Рабочая программа по изо 1 класс, УМК "Начальная школа 21 века"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) по теме

Серебрякова Юлия Николаевна

Рабочая программа по изо 1 класс, УМК "Начальная школа 21 века" с календарно-тематическим планированием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_predmetu.docx93.89 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.) и авторской про-
граммы «Изобразительное искусство» (авторы: Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская).

Определяющими характеристиками предмета «Изобразительное искусство» являются
интеграция искусств и полихудожественное развитие школьника.

Структура, содержание, концептуальные положения творческого развития ребенка,
учебные задачи, виды и формы работы с детьми, а также педагогические подходы и мето-
дологические основания программы опираются на концепцию образовательной области
«Искусство», разработанную в Учреждении Российской академии образования «Институт
художественного образования» Б.П. Юсовым.

Целью уроков изобразительного искусства в начальной школе является реализация
фактора развития, формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, акти-
визация самостоятельной творческой деятельности, развитие интереса к природе и потреб-
ности в общении с искусством; формирование духовных начал личности, воспитание эмо-
циональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и на-
родного (изобразительного) искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной
природе, своему народу, к многонациональной культуре.

Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство»:

  • воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству; уважения к куль-
    туре и искусству разных народов, обогащение нравственных качеств; способности проявле-
    ния себя в искусстве; а также формирование художественных и эстетических предпочтений;

-развитие творческого потенциала ребенка в условиях активизации воображения и
фантазии, способности к эмоционально-чувственному восприятию окружающего мира при-
роды и произведений разных видов искусства; развитие желания привносить в окружающую
действительность красоту; навыков сотрудничества в художественной деятельности;

-освоение разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно-
прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

  • овладение выразительными средствами изобразительного искусства, языком графи-
    ческой грамоты и разными художественными материалами с опорой на возрастные интере-
    сы и предпочтения детей, их желание выразить в творчестве свои представления об окру-
    жающем мире;
  • развитие опыта художественного восприятия произведений искусства.

Фактор развития реализуется в программе посредством вырабатывания дифференци-
рованного зрения, освоения выразительности художественно-образного языка изобрази-
тельного искусства, приоритетности самостоятельной художественно-творческой деятель-
ности школьника, восприятия разных видов искусства.

Основой педагогического процесса в преподавании изобразительного искусства явля-
ется органическое единство учебного и воспитательного процессов в условиях интеграции и
взаимодействия с другими образовательными дисциплинами.

Для первоклассников свойственны впечатлительность и стремление познать мир во-
круг. Поэтому на этапе знакомства с изобразительным искусством следует формировать у
детей умения наблюдать за окружающими предметами, природой, людьми, животными
(разнообразием цвета и формы, богатством звуков, особенностями ароматов и др.); разви-
вать умение видеть и замечать, слышать и чувствовать, изучать предметный мир и природу;
развивать чувство пространства и формировать осознание себя как части мира; развивать у
детей стремление передавать свои наблюдения в творческих работах. Ведущая практиче-
ская задача этого года обучения - освоение учащимися формата листа.

Развитие пространственного мышления и представлений о пространстве в искусстве и
жизни. Развитие ощущения пространства: предметы, люди в пространстве. Конкретное,
единичное в пространстве.

Развитие представлений о форме в искусстве и окружающей действительности. Инте-
рес к объектам окружения. Разнообразие форм в природе и в неприродной среде. Индиви-
дуальное чувство формы.

Развитие представлений о цвете в искусстве и окружающем предметном мире. Цвет и
краски в природе (солнце, вода, воздух, радуга, огонь, растения, животные). Цвет и форма в
искусстве. Цвет и настроение. Формирование индивидуального чувства цвета.

Композиционные задачи в искусстве. Развитие основ проектного мышления на основе
освоения композиционных задач в искусстве. Композиция, форма, цвет и настроение.

В практическую деятельность учащихся с первого года обучения включены задания,
предполагающие использование средств информационных и коммуникационных технологий
(ИКТ). Такие задания способствуют развитию зрительного (визуального) восприятия, повы-
шению интереса к непосредственному окружению; помогают сформировать умения рабо-
тать с дистанционными материалами и инструментами, анализировать и сознательно ис-
пользовать информацию из различных источников (книг, журналов, видео- и кинофильмов,
Интернета, рекламы, газет, словарей и др.).

В соответствии с базисным учебным планом, реализация программы рассчитана на 33
часа (1 час в неделю).

Практическая реализация программы предполагает наличие заданий на размышление,
усвоение цветоведения и ощущение формы, заданий поисково-экспериментальной направ-
ленности, результатом чего является коллективная работа, которая завершает каждый про-
блемный содержательный блок.

Учебно-тематический план

п/п

Содержание программного материала

Количество

часов

1

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в ху-
дожественную форму

16

2

Развитие фантазии и воображения

11

3

Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (му-
зейная педагогика)

6

ИТОГО

33

Содержание программы4 (33 часа)

  1. Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художест-
    венную форму
  1. Изучение окружающего предметного мира и мира природы (связь изобразительно-
    го искусства с природой).
  2. Формирование представлений учащихся о происхождении искусства. Наскальная
    живопись, рисунки древних людей. Чем и как рисовали люди. Инструменты и художествен-
    ные материалы современного художника.
  3. Развитие наблюдательности, формирование умения передавать в цвете свое впе-
    чатление от увиденного в природе и окружающей действительности.
  4. Освоение всей поверхности листа и ее гармоничное заполнение. Первые пред-
    ставления о композиции.
  5. Развитие представлений об основных направлениях: «вертикально», «горизон-
    тально», «наклонно». Передача в рисунке наблюдаемого в действительности.
  1. В авторскую программу изменения не внесены.

  1. Развитие интереса к разнообразию цвета, форм и настроений в природе и окру-
    жающей действительности. Изображение предметов в открытом пространстве.
  2. Развитие понятия зрительной глубины и ее передача в рисунке: выделение перво-
    го плана, главного элемента в композиции.
  3. Развитие наблюдательности, наблюдение за изменениями в природе и окружаю-
    щей жизни. Развитие представлений о пространстве в искусстве.
  4. Получение нового цвета путем смешения двух красок, выполнение плавных пере-
    ходов одного цвета в другой. Наблюдение: как с помощью белой краски можно изменить
    цвет.
  5. Развитие интереса к объектам животного мира природы. Наблюдение за красотой
    и выразительностью движений животных, птиц, рыб.
  6. Формирование представлений о рельефе. Лепка рельефа: развитие представле-
    ний о «ближе-ниже», «дальше-выше». Загораживание предметов в рисунке с сохранением
    их взаимного расположения: рядом, над, под.
  7. Развитие индивидуального чувства формы.
  8. Передача движения в объеме, знакомство с понятием динамики. Формирование
    представлений о соразмерности изображаемых объектов.
  9. Стилизация природных форм в декоративные. Освоение техники бумажной пла-
    стики
  10. Изображение по представлению с помощью разнообразных по характеру начер-
    тания линий. Передача ощущения нереального сказочного пространства: предметы, люди в
    пространстве.
  11. Конкретное, единичное в пространстве природы и жизни.
  12. Навыки работы гуашевыми красками. Развитие представлений о цвете в декора-
    тивном искусстве: цвет и краски. Цвет и форма в искусстве. Цвет и настроение.
  1. Развитие фантазии и воображения

Преобразование наблюдаемого в жизни в творческий продукт. Развитие эстетических
чувств ребенка, интереса к разнообразию цвета, форм, звуков, жестов, движений, запахов.
Интонации в природе, искусстве и жизни и их отображение в творческих работах.

