Календарно-тематическое планирование по изо в кружке
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс) по теме
Обрвазовательная программа дополнительного образования детей
по изобразительному искусству в кружке "Тюбик". Составлена на основе программы Кузина В.С.
Направленная на развитие художественной грамоты учащимся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opdo_2_3.doc | 392 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
кружок изобразительного искусства "Тюбик"
Возраст детей: 8-10 лет
Срок реализации программы: 2 года.
Автор-составитель: руководитель
кружка изобразительного искусства "Тюбик"
Крютченко Елена Николаевна.
Москва 2014 год
СОДЕРЖАНИЕ
Образовательная программа дополнительного образования детей содержит пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание программы, формы занятий и методы обучения, календарно-тематический план, описание методического обеспечения и список использованной литературы.
Пояснительная записка данной программы отражает цель, задачи и особенность данной программы.
В учебно-тематическом плане расписано количество часов на теорию и практику в первый и во второй годы обучения.
В содержании программы описаны по наименованиям разделы занятий: рисование с натуры и по памяти, рисование на темы, лепку, декоративное рисование, работу с бумагой и беседы.
В разделе форм и методов рассмотрены принципы обучения, особенности занятий в кружке, требования к занятиям.
В календарно-тематическом планировании отражены все темы и количество часов, которое отводится на каждую тему, и типы и содержание каждого занятия.
В программе также имеется раздел, описывающий методическое обеспечение.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В связи с изменением культурной среды и культурных ценностей современного общества появляются новые задачи в дополнительном образовании, появляются новые формы и методы воспитания и обучения детей, новые требования для создания оптимальных условий для развития детей, как творческих личностей, и для более успешной адаптации в современном обществе. Дети, которые осваивают направления образовательной деятельности за рамками школьной программы, реализовываются творчески, получают художественные навыки и более осознанно ориентируются в дальнейшем выборе профессии.
Одним из интереснейших направлений дополнительного образования является изобразительное искусство, которое включает в себя основы живописи, рисунка, композиции, лепки, декоративного рисования, бумагопластики, батика и новых видов творческой деятельности - декупаж (аппликация) и квиллинг и др.
Образовательная программа дополнительного образования детей по изобразительному искусству предполагает развитие у детей творческих способностей. Для данного развития в программу входят занятия рисунком, живописью, композицией, лепкой и декоративным рисованием. Программа разработана на основе программы по изобразительному искусству В.С.Кузина 2-3 класс. По мере освоения курса программы у детей происходит развитие творческих способностей, появляется творческий опыт, развивается кругозор. Дети познают основы художественного изображения, основы композиции, углубленно знакомятся с орнаментом и символикой орнамента, перспективным построением изображения, основами цветоведения.
По мере приобретения творческого опыта - обучающиеся становятся более активными в творческом плане, раскрепощенными. На занятиях дополнительным образованием у детей начинается формирование интересов от интереса к процессу обучения до развития начального профессионального интереса, поэтому тема развития ведущих интересов младших школьников, в том числе и интереса к искусству, значит - развитие творческих способностей детей актуально.
Основная роль в художественном творческом процессе принадлежит воображению, а для поиска решения поставленной творческой задачи служит интуиция; способность творить позволяет человеку создавать новые материальные воплощения духовной культуры, а необходимым условием развития творческих способностей является преобразующая деятельность. Этот вид деятельности превращает человека в творца, воспитывает волю, делает человека всесторонне развитым. Привлекательным для детей занятия творчеством делает неизвестность получения результата и желание получить его особенно положительным.
Актуальность развития творческих способностей заключается и в том, что развивая их на занятиях дополнительным образованием у детей, педагог прежде всего формирует своих учеников как личностей. Поскольку творческая деятельность, как особая форма деятельности человека ведет к развитию Личности и является главным компонентом культуры.
Занятия в кружке художественной направленности не только увлекательны и познавательны, но также имеют и практическую пользу.
Важно отметить, что дети, занимаясь в кружке "Тюбик", работают с разными материалами и такие занятия можно назвать комплексными.
Целью программы является формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение художественной грамотой и образным языком декоративно-прикладного искусства, элементарными приемами конструирования из бумаги.
Задачи программы.
К обучающим задачам относятся:
1) знакомство с основными знаниями художественной грамоты (основы рисунка, цветоведения, композиции);
2) формирование навыков работы с разными художественными материалами и инструментами;
3) обогащение словарного запаса обучающихся специальными терминами;
4) формирование умения обучающихся следовать устным инструкциям;
5) приобретение обучающимися навыков научно-исследовательской деятельности.
