Учебная программа по изобразительному искусству для 1 класса (ФГОС)
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) по теме

Учебная программа по изобразительному искусству учителя МБОУ СОШ №36 г.Липецка Колдиной Елены Николаевны для УМК «Начальная школа XXI века» (под ред. проф. Н.Ф. Виноградовой)

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon izobrazazitelnoe_iskusstvo_fgos.docx.zip34.36 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативные правовые документы

- Федеральный  закон  «Об образовании  в Российской Федерации»  от 29.12.2012г.  №273-ФЗ

- Приказ Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

- Примерная программа для начального общего образования по изобразительному искусству 1 класс.

- Учебный  план МБОУ СОШ №36 г. Липецка на 2014 -2015 учебный год.

- Календарный учебный  график на 2014-2015 учебный год.

Общие цели начального общего образования

Целью уроков изобразительного искусства в начальной школе является реализация фактора развития, формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, активизация самостоятельной творческой деятельности, развитие интереса к природе и потребности в общении с искусством; формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре.

Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство»:

воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству; уважения к культуре и искусству разных народов, обогащение нравственных качеств; способности проявления себя в искусстве; а также формирование художественных и эстетических предпочтений;

развитие творческого потенциала ребенка в условиях активизации воображения и фантазии, способности к эмоционально-чувственному восприятию окружающего мира природы и произведений разных видов искусства; развитие желание привносить в окружающую действительность красоту; навыков сотрудничества в художественной деятельности;

освоениеразных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

овладение выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты и разными художественными материалами с опорой на возрастные интересы и предпочтения детей, их желание выразить в творчестве свои представления об окружающем мире;

развитие опыта художественного восприятия произведений искусства.

Общая характеристика учебного предмета

В программе представлены три направления  художественного развития учащихся.

  1. Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму(изобразительное искусство и окружающий мир).
  2. Развитие  фантазии и воображения.
  3. Художественно- образное восприятие произведений изобразительного  искусства.

Направления работы в каждом классе реализуются в следующих видах художественной деятельности: работа на плоскости, декоративно – прикладные виды деятельности, работа в объёме. Главная тема 3-го года обучения – мир природы и мир человека. Дети учатся наблюдать за объектами разных природных пространств и передавать свои впечатления в самостоятельных творческих работах; знакомятся с новыми художественными понятиями и техниками, узнают об особенностях использования формы, цвета, объёма, ритма в разных видах и жанрах изобразительного искусства. Ведущая практическая задача в 3  классе – развитие и активизация продуктивного воображения и фантазии, композиционного мышления.

Сведения о программе

Рабочая программа разработана мной на основании методических рекомендаций авторской программы «Изобразительное искусство» (авторы:Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская).

Информация о внесённых изменениях в программу

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного

стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений.

Описание места учебного предмета

Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума содержания по предмету, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к изобразительному искусству.Предмет «Изобразительное искусство» изучается в начальной школе с 1 по 4 классы. Особое значение данного предмета заключается в формировании у детей 6—10 лет целостного представления о мире и месте человека в нем. Это и определяет его цель — формирование представлений о природе, человеке и обществе знание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к  изобразительному искусству. Отбор содержания программы опирается на новый стандарт начального общего образования и традиции изучения окружающего мира  в начальной школе. При отборе содержания курса учитывались принципы, которые отражены в Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утвержденной Федеральным координационным советом по общему образованию Минобразования РФ 17 июня 2003 года. Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счет интеграции знаний.

Рабочая программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала.

Приобщаясь через уподобление сотворчества и восприятия к истокам культуры своего народа или других народов Земли, обучающиеся начинают ощущать себя участниками развития человечества, открывают себе путь к дальнейшему расширению восприимчивости богатства человеческой культуры.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

В основе учебников лежит системно-деятельностный (компетентностный)

подход, который предполагает формирование и развитие определённых качеств личности, что соответствует требованиям, предъявляемым к общему содержанию предмета «Изобразительное искусство» («знаниевый» компонент):

• воспитание толерантности и уважения к другим культурам и народным традициям (с учётом многонациональности России);

• развитие желания знакомиться с произведениями искусства и активно проявлять себя в творчестве (мотивация);