  1. Развитие ассоциативного мышления и освоение техники работы кистью и палоч-
    кой, «кляксографии».
  2. Развитие представлений о контрастных и нюансных (сближенных) цветовых отно-
    шениях. Передача сюжета в работе. Развитие умения порождать свой сюжет.
  3. Развитие ассоциативных форм мышления. Звуки окружающего мира. Передача на-
    строения, впечатления от услышанного в цвето-музыкальных композициях.
  4. Изображение движения.
  5. Развитие интереса и внимания к цвету в живописи, звукам в музыке, словам в
    стихах, ритму, интонации. Развитие наблюдательности, умение видеть необычное в
    обычном.
  6. Связь между звуками в музыкальном произведении, словами в стихотворении и в
    прозе. Различение звуков природы и окружающего мира. Прогулки в лес, в парк, по городу,
    зоопарку.
  7. Скульптура как вид изобразительного искусства. Пластические мотивы в объемной
    форме.
  8. Работа с крупными формами. Конструирование замкнутого пространства. Созда-
    ние глубинно-пространственной композиции, в том числе по мотивам литературных произ-
    ведений.
  9. Творческая деятельность по оформлению помещения (интерьера).
  10. Форма и украшение в народном искусстве.
  11. Контраст и нюанс е цвете и форме, в словах,.звуках музыки, настроении.
  1. Художественно-образное восприятие изобразительного искусств - музейная
    педагогика
  1. Изобразительное искусство в среде других искусств. Связь изобразительного ис-
    кусства с действительностью.

  1. Материалы и инструменты художника (холст, кисти, краски, карандаш, бумага, ка-
    мень, металл, глина).
  2. Представление о картине, рисунке, скульптуре, декоративной композиции, произ-
    ведениях декоративно-прикладного искусства. Их эстетические особенности.
  3. Наблюдение за изменениями цвета и настроения в природе, многообразием цве-
    товых оттенков осенних листьев. Экскурсия в парк или лес.
  4. Представление о работе художника-скульптора и о скульптуре. Скульптуры в му-
    зее и вокруг нас. Образы людей и животных в скульптуре. Выразительность формы и силу-
    эта в скульптуре.
  5. Знакомство с крупнейшими музеями России. Государственная Третьяковская гале-
    рея. Государственный Эрмитаж. Музей под открытым небом.

Планируемые результаты освоения программы

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального
общего образования обеспечивают связь между требованиями, определяемыми Федераль-
ным государственным образовательным стандартом (2009 г.), образовательным процессом
и системой оценки, используемой в образовательном учреждении, и учитываются при соз-
дании основной образовательной программы начального общего образования. Разрабаты-
вая программу курса «Изобразительное искусство», авторы также опирались на планируе-
мые результаты. В соответствии со стандартом (ФГОС) планируемые результаты кон-
кретизируют и уточняют общее содержание личностных, метапредметных и предметных ре-
зультатов обучения младших школьников по данному предмету.

Личностные результаты

  • целостное, гармоничное восприятие мира;
  • интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями;

-умение формулировать, осознавать, передавать своё настроение, впечатление от

увиденного в природе, в окружающей действительности;

-способность выражать свои чувства, вызванные состоянием природы;

  • способность различать звуки окружающего мира (пение птиц, шум ветра и деревьев,
    стук дождя, жужжание насекомых, уличный гул, различные звуки машин, голоса людей в до-
    ме, в школе, в лесу);

-представление о том, что у каждого живого существа есть своё жизненное про-
странство;

-самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы (зада-
ния) и выделение её этапов;

  • умение доводить работу до конца;
  • способность предвидеть результат своей деятельности;

-адекватная оценка результатов своей деятельности;

  • способность работать в коллективе;
  • умение работать индивидуально и в малых группах;
  • готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументированно отстаивать собст-
    венное мнение.

Метапредметные результаты

  • постановка учебной задачи и контроль её выполнения (умение доводить дело до конца);
  • принятие и удержание цели задания в процессе его выполнения;

-самостоятельная мотивация учебно-познавательного процесса;

-самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы (зада-
ния) и выделение её этапов;

  • умение проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии
    с предлагаемой учебной задачей;

-умение критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на
основе приобретённых знаний;

  • умение применять приобретённые знания по одному предмету при изучении других
    общеобразовательных дисциплин;

умение выполнять по образцу и самостоятельно действия при решении отдельных
учебно-творческих задач;

  • умение проводить самостоятельные исследования;
  • умение проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии
    с предлагаемой учебной задачей;

-умение критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на
основе приобретённых знаний;

-умение находить нужную информацию в Интернете;

  • участие в тематических обсуждениях и выражение своих предложений;

-умение формулировать ответ на вопрос в соответствии с заданным смысловым (ло-
гическим) содержанием;

-обогащение словарного запаса, развитие умения описывать словами характер зву-
ков, которые «живут» в различных уголках природы, понимать связь между звуками в му-
зыкальном произведении, словами в поэзии и прозе;

-умение пересказывать небольшие тексты (сказки, рассказы), вычленять сюжет, сочи-
нять собственный сюжет, создавать мини-рассказы по своему сюжету;

  • понимание и передача своих впечатлений от услышанного, увиденного, прочитанного
    (в музыке, литературе, народной речи, разных видах и жанрах искусства);

-умение сопоставить события, о которых идёт речь в произведении, с собственным
жизненным опытом, выделение общего и различного между ними;

  • умение объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказ-
    ках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом.

Предметные результаты

  • сформированность представлений об искусстве, о связи искусства с действительно-
    стью и умение объяснить это на доступном возрасту уровне;
  • умение анализировать и сравнивать произведения искусства по настроению, которое
    они вызывают, элементарно оценивать их с точки зрения эмоционального содержания;

-умение сравнивать описания, произведения искусства на одну тему;

  • способность обосновывать своё суждение, подбирать слова для характеристики сво-
    его эмоционального состояния и героя произведения искусства;

-умение высказывать предположения о сюжете по иллюстрации (самостоятельное
развитие сюжета), рассказывать о своём любимом произведении искусства, герое, картине,
спектакле, книге;

  • умение фиксировать своё эмоциональное состояние, возникшее во время восприятия
    произведения искусства;

-сформированность представлений о природном пространстве и архитектуре разных
народов;

  • сформированность представлений о связи архитектуры с природой, знание архитек-
    турных памятников своего региона, их истории;
  • активное участие в обсуждении роли искусства в жизни общества и человека;
  • понимание влияния природного окружения на художественное творчество и понима-
    ние природы как основы всей жизни человечества;
  • понимание зависимости народного искусства от природных и климатических особен-
    ностей местности, его связи с культурными традициями, мировоззрением народа;
  • умение объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказ-
    ках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом;
  • умение создавать образный портрет героя в разных видах и жанрах искусства - сло-
    весном, изобразительном, пластическом, музыкальном;

-умение развивать предложенную сюжетную линию (сочинение общей сказки, пье-
сы и т. п.);

  • сформированность навыков использования средств компьютерной графики в разных
    видах творческой деятельности;
  • умение выражать в беседе своё отношение к произведениям разных видов искусства
    (изобразительного, музыкального; хореографии, литературы), понимать специфику вырази-
    тельного языка каждого из них;
  • умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла;
    -умение сравнивать произведения на одну тему, относящиеся к разным видам и жан-
    рам искусства;

-умение распознавать выразительные средства, использованные автором для созда-
ния художественного образа, выражения идеи произведения;

-умение использовать элементы импровизации для решения творческих задач.

Система оценки достижения планируемых результатов. Критерии оценивания[1]

Личностные планируемые результаты отражают систему ценностных ориентаций
младшего школьника, его отношение к изучаемой образовательной области, личностные
качества, которые появляются и совершенствуются с помощью курса «Изобразительное ис-
кусство». Эти результаты не подлежат итоговой оценке в виде отметки и не являются крите-
рием перевода учащегося в основную школу. Вместе с тем учитель должен обращать вни-
мание на то, как формируются личностные качества учащегося (особенно те, которые пред-
ставлены в стандарте), оценивать изменения, происходящие в характере и мировосприятии
ребёнка, учитывая в том числе учебно-познавательные мотивы; взаимоотношения со свер-
стниками; гражданскую идентичность (отнесение себя к семье, народу, национальности, ве-
ре); уровень рефлексивных качеств (уважение к другому мнению, личная ответственность,
самооценка, мировоззренческая позиция). Всё это оценивается с учётом вклада уроков изо-
бразительного искусства в формирование личности младшего школьника. Личностные, ме-
тапредметные и предметные результаты освоения курса «Изобразительное искусство» пе-
речислены ниже.

