Цветовой круг (методическая разработка занятия)
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо) по теме

                 Данная разработка поможет педагогам дополнительного  образования в развитии графических умений и навыков, в расширении знаний о разнообразных возможностях художественных материалов; в изучении основ цветоведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsvetovoy_krug.docx17.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педагог дополнительного образования  

Зареченская О.А. (МБОУ ДОД "ДЮЦ")

Тема: «Цветовой круг».

Вид занятий: живопись, изучение основ цветоведения.

Цели и задачи: развитие графических умений и навыков, расширение знаний о разнообразных возможностях художественных материалов; изучение основ цветоведения, определение уровня подготовки детей.

Оборудование: акварель, гуашь, бумага, кисти, палитра.

Литературный ряд: стихи о цветах, о радуге.

Зрительный ряд: методические таблицы: «Цветовой круг», «Тёплые и холодные цвета», «Контрастные цвета», «Сближенные цвета», подборки оттенков разных сочетаний цвета.

        Ход занятия:

1.Организационный момент. Проверка готовности к занятию.

2. Беседа. Введение в тему.

Отгадывание загадок и чтение стихотворения.

Крашеное коромысло

Над рекой повисло.

(радуга)

Разноцветные ворота

На луне построил кто-то,

Но пройти в них не легко,

Те ворота высоко.

Постарался мастер тот,

Взял он красок для ворот

Не одну, не две, не три-

Целых семь, ты посмотри.

Как ворота те назвать?

Можно их нарисовать?

(радуга)

Не во сне, а наяву-

Что же здесь такого?-

Я на радуге живу в домике лиловом.

Выбегаю поутру

В бежевых сапожках,

Ем в сиреневом бору

Алую морошку.

С листьев подает роса

В тёмно- синей чаще,

Филин жёлтые глаза

На меня таращит.

Там, где свищут соловьи

В закоулках бора,

Пробираются ручьи

К розовым озёрам,

Машет белка за кустом

Фиолетовым хвостом,

Белорыбицы плывут

Под вишнёвый мостик.

Я на радуге живу,

Приходите в гости.

                    Т. Белозёрова.

       - Сколько цветов вы знаете?  5,10,15, 100? Попробуйте назвать, сколько вспомните. У вас должно получиться не меньше, чем 6 цветов. Именно

столько, сколько  содержится в минимальном наборе красок и карандашей: красный, жёлтый, синий, зелёный, коричневый, чёрный. Цвета получаются из красок. Смешивая краски, можно получить намного больше цветов, чем 6.

          –А где мы смешиваем? Что может служить палитрой?

В природе множество цветов и оттенков. Гораздо больше, чем может различать человеческий глаз. А чтобы было проще ориентироваться в них, люди придумали классификации цветов.

            Хроматические и ахроматические цвета.

       «Хрома, хроматос» - в переводе с греческого «цвет».

Ахроматические – не цветные, это белый, чёрный, серые.

Хроматические - все остальные, которые в свою очередь делятся на основные и составные цвета.

      Своеобразными прародителями всех цветов являются три цвета: красный, жёлтый и синий. Именно за это их назвали  основными, так как они лежат в основе всех остальных цветов (кроме ахроматических).

       Попарное смешивание основных цветов даёт нам группу цветов, называемых составными.

       Смешиваем:

Красный + жёлтый = оранжевый

Красный + синий = фиолетовый

Синий + жёлтый = зелёный

        Если вы были внимательны, то, вероятно, заметили, что получившиеся  6 цветов - это цвета радуги. Знаете ли вы поговорку, с помощью которой запоминают состав и порядок цветов?

Каждый        красный

Охотник        оранжевый

Желает        жёлтый

Знать        зелёный

Где        голубой

Сидит        синий

Фазан                фиолетовый

          Голубой цвет не является составным, так как получается  не смешиванием основных цветов, а смешиванием основного  (синего) с белым. В этом ряду составные цвета чередуются с основными. Для удобства эту полосу можно замкнуть в виде кольца.

