Рабочая программа по ИЗО," Школа России", 3 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему

Доронина Марина Евгеньевна

Рабочая программа по ИЗО для 3 класса составлена на основе авторской программы Неменского," Школа России" в 2014г. Содержит пояснительную записку,календарно-тематическое планирование и критерии оценки обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл p._zap._3_kl._izo.docx51.12 КБ
Файл k.-tem._pl._izo_3_kl.docx31.15 КБ
Файл 3_izo_prilozhenie_no2.docx18.23 КБ

Предварительный просмотр:

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы.

Целямиучебного предмета «Изобразительное искусство» в начальной школе являются:

  • Развитие личности учащихся средствами искусства;
  • Получение эмоционально-ценностного опыта восприятия произведений искусства и опыта художественно-творческой деятельности.

Задачи, решаемые при изучении предмета:

• воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;

• развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;

• освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;

• овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

• совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;

• развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

• формирование навыков работы с различными художественными материалами.

Нормативные правовые документы,

на основании которых разработана рабочая программа

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:

  1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.12.2001 г. № 1756-Р.
  2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст.2,пп 9,10)
  3. ФГОС, п.19.5
  4. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утвержденный Минобразования России от 09.03.2004 №1312 « Об утверждении федерального базисного плана учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»
  5. Письмо Минобрнауки России от 07.07.2005 № 03-1263 « О примерных программах по учебным предметам федерального учебного плана»
  6. «Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе» (письмо Минобразования России и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ от 28.03.2002  г. № 199/13).Приказ Минобразования России от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373»;
  7. Приказ Минобрнауки России от 27.12.2011 года № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования, на 2012-2013 учебный год».
  8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

Локальные акты ОУ:        

1.        Учебный план ГБОУ гимназии № 293 на 2013-2014 учебный год.

2.        Основная образовательная программа начального общего образования ГБОУ гимназии №293 на 2013-2014 учебный год.

3.        Положение о рабочей программе (протокол №1 заседания педагогического совета от 30.08.2013г.).

Сведения о программе

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы «Изобразительное искусство» (Изобразительное искусство. 1- 4 классы./ Под  руководством Б.М. Неменского.– М.: Просвещение, 2011.)

Рабочая программа отражает один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности — изобразительное искусство.

Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса построена на основе преемственности, вариативности, интеграции пластических видов искусств и комплексного художественного подхода, акцент делается на рисование с натуры, по памяти и представлению.

Содержание рабочей программы полностью соответствует примерной программы начального общего образования («Просвещение», 2010 г.)  и программы  начального общего образования – авторы: Неменский Б.П., Горяева Н.А. Неменская Л.А. Питерских А.С. («Изобразительное искусство» - Москва «Просвещение», 2013г.).

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.

Обоснование выбора авторской программы

УМК «Школа России» построенна единых для всех учебных предметов основопо-

лагающих принципах,имеет полное программно-методическое сопровождение и гарантируетпреемственность с дошкольным образованием.
Ведущая целевая установкаиосновные средства ее реализации, заложенные в основу УМК «Школа России», направлены на обеспечение современного образования младшего школьника контексте  требований ФГОС.  Мощным образовательным ресурсом являетсяинформационно-образовательная средаУМК «Школа России» включающая: концепцию,рабочие программы,систему учебников, составляющих ядро ИОС, а также мощную методическую оболочку, разнообразные электронные и интернет-ресурсы.

Определение места и роли учебного курса

Уникальность и значимость учебного курса определяются нацеленностью на

духовно-нравственное воспитание и развитие способностей и творческого потенциала ребёнка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания. Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребёнка к миру, его духовно-нравственное воспитание.

Овладение основами художественного языка, получение эмоционально-ценностного опыта,

эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.

Информация о внесенных изменениях

Изменения  в авторскую программу внесены, т.к. изменилось количество часов в   3-ей и 4-ой четвертях. Во второй четверти  урок «Удивительный транспорт» конструирование из бумаги »– заменен уроком «Новогодний витраж. Работа с бумагой.», т.к. в программу по технологии включен урок по изготовлению изделия «грузовик» и «автомобиль».В 3-ей четверти тема «художник в цирке» сокращена на 1 час;  тема «театральные маски»(2часа)  перенесена в 4-ую четверть и сокращена на 1 час. В планирование на 4-ую четверть добавлен 1 час на рисование картины – натюрморта.