Результаты личностных достижений учащегося фиксируются учителем в двух докумен-
тах:
характеристике ученика и его портфолио. Характеристика, которая выдаётся выпуск-
нику начальной школы, должна отражать его отличительные индивидуальные особенности,
не только связанные с освоением учебных предметов (успеваемость), но и раскрывающие
черты его характера, личностные качества, например:

-оценку успеваемости учащегося, его достижения в изучении курса «Изобразительное
искусство», возможные трудности усвоения конкретного программного материала;

-уровень сформированности учебно-познавательной мотивации, отношение к само-
стоятельной читательской деятельности; учебная самостоятельность и инициативность (вы-
сокий уровень, средний/достаточный, низкий);

-оценку взаимоотношений с одноклассниками, уровень сформированности лидерских
качеств, принятие правил участия в совместной учебной деятельности, которая организует-
ся на уроках по предмету «Изобразительное искусство»;

  • потребность в творческом проявлении в разных видах деятельности и разных учеб-
    ных дисциплинах, отношение к природе, окружающей действительности, желание прийти на
    помощь, умение работать в коллективе, отвечать за свои поступки и действия, способность
    брать ответственность на себя.

Целесообразно в течение первого класса вести портфолио ученика. Это совместная
деятельность учащегося и учителя: школьник обдумывает содержание портфолио, следит
за порядком и организацией материалов, а педагог даёт рекомендации, как лучше отразить
индивидуальные достижения. С учётом специфики деятельности школьника на уроках изо-
бразительного искусства портфолио может включать следующие материалы:


-творческие работы ребёнка, выполненные как в виде рисунков, так и в других видах
творческой деятельности - написании сочинения, эссе, поэтических пробах, созданных про-
ектах и т. д.;

-различные награды (дипломы, похвальные грамоты, благодарности), полученные им
за успехи во внеурочной деятельности;

-оценочные характеристики успешных докладов, сообщений, презентаций, проектной
деятельности на темы произведений изобразительного искусства, жизни и творчества раз-
ных художников.

Эти документы могут оформляться как благодарственные письма учителя. Например,
школьник подготовил интересную презентацию о жизни и творчестве В.М. Васнецова, ус-
пешно выступил перед одноклассниками и получил благодарственное письмо учителя. Оно
может быть оформлено как официальный документ с подписью педагога и на красивом
бланке. Такие письма могут составляться от лица завуча (директора школы), если прове-
дённая учащимся работа выходит за рамки классной.

Творческая самостоятельная работа ученика оценивается по таким критериям, как
уровень владения изобразительными навыками, художественными материалами, умение
решить композиционные задачи - освоение всей поверхности листа, отбор необходимых
объектов изображения и их смысловое объединение.

В итоговый контроль могут быть включены задания повышенного уровня. Результат не
учитывается при ответе на вопрос «Выполнены или не выполнены требования стандарта?».
Цель включения в работу заданий повышенного уровня - установить число учащихся высо-
кого уровня обученности, их общую культуру и эрудицию, а также провести анализ успешно-
сти учебного процесса по курсу «Изобразительное искусство» в данном классе.

Оценка метапредметных результатов строится по следующим параметрам: чувство
ритма, колорит, оригинальность манеры исполнения, композиционного решения.

Для реализации программного содержания используются следующие учебные
пособия:

  1. Изобразительное искусство: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных
    учреждений / Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская. -2 изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 2012.
  2. Изобразительное искусство: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразова-
    тельных учреждений / Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская. - 2 изд., дораб. - М.: Вентана-Граф,
    2012
    .

Рекомендуем для использования учебно-методическую литературу:

  1. Изобразительное искусство. 1-4 кл. Интегрированная программа (+СО-диск) / Са-
    венкова Л.Г. - М.: Вентана-Граф, 2012.
  2. Изобразительное искусство: 1-4 классы: методическое пособие для учителя /
    Л.Г. Савенкова, Н.В. Богданова. - М.: Вентана-Граф, 2012.
  3. Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеуроч-
    ной деятельности / С.П. Казачкова, М.С. Умнова. - М.: Планета, 2012. - (Качество обучения).

Календарно-тематическое планирование

п/п

Да-

та

Тема

Тип

урока

Содержание курса
(содержательная
линия ФГОС и
программы)

Характеристика деятельности
учащихся

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму
(изобразительное искусство и окружающий мир) (3 часа)

1

Кто такой
художник?

Освоение
техники рабо-
ты кистью
и красками.
Работа на
плоскости.

Урок-

игра.

Особенности художе-
ственного творчества:
художник и зритель.
Изучение окружающе-
го предметного мира и
мира природы (связь
изобразительного ис-
кусства с природой).

Изучать окружающий предмет-
ный мир и мир природы,
наблю-
дать
 за природными явлениями.
Различать характер и эмоцио-
нальные состояния в природе и
искусстве, возникающие в резуль-
тате восприятия художественного
образа(связь изобразительного
искусства с природой).
Созда-
вать
 цветовые композиции на
передачу характера светоносных
стихий в природе (грозы, огня,
дождя, северного сияния, радуги,
цветущего луга).
Овладевать
приёмами работы красками и
кистью.

Имеет представ-
ление об искус-
стве, о связи ис-
кусства с дейст-
вительностью и
объясняет это на
доступном воз-
расту уровне.

Самостоятельно
мотивирует учебно-
познавательный
процесс. Описы-
вает словами ха-
рактер звуков, ко-
торые «живут» в
различных уголках
природы.

Целостно, гар-
монично вос-
принимает мир.

2

Чем и как ри-
совали люди.
Работа на
плоскости.

Урок-

путе-

шест-

вие.

Образная сущность
искусства. Формирова-
ние представлений о
происхождении искус-
ства.

Представлять, откуда и когда
появилось искусство.
Изучать
природные объекты (камни, ли-
стья, ракушки, кору деревьев и
др.).
Использовать в работе то-
нированную бумагу; работать,
подражая неведомому художни-
ку.
Выбирать материал и инст-
рументы для изображения.

Анализирует и
сравнивает про-
изведения искус-
ства по настрое-
нию, которое они
вызывают, эле-
ментарно оцени-
вает их с точки
зрения эмоцио-
нального содер-
жания.

Понимает связь
между звуками в
музыкальном про-
изведении, словами
в поэзии и прозе.

Проявляет инте-
рес к окружаю-
щей природе,к
наблюдениям за
природными яв-
лениями.


3

Знакомство с
палитрой.
Создание
своих цветов
и оттенков.
Работа на
плоскости.

Комби-

ниро-

ванный

урок.

Образная сущность
искусства. Азбука ис-
кусства. Цвет. Разви-
тие умения наблюдать
за изменениями в при-
роде, формирование
умения передавать в
цвете своё впечатле-
ние от увиденного в
природе и окружающей
действительности.

Развивать способность наблю-
дать и замечать
 разнообразие
цвета и формы в природе.
Пере-
давать
 в цвете своё настроение,
впечатление от увиденного в
природе, в окружающей действи-
тельности.
Изображать по памя-
ти и представлению.

Использует эле-
менты импрови-
зации для реше-
ния творческих
задач.

Умеет пересказы-
вать небольшие
тексты (сказки,
рассказы), вычле-
нять сюжет, сочи-
нять собственный
сюжет, создавать
мини-рассказы по
своему сюжету.

Умеет формули-
ровать, осозна-
вать, переда-
вать своё на-
строение, впе-
чатление от
увиденного в
природе, в окру-
жающей дейст-
вительности.

Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика) (1 час)

4

Взаимосвязь
изобрази-
тельного ис-
кусства с
природой,
жизнью и дру-
гими видами
искусств.

Урок-

иссле-

дова-

ние.

Образная сущность
искусства. Значимые
темы искусства. О чем
говорит искусство? Ис-
кусство дарит людям
красоту.

