научится подготавливать природные материалы к работе; - освоит приемы работы с природными материалами, пластилином, бумагой и картоном; - познакомится с профессиями, связанными с практической предметной деятельностью; - познакомится с видами и свойствами материалов, правилами безопасной работы с ними; - познакомятся с видами диких и домашних животных; - научится выполнять макет дома; - научится пользоваться шаблоном для разметки изделия; - научится сервировать стол; - научится выращивать растения из семян и ухаживать за комнатными растениями. Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться планировать, осуществлять и оценивать результаты совместной групповой проектной работы Регулятивные ∙ определять и формулировать цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя. ∙ понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу; ∙ определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. ∙ проговаривать последовательность действий на уроке; ∙ учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; ∙ с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов; ∙ использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д. ∙ учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника; ∙ выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона; ∙ учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. ∙ оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; Познавательные : ∙ ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела. ∙ отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. ∙ сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. ∙ группировать предметы, объекты на основе существенных признаков, подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; ∙ определять тему; ∙ ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; ∙ делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре); ∙ добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; ∙ перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; ∙ понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях; ∙ понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; ∙ анализировать объекты труда с выделением их существенных признаков; ∙ устанавливать причинно - следственные связи в изучаемом круге явлений; ∙ обобщать - выделять класс объектов по заданному признаку. Коммуникативные ∙ участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; ∙ отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; ∙ соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить; ∙ слушать и понимать речь других; ∙ принимать участие в коллективных работах, работах парами и группами; ∙ понимать важность коллективной работы; ∙ контролировать свои действия при совместной работе; ∙ допускать существование различных точек зрения; ∙ договариваться с партнерами и приходить к общему решению. Личностные ∙ ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья». ∙ проявлять уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям. ∙ оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие; ∙ называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять свое отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей; ∙ положительное относиться к занятиям предметно-практической деятельностью; ∙ знать о причины успеха в предметно-практической деятельности; ∙ ориентироваться на оценку результатов собственной деятельностью; ∙ проявлять интерес к отдельным видам предметно-практической деятельности; ∙ принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; ∙ самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей); ∙ испытывать этические чувства (стыда, вины, совести) на основании анализа простых ситуаций; ∙ знать основные моральные нормы поведения; ∙ соблюдать гигиену учебного труда и уметь организовать рабочее место; ∙ в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. | ||
5-6 | Пластилин. Знакомство со свойствами пластилина. Инструменты, используемые при работе с пластилином. Приемы работы с пластилином. Выполнение аппликации из пластилина. Использование «Вопросов юного технолога» для организации своей деятельности и ее рефлексии. Понятия: «эскиз», «сборка». Изделие: аппликация из пластилина «Ромашковая поляна». 1 ч. Выполнение изделия из природного материала с использованием техники соединения пластилином. Составление тематической композиции. Понятие: «композиция». Изделие «Мудрая сова». 1 ч. | Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) свойства пластичных материалов. Осваивать способы и правила работы с пластичными материалами. Анализировать изделие, планировать последовательность его выполнения под руководством учителя. Корректировать выполнение изделия. Оценивать выполняемое изделие на основе «Вопросов юного технолога». Планировать и осуществлять работу, на основе представленных в учебнике слайдов и текстовых планов, сопоставлять эти виды планов. [2] Сравнивать свойства различных природных материалов листьев, шишек, веточек, кленовых крылаток, желудей, каштанов. Соотносить форму и цвет природных материалов с реальными объектами, отбирать необходимые материалы для выполнения изделия. Осваивать приемы соединения природных материалов при помощи пластилина. Составлять композицию их природных материалов. Составлять план работы над изделием при помощи «Вопросов юного технолога» Осмысливать значение бережного отношения к природе. | |||
