Рабочая программа по ИЗО," Школа России", 3 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему
Рабочая программа по ИЗО для 3 класса составлена на основе авторской программы Неменского," Школа России" в 2014г. Содержит пояснительную записку,календарно-тематическое планирование и критерии оценки обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
p._zap._3_kl._izo.docx | 51.12 КБ |
k.-tem._pl._izo_3_kl.docx | 31.15 КБ |
3_izo_prilozhenie_no2.docx | 18.23 КБ |
Предварительный просмотр:
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы.
Целямиучебного предмета «Изобразительное искусство» в начальной школе являются:
- Развитие личности учащихся средствами искусства;
- Получение эмоционально-ценностного опыта восприятия произведений искусства и опыта художественно-творческой деятельности.
Задачи, решаемые при изучении предмета:
• воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
• развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
• освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;
• овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
• совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
• развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
• формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Нормативные правовые документы,
на основании которых разработана рабочая программа
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.12.2001 г. № 1756-Р.
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст.2,пп 9,10)
- ФГОС, п.19.5
- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утвержденный Минобразования России от 09.03.2004 №1312 « Об утверждении федерального базисного плана учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»
- Письмо Минобрнауки России от 07.07.2005 № 03-1263 « О примерных программах по учебным предметам федерального учебного плана»
- «Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе» (письмо Минобразования России и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ от 28.03.2002 г. № 199/13).Приказ Минобразования России от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373»;
- Приказ Минобрнауки России от 27.12.2011 года № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования, на 2012-2013 учебный год».
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
Локальные акты ОУ:
1. Учебный план ГБОУ гимназии № 293 на 2013-2014 учебный год.
2. Основная образовательная программа начального общего образования ГБОУ гимназии №293 на 2013-2014 учебный год.
3. Положение о рабочей программе (протокол №1 заседания педагогического совета от 30.08.2013г.).
Сведения о программе
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы «Изобразительное искусство» (Изобразительное искусство. 1- 4 классы./ Под руководством Б.М. Неменского.– М.: Просвещение, 2011.)
Рабочая программа отражает один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности — изобразительное искусство.
Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса построена на основе преемственности, вариативности, интеграции пластических видов искусств и комплексного художественного подхода, акцент делается на рисование с натуры, по памяти и представлению.
Содержание рабочей программы полностью соответствует примерной программы начального общего образования («Просвещение», 2010 г.) и программы начального общего образования – авторы: Неменский Б.П., Горяева Н.А. Неменская Л.А. Питерских А.С. («Изобразительное искусство» - Москва «Просвещение», 2013г.).
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Обоснование выбора авторской программы
УМК «Школа России» построенна единых для всех учебных предметов основопо-
лагающих принципах,имеет полное программно-методическое сопровождение и гарантируетпреемственность с дошкольным образованием.
Ведущая целевая установкаиосновные средства ее реализации, заложенные в основу УМК «Школа России», направлены на обеспечение современного образования младшего школьника контексте требований ФГОС. Мощным образовательным ресурсом являетсяинформационно-образовательная средаУМК «Школа России» включающая: концепцию,рабочие программы,систему учебников, составляющих ядро ИОС, а также мощную методическую оболочку, разнообразные электронные и интернет-ресурсы.
Определение места и роли учебного курса
Уникальность и значимость учебного курса определяются нацеленностью на
духовно-нравственное воспитание и развитие способностей и творческого потенциала ребёнка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания. Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребёнка к миру, его духовно-нравственное воспитание.
Овладение основами художественного языка, получение эмоционально-ценностного опыта,
эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.
Информация о внесенных изменениях
Изменения в авторскую программу внесены, т.к. изменилось количество часов в 3-ей и 4-ой четвертях. Во второй четверти урок «Удивительный транспорт» конструирование из бумаги »– заменен уроком «Новогодний витраж. Работа с бумагой.», т.к. в программу по технологии включен урок по изготовлению изделия «грузовик» и «автомобиль».В 3-ей четверти тема «художник в цирке» сокращена на 1 час; тема «театральные маски»(2часа) перенесена в 4-ую четверть и сокращена на 1 час. В планирование на 4-ую четверть добавлен 1 час на рисование картины – натюрморта.
