интегрированный урок "Сказочная Дымка"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему

Урок позволяет в занимательной форме провести онакомление с народными промыслами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_izobrazitelnogo_iskusstva.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока изобразительного искусства

Автор: учитель МОУ гимназии № 32 г.Калининграда  Рыженко О.В.

Тема урока: Праздничная «Дымка»( дымковская игрушка) слайд №1(3 урок в разделе «Народные промыслы».

Цели урока: 1. Познакомить детей с промыслом дымковской игрушки.

                      2. Научиться выделять характерные особенности росписи

                           дымковской игрушки (круги ,волнистые ,точки , горошины ,клетки)

                      3. Формировать у учащихся умение рисовать кистью элементы узора.

                      4. Развивать творческие способности у учащихся.

                      5. Развивать гармоничное  цветовосприятие .

                      6. Воспитывать интерес и любовь к народным промыслам своей страны.

Оборудование: 1.Лист белой бумаги.

                           2. Гуашь или акварельные краски.

                           3. Круглая кисть.

                           4. Баночка с водой.

                           5. Палитра.

                           6. Белые шаблоны дымковской игрушки.

                           7.  Интерактивная доска или мультимедиа проектор, экран.

                                                       Ход  урока:

1.Орг.момент:

Ребята, посмотрите, всё ли вы приготовили к уроку. Рассаживайтесь  все по своим местам.

Будьте на уроке очень внимательны.

Сегодня мы с вами продолжим наше увлекательное путешествие по карте народных промыслов (слайд № 2)

 

2. Актуализация знаний.

 -Рассмотрите карточку, которую вы получили перед уроком.

- Заполните её.

Приложение№1

                                              Народные  промыслы.                          

              Название промысла

         Отличительные признаки

                Гжель

               Хохлома

         Дымковская игрушка

 

- Проверьте ,правильно ли вы заполнили таблицу.(слайд № 3)

- Какая строка осталась пустой?

- Сегодня мы совершим с вами увлекательное путешествие в далёкое прошлое  к мастерам дымковской игрушки, узнаем её особенности, научимся её рисовать, и в конце урока вернёмся к нашей таблице.

Итак, отправляемся в путешествие.

3. Знакомство с новым материалом (слайды  №4-№7)

Наше путешествие начинается у реки Вятки. Когда-то очень давно на поросшем лесом берегу реки Вятки появилось поселение- слобода. По утрам хозяйки дружно топили печи, и кудрявые дымки весело поднимались к небу. Наверное, потому и назвали слободу Дымковской. Издавна в Дымковской слободе жили гончары. Лепили из местной красной глины посуду, а ещё дудочки-свистульки. Слепят и в печь поставят, чтобы они стали крепкими и долго всех  радовали. Потому и дымили очаги гончаров.

А свистульки в виде зверюшек и птичек делали не просто для забавы детворы. В старину Вятичи весной встречали Ярилу- бога солнца и плодородия- весёлым свистом глиняных дудочек.Тот весенний праздник назывался в народе « Свистунья».

- А расскажет нам об этом интересном названии праздника Алипатова Вика.

Почему «Свистунья»? А вот послушайте, что об этом рассказывает легенда.

Однажды город окружили враги. Много пришло их из чужой земли, сила несметная…

Казалось, нет от них спасения.Но вятичи – люди  находчивые. Придумали горожане «военную» хитрость. Все жители, и стар, и млад, взяли глиняные свистульки и тёмной ночью незаметно подкрались к врагам. И такой свист подняли! Заметались испуганные  враги , показалось им, что на выручку к горожанам пришло огромное войско,и с страхе бежали прочь. С тех пор вятичи отмечают свою победу весёлой «Свистуньей».

4. Физминутка ( проводится под музыку «Барыня»)

5. Продолжение изучения нового материала.

 -Не один праздник не обходится без ярких игрушек.( слайд№ 8)      

 -  Как же они получаются такие красивые и нарядные?

Отправимся  вместе с Машей Козьяковой  к мастерам в гости.

Итак, заглянем в мастерскую. Мы увидим с вами груды глины, мешки с мелом, ящики с красками, коробки с яйцами, молоко. Сначала игрушку лепят из гончарной глины с добавлением речного песка. Затем она сохнет. После  этого игрушку обжигают в печке и она становится крепкой и звонкой. Затем мастера разводят на молоке мел и белят игрушку. Затем игрушки расписывают, используя от 4 до 10 цветов и украшают листочками сусального золота.