Информация об используемом УМК

Учебно-методический комплекс (УМК) «Школа России» построен на единых для всех учебных предметов концептуальных основах и имеет полное программно-методическое обеспечение. На систему учебников «Школа России» и все входящие в неё завершенные предметные линии получены положительные заключения Российской академии образования и Российской академии наук.

Информационно-образовательная среда (ИОС) УМК «Школа России» включает: концепцию, рабочие программы, систему учебников, составляющие ядро ИОС и мощную методическую оболочку, представленную современными средствами обеспечения учебного процесса.

Концепция УМК «Школа России» в полной мере отражает идеологические, методологические и методические основы ФГОС.

Рабочие программы отдельных учебных предметов, курсов ко всем завершённым предметным линиям, входящим в состав УМК «Школа России», разработаны в соответствии с требованиями ФГОС (раздел III, п. 19.5.), ориентированы на планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования и являются надёжным инструментом их достижения. Система учебников «Школа России» разработана на основе единых методологических принципов, методических подходов и единства художественно-полиграфического оформления УМК, представляющего собой единую информационно-образовательную среду для начальной школы.

Информация о количестве часов учебных

В федеральном базисном учебном плане на изучение изобразительного искусства в 3классе отводится по 1 ч в неделю, всего 34 ч.

Информация об используемых технологиях, формах уроков

Основные виды учебной деятельности  практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы, а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).

Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету и является необходимым условием формирования личности каждого.

Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций.

Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы: работа по группам; индивидуально-коллективная работа (каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки).

Художественная деятельность: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.

Виды и типы уроков, используемых  в курсе «Изобразительное искусство»:

  • урок изучения нового материала;
  • урок совершенствования знаний, умений и навыков;
  • урок обобщения и систематизации знаний;
  • нетрадиционные формы уроков: урок-экскурсия, урок-проект, урок-сказка, урок-проект, урок-выставка.
  • комбинированный урок.

Формы организации учебного процесса:

  • индивидуальные
  • групповые
  • индивидуально-групповые
  • фронтальные

Формы контроля:

  • предварительный контроль
  • текущий контроль
  • итоговый контроль

Планируемый уровень подготовки выпускников

на конец учебного года

Программа обеспечивает достижение определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные:

  • формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего города; уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  •  формирование социальной роли ученика;
  • формирование положительного отношения к учению;
  •  представления о  ценности природного мира для практической деятельности человека
  • развитие готовности к сотрудничеству и дружбе;
  •  осмысление своего поведения в школьном коллективе;
  •  ориентация на понимание причин успеха в деятельности.
  • формирование уважительного и доброжелательного отношения к труду сверстников.
  • формирование умения радоваться успехам одноклассников;
  •  формирование чувства прекрасного на основе знакомства с художественной  культурой;
  •  умение видеть красоту труда и творчества.
  • формирование широкой мотивационной основы творческой деятельности;
  • формирование потребности в реализации основ правильного поведения в поступках и деятельности;

Метапредметные результаты:

• умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

• желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;

• активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.);

• обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно -эстетическим содержанием;

• формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла; • формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

Регулятивные:

  • Проговаривать последовательность действий на уроке.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  •  Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  •  Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  •  Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
  •  Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные:

  •  Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:донести свою позицию до собеседника;
  •  Оформлять свою мысль в устной форме (на уровне одного предложения или небольшого рассказа).
  •  Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
  •  Учиться согласованно работать в группе:
  •  Учиться планировать работу в группе;
  •  Учиться распределять работу между участниками проекта;
  •  Понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
  •  Уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  •  Овладевать приёмами поиска и использования информации, работы с доступными электронными ресурсами.

Предметные результаты:

• в познавательной сфере — понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;

• в ценностно-эстетической сфере — умения различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов;

• в коммуникативной сфере — способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;

• в трудовой сфере — умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).

