"Платок для мамы"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему
Урок изобразительного искусства в 3 классе, можно провести в ноябре, перед Днем Матери
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_izobrazitelnogo_iskusstva_v_3_klasse.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок изобразительного искусства в 3 классе
Тема: «Мамин платок».
Задание: создание эскиза платка для мамы, девочки или бабушки (праздничный или повседневный)
Прогнозируемые результаты
Прогнозируемые результаты. Дети научатся эстетически оценивать варианты росписи ткани на примере платка; понимать зависимость характера узора, цветового решения платка от того, кому и для чего он предназначен; узнают основные варианты композиционного решения росписи платка (с акцентированием изобразительного мотива в центре, по углам, в виде свободной росписи), а также характер узора (растительный или геометрический); обретут опыт творчества и художественно-практические навыки создания эскиза росписи платка (фрагмента), выражая его назначение.
Формируемые УУД. Воспринимать и эстетически оценивать разнообразие вариантов росписи ткани на примере платка. Различать постройку (композицию), украшение (характер декора), изображение (стилизацию) в процессе создания образа платка. Создавать эскиз платка для мамы, девочки или бабушки (праздничного или повседневного). Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении. Учитывать правила в планировании и контроле способа решения.
Учебные материалы: Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С. Изобразительное искусство: Искусство вокруг нас. 3 класс / Под ред. Б.М. Неменского, Н.А. Горяева и др.; Изобразительное искусство: Твоя мастерская: Рабочая тетрадь. 3 класс / Под ред. Б.М. Неменского; компьютер, презентация «Павлово-Посадские платки»; заготовки из цветной или белой бумаги треугольной и квадратной формы; гуашь, кисти, непроливайка; салфетка; платок.
Предварительная подготовка. Ученики выясняют, какие платки особенно нравятся их мамам и бабушкам. Если возможно — приносят в класс платок для экспозиции.
ноябрь 2014 НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА 35
ХОД УРОКА
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
Учитель. Ребята, тема сегодняшнего урока – «Мамин платок». Предположите, о чем мы будем говорить?
Выслушиваются ответы детей.
– Как вы считаете, давно ли появился платок и какую роль он играл в ансамбле народного костюма?
Дети отвечают.
III. РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ
У. Предшественником платка на Руси считают белое льняное полотенце с вышивкой – убрус. Издревле женщины покрывали им голову. С конца ХVII века он уступил место платку. Спустя век в русском языке появилось слово шаль, заимствованное из
персидского языка. А означает оно большой узорный платок.
В ансамбле народного костюма платок играет важную роль, завершая головной убор или украшая повседневный и праздничный женский наряд. Понятие «русский платок» признано во всем мире благодаря труду талантливых российских художников и мастеров ткацкого и красильного дела. Они создали оригинальный художественный образ. Истоками его стали традиции народного искусства и творческое заимствование из культур других народов.
В платке гармонично сочетаются русская ромашка, персидский лотос, иранские «бобы», французские букетики «мильфлер», солнечные розетки, античные вазы и разнообразные вариации восточных орнаментов.
Промышленное производство набивных и узорных платков в России началось на рубеже ХVIII–ХIХ веков. Основой будущей российской текстильной промышленности были крестьянские хозяйства с красильнями и ручными ткацкими станками. На смену ручному труду пришли паровые двигатели, ситценабивные машины и станки для узорного ткачества. Пришла слава и к русским платкам и шалям. Техника ткачества позволяла тогда делать узоры одно- и двусторонними. Одним из ярких примеров традиций набивного рисунка являются платки и шали мануфактуры Я.И. Лабзина и В.И. Грязнова из Павловского Посада.
Подготовленные ученики(девочки) читают стихотворения:
Город Павловский Посад
Славен мастерами.
Знают люди – стар и млад-
О платках с цветами.
Подарили мне платочек
Он цветет как летний сад.
Оказалось, это чудо сделал
Павловский Посад.
Как накину я на плечи
Расписную эту шаль,
Сразу все мои печали
Уплывут куда-то вдаль.
Прямо чудо, прямо чудо
Сотворили на века
Рукодельницы Посада,
Рукодельницы платка.
IV. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПЛАТКОВ
Презентация «Платки из Павловского Посада» в сопровождении рассказа учителя:
Слайды 1-3
СлСреди известных всему
миру уникальных изделий, составляющих гордость России, особое место занимают
платки и шали из города Павловский Посад. Павлово-Посадская платочная мануфактура ежегодно выпускает около 400 видов шалей, платков, шарфов, кашне, палантинов,
скатертей из шерсти, хлопка и шелка.
Предприятие имеет статус народного художественного промысла России.
Слайды 4-5сссссСССлайды 4–
С5История предприятия насчитывает более двух веков. Производство знаменитых павловопосадских платков и шалей было налажено купцами Я.И. Лабзиным и В.И. Грязновым в начале 60-х годов XIX века − спустя полвека с момента основания фабрики. Шаль прочно вошла в быт русского общества, став характерным элементом русского костюма – сначала дворянского, а затем купеческого и крестьянского.
