Тематическое планирование уроков по изобразительному искусству, 1 класс, "Начальная школа XXI века"
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 1 класс) по теме

Чубукова Наталья Николаевна

Тематическое планирование уроков с описанием деятельности учащихся и универсальных учебных действий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рассмотрено                      Согласовано                                                  Утверждаю

на заседании МО                             зам. директора                                           Директор МОУ «СОШ №3

Протокол № ______                             по УМР                                           им. С.В. Ишеева»

от __________2014 г.                             ________________                                           г. Ясногорска Тульской

                             Самсонова Н. С.                                           области»

                                           _____________

                                                                                                                                  Беломытцева И. А.

                                                                                                   

Тематическое планирование

по изобразительному искусству в 1 Б классе

на 2014-2015 учебный год

33 часа в год, 1 час в неделю

                                                                                   Составил: учитель

        МОУ «СОШ №3 им. С. В. Ишеева»

        Г. Ясногорска Тульской области»

        Чубукова Н. Н.

Тематическое планирование составлено на основе рабочей программы  по  изобразительному искусству (Утверждено педагогическим советом №            ,  от                 2014    г.)

1 класс

33 часа в неделю (28 часов + 5 часов).

Тема урока

Содержание

Характеристика деятельности учащихся

Универсальные учебные действия

Дата

Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму

(изобразительное искусство и окружающий мир) (2 часа)

1

Художник-живописец. Освоение техники работы кистью и красками. Выполнение работ по материалам наблюдений за природой. УУД: Целостно, гармонично воспринимать мир.

Изучение окружающего предметного мира и мира природы (связь изобразительного искусства с природой)

Изучать окружающий предметный мир и мир природы, наблюдать за природными явлениями. Различать характер и эмоциональные состояния в природе и искусстве, возникающие в результате восприятия художественного образа (связь изобразительного искусства с природой). Создавать цветовые композиции на передачу характера светоносных стихий в природе (грозы, огня, дождя, северного сияния, радуги, цветущего луга). Овладевать приёмами работы красками и кистью.

Иметь представление об искусстве, о связи искусства с действительностью и объяснять это на доступном возрасту уровне.

Самостоятельно мотивировать учебнопознавательный процесс. Описывать словами характер звуков, которые «живут» в различных уголках природы.

Целостно, гармонично воспринимать мир.

2

Наскальная живопись древних людей. «Кто художнику помогает». УУД: Анализировать и сравнивать произведения искусства по настроению, которое они вызывают, элементарно оценивать их с точки зрения эмоционального содержания.

Формирование представлений о происхождении искусства.
Наскальная живопись, рисунки древних людей. Чем и как рисовали люди.
Инструменты и художественные материалы современного художника

Представлять, откуда и когда появилось искусство. Изучать природные объекты (камни, листья, ракушки, кору деревьев и др.). Использовать в работе тонированную бумагу; работать, подражая неведомому художнику. Выбирать материал и инструменты для изображения.

Анализировать и сравнивать произведения искусства по настроению, которое они вызывают, элементарно оценивать их с точки зрения эмоционального содержания.

Понимать связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и прозе.

Проявлять интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями.

Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика) (2 часа)

3

Художник-живописец. Отображение в живописи настроения, чувств автора. Развитие способности наблюдать  за изменениями в природе, за цветом, настроением в природе и их отображением в картине. Экскурсия в парк или в лес. УУД: постановка учебной задачи и контроль ее выполнения.

Наблюдение за изменениями цвета и настроения в природе, многообразие цветовых оттенков осенних листьев.

А.В. Лентулов, В.В. Кандинский, И.И. Левитан, Н.К. Рерих, П. Сезанн, К. Моне, Н.П. Крымов

Различать жанры изобразительного искусства и уметь их группировать, представить и объяснить.
Воспринимать и эмоционально оценивать образную характеристику произведений художника.
Различать средства художественной выразительности. Высказывать своё эстетическое отношение к работе.

Фиксировать своё эмоциональное состояние, возникшее во время восприятия произведения искусства.

Постановка учебной задачи и контроль ее выполнения;

Понимать и передавать свои впечатления от услышанного, увиденного, прочитанного (в музыке, литературе, народной речи, разных видах и жанрах искусства).

Различать звуки окружающего мира (пение птиц, шум ветра и деревьев, стук дождя, жужжание насекомых, уличный гул, различные звуки машин, голоса людей в доме, в школе, в лесу).