Информация об используемом УМК
Учебно-методический комплекс (УМК) «Школа России» построен на единых для всех учебных предметов концептуальных основах и имеет полное программно-методическое обеспечение. На систему учебников «Школа России» и все входящие в неё завершенные предметные линии получены положительные заключения Российской академии образования и Российской академии наук.
Информационно-образовательная среда (ИОС) УМК «Школа России» включает: концепцию, рабочие программы, систему учебников, составляющие ядро ИОС и мощную методическую оболочку, представленную современными средствами обеспечения учебного процесса.
Концепция УМК «Школа России» в полной мере отражает идеологические, методологические и методические основы ФГОС.
Рабочие программы отдельных учебных предметов, курсов ко всем завершённым предметным линиям, входящим в состав УМК «Школа России», разработаны в соответствии с требованиями ФГОС (раздел III, п. 19.5.), ориентированы на планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования и являются надёжным инструментом их достижения. Система учебников «Школа России» разработана на основе единых методологических принципов, методических подходов и единства художественно-полиграфического оформления УМК, представляющего собой единую информационно-образовательную среду для начальной школы.
Информация о количестве часов учебных
В федеральном базисном учебном плане на изучение изобразительного искусства в 3классе отводится по 1 ч в неделю, всего 34 ч.
Информация об используемых технологиях, формах уроков
Основные виды учебной деятельности практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы, а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету и является необходимым условием формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы: работа по группам; индивидуально-коллективная работа (каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки).
Художественная деятельность: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
Виды и типы уроков, используемых в курсе «Изобразительное искусство»:
- урок изучения нового материала;
- урок совершенствования знаний, умений и навыков;
- урок обобщения и систематизации знаний;
- нетрадиционные формы уроков: урок-экскурсия, урок-проект, урок-сказка, урок-проект, урок-выставка.
- комбинированный урок.
Формы организации учебного процесса:
- индивидуальные
- групповые
- индивидуально-групповые
- фронтальные
Формы контроля:
- предварительный контроль
- текущий контроль
- итоговый контроль
Планируемый уровень подготовки выпускников
на конец учебного года
Программа обеспечивает достижение определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные:
- формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего города; уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- формирование социальной роли ученика;
- формирование положительного отношения к учению;
- представления о ценности природного мира для практической деятельности человека
- развитие готовности к сотрудничеству и дружбе;
- осмысление своего поведения в школьном коллективе;
- ориентация на понимание причин успеха в деятельности.
- формирование уважительного и доброжелательного отношения к труду сверстников.
- формирование умения радоваться успехам одноклассников;
- формирование чувства прекрасного на основе знакомства с художественной культурой;
- умение видеть красоту труда и творчества.
- формирование широкой мотивационной основы творческой деятельности;
- формирование потребности в реализации основ правильного поведения в поступках и деятельности;
Метапредметные результаты:
• умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
• желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
• активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.);
• обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно -эстетическим содержанием;
• формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла; • формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Регулятивные:
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные:
- Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:донести свою позицию до собеседника;
- Оформлять свою мысль в устной форме (на уровне одного предложения или небольшого рассказа).
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
- Учиться согласованно работать в группе:
- Учиться планировать работу в группе;
- Учиться распределять работу между участниками проекта;
- Понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
- Уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
- Овладевать приёмами поиска и использования информации, работы с доступными электронными ресурсами.
Предметные результаты:
• в познавательной сфере — понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;
• в ценностно-эстетической сфере — умения различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов;
• в коммуникативной сфере — способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;
• в трудовой сфере — умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).
