«Развитие творческой активности младших школьников на кружковых занятиях по ИЗО деятельности в процессе художественной росписи по стеклу»
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему

Котова Елена Анатольевна
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Развитие творческой активности младших школьников на кружковых занятиях по ИЗО деятельности в процессе художественной росписи по стеклу»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

Региональная система повышения квалификации

ГАОУ СПО МО «Губернский профессиональный колледж»

Итоговый практико-значимый проект

Тема: «Развитие творческой активности младших школьников на кружковых занятиях по ИЗО деятельности в процессе художественной росписи по стеклу»

по курсу кафедрального учебного модуля

«Организация внеурочной деятельности образовательных учреждений в рамках реализации ФГОС начального общего образования»

Выполнила: слушатель КПК

Котова Елена Анатольевна

преподаватель ИЗО и черчения

ГАОУ СПО МО «Губернский

 профессиональный колледж»

Научный руководитель:

к.п.н. Крылова О.Ю.

Серпухов, 2014г.

Содержание

Введение …………………………………………………………….……………………… 3

I. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Теоретическое обоснование развития творческой

    активности младших школьников на кружковых занятиях по ИЗО деятельности

    в процессе  художественной росписи по стеклу………………………………………. 5

    1.1. Возрастные особенности развития творческой активности младшего

           школьника …………………………….…………………………….……………….. 5

    1.2. Внеурочная деятельность в контексте ФГОС НОО …………………….……….. 11

    1.3. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

           курса кружковых занятий по ИЗО деятельности , 3-4 классы…………..………. 13

    1.4. Технология художественной росписи по стеклу…..……………………………... 17

II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. Формирование творческой активности

     младших школьников на кружковых занятиях по ИЗО деятельности………………. 24

    2.1. Фрагмент календарно-тематического планирования кружковых занятий

           по ИЗО деятельности в 3 классе………………………….…………………………. 24

    2.2. Примерная структура кружкового занятия………………...………………………. 25

      2.3. Конспект занятия кружка  по ИЗО деятельности на тему:

      «Художественная роспись по стеклу»………………………………………………..…. 25

    2.4. Ожидаемые результаты изучения темы «Художественная роспись по стеклу»

кружкового занятия по ИЗО деятельности, 3 класс ………………………………….…… 34

Заключение …………………………………………………………………………………. 36

Список литературы………………………………………………………………………… 38

Введение

     Актуальность. Преобразования во всех сферах российского общества, ускорение темпов научно-технического и социального прогресса актуализируют потребность в людях инициативных, творческих, независимых от штампов и стереотипов мышления. Вместе с тем креативный потенциал личности не формируется сам по себе, спонтанно; развитие его должно быть перманентным и начинаться уже с первых дней жизни ребенка.

     В требованиях новых образовательных стандартов, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России подчеркивается первостепенность решения задач, направленных на создание творческой атмосферы и условий для инновационной деятельности. Ребенок, прежде всего, приобщается к вечным общечеловеческим ценностям (красоте, добру, истине). В результате этого у него рождаются и развиваются такие стержневые качества личности, как самостоятельность, инициативность, произвольность в виде стремления к преодолению трудностей, а также потребность в активном освоении и созидательном преобразовании окружающей действительности.

     В целостном педагогическом процессе формирование творческих способностей — это необходимое условие всестороннего развития личности. Творческая активность ребенка - это проявление готовности изменять себя и окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями. Творческая активность успешно развивает познавательные способности в овладении знаниями, воспитывает постоянное стремление к самообразованию, настойчивость в достижении цели, готовность к деятельностному постижению окружающей действительности.
    Детское творчество уникально не только по своей природе, но и по образовательному воздействию на внутренний мир ребенка. В нем содержатся важные предпосылки, которые позволяют младшему школьнику самостоятельно выходить за пределы знаний и умений, полученных от взрослых, создавать новый и оригинальный продукт - модель, рисунок, сказку, игрушку и т.п. (А.В. Петровский) . Изготовление поделок из различных материалов (бумаги, нитей, кусочков кожи и ткани, листьев, плодов растений, проволоки, фольги, росписи по стеклу и т.д.) в полной мере отвечает потребностям, интересам и возможностям детей младшего школьного возраста. Эффективным средством развития у детей художественно-творческих способностей является выполнение творческих
заданий, дающих возможность применять ранее усвоенные знания, умения и навыки для решения новых познавательных задач. Такая работа благодаря своей доступности, высокой результативности и целесообразности позволяет ребенку самостоятельно реализовывать задуманное, совершенствовать, творить и видеть конечный продукт.

     Цель проекта:  Развитие творческой активности через знакомство учащихся с одним из видов декоративно-прикладного искусства – ВИТРАЖ, технологическим процессом изготовления рисунка и видами инструментов.   Объект исследования: творческая активность детей 9-10 лет (3-4 класс начальной школы).

     Предмет исследования: процесс развития творческой активности младших школьников в процессе художественной росписи по стеклу.

     В соответствии с целью, объектом и предметом исследования, определены следующие задачи проекта: 

  1. Изучение и анализ научно-методической литературы по теме проекта.
  2. Изучение особенностей развития творческой активности младших школьников.
  3. Рассмотреть и внедрить в практическую деятельность с младшими школьниками художественную роспись по стеклу.
  4. Выработать стратегию и тактику педагогического руководства развитием творческой активности младших школьников в процессе художественной росписи по стеклу.
  5. Анализ, результативность, перспективность.

     Практическая значимость.

     Материалы проекта могут быть использованы в практической деятельности педагогов младшей ступени обучения общеобразовательных школ при проведении занятий в процессе реализации внеурочной деятельности в начальной школе, художественного труда, а также для уроков технологии.

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества»

В.А.Сухомлинский

I. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Теоретическое обоснование развития творческой активности младших школьников на кружковых занятиях по ИЗО деятельности в процессе  художественной росписи по стеклу.

  1. Возрастные особенности развития творческой активности

младшего школьника.


    Младший школьный возраст представляет собой сензитивный период для развития творческой активности, поскольку ребенок активен и любознателен по своей природе. Поэтому важное значение приобретает проблема развития творческой активности учащихся как высшего уровня всех видов активности в младшем школьном возрасте. Именно в начальной школе наиболее эффективно формируются умения работать нестандартно. Ребенок постепенно становится личностью. Из существа, усваивающего накопленный человеческий опыт, он превращается в творца этого опыта, создающего те материальные и духовные ценности, которые кристаллизируют в себе новые богатства человеческой души.
    Становление личности следует рассматривать как обретение индивидом свободы, как превращение его в субъекта своей жизнедеятельности. Путь формирования личности ребенка заключается в постепенном освобождении его от непосредственного влияния окружающей среды и превращении его в активного преобразователя и этой среды, и своей собственной личности.
    Младший школьный возраст включает детей I-IV классов от 6 до 10 лет. Как уже отмечалось, каждый возрастной этап характеризуется особым положением ребенка в системе общественных отношений. В связи с этим жизнь детей разного возраста заполнена специфическим содержанием: особыми взаимоотношениями с окружающими людьми и особой, ведущей для данного этапа развития деятельностью – игрой, учением, трудом. На каждом возрастном этапе существует также определенная система прав, которыми пользуется ребенок, и обязанностей, которые он должен выполнять.
    У детей младшего школьного возраста появляется ясно выраженное стремление к тому, чтобы занять новое, более взрослое положение в жизни и выполнять новую, важную не только для них самих, но и для окружающих деятельность. Это реализуется в стремлении к социальному положению школьника и к учению как новой социально значимой деятельности.
    Постоянное соприкосновение детей этого возраста со всевозможными понятиями мира взрослых и психологический настрой усваивать, изучать приводят к очень характерному наивному и игровому отношению к некоторым знаниям. Им вообще не свойственно задумываться о каких-либо сложностях и трудностях. Они легко и беззаботно относятся ко всему, что не связано с их непосредственными делами. Приобщаясь к сфере познания, они продолжают играть, а усвоение многих понятий в значительной степени внешнее, формальное.
    Наивно-игровой характер познания, органически свойственный детям этого возраста, обнаруживает вместе с тем огромные формальные возможности детского интеллекта. При недостаточности жизненного опыта и лишь зачаточности теоретико-познавательных процессов особенно очевидно выступает умственная сила детей, их особая расположенность к усвоению.