Требования к уровню подготовки  обучающихся

К концу третьего класса обучающиеся должны знать/понимать:

обчающиеся должны знать:

  • основные виды и жанры изобразительных искусств;
  •  основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция);
  •  имена выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
  •  названия наиболее крупных художественных музеев России;
  •  названия известных центров народных художественных ремесел России

обчающиеся должны уметь:

  •  конструировать и лепить;
  •  рисовать с натуры и представлению;
  •  выстраивать ритм, выбирать изобразительные мотивы, их превращение в композицию;
  •  работать с акварелью и гуашью;
  •  выполнять конструктивное строение: объемное изображение предметов из цветной и белой бумаги;
  •  выполнять эскизы;
  •  работать  акварелью, гуашью;  в смешанной технике (фон – пейзаж, аппликация;
  • макетирование, конструирование);
  •  декоративно-прикладное творчество.

Таблица №1

Третьеклассник научится:

Третьеклассник получит возможность научиться:

  • Различать виды художественной деятельности.
  • Различать виды и жанры в ИЗО.
  • Понимать образную природу искусства.
  • Эстетически оценивать явления природы, события окружающего мира.
  • Применять художественные умения, знания и представления в процессе выполнения художественно-творческой работы.
  • Узнавать, воспринимать и осмысливать несколько великих произведений русского и мирового искусства.
  • -обсуждать и анализировать произведения искусства.
  • Усвоить названия ведущих музеев России и своего региона.
  • Видеть проявления  визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике.
  • Использовать в художественно-творческой деятельности различные материалы и техники
  • Компоновать на плоскости листа и в объеме, задуманный образ.
  • Освоить умения применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения,  графической грамотности.
  • овладеть навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина,
  • Навыками изображения средствами аппликации и коллажа.
  • Рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную культуру.
  • Эстетически  воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, свидетелей нашей истории.
  • Объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современников.
  • Выражать в изобразительной деятельности свое отношение к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов.
  • Приводить примеры произведений искусств, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
  • Понимать содержание и выразительные средства художественных произведений.
  • Сопоставлять объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведениях искусств, и объяснять их разницу.
  • Выражать в беседе свое отношение к произведению искусства.
  • Создавать графическими средствами выразительные образы природы, человека, животного.
  • Выбирать характер линий для изображения того или иного образа.
  • Овладеть на практике основами цветоведения.
  • Использовать пропорциональные соотношения лица, фигуры человека при создании портрета.
  • Создавать средствами живописи эмоционально-выразительные образы природы.
  • Изображать пейзажи, натюрморты, выражая к ним свое эмоциональное отношение.

Обоснование содержания рабочей программы

Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка.

Культуросозидающая роль программы состоит в воспитании гражданственности и патриотизма: ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.

В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

Содержание рабочей программы

Тема 1. Искусство в твоем доме (9 ч)

Здесь "Мастера" ведут ребенка в его квартиру и выясняют, что же каждый из них «сделал» в ближайшем окружении ребенка, и в итоге выясняется, что без их участия не создавался ни один предмет дома, не было бы и самого дома.

Твои игрушки

Игрушки  какими им быть  придумал художник. Детские игрушки, народные игрушки, самодельные игрушки. Лепка игрушки из пластилина или глины.

Посуда у тебя дома

Повседневная и праздничная посуда. Конструкция, форма предметов и роспись и украшение посуды. Работа "Мастеров Постройки, Украшения и Изображения" в изготовлении посуды. Изображение на бумаге. Лепка посуды из пластилина с росписью по белой грунтовке.

Мамин платок

Эскиз платка: для девочки, для бабушки, то есть разных по содержанию, ритмике рисунка, колориту, как средство выражения.

Обои и шторы в твоем доме

Эскизы обоев или штор для комнаты, имеющей четкое назначение: спальня, гостиная, детская. Можно выполнить и в технике набойки.

Твои книжки

Художник и книга. Иллюстрации. Форма книги. Шрифт. Буквица. Иллюстрирование выбранной сказки или конструирование книжки-игрушки.