4

Наблюдение за работой художника. Экскурсия в  творческую мастерскую художника. Коллективные рассуждения о художниках и их работе. УУД: Проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей.

Материалы и инструменты художника (холст, кисти, краски, карандаш, бумага, камень, металл, глина)

Наблюдать за работой художника (в мастерской; используя фильм, описание в книге). Коллективные рассуждения о художниках и их работе. Участвовать в обсуждениях на темы: «Какие бывают художники: живописцы, скульпторы, графики», «Что и как изображают художник-живописец и художник-скульптор».

Понимать влияние природного окружения на художественное творчество и природу как основу всей жизни человечества.

Проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей.

Слушать и слышать собеседника, вести и поддерживать диалог, аргументированно отстаивать собственное мнение.

Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) (7 часов)

5

Знакомство с палитрой. Создание своих цветов и оттенков. «Моя осень». УУД: постановка учебной задачи и контроль ее выполнения;

Развитие умения наблюдать за изменениями в природе, формирование умения передавать в цвете своё впечатление от увиденного в природе
и окружающей действительности. Освоение всей поверхности листа и её гармоничное заполнение. Первые представления о композиции.

Развивать способность наблюдать и замечать разнообразие цвета и формы в природе. Передавать в цвете своё настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности. Изображать по памяти и представлению. Осваивать, гармонично заполнять всю поверхность изобразительной плоскости.
Рассматривать и обсуждать картины, выполненные детьми, обращать внимание на особенности работы на листе

Постановка учебной задачи и контроль ее выполнения.

Использовать элементы импровизации для решения творческих задач.

Уметь пересказывать небольшие тексты (сказки, рассказы), вычленять сюжет, сочинять собственный сюжет, создавать мини-рассказы по своему сюжету.

Уметь формулировать, осознавать, передавать своё настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности.

6

Художник-график. «Дождь». УУД: Предвидеть результат своей деятельности.

Развитие представлений об основных направлениях: вертикально, горизонтально, наклонно. Передача в рисунке своих наблюдений

Знакомство
с разными художественными материалами (гуашью, пастелью, тушью, карандашом). «Дождь».

Передавать с помощью линии и цвета нужный объект.
Представлять и передавать в рисунке направления: вертикально, горизонтально, наклонно.
Размещать на рисунке предметы в разных положениях. Работать по наблюдению (выполнять упражнения на проведение различных линий графическими материалами)

Выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла.

Уметь сопоставить события, о которых идёт речь в произведении, с собственным жизненным опытом, выделять общее и различное между ними.

Иметь представление о том, что у каждого живого существа своё жизненное пространство. Предвидеть результат своей деятельности.

7

Рисование с натуры предметов разной формы в сравнении с другими предметами: морковь и свёкла; Соотношение земли, неба; выделение главного предмета в композиции. УУД: Предвидеть результат своей деятельности.

Развитие интереса к разнообразию цвета, форм и настроений в природе и окружающей действительности.
Изображение предметов в открытом пространстве

Наблюдать за окружающими предметами, деревьями, явлениями природы, настроением в природе и конструктивными особенностями природных объектов. Уметь замечать и передавать в рисунке разнообразие цвета, форм и настроений в природе и окружающей действительности (формы вещей, звуки и запахи в природе, движения людей, животных, птиц)

Выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла.

Уметь критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний.

Предвидеть результат своей деятельности.

8.

Зарисовки, этюды на передачу настроения в цвете. Примерная тема композиции: «Заколдованный зимний сад Снежной королевы» УУД: Уметь критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний.

Развитие понятия зрительной глубины и её передача в рисунке: выделение первого плана, главного элемента в композиции

Использовать основные правила композиции: главный элемент в композиции, его выделение цветом и формой.

Работать разными мягкими материалами

Развивать предложенную сюжетную линию (сочинение общей сказки, пьесы и т. п.).

Уметь критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний.

Самостоятельно мотивировать свою деятельность, определять цель работы (задания) и выделяет её этапы.

9.

Освоение жизненного пространства человека и животного. Примерные темы композиций: «Мышка в норке», «Бабочки радуются солнцу». Динамика в изображении. УУД: Принятие и удержание цели задания в процессе его выполнения.

Развитие умения наблюдать за изменениями в природе и окружающей жизни. Развитие представлений о пространстве в искусстве. Получение нового цвета путём смешения двух красок, выполнение плавных переходов одного цвета в другой. Наблюдение: изменение цвета с помощью белой краски

Наблюдать за животными и изображать их. Иметь представление о том, что у каждого живого существа своё жизненное пространство, уметь передавать его в рисунке.

