Рабочая программа по изо 1 класс, УМК "Начальная школа 21 века"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) по теме
Рабочая программа по изо 1 класс, УМК "Начальная школа 21 века" с календарно-тематическим планированием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_predmetu.docx | 93.89 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.) и авторской про-
граммы «Изобразительное искусство» (авторы: Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская).
Определяющими характеристиками предмета «Изобразительное искусство» являются
интеграция искусств и полихудожественное развитие школьника.
Структура, содержание, концептуальные положения творческого развития ребенка,
учебные задачи, виды и формы работы с детьми, а также педагогические подходы и мето-
дологические основания программы опираются на концепцию образовательной области
«Искусство», разработанную в Учреждении Российской академии образования «Институт
художественного образования» Б.П. Юсовым.
Целью уроков изобразительного искусства в начальной школе является реализация
фактора развития, формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, акти-
визация самостоятельной творческой деятельности, развитие интереса к природе и потреб-
ности в общении с искусством; формирование духовных начал личности, воспитание эмо-
циональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и на-
родного (изобразительного) искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной
природе, своему народу, к многонациональной культуре.
Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство»:
- воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству; уважения к куль-
туре и искусству разных народов, обогащение нравственных качеств; способности проявле-
ния себя в искусстве; а также формирование художественных и эстетических предпочтений;
-развитие творческого потенциала ребенка в условиях активизации воображения и
фантазии, способности к эмоционально-чувственному восприятию окружающего мира при-
роды и произведений разных видов искусства; развитие желания привносить в окружающую
действительность красоту; навыков сотрудничества в художественной деятельности;
-освоение разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно-
прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
- овладение выразительными средствами изобразительного искусства, языком графи-
ческой грамоты и разными художественными материалами с опорой на возрастные интере-
сы и предпочтения детей, их желание выразить в творчестве свои представления об окру-
жающем мире; - развитие опыта художественного восприятия произведений искусства.
Фактор развития реализуется в программе посредством вырабатывания дифференци-
рованного зрения, освоения выразительности художественно-образного языка изобрази-
тельного искусства, приоритетности самостоятельной художественно-творческой деятель-
ности школьника, восприятия разных видов искусства.
Основой педагогического процесса в преподавании изобразительного искусства явля-
ется органическое единство учебного и воспитательного процессов в условиях интеграции и
взаимодействия с другими образовательными дисциплинами.
Для первоклассников свойственны впечатлительность и стремление познать мир во-
круг. Поэтому на этапе знакомства с изобразительным искусством следует формировать у
детей умения наблюдать за окружающими предметами, природой, людьми, животными
(разнообразием цвета и формы, богатством звуков, особенностями ароматов и др.); разви-
вать умение видеть и замечать, слышать и чувствовать, изучать предметный мир и природу;
развивать чувство пространства и формировать осознание себя как части мира; развивать у
детей стремление передавать свои наблюдения в творческих работах. Ведущая практиче-
ская задача этого года обучения - освоение учащимися формата листа.
Развитие пространственного мышления и представлений о пространстве в искусстве и
жизни. Развитие ощущения пространства: предметы, люди в пространстве. Конкретное,
единичное в пространстве.
Развитие представлений о форме в искусстве и окружающей действительности. Инте-
рес к объектам окружения. Разнообразие форм в природе и в неприродной среде. Индиви-
дуальное чувство формы.
Развитие представлений о цвете в искусстве и окружающем предметном мире. Цвет и
краски в природе (солнце, вода, воздух, радуга, огонь, растения, животные). Цвет и форма в
искусстве. Цвет и настроение. Формирование индивидуального чувства цвета.
Композиционные задачи в искусстве. Развитие основ проектного мышления на основе
освоения композиционных задач в искусстве. Композиция, форма, цвет и настроение.
В практическую деятельность учащихся с первого года обучения включены задания,
предполагающие использование средств информационных и коммуникационных технологий
(ИКТ). Такие задания способствуют развитию зрительного (визуального) восприятия, повы-
шению интереса к непосредственному окружению; помогают сформировать умения рабо-
тать с дистанционными материалами и инструментами, анализировать и сознательно ис-
пользовать информацию из различных источников (книг, журналов, видео- и кинофильмов,
Интернета, рекламы, газет, словарей и др.).
В соответствии с базисным учебным планом, реализация программы рассчитана на 33
часа (1 час в неделю).