Широкое распространение шали получают во время налаживания производства более
дешевых, по сравнению с ткаными, шалей с набивным узором.
Слайд 6
ЯНа предприятии сложилась единственная в своем роде Павлово-Посадская школа платочного рисунка, благодаря которой сохраняются традиции. Работа над каждым новым изделием начинается с рисунка – крока, который рассматривается и утверждается художественным советом. После утверждения рисунка колористы подбирают рецепты печатных красок, добиваясь точного воспроизведения с помощью текстильных красителей авторского рисунка, выполненного гуашью. До получения окончательного ре-
цепта колористу приходится делать множество пробных набивок.
Слайд 7
СлС XIX века рисунок на платочную ткань наносили деревянными резными формами, используя доски двух типов: «манеры» и «цветки». «Цветки» резали из дере-
ва, с их помощью на ткань наносили краски. Каждый цвет требовал отдельной доски.
Контур рисунка набивали «манерами». Их изготовление было трудоемким: вначале
узор на дереве прожигали на определенную глубину, затем заливали свинцом. Полученный контур накладывали на отдельные доски. Изготовить «цветки» и «манеры»
величиной с весь платок было невозможно, поэтому рисунок делили на части. Для на
бойки платка требовалось иногда более 400 наложений досок.
Слайд 8
С На фабрике создавали новые платочные композиции и печатали платки по старым рисункам в иных колористических разработках, на грунтах таких расцветок, как пунц, бордо, золото, салат,оранж, зеленый, бирюза, фиолет. С 1970-х годов часть платков набивается нанесением рисунка на ткань с помощью шелковых или капроновых сетчатых шаблонов.
Слайд 9
С Каждый рисунок печатается в нескольких цветовых вариантах – колоритах – на печатных столах с автоматическими печатными каретками. Самые ответственные операции выполняются вручную. И проделать их нужно много для создания уникального павловопосадского платка!
Слайды 10-11
СлаПечатные краски готовятся на автоматической красковарке. Все процессы – от растворения порошка красителя до перемешивания готовой краски – выполняются без участия человека. Печатные шаблоны готовятся с помощью уникальной установки прямого гравирования, которая наносит под управлением компьютера капельки расплавленного воска на поверхность сетки, покрытой фотоэмульсией.
Слайд 12
Сл С конца 90-х годов XX века на платочной мануфактуре посредством печати по шаблону выпускаются шали и платки, раскрашенные более чем двенадцатью красками. Эти изделия по своему внешнему виду и качеству превосходят прежние.
Слайд 13
С Изделия предприятия неоднократно экспонировались на многочисленных отечественных и зарубежных выставках. В 1958 году на Всемирной выставке в
Брюсселе павловопосадские платки были награждены Большой золотой медалью.
Слайды 14-20
Павлово-Посадские платки.
Слайды 21-25
СЖенские портреты в платках и шалях.
Слайд 26
СВ узорах павловского платка преобладают букеты и цветочные гирлянды. Популярны турецкий «огурец», «медальоны», овалы, звезды. На платке можно увидеть античные вазы, лотосы, ромашки, птиц и древние символы. Но главным символом стала роза, играющая всеми цветами радуги. Георгины – второй по частоте изображения цветок на павловопосадских платках. Часто в «букете» художники используют лилию, тюльпан и пион. Простор для творчества мастеров-художников дают разнообразные полевые цветы. Русское поле пестрит разными цветами, все они дополняют друг друга и подчеркивают
яркость каждого. Меняются времена, технологии, а платок и шаль остаются лучшим
подарком.
Слайд 27
СТолковый словарь. (Толкование всех слов дано во втором значении.)
- Набойка – способ нанесения рисунка на ткань посредством печати с резных досок; ткань с таким узором, рисунком.
- Набивной – об узоре, рисунке, нанесенном на ткань; о ткани с таким узором, рисунком (нанесенным вручную или машинным способом).
- Мануфактура (устар.) – фабрика, преимущественно текстильная.
У. Что нового вы узнали? Что показалось особенно интересным? Что понравилось,
запомнилось?
Выслушиваются ответы детей.
V. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
В яркий солнечный денек (исходное положение – сидя на корточках, сомкнув
руки над головой)
Золотой расцвел цветок (встать, разводя руки в стороны).
Дует легкий ветерок –
Закачался наш цветок (руки на пояс, наклоны вправо и влево).
Сильный ветер дует,
Лепестки волнует (руки к плечам,кружатся).
VI. ВЫСТАВКА ПЛАТКОВ
Создать эмоциональную атмосферу на уроке помогает импровизированная выставка
женских платков разного эмоционального звучания.
Дети выходят к доске с платками своих мам, бабушек и сестер и демонстрируют их.
Ученики рассматривают каждый платок, делают предположение о принадлежности
платка (мамин, бабушкин, младшей или старшей сестры) и его назначении (повседневный или праздничный), объясняя свою точку зрения.
