Украшение варежки саамским узором
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 2 класс) по теме
На уроке изобразительного исскуства в курсе "Интегрированный краеведческий курс" во 2 классе приёмом "тычка" (ватными палочками") дети украшают в традициях саамского народного исскуства варежку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkr.urok_-_kraevedenie.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока:
Украшение варежки саамским узором.
Цели урока:
- Учить составлять симметричные узоры из прямых и волнистых линий, дуг, точек, геометрических фигур.
- Продолжить работу над приёмом рисования ватными палочками.
- Развивать чувство прекрасного при украшении изделия традиционным саамским узором.
- Воспитывать уважение к традициям и культуре других народов.
Оборудование:
- Проектор
- Ноутбук
- Интерактивная доска
Ход урока
- Организационный момент урока. (Звучит саамская народная музыка)
- Объявление темы. Постановка цели. ( Слайд № 1, белый)
Далеко, далеко, на краю земли, у самых северных морей, в стране голубых озёр и
каменистых сопок живут северные люди.
Сегодня мы узнаем, как называют этот северный народ, познакомимся с его творчеством и украсим праздничную варежку национальным орнаментом.
(слайд № 2. Саамские варежки)
- Вступительная беседа учителя.
-Вы догадались, о каком северном народе пойдёт сейчас речь?
Коренных жителей нашего полуострова называют саамы. (слайд № 3)
В старину их называли лопарями, от слова «лоп», что означает «живущие на краю земли».
- Как называется наш полуостров? (слайд № 4. Кольский полуостров)
Рассмотрите карту Кольского полуострова.
- Как называется наш областной центр?
Найдите Мурманск на карте.
Столица Кольских саамов – посёлок Ловозеро.
Где он находится? (показать на карте)
Чтение и обсуждение саамской сказки. (слайд № 5)
Послушайте саамскую сказку.
Ляйне и Локри.
В давние времена жили в тундре в одной семье мальчик Ляйне и девочка Локри.
Дети были большими друзьями. Но однажды они сильно поссорились. Хотят помириться, но не знают как. Тут на помощь пришёл мудрый Олень – Мяндаш. Олень знал, что общая работа помирит детей.
Дал он мальчику оленей кожи, а девочке бисер. Несколько дней Ляйне и Локри шили варежки и украшали их узором из бисера.
Весеннее солнышко обогревало детей, сопки защищали их от холодного ветра, волны реки пели детям добрые песни, птицы разгоняли крыльями тучи на небе.
Вот и готовы красивые варежки. Одели их Ляйне и Локри и помирились. (слайд № 6)
- Понравилась сказка?
- Что помогло помириться Ляйне и Локри? (общая работа)
- Что можно сказать о саамских детях?(Какие они? Вы помните сколько им пришлось трудиться?) (трудолюбивые)
- Какое животное помогло помириться детям? (Олень - Мяндаш) (слайд № 7, белый)
4.Подготовка к практической работе.
- Рассмотрите образцы саамского орнамента.
- Что называют орнаментом?
(орнамент – это узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов)
Обратите внимание на форму узоров. (слайд № 8. Саамские узоры)
- Рассмотрите нарядный орнамент на женских шапках.
- Как называется по-саамски женский головной убор? (шамшура)
-Прочитайте слово «шамшура».
- Любят саамы украшать узором из бисера даже пояса и сумки – кисы.
(слайд № 9. Саамские сумки)
Прочитали «киса».
- Рассмотрим элементы, составляющие саамский орнамент. (слайд № 10)
- Какой вид орнамента используют саамы? (геометрический) (слайд № 11)
Показ на рисунках элементов саамского орнамента.
- На какой персонаж саамской сказки похож этот элемент?
- Вспомните сказку. Чем вышивали саамы свои узоры? (бисером)
- Что такое бисер? (цветные стеклянные бусинки)
- Послушайте стихотворение саамской поэтессы Екатерины Галкиной.
- Какие цвета используются в саамских узорах? (слайд № 12)
(читает ученик)
Бусинка к бусинке ровненько ляжет
Чётким узором на ярком сукне.
Каждый узор подробно расскажет
О мастерстве на снегу при луне:
Четыре цвета – шамшура готова,
Красный цвет жизни и очага,
На нём крупинки голубого,
Это озёра, реки – вода.
Жёлтый ласкает и радует глаз –
Это луч солнца просунулся в щель.
Дополняет узор белый, как слюда снег,
Засыпаны им берёзы и ели.
- Какие цвета использовали в своих узорах саамы? (слайд № 13)
- Каким цветом обозначают саамы солнце? (жёлтым)
- А очаг, жизнь? (красным)
- Что означает синий, голубой цвет в узорах? (небо, вода)
- А белый цвет? (снег)
Умело используя эти цвета саамы украшали свои изделия. И сейчас мы будем учиться составлять саамские узоры.
