Конспект по ИЗО "Дымковская игрушка"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс) по теме

Конспект по ИЗО (по Шадрикову)

Декоративно - прикладное искусство 

"Дымковская игрушка"

Коррекционная школа 1,2  вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_izo_na_sootvetstvie_.docx59.46 КБ

Предварительный просмотр:

Аттестуемый педагог (ФИО)     Мальцева Марина Анатольевна

Урок    Изобразительное искусство       Класс  

Тема урока :       «Дымковская игрушка

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная

Цель:  Приобщение  учеников к миру декоративно – прикладного творчества по средствам изучения народных промыслов

Задачи:

- обучающие  знакомство учащихся с новым видом декоративно – прикладного искусства - дымковской игрушки; знакомство с элементами  геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины).

-развивающие:  развитие  художественно-творческих  способностей  учеников; самостоятельности и аккуратности  в работе.

-воспитательные: воспитание  интереса к народным промыслам своей страны.

- коррекционные:  развитие слухового и слухо – зрительного восприятия; контроль за речью учащихся: словесного ударения, слитного произношения, правила орфоэпии «о как а.»

здоровьесберегающие: снятие физического и умственного напряжения с использованием физкультминутки

Методы и приёмы: Игровой, наглядный, словесный, творческий, метод контроля.

Планируемые результаты: умение  видеть цвет, форму, декор игрушки; умение выполнять орнамент на основе дымковской росписи; знать виды народного промысла

Условные обозначения:

[   ………….  ] -  работа за экраном;

речевой материал.

        Ход урока

Слова и действия учителя

Слова и действия учащихся

1.

Организационный момент

Цель: Создание благоприятной эмоциональной обстановки

Проверяют  рабочее место,

настраиваются на работу

-[ Маша]

- [Как ты слышишь?]

- [Садись]

- [Денис, сядь]

[Дима, помоги Лере сесть]

Дети сели за парты

- [Сядьте правильно, следите за осанкой]

- [Маша, ты готова к уроку?]

- Что у тебя на парте?

Я

Я слышу     хорошо

                    Плохо

Я  не слышу

- Я села за парту.

- Я сел за парту.

- Лера садись (пододвигает стул)

Действия детей

- Я готова к уроку

- Альбом, карандаш, краски…

Отработка дежурного звука, коррекция развития речи

Дать определенную установку на предстоящую работу

Автоматизация звука [С]

Работа с дежурным звуком, фонетическая зарядка

- [Какой  дежурный звук]

- [Будем читать слоги]

С___А    С___О  С___У   С___И   С___Е    С___Ы

СА  СО  СУ  СИ  СЕ  СЫ

- [Будем читать слова]

СЕЙЧАС   РИСОВАНИЕ   РИСУНОК

РОСПИСЬ

- [Составьте словосочетания ]

- [Прочитайте чистоговорку]

Сейчас будем рисовать рисунок

-  Говорите хорошо, произносите правильно звуки  

Дежурный звук С

Сопряжённое проговаривание

Сопряжённое проговаривание

Сопряженно – отражённое проговаривание

2.

Проверка домашнего задания

Цель: обобщение ранее полученных знаний

      Репродуктивный метод – это метод, направленный на закрепление знаний и

навыков детей. Это метод упражнений, доводящих  навыки  до  автоматизма.

Систематизируют материал предыдущих уроков

Работа по опорной таблице

- С какими  видами народного творчества вы познакомились на прошлом уроке?

- Какие краски использует мастер в хохломской росписи?

- Назовите краски городецкой росписи

На доске появляется таблица

Народное творчество

Хохломская роспись – черный, красный...

Городецкая роспись – зеленый, красный..

-Молодцы, ребята!

- Познакомимся с новым видом народного творчества

- Хохломская роспись, городецкая роспись.

- Чёрный, красный, жёлтый(золотой)

- Зеленый, красный, оранжевый, черный…..

3.

Объяснение нового материала

Сообщение новых сведений, развитие познавательной деятельности, развитие активного словаря детей

Познакомить учеников с историей дымковской росписи, с цветовыми характеристиками, узорным построением

Использование наглядных и словесных методов

В информационно – рецептивный метод включаются следующие приемы:

            > рассматривание;

            > наблюдение;

            > образец учителя;

            > показ учителя.

Называют, какие сюжеты включают в себя различные виды росписи игрушек.

Определяют тему занятия: «Дымковская игрушка»

Формировать умение слушать и понимать речь других

- Я приглашаю вас на выставку. Посмотрите как здесь красиво.

- [Что это?]

- Назовите игрушки

Давайте мы их рассмотрим.

- Какие они ?

-Что-то у них есть и общее!
-Одинаковый орнамент, роспись

-[Денис],как называется это роспись?

-[Спроси у меня]

-Дымковская роспись

- Следующий вид народного творчества – Дымковская игрушка (пополняется таблица)

- Прочитайте тему урока

- На уроке узнаем где родилась это игрушка, познакомимся с элементами росписи, распишем свои игрушки

- Вы знаете почему игрушки так называются?

Показ презентации      метод наглядности
Слайд 1

- Далеко-далеко, за дремучими лесами, за зелёными полями, на берегу голубой речки Вятка стояло большое село.