К развивающим задачам относятся:
1) развитие творческих способностей;
2) развитие смекалки, художественного вкуса;
3) развитие интереса к народному и декоративно-прикладному искусству;
4) развитие аналитических способностей, воображения, внимания, памяти;
5)совершенствование мелкой моторики рук, развитие глазомера, и пространственного восприятия и воображения.
К воспитывающим задачам относятся:
1) воспитание патриотических чувств, интереса к народному искусству;
2) формирование культуры труда, обучение аккуратной работе и бережному и экономному расходу материалов.
3) способствовать расширению коммуникативности обучающихся и повышению общего культурного уровня.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Таблица 1.
Первый год обучения | Второй год обучения | |
Кол-во часов | 126 часа | 132 часов |
Теория | 40 часов | 42 часа |
Практика | 86 часов | 90 часов |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа дополнительного образования кружка изобразительного искусства "Тюбик". Общее количество часов в первый год обучения 64 часа. Программа включает в себя рисование с натуры и по представлению, рисование на темы и иллюстрирование, лепка, работу с бумагой и беседы об изобразительном искусстве.
Таблица 2.
№ | Тема | Кол-во часов 1 год обучения | Кол-во часов 2 год обучения |
1. | Рисование с натуры и по памяти | 36 | 40 |
2. | Рисование на темы и иллюстрирование, рисование по представлению | 46 | 48 |
3. | Декоративная работа | 12 | 12 |
4. | Лепка | 12 | 12 |
5. | Работа с бумагой | 12 | 12 |
6. | Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас | 8 | 8 |
Итого | 126 | 132 |
Итого 258 часов курс.
ФОРМА ЗАНЯТИЙ
Форма занятий в кружке "Тюбик" имеет ряд принципиальных отличий в сравнении с занятиями в школе. Занятия имеют менее формализованный характер. Педагог выступает и носителем информации и способствует развитию ребенка как Личности. Занятия отвечают следующим требованиям:
1) имеют развивающий характер,
2) носят профориентационный характер,
3) способствуют раскрытию врожденных творческих задатков,
4) развивают творческие способности,
5) обеспечивают многообразие видов деятельности.
Педагог-руководитель кружка, как правило, создает на занятиях такую обстановку, в которой ребенок "не может не выучиться".
Большее количество занятий в кружке - практические. Педагог на занятиях соблюдает выполнять все государственные санитарно-гигиенические нормы, временной режим занятия для различных возрастных категорий детей.
Педагог создает на занятиях атмосферу творчества, что раскрепощает обучающихся. Общая длительность практической работы не должна превышать для учащихся 1-2 классов 20-25 минут, для учащихся 3-4 классов - 30-35 минут.
Продолжительность непрерывной работы с бумагой, картоном, тканью должна составлять для учащихся 2-3-х - 5-7 минут, 4-х - 10 минут, а при работе с деревом и проволокой - не более 4-5 минут. Обязательно внутри занятия и после занятия педагог организует с учащимися физкультминутки и минутки гимнастики для глаз. Минутки гимнастик для глаз выполняются на рабочем месте, а физкультминутки допускается не на рабочем месте, поскольку эти физкультминутки подобны переменам. А перемены необходимо проводить при максимальном использовании свежего воздуха, в подвижных играх.
На занятиях следует чередовать различные по характеру задания. Недопустимо на занятии выполнение одного вида деятельности на протяжении всего времени самостоятельной работы.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
В качестве основных методов используются беседы, беседы-семинары, игровые методы, метод мастер-классов, метод создания на занятиях ситуаций занимательности, репродуктивный, практических работ. Занятия часто носят индивидуальный характер, поскольку обучающиеся при рисовании с натуры имеют каждый свой вид (точку и угол зрения), при рисовании на темы, лепке, декоративном рисовании - каждый выполняет задание по своему эскизу, что также способствует развитию творческих способностей. Также в плане программы есть и групповые задания, которые также учат детей быть коммуникативными. На занятиях в дополнительном образовании также применяется метод наглядности, принцип последовательности, активности, доступности, прочности и связи теории с практикой.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Первый год обучения.