7-9 | Растения. Изделие: «заготовка семян» 1 ч Использование растений человеком. Знакомство с частями растений. Знакомство с профессиями связанными с земледелием. Получение и сушка семян. Понятие: «земледелие», Проект «Осенний урожай». Изделие. «Овощи из пластилина». 2 ч. Осмысление этапов проектной деятельности (на практическом уровне.). Использование «Вопросов юного технолога» для организации проектной деятельности. Приобретение первичных навыков работы над проектом под руководством учителя. Отработка приемов работы с пластилином, навыков использования инструментов. Понятие: «проект». | Актуализировать знания об овощах. Осмысливать значение растений для человека. Выполнять практическую работу по получению и сушке семян. Осваивать приемы работы с пластилином (скатывание, сплющивание, вытягивание). Подбирать материал для выполнения изделия. Осваивать первичные навыки работы над проектом под руководством учителя: ставить цель, составлять план, использовать «Вопросы юного технолога», распределять роли, проводить самооценку. Слушать собеседника, излагать свое мнение, осуществлять совместную практическую деятельность, анализировать свою деятельность. Анализировать план работы над изделием, сопоставлять с ними свои действия и дополнять недостающие этапы выполнения изделия | |||
10 | Бумага. Изделие. Закладка из бумаги. Знакомство с видами и свойствами бумаги. Приемы и способы работы с бумагой. Правила безопасной работы с ножницами. Знакомство с правилами разметки при помощи шаблона и сгибанием, соединение деталей при помощи клея Составление симметричного орнамента из геометрических фигур. Знакомство с использованием бумаги и правилами экономного расходования ее. Понятия: «шаблон». «симметрия», «правила безопасной работы». | Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять свойства бумаги (состав, цвет, прочность); определять виды бумаги по цвету и толщине. Осваивать приемы работы с бумагой, правила работы с ножницами, разметки деталей по шаблону и сгибанием, правила соединения деталей изделия при помощи клея. Планировать и осуществлять работу, на основе представленных в учебнике слайдов и текстовых планов, сопоставлять эти виды планов. Выполнять симметричную аппликацию из геометрических фигур по заданному образцу. | |||
11 | Насекомые. Изделие «Пчелы и соты». Знакомство с видами насекомых. Использование человеком продуктов жизнедеятельности пчел. Составление плана выполнения изделия по образцу на слайдах. Выполнение изделия из различных материалов (природные, бытовые материалы, пластилин, краски). | Использовать различные виды материалов при выполнении изделий (природные, бытовые и пластичные материалы). Соотносить форму и цвет природных материалов с реальными объектами и находить общее. Осваивать приемы соединения природных материалов при помощи пластилина. Самостоятельно планировать контролировать и корректировать свою деятельность при выполнении изделия по слайдовому плану. Оценивать качество выполнения работы, используя «Вопросы юного технолога». | |||
12 | Дикие животные. Проект «Дикие животные».
Изделие: «Коллаж «Дикие животные»» Виды диких животных. Знакомство с техникой «коллаж». Выполнение аппликации из журнальных вырезок в технике коллаж. Знакомство с правилами работы в паре. | Осваивать приемы создания изделия в технике коллажа. Осваивать первичные навыки работы над проектом под руководством учителя: распределять роли, составлять план на основе «Вопросов юного технолога», обсуждать план в паре; корректировать свою деятельность и деятельность партнера при выполнении изделия; проводить оценки и самооценку. Слушать собеседника, излагать свое мнение. Отбирать материал для выполнения изделия по тематике, цвету, размеру, проявлять творчество. Использовать правила работы с бумагой, ножницами и клеем. Оформлять изделие. | |||
13-14 | Новый год. Проект «Украшаем класс к новому году». Освоение проектной деятельности: работа в парах, распределение ролей, представление работы классу, оценка готового изделия. Украшение на елку. Подбор необходимых инструментов и материалов. Выполнение разметки деталей по шаблону. Соединение деталей изделия при помощи клея. Выполнение елочной игрушки из полосок цветной бумаги. Изделие: «украшение на елку» 1 ч. Украшение на окно. Выполнение украшения на окно в форме елочки из тонкой бумаги. Раскрой бумаги без ножниц (обрыв по контуру). Приклеивание бумажного изделия мыльным раствором к стеклу. Изделие: «украшение на окно» 1 ч. | Использовать умения работать над проектом под руководством учителя: составлять план, используя «Вопросы юного технолога»; распределять роли, проводить самооценку. Слушать собеседника, излагать свое мнение, осуществлять совместную практическую деятельность, анализировать свою деятельность. Выбирать необходимые инструменты, материалы и приемы работы. Осваивать способы работы с бумагой: выполнять разметку деталей по шаблону и раскрой бумаги без ножниц в технике обрывания по контуру. Создавать на основе заданной технологии и приведенных образцов собственного изделия. Оформлять класс. Участвовать в творческой деятельности по украшению класса. | |||
15 | Домашние животные. Изделие: «Котенок». Виды домашних животных. Значение домашних животных в жизни человека. Выполнение фигурок домашних животных из пластилина. Закрепление навыков работы с пластилином. | Использовать приемы работы с пластилином: скатывание, сплющивание, вытягивание. Анализировать форму и цвет реальных объектов (домашних животных), соблюдать их при выполнении изделий. Планировать и осуществлять работу, на основе представленных в учебнике слайдов и текстовых планов, сопоставлять эти виды планов. Определять по слайдовому плану последовательность выполнения изделия. Определять и использовать приемы работы с пластилином, необходимые для выполнения изделия. Понимать значение домашних животных в жизни человека. | |||
16 | Такие разные дома. Знакомство с видами домов и материалами, применяемыми при их постройке. Практическая работа по определению свойств гофрированного картона. Выполнение макета домика с использованием гофрированного картона и природных материалов. Понятия: «макет», «гофрированный картон».
| Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять различные виды домов. По иллюстрации учебника и собственным наблюдениям составлять рассказ о материалах, используемых при строительстве домов. Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять свойства гофрированного картона. Проводить эксперимент по определению способа сгибания гофрированного картона (вдоль линий). Создавать макет дома из разных материалов (гофрированный картон и природные материалы) Осваивать способы работы с шаблоном и соединение деталей при помощи пластилина. Планировать и осуществлять работу, на основе представленных в учебнике слайдов и текстовых планов, сопоставлять эти виды планов. Контролировать и корректировать выполнение работы на основе сайдового плана. | |||
17-18 | Посуда. Проект «Чайный сервиз 1 ч. Изделия: «чашка», « чайник», « сахарница» 1 ч. Знакомство с видами посуды и. материалами, из которых ее производят. Использование посуды. Сервировка стола и правила поведения за столом при чаепитии. Выполнение разных изделий по одной технологии из пластилина. Работа в группах при выполнении изделий для чайного сервиза. Понятия: «сервировка», «сервиз». | Использовать умения работать над проектом под руководством учителя: ставить цель, составлять и обсуждать план выполнения изделия, используя «Вопросы юного технолога», распределять роли, проводить оценку качества выполнения изделия. Слушать собеседника, излагать свое мнение, осуществлять совместную практическую деятельность, анализировать свою деятельность. Создавать разные изделия на основе одной технологии, самостоятельно составляя план их выполнения. Использовать приемы работы с пластилином: скатывание, сплющивание, вытягивание, скручивание, вдавливание. Анализировать форму, цвет и размер реальных объектов, соблюдать их при выполнении изделий. Использовать правила сервировки стола для чаепития при создании композиции «Чайный сервиз». Осваивать правила поведения за столом. | |||
19 | Свет в доме. Изделие: « Торшер». Знакомство с разнообразием осветительных приборов в доме. Сравнивать старинные и современные способы освещения жилища. Выполнение модели торшера, закрепление навыков вырезания окружности. Знакомство с правилами безопасной работы с шилом. | Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять различные виды осветительных приборов. На основе иллюстраций учебника составлять рассказ о старинных и современных способах освещения жилищ, находить элементарные причинно-следственные связи. Анализировать конструктивные особенности торшера. Планировать и осуществлять работу, на основе представленных в учебнике слайдов и текстовых планов, сопоставлять эти виды планов. Осваивать правила работы с шилом и подготавливать рабочее место. Выполнять раскрой деталей изделия с использованием шаблона и соединение деталей при помощи клея и пластилина. Выбирать удобный для себя план работы над изделием. | |||
20 | Мебель Изделие: «Стул» Знакомство с видами мебели и материалами, которые необходимы для ее изготовления. Освоение правил самообслуживания (уборка комнаты и правила ухода за мебелью). Выполнение модели стула из гофрированного картона. Отделка изделия по собственному замыслу. | Планировать и осуществлять работу, на основе представленных в учебнике слайдовых и текстовых планов, сопоставлять эти виды планов. Выбирать необходимые инструменты, материалы и приемы работы. Использовать способы работы с бумагой, выполнять раскрой деталей по шаблону, оформлять изделие по собственному эскизу. Осваивать правила ухода за мебелью и уборки квартиры. Составлять рассказ, основываясь на своем опыте, об инструментах, приспособлениях и материалах, необходимых для уборки квартиры. | |||
21- | Одежда Ткань, Нитки Изделие: «Кукла из ниток» Знакомство с видами одежды, ее назначением и материалы их которых ее изготавливают. Способы создания одежды. Виды ткани и нитей, их состав, свойства, назначение и применение в быту и на производстве. Создание разных видов кукол из ниток по одной технологии. Понятия: «выкройка», «модель» | Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) текстильные и волокнистые материалы. Под руководством учителя определять виды тканей и нитей, их состав, свойства, назначение и применение в быту и на производстве. Осуществлять подбор тканей и ниток в зависимости от выполняемых изделий. Определять инструменты и приспособления необходимые для работы. Осваивать умение наматывать нитки, связывать их и разрезать. Планировать и осуществлять работу, на основе представленных в учебнике слайдов и текстовых планов, сопоставлять эти виды планов. Осмысливать способы изготовления одежды и ее назначение. | |||