     В младшем школьном возрасте дети удивительно легко осваивают очень сложные умственные навыки и формы поведения (чтение, счет в уме), что свидетельствует об огромных резервах детской восприимчивости и больших возможностях именно формального, игрового подхода к окружающему.
    Некоторые исследователи отмечают наличие противоречия в умственном развитии младших школьников: несоответствие между тем, чему учат детей, и степенью их умственной и нравственной зрелости. Это проявляется в том, что дети приходят в школу с определенным жизненным опытом, но начинают с азов приобщаться к человеческой культуре. Они осваивают письменную речь, в то время как совершенно свободно владеют разговорной речью.
    Такое несоответствие между проявлениями интеллекта детей в разговорах и играх, с одной стороны, и в занятиях по письму и счету, где они лишь начинают овладевать орудиями умственной деятельности, - с другой, указывает на отсутствие достаточной связи между содержанием учебных занятий и реальными возможностями детей.
    Младшим школьникам свойственна рассудительность, способность к умозаключениям, но им, как правило, чужда эта рефлексия. Совмещение в умственных особенностях младших школьников правильности, формальной отчетливости суждений и одновременно крайней односторонности, а зачастую нереальность суждений, т.е. наличие наивно-игрового отношения к окружающему – необходимый этап возрастного развития, который позволяет безболезненно и весело приобщаться к жизни взрослых, не боясь и не замечая трудностей. Самооценка младшего школьника во многом зависит от оценок учителя и родителей. Она конкретна, ситуативна и обнаруживает тенденцию к переоценке достигнутых результатов и возможностей.
    В этом возрасте большое значение имеют широкие социальные мотивы – долга, ответственности, а также узколичные мотивы – благополучия, престижа. Среди этих мотивов доминирует мотив «хочу получать хорошие отметки». В это же время упрочивается связь мотивации достижения успеха с мотивацией избегания наказания, стремлением к более легким видам учебной работы. Отрицательная мотивация «избегания неприятностей» не занимает ведущего места в мотивации младшего школьника.
    Умственное развитие в этом период проходит через три стадии: первая – усвоение действий с эталонами по выделению исковых свойств вещей и построение их моделей; вторая – устранение развернутых действий с эталонами и формирование действий в моделях; третья – устранение моделей и переход к умственным действиям со свойствами вещей и их отношениями.
Меняется и сам характер мышления ребенка. Развитие творческого мышления приводит к качественной перестройке восприятия и памяти, к превращению их в произвольные, регулируемые процессы. Важно правильно воздействовать на процесс развития, т.к. долгое время считалось, что мышление ребенка – это как бы «недоразвитое» мышление взрослого, что ребенок с возрастом больше узнает, умнеет, становится сообразительным. А сейчас у психологов не вызывает сомнения тот факт, что мышление ребенка качественно отличается от мышления взрослого, и что развивать мышление возможно, только опираясь на знание особенностей каждого возраста. Мышление ребенка проявляется очень рано, во всех тех случаях, когда перед ребенком возникает некоторая задача. Задача эта может возникнуть стихийно (придумать интересную игру), а может быть предложена взрослым специально для развития мышления ребенка.
    Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира. Ребенок, играя, экспериментирует, пытается установить причинно-следственные связи и зависимости. Он вынужден оперировать знаниями, а при возникновении некоторых задач ребенок пытается решить их, реально примеряясь и пробуя, но он же может решать задачи в уме. Ребенок представляет себе реальную ситуацию и как бы действует с ней в своем воображении.
    К числу психологических новообразований мышления младшего школьника принято относить анализ, планирование и рефлексию, становление конкретных операций и переход к развитию формальных операциональных структур, интенсивное развитие творческой активности.
    Именно младший школьный возраст является периодом активного развития мышления. Это развитие заключается прежде всего в том, что возникает независимая от внешней деятельности внутренняя интеллектуальная деятельность, система собственно умственных действий. Развитие восприятия и памяти происходит под определяющим воздействием формирующихся интеллектуальных процессов.
    Накопление к младшему школьному возрасту большого опыта практических действий, достаточного уровня развития восприятия, памяти, мышления, повышают у ребенка чувство уверенности в своих силах. Выражается это в постановке все более разнообразных и сложных целей, достижению которых способствует развитие волевой регуляции поведения.
    Одна из важнейших педагогических задач данного периода состоит в том, чтобы научить младших школьников учиться легко и успешно. Главная ценность обучения состоит не в накоплении объема знаний, а в усвоении этих знаний и в совершенствовании навыков работы. Младшие школьники чаще всего бывают заинтересованы не содержанием предмета и способов его преподавания, а своим продвижением в этом предмете: они с большей охотой занимаются тем, что хорошо получается. С этой точки зрения любой предмет можно сделать интересным, если дать ребенку ощутить ситуацию успеха.
    Младший школьный возраст – это период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Важными условиями умственного развития в эти годы являются:

  1. подражательность многим действиям и высказываниям;
  2. повышенная впечатлительность, внушаемость;
  3. направленность умственной активности на то, чтобы повторить, внутренне принять.

Каждое из этих свойств выступает, главным образом, своей положительной стороной, что благоприятно для обогащения и развития психики.
    Учебные занятия служат новым источником роста познавательных сил младших школьников. Большое значение имеет выполнение действий «про себя», во внутреннем плане. Кроме того, развиваются волевые качества, проявляются особенности не только активности, но и формирующейся саморегуляции.
    Для учеников начальных классов первостепенное значение имеют наряду с началом теоретической подготовки конкретность, образность познания. Важно использовать для обогащения психики присущие детям этого возраста яркое воображение и эмоциональность.
    Рассмотренные особенности младшего школьного возраста оказывают существенное влияние на познавательные возможности детей, обуславливают дальнейший ход общего развития и являются факторами становления креативности как общей универсальной способности к творчеству.

  1. Внеурочная деятельность в контексте ФГОС НОО.

Внеурочная деятельность в начальной школе выполняет особенную роль, так как обладает мощным развивающим потенциалом. Важнейшая особенность этих уроков состоит в том, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе – предметно-практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимым звеном целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития (в том числе и абстрактного мышления).

     Младший школьный возраст  время, когда закладываются основы духовности личности благодаря живости, непосредственности, эмоциональности восприятия ребёнком окружающего мира. Именно в этот период возможно формирование будущего зрителя, читателя, слушателя посредством включения ребёнка в деятельность по освоению художественных и культурных ценностей. И в связи с этим художественно-практическая деятельность, существующая в динамике от созерцания к желанию действовать, от первичного соприкосновения с искусством к его осмысленной оценке, является одним из ведущих средств развития личности ребёнка.

     Насколько многогранна жизнь в её проявлении, насколько полно она отражается для человека в материальной форме, настолько она может быть освоена им через самостоятельную деятельность на основе эстетических категорий, близких и далеких ассоциаций, аналогий, параллелей.