№ п/п | Дата проведения | Тема занятия | Наименование раздела программы | Кол-во часов | Тип занятия | Элементы содержания |
1 | Наброски листьев простых форм. | Рисование с натуры | 2 | Введение новых знаний | Использование различных техник и материалов и изучение построения листьев в рисунке. | |
2 | Наброски листьев на веточках. | Рисование с натуры | 2 | Введение новых знаний | Закрепление приобретенных на предыдущем занятии знаний. Применение различных техник и материалов (карандаш, акварель, мягкие материалы.) | |
3 | «Дары осени» – рисование с натуры овощей и фруктов | Рисование с натуры и по памяти | 2 | Комбинированный | Выполнение построения предметов на предметной плоскости. Применение акварельной лессировочной техники.(не живописное!) | |
4 | «Дары осени» – лепка овощей и фруктов | Лепка | 1 | Комбинированный | Выполнение макетов овощей в пластилине. | |
5 | Тема осени в творчестве русских художников. (Левитан, Шишкин) | Беседа | 1 | Введение новых знаний | Знакомство с творчеством русских художников-пейзажистов 19 века. | |
6 | В сентябре у рябины именины | рисование с натуры | 1 | Введение новых знаний | Тёплые и холодные цвета спектра. Изучение контрастных сочетаний при изображении предметов красками. Рисование красками. | |
7 | Сюжеты «Осень в городе», «Осень в деревне», «Осень на природе за городом».. | Рисование по представлению | 2 | Введение новых знаний | Изучение основ композиции в изобразительном искусстве. Выполнить грамотную композиционную компоновку. | |
8 | История создания русской матрёшки. Наряд русской красавицы. Рисование матрешки. | Декоративное рисование | 1 | Комбинированный | Знакомство (общее) с разными матрешками (Семенновская, Сергиево-Посадская, Полхов-Майданская). Выполнение эскиза матрешки. | |
9 | Беседа на тему "Творчество художников-анималистов" | Беседа | 1 | Введение новых знаний | Знакомство с анималистическим жанром изобразительного искусства и просмотр иллюстраций и произведений художников-анималистов. | |
10 | Рисование животных в разных техниках | Рисование по представлению. | 2 | Комбинированный | Кратковременные зарисовки и наброски животных в разных графических техниках. | |
11 | Контрастные цвета. Узор в круге, полосе «Цветы и ягоды» | Декоративное рисование | 2 | Комбинированный | Выполнение эскиза "Узор в круге". Рисование гуашью. | |
12 | Силуэт в изобразительном искусстве. Сказочная животные, птицы или рыбки.. | Рисование по представлению. | 2 | Комбинированный | Выполнение силуэтных изображений. Смешанная техника. | |
13 | Рисование набросков гуся. | Рисование с натуры и по памяти | 2 | Комбинированный | Рисование набросков разными материалами (мягкие, акварель, графитный карандаш) | |
14 | Создание иллюстраций к сказке «Гуси-лебеди». | Иллюстрирование. | 2 | Комбинированный | Изучение иллюстраций к сказке "Гуси-Лебеди" и создание собственной иллюстрации к данной сказке. Смешанная техника. | |
15 | Выполнение орнаментальной полосы "Мои любимые животные". Коллективная работа | Декоративное рисование. | 2 | Комбинированный | Выполнение по шаблону орнаментальной полосы с изображением животных.(оформление класса). | |
16 | Создание иллюстрации к сказке «Репка». | Иллюстрирование. | 1 | Комбинированный | Изучение иллюстраций к сказке "Репка" и создание собственной иллюстрации к данной сказке. Смешанная техника | |
17 | Беседа. "Знакомство с новым жанром изобразительного искусства - натюрмортом". | Беседа. | 1 | Введение новых знаний | Знакомство с жанром натюрморта. Знакомство с историей от появления до наших дней. | |
18 | Рисование книг (открытая книга, стопка книг, закрытая книга) | Рисование с натуры и по памяти. | 2 | Комбинированный | Выполнение кратковременных зарисовок и набросков книг в разных графических техниках | |
19 | Рисование натюрморта с книгами | Рисование с натуры и по памяти. | 4 | Комбинированный | Выполнение построения предметов на предметной плоскости. Тональный рисунок. | |
20 | Рисование легковых игрушечных машин. | Рисование с натуры и по памяти. | 4 | Комбинированный | Наброски и кратковременные зарисовки. Применение различных техник и материалов. | |
21 | Рисование игрушек на елку (шары, зайчики, хлопушки, гирлянды); | Рисование с натуры и по памяти. | 2 | Комбинированный | Наброски, зарисовки, этюды. | |
22 | Рисование натюрморта новогодней тематики | Рисование с натуры и по памяти. | 4 | Комбинированный | Выполнение построения предметов на предметной плоскости. Лессировочная техника акварели и кратковременные этюды. | |
23 | «Веселые клоуны», | Рисование по представлению. | 2 | Комбинированный | Рисование акварелью. | |
24 | Лепка клоуна | Лепка. | 2 | Комбинированный | Лепка клоуна из пластилина. С передачей мимики. | |