22-23 | Учимся шить Изделия: «Закладка с вышивкой», « Медвежонок» 2 ч Знакомство с правилами работы с иглой. Освоение строчки прямых стежков, строчки стежков с перевивом змейкой, строчки стежков с перевивом спиралью, Пришивание пуговицы с двумя и четырьмя отверстиями. Использование разных видов стежков для оформления закладки. Оформление игрушки при помощи пуговиц. | Осваивать правила безопасной работы с иглой и шилом при выполнении изделий. Осваивать виды стежков и способы пришивания пуговиц и использовать их для оформления изделий. Сравнивать различные виды пуговицы (пуговицы с ушком, пуговицы со сквозными отверстиями) и способы их пришивания; способы выполнения стежков на основе прямых стежков. Осуществлять выбор ниток и пуговиц для выполнения изделия по контрасту. Организовывать рабочее место. Осваивать правила экономного расходования тканей и нитей при выполнении изделия. Планировать и осуществлять работу, на основе представленных в учебнике слайдов и текстовых планов, сопоставлять эти виды планов. | |||
24 | Передвижение по земле Изделие: «Тачка». Знакомство со средствами передвижения в различных климатических условиях. Значение средств передвижения для жизни человека. Знакомство с конструктором его деталями и правилами соединения деталей. Выполнение из конструктора модели тачки. | Осваивать приемы работы с конструктором: знакомство с видами деталей и способами их соединения. Конструировать изделие на основе предложенного плана, искать и заменять детали конструкции, выбирать способы сборки. Применять «правило винта» при" сборке и разборке моделей (завинчивать по часовой стрелке, отвинчивать против часовой стрелки). Осваивать разные виды соединений деталей (подвижное и неподвижное). Моделировать и собирать изделие из конструктора, проектировать конструкцию простого бытового механизма - тачки. Планировать и осуществлять работу, на основе представленных в учебнике слайдов и текстовых планов, сопоставлять эти виды планов. Находить необходимую информацию в тексте. | |||
«Человек и вода» 3 часа | |||||
25 | Вода в жизни человека. Вода в жизни растений. Изделие: «Проращивание семян», «Уход за комнатными растениями» Осмысление значимости воды для человека и растений. Выращивание растений и уход за комнатными растениями. Проведение эксперимента по определению всхожести семян. Проращивание семян. Понятие: «рассада».
| Исследовать значение воды в жизни человека, животных, растений. Осуществлять поиск необходимой информации о воде, ее значение для развития жизни на земле, использовании воды человеком (способом добывания питьевой воды из-под земли; значением воды для здоровья человека), о передвижении по воде и перевозке грузов с использованием водного транспорта. Сравнивать с информацию, полученную из разных источников (из разных учебников, текстов, собственных наблюдений и опыта.). На основе сравнения информации делать выводы и обобщения. Осваивать способы проращивания семян в воде. Проводить эксперимент, исследовать всхожесть семян, наблюдать и фиксировать наблюдения. Определять и использовать инструменты и приспособления необходимые для ухода за комнатными растениями. В практической деятельности осваивать правила ухода за комнатными растениями. | Предметные - выращивать растения из семян и ухаживать за комнатными растениями; - выполнять макет и модель изделия из различных материалов; Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться организовывать и оценивать результаты проектной деятельности. Регулятивные ∙ определять и формулировать цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя. ∙ понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу; ∙ определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. ∙ проговаривать последовательность действий на уроке; ∙ учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; ∙ с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов; ∙ использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д. ∙ учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника; ∙ выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона; ∙ учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. ∙ оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; Познавательные ∙ ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела. ∙ отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. ∙ сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. ∙ группировать предметы, объекты на основе существенных признаков, подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; ∙ определять тему; ∙ ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; ∙ делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре); ∙ добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; ∙ перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; ∙ понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях; ∙ понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; ∙ анализировать объекты труда с выделением их существенных признаков; ∙ устанавливать причинно - следственные связи в изучаемом круге явлений; ∙ обобщать - выделять класс объектов по заданному признаку. Коммуникативные ∙ участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; ∙ отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; ∙ соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить; ∙ слушать и понимать речь других; ∙ принимать участие в коллективных работах, работах парами и группами; ∙ понимать важность коллективной работы; ∙ контролировать свои действия при совместной работе; ∙ допускать существование различных точек зрения; ∙ договариваться с партнерами и приходить к общему решению Личностные ∙ оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие; ∙ называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять свое отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей; ∙ положительное относиться к занятиям предметно-практической деятельностью; ∙ ориентироваться на оценку результатов собственной деятельностью; ∙ проявлять интерес к отдельным видам предметно-практической деятельности; ∙ принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; ∙ самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей); ∙ знать основные моральные нормы поведения; ∙ соблюдать гигиену учебного труда и уметь организовать рабочее место; ∙ в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. | ||
