Календарно-тематическое планирование по изо в кружке
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс) по теме

Хрусталёва Елена Николаевна

Обрвазовательная программа дополнительного образования детей

по изобразительному искусству в кружке "Тюбик". Составлена на основе программы Кузина В.С.

Направленная на развитие художественной грамоты учащимся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opdo_2_3.doc392 КБ

Предварительный просмотр:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

кружок изобразительного искусства "Тюбик"

Возраст детей: 8-10 лет

Срок реализации программы: 2 года.

Автор-составитель: руководитель

кружка изобразительного искусства "Тюбик"

 Крютченко Елена Николаевна.

Москва 2014 год


СОДЕРЖАНИЕ

Образовательная программа дополнительного образования детей содержит пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание программы, формы занятий и методы обучения, календарно-тематический план, описание методического обеспечения и список использованной литературы.

Пояснительная записка данной программы отражает цель, задачи и особенность данной программы.

В учебно-тематическом плане расписано количество часов на теорию и практику в первый и во второй годы обучения.

В содержании программы описаны по наименованиям разделы  занятий: рисование с натуры и по памяти, рисование на темы, лепку, декоративное рисование, работу с бумагой и беседы.

В разделе форм и методов рассмотрены принципы обучения, особенности занятий в кружке, требования к занятиям.

В календарно-тематическом планировании отражены все темы и количество часов, которое отводится на каждую тему,  и типы и содержание каждого занятия.

В программе также имеется раздел, описывающий методическое обеспечение.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В связи с изменением культурной среды и культурных ценностей современного общества появляются новые задачи в дополнительном образовании, появляются новые формы и методы воспитания и обучения детей, новые требования для создания оптимальных условий для развития детей, как творческих личностей, и для более успешной адаптации в современном обществе. Дети, которые осваивают направления образовательной деятельности за рамками школьной программы, реализовываются творчески, получают художественные навыки и более осознанно ориентируются в дальнейшем выборе профессии.

Одним из интереснейших направлений дополнительного образования является изобразительное искусство, которое включает в себя основы живописи, рисунка, композиции, лепки, декоративного рисования,  бумагопластики, батика и новых видов творческой деятельности - декупаж (аппликация) и квиллинг и др.

Образовательная программа дополнительного образования детей по изобразительному искусству предполагает развитие у детей творческих способностей. Для данного развития в программу входят занятия рисунком, живописью, композицией, лепкой и декоративным рисованием. Программа разработана на основе программы по изобразительному искусству В.С.Кузина 2-3 класс.  По мере освоения курса программы у детей происходит развитие творческих способностей, появляется творческий опыт, развивается кругозор. Дети познают основы художественного изображения, основы композиции, углубленно знакомятся с орнаментом и символикой орнамента, перспективным построением изображения, основами цветоведения.

По мере приобретения творческого опыта - обучающиеся становятся более активными в творческом плане, раскрепощенными. На занятиях  дополнительным образованием у детей начинается формирование интересов от интереса к процессу обучения до развития начального профессионального интереса, поэтому тема развития ведущих интересов младших школьников, в том числе и интереса к искусству, значит - развитие творческих способностей детей актуально.

Основная роль в художественном творческом процессе принадлежит воображению, а для поиска решения поставленной творческой задачи служит интуиция; способность творить позволяет человеку создавать новые материальные воплощения духовной культуры, а необходимым условием развития творческих способностей является преобразующая деятельность. Этот вид деятельности превращает человека в творца, воспитывает волю, делает человека всесторонне развитым. Привлекательным для детей занятия творчеством делает неизвестность получения результата и желание получить его особенно положительным.

Актуальность развития творческих способностей заключается и в том, что развивая их на занятиях дополнительным образованием у детей, педагог прежде всего формирует своих учеников как личностей. Поскольку творческая деятельность, как особая форма деятельности человека ведет к развитию Личности и является главным компонентом культуры.

Занятия в кружке художественной направленности не только увлекательны и познавательны, но также имеют и практическую пользу.

Важно отметить, что дети, занимаясь в кружке "Тюбик", работают с разными материалами и такие занятия можно назвать комплексными.

Целью программы является формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение  художественной грамотой и образным языком декоративно-прикладного искусства, элементарными приемами конструирования из бумаги.

Задачи программы.