Поздравительная открытка

Эскиз открытки или декоративной закладки (по растительным мотивам). Возможно исполнение в технике граттажа, гравюры наклейками или графической монотипии.

Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы)

В создании всех предметов в доме принял участие художник. Ему помогали наши "Мастера Изображения, Украшения и Постройки". Понимание роли каждого из них. Форма предмета и ее украшение. На обобщающем уроке можно организовать игру в художников и зрителей или игру в экскурсоводов на выставке работ выполненных в течение четверти. Ведут беседу три "Мастера". Они рассказывают и показывают, какие предметы окружают людей дома в повседневной жизни. Есть ли вообще дома предметы, над которыми не работали художники? Понимание, что все, что связано с нашей жизнью, не существовало бы без труда художников, без изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры, дизайна, это должно быть итогом и одновременно открытием.

Тема 2. Искусство на улицах твоего города (7 ч)

Памятники архитектуры – наследие веков

Изучение и изображение архитектурного памятника, своих родных мест.

Парки, скверы, бульвары

Архитектура, постройка парков. Образ парка. Парки для отдыха, парки-музеи, детские парки. Изображение парка, сквера, возможен коллаж.

Ажурные ограды

Чугунные ограды в Санкт-Петербурге и в Москве, в родном городе, деревянный ажур наличников. Проект ажурной решетки или ворот, вырезание из сложенной цветной бумаги и вклеивание их в композицию на тему "Парки, скверы, бульвары".

Фонари на улицах и в парках

Какими бывают фонари? Форму фонарей тоже создает художник: праздничный, торжественный фонарь, лирический фонарь. Фонари на улицах городов. Фонари – украшение города. Изображение или конструирование формы фонаря из бумаги.

Витрины магазинов

Роль художника в создании витрин. Реклама. Проект оформления витрины любого магазина (по выбору детей).

Витражи

В создании витражей тоже участвует художник. Изготовление новогоднего витража.

Что сделал художник на улицах моего города (обобщение темы)

Опять должен возникнуть вопрос: что было бы, если бы наши "Братья-Мастера" ни к чему не прикасались на улицах нашего города? На этом уроке из отдельных работ создается одно или несколько коллективных панно. Это может быть панорама улицы района из нескольких склеенных в полосу рисунков в виде диорамы. Здесь можно разместить ограды и фонари, транспорт. Дополняется диорама фигурами людей, плоскими вырезками деревьев и кустов. Можно играть в "экскурсоводов" и "журналистов". Экскурсоводы рассказывают о своем городе, о роли художников, которые создают художественный облик города.

Тема 3. Художник и зрелище (8 ч)

В зрелищных искусствах "Братья-Мастера" принимали участие с древних времен. Но и сегодня их роль незаменима. По усмотрению педагога, можно объединить большинство уроков темы идеей создания кукольного спектакля, к которому последовательно выполняются занавес, декорации, костюмы, куклы, афиша. В конце на обобщающем уроке можно устроить театрализованное представление.

Театральные маски

Маски разных времен и народов. Маски в древних образах, в театре, на празднике. Конструирование выразительных острохарактерных масок.

Художник в театре

Вымысел и правда театра. Праздник театра. Декорации и костюмы персонажей. Театр на столе. Создание макета декораций спектакля.

Театр кукол

Театральные куклы. Театр Петрушки. Перчаточные куклы, тростевые, марионетки. Работа художника над куклой. Персонажи. Образ куклы, ее конструкция и украшение. Создание куклы на уроке.

Театральный занавес

Роль занавеса в театре. Занавес и образ спектакля. Эскиз занавеса к спектаклю (коллективная работа, 2–4 человека).

Афиша, плакат

Значение афиши. Образ спектакля, его выражение в афише. Шрифт. Изображение.

Художник и цирк

Роль художника в цирке. Образ радостного и таинственного зрелища. Изображение циркового представления и его персонажей.