Иметь представление о набросках и зарисовках. Получать сложные цвета путём смешения двух красок (жёлтый-красный, синий-жёлтый, красный-синий); составлять оттенки цвета, используя белую и чёрную краски.
Передавать с помощью цвета настроение, впечатление в работе, создавать художественный образ

Принятие и удержание цели задания в процессе его выполнения;

Понимать влияние природного окружения на художественное творчество и природу как основу всей жизни человечества.

Уметь сопоставить события, о которых идёт речь в произведении, с собственным жизненным опытом, выделить общее и различное между ними.

Уметь работать в коллективе.

10

Художник-скульптор. Освоение техники лепки (пластилин, глина). Создание своей игрушки на основе наблюдения за домашними животными. УУД: Уметь проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей.

Развитие интереса к объектам животного мира. Наблюдение за красотой и выразительностью движений зверей, птиц, рыб

Наблюдать за красотой и выразительностью движений зверей, птиц, рыб (экскурсии в зоопарк, просмотр фильмов, телепередач).
Выполнять этюды в пластилине или глине по памяти и наблюдению. Создавать коллективные композиции из вылепленных игрушек.

Активно участвовать в обсуждении роли искусства в жизни общества и человека. Понимать влияние природного

окружения на художественное творчество и природу как основу всей жизни человечества.

Уметь проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей.

Уметь доводить работу до конца.

11

Представление о рельефе. Лепка этюдов животных по памяти и представлению. Соотношение размеров и объёмов в композиции. УУД: Предвидеть результат своей деятельности.

Формирование представлений о рельефе. Лепка рельефа: развитие понятий «ближе — ниже», «дальше — выше». Загораживание предметов в рисунке с сохранением их взаимного расположения: рядом, над, под

Работа в объёме и пространстве
Изображать предметы в рельефном пространстве: ближе — ниже, дальше — выше.
Передавать простейшую плановость пространства и динамику (лепка в рельефе с помощью стеки)

Выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла.

Уметь критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний.

Предвидеть результат своей деятельности.

Развитие фантазии и воображения (5 часов).

12

Освоение техники работы «от пятна» и «по сырому». Превращение кляксы в животное. Изображение животного, образ которого создан в музыке. УУД: определять цель работы (задания) и выделяет её этапы.

Развитие ассоциативного мышления. Освоение техники работы кистью и палочкой, «кляксографии»

Работа на плоскости

Уметь импровизировать в цвете, линии, объёме на основе восприятия музыки, поэтического слова, художественного движения

Развивать предложенную сюжетную линию (сочинение общей сказки, пьесы и Т.П.).

Уметь критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний.

Самостоятельно мотивировать свою деятельность, определять цель работы (задания) и выделять её этапы.

13

Создание картин-фантазий. Работа с литературными текстами. «Дворец царя Нептуна». УУД: Уметь сопоставить события, о которых идёт речь в произведении, с собтвенным жизненным опытом, выделять общее и различное между ними.

Развитие представлений о контрастных и нюансных (сближенных) цветовых отношениях. Передача сюжета в работе. Развитие умения выстраивать свой сюжет

Отображать контраст и нюанс в рисунке.
Наблюдать и замечать изменения в природе в разное время года.
Уметь работать кистью (разных размеров) и палочкой (толстым и острым концом)

Понимать влияние природного окружения на художественное творчество и природу как основу всей жизни человечества.

Уметь сопоставить события, о которых идёт речь в произведении, с собственным жизненным опытом, выделять общее и различное между ними.

Уметь работать в коллективе.

14

Музыка и звуки природы в живописных цветовых композициях. Работа в разных техниках и разными материалами (акварель, цветные мелки, фломастеры, аппликация из цветной бумаги). УУД: Уметь работать в коллективе.

Развитие ассоциативных форм мышления. Звуки окружающего мира. Передача настроения, впечатления от услышанного в цвето-музыкальных композициях

Проводить линии разной толщины — вертикальные, горизонтальные, изо-
гнутые.
Создавать цветовые композиции по ассоциации с музыкой.
Находить в книгах, журналах фотографии, на которых передано разное состояние природы.
Уметь описать словами характер звуков, которые «живут» в этом уголке природы

Понимать влияние природного окружения на художественное творчество и природу как основу всей жизни человечества.