Требования к уровню подготовки обучающихся
К концу третьего класса обучающиеся должны знать/понимать:
обчающиеся должны знать:
- основные виды и жанры изобразительных искусств;
- основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция);
- имена выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
- названия наиболее крупных художественных музеев России;
- названия известных центров народных художественных ремесел России
обчающиеся должны уметь:
- конструировать и лепить;
- рисовать с натуры и представлению;
- выстраивать ритм, выбирать изобразительные мотивы, их превращение в композицию;
- работать с акварелью и гуашью;
- выполнять конструктивное строение: объемное изображение предметов из цветной и белой бумаги;
- выполнять эскизы;
- работать акварелью, гуашью; в смешанной технике (фон – пейзаж, аппликация;
- макетирование, конструирование);
- декоративно-прикладное творчество.
Таблица №1
Третьеклассник научится: | Третьеклассник получит возможность научиться: |
|
|
Обоснование содержания рабочей программы
Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка.
Культуросозидающая роль программы состоит в воспитании гражданственности и патриотизма: ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
Содержание рабочей программы
Тема 1. Искусство в твоем доме (9 ч)
Здесь "Мастера" ведут ребенка в его квартиру и выясняют, что же каждый из них «сделал» в ближайшем окружении ребенка, и в итоге выясняется, что без их участия не создавался ни один предмет дома, не было бы и самого дома.
Твои игрушки
Игрушки какими им быть придумал художник. Детские игрушки, народные игрушки, самодельные игрушки. Лепка игрушки из пластилина или глины.
Посуда у тебя дома
Повседневная и праздничная посуда. Конструкция, форма предметов и роспись и украшение посуды. Работа "Мастеров Постройки, Украшения и Изображения" в изготовлении посуды. Изображение на бумаге. Лепка посуды из пластилина с росписью по белой грунтовке.
Мамин платок
Эскиз платка: для девочки, для бабушки, то есть разных по содержанию, ритмике рисунка, колориту, как средство выражения.
Обои и шторы в твоем доме
Эскизы обоев или штор для комнаты, имеющей четкое назначение: спальня, гостиная, детская. Можно выполнить и в технике набойки.
Твои книжки
Художник и книга. Иллюстрации. Форма книги. Шрифт. Буквица. Иллюстрирование выбранной сказки или конструирование книжки-игрушки.
Поздравительная открытка
Эскиз открытки или декоративной закладки (по растительным мотивам). Возможно исполнение в технике граттажа, гравюры наклейками или графической монотипии.
Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы)
В создании всех предметов в доме принял участие художник. Ему помогали наши "Мастера Изображения, Украшения и Постройки". Понимание роли каждого из них. Форма предмета и ее украшение. На обобщающем уроке можно организовать игру в художников и зрителей или игру в экскурсоводов на выставке работ выполненных в течение четверти. Ведут беседу три "Мастера". Они рассказывают и показывают, какие предметы окружают людей дома в повседневной жизни. Есть ли вообще дома предметы, над которыми не работали художники? Понимание, что все, что связано с нашей жизнью, не существовало бы без труда художников, без изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры, дизайна, это должно быть итогом и одновременно открытием.
Тема 2. Искусство на улицах твоего города (7 ч)
Памятники архитектуры – наследие веков
Изучение и изображение архитектурного памятника, своих родных мест.
Парки, скверы, бульвары
Архитектура, постройка парков. Образ парка. Парки для отдыха, парки-музеи, детские парки. Изображение парка, сквера, возможен коллаж.
Ажурные ограды
Чугунные ограды в Санкт-Петербурге и в Москве, в родном городе, деревянный ажур наличников. Проект ажурной решетки или ворот, вырезание из сложенной цветной бумаги и вклеивание их в композицию на тему "Парки, скверы, бульвары".
Фонари на улицах и в парках
Какими бывают фонари? Форму фонарей тоже создает художник: праздничный, торжественный фонарь, лирический фонарь. Фонари на улицах городов. Фонари – украшение города. Изображение или конструирование формы фонаря из бумаги.
