Внеурочная деятельность в 1 классе.
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему
Статья и примерный план на полугодие занятий по внеурочной деятельности в 1 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnaya_deyatelnost_uchashchikhsya_nachalnoy_shkoly.docx | 109.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеурочная деятельность учащихся начальной школы.
Занятие «Весёлый карандаш».
В Законе РФ «Об образовании» ставится акцент на духовно-нравственное становление детей и молодёжи, которое возможно именно через искусство, через эстетическое воспитание.
Значимость нравственного и эстетического воспитания отмечалась исстари, во все времена. В Древней Руси эстетическое воспитание осуществлялось через песни, сказания, ремёсла, обряды. В 18 веке просветитель Н.И.Новиков считал, что «эстетическое воспитание – часть умственного воспитания» и что «в процессе обучения следует приобщать детей к искусствам, воспитывать в них художественный вкус, развивать способность к созданию посильных им эстетических ценностей».
« Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок», - утверждал В.А. Сухомлинский.
Рисование – это не баловство, как полагают некоторые родители, а деятельность, необходимая для развития полноценной личности. Замечено: дети, которые много рисуют, быстрее и легче обучаются письму, потому что рисунок хорошо укрепляет руку. В изобразительной деятельности ребенок обогащает свои представления о мире, самовыражается, пробует свои силы и совершенствует способности. Именно поэтому невозможно обойтись только традиционными дидактическими методами обучения, вынуждающих детей действовать в рамках предложенных им схем, образцов, представлений. Необходимо применять новые методы и технологии, которые развивают воображение, побуждают детей к экспериментированию с карандашом, фломастером, а не просто вынуждают механически выполнять то, что предлагает им педагог.
Задача педагога предоставить свободу в отражении своего видения мира доступными для ребенка художественными средствами. Такой подход раскрепощает ребенка. Он уже не боится, что у него что-то не получится. На занятиях создаются условия свободного творчества: ребенок может делать на листе линии, штрихи, раскрепощено работать карандашом во всех направлениях, применять сочетание разных художественных материалов и техник исполнения.
В каждом человеке заложена творческая искра. У одних людей она развита лучше, у других хуже. Для развития творческих способностей детей необходимо грамотное руководство со стороны взрослых. Одной из ключевых частей творчества является воображение, которое заключается в способности придумывать новые образы, новые решения, новые задачи. В зависимости от самостоятельности и оригинальности образов воображение бывает воссоздающим и творческим. В воссоздающем воображении ведущую роль играют образы памяти. Творческое воображение заключается в самостоятельном создании новых образов. В детском художественном творчестве оба эти вида воображения тесно переплетаются, задача педагогов – помочь ребенку научиться использовать их в полной мере, развить творческие способности каждого малыша..
В.А.Сухомлинский писал: «Творчество детей – это глубоко своеобразная сфера их духовной жизни, самовыражения и самоутверждения, в которой ярко раскрывается самобытность каждого ребёнка».
Рисунок для ребенка – своеобразная форма речи. С помощью него ребенок выражает то, что в силу возрастных ограничений не может выразить словами. На бумаге малыши изображают все, что чувствуют и замечают вокруг. Поэтому рисунок может рассказать нам о внутреннем состоянии маленького человека и мире его переживаний.
Знания, которые предлагаются ребенку на занятиях, даются в форме принципов, а не в виде готовых, не подлежащих обсуждению рецептов. Визуальный, чувственный, творческий и интеллектуальный опыт ребенка подводит его к открытию и пониманию законов, на которые опирается творческая деятельность. Программа имеет практическую значимость, т.к. дети имеют возможность изображать окружающий их мир и видеть результат своей работы.
Основное направление программы – научить детей наблюдать окружающий мир, фантазировать и создавать новое.
Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является связующим понятием в системе эстетического воспитания, обучения и развития младших школьников. Использование в работе музыкальных и литературных образов повышает художественно-творческую активность детей, которая начинает проявляться уже в момент возникновения замысла, в процессе обсуждения будущей работы. Педагог объясняет детям, что художник не глазами, а душой смотрит на мир, стремясь увидеть его суть, любуясь им; подводит детей к пониманию того, что красота в природе, красота и добро в жизни, красота в искусстве неотделимы.
