Рабочая программа по ИЗО 4 класс
рабочая программа (изобразительное искусство, 4 класс) на тему
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по ИЗО для 4 класса ФГОС 2004, "Школа России".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarno-_tematich_izo_4_klass.doc | 119.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
с.Тат-Верх-Гоньба Малмыжского района
Кировской области
Рассмотрено на заседании Согласовано Заместитель Утверждаю Директор
ШМО учителей директора по УВР МКОУ СОШ
начальных классов, ____________ с. Тат-Верх-Гоньба
эстетического и Ахатова Р.Ш. ____________
здоровьесберегающего цикла от 30.08.2013 Загидуллина Г.А.
протокол №1 приказ № 81
От 29.08.2013 30.08.2013
Руководитель ШМО________
ЗагидуллинаД.Ф.
Рабочая программа
по изобразительному искусству
в 4 классе
Учитель начальных классов
Саляхутдинова И.В.
I квалификационная категория
Срок реализации программы 1 год
2013-2014 учебный год
с.Тат-Верх-Гоньба
2013 год
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 г.) и примерной Программы «Школа России»(2007 г.) по изобразительному искусству, разработанной Б.М.Неменским и реализует базовый уровень.
Цели и задачи программы:
- развитие способности к эмоционально- ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
- освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно- прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребёнка;
- овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к её традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа, 1 час в неделю.
Учебно-методический комплект:
- Учебник: Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С. «Каждый народ - художник» 4 класс М. Просвещение.
- М\п «Изобразительное искусство. 4 класс Поурочные планы.»
- Тетрадь по изобразительному искусству «Твоя мастерская»
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен знать/ понимать:
* основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
* известные центры народных художественных ремесел России;
* ведущие художественные музеи России;
уметь:
- различать основные и составные, тёплые и холодные цвета;
- узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
- сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно- прикладного искусства);
- использовать художественные материалы (гуашь, карандаши цветные, акварель, бумагу);
- применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах, иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- самостоятельной творческой деятельности;
- обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.
Календарно-тематическое планирование
по изобразительному искусству
в 4 классе
№ п\п | Наименование разделов и тем. | Всего часов |
1. | Истоки родного искусства | 8 ч. |
2. | Древние города нашей земли. | 7 ч. |
3. | Каждый народ - художник | 10 ч. |
4. | Искусство объединяет народы. | 9ч. |
34 часов
Содержание программы
Тема: Истоки нашего народа-(8 часов).
Пейзаж родной земли .Гармония жилья с природой.
Деревня – деревянный мир -3 ч.
Образ красоты человека -3 ч.
Народные праздники -2 ч.
учащиеся должны:
- развить свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека;
- осваивать выразительные возможности художественных материалов: гуаши, акварели, пастели и мелков, угля, карандашей, пластилина,
- приобрести первичные навыки художественного восприятия различных видов и жанров искусства, начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства и их социальной роли, т.е. значение в жизни человека и общества;
- учиться анализировать произведения искусства, приобрести знания о конкретных произведениях выдающихся художников в различных видах искусства, научиться активно использовать художественные термины и понятия;
Тема: Древние города нашей Земли ( 7часов).
Древнерусский город – крепость -1ч.
Древние соборы -1ч.
Древний город и его жители -1ч.
Древнерусские воины – защитники -1ч.
Города Русской земли -1ч.
Узорочье теремов -1ч.
Праздничный пир в теремных палатах 1ч.
учащиеся должны:
- осваивать основы первичных представлений о трех видах художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов;
- приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живописи, графике, скульптуре, дизайне, началах архитектуры, декоративно – прикладных и народных формах искусства;
- развить фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;
- овладеть начальным опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобрести навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности;
- приобрести первичные навыки изображения предметного мира, растений и животных, начальные навыки изображения пространства на плоскости и пространственных построений, первичные представления об изображении человека на плоскости и в объеме;
- приобрести навыки общения через выражение художественных смыслов, выражение эмоционального состояния, своего отношения к творческой художественной деятельности, а также при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;
- приобрести знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, в организации форм общения людей, создания среды жизни и предметного мира;
Тема: Каждый народ – художник (10часов).
Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры
Японии – 3 ч.
Образ художественной культуры Древней Греции -3ч.
Образ художественной культуры средневековой Западной Европы – 3ч.
Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы) -1ч.
учащиеся должны:
- освоить основы первичных представлений о трех видах художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов;
- приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живописи, графике, скульптуре, дизайне, началах архитектуры, декоративно – прикладных и народных формах искусства;
- развить свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость
- приобрести первичные представления о деятельности художника в синтетических и зрелищных видах искусства (в театре и кино);
- приобрести первичные представления о богатстве и разнообразии художественных культур народов Земли и основах этого многообразия, о единстве эмоционально – ценностных отношений к явлениям жизни.
Тема: Искусство объединяет народы (9 часов).
Все народы воспевают материнство -2ч
Все народы воспевают мудрость старости -1ч.
Сопереживание – великая тема искусства -2ч.
Герои, борцы, защитники- 1ч.