Витрины магазинов
Роль художника в создании витрин. Реклама. Проект оформления витрины любого магазина (по выбору детей).
Витражи
В создании витражей тоже участвует художник. Изготовление новогоднего витража.
Что сделал художник на улицах моего города (обобщение темы)
Опять должен возникнуть вопрос: что было бы, если бы наши "Братья-Мастера" ни к чему не прикасались на улицах нашего города? На этом уроке из отдельных работ создается одно или несколько коллективных панно. Это может быть панорама улицы района из нескольких склеенных в полосу рисунков в виде диорамы. Здесь можно разместить ограды и фонари, транспорт. Дополняется диорама фигурами людей, плоскими вырезками деревьев и кустов. Можно играть в "экскурсоводов" и "журналистов". Экскурсоводы рассказывают о своем городе, о роли художников, которые создают художественный облик города.
Тема 3. Художник и зрелище (8 ч)
В зрелищных искусствах "Братья-Мастера" принимали участие с древних времен. Но и сегодня их роль незаменима. По усмотрению педагога, можно объединить большинство уроков темы идеей создания кукольного спектакля, к которому последовательно выполняются занавес, декорации, костюмы, куклы, афиша. В конце на обобщающем уроке можно устроить театрализованное представление.
Театральные маски
Маски разных времен и народов. Маски в древних образах, в театре, на празднике. Конструирование выразительных острохарактерных масок.
Художник в театре
Вымысел и правда театра. Праздник театра. Декорации и костюмы персонажей. Театр на столе. Создание макета декораций спектакля.
Театр кукол
Театральные куклы. Театр Петрушки. Перчаточные куклы, тростевые, марионетки. Работа художника над куклой. Персонажи. Образ куклы, ее конструкция и украшение. Создание куклы на уроке.
Театральный занавес
Роль занавеса в театре. Занавес и образ спектакля. Эскиз занавеса к спектаклю (коллективная работа, 2–4 человека).
Афиша, плакат
Значение афиши. Образ спектакля, его выражение в афише. Шрифт. Изображение.
Художник и цирк
Роль художника в цирке. Образ радостного и таинственного зрелища. Изображение циркового представления и его персонажей.
Как художники помогают сделать праздник. Художник и зрелище (обобщающий урок)
Праздник в городе. "Мастера Изображения, Украшения и Постройки" помогают создать Праздник. Эскиз украшения города к празднику. Организация в классе выставки всех работ по теме. Замечательно, если удастся сделать спектакль и пригласить гостей и родителей.
Тема 4. Художник и музей (10 ч)
Музеи в жизни города
Разнообразные музеи. Роль художника в организации экспозиции. Крупнейшие художественные музеи: Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей, музеи родного города.
Театральные маски
Маски разных времен и народов. Маски в древних образах, в театре, на празднике. Конструирование выразительных острохарактерных масок.
Искусство, которое хранится в этих музеях
Что такое "картина". Картина-натюрморт. Жанр натюрморта. Натюрморт как рассказ о человеке. Изображение натюрморта по представлению, выражение настроения.
Картина-пейзаж
Смотрим знаменитые пейзажи: И.Левитана, А.Саврасова, Н.Рериха, А.Куинджи, В.Ван Гога, К.Коро. Изображение пейзажа по представлению с ярко выраженнымнастроением: радостный и праздничный пейзаж; мрачный и тоскливый пейзаж; нежный и певучий пейзаж.
Дети на этом уроке вспомнят, какое настроение можно выразить холодными и теплыми цветами, глухими и звонкими и, что может получиться при их смешении.
Картина-портрет
Знакомство с жанром портрета. Портрет по памяти или по представлению (портрет подруги, друга).
В музеях хранятся скульптуры известных мастеров
Учимся смотреть скульптуру. Скульптура в музее и на улице. Памятники. Парковая скульптура. Лепка фигуры человека или животного (в движении) для парковой скульптуры.