25 | «Радуга-дуга» С. Маршака | Рисование по представлению. | 2 | Комбинированный | Иллюстрирование прочитанного. Гуашевая техника. | |
26 | Рисование с натуры Ели. | Рисование с натуры и по памяти. | 2 | Комбинированный | Наброски и кратковременные зарисовки. Применение различных техник и материалов. | |
27 | Иллюстрирование рассказов Г.Скребицкого | Иллюстрирование. | 2 | Комбинированный | Иллюстрирование прочитанного. Гуашевая техника | |
28 | Знакомство с русской глиняной игрушкой (Дымковской) . | Беседа. | 1 | Введение новых знаний | Знакомство русским промыслом. Знакомство с историей от появления до наших дней. Рассматривание образцов. | |
29 | Лепка и роспись Дымковской игрушки. | Лепка. | 2 | Комбинированный | Лепка игрушки с соблюдением пропорций и роспись. | |
30 | «Снежинки» (по М. Ильину и Е. Сегал). | Работа с бумагой. | 1 | Комбинированный | Изготовление снежинок технике квиллинг. | |
31 | «Снежинки» (по М. Ильину и Е. Сегал). | Иллюстрирование. | 2 | Комбинированный | Рисование снежинок в смешанной технике (воск+акварель). | |
32 | «Мои друзья» | Иллюстрирование. | 1 | Комбинированный | Рисование портрета своего друга. Смешанная техника. | |
33 | Рисование дорожных знаков, детского воздушного шара, мяча, | Рисование по представлению. | 2 | Комбинированный | Изучение дорожных знаков, рисование дор. знаков. Рисование мяча с передачей объема. Смешанная техника. | |
34 | Иллюстрирование русских народных сказок | Иллюстрирование. | 2 | Комбинированный | Изучение иллюстраций к сказке (по выбору) и создание собственной иллюстрации к данной сказке. Смешанная техника | |
35 | «На морском берегу» | Аппликация. | 2 | Комбинированный | Выполнение аппликации. Смешанная техника (бумага, картон). | |
36 | Знакомство с Городецкой росписью. | Беседа. | 1 | Введение новых знаний | Знакомство с Городецкой росписью. Просмотр образцов. | |
37 | «Зимние развлечения с друзьями». | Декоративное рисование. | 2 | Комбинированный | Выполнение эскиза в стиле Городецкой росписи. с предварительным просмотром образцов. | |
38 | Знакомство с Хохломской росписью по дереву. | Беседа. | 1 | Введение новых знаний | Знакомство с Хохломской росписью. Просмотр образцов. | |
39 | Орнаментальная полоса. Простой узор из элементов Хохломы. | Декоративное рисование. | 1 | Комбинированный | Выполнение эскиза орнамента в стиле Хохломской росписи. | |
40 | «Праздничная улица» | Рисование по представлению. | 2 | Комбинированный | Просмотр репродукций городского пейзажа с изображением массовых гуляний. | |
41 | Рисование бабочек, цветов (незабуд ка, ландыш, фиалка и т. д.); | Рисование с натуры и по памяти. | 2 | Комбинированный | Наброски и кратковременные зарисовки. Применение различных техник и материалов. | |
42 | «Елка» Е. Благининой; | Аппликация. | 2 | Комбинированный | Иллюстрирование прочитанного. Смешанная техника. | |
43 | Знакомство с Гжелью | Беседа. | 1 | Введение новых знаний | Знакомство с промыслом Гжель. Знакомство с историей промысла. Просмотр образцов. | |
44 | Оставление гжельского узора в круге из растительных форм. | Декоративное рисование. | 2 | Комбинированный | Выполнение эскиза орнамента в стиле Гжельской росписи | |
45 | Рисование старинной башни. | Рисование по представлению. | 2 | Комбинированный | Наброски и кратковременные зарисовки. Применение различных техник и материалов. | |
46 | Рисование натюрморта с разными овощами. | Рисование с натуры и по памяти. | 2 | Выполнение графических упражнений | Выполнение построения предметов на предметной плоскости. Техника "а-ля прима" акварели и кратковременные этюды. | |
47- | Рисование любимого героя | Рисование по представлению.. | 4 | Комбинированный | Рисование любимого героя женского и мужского. Задание на педедачу маскимального сходства с описанием в источнике. | |
48 | «С чего начинается Родина», | Аппликация. | 2 | Комбинированный | Выполнение сюжетного аппликативного изображения на картоне | |
49 | «С чего начинается Родина». Лепка солдатиков и военной техники ВОВ | Лепка. | 2 | Комбинированный | Выполнение в пластилине солдатиков. | |
50 | Иллюстрирование рассказов Е. Чарушина | Иллюстрирование. | 2 | Комбинированный | Развитие навыков работы с мягкими материалами. | |
51 | «Весна наступает».Рисование весеннего пейзажа. Рисование передача настроения пробуждения природы. Рисование набросков природы весной. | Рисование по представлению. | 4 | Комбинированный | Перспективное построение пейзажа. Передача весеннего колорита и настроения в пейзаже. Разные техники. | |
52 | Натюрморт с овощами и фруктами | Рисование с натуры. | 2 | Комбинированный | Рисование натюрморта акварелью в технике "а-ля прима" на сближенные и контрастные тона. | |