К обучающим задачам относятся:

1) знакомство с основными знаниями художественной грамоты (основы рисунка, цветоведения, композиции);

2) формирование навыков работы с разными художественными материалами и инструментами;

3) обогащение словарного запаса обучающихся специальными терминами;

4) формирование умения обучающихся следовать устным инструкциям;

5) приобретение обучающимися навыков научно-исследовательской деятельности.

К развивающим задачам относятся:

1) развитие творческих способностей;

2) развитие смекалки, художественного вкуса;

3) развитие интереса к народному и декоративно-прикладному искусству;

4) развитие аналитических способностей, воображения, внимания, памяти;

5)совершенствование мелкой моторики рук, развитие глазомера, и пространственного восприятия и воображения.

К воспитывающим задачам относятся:

1) воспитание патриотических чувств, интереса к народному искусству;

2) формирование культуры труда, обучение аккуратной работе и бережному и экономному расходу материалов.

3) способствовать расширению коммуникативности обучающихся и повышению общего культурного уровня.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Таблица 1.

Первый год обучения

Второй год обучения

Кол-во часов

126 часа

132 часов

Теория

40 часов

42 часа

Практика

86 часов

90 часов

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа дополнительного образования кружка изобразительного искусства "Тюбик".  Общее количество часов в первый год обучения 64 часа. Программа включает в себя рисование с натуры и по представлению, рисование на темы и иллюстрирование, лепка, работу с бумагой и беседы об изобразительном искусстве.

Таблица 2.

Тема

Кол-во  часов

1 год обучения

Кол-во часов

2 год обучения

1.

Рисование  с  натуры  и  по  памяти

36

40

2.

Рисование  на  темы  и  иллюстрирование, рисование по представлению

46

48

3.

Декоративная  работа

12

12

4.

Лепка

12

12

5.

Работа с бумагой

12

12

6.

Беседы  об  изобразительном  искусстве  и  красоте  вокруг  нас

8

8

Итого

126

132

Итого 258 часов курс.

ФОРМА ЗАНЯТИЙ

Форма занятий в кружке "Тюбик" имеет ряд принципиальных отличий в сравнении с занятиями в школе. Занятия имеют менее формализованный характер. Педагог выступает и носителем информации и способствует развитию ребенка как Личности. Занятия отвечают следующим требованиям:

1) имеют развивающий характер,

2) носят профориентационный характер,

3) способствуют раскрытию врожденных творческих задатков,

4) развивают творческие способности,

5) обеспечивают многообразие видов деятельности.

Педагог-руководитель кружка, как правило, создает на занятиях такую обстановку, в которой ребенок "не может не выучиться".

Большее количество занятий в кружке - практические. Педагог на занятиях соблюдает выполнять все государственные санитарно-гигиенические нормы, временной режим занятия для различных возрастных категорий детей.

Педагог создает на занятиях атмосферу творчества, что раскрепощает обучающихся. Общая длительность практической работы не должна превышать для учащихся 1-2 классов 20-25 минут, для учащихся 3-4 классов - 30-35 минут.

Продолжительность непрерывной работы с бумагой, картоном, тканью должна составлять для учащихся 2-3-х - 5-7 минут, 4-х - 10 минут, а при работе с деревом и проволокой - не более 4-5 минут. Обязательно внутри занятия и после занятия педагог организует с учащимися физкультминутки и минутки гимнастики для глаз. Минутки гимнастик для глаз выполняются на рабочем месте, а физкультминутки допускается не на рабочем месте, поскольку эти физкультминутки подобны переменам. А перемены необходимо проводить при максимальном использовании свежего воздуха, в подвижных играх.

 На занятиях следует чередовать различные по характеру задания. Недопустимо на занятии выполнение одного вида деятельности на протяжении всего времени самостоятельной работы.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

В качестве основных методов используются беседы, беседы-семинары, игровые методы, метод мастер-классов, метод создания на занятиях ситуаций занимательности, репродуктивный, практических работ. Занятия часто носят индивидуальный характер, поскольку обучающиеся при рисовании с натуры имеют каждый свой вид (точку и угол зрения), при рисовании на темы, лепке, декоративном рисовании - каждый выполняет задание по своему эскизу, что также способствует развитию творческих способностей. Также в плане программы есть и групповые задания, которые также учат детей быть коммуникативными. На занятиях в  дополнительном образовании также применяется метод наглядности, принцип последовательности, активности, доступности, прочности и связи теории с практикой.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Первый год обучения.

№ п/п

Дата проведения

Тема занятия

Наименование раздела программы

Кол-во часов

Тип занятия

Элементы содержания

1

Наброски листьев простых форм.

