Цветовой круг (методическая разработка занятия)
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо) по теме
Данная разработка поможет педагогам дополнительного образования в развитии графических умений и навыков, в расширении знаний о разнообразных возможностях художественных материалов; в изучении основ цветоведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsvetovoy_krug.docx | 17.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагог дополнительного образования
Зареченская О.А. (МБОУ ДОД "ДЮЦ")
Тема: «Цветовой круг».
Вид занятий: живопись, изучение основ цветоведения.
Цели и задачи: развитие графических умений и навыков, расширение знаний о разнообразных возможностях художественных материалов; изучение основ цветоведения, определение уровня подготовки детей.
Оборудование: акварель, гуашь, бумага, кисти, палитра.
Литературный ряд: стихи о цветах, о радуге.
Зрительный ряд: методические таблицы: «Цветовой круг», «Тёплые и холодные цвета», «Контрастные цвета», «Сближенные цвета», подборки оттенков разных сочетаний цвета.
Ход занятия:
1.Организационный момент. Проверка готовности к занятию.
2. Беседа. Введение в тему.
Отгадывание загадок и чтение стихотворения.
Крашеное коромысло
Над рекой повисло.
(радуга)
Разноцветные ворота
На луне построил кто-то,
Но пройти в них не легко,
Те ворота высоко.
Постарался мастер тот,
Взял он красок для ворот
Не одну, не две, не три-
Целых семь, ты посмотри.
Как ворота те назвать?
Можно их нарисовать?
(радуга)
Не во сне, а наяву-
Что же здесь такого?-
Я на радуге живу в домике лиловом.
Выбегаю поутру
В бежевых сапожках,
Ем в сиреневом бору
Алую морошку.
С листьев подает роса
В тёмно- синей чаще,
Филин жёлтые глаза
На меня таращит.
Там, где свищут соловьи
В закоулках бора,
Пробираются ручьи
К розовым озёрам,
Машет белка за кустом
Фиолетовым хвостом,
Белорыбицы плывут
Под вишнёвый мостик.
Я на радуге живу,
Приходите в гости.
Т. Белозёрова.
- Сколько цветов вы знаете? 5,10,15, 100? Попробуйте назвать, сколько вспомните. У вас должно получиться не меньше, чем 6 цветов. Именно
столько, сколько содержится в минимальном наборе красок и карандашей: красный, жёлтый, синий, зелёный, коричневый, чёрный. Цвета получаются из красок. Смешивая краски, можно получить намного больше цветов, чем 6.
–А где мы смешиваем? Что может служить палитрой?
В природе множество цветов и оттенков. Гораздо больше, чем может различать человеческий глаз. А чтобы было проще ориентироваться в них, люди придумали классификации цветов.
Хроматические и ахроматические цвета.
«Хрома, хроматос» - в переводе с греческого «цвет».
Ахроматические – не цветные, это белый, чёрный, серые.
Хроматические - все остальные, которые в свою очередь делятся на основные и составные цвета.
Своеобразными прародителями всех цветов являются три цвета: красный, жёлтый и синий. Именно за это их назвали основными, так как они лежат в основе всех остальных цветов (кроме ахроматических).
Попарное смешивание основных цветов даёт нам группу цветов, называемых составными.
Смешиваем:
Красный + жёлтый = оранжевый
Красный + синий = фиолетовый
Синий + жёлтый = зелёный
Если вы были внимательны, то, вероятно, заметили, что получившиеся 6 цветов - это цвета радуги. Знаете ли вы поговорку, с помощью которой запоминают состав и порядок цветов?
Каждый красный
Охотник оранжевый
Желает жёлтый
Знать зелёный
Где голубой
Сидит синий
Фазан фиолетовый
Голубой цвет не является составным, так как получается не смешиванием основных цветов, а смешиванием основного (синего) с белым. В этом ряду составные цвета чередуются с основными. Для удобства эту полосу можно замкнуть в виде кольца.
3. Практическая часть.
Задание. Возьмём циркуль и начертим на листе бумаги большой круг.
Поделим его на шесть или девять равных частей.
а) б)
Теперь возьмём три основных цвета по очереди и закроем ими часть круга (дольку) через одну (или две) в следующем порядке:
Красный, жёлтый, синий.
Оставляем просветы для составных цветов.
а) б)
Не берём краску слишком густо. Краски должны ложиться ровно, мазками слева направо горизонтальными линиями, лучше кистью № 5-8 с острым кончиком. Краски должно быть столько, чтобы она не высыхала, но и не слишком много, иначе она потечёт вниз. Лишнюю краску убирают кисточкой, предварительно отжав её.
Составные цвета получаем на палитре, используя те основные цвета, с
которыми уже работали.
В круге а) по одному оранжевому, зелёному, фиолетовому цвету, которые получаем смешиванием равного количества основных. Закрашиваем промежутки.
В круге б) по два оттенка составных, с перевесом количества одного основного цвета (красно-оранжевый и желто-оранжевый, сине-зелёный и желто-зелёный, красно-фиолетовый и сине-фиолетовый). Закрашиваем промежутки.
Если вы будете аккуратны и не будете спешить, у вас получится правильный цветовой круг.
4. Тёплые и холодные цвета.
Взгляните на цветовой круг, и вы без труда определите, где теплые и где холодные цвета.
Тёплыми считают красный, оранжевый, жёлтый и их смеси. Это цвета солнца, огня, жары. В цветовом круге они держатся вместе.
Холодные цвета синий, фиолетовый и их смеси. Это цвета луны, сумерек, зимы, мороза.
А зелёный цвет особый: если в нем преобладает больше жёлтого – он тёплый, если больше синего– то холодный.
Красный и синий – абсолютные цвета по холодности и теплу. Не случайно они находятся в спектре (круге) друг против друга, как полюса у глобуса.
Контрастные цвета - противоположные, они подчёркивают и усиливают яркость друг друга.
Красный - зелёный
Синий - оранжевый
Жёлтый – фиолетовый
Сближенные цвета – те, которые в спектре рядом, и их смеси и оттенки.
Упражнение: раскрась акварельными красками цветовой круг, начиная с основного, красного цвета направо.
Какие составные цвета получаются от смешения красной и жёлтой, жёлтой и синей, красной и синей красок. Полученными новыми цветами раскрась в определённом порядке составные цвета. Раскрась квадраты контрастными цветами с учётом указанных в круге стрелками цветов.
красный синий жёлтый
5. Подведение итогов.
Выбор законченных (лучших) работ.
6. Рефлексия.
«Я узнал…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка занятия образовательного модуля "Введение в школьную жизнь" - Занятие "Оценка. Введение способа оценки"
Занятие разработано для проведения в адаптационный период в первые дни недели обучения первоклассников в школе....
Методическая разработка занятия " Цветовые сочетания."
Методическая разработка занятия составлена для обучающихся кружка " Юный художник" 1 года обучения. Материал ориентирован на младший школьный возраст. Занятие знакомит ребят с теплыми и холо...
Методическая разработка занятия " Орнамент. Орнамент в круге"для дистанционного обучения.
Данная методическая разработка предназначается для обучающихся кружка " Юный художник" и их родителей с целью дистанционного обучения в условиях самоизоляции.материал представлен теоретическ...
Методическая разработка занятия№ 5 для дистанционного обучения "Эмоциональная выразительность цветовых пятен" (сентябрь 2021).
Методическая разработка предназначена длясамостоятельного дистанционного обучения ....
Методическая разработка занятия " Контраст цветовых пятен"для дистанционного обучения (сентябрь 2021).
Методическая разработка занятия для самостоятельного дистанционного обучения....