     Интегративным компонентом духовной культуры является искусство. Оно включает в себя многие виды (литературу, живопись, музыку, театр, и т.д.), которые необходимо максимально синтезировать на основе ИЗО деятельности для создания у детей целостной картины мира в его материальном и духовном единстве. Однако полной гармонии, если ребёнок с ранних лет не включается в творческую деятельность, быть не может.

     Художественно-творческая деятельность, как смысл любой деятельности, даёт ребёнку возможность не только отстранённого восприятия духовной и материальной культур, но и чувство сопричастности, чувство самореализации, необходимость освоения мира не только через содержание, но и через его преображение. Процесс и результат художественно-творческой деятельности становится не собственно целью, а, с одной стороны, средством познания мира, с другой – средством для более глубокого эмоционального выражения внутренних чувств как самого творящего ребёнка, так и замыслов изучаемых им авторов различных художественных произведений. При этом художественно-творческая деятельность ребёнка предполагает все этапы познания мира, присущие и взрослым: созерцание, размышление и практическая реализация замысла.

      В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач:

  • обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
  • оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
  • улучшить условия для развития ребенка;
  • учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и других.

      Курс развивающе-обучающий по своему характеру с приоритетом развивающей функции, интегрированный по своей сути. Интеграция в данном случае подразумевает рассмотрение различных видов искусства на основе общих, присущих им закономерностей, проявляющихся как в самих видах искусства, так и в особенностях их восприятия. Эти закономерности включают образную специфику искусства в целом и каждого его вида в отдельности (соотношение реального и ирреального), особенности художественного языка (звук, цвет, объем, пространственные соотношения, слово и др.) и их взаимопроникновение, средства художественной выразительности (ритм, композиция, настроение и др.), особенности восприятия произведений различных видов искусства как частей единого целого образа мира.

      Целью кружка по ИЗО деятельности является саморазвитие и развитие личности каждого ребенка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.

      Технология кружковой работы по направлению «художественное творчество в начальной школе»:

           • расширение общекультурного кругозора учащихся;

           • развитие качеств творческой личности, умеющей:

                     а) ставить цель;

                     б) искать и находить решения поставленных учителем или

                         возникающих в собственной жизни проблем;

                     в) выбирать средства и реализовывать свой замысел;

                     г) осознавать и оценивать свой индивидуальный опыт;

                     д) объяснять свои действия соответственно эстетическому

                         контексту;

           • общее знакомство с искусством как результатом отражения

              социально-эстетического идеала человека в образах;

           • формирование эстетического опыта и технологических знаний и

              умений как основы для практической реализации замысла.

     Задачи кружка реализуются через культурологические и технико-технологические знания, которые являются основой для последующей художественно-творческой деятельности и в совокупности обеспечивают саморазвитие и развитие личности ребенка.

1.3. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса кружковых занятий по ИЗО деятельности,

3–4 классы

     Личностными результатами изучения  курса кружковых занятий по ИЗО деятельности  в 3–4-м классах является формирование следующих умений:

–  оценивать жизненные ситуации (поступки, явления,  события) с точки зрения собственных ощущений (явления,  события), соотносить их  с  общепринятыми  нормами и  ценностями; оценивать (поступки) в предложенных ситуациях, отмечать конкретные поступки, которые можно характеризовать как хорошие или  плохие;

–  описывать свои  чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров;

–  принимать  другие мнения  и  высказывания,  уважительно относиться к ним;

–  опираясь на  освоенные изобразительные  и  конструкторско- технологические знания и умения, делать выбор способов  реализации  предложенного или  собственного замысла.

     Средством достижения этих  результатов служат учебный материал и  задания учебника, нацеленные на  2-ю  линию развития – умение определять своё  отношение к миру, событиям, поступкам людей.

     Метапредметными результатами изучения курса кружковых занятий по ИЗО деятельности в 3–4-м классах является  формирование следующих универсальных  учебных действий.

     Регулятивные УУД:

–  самостоятельно  формулировать  цель   урока после   предварительного обсуждения;

– уметь  с помощью учителя анализировать предложенное задание,  отделять известное и неизвестное;

– уметь  совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;

–  под  контролем учителя  выполнять  пробные поисковые действия (упражнения) для   выявления  оптимального решения проблемы (задачи);

– выполнять задание по составленному под  контролем учителя плану, сверять свои действия с ним;

–  осуществлять  текущий  в  точности выполнения  технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации         шаблонов чертёжных инструментов)         итоговый контроль общего  качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные  доработки.

     Средством  формирования   этих    действий  служит   соблюдение технологии продуктивной художественно-творческой деятельности;

– в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

     Средством формирования  этих  действий служит соблюдение технологии оценки учебных успехов.

     Познавательные УУД:

– искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в  учебнике (текст, иллюстрация,  схема, чертёж, инструкционная карта),  энциклопедиях,  справочниках, Интернете;

– добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и  обсуждений материалов  учебника,  выполнения  пробных поисковых упражнений;

– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать        факты         и явления;         определять        причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий;

– делать выводы на основе  обобщения полученных знаний;

–  преобразовывать информацию: представлять  информацию в виде  текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).

     Средством формирования  этих  действий служат учебный мате- риал и  задания учебника, нацеленные на  1-ю  линию развития – чувствовать значение предметов материального мира.

Коммуникативные УУД:

–  донести свою  позицию до  других:  оформлять свои  мысли в устной и письменной речи  с учётом своих  учебных и жизненных речевых ситуаций;

–  донести свою  позицию до  других: высказывать  свою  точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

–  слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть  готовым изменить свою точку зрения.

     Средством формирования  этих  действий служит соблюдение технологии  проблемного диалога  (побуждающий  и  подводящий диалог);

–  уметь   сотрудничать, выполняя  различные роли   в  группе, в совместном решении проблемы (задачи);

– уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

     Средством формирования  этих   действий служит  организация работы в малых группах.

    Воспитательными результатами внеурочной деятельности изучения курса кружковых занятий по ИЗО деятельности является непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности.

    Воспитательным эффектом внеурочной деятельности изучения курса кружковых занятий по ИЗО деятельности является влияние того или иного духовно-нравственного приобретения  на процесс развития личности ребенка (последствие результата).

     

  1. Технология художественной росписи по стеклу.

Формирование эстетической культуры - это процесс целенаправленного развития способности личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности. Он предусматривает выработку системы художественных представлений, взглядов и убеждений, воспитание эстетической чуткости и вкуса. Одновременно с этим у школьников воспитывается стремление и умение вносить элементы прекрасного во все стороны бытия, бороться против всего уродливого, безобразного, низменного, а также готовность к посильному проявлению себя в искусстве.

     Витраж (от лат. «витрум» - стекло) - разновидность декоративного искусства, основным материалом является стекло или иной прозрачный материал. Искусство витража существует как само по себе - это панно, так и в союзе с архитектурными ансамблями. К витражу в наше время могут быть отнесены украшения проемов, окон, стен, отдельных изделий, созданные из стекла или из стекол плафоны, самостоятельные картины и т.д. Несмотря на то, что витражи   принадлежат к числу самых прекрасных и привлекательных произведений средневекового искусства, долгое время им не придавали такого значения, как фрескам или произведениям станковой живописи.

Сейчас «витражи» переживают новый взлет своей истории. Изготавливается изделие из бесцветных стекол, цветных, либо с росписью по стеклу специальными красками, либо без них. Вариантов много, как и много техник работ по созданию витражей.

 В работе с детьми  техника художественной росписи по стеклу хороша тем, что не нуждается в применении специальных инструментов и оборудования.

