№п\п |
Тема урока
|
Кол-во часов |
Тип урока |
Элементы содержания |
Требования к уровню подготовки обучающихся |
Вид контроля |
Универсальные учебные действия | Дата проведения |
план |
факт |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
В гостях у осени. Узнай, какого цвета родная земля. (12 ч) |
|
|
1 | Лето в произведениях художников. | 1 | ОНЗ | Человек, мир природы в реальной жизни. Роль контраста в композиции. Главное и второстепенное в композиции. Теплые и холодные цвета. | Находить в произведениях живописи теплые и холодные цвета, цветовой контраст, композиционный центр, различать по размерам фигуры человека и предметов на разных планах композиции, свет и цвет. | Текущий | Личностные: -повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности; - ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы, на восприятие и понимание предложений и оценок учителей и товарищей; - развитие эстетических чувств на основе знакомства с произведениями искусства; - духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к природе – источнику красоты и вдохновения.
Регулятивные: - развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя
свои действия в соответствии с ней;
- вырабатывать способность различать способ и результат действия; - в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.
Познавательные: - развивать способность смыслового восприятия художественного текста; - осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии. Коммуникативные: - адекватно оценивать свою роль в коллективной (парной) творческой деятельности. - пользоваться диалогической формой коммуникации; - задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение; | 7.09 |
|
2 | Многоцветье земли в произведениях художников | 1 | ОНЗ | Живопись. Пейзаж родной природы. Элементарные приемы композиции на плоскости. Понятия: линия горизонта, ближе – больше, дальше – меньше, загораживание. | Сопоставлять изображения природы в пейзажах. Определять, что преобладает в их композиции – широта земного пространства или небо. Объяснять смысл понятия линия горизонта. | Самостоятельная работа | 14.09 |
|
3 | Самоцветы земли и мастерство ювелиров. | 1 | ОНЗ | Представления народа о мужской и женской красоте, отраженное в изобразительном искусстве. Сказочные образы в народной культуре декоративно-прикладном искусстве. Симметрия. Силуэт. Ритм. Цвет. | Рисовать силуэт девичьего праздничного головного убора и украшать его декоративной композицией. Объяснять смысл понятий сближенные цвета, нюансы, симметрия, силуэт. | Самостоятельная работа | 21.09 |
|
4 | В мастерской мастера-гончара. | 1 | ОНЗ | Знакомство с несколькими яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи. Природные формы. Простые геометрические формы. | Объяснять смысл понятий керамика, гончар, меандр, пальметта. Изображать силуэт симметричного предмета (сосуда). Намечать основные его части, которые украшаются орнаментами. | Самостоятельная работа | 28.09 |
|
5 | Природные и рукотворные формы в натюрморте. | 1 | ОНЗ | Жанр натюрморта. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Форма. Силуэт. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. | Рисовать с натуры натюрморт, составленный из сосуда, овощей и фруктов. Применять выразительные графические средства в работе (линия, пятно, штрих, светотень). | Самостоятельная работа | 5.10 |
|
6 | Красота природных форм в искусстве графики. | 1 | ОНЗ | Пейзажи родной природы. Композиция. Роль контраста в композиции. Красота и разнообразие природы, выраженные средствами рисунка. | Рисовать с натуры комнатные цветы выразительными средствами графики: линии, разные по виду и ритму, пятно, силуэт. Выражать в творческой работе свое отношение к природным формам средствами художественного образного языка графики. | Самостоятельная работа | 12.10 |
|
7 | Разноцветные краски осени в сюжетной композиции и натюрморте. | 1 | Р | Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к человеку, природе и обществу. | Объяснять смысл понятий цветовой круг, цветовой контраст. Применять цветовой контраст в передаче праздничного, радостного настроения, усиления эмоционально-образного звучания работы. | Самостоятельная работа | 19.10 |
|
8-9
| В мастерской мастера-игрушечника. | 2 | Р
| Приемы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России. | Варьировать мотивы народной росписи, изображать знака-символа. Передавать специфику стилистики произведений народного художественного промысла России. | Коллективная работа | 26.10 |
|