Программа «Весёлый карандаш» создана в рамках организации внеурочной деятельности учащихся первых классов согласно новым Федеральным государственным образовательным стандартам.
Цель программы - развитие художественно-творческих способностей младших школьников посредством изобразительной деятельности.
На занятиях делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, что побуждает их к творческому отношению при выполнении заданий.
Задачи:
-формировать устойчивый интерес к художественной деятельности;
-содействовать овладению элементарными навыками и умениями изобразительной деятельности;
-воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени, помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми;
-развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение;
-создать условия для формирования творческой активности и художественного вкуса;
-развивать мелкую моторику, зрительную память, глазомер;
-формировать чувства цвета, формы;
-воспитывать выдержку, волевое усилие, способность быстро переключать внимание;
-содействовать формированию обычных учебных умений и навыков (правильно сидеть за партой, правильно организовать свое учебное место, держать лист бумаги, размещать на нем изображение);
Цели и задачи программы адекватны и соответствуют нормативно-правовой базе, оформленной в типовом положении о дополнительном образовании детей.
Занятия призваны формировать в детях способность «смотреть и видеть», вглядываться в окружающий мир через интересный ракурс, нестандартную точку зрения и т.п., чтобы дети могли в обычном увидеть необычное, неприметное увидеть и сделать выразительным.
Дети такие разные, у каждого из них свои привязанности и предпочтения, свой неповторимый стиль и почерк, но всех их объединяет очень важное качество: язык искусства, техника исполнения, ремесло осваиваются и используются ими, чтобы выразить то, что чувствует их живая душа. Творчество для них - это отражение душевной работы; чувства, разум, глаза и руки - инструменты души. Темы и задания, прежде всего обращены к познанию мира природы, к душе ребенка, его нравственному чувству.
Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями детей.
В основе организации занятия лежат следующие методы:
а) словесные: устное изложение, беседа, анализ произведения;
б) наглядные методы обучения: показ видеоматериалов, иллюстраций; показ, исполнение педагогом; наблюдение; работа по образцу;
в) практические (репродуктивные) методы обучения: тренировочные графические упражнения;
г) творческое выполнение задания;
д) подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме:
- участия в конкурсах;
- организации выставки детских работ;
- в конце года проводится итоговая выставка работ.
Программа обеспечивает достижение учащимися первых классов личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
Развитие наблюдательности и фантазии.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Уметь пользоваться языком изобразительного искусства.
Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
Предметные результаты
Учащиеся должны знать
основные жанры и виды произведений изобразительного искусства начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, композиция, контраст света и тени, размер, характер, сочетание оттенков цвета, колорит и т.п.);
- простейшие сведения о наглядной перспективе, линии горизонта, точке схода;
- начальные сведения о светотени (свет, тень, блик);
- начальные сведения о делении цветового круга на группу «холодных» и «теплых» цветов;
- начальные сведения о видах современного декоративно-прикладного искусства и их роли в жизни человека;
- начальные сведения о художественной народной резьбе по дереву, украшении домов, предметов быта, керамике, вышивке, дизайне;
- роль фантазии и преобразования форм и образов в творчестве художника;
Учащиеся должны уметь:
- высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства;
- стремиться верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;
- использовать формат листа (горизонтальный, вертикальный) в соответствии с задачей и сюжетом;
- использовать навыки композиции;
- передавать пространственное отношение (изображать на листе бумаги основание более близких предметов ниже, дальних — выше, ближние предметы крупнее равных им, но удаленных и т.п.);
- менять направление штриха, линии, согласно форме;
- составлять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно обобщенных и переработанных форм растительного мира, из геометрических фигур;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности.
На первом же занятии дети знакомятся с литературным произведением В. Сутеева «Мышонок и карандаш», из которого узнают, что из любой геометрической формы можно создать образ - сначала в воображении, а затем и художественными средствами.