Все программы, по которым в настоящее время осуществляется учебно-воспитательная деятельность в  школьных учреждениях большую роль отводят эстетическому развитию своих воспитанников. Программы Т.Я.Шпикаловой «Основы народного и декоративно-прикладного искусства и Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд позволяют решить  проблему  эстетического воспитания более полно и эффективно. Например, программа Б.М.Неменского предусматривает изучение различных декоративных техник, таких как витраж.

1.        Изучение искусства художественной росписи по стеклу.

Изучение данного вида декоративного искусства в школе на занятиях в кружке осуществляется в следующей последовательности.

        На первых занятиях идет ознакомление с историей развития витражного искусства в России и других странах. Демонстрируется презентация, в которой подобран интересный визуальный материал.

        Затем учитель рассказывает о витражном искусстве и техниках его выполнения, о материалах, инструментах и приспособлениях для работы.

Постоянно демонстрируются изделия, выполненные преподавателем и учащимися, фотоматериалы с выставок творчества.

         Большое внимание уделяется такой разновидности витражного искусства, как псевдовитраж. Изучается технология псевдовитража с показом презентационного материала с последовательностью выполнения работы.

Первые работы выполняются или с образца, или по наиболее простому эскизу. Копирование как методический прием имеет свой положительный эффект. Именно, копирование помогает освоить тонкости витражного искусства. Большое значение имеет пример учителя, его увлеченность, показ во время практической работы, своевременная методическая помощь.

2.        История витражного искусства.

История витражей начинается глубоко в древности, и, надо сказать, начинается как бы случайно. Но ее дальнейшее развитие показало, что эта оригинальная находка таит в себе бездну потенциальных открытий и применений. Сначала витражное искусство используется в церквях, храмах, дворцовых зданиях. Но позднее интерес к витражам проявляется и со стороны светского общества.

Когда витраж: стал популярен, начались эксперименты мастеров с красками, в процессе которых выяснилось, что стекла могут быть окрашены и интенсивнее. В период  9-10 веков нашли новый способ окрашивания стекол обжигом, что в свою очередь положило начало живописи по стеклу. Прелесть витражей и мозаичных панно заключается не только в том, что это сделано из стекла, но и в том, что картина, созданная таким образом, никогда не изменить своих ярких красок и очертаний. А игра льющегося или затухающего света и бликов на такой картине всегда будут будоражить воображение.

Предыстория витражного искусства в России идет из Византии. В Византии до XII века витражи применялись в убранстве некоторых церквей. По различным источникам собраны отдельные факты  использования цветных оконных стекол в русских постройках как культового, так и гражданского назначения в домонгольский период. В Древней Руси витражи не нашли применения как из-за природно-климатических условий, так иной, чем в средневековой Европе пространственной организации храма, кроме того, православная традиция запрещала писать иконы на "стекле" из-за хрупкости и недолговечности самого материала, а значит и образа, на нем изображенного, в котором по христианским понятиям таинственно присутствует тот, кто изображен на иконе.

Запретов на использование разноцветного оконного стекла в светских сооружениях не было, и применение витражей в этом случае зависело лишь от возможностей русского стеклоделия и импорта. Стекло было привозным и дорогим товаром, поэтому окна в зажиточных русских домах закрывались другими полупрозрачными материалами: рыбьим пузырем, промасленной бумагой, слюдой.

Слюдяные оконницы, собранные из различных по размерам кусков слюды, иногда с ажурными накладками из олова или жести и подкладками из цветной бумаги или ткани своим внешним видом напоминали витражи, выполненные способом мозаичного набора. Сравнительный анализ русских и западно-европейских гравюр, изображающих жилые интерьеры в Древней Руси  16-17 вв., позволил сделать вывод, что иностранцы воспринимали русские слюдяные оконницы как тип декоративного остекления, равноценный европейским витражам.

Появление в  17 столетии в обиходе придворных кругов витражей закономерно. Установлено, что витражи в древнерусской архитектуре встречались исключительно редко и находились в домах лиц, принадлежащих к высшим кругам русского общества.

Реформы первой четвери  18 века, европеизация культуры предопределили развитие в России ранее неизвестных ремесел и искусств. Основы для развития искусства витража в следующем,  19 столетии, были заложены в петровскую эпоху организацией производства стекла. Самые  ранние сведения о витражах в русских постройках нового времени относятся к периоду царствования Екатерины II. Образцы  цветного остекления того времени не сохранились, упоминания в источниках редки и мало информативны.  

Изучение истории витражного искусства, если это необходимо, можно продолжить и расширить. Рассказать об искусстве витража эпохи романтизма и эклектики, о санкт-петербургских витражах эпохи модерна, о готических витражах.

3.        Псевдовитраж как разновидность витражного искусства.

Техника псевдовитража была разработана для тех случаев, когда надо декорировать помещение за короткий срок, вкладывая минимум средств. Освоение технологии псевдовитража позволяет тем, у кого нет навыков работы с резкой стекла, подражая манере великих мастеров копировать их произведения.

С помощью этой техники можно успешно имитировать традиционные художественные витражи из цветных стекол, соединенные свинцовыми полосками. Эта техника позволяет изготавливать оконные витражи, разделительные стенки, декоративные элементы для дверей и мебели, зеркала и картины. Следует учитывать, что конечный результат зависит не только от удачного выбора сюжета, а также от разновидности цвета стекла - основы, от цветовой гаммы.

4.        Технология  выполнения псевдовитража картины - панно.

Перед тем, как приступить к реализации проекта, необходимо пройти стадию предварительной подготовки, подобрать сюжет и сделать эскиз. Тематика сюжета может быть самой разнообразной. В приложении к проекту на CD – диске в папке имеется необходимый учебно-методический материал. На фото можно увидеть все необходимые инструменты и приспособления, необходимые для выполнения проекта.

Затем выполняется эскиз в цвете в натуральную величину рамки со стеклом. Эскиз с помощью скотча прикрепляется к стеклу. Поверхность стекла вместе с эскизом помещают на обратную сторону рамки и обезжиривают спиртом или ацетоном. Рисунок по контурным линиям обводится контуром по стеклу на водной основе.  После высыхания (2 часа) соответственно эскизу пространства между контурными линиями заполняются цветом. Специальные магазины продают витражные краски на водной основе как в наборах, так и в ассортименте. Эти краски можно смешивать друг с другом, но в отдельном чистом тюбике. После встряхивания при смешивании красок образуются пузырьки, поэтому краске надо дать немного постоять. Пузырьки с поверхности стекла необходимо убирать в уголки между линиями контура или прокалывать. Заполнение цветового пространства стекла должно обязательно доходить до линии контура.

 Все пространство стекла может не заполняться цветом. Вы можете предусмотреть цветовую подложку фона разного цвета. Такую цветовую подложку можно выбрать в тон ваших обоев, так как это панно-картина будет висеть на стене.

Инструкционная карта деятельности ученика 3-4 класса

по выполнению художественной росписи по стеклу.

  1. Выбери сюжет.
  2. Выполни эскиз на бумаге.
  3. Перенеси рисунок на стекло (эскиз с помощью скотча прикрепляется к стеклу).
  4. Поверхность стекла обезжиривают спиртом или ацетоном.
  5. Обведи изображение контурной краской без нажима.
  6. Дождись пока контурная краска высохнет.
  7. Заполни изображение цветными красками соответственно эскизу пространства между контурными линиями, тщательно промывая кисть при перемене цвета.

II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Формирование творческой активности

     младших школьников на кружковых занятиях по ИЗО деятельности

2.1. Фрагмент календарно-тематического планирования кружковых занятий

           по ИЗО деятельности в 3-4 классе

Порядковый №  занятия

Урока

№  занятия

 по теме

Тема занятия

Количество часов

Дата по плану

Дата по факту

1

2

3

4

5

6

1-2

1

Введение. Витражное искусство.