Иметь представление об изо-
бразительном искусстве,о связи
искусства с действительностью;
высказывать свои представле-
ния и объяснять их. Обменивать-
ся мнениями о произведениях
живописи, беседа о природе (по
впечатлениям от прогулок в лесу
или парке; посещения музея, вы-
ставки, просмотра видеомате-
риалов).

Понимает влия-
ние природного
окружения на ху-
дожественное
творчество и
природу как ос-
нову всей жизни
человечества.

Умеет сопоставить
события, о которых
идёт речь в произ-
ведении, с собст-
венным жизненным
опытом, выделяет
общее и различное
между ними.

Выражает свои
чувства, вы-
званные состоя-
нием природы.

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму
(изобразительное искусство и окружающий мир) (2 часа)

5

Художник-
живописец.
Первые пред-
ставления
о композиции.
Работа на
плоскости.

Урок -
путеше-
ствие.

Виды художественной
деятельности: рисунок,
живопись. Композиция.
Отображение в живо-
писи настроения,
чувств автора. Разви-
тие способности на-
блюдать за измене-
ниями в природе, за
цветом,настроением в
природе и их отобра-
жением в картине.

  1. В.        Лентулов,
  2. В.        Кандинский,

Воспринимать и эмоционально
оценивать
 образную характери-
стику произведений художника.
Различать средства художест-
венной выразительности.
Выра-
жать
 своё эстетическое отноше-
ние к работе.
Наблюдать, вос-
принимать
 и эмоционально
оценивать
 картину. Выражать
своё отношение и объяснять
роль и значение искусства в жиз-
ни.
Участвовать в беседах о
красоте пейзажа в природе и ис-
кусстве; об отображении времён

Фиксирует своё
эмоциональное
состояние, воз-
никшее во время
восприятия про-
изведения искус-
ства.

Понимает и пере-
дает свои впечат-
ления от услышан-
ного, увиденного,
прочитанного (в
музыке, литерату-
ре, народной речи,
разных видах и
жанрах искусства).

Различает звуки
окружающего
мира (пение
птиц, шум ветра
и деревьев, стук
дождя, жужжа-
ние насекомых,
уличный гул,
различные звуки
машин, голоса
людей в доме, в
школе, в лесу).

И.И. Левитан, Н.К. Ре-
рих, П. Сезанн, К. Мо-
не, Н.П. Крымов. Ос-
воение жизненного
пространства человека
и животного.

года в пейзажной живописи, в
музыке и поэзии.
Наблюдать за
животными и
изображать их.
Иметь представление о том,
что у каждого живого существа
своё жизненное пространство,
уметь передавать его в рисун-
ке.
Иметь представление о на-
бросках и зарисовках.

6

Художник-
график. Зна-
комство с
разными ху-
дожествен-
ными мате-
риалами (гу-
ашью, пасте-
лью, тушью,
карандашом).

Комби-

ниро-

ванный

урок.

Виды художественной
деятельности: рисунок,
живопись.

Рисунок. Линия - осно-
ва языка рисунка. Мно-
гообразие линий. Фор-
ма. Развитие пред-
ставлений об основных
направлениях: верти-
кально, горизонтально,
наклонно. Передача в
рисунке своих наблю-
дений.

Передавать с помощью линии и
цвета нужный объект. Представ-
лять и передавать в рисунке на-
правления: вертикально,гори-
зонтально, наклонно. Размещать
на рисунке предметы в разных
положениях. Работать по наблю-
дению (выполнять упражнения
на проведение различных линий
графическими материалами).

Выбирает выра-
зительные сред-
ства для реали-
зации творческо-
го замысла.

Умеет сопоставить
события, о которых
идёт речь в про-
изведении, с соб-
ственным жизнен-
ным опытом, выде-
лить общее и раз-
личное между ни-
ми.

Имеет пред-
ставление о
том, что у каж-
дого живого су-
щества своё
жизненное про-
странство.

Развитие фантазии и воображения (1 час)

7

Фломастеры.

Придумываем,

сочиняем,

творим.

Работа на

плоскости.

Урок-

фанта-

зия.

Форма. Развитие инте-
реса и внимания к цве-
ту в живописи,звукам в
музыке, словам в сти-
хах, ритму, интонации.
Развитие наблюда-
тельности, умения ви-
деть необычное в
обычном.

Импровизировать на темы кон-
траста и нюанса (сближенные
цветовые отношения).
Сравни-
вать
 контраст и нюанс в музыке
и танце, слове; повседневные
звуки - с музыкальными (нахож-
дение различий и сходства).

Развивает пред-
ложенную сю-
жетную линию
(сочинение об-
щей сказки, пье-
сы и т.п.).

Пополняет словар-
ный запас. Умеет
проектировать
(планировать) са-
мостоятельную
деятельность в со-
ответствии с пред-
лагаемой учебной
задачей.

Самостоятельно
мотивирует
свою деятель-
ность, опреде-
ляет цель рабо-
ты (задания) и
выделяет её
этапы.

Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика) (1 час)

8

Идем в музей.
Художник-
скульптор.
Скульптуры в
музее и вокруг
нас.

Экс-

курсия.

Скульптура. Объем -
основа языка скульпту-
ры. Элементарные
приемы работы пла-
стическими скульптур-
ными материалами для
создания выразитель-

Участвовать в обсуждениях на
темы: «Какие бывают художники:
живописцы, скульпторы, графи-
ки».
Проводить коллективные
исследования о творчестве ху-
дожников.
Представлять осо-
бенности работы скульптура, ар-

Активно участву-
ет в обсуждении
роли искусства в
жизни общества и
человека.
Понимает влия-
ние природного

Умеет проектиро-
вать (планировать)
самостоятельную
деятельность в со-
ответствии с пред-
лагаемой учебной
задачей.

Умеет доводить
работу до конца.

ного образа. Красота
человека и животных,
выраженная средства-
ми скульптуры. Искус-
ство дарит людям кра-
соту. Материалы и ин-
струменты художника-
скульптора. Портрет в
скульптуре. Микеланд-
жело, В.И. Мухина,
Ф.Ф. Каменский,

А.М. Матвеев.

хитектора, игрушечника, дизай-
нера.
Называть и объяснять
понятия: форма, силуэт,
пропорции, динамика в скульпту-
ре.
Воспринимать и оценивать
скульптуру в музее и в окружаю-
щей действительности.

окружения на ху-
дожественное
творчество и
природу как ос-
нову всей жизни
человечества.

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму
(изобразительное искусство и окружающий мир) (4 часа)

9

Лепка рельефа
на свободную
тему. Работа в
объеме и про-
странстве.

Урок-

практи-

кум.

Скульптура. Объем -
основа языка скульпту-
ры. Выразительность
объемных композиций.
Формирование пред-
ставлений о рельефе.
Лепка рельефа: разви-
тие понятий «ближе -
ниже», «дальше - вы-
ше». Загораживание
предметов в рисунке с
сохранением их взаим-
ного расположения:
рядом, над, под.

Изображать предметы в рель-
ефном пространстве: ближе -
ниже, дальше - выше.
Переда-
вать
 простейшую плановость
пространства и динамику (лепка
в рельефе с помощью стеки).

Выбирает выра-
зительные сред-
ства для реали-
зации творческо-
го замысла.

Умеет критически
оценивать резуль-
тат своей работы и
работы однокласс-
ников на основе
приобретённых
знаний.

Предвидит ре-
зультат своей
деятельности.

10

Времена года.
Теплые и
холодные
цвета.

Работа на
плоскости.

Урок-

игра.

Виды художествен-
ной деятельности.
Живопись.
Образы
природы в живописи.
Теплые и холодные
цвета.
Азбука искус-
ства.
Эмоциональные
возможности цвета. О
чем говорит искусст-
во?
Пейзажи родной
природы.

Наблюдать природные явления,
особенности объектов природы,
настроения в природе. Уметь
замечать и передавать в рисун-
ке разнообразие цвета, форм и
настроений в природе.

Умеет применять
приобретённые
знания по одному
предмету при изу-
чении других об-
щеобразователь-
ных дисциплин.

Адекватно оце-
нивает резуль-
таты своей дея-
тельности.