Практическая реализация программы предполагает наличие заданий на размышление,
усвоение цветоведения и ощущение формы, заданий поисково-экспериментальной направ-
ленности, результатом чего является коллективная работа, которая завершает каждый про-
блемный содержательный блок.
Учебно-тематический план
№ п/п | Содержание программного материала | Количество часов |
1 | Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в ху- | 16 |
2 | Развитие фантазии и воображения | 11 |
3 | Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (му- | 6 |
ИТОГО | 33 |
Содержание программы4 (33 часа)
- Изучение окружающего предметного мира и мира природы (связь изобразительно-
го искусства с природой). - Формирование представлений учащихся о происхождении искусства. Наскальная
живопись, рисунки древних людей. Чем и как рисовали люди. Инструменты и художествен-
ные материалы современного художника. - Развитие наблюдательности, формирование умения передавать в цвете свое впе-
чатление от увиденного в природе и окружающей действительности. - Освоение всей поверхности листа и ее гармоничное заполнение. Первые пред-
ставления о композиции. - Развитие представлений об основных направлениях: «вертикально», «горизон-
тально», «наклонно». Передача в рисунке наблюдаемого в действительности.
- В авторскую программу изменения не внесены.
- Развитие интереса к разнообразию цвета, форм и настроений в природе и окру-
жающей действительности. Изображение предметов в открытом пространстве. - Развитие понятия зрительной глубины и ее передача в рисунке: выделение перво-
го плана, главного элемента в композиции. - Развитие наблюдательности, наблюдение за изменениями в природе и окружаю-
щей жизни. Развитие представлений о пространстве в искусстве. - Получение нового цвета путем смешения двух красок, выполнение плавных пере-
ходов одного цвета в другой. Наблюдение: как с помощью белой краски можно изменить
цвет. - Развитие интереса к объектам животного мира природы. Наблюдение за красотой
и выразительностью движений животных, птиц, рыб. - Формирование представлений о рельефе. Лепка рельефа: развитие представле-
ний о «ближе-ниже», «дальше-выше». Загораживание предметов в рисунке с сохранением
их взаимного расположения: рядом, над, под. - Развитие индивидуального чувства формы.
- Передача движения в объеме, знакомство с понятием динамики. Формирование
представлений о соразмерности изображаемых объектов. - Стилизация природных форм в декоративные. Освоение техники бумажной пла-
стики - Изображение по представлению с помощью разнообразных по характеру начер-
тания линий. Передача ощущения нереального сказочного пространства: предметы, люди в
пространстве. - Конкретное, единичное в пространстве природы и жизни.
- Навыки работы гуашевыми красками. Развитие представлений о цвете в декора-
тивном искусстве: цвет и краски. Цвет и форма в искусстве. Цвет и настроение.
Преобразование наблюдаемого в жизни в творческий продукт. Развитие эстетических
чувств ребенка, интереса к разнообразию цвета, форм, звуков, жестов, движений, запахов.
Интонации в природе, искусстве и жизни и их отображение в творческих работах.
- Развитие ассоциативного мышления и освоение техники работы кистью и палоч-
кой, «кляксографии». - Развитие представлений о контрастных и нюансных (сближенных) цветовых отно-
шениях. Передача сюжета в работе. Развитие умения порождать свой сюжет. - Развитие ассоциативных форм мышления. Звуки окружающего мира. Передача на-
строения, впечатления от услышанного в цвето-музыкальных композициях. - Изображение движения.
- Развитие интереса и внимания к цвету в живописи, звукам в музыке, словам в
стихах, ритму, интонации. Развитие наблюдательности, умение видеть необычное в
обычном. - Связь между звуками в музыкальном произведении, словами в стихотворении и в
прозе. Различение звуков природы и окружающего мира. Прогулки в лес, в парк, по городу,
зоопарку. - Скульптура как вид изобразительного искусства. Пластические мотивы в объемной
форме. - Работа с крупными формами. Конструирование замкнутого пространства. Созда-
ние глубинно-пространственной композиции, в том числе по мотивам литературных произ-
ведений. - Творческая деятельность по оформлению помещения (интерьера).
- Форма и украшение в народном искусстве.
- Контраст и нюанс е цвете и форме, в словах,.звуках музыки, настроении.
- Изобразительное искусство в среде других искусств. Связь изобразительного ис-
кусства с действительностью.