Но сначала Олень – Мяндаш приглашает нас поиграть. (слайд № 14)
- Физминутка
У оленя дом большой
Он глядит в своё окошко,
Зайчик по лесу бежит,
В дверь к нему стучит:
- Тук-тук, дверь открой,
Там в лесу охотник злой.
- Зайчик, зайчик, забегай,
Лапку мне давай.
- Выполнение практической работы.
а) Украшение полоски
- Придвиньте полоску бархатной бумаги и достаньте из конверта детали общего узора.
Попробуйте составить свой орнамент. (1 ученик работает у доски и составляет узор)
(Учитель оценивает работу учащихся)
- Посмотрите на узор, составленный на доске.
- Можно назвать его орнаментом?
- Правильно ли использованы цвета?
б) Украшение варежки
- А теперь будем учиться составлять узоры на варежках.
Прочитали «вяц».
- Работать будем гуашью.
- Для рисования используем ватные палочки
- Узор в саамском орнаменте выполняется бисером.
- Бисер нанизывается на ниточку
- А вы мысленно представьте ниточку на варежке.
- Наш бисер будем нанизывать тычковым способом. Каждая капелька – бусинка.
(образец на доске)
Алгоритм работы
-Что нужно знать, чтобы выполнять рисунок?
- Что это? (орнамент)
- Из чего он состоит? (из геометрических фигур)
- Какие цвета используют? (жёлтый, красный, синий¸ белый)
- Капелька -
- 1 капелька – это 1 бусинка
- Наблюдайте, как я украсила свою варежку. (слайд № 15)
- Узор можно изменять.
- Что обозначает жёлтый цвет?
- Что обозначает красный цвет?
- Что обозначает синий цвет?
- Что обозначает белый цвет?
- Закройте глаза. Представьте свой узор. Приступите к работе.
- Подведение итогов. (Готовые изделия вывешиваются на доску)
- Взяли готовые работы и повесили на доску.
- Орнаментом какого народа украшали варежку – вяц?
- Кто такие саамы?
- Где они живут?
-Все хорошо поработали.
Подарите свои варежки Оленю – Мяндаш. (слайд № 16)
Пусть он передаст от нас тепло и красоту саамскому народу.
Литература.
- Волков Н. «Российские саамы: Историко – этнографические очерки», Санкт – Петербург, 1996г..
- Хомич Л. В. «Саамы», Санкт – Петербург, 1999г..
- Косменко А. П. «Народное изобразительное искусство саамов Кольского полуострова XIX – XX веков: Этнографический очерк», Петрозаводск, 1993 г..
- Илюхин В. У. «Творчество – у истоков гражданственности», Москва, 1989г..
- «Саамские сказки», Москва, 1992 г..
- Алексеенко Е. В. «Орнаментальное искусство в начальной школе», Начальная школа № 8, 2003 г..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новогоднее украшение кабинета. Серебряные узоры
Елка украшена в стиле Винтаж. Кабинет оформлен в стиле Прованс. Получилось красиво....
Внеурочное занятие по эстетическому направлению "Украшение варежки"
конспект занятия в рамках внеурочной деятельности художественно-эстетического направления.Тема : "Украшение варежки"...
Конспект урока изоискусства. Тема: "Украшение и фантазия. Узор на воротнике" 2 класс (Б. М. Неменский)
Тема урока: Украшение и фантазия. Узор на воротнике.Цели деятельности учителя:- развивать наблюдательность, творческое воображение;- способствовать приобретению опыта эстетических впечатлений;- учить ...
Конспект урока изоискусства. Тема: "Украшение и фантазия. Узор на воротнике" 2 класс (Б. М. Неменский)
Тема урока: Украшение и фантазия. Узор на воротнике.Цели деятельности учителя:- развивать наблюдательность, творческое воображение;- способствовать приобретению опыта эстетических впечатлений;- учить ...
Технологическая карта урока по изобразительному искусству «Украшения и фантазия (Узор на воротнике)» (2 класс)
Тип урока: «открытие нового знания»Цель урока: создать условия для развития познавательного интереса и практических умений через собственное творчество в создании узора на воротнике.Задачи...
Технологическая карта урока ИЗО во 2 «Б» классе по теме: «Украшения в природе. Узоры паутины»
Технологическая карта урока ИЗО во 2 «Б» классе по теме: «Украшения в природе. Узоры паутины»...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ. «Красоту нужно уметь замечать. Украшение варежки» (1 класс) УМК "Школа России"
Тема урока: «Красоту нужно уметь замечать. Украшение варежки»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представлений о красоте вокругЗадачи урока Планиру...