26 | Питьевая вода. Изделие: «Колодец» Выполнение макета колодца из разных материалов (бумага и природные материалы). Анализ конструкции изделия, создание модели куба при помощи шаблона развертки и природного материала (палочек.). Создание композиции на основе заданного в учебнике образца. | Отбирать материалы, инструменты и приспособления для работы по иллюстрациям в учебнике. Осваивать последовательность создания модели куба из бумаги при помощи шаблона развертки и природного материала (палочек.). Самостоятельно анализировать образец. Конструировать макет колодца. Использовать известные свойства материалов при определении приемов выполнения изделия. Сравнивать способы и приемы выполнения изделия. Составлять и оформлять композицию по образцу или собственному замыслу. Использовать различные виды материалов для создания композиции и ее оформления.
| |||
27 | Передвижение по воде. Проект: «Речной флот», Изделия: «Кораблик из бумаги», «Плот» Знакомство со значение водного транспорта для жизни человека. Знакомство со способами сборки плота. Создание из бумаги модели плота, повторяя технологию его сборки. Создание формы цилиндра из бумаги. Проводить исследование различных материалов на плавучесть. Знакомство со способами и приемами выполнения изделий в технике оригами. Осуществление работы над проектом. Понятие: «оригами». | Анализировать процесс сборки реального объекта (плота), конструировать макет плота с использованием данной технологии. Осваивать новые способы соединения деталей, технику работы с бумагой — «оригами» Составлять и оформлять композиции по образцу. Самостоятельно анализировать образец, определять недостающие этапы его выполнения детали. Исследовать различные материалы на плавучесть. Использовать известные свойства материалов при определении приемов выполнения изделия. Определять используемые материалы и инструменты по слайдам готовых изделий. Осваивать приемы техники «оригами». Сравнивать модели одного изделия, выполненные из разных материалов. Использовать умения работать над проектом под руководством учителя: ставить цель, составлять план, используя «Вопросы юного технолога», распределять роли, проводить самооценку, обсуждать план. Слушать собеседника, излагать свое мнение, осуществлять совместную практическую деятельность, анализировать свою деятельность. | |||
«Человек и воздух» 3 часа. | |||||
28 | Использование ветра. Изделие: «Вертушка» Осмысление способов использования ветра человеком. Работа с бумагой. Изготовление макета по шаблону. Рациональное размещение материалов и инструментов. Знакомство со способами разметки по линейке. Выполнение правил техники безопасности. Изготовление модели флюгера из бумаги. Оформление по самостоятельному замыслу. Понятие: «флюгер». | Осуществлять поиск необходимой информации об использовании ветра, о птицах, о полетах человека, летательных аппаратах. Сопоставлять полученную информацию со знаниями, полученными на других предметах, из собственных наблюдений и прочитанных книг. Сравнивать современные и старинные виды летательных аппаратов. Приводить собственные примеры, делать выводы и обобщения, аргументировать свои ответы. Осваивать технологию моделирования в практической деятельности при изготовлении вертушки. Выполнять разметку деталей по линейке. Осваивать соединение деталей с помощью кнопки. Использовать приемы работы с бумагой. Выполнять украшение изделия по собственному замыслу. | Предметные - выполнять макет и модель изделия из различных материалов; - размечать изделие с помощью шаблона. Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться строить вопросительные предложения об окружающем мире. Регулятивные ∙ определять и формулировать цель выполнения заданий на уроке под руководством учителя; ∙ понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу; ∙ определять план выполнения заданий на уроке под руководством учителя; ∙ учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; ∙ с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов; ∙ использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д. ∙ учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника; ∙ выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона; ∙ оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; Познавательные ∙ ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела. ∙ отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. ∙ сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. ∙ группировать