Рисование с натуры

2

Введение новых знаний

Использование различных техник и материалов и изучение построения листьев в рисунке.

2

Наброски листьев на веточках.

Рисование с натуры

2

Введение новых знаний

Закрепление приобретенных на предыдущем занятии знаний. Применение различных техник и материалов (карандаш, акварель, мягкие материалы.)

3

«Дары осени» – рисование с натуры овощей и фруктов

Рисование с натуры и по памяти

2

Комбинированный

Выполнение построения предметов на предметной плоскости. Применение акварельной лессировочной техники.(не живописное!)

4

«Дары осени» – лепка овощей и фруктов

Лепка

1

Комбинированный

Выполнение макетов овощей в пластилине.

5

Тема осени в творчестве русских художников. (Левитан,  Шишкин)

Беседа

1

Введение новых знаний

Знакомство с творчеством русских художников-пейзажистов 19 века.

6

  В сентябре у рябины именины

рисование с натуры

1

Введение новых знаний

Тёплые и холодные цвета спектра. Изучение контрастных сочетаний при изображении предметов красками. Рисование красками.

7

Сюжеты «Осень в городе», «Осень в деревне», «Осень на природе за городом»..

Рисование по представлению

2

Введение новых знаний

Изучение основ композиции в изобразительном искусстве. Выполнить грамотную композиционную компоновку.

8

История создания русской матрёшки. Наряд русской красавицы. Рисование матрешки.

Декоративное рисование

1

Комбинированный

Знакомство (общее) с разными матрешками (Семенновская, Сергиево-Посадская, Полхов-Майданская). Выполнение эскиза матрешки.

9

Беседа на тему "Творчество художников-анималистов"

Беседа

1

Введение новых знаний

Знакомство с анималистическим жанром изобразительного искусства и просмотр иллюстраций и произведений художников-анималистов.

10

Рисование животных в разных техниках

Рисование по представлению.

2

Комбинированный

Кратковременные зарисовки и наброски животных в разных графических техниках.

11

Контрастные цвета. Узор в круге, полосе «Цветы и ягоды»

Декоративное рисование

2

Комбинированный

Выполнение эскиза "Узор в круге". Рисование гуашью.

12

Силуэт в изобразительном искусстве. Сказочная животные, птицы или рыбки..

Рисование по представлению.

2

Комбинированный

Выполнение силуэтных изображений. Смешанная техника.

13

Рисование набросков гуся.

Рисование с натуры и по памяти

2

Комбинированный

Рисование набросков разными материалами (мягкие, акварель, графитный карандаш)

14

Создание иллюстраций к сказке «Гуси-лебеди».

Иллюстрирование.

2

Комбинированный

Изучение иллюстраций к сказке "Гуси-Лебеди" и создание собственной иллюстрации к данной сказке. Смешанная техника.

15

Выполнение орнаментальной полосы "Мои любимые животные". Коллективная работа

Декоративное рисование.

2

Комбинированный

Выполнение по шаблону орнаментальной полосы с изображением животных.(оформление класса).

16

Создание иллюстрации к сказке «Репка».

Иллюстрирование.

1

Комбинированный

Изучение иллюстраций к сказке "Репка" и создание собственной иллюстрации к данной сказке. Смешанная техника

17

Беседа. "Знакомство с новым жанром изобразительного искусства - натюрмортом".

Беседа.

1

Введение новых знаний

Знакомство с жанром натюрморта. Знакомство с историей от появления до наших дней.

18

Рисование книг (открытая книга, стопка книг, закрытая книга)

Рисование с натуры и по памяти.

2

Комбинированный

Выполнение кратковременных зарисовок и набросков книг в разных графических техниках

19

Рисование натюрморта с книгами

Рисование с натуры и по памяти.

4

Комбинированный

Выполнение построения предметов на предметной плоскости. Тональный рисунок.

20

Рисование легковых игрушечных машин.

Рисование с натуры и по памяти.

4

Комбинированный

Наброски и кратковременные зарисовки. Применение различных техник и материалов.

21

Рисование  игрушек на елку (шары, зайчики, хлопушки, гирлянды);

Рисование с натуры и по памяти.

2

Комбинированный

Наброски, зарисовки, этюды.

22

Рисование натюрморта новогодней тематики

Рисование с натуры и по памяти.