3. Практическая часть.

Задание. Возьмём циркуль и начертим на листе бумаги большой круг.

 Поделим его на шесть или девять равных частей.

а)                                                                   б)

               Теперь возьмём три основных  цвета по очереди и закроем ими часть круга (дольку) через одну (или две) в следующем порядке:

Красный, жёлтый, синий.

Оставляем просветы для составных цветов.

а)        б)

        

          Не берём краску слишком густо. Краски должны ложиться ровно, мазками слева направо горизонтальными линиями, лучше кистью № 5-8 с острым кончиком. Краски должно быть столько, чтобы она не высыхала, но и не слишком много, иначе она потечёт  вниз. Лишнюю краску убирают кисточкой, предварительно отжав её.

       Составные цвета получаем на палитре, используя те основные цвета, с

которыми уже работали.  

       В круге а) по одному оранжевому, зелёному, фиолетовому цвету, которые получаем смешиванием равного количества основных. Закрашиваем промежутки.

        В круге б) по два оттенка составных, с перевесом количества одного основного цвета  (красно-оранжевый и желто-оранжевый, сине-зелёный и желто-зелёный, красно-фиолетовый и сине-фиолетовый). Закрашиваем промежутки.

       Если вы будете аккуратны и не будете спешить, у вас получится правильный цветовой круг.

4. Тёплые и холодные цвета.

          Взгляните на цветовой круг, и вы без труда определите, где теплые и где холодные цвета.

Тёплыми считают красный, оранжевый, жёлтый и их смеси. Это цвета солнца, огня, жары. В цветовом круге они держатся вместе.

Холодные цвета синий, фиолетовый и их смеси. Это цвета луны, сумерек, зимы, мороза.

А зелёный цвет особый: если в нем преобладает больше жёлтого – он тёплый, если больше синего– то холодный.

Красный и синий – абсолютные цвета  по холодности и теплу. Не случайно они находятся в спектре  (круге) друг против  друга, как полюса у глобуса.

Контрастные цвета - противоположные, они подчёркивают и усиливают  яркость друг друга.

Красный - зелёный

Синий - оранжевый

Жёлтый – фиолетовый

Сближенные цвета – те, которые в спектре рядом, и их смеси и оттенки.

Упражнение: раскрась акварельными красками цветовой круг, начиная с основного, красного цвета направо.

        Какие составные цвета получаются от смешения красной и жёлтой, жёлтой и синей, красной и синей красок. Полученными новыми цветами раскрась в определённом порядке составные цвета. Раскрась квадраты контрастными цветами с учётом указанных в круге стрелками цветов.

красный        синий        жёлтый

5. Подведение итогов.

 Выбор законченных (лучших) работ.

6. Рефлексия. 

«Я узнал…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия образовательного модуля "Введение в школьную жизнь" - Занятие "Оценка. Введение способа оценки"

Занятие разработано для проведения в адаптационный период в первые дни недели обучения первоклассников в школе....

Методическая разработка занятия " Цветовые сочетания."

Методическая разработка занятия составлена для обучающихся кружка " Юный художник" 1 года обучения. Материал ориентирован на младший школьный возраст. Занятие знакомит ребят с теплыми и холо...

Методическая разработка занятия " Орнамент. Орнамент в круге"для дистанционного обучения.

Данная методическая разработка предназначается для обучающихся кружка " Юный художник" и их родителей с целью дистанционного обучения в условиях самоизоляции.материал представлен теоретическ...

Методическая разработка занятия№ 5 для дистанционного обучения "Эмоциональная выразительность цветовых пятен" (сентябрь 2021).

Методическая разработка предназначена длясамостоятельного  дистанционного обучения ....

Методическая разработка занятия " Контраст цветовых пятен"для дистанционного обучения (сентябрь 2021).

Методическая разработка занятия для самостоятельного дистанционного обучения....