11

Времена года.
Основные и
составные
цвета. Поня-
тие оттенка.
Работа на
плоскости.

Комби-

ниро-

ванный

урок.

Виды художествен-
ной деятельности.
Живопись.
Основные
и составные цвета.
Аз-
бука искусства.
Ком-
позиция. Цвет.
О чем
говорит искусство?
Разница в изображе-
нии природы в разное
время года, в различ-
ную погоду.

Получать сложные цвета путём
смешения двух красок (жёлтый-
красный, синий-жёлтый, красный-
синий); составлять оттенки цве-
та, используя белую и чёрную
краски.
Передавать с помощью
цвета настроение, впечатление в
работе, создавать художествен-
ный образ.

Фиксирует своё
эмоциональное
состояние, воз-
никшее во время
восприятия про-
изведения искус-
ства.

Умеет выполнять
по образцу и само-
стоятельно дейст-
вия при решении
отдельных учебно-
творческих задач.

Умеет работать
в коллективе.

12

Освоение
техники бу-
мажной пла-
стики. Аппли-
кация. Декора-
тивно-
прикладное
искусство.

Урок

фанта-

зии.

Овладение элементар-
ными навыками бума-
гопластики. Стилиза-
ция природных форм
как приём их перевода
в декоративные. Вели-
кий художник - приро-
да. Изображение еди-
ничных предметов.
Ажурные листья с чёт-
кими прожилками. Ли-
стья для волшебного
дерева.

Уметь наблюдать и замечать
изменения в природе и окру-
жающей жизни.
Вносить свои
изменения в декоративную фор-
му. Работать с готовыми форма-
ми.
Создавать коллективные
работы.

Обосновывает
своё суждение,
подбирает слова
для характери-
стики своего эмо-
ционального со-
стояния и героя
произведения
искусства.

Умеет проводить
самостоятельные
исследования.

Умеет работать
индивидуально
и в малых
группах.

Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика) (1 час)

13

Мастерская

художника.

Экскурсия в

творческую

мастерскую

художника.

Урок-

экскур-

сия.

Восприятие произве-
дений искусства.
Ху-
дожник и зритель.
Представление о роли
изобразительных ис-
кусств в повседневной
жизни человека.
О чем
говорит искусство?
Искусство дарит лю-
дям красоту.
Мате-
риалы и инструменты
художника (холст, кис-
ти, краски, карандаш,
бумага, камень, ме-
талл, глина).

Наблюдать за работой художни-
ка (в мастерской; используя
фильм, описание в книге). Кол-
лективные рассуждения о худож-
никах и их работе.
Участвовать
в обсуждениях на темы: «Какие
бывают художники: живописцы,
скульпторы, графики», «Что и как
изображают художник-живописец
и художник-скульптор».

Понимает влия-
ние природного
окружения на ху-
дожественное
творчество и
природу как ос-
нову всей жизни
человечества.

Умеет проектиро-
вать (планировать)
са мостоятел ьную
деятельность в со-
ответствии с пред-
лагаемой учебной
задачей.

Слушает и
слышит собе-
седника, ведет и
поддерживает
диалог, аргу-
ментированно
отстаивает соб-
ственное
мнение.

Развитие фантазии и воображения (1 час)

14

Художник-
архитектор.
Конструирова-
ние замкнутого
пространства.
Работа в объ-
еме и на плос-
кости.

Комби-

ниро-

ванный

урок.

Художественное кон-
струирование и ди-
зайн. Азбука искусст-
ва. Объем. Форма.

Образы архитектуры и
декоративно-
прикладного искусства.
Проектирование окру-
жающей среды. Маке-
ты, этюды, конструкции
из бумаги «Детская
игровая площадка».
Работа в группах по 3-

  1. человека. Использо-
    вание в композиции
    игрушек, созданных из
    бумаги на основе упа-
    ковки. Работа над ин-
    терьером и его укра-
    шением. Создание
    «дома» для себя или
    для любимой куклы.
    Работа в группах по 3-
  2. человек.

Работать с крупными формами.
Конструировать замкнутое про-
странство, используя большие
готовые формы (коробки, упаков-
ки, геометрические фигуры, изго-
товленные старшеклассниками
или родителями).
Конструиро-
вать
 из бумаги и создавать на-
родные игрушки из ниток и ткани.
Создавать глубинно-
пространственную композицию, в
том числе по мотивам литера-
турных произведений.
Использо-
вать
 в работе готовые объём-
ные формы, цветную бумагу, гу-
ашь.
Украшать интерьер аппли-
кацией или росписью.

Распознает вы-
разительные
средства, ис-
пользованные
автором для соз-
дания художест-
венного образа,
выражения идеи
произведения.

Самостоятельно
мотивирует свою
деятельность, оп-
ределяет цели ра-
боты (задания)и
выделяет её этапы.

Самостоятельно
мотивирует
свою деятель-
ность, опреде-
ляет цель рабо-
ты (задания)и
выделяет её
этапы.

Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика) (1 час)

15

Идем в музей.
Экскурсия или
просмотр ви-
деофильма.

Урок-

экскур-

сия.

Виды художествен-
ной деятельности.
Восприятие произве-
дений искусства.
Ве-
дущие художественные
музеи России. Воспри-
ятие и эмоциональная
оценка шедевров рус-
ского и мирового ис-
кусства.
Опыт худо-
жественно-
творческой деятель-
ности.
Участие в обсу-
ждении содержания и

Понимать и объяснять роль и
значение музея в жизни людей.
Комментировать видеофильмы,
книги по искусству.
Выполнять
зарисовки по впечатлению от
экскурсий,
создавать компози-
ции по мотивам увиденного.

Выражает в бе-
седе своё отно-
шение к произве-
дениям разных
видов искусства
(изобразительно-
го, музыкального,
хореографии,
литературы), по-
нимает специфи-
ку выразительно-
го языка каждого
из них.

Ставит учебную
задачу и контроли-
рует её выполне-
ние. Умеет дово-
дить дело до
конца.

Предвидит ре-
зультат своей
деятельности.

t

1

1

i

L         .

I выразительных
средств произведений
изобразительного ис-
кусства, выражение
своего отношения к
произведению.

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму
(изобразительное искусство и окружающий мир) (2 часа)

| 16

j

j

i

I

i

!

j

j

I

i

j

i

I

Художник-
прикладник.
Работа на
плоскости.

,

Комби-

ниро-

ванный

урок.

Декоративно-
прикладное искусст-
во.
Истоки декоратив-
но-прикладного искус-
ства и его роль в жизни
человека.
Азбука ис-
кусства.
Развитие ин-
дивидуального чувства
формы. Конкретное,
единичное в простран-
стве природы и жизни.
Развитие представле-
ний о цвете в декора-
тивном искусстве: цвет
и краски. Цвет и форма
в искусстве. Цвет и на-
строение. Выполнение
декоративного фриза.
Освоение навыков ра-
боты гуашевыми крас-
ками. Создание фанта-
стических композиций
по представлению:
«Пение стрекоз», «Лун-
ные цветы», «Морские
звуки». Освоение рабо-
ты с бумагой. Апплика-
ция на основе неожи-
данных цветовых от-
ношений.

Иметь представление о стили-
зации: перевод природных форм
в декоративные.
Создавать не-
сложный орнамент из элементов,
подсмотренных в природе (цве-
ты, листья, трава, насекомые,
например жуки, и др.)
Уметь ра-
ботать
 с палитрой и гуашевыми
красками.
Понимать взаимодей-
ствие цвета и формы в декора-
тивном искусстве; цвета и на-
строения.
Создавать подарки
своими руками.
Уметь видеть и
передавать необычное в обыч-
ном.

Понимает зави-
симость народ-
ного искусства от
природных и
климатических
особенностей
местности, его
связь с культур-
ными традиция-
ми, мировоззре-
нием народа.

Самостоятельно
мотивирует свою
деятельность, оп-
ределяет цели ра-
боты (задания)и
выделяет её этапы.

Адекватно оце-
нивает резуль-
таты своей дея-
тельности.

|

17

Делаем
игрушки сами.
Работа в
объеме.