2

02.-07.10.14

02.-07.10.14

3-4

2

Современный витраж. Графические материалы и средства витражного искусства.

2

09-14.10.14

09-14.10.14

5-6

3

Графические материалы в искусстве витража.

2

16-21.10.14

16-21.10.14

7-8

4

Графические средства в искусстве витража.

2

23-28.10.14

23-28.10.14

9-10

1

Основные методы изображения предметов в витражном искусстве. Перспектива предметов. Передача перспективы в витражном искусстве.

2

30.10-06.11.14

30.10-06.11.14

11-12

2

Композиция. Пропорция, форма, конструкция и объем  предметов в витражном искусстве.

2

11-13.11.14

11-13.11.14

13-14

3

Понятие цвета.

Цвет в витражном искусстве.

2

18-20.11.14

18-20.11.14

Создание собственных работ в технике витраж. Художественная роспись по стеклу «Витраж».  

10

15

1

Художественная роспись по стеклу «Витраж - бабочка».  

1

25.11.14

25.11.14

2.2. Примерная структура кружкового занятия

1. Тема………………………………………...

2. Цель ………………………………………..

3. Задачи………………………………………

         3.1. предметные (обучающие):

                а) научить…………………………..

                б) совершенствовать……………….

         3.2. метапредметные (развивающие):….

         3.3. личностные (воспитательные):…….

4. Мотивация.

5. Актуализация знаний. Постановка целей и задач занятия.

6. Изучение нового материала.

7. Физкультминутка.

8. Первичное осмысление и закрепление новых знаний. Анализ образца:

         8.1. приемы открытия новых знаний и умений;

         8.2. конструкторско-технологические задачи (проблемные ситуации).

9. Планирование работы.

10. Самостоятельная практическая работа.

11. Контроль самостоятельной практической деятельности.

12. Подведение итогов. Рефлексия.

13. Домашнее задание.

2.3. Конспект занятия кружка  по ИЗО деятельности на тему:

      Художественная роспись по стеклу «Витраж»

Ф.И.О. учителя:     Котова Елена Анатольевна
Предмет:                 кружок изобразительной деятельности
Класс:                       3 -4 класс
Тип занятия:               комбинированное занятие (45 мин)

Тема

Художественная роспись по стеклу «Витраж» (история, технологии, материалы)

Цель

Познакомить учащихся с одним из видов декоративно-прикладного искусства – ВИТРАЖ, технологическим процессом, изготовления рисунка и видами инструментов.

Задачи

Образовательные: познакомить учащихся с искусством витража (историей витража, технологией его изготовления, возможностями его использования в современном интерьере), учить использовать собственные фантазии для создания целостного образа; учить использовать свои знания и умения в новых ситуациях, проводить аналогии.
Развивающие: развивать умение рассуждать, обсуждать, анализировать, выполнять работу с опорой на схемы и инструкционные карты; развивать художественно-творческие способности, пространственное мышление.
Воспитательные: воспитывать аккуратность, точность, самостоятельность в работе; способствовать эстетическому воспитанию, нравственных качеств учащихся.

Планируемые результаты

Предметные:

  • Знать физические и технологические особенности и технологические приемы выполнения витража.

  • Уметь создавать образ доступного для изготовления объекта (эскиз) с целью передачи определённой художественной информации, решать технологические задачи на практике.

Межпредметные связи

 ИЗО - технология – окружающий мир

Ресурсы:

  • Основные

  • Дополнительные

 Спирито М. Витражное искусство и техника росписи по стеклу.- М.: Альбом. 2006.; Цветное стекло в интерьере: Практическое руководство- М.: Издательство «Ниола-Пресс», 2007.; Алан Гир и Барри Фристоун Роспись по стеклу (20 чудесных проектов в стиле модерн)- Арт-родник. Москва, 2006.; витражные краски, файлы, контурные рисунки фартуки, нарукавники, клеенка.

  • Видеопроектор, ноутбук, презентация к уроку для выставки готовые образцы витражной росписи, изготовленные руками учителя, расписанные изделия: ваза, баночки, светильник и др.;

Форма урока

фронтальная

Ход урока:

Этап урока

Деятельность
учителя

Деятельность
учащихся

Планируемые результаты

(УУД)

1. Организа-

   ционный

   момент
Время: 2 мин
Основные этапы:

- активизация

     внимания;

      - проверка

    готовности.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь.

– Сегодня у нас очень интересный и занимательный урок и чтобы у всех было отличное настроение и все получилось, я прочту следующие строчки, а вы будете за мной повторять.

Я веселый, я красивый
Я здоровый, и счастливый
Много у меня друзей
В моей жизни все о, кей

Слушают учителя, воспринимают зрительную информацию, отвечают на вопросы.

Проверка готовности к уроку

Воспринимать речь учителя, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (коммуника-тивные УУД)

2.Постановка цели и задач урока.

Время: 6 мин
Основные этапы:

- мотивация к учебной деятельности.

а) Рассказ учителя

 – Сегодняшний урок мне хочется начать словами известного русского поэта Сергея Есенина:

«Я думаю: Как прекрасна Земля
И на ней человек».

– Природа, красота, человек – часто трудно отделить эти слова друг от друга. И не случайно многие художники, писатели, поэты, музыканты посвящали природе свои восторженные произведения.
– Вот и сегодня нам предстоит сделать маленькое открытие в природе, связанное с красотой и человеком.

– Любуясь природой, человек давно заметил в ней бесконечное множество интересных, причудливых форм, линий и цветовых оттенков. Например, узоры на крыльях бабочек, птиц, узоры на змеиной коже или на спине гусеницы, рисунки листьев различных растений и плодов привлекали его внимание.
Используя свои наблюдения, человек стал создавать растительные узоры, в которых можно увидеть «усики», «завитки», «травинки», «капельки», «кустики», «ягоды», «цветы». С помощью растительных узоров люди стали не просто зарисовывать, а украшать различные изделия (
Презентация)

– Здесь мы видим известный всему миру железный поднос с жостовской росписью (слайд 16). На черном фоне изображен красивый букет роз. Цветы похожи на настоящие и в то же время сказочные.
– украшали изделия из дерева
(слайд 17). На экране мы видим посуду из дерева с хохломской росписью;
– а это керамическая посуда, украшенная синей гжельской росписью
(слайд 18). Всего одна краска, а какая нарядная и праздничная роспись;
– а эти разделочные доски из дерева я расписала городецкой росписью. Для этой росписи характерны сказочные птицы, кони, цветы розаны, купавки, бубенчики
(слайд 19);
– также украшали изделия из глины
(слайд 20). Эти дымковские игрушки мы слепили из местной красной глины, а потом расписали дымковской росписью. Здесь мы видим красивых барышень, отважных кавалеров, важных индюков и других обитателей лесных чащ. Создается впечатление, что все они к нам пришли из старой доброй сказки.

– Таким образом, природа для человека стала источником вдохновения и фантазии. Наша Россия богата талантливыми людьми, народными умельцами. И думаю, вы согласитесь, что человека, который многое умеет делать сам, вправе называть мастером на все руки.

Рассуждают,

находят ответ

Выбирают.

Поиск и выделение необходимой информации, проверка информации  (познаватель-ные УУД)

Воспроизво-дить по памяти информацию, необходимую для решения задачи (познаватель-ные УУД)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (коммуника-тивные УУД)

Уметь определять и формулировать цель урока самостоятельно и при помощи учителя, прогнозировать свою деятельность на уроке (регулятивные УУД)

3.Актуализация знаний
Время:4 мин

 

 – Про такого мастера говорят:

Не от скуки на все руки;
Дело мастера боится.