предметы, объекты на основе существенных признаков; ∙ определять тему; ∙ ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; ∙ добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; ∙ перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; ∙ понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях; ∙ анализировать объекты труда с выделением их существенных признаков; ∙ устанавливать причинно - следственные связи в изучаемом круге явлений; ∙ обобщать - выделять класс объектов по заданному признаку. Коммуникативные ∙ участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; ∙ слушать и понимать речь других; ∙ принимать участие в коллективных работах, работах парами и группами; ∙ контролировать свои действия при совместной работе. Личностные ∙ называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять свое отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей; ∙ положительное относиться к занятиям предметно-практической деятельностью; ∙ знать о причины успеха в предметно-практической деятельности; ∙ ориентироваться на оценку результатов собственной деятельностью; ∙ проявлять интерес к отдельным видам предметно-практической деятельности; ∙ принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; ∙ самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей); ∙ испытывать этические чувства (стыда, вины, совести) на основании анализа простых ситуаций; ∙ знать основные моральные нормы поведения; ∙ соблюдать гигиену учебного труда и уметь организовать рабочее место; ∙ в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить | ||
29 | Полеты птиц. Изделие: «Попугай» Знакомство с видами птиц. Закреплять навыки работа с бумагой. Знакомство со способом создания мозаики с использованием техники «рваная бумага». Знакомство со способами экономного расходования бумаги материалов при выполнении техники «рваная бумага». Выполнение аппликации. Выполнение деталей для мозаики в группе. Понятие: «мозаика». | Осваивать новый способ изготовления мозаики, применяя технику «рваной бумаги». Подготавливать своё рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать технику безопасности, закреплять навыки работы с бумагой и клеем. Осваивать и использовать способы экономного расходования бумаги при выполнении техники «равной бумаги». Изготавливать по образцу в соответствии с планом аппликацию из бумаги, корректировать и контролировать последовательность выполнения. Выполнять заготовки для мозаики в группе. | |||
30 | Полеты человека. Изделие: «Самолет», «Парашют» Знакомство с видами летательных аппаратов. Моделирование. Выполнение модели самолета и парашюта. Закрепление умения работать с бумагой в технике «оригами», размечать по шаблону. Оформление изделия по собственному замыслу. Понятия: «летательные аппараты». | Подготавливать своё рабочее место, размещать материалы и инструменты, соблюдать технику безопасности, закрепляя навыки самоорганизации в деятельности. Осваивать технологию моделирования. Использовать навыки работы с бумагой, правила работы с ножницами и клеем. Самостоятельно создавать изделие, использовать технику «оригами». Соотносить текстовый и слайдовый план. Проводить эксперимент, определять прямую зависимость (чем тяжелее груз, тем скорость падения парашюта выше.). | |||
Человек и информация-3часа. | |||||
31 | Способы общения. Изделия: «Письмо на глиняной дощечке », «Зашифрованное письмо», Изучение способов общения. Закрепление способов работы с бумагой, картоном, глиной. Создание рисунка на пластичном материале при помощи продавливания. Перевод информации в разные знаково-символические системы (анаграммы и пиктограммы). Использование знаково-символической системы для передачи информации (кодирование, шифрование). | Осуществлять поиск информации о способах общения. Анализировать и сравнивать способы общения и передачи информации и в разных средах (животный мир, человек), на основании полученного материала самостоятельно делать простые выводы и обосновывать их. Осваивать способы работы с новым материалом - глина - и нанесение на нее рисунка с помощью стеки. Переводить информацию в разные знаково-символические системы (анаграммы, пиктограммы) . Самостоятельно анализировать образец, определять недостающие детали. Использовать известные свойства материалов при определении приемов выполнения изделия Определять необходимые для выполнения изделия материалы и инструменты по слайдовому плану. | Предметные - кодировать и шифровать информацию; -графически обозначать безопасный маршрут. Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит нужную информацию в Интернете и других справочных пособиях. Регулятивные ∙ определять и формулировать цель выполнения заданий на уроке под руководством учителя; ∙ учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; ∙ с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов; ∙ учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Познавательные ∙ ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; ∙ отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике и других источниках; ∙ определять тему; ∙ ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; ∙ делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре); ∙ добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; ∙ перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; ∙ понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях; ∙ понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; ∙ устанавливать причинно – следственные связи в изучаемом круге явлений; ∙ обобщать - выделять класс объектов по заданному признаку. Коммуникативные ∙ участвовать в диалоге на уроке; ∙ отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; ∙ соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить; ∙ слушать и понимать речь других; ∙ принимать участие в коллективных работах, работах парами и группами; ∙ понимать важность коллективной работы; ∙ допускать существование различных точек зрения; ∙ договариваться с партнерами и приходить к общему решению. Личностные ∙ оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие; ∙ называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять свое отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей; ∙ принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; ∙ самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей); ∙ испытывать этические чувства (стыда, вины, совести) на основании анализа простых ситуаций; ∙ знать основные моральные нормы поведения; ∙ соблюдать гигиену учебного труда и уметь организовать рабочее место; ∙ в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить | ||
32 | Важные телефонные номера, Правила движение Изделие: Составление маршрута безопасного движения от дома до школы. Знакомство со способами передачи информации Перевод информации в знаково-символическую систему. Осмысление значения дорожных знаков для обеспечения безопасности. Нахождение безопасного маршрута из дома до школы, его графическое изображение. | Осуществлять поиск информации о способах передачи информации. Анализировать, сравнивать, соотносить информацию с знаково-символической системой. Ориентироваться в дорожных знаках. Объяснять их значение. Составлять таблицу важных телефонных номеров, маршрута передвижения от дома до школы, использовать для этого информацию из учебника ОБЖ и собственный опыт. (Закрепить знания о способах обеспечения собственной безопасности). Составлять простой графический план местности, расставлять дорожные знаки, определять маршрут. | |||
33 | Компьютер. Изучение компьютера и его частей. Освоение правил пользования компьютером и поиска информации. Понятия: «компьютер», «интернет» | Осуществлять поиск информации о компьютере, его составных частях, сферах применения. Осваивать правила безопасного использования компьютера. Осваивать работу на компьютере: включать и выключать его; называть и показывать части компьютера; находить информацию в интернете с помощью взрослого. |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
Книгопечатная продукция Н.И.Роговцева, С.В. Анащенкова. Программа «Технология 1-4 классы». М.: Просвещение. 2011. |
Учебник Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология: Учебник: 1 класс. – М.: Просвещение, 2011. |
Рабочая тетрадь Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология: Рабочая тетрадь: 1 класс. М.: Просвещение, 2011. |
Методические пособия Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В. Уроки технологии: 1 класс. «Технологические карты» (На сайте издательства «Просвещение».) |
Информационно-коммуникативные средства Электронное приложение к учебнику «Технология»1 класс |
[1] Данный вид деятельности осуществляется на всех последующих уроках.
[2] Данный вид деятельности осуществляется на всех последующих уроках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по ФГОС 1 класс
Рабочая программа составлена с учётом требований ФГОС....
воспитательная система по новым ФГОС. 1 класс.
Материал для создания плана воспитательной работы в 1 классе по новым ФГОС. Использована концепция воспитания школьников по методике Н.Е.Щурковой. Все таблицы удобны для использования, стоит только вс...
Рабочая программа по ФГОС 1 класс (система Занкова)
Прграмма по технологии, кубановедению, окружающему миру, система Занкова, в соответствии с новыми ФГОС....
ФГОС 1 класс Оценка достижений планируемых результатов в 1 классе.
Планируемый результат: характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие; парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие; парные/непарные звонкие и...
Проверочная работа по окружающему миру в соответствии с требованиями ФГОС (1 класс, система Л.В.Занкова)
Разноуровневая проверочная работа по окружающему миру в 1 классе. Целью этой работы является оценка сформированности предметных и общепредметных умений у каждого ученика, обучающегося по системе Л.В.З...
тематическое планирование по ФГОС 1 класс
Новое тематическое планирование по математике для первого класса, по новым стандартам....
ФГОС 1 класс Календарно-тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» , Неменская Л.А. «Ты изображаешь, украшаешь и строишь», 1 класс.
Календарно-тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» , Неменская Л.А. «Ты изображаешь, украшаешь и строишь», 1 класс. № п\пДатаТема урока, стр.учебника, тетрадиРешае...