- Материалы и инструменты художника (холст, кисти, краски, карандаш, бумага, ка-
мень, металл, глина). - Представление о картине, рисунке, скульптуре, декоративной композиции, произ-
ведениях декоративно-прикладного искусства. Их эстетические особенности. - Наблюдение за изменениями цвета и настроения в природе, многообразием цве-
товых оттенков осенних листьев. Экскурсия в парк или лес. - Представление о работе художника-скульптора и о скульптуре. Скульптуры в му-
зее и вокруг нас. Образы людей и животных в скульптуре. Выразительность формы и силу-
эта в скульптуре. - Знакомство с крупнейшими музеями России. Государственная Третьяковская гале-
рея. Государственный Эрмитаж. Музей под открытым небом.
Планируемые результаты освоения программы
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального
общего образования обеспечивают связь между требованиями, определяемыми Федераль-
ным государственным образовательным стандартом (2009 г.), образовательным процессом
и системой оценки, используемой в образовательном учреждении, и учитываются при соз-
дании основной образовательной программы начального общего образования. Разрабаты-
вая программу курса «Изобразительное искусство», авторы также опирались на планируе-
мые результаты. В соответствии со стандартом (ФГОС) планируемые результаты кон-
кретизируют и уточняют общее содержание личностных, метапредметных и предметных ре-
зультатов обучения младших школьников по данному предмету.
- целостное, гармоничное восприятие мира;
- интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями;
-умение формулировать, осознавать, передавать своё настроение, впечатление от
увиденного в природе, в окружающей действительности;
-способность выражать свои чувства, вызванные состоянием природы;
- способность различать звуки окружающего мира (пение птиц, шум ветра и деревьев,
стук дождя, жужжание насекомых, уличный гул, различные звуки машин, голоса людей в до-
ме, в школе, в лесу);
-представление о том, что у каждого живого существа есть своё жизненное про-
странство;
-самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы (зада-
ния) и выделение её этапов;
- умение доводить работу до конца;
- способность предвидеть результат своей деятельности;
-адекватная оценка результатов своей деятельности;
- способность работать в коллективе;
- умение работать индивидуально и в малых группах;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументированно отстаивать собст-
венное мнение.
- постановка учебной задачи и контроль её выполнения (умение доводить дело до конца);
- принятие и удержание цели задания в процессе его выполнения;
-самостоятельная мотивация учебно-познавательного процесса;
-самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы (зада-
ния) и выделение её этапов;
- умение проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии
с предлагаемой учебной задачей;
-умение критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на
основе приобретённых знаний;
- умение применять приобретённые знания по одному предмету при изучении других
общеобразовательных дисциплин;
умение выполнять по образцу и самостоятельно действия при решении отдельных
учебно-творческих задач;
- умение проводить самостоятельные исследования;
- умение проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии
с предлагаемой учебной задачей;
-умение критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на
основе приобретённых знаний;
-умение находить нужную информацию в Интернете;
- участие в тематических обсуждениях и выражение своих предложений;
-умение формулировать ответ на вопрос в соответствии с заданным смысловым (ло-
гическим) содержанием;
-обогащение словарного запаса, развитие умения описывать словами характер зву-
ков, которые «живут» в различных уголках природы, понимать связь между звуками в му-
зыкальном произведении, словами в поэзии и прозе;
-умение пересказывать небольшие тексты (сказки, рассказы), вычленять сюжет, сочи-
нять собственный сюжет, создавать мини-рассказы по своему сюжету;
- понимание и передача своих впечатлений от услышанного, увиденного, прочитанного
(в музыке, литературе, народной речи, разных видах и жанрах искусства);
-умение сопоставить события, о которых идёт речь в произведении, с собственным
жизненным опытом, выделение общего и различного между ними;
- умение объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказ-
ках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом.