4

Комбинированный

Выполнение построения предметов на предметной плоскости. Лессировочная техника акварели и кратковременные этюды.

23

«Веселые клоуны»,

Рисование по представлению.

2

Комбинированный

Рисование акварелью.

24

Лепка клоуна

Лепка.

2

Комбинированный

Лепка клоуна из пластилина. С передачей мимики.

25

«Радуга-дуга» С. Маршака

Рисование по представлению.

2

Комбинированный

Иллюстрирование прочитанного. Гуашевая техника.

26

Рисование с натуры Ели.

Рисование с натуры и по памяти.

2

Комбинированный

Наброски и кратковременные зарисовки. Применение различных техник и материалов.

27

Иллюстрирование рассказов  Г.Скребицкого

Иллюстрирование.

2

Комбинированный

Иллюстрирование прочитанного. Гуашевая техника

28

Знакомство с русской глиняной игрушкой (Дымковской) .

Беседа.

1

Введение новых знаний

Знакомство русским промыслом. Знакомство с историей от появления до наших дней. Рассматривание образцов.

29

Лепка и роспись Дымковской игрушки.

Лепка.

2

Комбинированный

Лепка игрушки с соблюдением пропорций и роспись.

30

«Снежинки» (по М. Ильину и Е. Сегал).

Работа с бумагой.

1

Комбинированный

Изготовление снежинок  технике квиллинг.

31

«Снежинки» (по М. Ильину и Е. Сегал).

Иллюстрирование.

2

Комбинированный

Рисование снежинок в смешанной технике (воск+акварель).

32

«Мои друзья»

Иллюстрирование.

1

Комбинированный

Рисование портрета своего друга. Смешанная техника.

33

Рисование дорожных знаков, детского воздушного шара, мяча,

Рисование по представлению.

2

Комбинированный

Изучение дорожных знаков, рисование дор. знаков. Рисование мяча с передачей объема. Смешанная техника.

34

Иллюстрирование русских народных сказок

Иллюстрирование.

2

Комбинированный

Изучение иллюстраций к сказке  (по выбору) и создание собственной иллюстрации к данной сказке. Смешанная техника

35

«На морском берегу»

Аппликация.

2

Комбинированный

Выполнение аппликации. Смешанная техника (бумага, картон).

36

Знакомство с Городецкой росписью.

Беседа.

1

Введение новых знаний

Знакомство с Городецкой росписью. Просмотр образцов.

37

«Зимние развлечения с друзьями».

Декоративное рисование.

2

Комбинированный

Выполнение эскиза в стиле Городецкой росписи. с предварительным просмотром образцов.

38

Знакомство с Хохломской росписью по дереву.

Беседа.

1

Введение новых знаний

Знакомство с Хохломской росписью. Просмотр образцов.

39

Орнаментальная полоса. Простой узор из элементов Хохломы.

Декоративное рисование.

1

Комбинированный

Выполнение эскиза орнамента в стиле Хохломской росписи.

40

«Праздничная улица»

Рисование по представлению.

2

Комбинированный

Просмотр репродукций городского пейзажа с изображением массовых гуляний.

41

Рисование бабочек,  цветов (незабуд ка, ландыш, фиалка и т. д.);

Рисование с натуры и по памяти.

2

Комбинированный

Наброски и кратковременные зарисовки. Применение различных техник и материалов.

42

«Елка» Е. Благининой;

Аппликация.

2

Комбинированный

Иллюстрирование прочитанного. Смешанная техника.

43

Знакомство с Гжелью

Беседа.

1

Введение новых знаний

Знакомство с промыслом Гжель. Знакомство с историей промысла. Просмотр образцов.

44

Оставление гжельского узора в круге из растительных форм.

Декоративное рисование.

2

Комбинированный

Выполнение эскиза орнамента в стиле Гжельской росписи

45

Рисование старинной башни.

Рисование по представлению.

2

Комбинированный

Наброски и кратковременные зарисовки. Применение различных техник и материалов.

46

Рисование натюрморта с разными овощами.

Рисование с натуры и по памяти.

2

Выполнение графических упражнений

Выполнение построения предметов на предметной плоскости. Техника "а-ля прима" акварели и кратковременные этюды.

47-

Рисование любимого героя

Рисование по представлению..

4

Комбинированный

Рисование любимого героя женского и мужского. Задание на педедачу маскимального сходства с описанием в источнике.

48

«С чего начинается Родина»,

Аппликация.