53 | Составление узора из геометрических фигур | Декоративное рисование. | 2 | Комбинированный | Выполнение эскиза орнамента из геометрических фигур. | |
54 | Беседа на тему "Художники-сказочники" (Билибин, Васнецов) | Беседа. | 1 | Введение новых знаний | Знакомство с творчеством художников-иллюстраторов. | |
55 | «Маша и медведь» | Иллюстрирование.. | 2 | Комбинированный | Иллюстрирование сказки. Смешанная техника. | |
56 | «Маша и медведь» | Лепка. | 1 | Комбинированный | Лепка из папье-маше сказочных героев. | |
57 | Натюрморт из геометрических тел | Рисование с натуры и по памяти | 2 | Комбинированный | Выполнение построения предметов на предметной плоскости. Тональный рисунок. | |
58 | Натюрморт "Тропический" | Рисование с натуры и по памяти. | 2 | Комбинированный | Выполнение построения предметов на предметной плоскости. Рисование гуашью.. | |
59 | Маковое поле. Эскиз и выполнение в свободной росписи "по сырому" батиком | Рисование по представлению. | 3 | Комбинированный | Рисование по сырой ткани в технике батик. | |
60 | Лепка барельефа натюрморта | Лепка. | 4 | Комбинированный | Выполнение построения предметов на предметной плоскости. Перенос на плотную основу и выполнение барельефа натюрморта в пластилине. | |
61 | Иллюстрирование стихотворения А. Пушкина «Вот север, тучи нагоняя...» | Рисование по представлению. | 1 | Комбинированный | Иллюстрирование проочитаного. | |
62 | Рисование предметов быта | Рисование с натуры и по памяти. | 1 | Комбинированный | Наброски и кратковременные зарисовки. Применение различных техник и материалов. Акцент на построение и передачу пропорций. | |
63 | Цветы и ягоды» И. Надеждиной | Аппликация. | 2 | Комбинированный | Выполнение аппликативного изображения на картоне. | |
64 | Цветы нашей Родины. | Работа с бумагой. Смешанная техника | 2 | Комбинированный | Выполнение аппликативного изображения на картоне с применением силуэтной аппликации и техники квиллинг. | |
65 | Моя любимая игрушка | Аппликация | 1 | Комбинированный | Выполнение аппликативного изображения игрушки. |
Второй год обучения.
№ п/п | Дата проведения | Тема занятия | Наименование раздела программы | Кол-во часов | Тип занятия | Элементы содержания |
1 | Колорит в живописи. Рисование по представлению «Прощальные краски лета» | Рисование по представлению | 1 | Введение новых знаний | Использование различных техник и материалов | |
2 | Мой прекрасный сад. | Рисование по представлению | 1 | Комбинированный | Выполнить перспективное построение пейзажа. Передача осеннего колорита. | |
3 | Рисование осеннего букета. | Рисование с натуры | 2 | Введение новых знаний. | Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: карандаш. Изображение с натуры. Основы изобразительного языка | |
4 | Объем предметов. Рисование | Рисование с натуры | 2 | Выполнение графических упражнений. | . Рисование с натуры простых по очертанию и строению объектов, расположенных фронтально. Передача в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов | |
5 | Композиция. Натюрморт «Дары осени» | Рисование с натуры | 4 | Введение новых знаний. | Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции | |
6 | Наброски и зарисовки «Улицы любимого города». Беседа «Архитектура» | Рисование по представлению | 2 | Комбинированный | Рисование с натуры и рисование по памяти. Виды и жанры изобразительных (пластических) искусств (общее представление), их связь с жизнью | |
7 | Рисование с натуры и по памяти. «Осенняя веточка клена». | Рисование с натуры и по памяти | 2 | Комбинированный | Особенности художественного творчества: художник и зритель. Рисование с натуры и рисование по памяти. Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции, композиция. Произведения живописи | |
8 | Рисование веточки комнатного растения. Беседа «Родная природа в живописи» | Рисование с натуры и по памяти | 2 | Комбинированный | Отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувств и идей: отношения к природе, человеку и обществу | |
9 | Изготовление коробки из бумаги или картона и оформление крышки аппликацией. Аппликация. Мозаичное панно «Осеннее кружево листьев» | Работа с бумагой, аппликация | 2 | Комбинированный | Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в аппликации. Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции, | |
10 | Рисование насекомых (майский жук, стрекоза, кузне чик, шмель) майский жук, стрекоза, кузне чик, шмель) | Рисование с натуры и по памяти | 4 | Комбинированный | Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой. Рисование с натуры и рисование по памяти. Знакомство с отдельными произведениями выдающихся русских и зарубежных художников-анималистов | |