– А вот родилась поговорка «мастер на все руки» в профессиональной среде перчаточников. Мастером на все руки называли встарь умельца, который мог сделать перчатки на любую руку.
– Нам сегодня тоже предстоит узнать, какие вы мастера рисовать, но это произойдет чуть позже.
– Говоря о том, что могут сделать человеческие руки, нельзя не вспомнить и про изделия из стекла, которые, на мой взгляд, особенно красивы. Вот эти изделия сделаны из стекла (брошь, колье, серьги), а кажется при свете, что это алмазы, драгоценные камни. А на самом деле это самое обыкновенное стекло, умело выгравированное.
– Но еще любопытнее, интереснее рассматривать сложные, замысловатые узоры на стекле.

Посмотрите на эту небольшую выставку, здесь мы видим расписанные обычные баночки, стаканы, фужеры и т.д.– все это я расписала специальными витражными красками (слайд 22-25, если есть возможность можно сделать небольшую выставку в классе).

Каждый узор здесь особый то крупные прямые веточки, то закругленные, то мелкие иголочки побежали в разные стороны. Есть изображения различных цветов, ягод и орнамент башкирский, и стилизованный цветок курая. Елочки, кустики, травинки – что ни стекло, то новый узор.
– Стекло – удивительный, непохожий на другие материал, и работы, выполненные на стекле, получаются хрупкими и оригинальными. Росписи по стеклу необычны и невероятно красивы, они поражают своим магическим великолепием. Можно несколько часов рассматривать расписанные витражи и все равно уйти неудовлетворенным. – Сегодня мы с вами познакомимся с новым видом декоративно-прикладного искусства – витражом
 

Вспоминают свойства стекла на основе личного жизненного опыта, рассматривают свои заготовленные

образцы.  

Высказыва-ют личные  предположения.

Сверка предположе-ний с теоретичес-ким обосновани-ем в

учебнике.

Воспроизво-дить по памяти информацию, необходимую для решения задачи (познавательные УУД)

 

С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями

коммуникации (коммуника-тивные УУД)

Оценивать собственную учебную деятельность (достижения, самостоятель-ность, причины неудач) (личностные УУД)

Прогнозиро-вание, предвосхище-ние результата и уровня усвоения знаний (регулятивные УУД)

4. Изучение нового материала
Время:10 мин
Этапы:

- проблемное объяснение нового знания (чеканка, чеканщик, чеканы,

рельеф, рельефное изображение)

– Что же такое витраж, какова его история – обо всем этом мы узнаем с ваших докладов, которые вы подготовили на сегодняшний урок.

1. Особое место в монументальной живописи принадлежит витражу.
Витраж – произведение декоративно–прикладного искусства, выполненное из цветного стекла. Витражи обычно используются для украшения окон или дверей. Свет проходит через витраж и окрашивается в различные цвета, а само изображение становится ярким и светящимся.
Никто точно не знает, когда возник этот вид искусства, но его родина – Франция (от французского «vitre» – «оконное стекло»).

2.  Витражное искусство берет свое начало в далеком прошлом. Витражи, представлявшие ранее набор цветных стекол, нередко служили случайным украшением помещения; с течением времени совершенствовалась их композиция, рисунок, художественная обработка стекла и техника исполнения. Когда были созданы первые витражи, сказать трудно. Известно только, что мозаика из небольших пластинок цветного стекла была обнаружена в древнем Риме времен империи (первое столетие до н. э. — начало н.э.) и в храмах первых христиан. Применение цветных стекол для украшения окон началось с того времени, когда христианство стало официальной государственной религией в Римской империи (в конце IV столетия н. э.) и началось оживленное строительство.

3. С течением времени повысились требования к рисункам стеклянной мозаики. Попробовали оттенять цветные стекла наложением более темных красок. Результаты
оказались положительными. Техника окраски стекол при помощи обжига была открыта в IX веке. Этот новый прием нашел широкое распространение. Таким образом, возникла в конце Х века живопись по стеклу. С развитием живописи по стеклу стеклянная мозаика стала отходить на второй план, но окончательно она вытеснена не была, а продолжала существовать в сочетании с живописью по стеклу.

4. Краски художник подбирал, не считаясь с действительностью. В рисунках все было ясно распределено, контуры четко отделяли красочные пятна. Фигурные изображения не занимали всего оконного пространства, а только его середину. Их окружали орнаментальные бордюры, надписи и узоры на одежде. Рисунок или буквы наносились кистью или выскабливались из фона.

– Теперь вы знаете, что представляет витраж. Техника его выполнения довольно сложная и кропотливая. Витраж составляют из отдельных кусочков цветного стекла. Для начала цветное стекло в расплавленном виде окрашивалось в разные цвета. Затем разрезалось на куски. После подбора по рисунку кусочки стекла скреплялись свинцовыми перемычками. В настоящее же время выделяют несколько типов витражей в зависимости от техники изготовления. Таким образом, витражом еще называют художественную роспись по стеклу специальными витражными красками.

Витражные краски отличаются прозрачностью при нанесении на витражи и особой стойкостью к стиранию, т.е. они не выцветают под прямыми лучами солнца и не боятся воды. Витражные краски изготовлены на основе клея ПВА, который крепко закрепляется на стекле (пластике). За счет клея ПВА они сначала кажутся густыми с матовым эффектом. После высыхания краски становятся яркими и прозрачными, как настоящее витражное стекло.

У вас на партах специальные детские краски, которые позволяют создавать витражные аппликации (это прозрачные эластичные рисунки) многоразового использования. После высыхания готовой картинки вы можете снимать и наклеивать аппликацию на гладкую поверхность несколько раз!

– Чтобы сделать витраж красивым, мало знать его историю нужно знать технологию его выполнения.

 Технология выполнения (слайды 26-29).

1) В начале работы нужно выбрать подходящую картинку для будущего витража.
Это непременно должен быть контурный рисунок, как на иллюстрации слева. Наборы детских красок для создания витражных аппликаций содержат именно такие рисунки.
Вы можете взять за основу предложенные в наборе варианты, а также выбрать любой понравившийся рисунок из детских книг или нарисовать его самостоятельно.
Мы выбрали готовый рисунок из набора – вертолет.

2) На выбранный рисунок сверху накладывается прозрачная пленка, на которую затем наносится контур изображения. Пленка может прилагаться к набору или можно использовать обложки для дневника, файлы, или другую плотную пленку. Контурная витражная краска может быть черного или серебряного цветов.
Чтобы провести линию при помощи краски из флакона, нужно перевернуть его носиком вниз, надавить на корпус и начать движение руки вдоль намеченного контура, краска польется сама. Главное, стараться вести контурную линию ровно и без разрывов, оставляя за собой достаточно толстый красочный след. В случае разрывов контура у вас возникнут сложности при отклеивании аппликации от поверхности пленки.

Готовый контур нужно оставить сушиться на время от 15 мин до 2 часов (в зависимости от толщины красочного слоя).

3) Как только контур высохнет, можно приступать к раскрашиванию витражной картинки.

Старайтесь выдавливать краски из тюбика равномерным толстым слоем, не заезжая за края контурной линии. Но не стоит переживать, если краска ляжет не равномерно. У вас получится особый рельефный глянец, который будет чудесным образом переливаться при попадании солнечных бликов.

Витражные краски хорошо смешиваются между собой. Для получения нужного цвета вы смело можете смешивать краски из разных тюбиков на пластмассовой палитре. Кроме того, выпускаются также краски с матовым эффектом и краски с блестками, что значительно разнообразит вашу работу.

