Разработка музейного урока "Яблочная скульптура".
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему
Через понятия " Скульптура" и "скульптор" учащиеся приходят к творческой работе в технологии "феномен неожиданности".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzeynyy_urok_v_tretem_klasse.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Музейный урок в третьем классе
«Яблочная скульптура»
Стебловская Валерия Валентиновна
учитель начальных классов
ГБОУ гимназия №42
Приморского района
Санкт- Петербург
Музейный урок в третьем классе в рамках реализации международной программы по музейной педагогике «Здравствуй, музей». ГРМ.
Тема: «Яблочная скульптура».
Цель: ученики, побывав в роли креативного скульптора, узнают, что такое «скульптура» и кто такой «скульптор».
Задачи урока:
-через понятие слова «руки» подвести детей к понятию «скульптура»
-познакомить со способами создания скульптуры (лепка и ваяние)
-через стихотворный и зрительный образ понять особенности профессии скульптора
-расширить словарный и интеллектуальный запас
-подвести учащихся к желанию попробовать себя в роли скульптора
-провести творческую работу на фоне феномена «неожиданности»
Технология «креативного мышления»:
Эрудиция ребенка повышается, если его опыт соединить с подсознанием и интуицией, а с помощью активизации основных мыслительных операций мы даем ему возможность прийти к собственному умозаключению. Нестандартное креативное творчество помноженное на эмоциональную сферу дают устойчивые знания и открытия, которые ребенок фактически получает сам.
Логическая цепочка:
РУКИ—СКУЛЬПТУРА—СКУЛЬПТОР—ЛЕПИТЬ—ВАЯТЬ—ТВОРИТЬ
Оборудование урока:
-зрительный ряд (рука с яблоком, голова ангела, Церера, работа с деревом, лепка из глины, начинаем творить, работы детей)
-слайд- опоры (руки, что такое скульптура?)
-яблоки, влажные салфетки, зубочистки (каждому)*
*с соблюдением всех санитарно-гигиенических норм
-карточка-рефлексия «скульптор» (каждому)
-стихотворение Василия Федорова «Сульптор»
Ход урока:
- Орг. момент.
- Благодарю Вас за ваши добрые глаза и любознательные лица. Я постараюсь, чтобы нам с вами было интересно провести эти 45 минут.
2.Этап ассоциаций.
На экране появляется слово РУКИ.
- Какие ассоциации у вас возникают?
-…….ответы детей.
-А я вспомнила песню: «Руки…Вы словно две большие птицы! Как вы летали, как обнимали все вокруг…» ( из репертуара К.И. Шульженко)
А можете ли вы вспомнить выражения (фразеологизмы, идиомы ), связанные с этим словом?
- …….руки- крюки, рукам волю не давай, не распускай руки, золотые руки, как без рук…
- КАК БЕЗ РУК! А постарайтесь назвать профессии, где человек может обойтись без рук.
-……..диктор, поэт, писатель, лектор………
-Молодцы, но не так уж и много.
На экране слайд «Рука с яблоком» (* Антонио Канова. Фрагмент скульптурного портрета. 18-19 век. Мрамор.)
-А сейчас я ожидаю море примеров! Назовите, где руки необходимы в первую о очередь.
-………..хирург, маляр, портниха, художник, скульптор…
- СКУЛЬПТОР! А интересно, что означает само слово «скульптор» или «скульптура»?
Пришло время поиграть в игру «Кто хочет стать…отличником?»
3.Этап построения знаний.
На экране слайд- схема
Что означает слово «скульптура?»
А. строить Б. лепить В. Высекать Г. создавать
В ходе игры мы приходим к правильному ответу «высекать»
4.Этап расширения знаний.
Учитель читает отрывки стихотворения Василия Федорова «Скульптор». По
мере чтения появляются слайды.
Нам жизнь благодарна
Не славой охранной,
А мукой исканий, открытьем секрета…
Однажды,
На мрамор взглянув многогранный,
Ваятель увидел в нем девушку эту… СЛАЙД «Голова ангела» (*Бернини
Лоренцо. Фрагмент скульптурной
композиции «Экстаз святой Терезы»)
Заспорил он с камнем,
Как с недругом ярым…
И, споря с тем камнем,
Боялся невольно,
Чтоб пряди не спутать,
Чтоб резким ударом
Лицо не задеть
И не сделать ей больно.
Из белого камня она вырывалась,
Уже ободренная первым успехом,
С таким нетерпеньем,
Что мрамор, казалось,
Спадал с ее плеч горностаевым мехом… СЛАЙД «Церера» ( *Неизвестный
скульптор. 18 век.. Летний сад )
- Минутка эрудитов! Кто эта девушка? Где она стоит? Вам помогут ее атрибуты.