11 | Рисование с натуры и по памяти. Птиц. Дятел, Глухарь, Ворона.. | Рисование по представлению | 4 | Комбинированный | Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в организации материального окружения человека (вторая природа), его повседневной жизни | |
12 | Рисование с натуры и по памяти. Рисование домашних птиц. | Рисование по представлению | 2 | Комбинированный | Рисование с натуры и рисование по памяти. Знакомство с отдельными произведениями выдающихся русских и зарубежных художников-анималистов | |
13 | Рисование с натуры и по памяти. Игрушки из Полхов-Майдана | Рисование с натуры и по памяти | 2 | Комбинированный | Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. | |
14 | Рисование с натуры и по памяти. Игрушечных машинок | Рисование с натуры и по памяти | 4 | Комбинированный | Представление роли изобразительных искусств в организации материального окружения человека, его повседневной жизни. Рисование с натуры и рисование по памяти. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке | |
15 | Рисование на тему «Мы сажаем деревья». | Рисование на темы и иллюстрирование | 2 | Комбинированный | Создание моделей предметов бытового окружения человека. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. | |
16 | Графика» Изображение геометрических тел | Рисование по представлению | 2 | Комбинированный | Выполнить перспективное построение геометрических тел. Передать тоном объем тел. | |
17 | Рисование на тему «Пусть всегда будет солнце». Беседа: «Наша родина – Россия.» | Рисование на темы и иллюстрирование | 2 | Комбинированный | Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции, композиция. Отражение патриотической темы в произведениях отечественных художников | |
18 | Рисование на темы «Пусть всегда будет солнце». | Рисование на темы и иллюстрирование | 2 | Комбинированный | Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, пространства, линии, пятна | |
19 | Выполнение иллюстраций к сказке П. П. Ершова «Конек-горбунок» | Рисование на темы и иллюстрирование | 4 | Комбинированный | Изучение иллюстраций к сказке и создание собственной иллюстрации к данной сказке. Смешанная техника | |
20 | Выполнение иллюстрации к «Сказке о царе Салтане…» А. С. Пушкина. | Рисование на темы и иллюстрирование | 4 | Комбинированный | Особенности художественного творчества: художник и зритель. Отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувств и идей. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма | |
21 | Оформление декоративной тарелки с узором из ягод в круге на тему «Лесная сказка | Декоративное рисование | 2 | Комбинированный | Участие в различных видах декоративно-прикладной деятельности. Освоение основ декоративно-прикладного искусства. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. | |
22 | Оформление декоративной тарелки с узором из листочков и цветков в круге. | Декоративное рисование | 2 | Комбинированный | Декоративная работа. Создание моделей предметов бытового окружения человека. Передача в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов. | |
23 | Декоративная работа. Роспись разделочной доски | Декоративное рисование | 2 | Комбинированный | Создание моделей предметов бытового окружения человека. Представление о роли изобразительных искусств в организации материального окружения человека в его повседневной жизни | |
24 | Аппликация из цветной бумаги на сюжет басни И. А. Крылова «Ворона и Лисица» | Аппликация | 2 | Комбинированный | Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой и литературой. Передача настроения в творческой работе. Особенности художественного творчества: художник и зритель. | |
25 | Лепка голубя Беседа «Виды изобразительного искусства. Скульптура» | Лепка | 2 | Комбинированный | Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма, материала. Лепка голубя по памяти и по представлению. Правила работы с пластилином, правила лепки. | |
26 | Лепка домашних животных с натуры конструктивным способом | Лепка | 2 | Комбинированный | Лепка домашних животных с натуры конструктивным способом. Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры России и мира | |
27 | Рисование по представлению «Самый милый образ...». Образ матери в творчестве художников» | Рисование по представлению | 2 | Комбинированный | Особенности художественного творчества: художник и зритель. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства | |
28 | Лепка филимоновской игрушки | Лепка | 2 | Комбинированный | Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов России. Рисование узоров и декоративных элементов по образцам. | |
29 | Рисование весенней веточки березы. Беседа «Весна в творчестве художников» | Рисование с натуры и по памяти | 2 | Комбинированный | Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Передача настроения в творческой работе | |