Уметь сопоставить события, о которых идёт речь в произведении, с собственным жизненным опытом, выделять общее и различное между ними.

Уметь работать в коллективе.

15

Передача движения. «Вороны на снегу». УУД: Принимать и удерживать цель задания в процессе его выполнения.

Изображение движения

Передавать движение и настроение в рисунке.
Создавать коллективное панно. Бумага, гуашь.
Уметь работать в группе.
Фиксировать внимание на объектах окружающего мира.
Создавать собственные творческие работы по фотоматериалам и собственным наблюдениям

Обосновывать своё суждение, подбирать слова для характеристики своего эмоционального состояния и героя произведения искусства.

Принимать и удерживать цель задания в процессе его выполнения.

Самостоятельно мотивировать свою деятельность, определять цель работы (задания) и выделять её этапы.

16

Художник-архитектор. Проектирование окружающей среды. Работа над интерьером и его украшением. Создание «дома» для себя или для любимой куклы. Работа в группах по 3–5 человек. УУД: Понимать и передавать свои впечатления от услышанного, увиденного.

Работа с крупными формами. Конструирование замкнутого пространства. Создание глубинно-пространственной композиции

Работать с крупными формами.
Конструировать замкнутое пространство, используя большие готовые формы (коробки, упаковки, геометрические фигуры, изготовленные старшеклассниками или родителями).
Конструировать из бумаги и создавать народные игрушки из ниток и ткани.
Создавать глубинно-пространственную композицию, в том числе по мотивам литературных произведений.
Использовать в работе готовые объёмные формы, цветную бумагу, гуашь.
Украшать интерьер аппликацией или росписью

Распознавать выразительные средства, использованные автором для создания художественного образа, выражения идеи произведения.

Самостоятельно мотивировать свою деятельность, определять цели работы (задания) и выделять её этапы.

Понимать и передавать свои впечатления от услышанного, увиденного.

Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика) - 2часа

17

Изобразительное искусство среди других искусств. Связь изобразительного искусства с действительностью. УУД: Понимать и передавать свои впечатления от услышанного, увиденного.

Игра на основе обмена мнениями о произведениях живописи, бесед о природе (по впечатлениям от прогулок в лесу или парке; посещения музея, выставки, просмотра видеоматериалов)

Иметь представления об изобразительном искусстве, о связи искусства с действительностью;

высказывать свои представления и объяснять их.

Понимать влияние природного окружения на художественное творчество и природу как основу всей жизни человечества.

Уметь сопоставить события, о которых идёт речь в произведении, с собственным жизненным опытом, выделять общее и различное между ними.

Выражать свои чувства, вызванные состоянием природы. Понимать и передавать свои впечатления от услышанного, увиденного.

18

Жанры изобразительного искусства: пейзаж, натюрморт, портрет; бытовой и исторический жанры. УУД: Фиксировать своё эмоциональное состояние, возникшее во время восприятия произведения искусства.

Представление о картине, рисунке, скульптуре, декоративной композиции, произведениях декоративно-прикладного искусства. Их эстетические особенности. Знакомство с художниками: А.М. Герасимов, Р.Р. Фальк, А.Г. Венецианов, Э. Дега, К.С. Петров-Водкин, А. Матисс, И.Э. Грабарь, Н.К. Рерих

Отличать материалы и инструменты художников — живописца, графика, прикладника, архитектора, скульптора.

Понимать, каким образом художник изображает предметы и события

Фиксировать своё эмоциональное состояние, возникшее во время восприятия произведения искусства.

Понимать и передавать свои впечатления от услышанного, увиденного, прочитанного (в музыке, литературе, народной речи, разных видах и жанрах искусства).

Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) – 5 часов

19

Художник-прикладник. Стилизация в изобразительном искусстве. Изображение по материалам наблюдений. УУД: Понимать и передавать свои впечатления от услышанного, увиденного.

Развитие индивидуального чувства формы

Осваивать лепку из целого куска (глина, пластилин). Передавать в объёме характерные формы игрушек по мотивам народных промыслов.
Передавать в декоративной объёмной форме характерные движения животного.
Проявлять интерес к окружающему предметному миру и разнообразию форм в образах народного искусства.
Представлять соразмерность форм в объёме

Обосновывать своё суждение, подбирать слова для характеристики своего эмоционального состояния и героя произведения искусства.

Принимать и удерживать цель задания в процессе его выполнения.