Как художники помогают сделать праздник. Художник и зрелище (обобщающий урок)

Праздник в городе. "Мастера Изображения, Украшения и Постройки" помогают создать Праздник. Эскиз украшения города к празднику. Организация в классе выставки всех работ по теме. Замечательно, если удастся сделать спектакль и пригласить гостей и родителей.

Тема 4. Художник и музей (10 ч)

Музеи в жизни города

Разнообразные музеи. Роль художника в организации экспозиции. Крупнейшие художественные музеи: Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей, музеи родного города.

Театральные маски

Маски разных времен и народов. Маски в древних образах, в театре, на празднике. Конструирование выразительных острохарактерных масок.

Искусство, которое хранится в этих музеях

Что такое "картина". Картина-натюрморт. Жанр натюрморта. Натюрморт как рассказ о человеке. Изображение натюрморта по представлению, выражение настроения.

Картина-пейзаж

Смотрим знаменитые пейзажи: И.Левитана, А.Саврасова, Н.Рериха, А.Куинджи, В.Ван Гога, К.Коро. Изображение пейзажа по представлению с ярко выраженнымнастроением: радостный и праздничный пейзаж; мрачный и тоскливый пейзаж; нежный и певучий пейзаж.

Дети на этом уроке вспомнят, какое настроение можно выразить холодными и теплыми цветами, глухими и звонкими и, что может получиться при их смешении.

Картина-портрет

Знакомство с жанром портрета. Портрет по памяти или по представлению (портрет подруги, друга).

В музеях хранятся скульптуры известных мастеров

Учимся смотреть скульптуру. Скульптура в музее и на улице. Памятники. Парковая скульптура. Лепка фигуры человека или животного (в движении) для парковой скульптуры.

Исторические картины и картины бытового жанра

Знакомство с произведениями исторического и бытового жанра. Изображение по представлению исторического события (на тему русской былинной истории или истории средневековья, или изображение своей повседневной жизни: завтрак в семье, мы играем и т.д.).

Музеи сохраняют историю художественной культуры, творения великих художников (обобщение темы)

 «Экскурсия» по выставке лучших работ за год, праздник искусств со своим собственным сценарием. Подвести итог: какова роль художника в жизни каждого человека.

Последовательность изучения учебного материала (внутрипредметные и межпредметные логические связи)

Использование в презентациях анимационных изображений героев мультфильмов, сказок, рассказов создает обстановку психологического комфорта на уроке. Наряду с изображением в презентациях содержатся и видео, и звук, что еще более усиливает эмоциональное воздействие слова.

Использование компьютерных технологий способствует эффективному развитию всех видов восприятия у учеников: зрительного, слухового, чувственного; задействованию всех видов памяти: зрительной, слуховой, моторной, образной, ассоциативной и др., способствует расширению межпредметных связей.

Уроки ИЗО и технологии вообще немыслимо проводить без использования компьютера. К примеру, тема «Дымковская игрушка»: богатство изделий дымковских мастеров нужно обязательно увидеть : барышень под зонтиком, румяных кавалеров, коней, медведей, оленей, уточек и петухов; затем иллюстрируются этапы работы мастеров, различные виды росписи игрушек по белой глине разноцветными полосами и линиями, кольцами и точечками, кружочками, похожими на цветы; пошаговая роспись изделия.

Портреты художников, репродукции картин, технологические карты выполнения изделий – это неполный перечень того, что можно продемонстрировать  детям с помощью презентаций к урокам ИЗО.

Литература и средства обучения

Для реализации программного содержания используются:

  • Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс. Учебник для образовательных учреждений ,Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С., Гуров Г.Е., Лепская Н.А. и др. Под редакцией Б.М. Неменского. - М.: «Просвещение», 2013г.
  • М.А.Давыдова: Поурочные разработки по изобразительному искусству. (По программе Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд».: «Вако» 2014
  • Б.М.Неменский Рабочие программы1-4 классы. Изобразительное искусство, Просвещение 2011

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

Печатные пособия:

таблицы гигиенических требований к положению тетради, ручки, к правильной осанке;

демонстрационный материал в соответствии с основными темами программы обучения.