10 | Красный цвет в природе и искусстве. | 1 | ОНЗ | Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Художественные особенности красного цвета в живописи и народном искусстве; эмоциональная роль цвета в передаче цветового строя предметного мира. | Находить соответствие красного цвета в произведении искусства реальному цвету в натуре. Объяснять символическое значение красного цвета в композициях с предметами, имеющими в реальной жизни другую окраску. | Текущий | 9.11 |
|
11 | Найди оттенки красного цвета. Натюрморт из предметов на плоскости. | 1 | Р | Жанр натюрморта, пейзаж. Понятия: горизонталь, вертикаль, диагональ – в построении композиции. Цвет как главное выразительное средство живописи. | Объяснять роль красного цвета в передаче образа человека и природы. Рассказывать, как получить оттенки красного цвета, находить их путем смешивания красок на практике или по цветовому кругу. | Самостоятельная работа | 16.11 |
|
12 | Как белый и чёрный цвета создают образ. | 1 | ОНЗ | Изображение предметов, деревьев, животных: общие и характерные черты. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Силуэт. Роль черной и белой красок в эмоциональном звучании и выразительности. Роль контраста в композиции. | Рисовать с натуры вазу из обычного стекла, применять выразительные средства графики: белые линии, штрихи разной толщины, направления и ритма, силуэт, симметрию. | Самостоятельная работа | 23.11 |
|
В гостях у чародейки – зимы (12 ч) |
13 | В мастерской мастера гжели. | 1 | ОНЗ | Синий цвет как основной, его оттенки в живописи и изделиях Гжели; выразительность цветовых сочетаний и приемы их создания в живописи и гжельской росписи. | Рисовать силуэт изделия, украшать его росписью по мотивам Гжели. Использовать приемы кистевой росписи гжельского стиля. | Самостоятельная работа | - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе, в ситуации столкновения интересов; - адекватно оценивать свою роль в коллективной (парной) творческой деятельности.
Личностные: -повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности; - ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы, на восприятие и понимание предложений и оценок учителей и товарищей; - развитие эстетических чувств на основе знакомства с произведениями искусства; - духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к природе – источнику красоты и вдохновения.
Регулятивные: - развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя
свои действия в соответствии с ней;
- вырабатывать способность различать способ и результат действия; - в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.
Познавательные: - развивать способность смыслового восприятия художественного текста; - осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии. | 30.11 |
|
14 | Фантазируй волшебным гжельским мазком. | 1 | Р | Жанр пейзажа. Композиция. Цвет. Отображение состояния цветовой палитры в пейзажах белоснежной зимы; яркость и приглушенность цвета; выделение главного в композиции пейзажа с помощью размеров. | Намечать линию горизонта и располагать деревья на ближнем и дальнем плане. Подбирать цвета для неба и снега. Изображать приемами гжельского живописного мазка деревья и кусты. | Самостоятельная работа | 7.12 |
|
15 | Маска, ты кто? Разные выражения лица. | 1 | ОНЗ | Создание образов сказочных и фантастических героев, персонажей карнавального шествия в новогоднем празднике. Передача характерных черт внешнего облика. | Выполнять быстрые линейные наброски выражения лица: человек смеется или сердится, спокоен или гневается. Создание образа сказочного или фантастического персонажа. | Самостоятельная работа | 14.12 |
|
16
| Цвета радуги в новогодней елке. Декоративная композиция. | 1 | Р
| Содержание произведений живописи и декоративно-прикладного искусства на темы празднования Нового года и Рождества. | Использовать цветовой контраст как основное выразительное средство в передаче праздничного новогоднего настроения. | Коллективная работа | 21.12 |
|
17 | Храмы Древней Руси. Архитектура. | 1 | ОНЗ | Характерные особенности древнерусской архитектуры и художественные выразительные средства передачи великолепия белокаменных храмов Древней Руси в живописи. | Изображать по памяти или представлению силуэт одноглавого белокаменного храма. Использовать ось симметрии и парные ориентиры на горизонтальных линиях при построении изображения симметричной формы. | Самостоятельная работа | 28.12 |
|
18
| Измени яркий цвет белилами. Пейзаж. | 1
| ОНЗ
| Разнообразие колорита в разную погоду в зимнем пейзаже (солнечный, пасмурный день) и время суток (день, яркое солнце, ночь, лунный свет), передача в картине пространства, разные планы и цвет, настроение.