Самостоятельно мотивировать свою деятельность, определять цель работы (задания) и выделять её этапы. Понимать и передавать свои впечатления от услышанного, увиденного.

20

Передача движения в объёме, знакомство с понятием динамики. «Играющие животные». УУД: Самостоятельно мотивировать свою деятельность, определять цель работы (задания) и выделять её этапы.

Передача движения в объёме, знакомство с понятием динамики. Формирование представлений о соразмерности изображаемых объектов

Представлять и создавать несложные декоративные объёмные композиции из цветного пластилина с использованием готовых форм.

Обосновывать своё суждение, подбирать слова для характеристики своего эмоционального состояния и героя произведения искусства.

Принимать и удерживать цель задания в процессе его выполнения.

Самостоятельно мотивировать свою деятельность, определять цель работы (задания) и выделять её этапы.

21

Великий художник — природа. Изображение единичных предметов. Ажурные листья с чёткими прожилками. Листья для волшебного дерева. УУД: Уметь выполнять по образцу и самостоятельно действия при решении отдельных учебно-творческих задач.

Стилизация природных форм как приём их перевода в декоративные. Освоение техники бумажной пластики

Декоративно-прикладная  деятельность Уметь наблюдать и замечать изменения в природе и окружающей жизни.

Вносить свои изменения в декоративную форму. Работать с готовыми формами.

Создавать коллективные работы

Фиксировать своё эмоциональное состояние, возникшее во время восприятия произведения искусства.

Уметь выполнять по образцу и самостоятельно действия при решении отдельных учебно-творческих задач.

Уметь работать в коллективе.

22

Сказка с помощью линии. «Подводное царство». УУД: Ставить учебную задачу и контролировать её выполнение.

Изображение по представлению с помощью линий, разнообразных по характеру начертания. Передача ощущения нереальности сказочного пространства: предметы, люди в пространстве

Создавать свободные композиции по представлению с помощью разнообразных линий.
Развивать представление о различии цвета в искусстве и окружающем предметном мире.
Уметь работать графическими материалами: карандашом, фломастером и др.

Объяснять, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом.

Ставить учебную задачу и контролировать её выполнение. Уметь доводить дело до конца.

Слушать и слышать собеседника, вести и поддерживать диалог, аргументированно отстаивать собственное мнение.

23

Выполнение декоративного фриза. «Бабочки». УУД: Уметь проводить самостоятельные исследования.

Конкретное, единичное в пространстве природы и жизни

Навыки работы гуашевыми красками. Развитие представлений о цвете в декоративном искусстве: цвет и краски. Цвет и форма в искусстве. Цвет и настроение

Иметь представление о стилизации: перевод природных форм в декоративные.
Создавать несложный орнамент из элементов, подсмотренных в природе (цветы, листья, трава, насекомые, например жуки, и др.)

Уметь работать с палитрой и гуашевыми красками.

Понимать взаимодействие цвета и формы в декоративном искусстве; цвета и настроения.

Создавать подарки своими руками.

Уметь видеть и передавать необычное в обычном

Обосновывать своё суждение, подбирать слова для характеристики своего эмоционального состояния и героя произведения искусства.

Уметь проводить самостоятельные

исследования.

Уметь работать индивидуально и в малых группах.

Развитие фантазии и воображения -4 часа.

24

Импровизация. Выполнение цветовых этюдов на передачу характера и особенностей звуков (без конкретного изображения). Передача в цвете настроения, вызванного восприятием картины, сказки, музыки (мелодии). УУД: Уметь работать в коллективе.

Связь между звуками в музыкальном произведении, словами в стихотворении и в прозе. Различение звуков природы и окружающего мира.

Наблюдать и передавать динамику, настроение, впечатление в цвето-музыкальных композициях (цветовые композиции без конкретного изображения). Понимать связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и в прозе.
Различать звуки природы (пение птиц, шум ветра и деревьев, стук дождя, гул падающей воды, жужжание насекомых
и др.) и окружающего мира (шум на улице, звуки машин, голоса людей в доме,
в школе, в лесу).
Работать графическими материалами: акварель, пастель

Выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла.

Уметь проектировать(планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей.

Уметь работать в коллективе.

25

Внутреннее архитектурное пространство и его украшение. Работа по мотивам литературных произведений (сказок): В царстве Снежной королевы», «Сказочный город», «Волшебный город Радуги» (по выбору детей). УУД: Уметь работать в коллективе.