• общекультурное и личностное развитие учащегося; формирование графической  грамоты и учебных действий, обеспечивающих успешное усвоение содержания  предмета (практика и восприятие);

• воспитание познавательной культуры в разных видах изобразительной деятельности (живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное и народное искусство) в соответствии с возрастными возможностями учащихся; духовно-нравственное и интеллектуальное воспитание в условиях интегрированного обучения и поли-художественного воспитания;

• воспитание патриотических чувств, развитие желания осваивать национальные традиции;

• развитие основ научных знаний об окружающей действительности и искусстве, о взаимосвязях объектов;

• совершенствование индивидуальных способностей;

• формирование умения планировать свою деятельность и культуру труда; развитие эмоционально-ценностного восприятия произведений искусства, эстетического кругозора, эстетической культуры личности, интереса к художественной культуре; формирование умения оценивать художественной точки зрения произведения искусства.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

Личностные результаты освоения курса ИЗО:

а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области

изобразительного искусства;

б) воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и

других людей;

в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных

задач;

г) формирование духовных и эстетических потребностей;

д) овладение различными приёмами и техниками изобразительной

деятельности;

е) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;

ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

Метапредметные результаты:

Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются

познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также

межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.

Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность

неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которыхпоможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.

Предметные результаты:

а) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного

искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;

б) ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов

изобразительного искусства и освоение некоторых из них;

в) ознакомление учащихся с терминологией и классификацией

изобразительного искусства;

в) первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;

г) получение детьми представлений о некоторых специфических формах

художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография,

работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.

Информация о количестве часов

В соответствии с базисным учебным планом, реализация программы рассчитана на 33 час (1 час в неделю).

В первом триместре- 10 часов, во втором триместре- 9 часов, в третьем триместре- 14 часов.

Формы организации образовательного процесса

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объёме; декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – проводятся экскурсии в краеведческие музеи; используются видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения.  При прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с окружающим миром («Природа России», «Родной край – часть большой страны», «Страницы всемирной истории», «Страницы истории Отечества»), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудовым обучением (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).

Технологии обучения

Основой педагогического процесса в преподавании изобразительного искусства является органическое единство учебного и воспитательного процессов в условиях интеграции и взаимодействия с другими образовательными дисциплинами.

Применяемые технологии: формирование типа правильной учебной деятельности, технология проблемно-диалогического  обучения, проектная технология,оценочная технология.

Виды и формы контроля

Для реализации рабочей программы предусматриваются различные виды контроля обучающихся, такие как: фронтальная беседа, устная дискуссия, коллективная и самостоятельная работа, практические и тематические работы. На учебных занятиях используются коллективные способы обучения в парах постоянного состава (ППС), в малых группах.

Во время учебных занятий ученики обсуждают работы товарищей, результаты коллективного творчества и индивидуальные работы на уроках.

В 1 классе возрастает значение коллективных работ в учебно-воспитательном процессе. Значительную роль играют литературные и музыкальные произведения, позволяющие создать целостное представление о культуре народа.

Большое внимание уделяется развитию речи обучающихся, так как раскрываются основные термины и понятия такие, как: пастель, гравюра, репродукция, панно.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

