Разработка музейного урока "Яблочная скульптура".
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему

Стебловская Валерия Валентиновна

Через понятия "  Скульптура" и "скульптор" учащиеся приходят к творческой работе в технологии "феномен неожиданности".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzeynyy_urok_v_tretem_klasse.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

       

                 

                  Музейный урок в третьем классе

                «Яблочная скульптура»

               

                 Стебловская Валерия Валентиновна

               

                       учитель начальных классов

                               ГБОУ  гимназия №42

                               Приморского района

                                             Санкт- Петербург                 

Музейный урок в третьем классе в рамках реализации международной      программы по музейной педагогике «Здравствуй, музей». ГРМ.

Тема: «Яблочная  скульптура».

Цель: ученики, побывав в роли креативного скульптора, узнают, что такое «скульптура» и кто такой «скульптор».

Задачи урока:

-через понятие слова «руки» подвести детей к понятию «скульптура»

-познакомить со способами создания скульптуры (лепка и ваяние)

-через стихотворный и зрительный образ понять особенности профессии скульптора

-расширить словарный и интеллектуальный запас

-подвести учащихся к желанию попробовать себя в роли скульптора

-провести творческую работу на фоне феномена «неожиданности»

Технология «креативного мышления»:

Эрудиция ребенка повышается, если его опыт соединить с подсознанием и интуицией, а с помощью активизации основных мыслительных операций мы даем ему возможность прийти к собственному умозаключению. Нестандартное креативное творчество помноженное на эмоциональную сферу дают устойчивые знания и открытия, которые ребенок фактически получает сам.

Логическая цепочка:

РУКИ—СКУЛЬПТУРА—СКУЛЬПТОР—ЛЕПИТЬ—ВАЯТЬ—ТВОРИТЬ

 Оборудование урока:

-зрительный ряд (рука с яблоком, голова ангела, Церера, работа с деревом,  лепка из глины, начинаем творить, работы детей)

-слайд- опоры (руки, что такое скульптура?)

-яблоки, влажные салфетки, зубочистки (каждому)*

*с соблюдением всех санитарно-гигиенических норм

-карточка-рефлексия «скульптор» (каждому)

-стихотворение Василия Федорова «Сульптор»                                     

                                         

                                            Ход урока:

  1. Орг. момент.

- Благодарю Вас за ваши добрые глаза и любознательные лица. Я постараюсь, чтобы нам с вами было интересно провести эти 45 минут.

 2.Этап  ассоциаций.

На экране появляется слово РУКИ.

- Какие ассоциации у вас возникают?

-…….ответы детей.

-А я вспомнила песню: «Руки…Вы словно две большие птицы! Как вы летали, как обнимали все вокруг…» ( из репертуара К.И. Шульженко)

А можете ли вы вспомнить выражения (фразеологизмы, идиомы ), связанные с этим   словом?

- …….руки- крюки, рукам волю не давай, не распускай руки, золотые руки, как без рук…

- КАК БЕЗ РУК! А постарайтесь назвать профессии, где человек может обойтись без рук.

-……..диктор, поэт, писатель, лектор………

-Молодцы, но не так уж и много.

На экране слайд  «Рука с яблоком» (* Антонио Канова. Фрагмент скульптурного портрета. 18-19 век. Мрамор.)

-А сейчас я ожидаю море примеров! Назовите, где руки необходимы в первую о   очередь.

-………..хирург, маляр, портниха, художник, скульптор…

- СКУЛЬПТОР! А интересно, что означает само слово «скульптор» или  «скульптура»?

Пришло время поиграть в игру «Кто хочет стать…отличником?»

3.Этап построения знаний.

На  экране слайд- схема

Что означает слово «скульптура?»

А.  строить     Б. лепить     В. Высекать   Г. создавать

В ходе игры мы приходим к правильному ответу «высекать»

4.Этап расширения знаний.

Учитель читает отрывки стихотворения Василия Федорова «Скульптор». По

мере  чтения появляются слайды.

Нам жизнь благодарна

Не славой охранной,

А мукой исканий, открытьем секрета…

Однажды,

На мрамор взглянув многогранный,                  

Ваятель увидел в нем девушку эту…           СЛАЙД  «Голова ангела» (*Бернини  

                                                                          Лоренцо. Фрагмент скульптурной

                                                                          композиции «Экстаз святой Терезы»)

Заспорил он с камнем,

Как с недругом ярым…

И, споря с тем камнем,

Боялся невольно,

Чтоб  пряди не спутать,

Чтоб резким ударом

Лицо не задеть

И не сделать ей больно.