2

Комбинированный

Выполнение сюжетного аппликативного изображения на картоне

49

«С чего начинается Родина». Лепка солдатиков и военной техники ВОВ

Лепка.

2

Комбинированный

Выполнение в пластилине солдатиков.

50

Иллюстрирование рассказов Е. Чарушина

Иллюстрирование.

2

Комбинированный

Развитие навыков работы с мягкими материалами.

51

«Весна наступает».Рисование весеннего пейзажа. Рисование передача настроения пробуждения природы. Рисование набросков природы весной.

Рисование по представлению.

4

Комбинированный

Перспективное построение пейзажа. Передача весеннего колорита и настроения в пейзаже. Разные техники.

52

Натюрморт с овощами и фруктами

Рисование с натуры.

2

Комбинированный

Рисование натюрморта акварелью в технике "а-ля прима" на сближенные и контрастные тона.

53

Составление узора из геометрических фигур

Декоративное рисование.

2

Комбинированный

Выполнение эскиза орнамента из геометрических фигур.

54

Беседа на тему "Художники-сказочники" (Билибин, Васнецов)

Беседа.

1

Введение новых знаний

Знакомство с творчеством художников-иллюстраторов.

55

«Маша и медведь»

Иллюстрирование..

2

Комбинированный

Иллюстрирование сказки. Смешанная техника.

56

«Маша и медведь»

Лепка.

1

Комбинированный

Лепка из папье-маше сказочных героев.

57

Натюрморт из геометрических тел

Рисование с натуры и по памяти

2

Комбинированный

Выполнение построения предметов на предметной плоскости. Тональный рисунок.

58

Натюрморт "Тропический"

Рисование с натуры и по памяти.

2

Комбинированный

Выполнение построения предметов на предметной плоскости. Рисование гуашью..

59

Маковое поле. Эскиз и выполнение в свободной росписи "по сырому" батиком

Рисование по представлению.

3

Комбинированный

Рисование по сырой ткани в технике батик.

60

Лепка барельефа натюрморта

Лепка.

4

Комбинированный

Выполнение построения предметов на предметной плоскости. Перенос на плотную основу и выполнение барельефа натюрморта в пластилине.

61

Иллюстрирование стихотворения А. Пушкина «Вот север, тучи нагоняя...»

Рисование по представлению.

1

Комбинированный

Иллюстрирование проочитаного.

62

Рисование предметов быта

Рисование с натуры и по памяти.

1

Комбинированный

Наброски и кратковременные зарисовки. Применение различных техник и материалов. Акцент на построение и передачу пропорций.

63

Цветы и ягоды» И. Надеждиной

Аппликация.

2

Комбинированный

Выполнение аппликативного изображения на картоне.

64

Цветы нашей Родины.

Работа с бумагой. Смешанная техника

2

Комбинированный

Выполнение аппликативного изображения на картоне с применением силуэтной аппликации и техники квиллинг.

65

Моя любимая игрушка

Аппликация

1

Комбинированный

Выполнение аппликативного изображения игрушки.

Второй год обучения.

№ п/п

Дата проведения

Тема занятия

Наименование раздела программы

Кол-во часов

Тип занятия

Элементы содержания

1

Колорит в живописи. Рисование по представлению «Прощальные краски лета»

Рисование по представлению

1

Введение новых знаний

Использование различных техник и материалов

2

Мой прекрасный сад.

Рисование по представлению

1

Комбинированный

Выполнить перспективное построение пейзажа. Передача осеннего колорита.

3

Рисование осеннего букета.

Рисование с натуры

2

Введение новых знаний.

Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: карандаш. Изображение с натуры. Основы изобразительного языка

4

Объем предметов. Рисование
с натуры яблок

Рисование с натуры

2

Выполнение графических упражнений.

. Рисование с натуры простых по очертанию и строению объектов, расположенных фронтально. Передача в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов

5

Композиция. Натюрморт «Дары осени»

Рисование с натуры

4

Введение новых знаний.

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции

6

Наброски и зарисовки «Улицы любимого города». Беседа «Архитектура»

Рисование по представлению

2

Комбинированный

Рисование с натуры и рисование по памяти. Виды и жанры изобразительных (пластических) искусств (общее представление), их связь с жизнью

7

Рисование с натуры и по памяти. «Осенняя веточка клена».