- сформированность представлений об искусстве, о связи искусства с действительно-
стью и умение объяснить это на доступном возрасту уровне; - умение анализировать и сравнивать произведения искусства по настроению, которое
они вызывают, элементарно оценивать их с точки зрения эмоционального содержания;
-умение сравнивать описания, произведения искусства на одну тему;
- способность обосновывать своё суждение, подбирать слова для характеристики сво-
его эмоционального состояния и героя произведения искусства;
-умение высказывать предположения о сюжете по иллюстрации (самостоятельное
развитие сюжета), рассказывать о своём любимом произведении искусства, герое, картине,
спектакле, книге;
- умение фиксировать своё эмоциональное состояние, возникшее во время восприятия
произведения искусства;
-сформированность представлений о природном пространстве и архитектуре разных
народов;
- сформированность представлений о связи архитектуры с природой, знание архитек-
турных памятников своего региона, их истории; - активное участие в обсуждении роли искусства в жизни общества и человека;
- понимание влияния природного окружения на художественное творчество и понима-
ние природы как основы всей жизни человечества; - понимание зависимости народного искусства от природных и климатических особен-
ностей местности, его связи с культурными традициями, мировоззрением народа; - умение объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказ-
ках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом; - умение создавать образный портрет героя в разных видах и жанрах искусства - сло-
весном, изобразительном, пластическом, музыкальном;
-умение развивать предложенную сюжетную линию (сочинение общей сказки, пье-
сы и т. п.);
- сформированность навыков использования средств компьютерной графики в разных
видах творческой деятельности; - умение выражать в беседе своё отношение к произведениям разных видов искусства
(изобразительного, музыкального; хореографии, литературы), понимать специфику вырази-
тельного языка каждого из них; - умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла;
-умение сравнивать произведения на одну тему, относящиеся к разным видам и жан-
рам искусства;
-умение распознавать выразительные средства, использованные автором для созда-
ния художественного образа, выражения идеи произведения;
-умение использовать элементы импровизации для решения творческих задач.
Система оценки достижения планируемых результатов. Критерии оценивания[1]
Личностные планируемые результаты отражают систему ценностных ориентаций
младшего школьника, его отношение к изучаемой образовательной области, личностные
качества, которые появляются и совершенствуются с помощью курса «Изобразительное ис-
кусство». Эти результаты не подлежат итоговой оценке в виде отметки и не являются крите-
рием перевода учащегося в основную школу. Вместе с тем учитель должен обращать вни-
мание на то, как формируются личностные качества учащегося (особенно те, которые пред-
ставлены в стандарте), оценивать изменения, происходящие в характере и мировосприятии
ребёнка, учитывая в том числе учебно-познавательные мотивы; взаимоотношения со свер-
стниками; гражданскую идентичность (отнесение себя к семье, народу, национальности, ве-
ре); уровень рефлексивных качеств (уважение к другому мнению, личная ответственность,
самооценка, мировоззренческая позиция). Всё это оценивается с учётом вклада уроков изо-
бразительного искусства в формирование личности младшего школьника. Личностные, ме-
тапредметные и предметные результаты освоения курса «Изобразительное искусство» пе-
речислены ниже.
Результаты личностных достижений учащегося фиксируются учителем в двух докумен-
тах: характеристике ученика и его портфолио. Характеристика, которая выдаётся выпуск-
нику начальной школы, должна отражать его отличительные индивидуальные особенности,
не только связанные с освоением учебных предметов (успеваемость), но и раскрывающие
черты его характера, личностные качества, например:
-оценку успеваемости учащегося, его достижения в изучении курса «Изобразительное
искусство», возможные трудности усвоения конкретного программного материала;
-уровень сформированности учебно-познавательной мотивации, отношение к само-
стоятельной читательской деятельности; учебная самостоятельность и инициативность (вы-
сокий уровень, средний/достаточный, низкий);
-оценку взаимоотношений с одноклассниками, уровень сформированности лидерских
качеств, принятие правил участия в совместной учебной деятельности, которая организует-
ся на уроках по предмету «Изобразительное искусство»;
- потребность в творческом проявлении в разных видах деятельности и разных учеб-
ных дисциплинах, отношение к природе, окружающей действительности, желание прийти на
помощь, умение работать в коллективе, отвечать за свои поступки и действия, способность
брать ответственность на себя.
Целесообразно в течение первого класса вести портфолио ученика. Это совместная
деятельность учащегося и учителя: школьник обдумывает содержание портфолио, следит
за порядком и организацией материалов, а педагог даёт рекомендации, как лучше отразить
индивидуальные достижения. С учётом специфики деятельности школьника на уроках изо-
бразительного искусства портфолио может включать следующие материалы:
-творческие работы ребёнка, выполненные как в виде рисунков, так и в других видах
творческой деятельности - написании сочинения, эссе, поэтических пробах, созданных про-
ектах и т. д.;
-различные награды (дипломы, похвальные грамоты, благодарности), полученные им
за успехи во внеурочной деятельности;
-оценочные характеристики успешных докладов, сообщений, презентаций, проектной
деятельности на темы произведений изобразительного искусства, жизни и творчества раз-
ных художников.