Учебно-практическое оборудование:

  • краски  акварельные;
  • краски гуашевые;
  • бумага А3, А4;
  • бумага цветная;
  • восковые мелки;
  • пастель;
  • кисти беличьи  № 5, 10, 20;
  • емкости для воды;
  • стеки (набор);
  • пластилин;
  • клей;
  • ножницы.

Технические средства обучения:

  • классная магнитная доска;
  • компьютер;
  • мультимедийный проектор;
  • экспозиционный экран размером 180X150 см.

Экранно-звуковые пособия:

  • мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по ИЗО.

Оборудование класса:

  • ученические столы двухместные с комплектом стульев;
  • стол учительский с тумбой;
  • шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий;
  • настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.



Предварительный просмотр:

Календарно – тематическое планирование по предмету ИЗО 3 «Б» класс

№ урока

Тема урока

Тип урока

Планируемые результаты обучения

Виды и формы контроля

Дата прове-дения (план)

Примеча-ние

Освоение предметных знаний

УУД

Раздел 1. Искусство в твоем доме (9 часов).

1

Вводное занятие.Твои игрушки

(лепка).

Урок-фантазия.

Пояснение темы четверти и темы урока. Повторение основных задач образов братьев-Мастеров. Новые понятия «композиция», «колорит»

Познавательные УУД:

- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Коммуникативные УУД:

- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

- использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

- владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

Регулятивные УУД:

- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,

- уметь организовать место занятий.

Личностные:

- Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

- понимать роли культуры и  искусства в жизни человека;

- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;

Текущий контроль

2

 Посуда у тебя домa. Лепка из пластилина, единые оформительские моменты.

Комбинированный урок.

Формы и матенриал посуды, ее предназначение. Размеры. Композиционные особенности, специфика оформления. Аргументация декора.

Индивидуальный контроль.

3

Проект «Обои и шторы у тебя дома». Работа с бумагой и фломастерами.

Урок проект

Умение работать разной техникой: картонное клише, аппликация, акварель.

Групповой контроль

4

Мамин платок. Работа с бумагой и красками.

Комбинированный урок.

Искусство росписи тканей. Зависимость цветового  узора от назначения платка. Создание эскиза с конкретным предназначением

Оценка и самооценка учащимися своих работ.

5

Твои книжки. Изготовление объемной книги

Комбинированный урок.

Оформление книги. Оформительские элементы книг. Своеобразие стилей художников-иллюстраторов. Игровые книжки.

Индивидуальный контроль

6

Твои книжки. Изготовление объемной книги

Комбинированный урок..

Создание проекта конструкции книги, ее обложки, выбор шрифтов, эскиз иллюстраций.

Фронтальный контроль.

7

Открытки. Изготовление объемной открытки.

Урок-проект.

Возникновение открытки, ее назначение  и тематика. Техника создания и оформление открытки.

Текущий контроль

8

Изготовление объемной открытки. Защита проекта.

Комбинированный урок.

Новые понятия «лаконизм», «избирательность»

Текущий контроль

9

Обобщающий урок  I четверти. Моделирование похода в музей.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Обмен учащихся мнениями о видах работ, проводимых в течение четверти..

Итоговый контроль.

Раздел 2. Искусство на улицах твоего города (7 часов).

10

Памятники архитектуры. Составление обликов зданий из бумажных заготовок.

Урок введения в новую тему.

Понятие о малой родине. Эстетическая оценка современных и старинных построек. Создание плоского или объемного изображения проекта здания или архитектурного ансамбля..

Познавательные УУД:

- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Коммуникативные УУД:

- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

- использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

- владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

Регулятивные УУД: - уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

Фронтальный контроль.

11

Парки, скверы, бульвары.  Работа в смешанной технике- рисование. аппликация

Комбинированный урок.

Традиции парковой архитектуры. Варианты современной архитектуры для садов и парков. Создание проекта детского парка развлечений.

Текущий контроль

12

Ажурные ограды Работа в смешанной технике- рисование , объемная аппликация .

Урок развития умений и навыков

Кружевные детали в истории искусства России. Эстетическая оценка ажурных металлических оград. Поиски природных аналогов рисунка. Создание вариантов ажурных ограждений.