| Выбирать сюжет для зимнего пейзажа. Составлять на палитре нежные оттенки приемом смешивания белил с яркими цветами для снега и неба и использовать их в своем пейзаже.
| Самостоятельная работа
| 11.01 |
|
19 | Зимняя прогулка. Пейзаж с фигурой человека в движении. | 1 | ОНЗ | Образы природы и человека в живописи. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния. | Использовать схематические рисунки пропорций человеческой фигуры в движении при поиске движений героев собственной композиции. | Самостоятельная работа | 18.01 |
|
20
| Русский изразец в архитектуре. | 1 | ОНЗ
| Облицованные керамические плитки (изразцы) рельефные и гладкие, с синим и зеленым, многоцветным рисунком; единство декора с архитектурным решением храмов, украшений изразцовых печей с интерьером боярских палат. | Строить композицию узора с учетом симметрии для растительных мотивов и свободно при изображении фантастических зверей, птиц или людей. Применять зеленый цвет с разнообразными оттенками. | Самостоятельная работа | 25.01 |
|
21 | Изразцовая русская печь. | 1 | Р | Сюжетные и декоративные мотивы в украшении печных изразцов, фантастические и сказочные герои в их декоре; многосюжетные композиции; эмоциональная роль цвета. | Изображать сюжетно-декоративную композицию по мотивам народной сказки, в которой печь помогает героям. | Самостоятельная работа | 1.02 |
|
22 | Доблестные воины в произведениях русских художников. | 1 | ОНЗ | Изображение воинов в полном боевом снаряжении, на боевых конях; особенности композиции; выразительные средства создания образа воина. | Использовать центральное расположение фигуры воина-богатыря в композиции как важное выразительное средство. | Самостоятельная работа | 8.02 |
|
23 | Русский календарный праздник Масленица в искусстве. | 1 | ОНЗ | Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленной задачей. Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. | Изучить произведения изобразительного искусства, воссоздавшие обрядовые действия яркого календарного народного праздника Масленица. Сочинять на их основе узор для декорирования саночек. | Самостоятельная работа | 15.02 |
|
24 | Натюрморт из предметов старинного быта. | 1 | ОНЗ | Жанр натюрморта. Композиция. Пропорции и перспектива. Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и ассиметрия. | Рисовать с натуры натюрморт «Предметы старинного быта», применять простейшие приемы перспективы расположения предметов на плоскости. | Самостоятельная работа | 22.02 |
|
Весна - красна! Что ты нам принесла? (11 ч) |
25 | Образ русской женщины. Русский народный костюм. | 1 | ОНЗ | Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Портрет. Композиция. Цвет. | Рисовать фигуру красной девицы в народной одежде. Изображать основные элементы народного костюма. Соблюдать симметрию. Использовать выразительные средства декоративно-прикладного и народного искусства. | Самостоятельная работа | Личностные: -повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности; - ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы, на восприятие и понимание предложений и оценок учителей и товарищей; - развитие эстетических чувств на основе знакомства с произведениями искусства; - духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к природе – источнику красоты и вдохновения.
Регулятивные: - развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя
свои действия в соответствии с ней;
- вырабатывать способность различать способ и результат действия; - в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.