Эти документы могут оформляться как благодарственные письма учителя. Например,
школьник подготовил интересную презентацию о жизни и творчестве В.М. Васнецова, ус-
пешно выступил перед одноклассниками и получил благодарственное письмо учителя. Оно
может быть оформлено как официальный документ с подписью педагога и на красивом
бланке. Такие письма могут составляться от лица завуча (директора школы), если прове-
дённая учащимся работа выходит за рамки классной.
Творческая самостоятельная работа ученика оценивается по таким критериям, как
уровень владения изобразительными навыками, художественными материалами, умение
решить композиционные задачи - освоение всей поверхности листа, отбор необходимых
объектов изображения и их смысловое объединение.
В итоговый контроль могут быть включены задания повышенного уровня. Результат не
учитывается при ответе на вопрос «Выполнены или не выполнены требования стандарта?».
Цель включения в работу заданий повышенного уровня - установить число учащихся высо-
кого уровня обученности, их общую культуру и эрудицию, а также провести анализ успешно-
сти учебного процесса по курсу «Изобразительное искусство» в данном классе.
Оценка метапредметных результатов строится по следующим параметрам: чувство
ритма, колорит, оригинальность манеры исполнения, композиционного решения.
Для реализации программного содержания используются следующие учебные
пособия:
- Изобразительное искусство: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных
учреждений / Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская. -2 изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 2012. - Изобразительное искусство: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразова-
тельных учреждений / Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская. - 2 изд., дораб. - М.: Вентана-Граф,
2012.
Рекомендуем для использования учебно-методическую литературу:
- Изобразительное искусство. 1-4 кл. Интегрированная программа (+СО-диск) / Са-
венкова Л.Г. - М.: Вентана-Граф, 2012. - Изобразительное искусство: 1-4 классы: методическое пособие для учителя /
Л.Г. Савенкова, Н.В. Богданова. - М.: Вентана-Граф, 2012. - Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеуроч-
ной деятельности / С.П. Казачкова, М.С. Умнова. - М.: Планета, 2012. - (Качество обучения).
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Да- та | Тема | Тип урока | Содержание курса | Характеристика деятельности | Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму | ||||||||
1 | Кто такой Освоение | Урок- игра. | Особенности художе- | Изучать окружающий предмет- | Имеет представ- | Самостоятельно | Целостно, гар- | |
2 | Чем и как ри- | Урок- путе- шест- вие. | Образная сущность | Представлять, откуда и когда | Анализирует и | Понимает связь | Проявляет инте- |
3 | Знакомство с | Комби- ниро- ванный урок. | Образная сущность | Развивать способность наблю- | Использует эле- | Умеет пересказы- | Умеет формули- | |
Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика) (1 час) | ||||||||
4 | Взаимосвязь | Урок- иссле- дова- ние. | Образная сущность | Иметь представление об изо- | Понимает влия- | Умеет сопоставить | Выражает свои | |
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму | ||||||||
5 | Художник- | Урок - | Виды художественной
| Воспринимать и эмоционально | Фиксирует своё | Понимает и пере- | Различает звуки |
И.И. Левитан, Н.К. Ре- | года в пейзажной живописи, в | |||||||
6 | Художник- | Комби- ниро- ванный урок. | Виды художественной Рисунок. Линия - осно- | Передавать с помощью линии и | Выбирает выра- | Умеет сопоставить | Имеет пред- | |
Развитие фантазии и воображения (1 час) | ||||||||
7 | Фломастеры. Придумываем, сочиняем, творим. Работа на плоскости. | Урок- фанта- зия. | Форма. Развитие инте- | Импровизировать на темы кон- | Развивает пред- | Пополняет словар- | Самостоятельно | |
Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика) (1 час) | ||||||||
8 | Идем в музей. | Экс- курсия. | Скульптура. Объем - | Участвовать в обсуждениях на | Активно участву- | Умеет проектиро- | Умеет доводить |
ного образа. Красота А.М. Матвеев. | хитектора, игрушечника, дизай- | окружения на ху- | ||||||
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму | ||||||||
9 | Лепка рельефа | Урок- практи- кум. | Скульптура. Объем - | Изображать предметы в рель- | Выбирает выра- | Умеет критически | Предвидит ре- | |