Слайд 2

Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из трубы домов вился голубой дымок.

Слайд 3

 Домов в селе было много. Вот и прозвали то село Дымково.

Слайд 5

Жили в том селе добрые и весёлые люди. Любили они лепить весёлые, яркие, красочные игрушки, свистульки.

Слайд 6
Весёлые игрушки продавали в разных городах и деревнях на ярмарке

Работа над трудным словом

ЯРМАРКА

                           ЯР-МАР-КА

                           ЯРМАР-КА

                           ЯРМАРКА

-Составьте предложение с этим словом

По названию этого села, игрушки стали называть дымковскими.

Дымковские игрушки

Дети самостоятельно рассматривают игрушки, расписанные в стиле Дымки

- Это игрушки

- Петух, барыня, конь….

- Яркие, красивые

- рисунки одинаковые

- Я не знаю

-Как называется эта роспись

Сопряженное проговаривание

Дымковская игрушка

Сопряженное проговаривание

-Нет

Сопряженно - отраженное проговаривание

Сопряженное проговаривание

4.

Физкультминутка

Способствует снятию физического и умственного напряжения при помощи физкультминутки

Умение действовать по подражанию

По солнышку, по солнышку  

(руки вверх – к плечам)

Дорожкой луговой                

 (руки вперёд - к плечам)

Иду по мягкой травушке        

( шаги на месте)

Я летнею порой                      

( шаги на месте)

И любо мне, и весело,            

( повороты туловищем влево - вправо)

Смотрю по сторонам,            

 (повороты головой)

И дымковской игрушке        

(руки вверх – к плечам, сжимая и разжимая    кисти рук)                    

 Радуюсь я там,                      

 (ножницы)

 Радуюсь я там!                        

 (ножницы)

Методы: беседа, демонстрационный

Формирование представлений о предметах их форме, цвете,  величине.

Дети определяют  и  называют  эти  свойства,  сравнивают  предметы,  находят

сходства и различия, то есть производят умственные действия.

Какого цвета бывают дымковские игрушки?

- Какие элементы геометрического орнамента используют в росписи дымковских игрушек?    

- Какие цвета использованы?

- Ребята, хотите тоже, как дымковские мастера расписать игрушки?

- Каждый из вас сейчас становится мастером и у каждого своё рабочее место, свои инструменты, которыми он будет работать.

- Прежде чем приступить к работе, давайте ещё раз рассмотрим дымковские игрушки.

Рассматриваем игрушки. Подробно рассказываю об элементах росписи. Показываю образец рисования. Проговариваем с детьми какие используются элементы в данной росписи.

- Как  в узорах расположены элементы относительно друг друга?  

- Как  в узорах расположены точки: (образцы на доске)

 Раздаю детям шаблоны и предлагаю подумать и расписать каждый свою игрушку в стили дымковской росписи.

- Белые

- Прямая линия, волнистая линия, точка, круг, кольцо, клетка, решётка

Красный, синий, зеленый…

- в ряд

- между кольцами        

6.

Закрепление изученного материала Способствовать развитию умений учащихся, обобщать  полученные знания

Обеспечивает усвоение новых знаний

Дает анализ и оценку успешности достижения цели и намечает перспективу последующей работы

Практическая работа

Формировать умение действовать по плану и планировать свою деятельность, создавать узоры по собственному замыслу

Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в  каком

- либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребенку  выполнить

часть работы самостоятельно.

Выявляет качество и уровень  овладения знаниями и способами действий, обеспечивает  их коррекцию.

Контроль за этапностью выполнения работы, соблюдение правил гигиены , и порядка на рабочем месте, выявление ошибок и их устранение.

Презентуют свою игрушку, расписанную самостоятельно, анализируя собственную художественную деятельность.

- Какую роспись вы использовали в работе?


- А какие узоры на дымковских игрушках?

- Какие цвета использованы?

- Из чего изготавливают дымковские игрушки

-Назовите виды народного творчества

Оценивание работ учащихся

-[Как работал Дима?]

-[Денис], а как ты работал?

- Мне очень понравилась, как вы все сегодня работали

 - Посмотрите какие красивые получились работы

- Дымковская роспись

-Прямая линия, волнистая линия…..

- Зеленый, красный….

-Из глины

- Хохлома, Городец, Дымка

Домашнее задание

Закрепление и реализация полученных знаний

- Дома нужно закончить таблицу, написать какие цвета используются в дымковской росписи

- Вам понравилось расписывать дымковские игрушки?

- Вы любите получать пятёрки?

- Откройте дневники и все поставьте «5».

 - Мне сегодня очень понравилось с вами работать. Спасибо.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия "Мягкая игрушка и изонить"

                                                      ...

Конспект урока "Филимоновские игрушки"

Конспект урока "Филимоновские игрушки" для начальной школы. На уроке используются элементы исследования....

Конспект на тему :«Игрушки – сувениры в нашем доме». 3 класс

Конспект урока изобразительного искусства...

Конспект урока Технологии «Игрушки из бумажных полосок» 2 класс

Конспект урока Технологии «Игрушки из бумажных полосок» 2 класс...

Конспект занятия «Опасные игрушки»

Конспект занятия «Опасные игрушки»...