  1. Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму (15 ч)
  1. Изучение окружающего предметного мира и мира природы (связь изобразительного искусства с природой)
  2. Формирование представлений учащихся о происхождении искусства. Наскальная живопись, рисунки древних людей. Чем и как рисовали люди. Инструменты и художественные материалы современного художника.
  3. Развитие наблюдательности, формирование умения передавать в цвете свое впечатление от увиденного в природе и окружающей действительности.
  4. Освоение всей поверхности листа и ее гармоничное заполнение. Первые представления о композиции.
  5. Развитие представлений об основных направлениях: «вертикально», «горизонтально», «наклонно». Передача в рисунке наблюдаемого в действительности.
  6. Развитие интереса к разнообразию цвета, форм и настроений в природе окружающей действительности. Изображение предметов в пространстве.
  7. Развитие понятия зрительной глубины и ее передача в рисунке: выделение первого плана, главного элемента в композиции.
  8. Развитие наблюдательности, наблюдение за изменениями в природе и окружающей жизни. Развитие представлений о пространстве в искусстве.
  9. Получение нового цвета путем смешения двух красок, выполнение плавных переходов одного цвета в другой. Наблюдение: как с помощью белой краски можно изменить цвет.
  10. Развитие интереса к объектам животного мира природы. Наблюдение за красотой и выразительностью движений животных, птиц, рыб.
  11. Формирование представлений о рельефе. Лепка рельефа: развитие представлений о «ближе-ниже», «дальше-выше». Загораживание предметов в рисунке с сохранением их взаимного расположения: рядом, над, под.
  12. Развитие индивидуального чувства формы.
  13. Передача движения в объеме, знакомство с понятием динамики. Формирование представлений о соразмерности изображаемых объектов.
  14. Стилизация природных форм в декоративные. Освоение техники бумажной пластики.
  15. Изображение по представлению с помощью разнообразных по характеру начертания линий. Передача ощущения нереального сказочного пространства: предметы, люди в пространстве.
  16. Конкретное, единичное в пространстве природы и жизни.
  17. Навыки работы гуашевыми красками. Развитие представлений о цвете в декоративном искусстве: цвет и краски. Цвет и форма в искусстве. Цвет и настроение.
  1. Развитие фантазии и воображения (10 ч)

Преобразование наблюдаемого в жизни в творческий продукт. Развитие эстетических чувств ребенка, интереса к разнообразию цвета, форм, звуков, жестов, движений, запахов. Интонации в природе, искусстве и жизни их отображение в творческих работах.

  1. Развитие ассоциативного мышления и освоение техники работы кистью и палочкой, «кляксографии».
  2. Развитие представлений о контрастных и нюансных (сближенных) цветовых отношениях. Передача сюжета о работе. Развитие умения порождать свой сюжет.
  3. Развитие ассоциативных форм мышления. Звуки окружающего мира. Передача настроения, впечатления от услышанного в цвето-музыкальных композициях.
  4. Изображение движения.
  5. Развитие интереса и  внимания к цвету в живописи, звукам в музыке, словам в стихах, ритму, интонации. Развитие наблюдательности, умение видеть необычное в обычном.
  6. Связь между звуками в музыкальном произведении, словами в стихотворении и в прозе. Различение звуков природы и окружающего мира. Прогулки в лес, в парк, по городу, зоопарку.
  7. Скульптура как вид изобразительного искусства. Пластические мотивы в объемной форме.
  8. Работа с крупными формами. Конструирование замкнутого пространства. Создание глубинно-пространственной композиции, в том числе по мотивам литературных произведений.
  9. Творческая деятельность по оформлению помещения (интерьера).
  10. Форма и украшение в народном искусстве.
  11. Контраст и нюанс в цвете и форме, в словах, звуках музыки, настроении.
  1. Художественно-образное восприятие изобразительного искусств – музейная педагогика (6ч)
  1. Изобразительное искусство в среде других искусств. Связь изобразительного искусства с действительностью.
  2. Материалы и инструменты художника (холст, кисти, краски, карандаш, бумага, камень, металл, глина).
  3. Представление о картине, рисунке, скульптуре, декоративной композиции, произведениях декоративно-прикладного искусства. Их эстетические особенности.
  4. Наблюдениями за изменениями цвета и настроения в природе, многообразием цветовых оттенков осенних листьев. Экскурсия в парк или лес.
  5. Представление о работе художника-скульптора и о скульптуре. Скульптуры в музее и вокруг нас. Образы людей и животных в скульптуре. Выразительность формы и силуэта в скульптуре.
  6. Знакомство с крупнейшими музеями России. Государственная Третьяковская галерея. Государственный Эрмитаж. Музей под открытым небом.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Раздел программы

Программное содержание

Характеристика деятельности учащегося

(УУД)

I.Развитие дифференцированно-

го зрения: перевод наблюдаемого в художественную  форму (15 ч)

1.Особенности художественного творчества: художник и зритель.

Изучение окружающего мира и природы (связь изобразительного искусства с природой).

Работа на плоскости.

Изучать окружающий предметный мир и мир природы, наблюдать за природными явлениями. Различать характер и эмоциональные состояния в природе и искусстве.