Исторические картины и картины бытового жанра
Знакомство с произведениями исторического и бытового жанра. Изображение по представлению исторического события (на тему русской былинной истории или истории средневековья, или изображение своей повседневной жизни: завтрак в семье, мы играем и т.д.).
Музеи сохраняют историю художественной культуры, творения великих художников (обобщение темы)
«Экскурсия» по выставке лучших работ за год, праздник искусств со своим собственным сценарием. Подвести итог: какова роль художника в жизни каждого человека.
Последовательность изучения учебного материала (внутрипредметные и межпредметные логические связи)
Использование в презентациях анимационных изображений героев мультфильмов, сказок, рассказов создает обстановку психологического комфорта на уроке. Наряду с изображением в презентациях содержатся и видео, и звук, что еще более усиливает эмоциональное воздействие слова.
Использование компьютерных технологий способствует эффективному развитию всех видов восприятия у учеников: зрительного, слухового, чувственного; задействованию всех видов памяти: зрительной, слуховой, моторной, образной, ассоциативной и др., способствует расширению межпредметных связей.
Уроки ИЗО и технологии вообще немыслимо проводить без использования компьютера. К примеру, тема «Дымковская игрушка»: богатство изделий дымковских мастеров нужно обязательно увидеть : барышень под зонтиком, румяных кавалеров, коней, медведей, оленей, уточек и петухов; затем иллюстрируются этапы работы мастеров, различные виды росписи игрушек по белой глине разноцветными полосами и линиями, кольцами и точечками, кружочками, похожими на цветы; пошаговая роспись изделия.
Портреты художников, репродукции картин, технологические карты выполнения изделий – это неполный перечень того, что можно продемонстрировать детям с помощью презентаций к урокам ИЗО.
Литература и средства обучения
Для реализации программного содержания используются:
- Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс. Учебник для образовательных учреждений ,Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С., Гуров Г.Е., Лепская Н.А. и др. Под редакцией Б.М. Неменского. - М.: «Просвещение», 2013г.
- М.А.Давыдова: Поурочные разработки по изобразительному искусству. (По программе Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд».: «Вако» 2014
- Б.М.Неменский Рабочие программы1-4 классы. Изобразительное искусство, Просвещение 2011
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
Печатные пособия:
таблицы гигиенических требований к положению тетради, ручки, к правильной осанке;
демонстрационный материал в соответствии с основными темами программы обучения.
Учебно-практическое оборудование:
- краски акварельные;
- краски гуашевые;
- бумага А3, А4;
- бумага цветная;
- восковые мелки;
- пастель;
- кисти беличьи № 5, 10, 20;
- емкости для воды;
- стеки (набор);
- пластилин;
- клей;
- ножницы.
Технические средства обучения:
- классная магнитная доска;
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- экспозиционный экран размером 180X150 см.
Экранно-звуковые пособия:
- мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по ИЗО.