Групповой контроль.

13

Волшебные фонари. Объемная поделка из бумаги с помощью ножниц и клея.

Урок развития умений и навыков.

Образцы фонарей в качестве цветового украшения города. Размеры и формы. Изучение разных приемов работы с бумагой.

Текущий контроль

14

Витрины. Работа с бумагой. Аппликация из рваной бумаги

Комбинированный урок.

Назначение витрин, сочетание оформления с профилем магазина. Композиционные и оформительские навыки в создании витрин.

Текущий контроль

15

Новогодний витраж. Работа с бумагой.

Комбинированный урок.

Новые понятия «эклектика» и «коллаж»

Текущий контроль

16

Обобщающий урок II четверти. Создание коллективной работы.

Урок обобщения и систематизации.

Урок-выставка.

Обмен учащихся мнениями о видах работ, проводимых в течение четверти. Коллективная творческая работа в смешанной технике

Личностные:

- Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

- понимать роли культуры и  искусства в жизни человека;

Итоговый контроль.

Раздел 3. Художник и зрелище (8 часов).

17.

Художник в цирке. Рисование акварелью

Комбинированный урок.

Роль художника в оформлении цирковых номеров.

Познавательные УУД:

- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Коммуникативные УУД:

- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

- использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

- владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

Регулятивные УУД: - уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

Личностные:

- Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

- понимать роли культуры и  искусства в жизни человека;

 Текущий контроль

18

Художник в театре. Работа в смешанной технике. Создание объемного макета театральной постановки с помощью бумаги, картона, клея, пластилина.

Комбинированный урок.

Знакомство с работой художника- оформителя. Рассматривание эскизов театральных постановок, их обсуждение.

. Текущий контроль

19.

Художник в театре. Работа в смешанной технике. Создание объемного макета театральной постановки с помощью бумаги, картона, клея, пластилина.

Комбинированный урок.

Знакомство с работой художника- оформителя. Рассматривание эскизов театральных постановок, их обсуждение.

Текущий контроль

20

Театр кукол.

Изготовление кукольных персонажей в разной технике. Бумажная кукла.

Комбинированный урок.

Знакомство с разными видами мирового кукольного театра. Традиции кукольных театров России. Выбор образа куклы и материала для ее изготовления. Кукла- подарок.

Текущий контроль

21

Театр кукол.

Изготовление кукольных персонажей в разной технике. Работа с тканью

Комбинированный урок.

Знакомство с разными видами мирового кукольного театра. Традиции кукольных театров России. Выбор образа куклы и материала для ее изготовления. Кукла- подарок.

Текущий контроль

22

Праздник в городе. Создание эскизов для оформления праздника в твоей малой родине. Рисунок

Комбинированный урок.

Разнообразие крупномасштабных праздников. Художественное оформление населенных пунктов для проведении я больших уличных праздников.

Текущий контроль

23

Афиша и плакат. Рисование на бумаге красками и карандашами. Проект Плакат к 8 Марта

Урок введения в новую тему.

Назначение афиши в театральном искусстве. Единство рисунка и текста.

Текущий контроль.

24

Школьный карнавал. Обобщающий урок III четверти. Демонстрация лучших работ

Урок обобщения и систематизации.

Урок-выставка.

Обобщение и закрепление знаний. Обмени учащихся мнениями о видах работ, проводимых в течение четверти. Защита творческих проектов.

Итоговый контроль.

Раздел 4. Художник и музей (10 часов).

25

Музей в жизни города. Рисование на свободную тему

Урок развития умений и навыков.

Крупнейшие художественные музеи России.

Познавательные УУД:

- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Коммуникативные УУД:

- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

- использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

- владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

Регулятивные УУД:

- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,

- уметь организовать место занятий.

Личностные:

- Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

- понимать роли культуры и  искусства в жизни человека;

- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;

Текущий контроль

26

Маски. Искусство масок разных характеров. Создание бумажной маски

Урок развития умений и навыков.

Выразительность масок. Способы их создания. Материалы для изготовления.