Создавать цветовые  композиции на передачу характера светоносных стихий в природе (грозы, огня, дождя, радуги, цветущего луга).

Овладевать приёмами работы красками и кистью.

2. Образная сущность искусства. Формирование представлений о происхождении искусства.

Чем и как рисовали люди.

Инструменты и художественные материалы современного художника.

Представлять, откуда и когда появилось искусство. Изучать природные объекты (камни, листья, ракушки, кору деревьев и др.).

Использовать в работе тонированную бумагу; работать, подражая неведомому художнику.

Выбирать материал и инструменты для изображения.

3. Развитие умения наблюдать за изменениями в природе, формирование умения передавать в цвете своё впечатление от увиденного в природе

и окружающей действительности.

Развивать способность наблюдать и замечать разнообразие цвета и формы в природе.

Передавать в цвете своё настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности.

Изображать по памяти и представлению.

4.Освоение всей поверхности листа и её гармоничное заполнение. Первые представления о композиции

Осваивать, гармонично заполнять всю поверхность изобразительной плоскости.

Рассматривать и обсуждать картины, выполненные детьми, обращать внимание на особенности работы на листе.

5.Развитие представлений об основных направлениях: вертикально, горизонтально, наклонно. Передача в рисунке своих наблюдений.

Передавать с помощью линии и цвета нужный объект.

Представлять и передавать в рисунке направления: вертикально, горизонтально, наклонно.

Размещать на рисунке предметы в разных положениях. Работать по наблюдению (выполнять упражнения на проведение различных линий графическими материалами).

6.  Развитие интереса к разнообразию цвета, форм и настроений в природе и окружающей действительности.

Изображение предметов в открытом пространстве

Наблюдать за окружающими предметами, деревьями, явлениями природы, настроением в природе и конструктивными особенностями природных объектов. Уметь замечать и передавать в рисунке разнообразие цвета, форм и настроений в природе и окружающей действительности (формы вещей, звуки и запахи в природе, движения людей, животных, птиц).

7. Развитие понятия зрительной глубины и её передача в рисунке: выделение первого плана, главного элемента в композиции.

Использовать основные правила композиции: главный элемент в композиции, его выделение цветом и формой.

Работать разными мягкими материалами.

8. Развитие умения наблюдать за изменениями в природе и окружающей жизни. Развитие представлений о пространстве в искусстве.

Наблюдать за животными и изображать их. Иметь представление о том, что у каждого живого существа своё жизненное пространство, уметь передавать его в рисунке.

Иметь представление о набросках и зарисовках.

9.  Получение нового цвета путём смешения двух красок, выполнение плавных переходов одного цвета в другой. Наблюдение: изменение цвета с помощью белой краски.

Получать сложные цвета путём смешения двух красок (жёлтый-красный, синий-жёлтый, красный-синий); составлять оттенки цвета, используя белую и чёрную краски.

Передавать с помощью цвета. настроение, впечатление в работе, создавать художественный образ.

10.  Развитие интереса к объектам животного мира. Наблюдение за красотой и выразительностью движений зверей, птиц, рыб.

Наблюдать за красотой и выразительностью движений зверей, птиц, рыб (экскурсии в зоопарк, просмотр фильмов, телепередач).

Выполнять этюды в пластилине или глине по памяти и наблюдению. Создавать коллективные композиции из вылепленных игрушек.

11.  Формирование представлений о рельефе. Лепка рельефа: развитие понятий «ближе — ниже», «дальше — выше». Загораживание предметов в рисунке с сохранением их взаимного расположения: рядом, над, под.

Работа в объёме и пространстве.

Изображать предметы в рельефном пространстве: ближе — ниже, дальше — выше.

Передавать простейшую плановость пространства и динамику (лепка в рельефе с помощью стеки).

12.  Развитие индивидуального чувства формы.

Осваивать лепку из целого куска (глина, пластилин). Передавать в объёме характерные формы игрушек по мотивам народных промыслов.

Передавать в декоративной объёмной форме характерные движения животного.

Проявлять интерес к окружающему предметному миру и разнообразию форм в образах народного искусства.

Представлять соразмерность форм в объёме.

13. Передача движения в объёме, знакомство с понятием динамики. Формирование представлений о соразмерности изображаемых объектов.