Оборудование класса:
- ученические столы двухместные с комплектом стульев;
- стол учительский с тумбой;
- шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий;
- настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
Предварительный просмотр:
Календарно – тематическое планирование по предмету ИЗО 3 «Б» класс
№ урока | Тема урока | Тип урока | Планируемые результаты обучения | Виды и формы контроля | Дата прове-дения (план) | Примеча-ние | ||||||||||||||||||
Освоение предметных знаний | УУД | |||||||||||||||||||||||
Раздел 1. Искусство в твоем доме (9 часов). | ||||||||||||||||||||||||
1 | Вводное занятие.Твои игрушки (лепка). | Урок-фантазия. | Пояснение темы четверти и темы урока. Повторение основных задач образов братьев-Мастеров. Новые понятия «композиция», «колорит» | Познавательные УУД: - овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; - стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Коммуникативные УУД: - овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; - использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.; - владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; Регулятивные УУД: - уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, - находить варианты решения различных художественно-творческих задач; - уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность, - уметь организовать место занятий. Личностные: - Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; - понимать роли культуры и искусства в жизни человека; - уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм; | Текущий контроль | |||||||||||||||||||
2 | Посуда у тебя домa. Лепка из пластилина, единые оформительские моменты. | Комбинированный урок. | Формы и матенриал посуды, ее предназначение. Размеры. Композиционные особенности, специфика оформления. Аргументация декора. | Индивидуальный контроль. | ||||||||||||||||||||
3 | Проект «Обои и шторы у тебя дома». Работа с бумагой и фломастерами. | Урок проект | Умение работать разной техникой: картонное клише, аппликация, акварель. | Групповой контроль | ||||||||||||||||||||
4 | Мамин платок. Работа с бумагой и красками. | Комбинированный урок. | Искусство росписи тканей. Зависимость цветового узора от назначения платка. Создание эскиза с конкретным предназначением | Оценка и самооценка учащимися своих работ. | ||||||||||||||||||||
5 | Твои книжки. Изготовление объемной книги | Комбинированный урок. | Оформление книги. Оформительские элементы книг. Своеобразие стилей художников-иллюстраторов. Игровые книжки. | Индивидуальный контроль | ||||||||||||||||||||
6 | Твои книжки. Изготовление объемной книги | Комбинированный урок.. | Создание проекта конструкции книги, ее обложки, выбор шрифтов, эскиз иллюстраций. | Фронтальный контроль. | ||||||||||||||||||||
7 | Открытки. Изготовление объемной открытки. | Урок-проект. | Возникновение открытки, ее назначение и тематика. Техника создания и оформление открытки. | Текущий контроль | ||||||||||||||||||||
8 | Изготовление объемной открытки. Защита проекта. | Комбинированный урок. | Новые понятия «лаконизм», «избирательность» | Текущий контроль | ||||||||||||||||||||
9 | Обобщающий урок I четверти. Моделирование похода в музей. | Урок обобщения и систематизации знаний. | Обмен учащихся мнениями о видах работ, проводимых в течение четверти.. | Итоговый контроль. | ||||||||||||||||||||
Раздел 2. Искусство на улицах твоего города (7 часов). | ||||||||||||||||||||||||
10 | Памятники архитектуры. Составление обликов зданий из бумажных заготовок. | Урок введения в новую тему. | Понятие о малой родине. Эстетическая оценка современных и старинных построек. Создание плоского или объемного изображения проекта здания или архитектурного ансамбля.. | Познавательные УУД: - овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; - стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Коммуникативные УУД: - овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; - использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.; - владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; Регулятивные УУД: - уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, - находить варианты решения различных художественно-творческих задач; | Фронтальный контроль. | |||||||||||||||||||
11 | Парки, скверы, бульвары. Работа в смешанной технике- рисование. аппликация | Комбинированный урок. | Традиции парковой архитектуры. Варианты современной архитектуры для садов и парков. Создание проекта детского парка развлечений. | Текущий контроль | ||||||||||||||||||||
12 | Ажурные ограды Работа в смешанной технике- рисование , объемная аппликация . | Урок развития умений и навыков | Кружевные детали в истории искусства России. Эстетическая оценка ажурных металлических оград. Поиски природных аналогов рисунка. Создание вариантов ажурных ограждений. | Групповой контроль. | ||||||||||||||||||||