Творческая деятельность по оформлению помещения (интерьера).

Декоративно-прикладная деятельность
Создавать образ интерьера по описанию.
Выполнять работы по созданию образа интерьера по описанию оформления помещения

Распознавать выразительные средства, использованные автором для создания художественного образа, выражения идеи произведения.

Самостоятельно мотивировать свою деятельность, определять цели работы (задания) и выделять её этапы.

Уметь работать в коллективе.

26

Работа с литературными сказочными произведениями. Создание композиции помещения, сада, строения в природной среде по описанию в сказке. УУД: Самостоятельно мотивировать свою деятельность, определять цели работы (задания) и выделять её этапы.

Форма и украшение в народном искусстве

Использовать материал литературных образов в лепке (герои сказок, декоративные мотивы).
Создавать из работ коллективные композиции

Распознавать выразительные средства, использованные автором для создания художественного образа, выражения идеи произведения.

Самостоятельно мотивировать свою деятельность, определять цели работы (задания) и выделять её этапы.

27

Контраст и нюанс в разных видах искусства. Темы творческих работ: «День и ночь», «Солнечно и пасмурно», «Зима — лето». УУД: определять цель работы (задания) и выделять её этапы.

Контраст и нюанс в цвете и форме, в словах, звуках музыки, настроении

Передавать контрастные и нюансные цветовые отношения в небольших композициях в технике отрывной аппликации, с помощью гуаши или акварели.
Привносить свой предмет в создаваемое пространство, не нарушая его целостности

Развивать предложенную сюжетную линию.

Пополнять словарный запас. Уметь проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей.

Самостоятельно мотивировать свою деятельность, определять цель работы (задания) и выделять её этапы.

Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика) (1 час)

28

Понятие музея. Экспозиция. Крупнейшие музеи России. УУД: Выражать в беседе своё отношение к произведениям разных видов искусства

Знакомство с крупнейшими музеями России. Государственная Третьяковская галерея. Государственный Эрмитаж. Музей под открытым небом

Понимать и объяснять роль и значение музея в жизни людей.
Комментировать видеофильмы, книги по искусству. Выполнять зарисовки
по впечатлению от экскурсий,
создавать композиции по мотивам увиденного

Выражать в беседе своё отношение к произведениям разных видов искусства (изобразительного, музыкального, понимать специфику выразительного языка каждого из них.

Нестандартные уроки.

  1. Экскурсия в парк.
  2. Конкурс рисунков на асфальте «Лето».
  3. Экскурсия в музей на выставку местного художника.
  4. Экскурсия в ДДТ на выставку рисунков.
  5. Конкурс рисунков на свободную тему.

Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса.

Личностные результаты обучения:

  • целостное, гармоничное развитие мира;
  • интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями;
  • умение формулировать, осознавать, передавать свое настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности;
  • способность выражать свои чувства, вызванные состояние природы;
  • способность различать звуки окружающего мира;
  • представление о том, что у каждого живого существа  свое жизненное пространство;
  • самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы и выделение ее этапов;
  • умение доводить работу до конца;
  • способность предвидеть результат своей деятельности;
  • способность работать в коллективе;
  • способность работать индивидуально и в малых группах;
  • готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументировано отстаивать собственное мнение;
  • адекватная оценка результатов своей деятельности.

Метапредметными результатами обучения являются:

  • постановка учебной задачи и контроль ее выполнения;
  • принятия и удержания цели задания в процессе его выполнения;
  • самостоятельная мотивация учебно-познавательного процесса;
  • самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы и выделение ее этапов;
  • умение проектировать самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;
  • умение критично оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретенных знаний по одному предмету при изучении других общеобразовательных дисциплин;
  • умение выполнять по образцу и самостоятельно действия при решении отдельных учебно-творческих задач;
  • умение проводить самостоятельные исследования;
  • умение проектировать самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;
  • умение находить нужную информацию в Интернете;
  • участие в тематических обсуждениях и выражение своих суждений;
  • умение формулировать ответ на вопрос в соответствии с заданным смысловым содержанием;
  • понимание и передача своих впечатлений от услышанного, увиденного, прочитанного;
  • умение сопоставить события, о которых идет речь в произведении, с собственным жизненным опытом, выделение общего и различие между ними;
  • умение объяснять, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом;
  • обогащение словарного запаса, развитие умение описывать словами характер звуков, которые «живут» в различных уголках природы, понимать связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и прозе.