Представлять и создавать несложные декоративные объёмные композиции из цветного пластилина с использованием готовых форм.

Создавать коллективные композиции.

14.  Изображение по представлению с помощью линий, разнообразных по характеру начертания. Передача ощущения нереальности сказочного пространства: предметы, люди в пространстве.

Создавать свободные композиции по представлению с помощью разнообразных линий.

Развивать представление о различии цвета в искусстве и окружающем предметном мире.

Уметь работать графическими материалами: карандашом, фломастером и др.

15.  Конкретное, единичное в пространстве природы и жизни

Навыки работы гуашевыми красками. Развитие представлений о цвете в декоративном искусстве: цвет и краски. Цвет и форма в искусстве. Цвет и настроение.

Иметь представление о стилизации: перевод природных форм в декоративные.

Создавать несложный орнамент из элементов, подсмотренных в природе (цветы, листья, трава, насекомые, например жуки, и др.)

Уметь работать с палитрой и гуашевыми красками.

Понимать взаимодействие цвета и формы в декоративном искусстве; цвета и настроения.

Создавать подарки своими руками.

Уметь видеть и передавать необычное в обычном.

II. Развитие фантазии и воображения (10 ч)

Работа на плоскости

Уметь импровизировать в цвете, линии, объёме на основе восприятия музыки, поэтического слова, художественного движения.

1.Развитие ассоциативного мышления. Освоение техники работы кистью и палочкой, «кляксографии».

2.  Развитие представлений о контрастных и нюансных (сближенных) цветовых отношениях. Передача сюжета в работе. Развитие умения выстраивать свой сюжет.

Отображать контраст и нюанс в рисунке.

Наблюдать и замечать изменения в природе в разное время года.

Уметь работать кистью (разных размеров) и палочкой (толстым и острым концом).

3.  Развитие ассоциативных форм мышления. Звуки окружающего мира. Передача настроения, впечатления от услышанного в цвето-музыкальных композициях.

Проводить линии разной толщины — вертикальные, горизонтальные, изо-

гнутые.

Создавать цветовые композиции по ассоциации с музыкой.

Находить в книгах, журналах фотографии, на которых передано разное состояние природы.

Уметь описать словами характер звуков, которые «живут» в этом уголке природы.

4.  Изображение движения.

Передавать движение и настроение в рисунке.

Создавать коллективное панно. Бумага, гуашь.

Уметь работать в группе.

Фиксировать внимание на объектах окружающего мира.

Создавать собственные творческие работы по фотоматериалам и собственным наблюдениям.

5.  Развитие интереса и внимания к цвету в живописи, звукам в музыке, словам в стихах, ритму, интонации. Развитие наблюдательности, умения видеть необычное в обычном.

Импровизировать на темы контраста и нюанса (сближенные цветовые отношения).

Сравнивать контраст и нюанс в музыке

и танце, слове; повседневные звуки с музыкальными (нахождение различий и сходства).

Проводить самостоятельные исследования на тему «Цвет и звук».

6.  Скульптура как вид изобразительного искусства. Пластические мотивы в объёмной форме.

Работа в объёме и пространстве

Вычленять в окружающем пространстве художественно-организованные объёмные объекты.

Улавливать и передавать в слове свои впечатления, полученные от восприятия скульптурных форм.

7. Работа с крупными формами. Конструирование замкнутого пространства.

Создание глубинно-пространственной композиции, в том числе по мотивам литературных произведений.

Работать с крупными формами.

Конструировать замкнутое пространство, используя большие готовые формы (коробки, упаковки, геометрические фигуры, изготовленные старшеклассниками или родителями).

Конструировать из бумаги и создавать народные игрушки из ниток и ткани.

Создавать глубинно-пространственную композицию, в том числе по мотивам литературных произведений.

Использовать в работе готовые объёмные формы, цветную бумагу, гуашь.

Украшать интерьер аппликацией или росписью.

8. Творческая деятельность по оформлению помещения (интерьера).

Декоративно-прикладная деятельность

Создавать образ интерьера по описанию.

Выполнять работы по созданию образа интерьера по описанию оформления помещения (класса, рекреации, сцены в школе) к празднику, для торжественных случаев, событий в классе и др.