4) Перед тем как отклеить аппликацию от поверхности пленки, вам следует запастись терпением. Готовую аппликацию нужно сначала просушить в течение нескольких часов.

Слушают учителя, рассуждают, отвечают на вопросы.

Слушают учителя, воспринимают зрительную информацию, отвечают на вопросы.

Советуются, высказывают предположения,

обосновывают

предположе-ния.

Используют-ся с разными целями, для изображения различных элементов изображения.

Воспроизво-дят информацию по памяти с опорой на личный опыт и межпредметные связи

Сверка предположе-ний с теоретическим обоснованием в учебнике.

 Уметь оформлять свои мысли в устной форме, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (коммуникативные УУД)

Уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой

жизненный опыт (познавательные УУД)

Устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, их положение в пространстве (познавательные УУД)

Организовы-вать совместную работу в паре: распределять роли, осуществлять деловое сотрудничество взаимопомощь (коммуникативные УУД

Уметь высказывать свое предположение (версию) на основе работы с текстом, иллюстрацией (регулятивные УУД)

Воспроизво-дить по памяти информацию, необходимую для решения задачи (познаватель-ные УУД)

 

Прогнозиро-вание, предвосхище-ние результата и уровня усвоения знаний (регулятивные УУД)

Физминутка Время: 1 мин

   

Шевелились у цветка все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел.

В ярком платье модница, погулять охотница.
От цветка к цветку летает, утомится — отдыхает.

Подъём.

Ходьба на месте.

Потягивание вверх, назад.

Приседание.

Вращение руками.

Наклоны туловища.

Воспроизво-дить по памяти информацию, необходимую для решения задачи, устанавливать связи (познаватель-ные УУД)

5. Первичное осмысление и закрепление 

изученного материала

 Время:20 мин
Этапы:

- анализ образца;

- плани-рование  трудовых операций;

- коллектив-ная

практическая работа;

- планирова-ние

 трудовых операций;

 

- самостоя-тельная

практическая работа.

Анализ образца:

- Что вы видите? (панно, вазы, стаканчики)

 - Каково назначение изделия?

   (эстетическое, можно повесить на

    стену или украсить интерьер)

 - Из каких материалов выполнена работа?

   (стекло)

 - Как можно перенести контур рисунка на стеклянную поверхность?

   (нарисовать от руки, разметить по

   шаблону)

 - Что вы уже умеете? (выполнить рисунок

    по шаблону)

 - Чего вы еще не знаете, не умеете? Чему

    надо научиться?

   (выполнять  изображение в цвете)

 - Какие инструменты понадобятся для выполнения  изображения в цвете? (краски)

Конструкторско-технологические задачи (проблемные ситуации):

 - Что и как можно сделать, чтобы соединить эскизный рисунок и стеклянную поверхность? (взять

   Эскиз и прикепить его с обратной стороны стекла скотчем)

 - Как получить аккуратное изображение? 

   (держать контурную краску вертикально и наносить ее на поверхность стекла слегка нажимая на тюбик).

Тренировочные упражнения

 - Сейчас возьмите пробный образец, мы

    попробуем освоить

   простейшие приемы росписи:

      1) работа над контуром;

      2) заполнение пространства цветом.

 - Зависит ли качество вашего изображения от силы нажима на тюбик? (да)

Отложите пробные образцы.

 - Ребята, вы сейчас вы должны будете

   выполнить роспись по стеклу.

У каждого будет своя работа, поэтому

   художественный замысел зависит только от вашей фантазии.

 - Сейчас вам необходимо составить план

    работы, опираясь на схему:

1.        Выбери сюжет.

2.        Выполни эскиз на бумаге.

3.        Перенеси рисунок на стекло (эскиз с помощью скотча прикрепляется к стеклу).

4.        Поверхность стекла обезжиривают спиртом или ацетоном.

5.        Обведи изображение контурной краской без нажима.

6.        Дождись пока контурная краска высохнет.

7.        Заполни изображение цветными красками соответственно эскизу пространства между контурными линиями, тщательно промывая кисть при перемене цвета.

 - Работа у каждого своя, но в ходе ее

   выполнения вы можете обмениваться

   идеями с соседом по парте, советоваться с ним. 

 - Есть ли вопросы ко мне по предстоящей

   работе?

 - Приступайте к работе, не забывая о

   правилах ТБ.

– Для получения первоначальных навыков витражной росписи, мы воспользуемся несложным рисунком.

– Сегодня на уроке мы будем рисовать бабочек. Вы, конечно, не раз наблюдали, как в теплый летний день порхают над лужайкой разноцветные бабочки. Люди придумали об этих красавицах много сказок и легенд. В одной из сказок говорится, что бабочки – это ожившие цветы, которые сорвались со стебелька. За их красоту люди дали этим насекомым красивые имена. А каких бабочек вы знаете? (Лимонница, крапивница, парусник и др.)

– Посмотрите на эти нарядные платья бабочек, какие узоры вы заметили? (слайд 31) (Разноцветные пятнышки, волнистые каемки, веселые брызги прожилок). Бабочки всегда красивы, как – будто собрались на бал. Узор, какой бабочки вам понравился больше всего? Почему? А кто же рисует эти узоры? (Природа)

Ваша задача, с помощью витражных красок, сделать аппликации бабочек, в красивом, ярком, узорчатом платье.

Анализируют образец.

Прогнозируют замену инструментов.

Планируют учебные задачи

Работают с заранее подготовленными образцами

 

Анализируют схему работы, данную в учебнике.

Составляют план работы.

Выполняют

индивиду-альную работу

 просматривают изображения бабочек с узорами на крыльях

Оценивать весомость действий

(регулятивные УУД)

 

Анализировать и прогнозировать свою работу

(регулятивные УУД)

 

Устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, их положение в пространстве (познаватель-ные УУД)

Корректиро-вать деятельность и устранять ошибки; оценивать уровень владения тем или иным учебным действием

(регулятивные УУД)

Уметь составлять план работы и работать по нему, применять схемы (регулятивные УУД)

Находить необходимую для работы информацию в учебнике

(личностные УУД)

Осуществлять деловое сотрудничество взаимопомощь (коммуникативные УУД)

Применять правила делового сотрудничества (личностные УУД)

6. Контроль
Время: 2 мин
Этапы:

- осуществле-ние

контроля;

- осуществле-ние коррекции.

 - Ребята, выполняя работу, сравнивайте

   свои изделия с образцом, ориентируйтесь

   на схемы, помогайте друг другу,

   при необходимости исправляйте ошибки.

 

 

(уборка рабочих мест по мере сдачи работ)

Выполняют работу, следуя плану, с опорой на свой опыт тренировоч-ного упражнения.

Анализируют правильность выполнения работы у себя и у товарища.

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения (регулятивные УУД)

Оценивать результаты деятельности своей и чужой

(регулятивные УУД)

Комментиро-вать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания (коммуникативные УУД)

7. Итоги урока. 

Рефлексия 
Время: 3 мин
Этапы:

- анализ готовых работ;

- оценивание работ.

 – Итак, подведем итог урока. – С каким видом ДПИ вы сегодня познакомились на уроке?
 Что означает витраж в переводе с французского vitre, родина Витража?
Какова технология его выполнения?
 В чем особенность витражных красок?
– Что нового узнали о бабочках?
 Где можно применить ваши готовые работы?

- Ребята, давайте, поместим наши готовые

   работы на выставку.

 - Какую оценку вы можете дать своей

   работе, работе товарищей? (все

   постарались)

 - У кого получились особенно удачные

   работы, на ваш взгляд?

 - Почему вы выбрали именно эти работы?

   (композиция, художественный замысел,

    аккуратность, прочность).

 

 - Что нового вы узнали на уроке?