-Лепят  дымковские мастера и животных: важных индюков, задиристых петухов, уток с утятами, барашков с золотыми рогами. (слайд № 9-№11)

(дети рассказывают стихи о дымковских игрушках)

Барашек-свисток                                                          Утка-Марфутка

Левый рог-завиток                                                        Бережком идёт,

Правый рог- завиток,                                                   Уточек- Марфуточек

На груди- цветок.                                                         Купаться ведёт.                                                          Бока  крутые,

                                                    Рога золотые,

                                                    Копыта с оборкой

                                                   На спине Егорка.

                                                                                                                 

-Какие цвета  используют мастера при росписи этих замечательных игрушек?

- Какие элементы росписи вы можете назвать?

- Давайте и мы с вами представим себя мастерами по росписи дымковской игрушки.

-  Потренируемся в рисовании элементов росписи, я показываю, а вы повторяйте за мной.

.                    1 Берём на кисть красный цвет и, слегка нажимая на кисть проводим

                       волнистую линию- змейку. Украсим её зелёными точками в изгибах

            снаружи и внутри.

                    2. Берём на кисть жёлтый цвет и рисуем кружок, а в середине рисуем ещё

                        кружок, затем украсим их синими точками вокруг этих кружков.

                     3. Берём на кисть синюю краску и рисуем кружок, а в середине

                         перекрещивающиеся полоски розового цвета .

Дальше я нарисую ещё несколько элементов росписи, а вы у себя на листочках повторите.

                                       

-  Ну, а теперь, используя  всё, что узнали и увидели о дымковской игрушке  попробуем сами создать такую игрушку.  

-  Поработаем  группами. Каждая группа получит конверт, в котором находится задание, которое вам надо выполнить.

- Итак, получаем задания и приступаем к работе.

(Учащиеся  получают в конвертах  задания разного уровня сложности.

1 группа- ( высокий уровень) дети ,изучающие данный предмет более углубленно, посещающие художественную школу или кружок. Эти дети получают задание : самим нарисовать и раскрасить дымковскую игрушку.

2,3,4 группы (средний уровень) получают задание: выбрать из предоставленных пустых шаблонов игрушек

 (барашки, Барыня, индюки) любые 3 шаблона, и создать композицию из них.

5 группа( низкий уровень) получает задание раскрасить готовую композицию из дымковских игрушек.

6. Заключительный этап урока.

   - Вот и закончилось наше увлекательное путешествие. Посмотрите на выставку ваших работ. Какие нарядные и весёлые получились у вас игрушки.

Давайте оценим ваши работы.

Работы оцениваются по следующим критериям:

1) правильность выбора цвета;

2) правильность рисования элементов;

3) композиция;

4) аккуратность выполнения

-  А теперь придвиньте к себе таблицу и заполните пустую графу.

-  Проверим себя. ( смотри приложение № 2), (слайд № 12)

  -  Молодцы!

-   Мы  не заканчиваем наше путешествие. На следующем уроке мы отправимся дальше по карте народных промыслов.

Приложение №1.

                                    Народные  промыслы

                  Название

   Отличительные признаки

                    Гжель

             Синий и белый цвет

                  Хохлома    

Золотой, красный , чёрный цвет  

          Дымковская  игрушка

Приложение №2.

                                Народные    промыслы

                 Название

   Отличительные признаки

                 Гжель

      Синий и белый цвет

                  Хохлома

Золотой, красный, чёрный цвет

       Дымковская игрушка

Белый фон, яркие краски: красный,синий,зелёный, жёлтый.

Приложение № 3.

К уроку прилагается презентация.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коллективная работа в стиле «дымка» Проект по технологии «Коллективная работа в стиле «дымка» на конкурс «Солнечный город».

Коллективная работа в стиле «дымка»Проект по технологии «Коллективная работа в стиле «дымка» на конкурс «Солнечный город».Нынешнее время ставит перед нами новые задачи, требующие поиска соверше...

Презентация "Дымка"

Интересная презентация для урока изобразительного искусства. Может быть использована в любом классе начальной школы....

В.Драгунский. Дымка и Антон. 3 класс

Материал представлен по программе "Школа 2100". ...

Путешествие в Дымку.

Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята! Вот мы опять собрались в нашей «Горнице». Только сегодня я предлагаю покинуть её уютные стены и отправиться в путешествие в Вятку. В нашем поезде 4 вагона:...

Секреты Дымки

презентация к уроку по ИЗО о Дымковской игрушке, основных элементах росписи...

"Секреты русской дымки. Роспись глиняной фигуры" (УМК "Перспектива")

Тип урока: комбинированныйЦель:  Знать особенности дымковской игрушки и последовательность её росписи; выполнить роспись глиняной фигурки.Задачи: - формировать художественно-графические навыки ки...