На этом занятии учащиеся пробуют свои силы в рисовании из круга зверят – зайца, котёнка, поросёнка, цыплёнка. По желанию можно расположить зверят в композиции – на коврике, во дворе, на лужайке и т.д. Дети знакомятся с их постоянным помощником – «Карандашом» и понимают, как бережно надо относиться к этому с виду простому предмету. В конце занятия все желающие показывают свои работы остальным. Оценкой работы являются аплодисменты. Так дети учатся понимать, что каждый ученик - художник , и он - неповторим.
Вот примерный календарно-тематический план занятий на полгода.
Все работы выполняются только простым и цветными КАРАНДАШАМИ.
№ занятия | Тема занятия | Содержание. Вид деятельности. | Кол-во часов | |
1 | Чему я научусь. Рисунки из кругов (котёнок, поросёнок, цыплёнок) | Знакомство с карандашом, как персонажем рассказа В. Сутеева. | 1час | |
2 | Дары осени . Фрукты и овощи | Рисование фруктов в разрезе. Декорирование семечек и структуры мякоти. | 1час | |
3 | Мои волшебные ладошки. | Обводка ладони. Образы петушка, лося, леса, слона, грибов в лукошке. | 1час | |
4 | Осенние цветы на скатерти. | Рисование узора из цветов в квадрате или прямоугольнике. Понятие ритм | 1час | |
5 | Насекомые. | Рисование бабочек. Стилизация узоров на крыльях. | 1час | |
6 | Две птицы. Два мира. | Рисунок симметричных птиц. Знакомство с тёплыми и холодными цветами. | 1час | |
7 | Осенние листья. | Рисование листьев , стилизация. Тёплые цвета. | 1час | |
8 | Геометрические фигуры. | Составление узора из фигур в полосе Украшение скатерти | 1час | |
9 | Обитатели водоёмов. | Рисунок рыбок и водорослей Стилизация узоров на чешуе и на растениях. | 1час | |
10 | Морозные узоры. | Рисование узоров-веточек на окне. Снежинки. | 1час | |
11 | Зимние деревья. | Рисование различных по силуэту деревьев зимой. | 1час | |
12 | Новогодняя композиция. | Рисование ёлки, снеговика, зайчат. | 1час | |
13 | Окно русской избы. | Рисунок ставен, наличников. Роспись с использованием простых элементов. | 1час | |
14 | Избушка ледяная и лубяная | Рисование избёнки со светёлкой. Роспись. | 1час |
Все работы выполняются карандашом. В раскрашивании могут применяться фломастеры или восковые мелки, для работы с которыми не нужна особая подготовка. Раскрашивание карандашом требует терпения и выдержки, трудолюбия. А это именно те качества личности, которые необходимо воспитывать в подрастающем поколении.
Младшего школьника нашего времени необходимо развить и как творческую личность, помочь выбрать путь в «большое искусство», являясь посредником между собой и нежной, хрупкой, эмоциональной и отзывчивой на все новое и неизведанное, душой ребенка.
Итогом работы по данной программе должно стать желание детей наблюдать за окружающим миром и стараться передать его красоту и необычность различными изобразительными средствами .
(к уроку №6) (к уроку №2)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс. "Оригами и развитие ребенка"
Разработана полная рабочая программа для 1 класса по курсу "Оригами и развитие ребенка" с убований ФГОС...
внеурочная деятельность 1 класс УМК Школа России ФГОС
Данная рабочая учебная программа по литературному чтению для 1 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепци...
внеурочная деятельность 1 класс "Спортивно-оздоровительное направление"
Календарно-тематическое планирование по спротивно - оздоровительному направлению в 1 классе...
внеурочная деятельность 1 класс "Мой родной край "
Научно позновательное направление "Мой родной край"...
Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс
Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...
Рабочая программа внеурочной деятельности 4 класс "Введение в проектную деятельность"
Данная рабочая программа рассчитана на один год обучения....
внеурочная деятельность 4 класс "Проектная деятельность""
внеурочная деятельность "Проектная деятельность" 4 класс...