Из белого камня она вырывалась,

Уже ободренная первым успехом,

С таким нетерпеньем,

Что мрамор, казалось,

Спадал с ее плеч горностаевым мехом…      СЛАЙД «Церера»  ( *Неизвестный

                                                                           скульптор. 18 век.. Летний сад )

- Минутка эрудитов! Кто эта девушка? Где она стоит? Вам помогут ее атрибуты.

(* Церера- богиня урожая и плодородия в римской мифологии, в греческой аналогична Деметра)

- Кто слушал внимательно,  вместо слова «скульптор» было другое незнакомое слово.(можно повторить первый куплет).

Верно, ваятель. Это слова синонимы: скульптор = ваятель = высекать.

Мы с вами невольно узнали первый способ создания скульптуры: ваять - значит отсекать лишнее. Из чего же и как скульптор создал свои шедевры?

- …………….камень, инструменты……….

- А папа Карло, когда мастерил Буратино использовал этот способ?

На экране слайд «Работа по дереву».

- …………….рассуждения детей по слайду.

- Но есть и другой способ. Прокомментируйте его сами.

На экране слайд «Работа с глиной».

-…………….лепить.

- Верно, лепка, то есть наращивание. А с каким здесь материалом работает скульптор?

5. Этап релаксации.

- А ведь руки – это не только творцы и создатели, но и наши помощники, которые в ответе за наше здоровье. Мы сделаем точечный массаж и немного отдохнем:

- массируем складочку между большим и указательным пальцем, это – хорошее настроение.

- массируем первый фаланг мизинца, это – сердечный тонус.

- массируем центр ладошки, этим мы повышаем нашу работоспособность.

- стряхнем усталость с рук, а значит и со всего организма.

6. Этап закрепления знаний.

- Напомните мне, пожайлуста, какие два способа создания скульптуры вы сами нашли?

- …………….ваяние и лепка.

- Что нужно скульптору чтобы создать скульптуру?

- …………….камень, глина, инструменты, руки, вдохновение…

- А не пора ли и нам приступить к творчеству и почувствовать себя скульптором?

- Да!!!

- Как вы думаете, какой способ я вам предложу и почему?

- ……………наверное, лепку, это проще всего.

- А вот и не угадали. Я предлагаю ваять. Напомните, что для этого нужно?

- ……………камень, инструменты, руки…

- Верно, но я предлагаю стать необычными скульпторами.

7. Этап креативной  творческой мастерской.

На экране слайд «Мальчик с яблоком».

- Я предлагаю вам не камень, а яблоко, не инструменты, а зубы. Включите свое воображение и фантазию и попытайтесь создать свой маленький яблочный шедевр.

-…………..Дети берут яблоки и с удовольствием выполняют творческую работу...

- Ребята демонстрируют и обсуждают свои работы, придумывают названия своим

скульптуркам. Создается «стихийная» пока выставка.

8. Этап рефлексии.

- А в завершении урока предлагаю сыграть в последнюю игру: на каждую букву слова скульптор напишите новые слова, которые вы сегодня узнали, ваши впечатления об уроке или слова, отражающие ваше настроение. Постарайтесь обыграть и Ь. (каждый ученик получает карточку-игру).

9. Заключение. 

-Спасибо за то, что с интересом откликнулись на мои игры, задумки и творческую мастерскую. В следующий раз мы узнаем, что есть еще  способ создания скульптуры.

Но это уже совсем другая история…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка музейного урока на тему: «Не забуду этой даты, что покончила с войной». ( для учащихся 1-2 классов)

Урок можно провести в школьном музее, где имеются стенды, посвящённые Великой Отечественной войне. Можно использовать мультимедиа, мастер - класс, музыкальное сопровождение ( в записи + живая музыка)....

Разработка открытого музейного занятия для младших школьников по теме: «Дети войны»

Цель: Формировать гражданскую и нравственную направленность ребят как личности; воспитать уважительное отношение к памяти павших героев Великой Отечественной войны, к старшему поколению, через наглядн...

Разработка разновозрастного занятия по музейной педагогике. Образы крестьянских детей в картинах А.Г.Венецианова. «Как бы мне в искусстве русскую дорожку проложить»

Этот проект включает в себя учащихся 10 В, 6А, 2 А классов - и все ученики Пуськовой Л.Н.Цель: углубить и  расширить знания обучающихся о внешней и внутренней красоте человека.Задачи:1....

Разработка внеурочного занятия музейного урока по теме "Народные промыслы России (глиняные игрушки)."

В конспекте урока представлено краткое описание каждой глиняной игрушки и даётся матер-класс по её изготовлению....

методическая разработка музейного занятия

Музейное занятие«Исторические источники»...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по теме: «Музейные страницы. Святой благоверный князь Александр Невский»

Методическая разработка внеклассного мероприятия  по теме: «Музейные страницы. Святой благоверный князь Александр Невский»...