У. Ребята, рассмотрите узоры на цветном поле платка. Какие композиционные варианты построения узора вы увидели?
Дети. Украшение каймы, угла, центра и четырех углов, свободная роспись.
У. Визитная карточка Павлово-Посадского платка – расположение на ткани узора.
Рисунок, крупный по краям, к центру становится мельче, а углы украшают броские
цветы.
Композиция чаще всего строится с акцентом на углы. По кайме и углам симметрично размещают букеты крупных цветов, а середина поля заполняется редко разбросанными мелкими цветочками.
Есть также композиции, состоящие из цветочных гирлянд, которые замкнуты в пространстве и увеличиваются к центру. Часто кайма украшена плотным узором из
садовых цветов.
В платках ярко проявлялось композиционное мастерство народных художников, умение вписать узор в квадрат, построить угол, найти новый вариант узора.
Ребята, обратите внимание на характер узора.
Найдите платки с растительным узором. Почему он так называется?
Д. Потому что он состоит из растительных элементов.
У. Найдите платки с геометрическим узором. НА рь 2014 НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
Обратите внимание на цветовое решение платка. В какой цветовой гамме может быть
оформлен рисунок платка?
Д. В теплой или холодной цветовой гамме, а может и с контрастными цветами.
VII. РАБОТА С УЧЕБНИКОМ
1. Чтение текста учебника (с. 30–33).
2. Ответы на вопросы:
- Почему не всегда красивы яркие и пестрые вещи? Бывает ли яркая, нарядная одежда неуместна, а потому некрасива?
- Как ты думаешь, можно ли через орнамент на платке выразить красоту и звонкость раннего утра?
- Какими узорами и цветом на платке можно передать сказочную таинственность наступающего вечера?
- Кому бы могли предназначаться такие платки?
Дети отвечают.
У. Ребята, определите, каково участие Мастеров Постройки, Украшения и Изображения в создании нарядных платков? Кто из них ведущий?
Д. Мастер Постройки помогает выбрать расположение узора на платке – на углах, в середине или на всем поле.
Мастер Изображения помогает выбрать изображение на платке – птиц, цветы, бабочек или что-либо другое.
А Мастер Украшения помогает превратить изображение в узор – выбрать цвет и
ритм узора.
VIII. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: СОЗДАНИЕ ЭСКИЗА РОСПИСИ ПЛАТКА
У. Ребята, по заданию в учебнике нарисуйте платок для своей мамы, платок или
косынку для сестренки или бабушки. Постарайтесь, чтобы платки получились разными и соответствовали возрасту того, кому они предназначаются.
Для работы вам понадобятся бумага и гуашь. Вначале на рисунок нанесите светлые
краски, потом, используя фантазию, заполните платок изображениями трав, цветов,
листьев, веточек, птичек, бабочек в соответствующей замыслу цветовой гамме.
IX. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Выполнить задание в рабочей тетради на с. 10.
X. ИТОГ УРОКА
У. Чему вы научились на уроке? Что было самым интересным?
Выслушиваются ответы детей.
На доске устраивается выставка детских работ.
Материалы к уроку
- Неменский Б.М. Уроки изобразительного искусства. 1–4 класс. Поурочные разработки. ФГОС. М.: Просвещение, 2013.
- Е.Кострюкова. Мамин платок // Первое сентября. Начальная школа. №11, 2014
- http://platki.ru
- http://www.kleopatra.ru
- http://muztunes.net
- http://slovonline.ru
- http://www.artgalery.ru
- http://kykolnik.dreamwidth.org__
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Что может носовой платок"
конспект...
Урок русского языка "Имя существительное. Исследование словарного слова"платок"."
Урок проводится с целью повторения морфологических признаков имени существительного на примере исследования словарного слова, развития системного мышления, творческого воображения, активизации и расши...
"Мамин платок" Урок изобразительного искусства, 3 класс Программа Б.М. Неменского
«Мамин платок» урок изобразительного искусства (программа Б.М. Неменского) 3 классНа уроке дети знакомятся с народным промыслом «Павловские платки».Цели урока: нарисовать платок с цв...
Конспект занятия по ИЗО "Платок для мамы"
Знакомство детей с народным промыслом “Павловские платки”...
конспект урока изобразительного искусства «Платок для мамы. Павлово-Посадский платок» (эскиз узора для платка). (3 класс, УМК "система Неменского Б.М.)
laquo;Платок для мамы. Павлово-Посадский платок» (эскиз узора для платка)...
Конспект урока по теме "Платок для мамы"
Цели деятельности учителя: ознакомление с искусством художественной росписи тканей на примере павловопосадских платков Планируемые результаты:Предметные:знать: историю русского платка, правильное...
Технологическая карта урока изобразительного искусства "Платок для мамы", 3 класс, (УМК "Изобразительное искусство", Б. М. Неменский)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВАТема урока «Платок для мамы»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования у учащи...