Рисование с натуры и по памяти

2

Комбинированный

Особенности художественного творчества: художник и зритель. Рисование с натуры и рисование по памяти. Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции, композиция. Произведения живописи

8

Рисование веточки комнатного растения. Беседа «Родная природа в живописи»

Рисование с натуры и по памяти

2

Комбинированный

Отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувств и идей: отношения к природе, человеку и обществу

9

Изготовление коробки из бумаги или картона и оформление крышки аппликацией. Аппликация. Мозаичное панно «Осеннее кружево листьев»

Работа с бумагой, аппликация

2

Комбинированный

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в аппликации. Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции,

10

Рисование насекомых (майский жук, стрекоза, кузне чик, шмель) майский жук, стрекоза, кузне чик, шмель)

Рисование с натуры и по памяти

4

Комбинированный

Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой. Рисование с натуры и рисование по памяти. Знакомство с отдельными произведениями выдающихся русских и зарубежных художников-анималистов

11

Рисование с натуры и по памяти. Птиц. Дятел, Глухарь, Ворона..

Рисование по представлению

4

Комбинированный

Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в организации материального окружения человека (вторая природа), его повседневной жизни

12

Рисование с натуры и по памяти. Рисование домашних птиц.

Рисование по представлению

2

Комбинированный

Рисование с натуры и рисование по памяти. Знакомство с отдельными произведениями выдающихся русских и зарубежных художников-анималистов

13

Рисование с натуры и по памяти. Игрушки из Полхов-Майдана

Рисование с натуры и по памяти

2

Комбинированный

Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке.

14

Рисование с натуры и по памяти. Игрушечных машинок

Рисование с натуры и по памяти

4

Комбинированный

Представление  роли изобразительных искусств в организации материального окружения человека, его повседневной жизни. Рисование с натуры и рисование по памяти. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке

15

Рисование на тему «Мы сажаем деревья».

Рисование на темы и иллюстрирование

2

Комбинированный

Создание моделей предметов бытового окружения человека.

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке.

16

Графика» Изображение геометрических тел

Рисование по представлению

2

Комбинированный

Выполнить перспективное построение геометрических тел. Передать тоном объем тел.

17

Рисование на тему «Пусть всегда будет солнце». Беседа: «Наша родина – Россия.»

Рисование на темы и иллюстрирование

2

Комбинированный

Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции, композиция. Отражение патриотической темы в произведениях отечественных художников

18

Рисование на темы «Пусть всегда будет солнце».

Рисование на темы и иллюстрирование

2

Комбинированный

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, пространства, линии, пятна

19

Выполнение иллюстраций

к сказке  П. П. Ершова «Конек-горбунок»

Рисование на темы и иллюстрирование

4

Комбинированный

Изучение иллюстраций к сказке и создание собственной иллюстрации к данной сказке. Смешанная техника

20

Выполнение иллюстрации

к «Сказке о царе Салтане…» А. С. Пушкина.

Рисование на темы и иллюстрирование

4

Комбинированный

Особенности художественного творчества: художник и зритель. Отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувств и идей. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма

21

Оформление декоративной тарелки с узором

из ягод в круге на тему «Лесная сказка

Декоративное рисование

2

Комбинированный

Участие в различных видах декоративно-прикладной деятельности.

Освоение основ декоративно-прикладного искусства. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке.

22

Оформление декоративной тарелки с узором

из листочков и цветков в круге.

Декоративное рисование

2

Комбинированный

Декоративная работа. Создание моделей предметов бытового окружения человека. Передача в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов.

23

Декоративная работа. Роспись разделочной доски

Декоративное рисование

2

Комбинированный

Создание моделей предметов бытового окружения человека. Представление о роли изобразительных искусств в организации материального окружения человека в его повседневной жизни

24

Аппликация из цветной бумаги

на сюжет басни

И. А. Крылова «Ворона и Лисица»

Аппликация

2

Комбинированный

Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой и литературой.

Передача настроения в творческой работе. Особенности художественного творчества: художник и зритель.

25

Лепка голубя  Беседа «Виды изобразительного искусства. Скульптура»

Лепка

2

Комбинированный

Передача настроения

в творческой работе

с помощью цвета, композиции, объёма, материала. Лепка голубя по памяти и по представлению. Правила работы с пластилином, правила лепки.

26

Лепка домашних животных с натуры конструктивным способом

Лепка

2

Комбинированный

Лепка домашних животных с натуры конструктивным способом. Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры России и мира

27

Рисование по представлению «Самый милый образ...».  Образ матери в творчестве художников»

Рисование по представлению

2

Комбинированный

Особенности художественного творчества: художник и зритель. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства

28

Лепка филимоновской игрушки

Лепка

2

Комбинированный

Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов России. Рисование узоров и декоративных элементов по образцам.