Текущий контроль

27

Картина- особый мир. Картина –пейзаж. Рисование картины- пейзажа(краски, карандаш)

Комбинированный урок.

Знакомство с произведениями известных русских художников-пейзажистов. Передача нужного настроения, выбор колорита.

Текущий контроль

28

Картина- портрет. Рисование картины- портрета( краски, карандаш)

Комбинированный урок.

Получение представ-ления  о жанре портрета и авто-портрета. Знакомство  с известными русскими художниками- порт-ретистами и их карти-нами. Выбор вырази-тельных средств для рисунка. Создание телесного колорита

Текущий контроль

29

Картина- портрет. Рисование картины- портрета ( краски, карандаш)

Комбинированный урок.

Получение представ-ления  о жанре портрета и авто-портрета. Знакомство  с известными русскими художниками- порт-ретистами и их карти-нами. Выбор вырази-тельных средств для рисунка. Создание штелесного колорита

Текущий контроль

30

Картина - натюр-морт. Рисование картины-натюр-морта (краски, карандаш)

Комбинированный урок.

 Знакомство с жанром натюрморта. Средства художественной выразительности натюрморта. Располо-жение предметов в композиции. Твор-чество художников в жанре натюрморта

Текущий контроль

31

Картина - натюр-морт. Рисование картины-натюр-морта (краски, карандаш)

Комбинированный урок.

Знакомство с жанром натюрморта. Средства художественной выразительности натюрморта. Располо-жение предметов в композиции. Твор-чество художников в жанре натюрморта

Текущий контроль

32

Картины исторические и бытовые. Рисование картины на жанровую тему

Комбинированный урок.

Принципы создания картин на истории-ческие и бытовые темы.

Текущий контроль

33

Скульптура в музее и на  улице. Лепка из пластилина фигуры человека в движении

Комбинированный урок.

Знакомство с известными скульптурными памятниками. Значение скульптуры в уличных ансамблях.

Текущий контроль

34

Обобщающий урок IV четверти»Художник и музей» учебного года

Урок обобщения и систематизации.

Урок-выставка.

Обобщение и закрепления знаний. Обмени учащихся мнениями о видах работ, проводимых в течение четверти и в течение года.

Итоговый контроль.




Предварительный просмотр:

Приложение № 2

Критерии и нормы оценки обучающихся

Оценка "5"

учащийся  полностью справляется с поставленной целью урока;

правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные  знания на практике;

верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между  собой все компоненты изображения;

умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

Оценка "4"

учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;

гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее

характерное.

Оценка "3"

учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;

допускает неточность в изложении изученного материала.

Оценка "2"

учащийся допускает грубые ошибки в ответе;

не справляется с поставленной целью урока.

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

1. Активность участия.

2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

4. Самостоятельность.

5. Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы

1.Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

2.Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

3.Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления  работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

Формы контроля уровня обученности

1.     Викторины

2.     Кроссворды

3.     Тестирование

4.     Отчетные выставки творческих  (индивидуальных и коллективных) работ

Периодическая организация выставок дает детям возможность в новых условиях заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках художественные работы учащихся используются как подарки для родных и друзей, применяются в оформлении школы и становятся  прекрасным ее украшением.  Тестирование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по предметам "Школа России" 4 класс

Рабочие программы по русскому языку, математике, окружающему миру, литературному чтению, физкультуре, ОБЖ, технологии для УМК "Школа России"....

Рабочая программа по технологии "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по технологии "Школа России" 4 класс...

Рабочая программа по ИЗО "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по ИЗО "Школа России" 4 класс...

Рабочая программа по технологии "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по технологии  "Школа России" 4 класс...

Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс...

Рабочая программа по УМК "Школа России" 3 класс

Документ включает в себя рабочие программы и тематическое планирование по русскому языку и литературе, татарскому языку и литературе, математике, окружающему миру. технологии, изоискусству и музыке....

Рабочая программа по УМК "Школа России" 3 класс

Документ включает в себя рабочие программы и тематическое планирование по русскому языку и литературе, татарскому языку и литературе, математике, окружающему миру. технологии, изоискусству и музыке....