13 | Волшебные фонари. Объемная поделка из бумаги с помощью ножниц и клея. | Урок развития умений и навыков. | Образцы фонарей в качестве цветового украшения города. Размеры и формы. Изучение разных приемов работы с бумагой. | Текущий контроль | ||||||||||||||||||||
14 | Витрины. Работа с бумагой. Аппликация из рваной бумаги | Комбинированный урок. | Назначение витрин, сочетание оформления с профилем магазина. Композиционные и оформительские навыки в создании витрин. | Текущий контроль | ||||||||||||||||||||
15 | Новогодний витраж. Работа с бумагой. | Комбинированный урок. | Новые понятия «эклектика» и «коллаж» | Текущий контроль | ||||||||||||||||||||
16 | Обобщающий урок II четверти. Создание коллективной работы. | Урок обобщения и систематизации. Урок-выставка. | Обмен учащихся мнениями о видах работ, проводимых в течение четверти. Коллективная творческая работа в смешанной технике | Личностные: - Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; - понимать роли культуры и искусства в жизни человека; | Итоговый контроль. | |||||||||||||||||||
Раздел 3. Художник и зрелище (8 часов). | ||||||||||||||||||||||||
17. | Художник в цирке. Рисование акварелью | Комбинированный урок. | Роль художника в оформлении цирковых номеров. | Познавательные УУД: - овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; - стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Коммуникативные УУД: - овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; - использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.; - владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; Регулятивные УУД: - уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, - находить варианты решения различных художественно-творческих задач; Личностные: - Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; - понимать роли культуры и искусства в жизни человека; | Текущий контроль | |||||||||||||||||||
18 | Художник в театре. Работа в смешанной технике. Создание объемного макета театральной постановки с помощью бумаги, картона, клея, пластилина. | Комбинированный урок. | Знакомство с работой художника- оформителя. Рассматривание эскизов театральных постановок, их обсуждение. | . Текущий контроль | ||||||||||||||||||||
19. | Художник в театре. Работа в смешанной технике. Создание объемного макета театральной постановки с помощью бумаги, картона, клея, пластилина. | Комбинированный урок. | Знакомство с работой художника- оформителя. Рассматривание эскизов театральных постановок, их обсуждение. | Текущий контроль | ||||||||||||||||||||
20 | Театр кукол. Изготовление кукольных персонажей в разной технике. Бумажная кукла. | Комбинированный урок. | Знакомство с разными видами мирового кукольного театра. Традиции кукольных театров России. Выбор образа куклы и материала для ее изготовления. Кукла- подарок. | Текущий контроль | ||||||||||||||||||||
21 | Театр кукол. Изготовление кукольных персонажей в разной технике. Работа с тканью | Комбинированный урок. | Знакомство с разными видами мирового кукольного театра. Традиции кукольных театров России. Выбор образа куклы и материала для ее изготовления. Кукла- подарок. | Текущий контроль | ||||||||||||||||||||
22 | Праздник в городе. Создание эскизов для оформления праздника в твоей малой родине. Рисунок | Комбинированный урок. | Разнообразие крупномасштабных праздников. Художественное оформление населенных пунктов для проведении я больших уличных праздников. | Текущий контроль | ||||||||||||||||||||
23 | Афиша и плакат. Рисование на бумаге красками и карандашами. Проект Плакат к 8 Марта | Урок введения в новую тему. | Назначение афиши в театральном искусстве. Единство рисунка и текста. | Текущий контроль. | ||||||||||||||||||||
24 | Школьный карнавал. Обобщающий урок III четверти. Демонстрация лучших работ | Урок обобщения и систематизации. Урок-выставка. | Обобщение и закрепление знаний. Обмени учащихся мнениями о видах работ, проводимых в течение четверти. Защита творческих проектов. | Итоговый контроль. | ||||||||||||||||||||
Раздел 4. Художник и музей (10 часов). | ||||||||||||||||||||||||
25 | Музей в жизни города. Рисование на свободную тему | Урок развития умений и навыков. | Крупнейшие художественные музеи России. | Познавательные УУД: - овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; - стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Коммуникативные УУД: - овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; - использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.; - владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; Регулятивные УУД: - уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, - находить варианты решения различных художественно-творческих задач; - уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность, - уметь организовать место занятий. Личностные: - Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; - понимать роли культуры и искусства в жизни человека; - уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм; | Текущий контроль | |||||||||||||||||||