Предметными результатами обучения являются:

  • сформулировать представления об искусстве, о связи искусства с действительностью и умение объяснять это на доступном возрасту уровне
  • умение анализировать и сравнивать произведения искусства по настроению, которые они вызывают, элементарно оценить их с точки зрения эмоционального содержания;
  • умения сравнивать описания, произведения искусства на одну тему;
  • способность обосновывать свое суждения, подбирать слова для характеристики своего эмоционального состояния и героя произведения искусства;
  • умение высказывать предположение о сюжете по иллюстрации, рассказывать о воем любимом произведении искусства, герое, картине, спектакле, книге;
  • умение фиксировать свое эмоциональное состояние, возникшее во время восприятия произведения искусства;
  • сформированность представлений о связи архитектуры с природой, знание архитектурных памятников своего региона, их истории;
  • активное участие в обсуждении роли искусства в жизни общества и человека;
  • понимание влияния природного окружения на художественное творчество и понимание природа как основы всей жизни человека;
  • понимание зависимости народного искусства от природы и климатических особенностей местности, его связи с культурными традициями, мировоззрение народа;
  • умение объяснять чем похожи и чем отличаются традиции разных народов  в сказках, орнаменте, оформлении жилища;
  • умение создавать образный портрет героя в разных видах и жанрах искусства-словесном, изобразительном, пластическом, музыкальном;
  • умение развивать предложенную сюжетную линию;
  • сформированность навыков использования средств компьютерной графики в разных видах творческой деятельности;
  • умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла;
  • умение сравнивать произведения на одну тему, относящиеся к разным видам и жанрам искусства;
  • умение распознавать выразительные средства, использованные автором для создания художественного образа, выражения идеи произведения;
  • умение использовать элементы импровизации для решения творческих задач.

Требования  к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.

В результате изучения изобразительного искусства на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы:

  •  духовные начала личности и целостная картина мира;
  •  основы художественной культуры;
  •  понимание роли искусства в жизни человека;
  •  представления о выразительных возможностях языка изобразительного искусства;
  •  потребность в творческом проявлении;
  •  наглядно-образное мышление, способность к порождению замысла, фантазия, воображение;
  •  умение ставить перед собой художественную задачу и находить пути её реализации в художественном материале;
  •  способность формулировать эстетическую, художественную оценку, выражать своё отношение к происходящему;
  •  понимание красоты родной природы, любовь к культуре своего народа, региона, знание основ его мировоззрения, патриотизм.

Выпускник научится:

•  создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;

•  использовать выразительные средства изобразительного искусства — цвет, свет, колорит, ритм, линию, пятно, объём, симметрию, асимметрию, динамику, статику, силуэт и др.;

•  работать с художественными материалами (красками, карандашом, ручкой, фломастерами, углём, пастелью, мелками, пластилином, бумагой, картоном и т. д.);

•  различать основные и составные, тёплые и холодные цвета, пользоваться возможностями цвета (для передачи характера персонажа, эмоционального состояния человека, природы), смешивать цвета для получения нужных оттенков;

•  выбирать средства художественной выразительности для создания художественного образа в соответствии с поставленными задачами;

•  создавать образы природы и человека в живописи и графике;

•  выстраивать композицию в соответствии с основными её законами (пропорция; перспектива; контраст; линия гори зонта: ближе — больше, дальше — меньше; загораживание; композиционный центр);

•  понимать форму как одно из средств выразительности;

•  отмечать разнообразие форм предметного мира и передавать их на плоскости и в пространстве;

•  видеть сходство и контраст форм, геометрические и природные формы, пользоваться выразительными возможностями силуэта;

•  использовать разные виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.) для придания выразительности своей работе;

•  передавать с помощью линии, штриха, пятна особенности художественного образа, эмоционального состояния человека, животного, настроения в природе;

•  использовать декоративные, поделочные и скульптурные материалы в собственной творческой деятельности для создания фантастического художественного образа;

•  создавать свой сказочный сюжет с вымышленными героями, конструировать фантастическую среду на основе существующих предметных и природных форм;

•  изображать объёмные тела на плоскости;

•  использовать разнообразные материалы в скульптуре для создания выразительного образа;

•  применять различные способы работы в объёме — вытягивание из целого куска, налепливание на форму (наращивание формы по частям) для её уточнения, создание изделия из частей;

•  использовать художественно-выразительный язык скульптуры (ракурс, ритм);