10 | Времена года. Работа на | Урок- игра. | Виды художествен- | Наблюдать природные явления, | Умеет применять | Адекватно оце- |
11 | Времена года. | Комби- ниро- ванный урок. | Виды художествен- | Получать сложные цвета путём | Фиксирует своё | Умеет выполнять | Умеет работать | |
12 | Освоение | Урок фанта- зии. | Овладение элементар- | Уметь наблюдать и замечать | Обосновывает | Умеет проводить | Умеет работать | |
Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика) (1 час) | ||||||||
13 | Мастерская художника. Экскурсия в творческую мастерскую художника. | Урок- экскур- сия. | Восприятие произве- | Наблюдать за работой художни- | Понимает влия- | Умеет проектиро- | Слушает и |
Развитие фантазии и воображения (1 час) | ||||||||
14 | Художник- | Комби- ниро- ванный урок. | Художественное кон- Образы архитектуры и
| Работать с крупными формами. | Распознает вы- | Самостоятельно | Самостоятельно | |
Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика) (1 час) | ||||||||
15 | Идем в музей. | Урок- экскур- сия. | Виды художествен- | Понимать и объяснять роль и | Выражает в бе- | Ставит учебную | Предвидит ре- |
t 1 1 i | L . | I выразительных | ||||||
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму | ||||||||
| 16 j j i I i ! j j I i j i I | Художник- , | Комби- ниро- ванный урок. | Декоративно- | Иметь представление о стили- | Понимает зави- | Самостоятельно | Адекватно оце- | |
17 | Делаем | Урок- практи- кум. | Художественное кон- | Передавать в объёме характер- | Выбирает выра- | Умеет проектиро- | Умеет работать | |
Развитие фантазии и воображения (1 | час) | |||||||
18 | Кпяксография. | Урок фанта- зии. | Виды художествен- Красота и разнообра- | Уметь импровизировать в цве- | Развивает пред- | Умеет критически | Самостоятельно |
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму | ||||||||
19 | Какие бывают | Урок- иссле- дова- ние. | Виды художествен- Жанр пейзажа. Опыт | Изображать предметы в рель- | Анализирует и | Умеет проектиро- | Целостно, гар- | |
20 | Какие бывают | Урок приме- нения полу- ченных знаний. | Виды художествен- Образ человека в жи- | Передавать характерные черты | Имеет представ- | Умеет критически | Проявляет инте- | |
21 | Какие бывают | Комби- ниро- ванный урок. | Виды художествен- Красота и разнообра- | Наблюдать за окружающими | Фиксирует своё | Умеет находить | Умеет формули- |
тие умения выстраи- | ||||||||
22 | Какие бывают | Урок изуче- ния нового мате- риала. | Виды художествен- Жанр натюрморта. Аз- | Наблюдать за окружающими | Высказывает | Участвует в тема- | Выражает свои | |
Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика) (1 час) | ||||||||
23 | Идем в музей. | Урок- экскур- сия. | Виды художествен- Жанры изобразитель- | Отличать материалы и инстру- | Наблюдает, | Выражает своё | Самостоятельно |
• | изобразительного ис- Э. Дега, К.С. Петров- | |||||||
Развитие фантазии и воображения (3 часа) | ||||||||
24 | Иллюстрация: Работа на • | Комби- ниро- ванный урок. | Декоративно- Композиция. Форма и | Использовать материал литера- | Умеет пересказы- | Предвидит ре- | ||
25 | Природа - | Комби- ниро- ванный урок. | Виды художественной | Уметь наблюдать и замечать | Понимает и пере- | Адекватно оце- |
26 | 1 <г'г | Времена года. > | Комби- ниро- ванный урок. | Виды художествен- Красота и разнообра- | Передавать контрастные и ню- | Понимает влия- | Умеет сопоставить | Умеет работать |
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму | ||||||||
27 | Акварель. | Урок изуче- ния нового мате- риала. | Виды художествен- Красота и разнообра- | Наблюдать и передавать дина- | Умеет сопоставить | Слушает и слы- |
прозе. Различение зву- | ревьев, стук дождя, гул падаю- | |||||||
Развитие фантазии и воображения (5 часов) | ||||||||
28 | Сказка с по- | Комби- ниро- ванный урок. | Виды художествен- Красота и разнообра- | Создавать свободные компози- | Объясняет, чем | Ставит учебную | Слушает и слы- | |
29 | Рисование | Урок- фанта- зия. | Виды художествен- Красота и разнообра- | Уметь импровизировать в цве- | Обосновывает | Принимает и удер- | Самостоятельно |
Освоение техник рабо- | ||||||||
30 | Лепим | Урок приме- нения полу- ченных знаний. | Виды художествен- Объем - основа языка | Вычленять в окружающем про- | Создает образ- | Самостоятельно | Умеет доводить | |
31 | Изготовление | Комби- ниро- ванный урок. | Виды художествен- Красота и разнообра- | Конструировать из бумаги и | Выбирает выра- | Самостоятельно | Предвидит ре- ! ; |