Познавательные: - развивать способность смыслового восприятия художественного текста; - осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии. Коммуникативные: - адекватно оценивать свою роль в коллективной (парной) творческой деятельности. - пользоваться диалогической формой коммуникации; - задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение; | 1.03 |
|
26
| Чудо палехской сказки. Сюжетная композиция. | 1 | ОНЗ | Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку, обществу. Месторасположение героев в композиции, выделение их с помощью цвета. | Изобразить главных героев в действии по сюжету «Сказка о царе Салтане», использовать цветовой контраст, подбирать яркие цвета для создания впечатления необычности, нарядности, сказочности композиции. | Самостоятельная работа | 15.03 |
|
27 | Цвет и настроение в искусстве. Весенний пейзаж. | 1 | ОНЗ | Образы природы и человека в живописи. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. | Рисовать яркую, по-весеннему звонкую композицию по памяти, по представлению и передавать цветом выразительный образ природы родного края, учитывая роль белой и черной красок при смешивании цветов. | Самостоятельная работа | 5.04 |
|
28 | Космические фантазии. Пейзаж. | 1 | ОНЗ | Художественные выразительные средства и своеобразие композиции фантастического пейзажа, роль воображения художника и его наблюдений природы. | В творческой работе использовать известные приемы и техники для переедания воображаемых космических впечатлений в цвете. | Самостоятельная работа | 12.04 |
|
29
| Весна разноцветная. Пейзаж в графике. | 1 | ОНЗ
| Моно типия как вид печатной графики. Композиционные и художественно-выразительные средства в пейзажной живописи на тему весны. | Объяснять смысл понятий колорит и монотипия (разового отпечатка с дорисовкой). Использовать цвет как основное выразительное средство в своей творческой работе. | Коллективная работа | 19.04 |
|
30 | Тарарушки из села Полховский Майдан. Народная роспись. | 1 | ОНЗ | Связь декоративного образа тарарушек с миром, природой, бытом в форме и росписи. Эмоциональные возможности цвета. | Сочинять свою композицию орнамента. Использовать цветовой контраст, создающий праздничное, радостное настроение. | Самостоятельная работа | 26.04 |
|
31 | Печатный пряник с ярмарки. Декоративная композиция. | 1 | Р | Истоки пряничного дела – выпечка обрядового печенья как народный обычай календарных праздников у многих народов. Искусство мастеров-резчиков пряничных досок. Композиция. | Изучить приемы техники резьбы пряничных досок и образах-символах (птицы, конь, хоромы, терема). Применять художественные графические приемы для получения четкого изображения «прорезки» на пряничной доске. | Самостоятельная работа | 3.05 |
|
32 | Памятник доблестному воину. Скульптура. | 1 | ОНЗ | Красота человека, выраженная средствами скульптуры. Объем в пространстве и объем на плоскости. Выразительность объемных композиций. | Выполнять композицию для памятной доски в честь героев-защитников Отечества. Передавать героизм и нравственную красоту подвига защитника Отечества. | Самостоятельная работа | 10.05 |
|
33 | Братья наши меньшие. Графика: набросок. | 1 | ОНЗ | Изображение птиц, животных: общие и характерные черты. Линии разные по виду и ритму в передаче характерных признаков животных. | Создавать выразительный образ домашнего животного, используя различные известные приемы художественного языка графики. | Самостоятельная работа | 17.05 |
|
34 | Цветы в природе и искусстве. Орнамент народов мира. | 1 | ОНЗ | Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи. Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. | Расписать силуэт предмета, используя выразительные средства орнамента народов мира. Выражать в творческой работе свое отношение к традициям орнаментного искусства разных народов мира. | Самостоятельная работа | 24.05 |
|
35
| Наш проект «Доброе дело само себя хвалит» | 1 | К | Демонстрация достигнутых результатов. Коллективная форма работы, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в художественно-творческой деятельности. | Проявлять навыки сотрудничества со сверстниками в разных ситуациях при обсуждении творческих работ, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. | Коллективная работа | 31.05 |
|