9. Форма и украшение в народном искусстве.

Использовать материал литературных образов в лепке (герои сказок, декоративные мотивы).

Создавать из работ коллективные композиции.

10. Контраст и нюанс в цвете и форме, в словах, звуках музыки, настроении.

Передавать контрастные и нюансные цветовые отношения в небольших композициях в технике отрывной аппликации, с помощью гуаши или акварели.

Привносить свой предмет в создаваемое пространство, не нарушая его целостности.

IV.Художественно- образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика) (6ч)

1. Изобразительное искусство среди других искусств. Связь изобразительного искусства с действительностью.

Иметь представления об изобразительном искусстве, о связи искусства с действительностью;

высказывать свои представления и объяснять их.

2. Материалы и инструменты художника (холст, кисти, краски, карандаш, бумага, камень, металл, глина).

Участвовать в обсуждениях на темы: «Какие бывают художники: живописцы, скульпторы, графики», «Что и как изображает художник-живописец и художник-скульптор».

3. Представление о картине, рисунке, скульптуре, декоративной композиции, произведениях декоративно-прикладного искусства. Их эстетические особенности.

Отличать материалы и инструменты художников — живописца, графика, прикладника, архитектора, скульптора.

Понимать, каким образом художник изображает предметы и события.

4.  Наблюдение за изменениями цвета и настроения в природе, многообразие цветовых оттенков осенних листьев.

Экскурсия в парк или в лес.

Различать жанры изобразительного искусства и уметь их группировать, представить и объяснить.

Воспринимать и эмоционально оценивать образную характеристику произведений художника.

Различать средства художественной выразительности. Высказывать своё эстетическое отношение к работе.

Наблюдать, воспринимать и эмоционально оценивать картину, рисунок, скульптуру, декоративные украшения изделий прикладного искусства.

Выражать своё отношение и объяснять роль и значение искусства в жизни.

Участвовать в беседах о красоте пейзажа в природе и искусстве; об отображении времён года в пейзажной живописи, в музыке и поэзии.

5. Представление о работе художника-скульптора и о скульптуре. Скульптура в музее и вокруг нас. Образы людей и животных в скульптуре. Выразительность формы и силуэта  в скульптуре.

Проводить коллективные исследования о творчестве художников.

Представлять особенности работы скульптура, архитектора, игрушечника, дизайнера.

Называть и объяснять понятия: форма, силуэт, пропорции, динамика в скульптуре.

Воспринимать и оценивать скульптуру в музее и в окружающей действительности.

6.  Знакомство с крупнейшими музеями России. Государственная Третьяковская галерея. Государственный Эрмитаж. Музей под открытым небом.

Понимать и объяснять роль и значение музея в жизни людей.

Комментировать видеофильмы, книги по искусству. Выполнять зарисовки

по впечатлению от экскурсий, создавать композиции по мотивам увиденного.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Учебный период

Разделы

Количество часов раздела

Контрольныхуроков

I триместр

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму

        7 ч

Развитие фантазии и воображения

Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика)

II триместр

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму

5 ч

Развитие фантазии и воображения

2 ч

Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика)

III триместр

Развитие фантазии и воображения

         7ч

Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика)

4 ч

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму

Год

33ч

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.

В конце 1 класса учащиеся должны знать:

три способа художественной деятельности: изобразительную, декоративную и конструктивную.

названиями главных цветов (красный, жёлтый, синий, зелёный, фиолетовый, оранжевый, голубой);

правильно работать акварельными красками, ровно закрывать ими нужную поверхность;

элементарные правила смешивания цветов (красный + синий = фиолетовый;

синий + жёлтый = зелёный) и т. д.

простейшие приёмы лепки.

В конце 1 класса учащиеся должны уметь:

верно держать лист бумаги, карандаш;правильно пользоваться инструментами и материалами ИЗО;выполнять простейшие узоры в полосе, круге из  декоративных форм растительного мира;передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов;применять элементы декоративного рисования кистью; применять простейшие приёмы лепки.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

урока п/п

Дата

прове

дения

Раздел

Тема урока

Примечание

(для корректировки

программы).

1

02.09.

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму (3 ч)

Кто такой художник?

Освоение техники работы кистью и красками.