вание в композиции | ||||||||
32 | Разноцветный | Комби- ниро- ванный урок. | Виды художествен- Красота и разнообра- | Передавать контрастные и ню- | Использует эле- | Умеет проектиро- | Адекватно оце- | |
Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика) (1 час) | ||||||||
33 | Идем в музей. | Урок- экскур- сия. | Виды художествен- Красота и разнообра- | Понимать и объяснять роль и | Распознает выра- | Умеет формулиро- | Слушает и слы- I |
Для организации и проведения уроков изобразительного искусства необходим отдель-
ный кабинет, в котором должны быть:
- раковина и кран с холодной водой;
-специально оборудованное место для учителя: большая доска (желательно белая),
экран, мультимедийная установка, компьютер;
- комплект наглядных пособий для демонстрации на уроке, в том числе диски с репро-
дукциями картин художников из крупнейших музеев мира, видеофильмами, музыкальными
произведениями, предусмотренными школьной программой.
Желательно, чтобы столы для учащихся (парты) были с поднимающимися столешни-
цами, позволяющими располагать работу вертикально или наклонно. Важно также иметь
специальные мольберты для работы.
Рядом с кабинетом изобразительного искусства необходимо небольшое отдельное по-
мещение, оснащённое стеллажами и шкафами. Там удобно хранить баночки для воды,
краски, кисти, бумаги и выполненные детские работы, а также предметы для составления
натюрмортов и выполнения иллюстраций, инструменты и приспособления для организации
и проведения выставок детского творчества и т.д.
Специфическое сопровождение (оборудование)
- репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы;
- портреты русских и зарубежных художников;
- таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента;
- таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта;
- схемы рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека;
- таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному
искусству; - открытки и календари с репродукциями художников, фотокалендари с изображени-
ем пейзажей, художественные фотокалендари с изображением цветов и натюрмортов; жи-
вотных и птиц; насекомых; - стеллажи для хранения художественных материалов, бумаги и детских работ, книг,
таблиц; - складные мольберты с планшетами;
- демонстрационные столики;
- разнообразные художественные материалы и атрибуты для художественного твор-
чества.
Электронно'программное обеспечение (по возможности)
- электронные библиотеки по искусству, DVD-фильмы по изобразительному искусст-
ву, о природе, архитектуре; - записи классической и народной музыки;
- специализированные цифровые инструменты учебной деятельности (компьютер-
ные программы).
- мультимедийный проектор, DVD-плееры, МРЗ-плееры;
- компьютер с художественным программным обеспечением;
- музыкальный центр;
- демонстрационная доска для работы маркерами;
- цифровой фотоаппарат;
- сканер, ксерокс и цветной принтер.
[1] По материалам: Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения.
Начальная школа / Сост. Е.С.Савинов. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2010. - 204 с. - (Стан-
дарты второго поколения).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы для 1 класса ОС "Школа XXI века".
Рабочие программы для 1 класса (образовательная система "Начальная школа XXI века") составлены по всем учебным предметам с опорой на авторские программы, календарно-тематическое планирование по п...
Рабочие программы для 1 класса .ОС "Школа XXI века".
Рабочие программы для 1 класса .ОС "Школа XXI века", календарно-тематическое планирование представлено в этом же файле....
Рабочие программы для 1 класса. "Начальная школа XXI века"
Программа включает основное содержание и тематическое планирование....
рабочая программа по математике класс Начальная школа века
Рабочая программа соответствует ФГОС НОО....
Рабочая программа_математика_4 класс_Начальная школа XXI века
Программа разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе Федерального государственного образовательного стандарта ...
Рабочая программа математика_1 класс_Начальная школа XXI века
Программа разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе Федерального государственного образовательного стандарта ...
Рабочая программа для 3 класса начальная школа 21 века
Рабочая программа для 3 класса начальная школа 21 века с календарно-тематическим планированием для учителей начальных классов....