•  чувствовать выразительность объёмной формы, многосложность образа скульптурного произведения, выразительность объёмных композиций, в том числе многофигурных;

•  понимать истоки и роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека;

•  приводить примеры основных народных художественных промыслов России, создавать творческие работы по мотивам народных промыслов;

•  понимать роль ритма в орнаменте (ритм линий, пятен, цвета), использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента, передавать движение с использованием ритма элементов;

•  понимать выразительность формы в декоративно-прикладном искусстве;    

•  использовать законы стилизации и трансформации природных форм для создания декоративной формы;

•  понимать культурно-исторические особенности народного искусства;

•  понимать условность и многомерность знаково-символического языка декоративно-прикладного искусства;

•  приводить примеры ведущих художественных музеев страны, объяснять их роль и назначение.

Выпускник получит возможность научиться:

•  пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна и художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности;

•  выражать в собственном творчестве отношение к поставленной художественной задаче, эмоциональные состояния и оценку, используя выразительные средства графики и живописи;

•  видеть, чувствовать и передавать красоту и разнообразие родной природы;

•  понимать и передавать в художественной работе различное и общее в представлениях о мироздании разных народов мира;

•  активно работать в разных видах и жанрах изобразительного искусства (дизайн, бумажная пластика, скульптура, пейзаж, натюрморт, портрет и др.), передавая своё эмоциональное состояние, эстетические предпочтения и идеалы;

•  работать в историческом жанре и создавать многофигурные композиции на заданные темы и участвовать в коллективных работах, творческо-исследовательских проектах;

•  воспринимать произведения изобразительного искусства и определять общие выразительные возможности разных видов искусства (композицию, форму, ритм, динамику, пространство);

•  переносить художественный образ одного искусства на язык другого, создавать свой художественный образ;

•  работать с поделочным и скульптурным материалом, создавать фантастические и сказочные образы на основе знакомства с образцами народной культуры, устным и песенным народным творчеством и знанием специфики современного дизайна;

•  участвовать в обсуждениях произведений искусства и дискуссиях, посвященных искусству;

•  выделять выразительные средства, использованные художником при создании произведения искусства, объяснять сюжет, замысел и содержание произведения;

•  проводить коллективные и индивидуальные исследования по истории культуры и произведениям искусства (история создания, факты из жизни автора, особенности города, промысла и др.);

•  использовать ИКТ в творческо-поисковой деятельности.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса по предмету «Изобразительное искусство» 

Основные учебные издания:

 Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство : 1 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. — М. : Вентана-Граф, 2013;

 

Дидактические пособия:

 Савенкова Л.Е., Ермолинская Е.А., Богданова Н.В. Изобразительное искусство : 1 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. — М. : Вентана- Граф, 2013;

 

Методические материалы для учителя:

 Савенкова Л.Г., Богданова Н.В. Изобразительное искусство : 1-4 классы : методическое пособие для учителя. — М. : Вентана-Граф, 2013;

 Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство : 1 класс : органайзер для учителя : методические разработки. — М. : Вентана-Граф, 2013;

Наглядные пособия:

Комплект таблиц для начальной школы «Изобразительное искусство».

Технические средства обучения и оборудование:

Ноутбук.

Проектор.

Интерактивная доска.

Электронные образовательные ресурсы

Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская Изобразительное искусство. Тематическое планирование 1-4 кл. Издательский центр  «Вентана- Граф», 2013,

Искусство. Введение  в цветоведение. Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями. ООО «Экзамен-Медиа».

Искусство. Основы декоративно-прикладного искусства. Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями. ООО «Экзамен-Медиа».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование уроков по изобразительному искусству. 1 класс, УМК "Перспектива".

Календарно - тематическое  планирование уроков по изобразительному искусству. 1 класс, УМК "Перспектива"....

Тематическое планирование уроков по математике,1 класс, "Начальная школа XXI века"

Тематическое планирование уроков с описанием деятельности учащихся и УУД....

Тематическое планирование уроков по технологии, 1 класс, "Начальная школа XXI века"

Тематическое планирование уроков с описанием деятельности учащихся и УУД....

Календарно-тематическое планирование уроков по изобразительному искусству в 1 классе/ УМК "Школа России

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству 1 класс УМК "Школа России"...

Календарно-тематическое планирование уроков по изобразительному искусству в 4 классе/ УМК "Школа России"

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству 4 класс УМК "Школа России"...