Урок-

практи-

кум.

Художественное кон-
струирование и ди-
зайн. Опыт художест-
венно-творческой
деятельности.
Овла-
дение элементарными
навыками лепки. Сти-
лизация в изобрази-
тельном искусстве.
Изображение по мате-
риалам наблюдений.
Передача движения в
объёме, знакомство с
понятием динамики.
Формирование пред-
ставлений о соразмер-
ности изображаемых
объектов. Использова-
ние в декоративной
лепке готовых форм
(каркас) - композиция
«Ярмарка игрушек».

Передавать в объёме характер-
ные формы игрушек по мотивам
народных промыслов.
Переда-
вать
 в декоративной объёмной
форме характерные движения
животного.
Проявлять интерес к
окружающему предметному миру
и разнообразию форм в образах
народного искусства.
Представ-
лять
 соразмерность форм в
объёме.
Представлять и созда-
вать несложные декоративные
объёмные композиции из цветно-
го пластилина с использованием
готовых форм.
Создавать кол-
лективные композиции.

Выбирает выра-
зительные сред-
ства для реали-
зации творческо-
го замысла.

Умеет проектиро-
вать (планировать)
самостоятельную
деятельность в со-
ответствии с пред-
лагаемой учебной
задачей.

Умеет работать
в коллективе.

Развитие фантазии и воображения (1

час)

18

Кпяксография.
Освоение тех-
ники работы
«от пятна».
Работа на
плоскости.
Импровизация.

Урок

фанта-

зии.

Виды художествен-
ной деятельности.

Красота и разнообра-
зие природы, человека,
зданий, предметов,
выраженные средст-
вами рисунка.
Опыт
художественно-
творческой деятель-
ности.
Развитие ассо-
циативного мышления.
Освоение техники ра-
боты кистью и палоч-
кой, «кпяксографии».
Освоение техник рабо-
ты «от пятна» и «по
сырому».

Уметь импровизировать в цве-
те, линии, объёме на основе вос-
приятия музыки, поэтического
слова, художественного движения.

Развивает пред-
ложенную сю-
жетную линию
(сочинение об-
щей сказки, пье-
сы и т.п.).

Умеет критически
оценивать резуль-
тат своей работы и
работы однокласс-
ников на основе
приобретённых
знаний.

Самостоятельно
мотивирует
свою деятель-
ность, опреде-
ляет цель рабо-
ты (задания)и
выделяет её
этапы.

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму
(изобразительное искусство и окружающий мир) (4 часа)

19

Какие бывают
картины:
пейзаж.
Работа на
плоскости.

Урок-

иссле-

дова-

ние.

Виды художествен-
ной деятельности.

Жанр пейзажа. Опыт
художественно-
творческой деятель-
ности.
Формирование
представлений о рель-
ефе. Развитие понятий
«ближе - ниже»,
«дальше - выше». За-
гораживание предме-
тов в рисунке с сохра-
нением их взаимного
расположения: рядом,
над, под.

Изображать предметы в рель-
ефном пространстве: ближе -
ниже, дальше - выше.
Переда-
вать
 простейшую плановость
пространства и динамику.

Анализирует и
сравнивает про-
изведения искус-
ства по настрое-
нию, которое они
вызывают, эле-
ментарно оцени-
вает их с точки
зрения эмоцио-
нального содер-
жания.

Умеет проектиро-
вать (планировать)
самостоятельную
деятельность в со-
ответствии с пред-
лагаемой учебной
задачей.

Целостно, гар-
монично воспри-
нимает мир.

20

Какие бывают
картины:
портрет.
Работа на
плоскости.

Урок

приме-

нения

полу-

ченных

знаний.

Виды художествен-
ной деятельности.

Образ человека в жи-
вописи. Жанр портре-
та.
Опыт художест-
венно-творческой
деятельности.
Жанр
портрета. Человек и
человеческие взаимо-
отношения. Компози-
ция и порядок изобра-
жения портера. Про-
порции лица человека.

Передавать характерные черты
внешнего облика человека.
Ис-
пользовать
 пропорциональные
соотношения лица.
Изображать
портреты, передавать свое от-
ношение к персонажу.

Имеет представ-
ление об искус-
стве, о связи ис-
кусства с дейст-
вительностью и
объясняет это на
доступном воз-
расту уровне.

Умеет критически
оценивать резуль-
тат своей работы и
работы однокласс-
ников на основе
приобретённых
знаний.

Проявляет инте-
рес к окружаю-
щей природе,к
наблюдениям за
природными яв-
лениями.

21

Какие бывают
картины:
сюжет.
Работа на
плоскости.

Комби-

ниро-

ванный

урок.

Виды художествен-
ной деятельности.

Красота и разнообра-
зие природы, человека,
зданий, предметов,
выраженные средст-
вами рисунка.
Опыт
художественно-
творческой деятель-
ности.
Передача сю-
жета в работе. Разви-

Наблюдать за окружающими
предметами, деревьями, явления-
ми природы, настроением в приро-
де и конструктивными особенно-
стями природных объектов.
Уметь
замечать
 и передавать в рисунке
разнообразие цвета, форм и на-
строений в природе и окружающей
действительности (формы вещей,
звуки и запахи в природе, движе-
ния людей, животных, птиц).

Фиксирует своё
эмоциональное
состояние, воз-
никшее во время
восприятия про-
изведения искус-
ства.

Умеет находить
нужную информа-
цию в Интернете.

Умеет формули-
ровать, осозна-
вать, передавать
своё настроение,
впечатление от
увиденного в
природе, в окру-
жающей дейст-
вительности.

тие умения выстраи-
вать свой сюжет. Соот-
ношение земли, неба;
выделение главного
предмета в компози-
ции. Создание картин-
фантазий.

22

Какие бывают
картины: на-
тюрморт.
Работа на
плоскости.

Урок

изуче-

ния

нового

мате-

риала.

Виды художествен-
ной деятельности.

Жанр натюрморта. Аз-
бука искусства.
Ком-
позиция. Творческая
деятельность по
оформлению помеще-
ния (интерьера). Рисо-
вание с натуры пред-
метов разной формы в
сравнении с другими
предметами. Выделе-
ние главного предмета
в композиции.

Наблюдать за окружающими
предметами, деревьями, явле-
ниями природы, настроением в
природе и конструктивными осо-
бенностями природных объектов.
Уметь замечать и передавать в
рисунке разнообразие цвета,
форм, настроений в природе и
окружающей действительности.

Высказывает
предположения о
сюжете по иллю-
страции (само-
стоятельное раз-
витие сюжета),
рассказывает о
своём любимом
произведении
искусства, герое,
картине, спектак-
ле, книге.

Участвует в тема-
тических обсужде-
ниях и выражает
свои предложения.

Выражает свои
чувства, вызван-
ные состоянием
природы.

Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика) (1 час)

23

Идем в музей.
Жанры изо-
бразительного
искусства.
Работа на
плоскости.

Урок-

экскур-

сия.

Виды художествен-
ной деятельности.

Жанры изобразитель-
ного искусства.
Азбука
искусства.
Эмоцио-
нальные возможности
цвета. Изобразитель-
ное искусство среди
других искусств. Связь
изобразительного ис-
кусства с действитель-
ностью. Представле-
ние о картине, рисунке,
скульптуре, декоратив-
ной композиции, про-
изведениях декоратив-
но-прикладного искус-
ства, их эстетических
особенностях. Жанры

Отличать материалы и инстру-
менты художников - живописца,
графика, прикладника, архитек-
тора, скульптора.
Понимать, ка-
ким образом художник изобра-
жает предметы и события.
Раз-
личать
 жанры изобразительного
искусства и уметь их сгруппиро-
вать, представить и объяснить.
Воспринимать и эмоционально
оценивать
 образную характери-
стику произведений художника.
Различать средства художест-
венной выразительности.
Выра-
жать
 своё эстетическое отноше-
ние к работе.