29

Рисование весенней веточки березы. Беседа «Весна в творчестве художников»

Рисование с натуры и по памяти

2

Комбинированный

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Передача настроения в творческой работе

30

Рисование весенних цветов (мать-и-мачеха, одуванч., тюльп., нарциссы).

Рисование с натуры и по памяти

2

Комбинированный

Ознакомление с произведениями современных художественных промыслов России. Основы изобразительного языка

31

Рисование на тему «Летом на реке».

Рисование на темы и иллюстрирование

2

Комбинированный

Восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции.

32

Путешествие

в страну «Волшебный мир красок»

Рисование на темы и иллюстрирование.

2

Занятие-викторина.

Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции, композиция. Восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства

33

Сюжетная композиция "Сказочный герой"

Рисование по представлению

2

Комбинированный

Изучение иллюстраций к сказке "Репка" и создание собственной иллюстрации к данной сказке. Смешанная техника

34

Иллюстрирование русской народной сказки «Петушок -  золотой гребешок»

Рисование по представлению.

2

Комбинированный

Изучение иллюстраций к сказке и создание собственной иллюстрации к данной сказке. Смешанная техника

35

Весенний пейзаж

Рисование по представлению.

2

Комбинированный

Перспективное построение пейзажа. Передача цветом объема. Передача весны в пейзаже цветом.

36

Планетарная система

Рисование по представлению.

2

Комбинированный

Рисование по представление планетарной системы. Просмотр иллюстраций планет.

37

Космос. Барельеф

Лепка

2

Комбинированный

Выполнение построения планет. Перенос на плотную основу и выполнение барельефа натюрморта в пластилине.

38

Аппликация "Морское Дно"

Аппликация

2

Комбинированный

Выполнение сюжетного аппликативного изображения на картоне с применением разных техник.

39

Сюжетная композиция "Сказочный герой"

Аппликация

2

Комбинированный

Выполнение сюжетного аппликативного изображения на картоне с применением разных техник.

40

Беседа «Родная природа.»

Беседа

1

Введение новых знаний

Продолжение знакомства с творчеством русских художников-пейзажистов..

41

Знакомство с народным промыслом Жостово

Беседа

1

Введение новых знаний

Знакомство с народным промыслом. Знакомство с историей от появления до наших дней.

42

Жостовский поднос

Декоративное рисование

2

Комбинированный

Выполнение эскиза  Жостовского подноса. Рисование гуашью.

43

Осенний букет

Рисование с натуры и по памяти

2

Комбинированный

Выполнение построения осеннего букета и вазы. Передача пропорций.

44

Городецкие лошадки

Декоративное рисование

2

Комбинированный

Выполнение эскиза панно Городецких лошадок.

45

Знакомство с Семеновской Матрешкой

Беседа

1

Введение новых знаний

Знакомство с Семеновской матрешкой. Знакомство с историей от появления до наших дней.

46

Натюрморт из предметов быта

Рисование с натуры и по памяти

2

Комбинированный

Рисунок простым карандашом с построением предметной плоскости, предметов натюрморта.

47

Осенний пейзаж. Рисование любимого уголка природы

Рисование по представлению

2

Комбинированный

Перспективное построение пейзажа. Рисование акварелью.

48

Иллюстрирование русской народной сказки «Сивка - бурка».

Рисование по представлению

2

Комбинированный

Перспективное построение пейзажа. Рисование акварелью. Передача трепетного, лирического отношения к изображаемому пейзажу.

49

Машины моего города.

Рисование по представлению

2

Комбинированный

Рисунки и наброски графическими материалами. Передача изображения с учетом перспективы.

50

Иллюстрирование «Серая Шейка» Д. Мамина - Сиби ряка,

Рисование по представлению

2

Комбинированный

Изучение иллюстраций к сказке "Репка" и создание собственной иллюстрации к данной сказке. Смешанная техника.

51

Беседа на тему "Творчества скульптора  П.И.Клодта.

Беседа

1

Введение новых знаний

Знакомство с творчеством скульптора П.И.Клодта.

52

Лепка животных из пластилина в покое и движении

Лепка

2

Комбинированный

Выполнение макетов животных. Передача пропорций, движения.