(* Церера- богиня урожая и плодородия в римской мифологии, в греческой аналогична Деметра)
- Кто слушал внимательно, вместо слова «скульптор» было другое незнакомое слово.(можно повторить первый куплет).
Верно, ваятель. Это слова синонимы: скульптор = ваятель = высекать.
Мы с вами невольно узнали первый способ создания скульптуры: ваять - значит отсекать лишнее. Из чего же и как скульптор создал свои шедевры?
- …………….камень, инструменты……….
- А папа Карло, когда мастерил Буратино использовал этот способ?
На экране слайд «Работа по дереву».
- …………….рассуждения детей по слайду.
- Но есть и другой способ. Прокомментируйте его сами.
На экране слайд «Работа с глиной».
-…………….лепить.
- Верно, лепка, то есть наращивание. А с каким здесь материалом работает скульптор?
5. Этап релаксации.
- А ведь руки – это не только творцы и создатели, но и наши помощники, которые в ответе за наше здоровье. Мы сделаем точечный массаж и немного отдохнем:
- массируем складочку между большим и указательным пальцем, это – хорошее настроение.
- массируем первый фаланг мизинца, это – сердечный тонус.
- массируем центр ладошки, этим мы повышаем нашу работоспособность.
- стряхнем усталость с рук, а значит и со всего организма.
6. Этап закрепления знаний.
- Напомните мне, пожайлуста, какие два способа создания скульптуры вы сами нашли?
- …………….ваяние и лепка.
- Что нужно скульптору чтобы создать скульптуру?
- …………….камень, глина, инструменты, руки, вдохновение…
- А не пора ли и нам приступить к творчеству и почувствовать себя скульптором?
- Да!!!
- Как вы думаете, какой способ я вам предложу и почему?
- ……………наверное, лепку, это проще всего.
- А вот и не угадали. Я предлагаю ваять. Напомните, что для этого нужно?
- ……………камень, инструменты, руки…
- Верно, но я предлагаю стать необычными скульпторами.
7. Этап креативной творческой мастерской.
На экране слайд «Мальчик с яблоком».
- Я предлагаю вам не камень, а яблоко, не инструменты, а зубы. Включите свое воображение и фантазию и попытайтесь создать свой маленький яблочный шедевр.
-…………..Дети берут яблоки и с удовольствием выполняют творческую работу...
- Ребята демонстрируют и обсуждают свои работы, придумывают названия своим
скульптуркам. Создается «стихийная» пока выставка.
8. Этап рефлексии.
- А в завершении урока предлагаю сыграть в последнюю игру: на каждую букву слова скульптор напишите новые слова, которые вы сегодня узнали, ваши впечатления об уроке или слова, отражающие ваше настроение. Постарайтесь обыграть и Ь. (каждый ученик получает карточку-игру).
9. Заключение.
-Спасибо за то, что с интересом откликнулись на мои игры, задумки и творческую мастерскую. В следующий раз мы узнаем, что есть еще способ создания скульптуры.
Но это уже совсем другая история…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка музейного урока на тему: «Не забуду этой даты, что покончила с войной». ( для учащихся 1-2 классов)
Урок можно провести в школьном музее, где имеются стенды, посвящённые Великой Отечественной войне. Можно использовать мультимедиа, мастер - класс, музыкальное сопровождение ( в записи + живая музыка)....
Разработка музейного занятия "Секреты предметов русской избы"
Ознакомление с предметами русской избы...
Разработка открытого музейного занятия для младших школьников по теме: «Дети войны»
Цель: Формировать гражданскую и нравственную направленность ребят как личности; воспитать уважительное отношение к памяти павших героев Великой Отечественной войны, к старшему поколению, через наглядн...
Разработка разновозрастного занятия по музейной педагогике. Образы крестьянских детей в картинах А.Г.Венецианова. «Как бы мне в искусстве русскую дорожку проложить»
Этот проект включает в себя учащихся 10 В, 6А, 2 А классов - и все ученики Пуськовой Л.Н.Цель: углубить и расширить знания обучающихся о внешней и внутренней красоте человека.Задачи:1....
Разработка внеурочного занятия музейного урока по теме "Народные промыслы России (глиняные игрушки)."
В конспекте урока представлено краткое описание каждой глиняной игрушки и даётся матер-класс по её изготовлению....
методическая разработка музейного занятия
Музейное занятие«Исторические источники»...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по теме: «Музейные страницы. Святой благоверный князь Александр Невский»
Методическая разработка внеклассного мероприятия по теме: «Музейные страницы. Святой благоверный князь Александр Невский»...