30 | Рисование весенних цветов (мать-и-мачеха, одуванч., тюльп., нарциссы). | Рисование с натуры и по памяти | 2 | Комбинированный | Ознакомление с произведениями современных художественных промыслов России. Основы изобразительного языка | |
31 | Рисование на тему «Летом на реке». | Рисование на темы и иллюстрирование | 2 | Комбинированный | Восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции. | |
32 | Путешествие в страну «Волшебный мир красок» | Рисование на темы и иллюстрирование. | 2 | Занятие-викторина. | Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции, композиция. Восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства | |
33 | Сюжетная композиция "Сказочный герой" | Рисование по представлению | 2 | Комбинированный | Изучение иллюстраций к сказке "Репка" и создание собственной иллюстрации к данной сказке. Смешанная техника | |
34 | Иллюстрирование русской народной сказки «Петушок - золотой гребешок» | Рисование по представлению. | 2 | Комбинированный | Изучение иллюстраций к сказке и создание собственной иллюстрации к данной сказке. Смешанная техника | |
35 | Весенний пейзаж | Рисование по представлению. | 2 | Комбинированный | Перспективное построение пейзажа. Передача цветом объема. Передача весны в пейзаже цветом. | |
36 | Планетарная система | Рисование по представлению. | 2 | Комбинированный | Рисование по представление планетарной системы. Просмотр иллюстраций планет. | |
37 | Космос. Барельеф | Лепка | 2 | Комбинированный | Выполнение построения планет. Перенос на плотную основу и выполнение барельефа натюрморта в пластилине. | |
38 | Аппликация "Морское Дно" | Аппликация | 2 | Комбинированный | Выполнение сюжетного аппликативного изображения на картоне с применением разных техник. | |
39 | Сюжетная композиция "Сказочный герой" | Аппликация | 2 | Комбинированный | Выполнение сюжетного аппликативного изображения на картоне с применением разных техник. | |
40 | Беседа «Родная природа.» | Беседа | 1 | Введение новых знаний | Продолжение знакомства с творчеством русских художников-пейзажистов.. | |
41 | Знакомство с народным промыслом Жостово | Беседа | 1 | Введение новых знаний | Знакомство с народным промыслом. Знакомство с историей от появления до наших дней. | |
42 | Жостовский поднос | Декоративное рисование | 2 | Комбинированный | Выполнение эскиза Жостовского подноса. Рисование гуашью. | |
43 | Осенний букет | Рисование с натуры и по памяти | 2 | Комбинированный | Выполнение построения осеннего букета и вазы. Передача пропорций. | |
44 | Городецкие лошадки | Декоративное рисование | 2 | Комбинированный | Выполнение эскиза панно Городецких лошадок. | |
45 | Знакомство с Семеновской Матрешкой | Беседа | 1 | Введение новых знаний | Знакомство с Семеновской матрешкой. Знакомство с историей от появления до наших дней. | |
46 | Натюрморт из предметов быта | Рисование с натуры и по памяти | 2 | Комбинированный | Рисунок простым карандашом с построением предметной плоскости, предметов натюрморта. | |
47 | Осенний пейзаж. Рисование любимого уголка природы | Рисование по представлению | 2 | Комбинированный | Перспективное построение пейзажа. Рисование акварелью. | |
48 | Иллюстрирование русской народной сказки «Сивка - бурка». | Рисование по представлению | 2 | Комбинированный | Перспективное построение пейзажа. Рисование акварелью. Передача трепетного, лирического отношения к изображаемому пейзажу. | |
49 | Машины моего города. | Рисование по представлению | 2 | Комбинированный | Рисунки и наброски графическими материалами. Передача изображения с учетом перспективы. | |
50 | Иллюстрирование «Серая Шейка» Д. Мамина - Сиби ряка, | Рисование по представлению | 2 | Комбинированный | Изучение иллюстраций к сказке "Репка" и создание собственной иллюстрации к данной сказке. Смешанная техника. | |
51 | Беседа на тему "Творчества скульптора П.И.Клодта. | Беседа | 1 | Введение новых знаний | Знакомство с творчеством скульптора П.И.Клодта. | |
52 | Лепка животных из пластилина в покое и движении | Лепка | 2 | Комбинированный | Выполнение макетов животных. Передача пропорций, движения. | |
53 | Беседа «Тема труда изобразительном искусстве» | Беседа | 1 | Введение новых знаний | Рассматривание иллюстраций художников. Знакомство с творчеством художников. | |
54 | Знакомство с творчество Васнецова | Беседа | 1 | Введение новых знаний | Знакомство с творчеством художника Васнецова. | |
55 | Беседа Музеи России" | Беседа | 1 | Введение новых знаний | Музеи Москвы. Собрание коллекций. | |
56 | Беседа "Павлово-Посадский платок" | Беседа | 1 | Введение новых знаний | Знакомство с промыслом. Знакомство с историей от появления до наших дней. | |