Наблюдает,
воспринимает
 и
эмоционально
оценивает
 кар-
тину, рисунок,
скульптуру, де-
коративные ук-
рашения изделий
прикладного ис-
кусства.
Участ-
вует
 в беседах о
красоте пейзажа
в природе и ис-
кусстве; об ото-
бражении вре-
мён года в пей-
зажной живопи-
си, в музыке и
поэзии.

Выражает своё
отношение и
объ-
ясняет
 роль и зна-
чение искусства в
жизни.

Самостоятельно
мотивирует свою
деятельность,
определяет цель
работы (зада-
ния) и выделяет
её этапы.

изобразительного ис-
кусства: пейзаж, на-
тюрморт, портрет; бы-
товой и исторический
жанры. Знакомство с
художниками: А.М. Ге-
расимов, P.P. Фальк,
А.Г. Венецианов,

Э. Дега, К.С. Петров-
Водкин, А. Матисс,
И.Э. Грабарь, Н.К. Ре-
рих.

Развитие фантазии и воображения (3 часа)

24

Иллюстрация:
рисунок в
книге.

Работа на
плоскости.

Комби-

ниро-

ванный

урок.

Декоративно-
прикладное искусст-
во.
Сказочные образы.
Азбука искусства.

Композиция. Форма и
украшение в народном
искусстве. Работа с
литературными ска-
зочными произведе-
ниями. Создание ком-
позиции помещения,
сада,строения в при-
родной среде по опи-
санию в сказке.

Использовать материал литера-
турных образов в лепке (герои
сказок, декоративные мотивы).
Создавать из работ коллектив-
ные композиции.

Умеет пересказы-
вать небольшие
тексты (сказки,
рассказы), вычле-
нять сюжет, сочи-
нять собственный
сюжет, создавать
мини-рассказы по
своему сюжету.

Предвидит ре-
зультат своей
деятельности.

25

Природа -
великий
художник.
Работа на
плоскости.

Комби-

ниро-

ванный

урок.

Виды художественной
деятельности.
Красота
и разнообразие приро-
ды, человека, зданий,
предметов, выраженные
средствами рисунка.
Азбука искусства.
Фантазия. Великий ху-
дожник - природа. Изо-
бражение единичных
предметов. Ажурные
листья с чёткими про-
жилками. Листья для
волшебного дерева.

Уметь наблюдать и замечать
изменения в природе и окру-
жающей жизни. Передавать в
рисунке форму, цвет предметов
и явлений, наблюдаемых в при-
роде.

Понимает и пере-
дает свои впечат-
ления от услышан-
ного, увиденного,
прочитанного (в
музыке, литерату-
ре, народной речи,
разных видах и
жанрах искусства).

Адекватно оце-
нивает резуль-
таты своей дея-
тельности.

26

1

<г'г

Времена года.
Работа на
плоскости.

>

Комби-

ниро-

ванный

урок.

Виды художествен-
ной деятельности.

Красота и разнообра-
зие природы, человека,
зданий, предметов,
выраженные средст-
вами рисунка.
Азбука
искусства.
Цвет. Им-
провизация. Выполне-
ние цветовых этюдов
на передачу характера
и особенностей звуков
(без конкретного изо-
бражения). Передача в
цвете настроения, вы-
званного восприятием
картины, сказки, музы-
ки (мелодии). Выпол-
нение быстрых графи-
ческих работ по впе-
чатлению, памяти.
Создание композиций
по впечатлению на пе-
редачу настроения,
динамики. Музыка в
картине и стихах.

Передавать контрастные и ню-
ансные цветовые отношения в
небольших композициях в техни-
ке отрывной аппликации, с по-
мощью гуаши или акварели.
Привносить свой предмет в соз-
даваемое пространство, не на-
рушая его целостности.

Понимает влия-
ние природного
окружения на
художественное
творчество и
природу как ос-
нову всей жизни
человечества.

Умеет сопоставить
события, о которых
идёт речь в про-
изведении, с соб-
ственным жизнен-
ным опытом, выде-
лить общее и раз-
личное между ни-
ми.

Умеет работать
в коллективе.

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму
(изобразительное искусство и окружающий мир) (1 час)

27

Акварель.
Работа на
плоскости.

Урок

изуче-

ния

нового

мате-

риала.

Виды художествен-
ной деятельности.

Красота и разнообра-
зие природы, человека,
зданий, предметов,
выраженные средст-
вами рисунка.
Опыт
художественно-
творческой деятель-
ности.
Связь между
звуками в музыкальном
произведении, словами
в стихотворении и в

Наблюдать и передавать дина-
мику, настроение, впечатление в
цвето-музыкальных композициях
(цветовые композиции без кон-
кретного изображения). Пример-
ные задания: бегущее животное
или птицы; ветер в траве или
среди деревьев; музыка ветра и
дождя.
Понимать связь между
звуками в музыкальном произве-
дении, словами в поэзии и в про-
зе.
Различать звуки природы
(пение птиц, шум ветра и де-

Умеет сопоставить
события, о которых
идёт речь в про-
изведении, с соб-
ственным жизнен-
ным опытом, с вы-
делением общего и
различного между
ними.

Слушает и слы-
шит собеседни-
ка, ведет и под-
держивает диа-
лог, аргументи-
рованно отстаи-
вает собствен-
ное мнение.

прозе. Различение зву-
ков природы и окру-
жающего мира. Освое-
ние техники работы
«по сырому».

ревьев, стук дождя, гул падаю-
щей воды, жужжание насекомых
и др.) и окружающего мира (шум
на улице, звуки машин, голоса
людей в доме, в школе, в лесу).
Работать графическими мате-
риалами: акварель, пастель.

Развитие фантазии и воображения (5 часов)

28

Сказка с по-
мощью линии.
Работа на
плоскости.

Комби-

ниро-

ванный

урок.

Виды художествен-
ной деятельности.

Красота и разнообра-
зие природы, человека,
зданий, предметов,
выраженные средст-
вами рисунка.
Азбука
искусства.
Форма.
Изображение по пред-
ставлению с помощью
линий, разнообразных
по характеру начерта-
ния. Передача ощуще-
ния нереальности ска-
зочного пространства:
предметы, люди в про-
странстве. Перевод
реального изображе-
ния в декоративное.

Создавать свободные компози-
ции по представлению с помо-
щью разнообразных линий.
Раз-
вивать
 представление о разли-
чии цвета в искусстве и окру-
жающем предметном мире.
Уметь работать графическими
материалами: карандашом,
фломастером и др.

Объясняет, чем
похожи и чем
различаются
традиции разных
народов в сказ-
ках, орнаменте,
оформлении жи-
лища, в обуст-
ройстве дома в
целом.

Ставит учебную
задачу и контроли-
рует её выполне-
ние. Умеет дово-
дить дело до конца.

Слушает и слы-
шит собеседни-
ка, ведет и под-
держивает диа-
лог, аргументи-
рованно отстаи-
вает собствен-
ное мнение.

29

Рисование
животных из
клякс.
Работа на
плоскости.

Урок-

фанта-

зия.

Виды художествен-
ной деятельности.

Красота и разнообра-
зие природы,человека,
зданий, предметов,
выраженные средст-
вами рисунка.
Опыт
художественно-
творческой деятель-
ности.
Развитие ассо-
циативного мышления.
Освоение техники ра-
боты кистью и палоч-
кой, «кляксографии».

Уметь импровизировать в цве-
те, линии, объёме на основе вос-
приятия музыки, поэтического
слова, художественного произ-
ведения.

Обосновывает
своё суждение,
подбирает слова
для характери-
стики своего
эмоционального
состояния и ге-
роя произведе-
ния искусства.

Принимает и удер-
живает цель зада-
ния в процессе его
выполнения.

Самостоятельно
мотивирует свою
деятельность,
определяет цель
работы (зада-
ния) и выделяет
её этапы.

Освоение техник рабо-
ты «от пятна» и «по
сырому». Превраще-
ние кляксы в животное.
Изображение животно-
го, образ которого соз-
дан в музыке.

30

Лепим
животных.
Работа в
объеме.

Урок

приме-

нения

полу-

ченных

знаний.