53

Беседа «Тема труда  изобразительном искусстве»

Беседа

1

Введение новых знаний

Рассматривание иллюстраций художников. Знакомство с творчеством художников.

54

Знакомство с творчество Васнецова

Беседа

1

Введение новых знаний

Знакомство с творчеством художника Васнецова.

55

Беседа Музеи России"

Беседа

1

Введение новых знаний

Музеи Москвы. Собрание коллекций.

56

Беседа "Павлово-Посадский платок"

Беседа

1

Введение новых знаний

Знакомство с промыслом.  Знакомство с историей от появления до наших дней.

57

Рисование предметов быта

Рисование с натуры и по памяти.

6

Комбинированный

Тональный рисунок. Выполнение перспективного построения предметов, построения теней собственных и падающих. Передача объема предметов карандашом, тушью, маркером (Линия, Линия и пятно, Пятно). Выполнение набросков предметов быта.

58

Натюрморт с предметами быта на нюанс.

Рисование с натуры и по памяти

4

Комбинированный

Тональный рисунок. Выполнение перспективного построения предметов, построения теней собственных и падающих. Передача объема предметов цветом. Рисование гуашью и в технике пуантилизм

59

Рисование Павлово-Посадского платка

Декоративное рисование

2

Комбинированный

Выполнение эскиза платка.

60

Почтальон. Продавщица мороженого

Лепка

2

Комбинированный

Передача фигуры человека, пропорций человека,  профессиональную принадлежность человека.

61

Оздание аппликаций к басня Крылова.

Аппликация

4

Комбинированный

Выполнение сюжетного аппликативного изображения на картоне с применением силуэтной аппликации и техники квиллинг.

К концу первого года обучения обучающиеся должны уметь:

1) выполнять построение предметной плоскости,

2) построение простых предметов геометрическим способом и теней падающих и собственных предметов,

3) выполнять грамотное простое, но грамотное композиционное решение,

знать теплые и холодные цвета,

4) уметь выделять главное и второстепенное в рисунке,

5) иметь навыки работы с бумагой и пластилином,

6) знать и уметь отличать жанры и виды изобразительного искусства,

7) знать пройденные промыслы,

8) уметь выполнять тональный рисунок.

К концу второго года обучения обучающиеся должны уметь:

1) выполнять построение простых предметов геометрическим способом и с учетом перспективы,

2) иметь навыки работы с бумагой и пластилином,

3) уметь закомпоновывать на листе сюжетные композиции самостоятельно,

4) знать и уметь отличать жанры и виды изобразительного искусства,

5) знать пройденные промыслы,

6) уметь рисовать в техниках а-ля прима, лессировочной, графическими материалами (уголь, сангина, пастель, фломастеры, гелевые ручки).

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция).

1.Справочные пособия, энциклопедии по искусству.

2. Альбомы по искусству.

3. Книги о художниках и художественных музеях, по стилям изобразительного искусства и архитектуры.

2. Печатные пособия.

1. Портреты русских и зарубежных художников.

 2. Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента.

 3. Плакаты.

4. Репродукции произведений художников.

3. Модели и натурный фонд.

1. Муляжи фруктов и овощей.

2. Гербарии.

3. Гипсовые геометрические тела, вазы, посуда.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования.- М., ВЛАДОС,2001.

2. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Организация дополнительного образования детей: Практикум: Учебное пособие для студентов учреждений сред. проф. образования.-М.: ВЛАДОС, 2003.

3. Материалы к.п.н. профессора Н.Е. Щурковой при проведении курсов повышения квалификации по организации воспитательной работы для педагогов г. Урая ХМАО-Югра ,2006.

4. Кузин В.С. программа «Изобразительное искусство» / Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1–4) - М.: Просвещение, 2001.

5. Санитарные правила и нормы СанПиН 2.4.2.576-96. "Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений" (утв. постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 31 октября 1996 г. N 49).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование кружка"Первые шаги в мире информатики"

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по информатике,2класс, 2часа в неделю(вторая половина дня)....

Календарно – тематическое планирование занятий кружка «Я – ЛИДЕР» 1 класс

Календарно – тематическое планирование занятий кружка«Я – ЛИДЕР»1 класс...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-3” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, И.П. Костина, Е.В. Кузнецова

Каленарно тематическое планирование разработано на  основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС-2) и Примерной программы начального общего образования ...

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год.

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо  основам православной культуры  для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год....

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год...