2

09.09.

Чем и как рисовали люди.

3

16.09.

Знакомство с палитрой. Создание своих цветов и оттенков.

4

23.09.

Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика) (1ч)

Взаимосвязь изобразительного искусства с природой, жизнью и другими видами искусства.

5

30.09

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму (2ч)

Художник-живописец.

Первые представления о композиции.

6

14.10.

 Художник-график.

Знакомство с разными художественными материалами (гуашью, пастелью, тушью, карандашом).

7

21.10.

Развитие фантазии и воображения (1ч)

Фломастеры. Придумываем, сочиняем, творим.

8

28.10.

Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика) (1ч)

Идём в музей.

Художник-скульптор.

9

04.11

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму (4ч)

Лепка рельефа на свободную тему.

10

11.11.

Времена года.

Тёплые и холодные цвета.

11

18.11.

Времена года.

Основные и составные цвета. Понятие оттенка.

12

25.11.

Освоение техники бумажной пластики.

Аппликация.

13

2.12

Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика) (1ч)

Мастерская художника.

Экскурсия в творческую мастерскую художника.

14

09.12.

Развитие фантазии и воображения (1ч)

Художник-архитектор.

Конструирование замкнутого пространства.

15

16.12.

Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика) (1ч)

Идём в музей.

Экскурсия или просмотр видеофильма.

16

23.12.

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму (1ч)

Художник-прикладник.

Делаем игрушки сами.

17

16.12.

Развитие фантазии и воображения (1ч)

Кляксография.

Освоение техники работы от «пятна».

18

30.12.

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму (4ч)

Какие бывают картины: пейзаж.

19

13.01

Какие бывают картины: портрет.

20

20.01.

Какие бывают картины: сюжет.

21

27.01

Какие бывают картины: натюрморт.

22

03.02

Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика) (1ч)

Идём в музей. Жанры изобразительного искусства.

23

10.02.

Развитие фантазии и воображения (3ч)

Иллюстрация: рисунок в книге.

24

17.02

24.02

Природа- великий художник.

25

10.03

Времена года. Работа на плоскости.

26

17.03.

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму (1ч)

Акварель. Работа на плоскости.

27

24.03

Развитие фантазии и воображения (8ч)

Сказка с помощью линии.

28

31.03

Рисование животных из клякс.

29

30

31

32

33

07.04

14.04

21.04

05.05

12.05

19.05

Лепка животных.

Изготовление птиц из бумаги.

ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

1.Основные  учебные издания:

Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений - М.: Вентана – Граф, 2012 г.

2. Дидактические пособия:

Савенкова Л.Г. , Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство 3 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. _ М.: Вентана – Граф , 2012 год.

3.Методические материалы для учителя:

Савенкова Л.Г. ,Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство: интегрированная программа: 1-4 классы. М.: Вентана – Граф , 2012 г.

Рабочие программы. Начальная школа. 3 класс. Авт. составитель Е.С. Галанжина.- М.: Планета, 2013 г.

4.Электронно – программное обеспечение:

1.специализированные цифровые инструменты учебной  деятельности

( компьютерные программы)

5.Технические средства обучения:

1.Компьютер


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству, 1 класс ФГОС

Рабочая программа  для 1-го класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования по  русскому языку  в соответствии с...

Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс ФГОС УМК "Школа России"

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, рекомендациями Примерной программы начального ...

Рабочая программа по изобразительному искусству. 2 класс ФГОС. 2013-2014 уч.год

Рабочая  программав  по  изобразительному  искусству  содержит  необходимые  разделы  для  успешной  реализации  ФГОС....

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс ФГОС Б. М. Неменского (УМК «Школа России»). Учитель: Костин Ю.С.

Аннотация к рабочей программе по  изобразительному искусству 2 класс     Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе Федерального государственн...

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс ФГОС Б. М. Неменского (УМК «Школа России»). Учитель: Костин Ю.С.

Аннотация к рабочей программе по  изобразительному искусству 2 класс     Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе Федерального государственн...

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс ФГОС Б. М. Неменского (УМК «Школа России»). Учитель: Костин Ю.С.

Аннотация к рабочей программе по  изобразительному искусству 2 класс     Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе Федерального государственн...