Украшение варежки саамским узором
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 2 класс) по теме

Кочурина Галина Владимировна

На уроке  изобразительного исскуства в курсе "Интегрированный краеведческий курс" во 2 классе приёмом "тычка" (ватными палочками") дети украшают в традициях саамского народного  исскуства варежку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkr.urok_-_kraevedenie.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:

Украшение варежки саамским узором.

Цели урока:

  • Учить составлять симметричные узоры из прямых и волнистых  линий, дуг, точек, геометрических фигур.
  • Продолжить работу над приёмом  рисования ватными палочками.
  • Развивать чувство прекрасного при украшении изделия традиционным саамским узором.
  • Воспитывать уважение к традициям и культуре других народов.

Оборудование:

  • Проектор
  • Ноутбук
  • Интерактивная доска

Ход урока

  1. Организационный момент урока.                                (Звучит саамская народная музыка)
  2. Объявление темы. Постановка цели.                                                    ( Слайд № 1, белый)

Далеко, далеко, на краю земли, у самых северных морей, в стране голубых озёр и

каменистых сопок живут северные люди.

        Сегодня мы узнаем, как называют этот северный народ, познакомимся с его творчеством и украсим праздничную варежку национальным орнаментом.

                                                                                                        (слайд № 2. Саамские варежки)

  1. Вступительная беседа учителя.

-Вы догадались, о каком северном народе пойдёт сейчас речь?

Коренных жителей нашего полуострова называют саамы.                           (слайд № 3)

В старину их называли лопарями, от слова «лоп», что означает «живущие на краю земли».

- Как называется наш полуостров?                                    (слайд № 4. Кольский полуостров)

   Рассмотрите карту Кольского полуострова.

-  Как называется наш областной центр?

   Найдите  Мурманск на карте.

Столица Кольских саамов – посёлок Ловозеро.

 Где он находится? (показать на карте)

Чтение и обсуждение саамской сказки.                         (слайд № 5)

Послушайте саамскую сказку.

Ляйне и Локри.

   В давние времена жили в тундре  в одной семье мальчик Ляйне и девочка Локри.

   Дети были большими друзьями. Но однажды они сильно поссорились. Хотят помириться, но не знают как. Тут на помощь пришёл мудрый Олень – Мяндаш. Олень знал, что общая работа помирит детей.

    Дал он мальчику оленей кожи, а девочке бисер. Несколько дней  Ляйне и Локри шили варежки и украшали их узором из бисера.

    Весеннее солнышко обогревало детей, сопки защищали их от холодного ветра, волны реки пели детям добрые песни, птицы  разгоняли крыльями тучи на небе.

   Вот и готовы красивые варежки. Одели их Ляйне и Локри и помирились.          (слайд № 6)

 - Понравилась сказка?

 - Что помогло помириться Ляйне и Локри? (общая работа)

 - Что можно сказать о саамских детях?(Какие они?  Вы помните сколько им пришлось трудиться?)          (трудолюбивые)  

 - Какое животное помогло помириться детям? (Олень - Мяндаш)              (слайд № 7, белый)

4.Подготовка к практической работе.

- Рассмотрите образцы саамского орнамента.

 - Что называют орнаментом?

(орнамент – это узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов)

Обратите внимание на форму узоров.                                              (слайд № 8. Саамские узоры)

 - Рассмотрите нарядный орнамент на женских шапках.

 - Как называется по-саамски женский головной убор? (шамшура)

-Прочитайте слово «шамшура».

 - Любят саамы украшать узором из бисера  даже пояса и сумки – кисы.  

(слайд № 9. Саамские сумки)

Прочитали «киса».

 - Рассмотрим  элементы, составляющие саамский орнамент.                          (слайд № 10)

 - Какой вид орнамента используют саамы? (геометрический)                        (слайд № 11)

Показ на рисунках элементов саамского орнамента.

 - На какой персонаж саамской сказки похож этот элемент?

 - Вспомните сказку. Чем вышивали саамы свои узоры?  (бисером)

 - Что такое бисер? (цветные стеклянные бусинки)

 - Послушайте стихотворение саамской поэтессы Екатерины Галкиной.

- Какие цвета используются в саамских узорах?                                                                                            (слайд № 12)

(читает ученик)

Бусинка к бусинке ровненько ляжет

Чётким узором на ярком сукне.

Каждый узор подробно расскажет

О мастерстве на снегу при луне:

Четыре цвета – шамшура готова,

Красный цвет жизни и очага,

На нём крупинки голубого,

Это озёра, реки – вода.

Жёлтый ласкает и радует глаз –

Это луч солнца просунулся в щель.

Дополняет узор белый, как слюда снег,

Засыпаны им берёзы и ели.

 - Какие цвета использовали в своих узорах саамы?                                           (слайд № 13)

 - Каким цветом обозначают саамы солнце?  (жёлтым)  

- А очаг, жизнь?  (красным) 

 - Что означает синий, голубой цвет в узорах?  (небо, вода)

 - А белый цвет?  (снег)

Умело используя эти цвета саамы украшали свои изделия. И сейчас мы будем учиться составлять  саамские узоры.