26 | Маски. Искусство масок разных характеров. Создание бумажной маски | Урок развития умений и навыков. | Выразительность масок. Способы их создания. Материалы для изготовления. | Текущий контроль | ||||||||||||||||||||
27 | Картина- особый мир. Картина –пейзаж. Рисование картины- пейзажа(краски, карандаш) | Комбинированный урок. | Знакомство с произведениями известных русских художников-пейзажистов. Передача нужного настроения, выбор колорита. | Текущий контроль | ||||||||||||||||||||
28 | Картина- портрет. Рисование картины- портрета( краски, карандаш) | Комбинированный урок. | Получение представ-ления о жанре портрета и авто-портрета. Знакомство с известными русскими художниками- порт-ретистами и их карти-нами. Выбор вырази-тельных средств для рисунка. Создание телесного колорита | Текущий контроль | ||||||||||||||||||||
29 | Картина- портрет. Рисование картины- портрета ( краски, карандаш) | Комбинированный урок. | Получение представ-ления о жанре портрета и авто-портрета. Знакомство с известными русскими художниками- порт-ретистами и их карти-нами. Выбор вырази-тельных средств для рисунка. Создание штелесного колорита | Текущий контроль | ||||||||||||||||||||
30 | Картина - натюр-морт. Рисование картины-натюр-морта (краски, карандаш) | Комбинированный урок. | Знакомство с жанром натюрморта. Средства художественной выразительности натюрморта. Располо-жение предметов в композиции. Твор-чество художников в жанре натюрморта | Текущий контроль | ||||||||||||||||||||
31 | Картина - натюр-морт. Рисование картины-натюр-морта (краски, карандаш) | Комбинированный урок. | Знакомство с жанром натюрморта. Средства художественной выразительности натюрморта. Располо-жение предметов в композиции. Твор-чество художников в жанре натюрморта | Текущий контроль | ||||||||||||||||||||
32 | Картины исторические и бытовые. Рисование картины на жанровую тему | Комбинированный урок. | Принципы создания картин на истории-ческие и бытовые темы. | Текущий контроль | ||||||||||||||||||||
33 | Скульптура в музее и на улице. Лепка из пластилина фигуры человека в движении | Комбинированный урок. | Знакомство с известными скульптурными памятниками. Значение скульптуры в уличных ансамблях. | Текущий контроль | ||||||||||||||||||||
34 | Обобщающий урок IV четверти»Художник и музей» учебного года | Урок обобщения и систематизации. Урок-выставка. | Обобщение и закрепления знаний. Обмени учащихся мнениями о видах работ, проводимых в течение четверти и в течение года. | Итоговый контроль. |
Предварительный просмотр:
Критерии и нормы оценки обучающихся
Оценка "5"
учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;
правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;
верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
Оценка "4"
учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее
характерное.
Оценка "3"
учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;
допускает неточность в изложении изученного материала.
Оценка "2"
учащийся допускает грубые ошибки в ответе;
не справляется с поставленной целью урока.
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
1. Активность участия.
2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
4. Самостоятельность.
5. Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
1.Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
2.Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
3.Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Формы контроля уровня обученности
1. Викторины
2. Кроссворды
3. Тестирование
4. Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
Периодическая организация выставок дает детям возможность в новых условиях заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках художественные работы учащихся используются как подарки для родных и друзей, применяются в оформлении школы и становятся прекрасным ее украшением. Тестирование
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по предметам "Школа России" 4 класс
Рабочие программы по русскому языку, математике, окружающему миру, литературному чтению, физкультуре, ОБЖ, технологии для УМК "Школа России"....
Рабочая программа по технологии "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по технологии "Школа России" 4 класс...
Рабочая программа по ИЗО "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по ИЗО "Школа России" 4 класс...
Рабочая программа по технологии "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по технологии "Школа России" 4 класс...
Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс...
Рабочая программа по УМК "Школа России" 3 класс
Документ включает в себя рабочие программы и тематическое планирование по русскому языку и литературе, татарскому языку и литературе, математике, окружающему миру. технологии, изоискусству и музыке....
Рабочая программа по УМК "Школа России" 3 класс
Документ включает в себя рабочие программы и тематическое планирование по русскому языку и литературе, татарскому языку и литературе, математике, окружающему миру. технологии, изоискусству и музыке....