Виды художествен-
ной деятельности.

Объем - основа языка
скульптуры.
Опыт ху-
дожественно-
творческой деятель-
ности.
Скульптура как
вид изобразительного
искусства. Пластиче-
ские мотивы в объём-
ной форме. Создание
трёхмерного объёмно-
го образа по мотивам
собственных фантазий,
объектов фото- и ви-
деосъёмок на природе.

Вычленять в окружающем про-
странстве художественно-
организованные объёмные объ-
екты.
Улавливать и передавать
в слове свои впечатления, полу-
ченные от восприятия скульптур-
ных форм.

Создает образ-
ный портрет ге-
роя в разных ви-
дах и жанрах ис-
кусства - сло-
весном, изобра-
зительном, пла-
стическом, музы-
кальном.

Самостоятельно
мотивирует учебно-
познавательный
процесс.

Умеет доводить
работу до конца.

31

Изготовление
птиц из бумаги
на основе
наблюдения.
Декоративно-
прикладная
деятельность.

Комби-

ниро-

ванный

урок.

Виды художествен-
ной деятельности.

Красота и разнообра-
зие природы, человека,
зданий, предметов,
выраженные средст-
вами рисунка. Конст-
руирование замкнутого
пространства. Переда-
ча движения. Фотогра-
фирование человека
или животного в дви-
жении. Проектирова-
ние окружающей сре-
ды. Макеты, этюды,
конструкции из бумаги.
Работа в группах по 3-
4 человека. Использо-

Конструировать из бумаги и
создавать народные игрушки из
ниток и ткани.
Создавать глу-
бинно-пространственную компо-
зицию, в том числе по мотивам
литературных произведений.
Ис-
пользовать
 в работе готовые
объёмные формы, цветную бу-
магу, гуашь.
Украшать изделие
аппликацией или росписью.

Выбирает выра-
зительные сред-
ства для реали-
зации творческо-
го замысла.
Сравнивает про-
изведения на од-
ну тему, относя-
щиеся к разным
видам и жанрам
искусства.

Самостоятельно
мотивирует свою
деятельность, оп-
ределяет цели ра-
боты (задания)и
выделяет её этапы.

Предвидит ре-
зультат своей
деятельности.

!

;

вание в композиции
игрушек, созданных из
бумаги на основе упа-
ковки.

32

Разноцветный
мир природы.
Работа на
плоскости.

Комби-

ниро-

ванный

урок.

Виды художествен-
ной деятельности.

Красота и разнообра-
зие природы, человека,
зданий, предметов,
выраженные средст-
вами рисунка. Контраст
и нюанс в цвете и
форме, в словах, зву-
ках музыки, настрое-
нии. Контраст и нюанс
в разных видах искус-
ства.

Передавать контрастные и ню-
ансные цветовые отношения в
небольших композициях в техни-
ке отрывной аппликации, с по-
мощью гуаши или акварели.
Привносить свой предмет в соз-
даваемое пространство, не на-
рушая его целостности.

Использует эле-
менты импрови-
зации для реше-
ния творческих
задач.

Умеет проектиро-
вать (планировать)
самостоятельную
деятельность в со-
ответствии с пред-
лагаемой учебной
задачей.

Адекватно оце-
нивает результа-
ты своей дея-
тельности.

Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика) (1 час)

33

Идем в музей.
Времена года.
Экскурсия.

Урок-

экскур-

сия.

Виды художествен-
ной деятельности.

Красота и разнообра-
зие природы, человека,
зданий, предметов,
выраженные средст-
вами рисунка.
Азбука
искусства.
Цвет. Зна-
комство с крупнейши-
ми музеями России.
Государственная
Третьяковская галерея.
Государственный Эр-
митаж. Формирование
понятий «музей», «экс-
позиция».

Понимать и объяснять роль и
значение музея в жизни людей.
Комментировать видеофильмы,
книги по искусству.
Выполнять
зарисовки по впечатлению от
экскурсий,
создавать компози-
ции по мотивам увиденного.
Иметь представления об изо-
бразительном искусстве,о связи
искусства с действительностью;
высказывать свои представле-
ния и объяснять их.

Распознает выра-
зительные сред-
ства, использо-
ванные автором
для создания ху-
дожественного
образа, вы-
ражения идеи
произведения.

Умеет формулиро-
вать ответ на во-
прос в соответст-
вии с заданным
смысловым (логи-
ческим) содержа-
нием.

Слушает и слы-
шит собеседни-
ка, ведет и под-
держивает диа-
лог, аргументи-
рованно отстаи-
вает собствен-
ное мнение.

I


Для организации и проведения уроков изобразительного искусства необходим отдель-
ный кабинет, в котором должны быть:

  • раковина и кран с холодной водой;

-специально оборудованное место для учителя: большая доска (желательно белая),
экран, мультимедийная установка, компьютер;

  • комплект наглядных пособий для демонстрации на уроке, в том числе диски с репро-
    дукциями картин художников из крупнейших музеев мира, видеофильмами, музыкальными
    произведениями, предусмотренными школьной программой.

Желательно, чтобы столы для учащихся (парты) были с поднимающимися столешни-
цами, позволяющими располагать работу вертикально или наклонно. Важно также иметь
специальные мольберты для работы.

Рядом с кабинетом изобразительного искусства необходимо небольшое отдельное по-
мещение, оснащённое стеллажами и шкафами. Там удобно хранить баночки для воды,
краски, кисти, бумаги и выполненные детские работы, а также предметы для составления
натюрмортов и выполнения иллюстраций, инструменты и приспособления для организации
и проведения выставок детского творчества и т.д.

Специфическое сопровождение (оборудование)

  1. репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы;
  2. портреты русских и зарубежных художников;
  3. таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента;
  4. таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта;
  5. схемы рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека;
  6. таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному
    искусству;
  7. открытки и календари с репродукциями художников, фотокалендари с изображени-
    ем пейзажей, художественные фотокалендари с изображением цветов и натюрмортов; жи-
    вотных и птиц; насекомых;
  8. стеллажи для хранения художественных материалов, бумаги и детских работ, книг,
    таблиц;
  9. складные мольберты с планшетами;
  10. демонстрационные столики;
  11. разнообразные художественные материалы и атрибуты для художественного твор-
    чества.

Электронно'программное обеспечение (по возможности)

  1. электронные библиотеки по искусству, DVD-фильмы по изобразительному искусст-
    ву, о природе, архитектуре;
  2. записи классической и народной музыки;
  3. специализированные цифровые инструменты учебной деятельности (компьютер-
    ные программы).

Технические средства обучения

  1. мультимедийный проектор, DVD-плееры, МРЗ-плееры;
  2. компьютер с художественным программным обеспечением;
  3. музыкальный центр;
  4. демонстрационная доска для работы маркерами;
  5. цифровой фотоаппарат;
  6. сканер, ксерокс и цветной принтер.


[1]        По материалам: Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения.
Начальная школа / Сост. Е.С.Савинов. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2010. - 204 с. - (Стан-
дарты второго поколения).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы для 1 класса ОС "Школа XXI века".

Рабочие программы для 1 класса (образовательная система "Начальная школа XXI века") составлены по всем учебным предметам с опорой на авторские программы, календарно-тематическое планирование по п...

Рабочие программы для 1 класса .ОС "Школа XXI века".

Рабочие программы для 1 класса .ОС "Школа XXI века", календарно-тематическое планирование представлено в этом же файле....

Рабочие программы для 1 класса. "Начальная школа XXI века"

Программа включает основное содержание и тематическое планирование....

рабочая программа по математике класс Начальная школа века

Рабочая программа соответствует ФГОС НОО....

Рабочая программа_математика_4 класс_Начальная школа XXI века

Программа разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе Федерального  государственного образовательного стандарта ...

Рабочая программа математика_1 класс_Начальная школа XXI века

Программа разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе Федерального  государственного образовательного стандарта ...

Рабочая программа для 3 класса начальная школа 21 века

Рабочая программа для 3 класса  начальная школа 21 века с календарно-тематическим планированием для  учителей начальных классов....