Но сначала Олень – Мяндаш приглашает нас поиграть.                           (слайд № 14)

  1. Физминутка

У оленя дом большой

Он глядит в своё окошко,

Зайчик по лесу бежит,

В дверь к нему стучит:

 - Тук-тук, дверь открой,

Там в лесу охотник  злой.

 - Зайчик, зайчик, забегай,

Лапку мне давай.

  1. Выполнение практической работы.

а) Украшение полоски

 - Придвиньте полоску бархатной бумаги и достаньте из конверта детали общего узора.

   Попробуйте составить свой орнамент.  (1 ученик работает у доски и составляет узор)

   (Учитель оценивает работу учащихся)

 - Посмотрите на узор, составленный на доске.

 - Можно назвать его орнаментом?

 - Правильно ли использованы цвета?

б) Украшение варежки

 - А теперь будем учиться составлять узоры на варежках.

   Прочитали «вяц».    

 - Работать будем гуашью.

 - Для рисования используем ватные палочки

 - Узор в саамском орнаменте выполняется бисером.

 - Бисер нанизывается на ниточку

 - А вы мысленно представьте ниточку на варежке.

 - Наш бисер будем нанизывать тычковым способом. Каждая капелька – бусинка.

(образец на доске)

Алгоритм работы

   -Что нужно знать, чтобы выполнять рисунок?

 - Что это? (орнамент)

 - Из чего он состоит? (из геометрических фигур)

 - Какие цвета используют? (жёлтый, красный, синий¸ белый)

  1. Капелька -

 - 1 капелька – это 1 бусинка

 - Наблюдайте, как я украсила свою варежку.                                              (слайд № 15)

 - Узор можно изменять.

 - Что обозначает жёлтый цвет?

 - Что обозначает красный цвет?

 - Что обозначает синий цвет?

 - Что обозначает белый цвет?

 - Закройте глаза. Представьте свой узор. Приступите к работе.

  1. Подведение итогов. (Готовые изделия вывешиваются на доску)

 - Взяли готовые работы и повесили на доску.

 - Орнаментом какого народа украшали варежку – вяц?

 - Кто такие саамы?

 - Где они живут?

-Все хорошо поработали.

Подарите свои варежки  Оленю – Мяндаш.                      (слайд № 16)

Пусть он передаст от нас тепло и красоту саамскому народу.

Литература.

  • Волков Н. «Российские саамы: Историко – этнографические очерки», Санкт – Петербург, 1996г..
  • Хомич Л. В. «Саамы», Санкт – Петербург, 1999г..
  • Косменко А. П. «Народное изобразительное искусство саамов Кольского полуострова XIX – XX веков: Этнографический очерк», Петрозаводск, 1993 г..
  • Илюхин В. У. «Творчество – у истоков гражданственности», Москва, 1989г..
  • «Саамские сказки», Москва, 1992 г..
  • Алексеенко Е. В. «Орнаментальное искусство в начальной школе», Начальная школа №  8, 2003 г..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новогоднее украшение кабинета. Серебряные узоры

Елка украшена в стиле Винтаж. Кабинет оформлен в стиле Прованс. Получилось красиво....

Внеурочное занятие по эстетическому направлению "Украшение варежки"

конспект занятия в рамках внеурочной деятельности художественно-эстетического направления.Тема : "Украшение варежки"...

Конспект урока изоискусства. Тема: "Украшение и фантазия. Узор на воротнике" 2 класс (Б. М. Неменский)

Тема урока: Украшение и фантазия. Узор на воротнике.Цели деятельности учителя:- развивать наблюдательность, творческое воображение;- способствовать приобретению опыта эстетических впечатлений;- учить ...

Конспект урока изоискусства. Тема: "Украшение и фантазия. Узор на воротнике" 2 класс (Б. М. Неменский)

Тема урока: Украшение и фантазия. Узор на воротнике.Цели деятельности учителя:- развивать наблюдательность, творческое воображение;- способствовать приобретению опыта эстетических впечатлений;- учить ...

Технологическая карта урока по изобразительному искусству «Украшения и фантазия (Узор на воротнике)» (2 класс)

Тип урока: «открытие нового знания»Цель урока: создать условия для развития познавательного интереса и практических умений через собственное творчество в создании узора на воротнике.Задачи...

Технологическая карта урока ИЗО во 2 «Б» классе по теме: «Украшения в природе. Узоры паутины»

Технологическая карта урока ИЗО во 2 «Б» классе по теме: «Украшения в природе. Узоры паутины»...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ. «Красоту нужно уметь замечать. Украшение варежки» (1 класс) УМК "Школа России"

Тема урока: «Красоту нужно уметь замечать. Украшение варежки»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представлений о красоте вокругЗадачи урока Планиру...