57 | Рисование предметов быта | Рисование с натуры и по памяти. | 6 | Комбинированный | Тональный рисунок. Выполнение перспективного построения предметов, построения теней собственных и падающих. Передача объема предметов карандашом, тушью, маркером (Линия, Линия и пятно, Пятно). Выполнение набросков предметов быта. | |
58 | Натюрморт с предметами быта на нюанс. | Рисование с натуры и по памяти | 4 | Комбинированный | Тональный рисунок. Выполнение перспективного построения предметов, построения теней собственных и падающих. Передача объема предметов цветом. Рисование гуашью и в технике пуантилизм | |
59 | Рисование Павлово-Посадского платка | Декоративное рисование | 2 | Комбинированный | Выполнение эскиза платка. | |
60 | Почтальон. Продавщица мороженого | Лепка | 2 | Комбинированный | Передача фигуры человека, пропорций человека, профессиональную принадлежность человека. | |
61 | Оздание аппликаций к басня Крылова. | Аппликация | 4 | Комбинированный | Выполнение сюжетного аппликативного изображения на картоне с применением силуэтной аппликации и техники квиллинг. |
К концу первого года обучения обучающиеся должны уметь:
1) выполнять построение предметной плоскости,
2) построение простых предметов геометрическим способом и теней падающих и собственных предметов,
3) выполнять грамотное простое, но грамотное композиционное решение,
знать теплые и холодные цвета,
4) уметь выделять главное и второстепенное в рисунке,
5) иметь навыки работы с бумагой и пластилином,
6) знать и уметь отличать жанры и виды изобразительного искусства,
7) знать пройденные промыслы,
8) уметь выполнять тональный рисунок.
К концу второго года обучения обучающиеся должны уметь:
1) выполнять построение простых предметов геометрическим способом и с учетом перспективы,
2) иметь навыки работы с бумагой и пластилином,
3) уметь закомпоновывать на листе сюжетные композиции самостоятельно,
4) знать и уметь отличать жанры и виды изобразительного искусства,
5) знать пройденные промыслы,
6) уметь рисовать в техниках а-ля прима, лессировочной, графическими материалами (уголь, сангина, пастель, фломастеры, гелевые ручки).
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция).
1.Справочные пособия, энциклопедии по искусству.
2. Альбомы по искусству.
3. Книги о художниках и художественных музеях, по стилям изобразительного искусства и архитектуры.
2. Печатные пособия.
1. Портреты русских и зарубежных художников.
2. Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента.
3. Плакаты.
4. Репродукции произведений художников.
3. Модели и натурный фонд.
1. Муляжи фруктов и овощей.
2. Гербарии.
3. Гипсовые геометрические тела, вазы, посуда.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования.- М., ВЛАДОС,2001.
2. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Организация дополнительного образования детей: Практикум: Учебное пособие для студентов учреждений сред. проф. образования.-М.: ВЛАДОС, 2003.
3. Материалы к.п.н. профессора Н.Е. Щурковой при проведении курсов повышения квалификации по организации воспитательной работы для педагогов г. Урая ХМАО-Югра ,2006.
4. Кузин В.С. программа «Изобразительное искусство» / Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1–4) - М.: Просвещение, 2001.
5. Санитарные правила и нормы СанПиН 2.4.2.576-96. "Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений" (утв. постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 31 октября 1996 г. N 49).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование кружка"Первые шаги в мире информатики"
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по информатике,2класс, 2часа в неделю(вторая половина дня)....
Календарно – тематическое планирование занятий кружка «Я – ЛИДЕР» 1 класс
Календарно – тематическое планирование занятий кружка«Я – ЛИДЕР»1 класс...
Календарно-тематическое поурочное планирование по английскому языку 3 класс Тер-Минасова С.Г.,Узунова Л.М., Сухина Е.И.
Предлагаю календарно-тематическое планирование по новым требованиям ФГОС....
Календарно-тематическое поурочное планирование по английскому языку 3 класс Тер-Минасова С.Г.,Узунова Л.М., Сухина Е.И.
Предлагаю календарно-тематическое планирование по новым требованиям ФГОС....
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-3” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, И.П. Костина, Е.В. Кузнецова
Каленарно тематическое планирование разработано на основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС-2) и Примерной программы начального общего образования ...
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год.
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год....
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год...