 - Чему научились?

 - Какие знания и умения помогли вам

   сегодня аккуратно и красиво выполнить

   работу? 

Оценивают свою работу, работы товарищей.

Выделяют наиболее удачные работы, обосновывают свой выбор.

Анализируют свою работу на уроке, отвечают на вопросы учителя.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, комментиро-вать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания (коммуникативные УУД)

Уметь оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки

(регулятивные УУД)

Уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт

(познаватель-ные УУД)

8. Домашнее задание.

Время: 2 мин

 - Ребята, кто захочет, дома может

   выполнить еще одно панно

   Мы его также поместим на нашу выставку работ.

– Эти красивые бабочки, будут напоминать вам об искусстве и красоте окружающего мира. Природа нам дарит много красивых вещей. Нам нужно уметь видеть и беречь эту красоту! На этом наш урок завершается. Желаю вам удачи и всего хорошего.

Записывают задание в дневник.

 

 

2.4. Сформированность УДД

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программы кружка по ИЗО деятельности:

  • чувство гордости за культуру и искусство;
  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  • понимание особой роли культуры и  искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом  отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
  • умение обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности  универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений;
  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной, конструктивной ,декоративной (народные и прикладные виды искусства);
  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
  • понимание образной природы искусства;
  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах; 
  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;  
  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
  • освоение умений применять в художественно—творческой  деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
  • овладение   навыками изображения графическими материалами и средствами; 
  • изображение в творческих работах  особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего  мира человека.

Ученик научится:

  • на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
  • отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы художественной росписи по стеклу;
  • применять приёмы рациональной безопасной работы ручными инструментами: кисти, краски.
  • изготавливать плоскостные изображения в цвете по

простейшим рисункам.

Ученик получит возможность научиться:

  • отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;
  • прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;
  • использовать собственные фантазии, для создания целостного образа.

Заключение

     Таким образом, философские и психолого-педагогические основы творческой активности личности позволяют выстроить педагогическую концепцию факторов развития творческой активности младших школьников в процессе их обучения художественной росписи по стеклу во внеурочной деятельности на занятиях по ИЗО деятельности:

- как совокупность факторов, способствующих ее активизации (использование образовательных возможностей учебной деятельности в рамках кружковых занятий по ИЗО деятельности, фасилитационная способность учителя, атмосфера эмпатического взаимопонимания);

- как совокупность предпосылок, от которых зависит успешность данного процесса (развитие интереса к учебной деятельности, поощрение самостоятельности учащихся, выработка умений сотрудничества);

- совокупность условий, обеспечивающих развитие творческой активности (создание ситуаций взаимодействия учителя и учащихся в процессе трудовой художественно-творческой деятельности, основанного на эмпатическом взаимопонимании и активном диалоге; использование потенциала содержания кружка по ИЗО деятельности, включение в учебный процесс инновационных педагогических технологий, проблемно-диалогической технологии образовательной системы «Школа 2100»);

- совокупность критериев, свидетельствующих об эффективности работы по педагогическому обеспечению развития творческой активности (возрастание позитивности самооценки школьников, развитие их способности к рефлексии, наращивание креативных потенциалов личности);

- совокупность закономерностей, которыми обусловлена эта работа (чем более учебный процесс ориентирован на внутреннюю работу учащихся по саморазвитию, тем эффективнее развитие их творческой активности; чем более учитель опирается на субъектную позицию ученика, в процессе включения его в творческую деятельность, тем интенсивнее его творческая самореализация; чем выше способность педагога к помогающему общению с учащимися, тем продуктивнее их творческая активность);

- совокупность принципов руководства работой (ориентация на развитие творческой активности ребенка; опора на его субъектность его в учебной деятельности; поддерживающий характер взаимодействия в образовательном процессе).

     Учитель изобразительного искусства призван способствовать формированию у школьников желание заниматься творчеством, с   интересом относится к произведениям изобразительного искусства. Очень важно пробудить у детей желание «хочу узнать». Но этого мало, необходимо подвести их к следующему этапу «хочу сделать», вселить уверенность «могу сделать» и помочь довести работу до конца – «я сделал!». Успех окрыляет, побуждает желание узнать новое, выполнить более сложную работу.

Список литературы

  1. Алейников, А.Г. О креативной педагогике [Текст]. // Вестник высшей школы. 1989.  – № 12.

  1. Алан Гир и Барри Фристоун.  Роспись по стеклу (20 чудесных проектов в стиле модерн) [Текст]. / Алан Гир и Барри Фристоун  - М.: Арт-родник, 2006.
  2. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст]. / Л.С.Выготский. – М.: Просвещение, 1991.
  3. Данилевский В. В. М. В.Ломоносов и художественное стекло [Текст]. / В.В.Данилевский -  М.: 1964, С. 104.
  4. Витражи в пседоготических сооружениях 1820-1840-х гг. [Текст]. / Петербургские чтения - 95. Материалы научной конференции 22-26 мая 1995/ С-Пб.: 1995, С.112-115.
  5. Витражи Аничкова дворца. [Текст]. / Аничков дворец - памятник российской истории. Материалы конференции/ С-Пб.: 1997.
  6. Власов В.Г. Стили в искусстве: Словарь[Текст]. /- СПб.: Кольна, 1995.
  7. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст]. / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008.
  8. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа. Программа «Технология» для четырехлетней начальной школы. Авторы: О.А. Куревина, Е.А. Лутцева. Программа по изобразительной деятельности. Авторы: О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская [Текст]. / Под науч. Ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Баласс, 2009.  

  1. Петровский, А.В. Роль фантазии в развитии личности [Текст]. / А.В. Петровский. — М.: Знание, 1961.
  2. Соломатин А.М. Организация внеурочной деятельности. Система «Перспективная начальная школа». Методическое пособие [Текст]. / А.М. Соломатин -  М.: 2013.
  3. Спирито М. Витражное искусство и техника росписи по стеклу [Текст]. / М. Сспирито -  М.: Альбом, 2006.
  4. Санкт-Петербургский витраж эпохи модерна: эстетика, производство, памятники. / 100 лет петербургского модерна. Сборник материалов конференции, (готовится к печати).
  5. Цветное стекло в интерьере: Практическое руководство [Текст]. // М.: Издательство «Ниола-Пресс», 2007. 
  6. http://blogs.masterclassy.ru/materialyi-i-instrumentyi-pri-rabote-s-folgoy.html [Электронный ресурс].
  7. http://www.chernorukov.ru/articles/?article=201 [Электронный ресурс].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как способ развития творческой активности младших школьников

Начальная школа является составной частью всей системы непрерывного образования. Педагоги призваны учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребёнке самостоятельную личность, умеющую находить...

Развитие творческой активности младшего школьника на занятиях в ГПД.

Сейчас все более популярным становится метод проектов.  Основная задача проектного метода – развитие творческой, активной личности, способной учиться самостоятельно. Функция педагога &ndash...

Развитие творческой активности младших школьников во внеурочной деятельности.

Важное значение для развития творческой активности имеет внеурочная деятельность, так как посредством вовлечения детей в деятельность по интересам и наклонностям происходит полноценное проявлени...

Педагогический проект на тему: «Развитие творческой активности младших школьников в различных видах деятельности на уроках русского языка».

При выполнении данного проекта были поставлены следующие цели:       развитие творческого потенциала учащихся младшего школьного возраста;организация взаимодействия между детьми и ...

Проектная деятельность как способ развития творческой активности младших школьников. Текст к презентации.

Данный материал является сопроводительным текстом к презентации на тему: "Проектная деятельность как способ развития творческой активности младших школьников". Раскрываются основные цели и задачи мето...