Юность и надежды .Искусство народов мира (обобщение темы) -3 ч. учащиеся должны:
- научиться анализировать произведения искусства, приобрести знания о конкретных произведениях выдающихся художников в различных видах искусства, учатся активно использовать художественные термины и понятия;
- овладеть начальным опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобрести навыки коллективного творчества, уметь взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности;
- приобрести первичные навыки изображения предметного мира, растений и животных, начальные навыки изображения пространства на плоскости и пространственных построений, первичные представления об изображении человека на плоскости и в объеме;
- приобрести навыки общения через выражение художественных смыслов, выражение эмоционального состояния, своего отношения к творческой художественной деятельности, а также при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;
- приобрести знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, в организации форм общения людей, создания среды жизни и предметного мира;
Планируемый уровень подготовки учащихся:
- формируются представления об основных жанрах и видах произведений изобразительного искусства; умения различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
- узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
- сравнивать различные виды изобразительных искусств (графика, живопись, декоративно- прикладное искусство);
- применять главные средства художественной живописи, графики, скульптуры, декоративно- прикладного искусства в собственной художественной творческой деятельности;
- полученные знания и умения использовать в практической и повседневной жизни для самостоятельной творческой деятельности, обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства при посещении художественных выставок и музеев изобразительного искусства и народно- прикладного творчества.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Название раздела, темы урока | Элементы содержания изучаемого материала в соответствии с ФКГОС | Кол-во ча-сов | Требования к уровню подготовки учащихся. | Тип урока | Форма урока | Средства обучения. Информационное сопровождение | План | Факт |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
Истоки родного искусства – 8 часов. | |||||||||
1-3 | Пейзаж родной земли. Гармония жилья и природы. Деревня –деревянный мир. | Выбор и применение вырази-тельных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Передача настроения в творчес-кой работе с помощью цвета, то-на, композиции. Выражение сво-его отношения к произведению изобразительного искусства в высказывании, рассказе. Зна-комство с отдельными произве-дениями выдающихся художников. | 3 | Знать и уметь различать основные и составные, теплые и холодные цвета; использовать художественные материалы: гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага. | Изучение нового материала | Коллектив-ная работа | Репродукции картин И. Левитана, К. Коровина, И.И. Шишкина и др.; стихи С. Есенина, фотографии зданий, домов. | ||
4-6 | Образ красоты человека ( на-родный костюм, женский образ, мужской образ) | Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образное содержание искусства. Отражение в произведениях пластических искусств челове-ческих чувств и идей; отношения к природе, человеку и обществу. Изображение с натуры, по памяти. | 3 | Знать жанры изобразительного искусства(портрет). Уметь определять средства выразительности настроения и чувства, отражение пропорций и мимики лица. | Изучение нового материала, применение на практике | Мини -лекция, практическая работа | Репродукции: русский народный костюм, репродукции картин И. Аргунова, К Коровина, Б. Кустодиева М. | ||
7 | Народные праздники. | Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры России. Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой. | 1 | Знать о языческих богах древних славян; народные праздники, обычаи и традиции наших предков. Уметь изображать людей в движении. | Изучение нового материала | Мини –лекция, рассказ, беседа | Репродукции кар-тин Б. Кустодиева, детские рисун-ки | ||
8 | Народные праздники. | Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры России. Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции. | 1 | Знать о языческих богах древних славян; народные праздники, обычаи и традиции наших предков. Уметь изображать людей в движении. | Применение ЗУН | Практичес-кая работа | Музыкальное оформление: частушки, Н. А. Римский-Корсаков, фрагменты опер | ||
Древние города нашей земли – 7 часов. | |||||||||
9 | Древнерусский город-крепость. | Виды и жанры изобразитель-ных искусств, их связь с жизнью. Представление о роли изобразительных искусств в ор-ганизации материального окру-жения человека, его повседнев-ной жизни | 1 | Знать о конструкти-вном образе древнерус-ского города-крепости, архитектуре города-крепости. Уметь кон-струировать из бумаги, владеть графическими материалами. | Изучение нового материала | Лекция | Репродукции картин А. Васнецова, И. Билибина «Сказка о царе Салтане» | ||
10 | Древние соборы. | Освоение основ рисунка. Созда-ние моделей предметов бытово-го окружения человека. Овладе-ние навыками бумагопластики. Использование в деятельности различных художественных техник и материалов | 1 | Знать об истории соз-дания соборов Москвы, об особенностях архи-тектуры древних собо-ров.Уметь конструи-ровать из бумаги. | Изучение нового материала, применение на практике | Практичес-кая работа | Репродукции картин А. Васне-цова, фотографии соборов колокольни Ивана Великого | ||
11 | Древний город и его жители. | Освоение основ рисунка. Созда-ние моделей предметов бытово-го окружения человека. Овладе-ние навыками бумагопластики. Использование в деятельности различных художественных техник и материалов. Основы изобразительного языка: компо-зиция, пропорции. | 1 | Знать об организации внутренного пространства города; представление об архитектуре Кремля, торговой площади и посаде; характер жилых построек. Уметь конструировать из бумаги, выделять средства художественной выразительности. | Применение ЗУН | Коллективная практическая работа | Репродукции картин А. Васнецова, детские рисунки | ||
12 | Древнерусские воины-защитники. | Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образное содержание искусства. Отражение в произведениях пластических искусств челове- ческих чувств и идей; отношения к природе, человеку и обществу. Изображение по памяти и воображению. | 1 | Знать об образе жизни людей(князя, его дружины, ремесленников); о вооружении древнерусских воинов-защитников. Уметь изображать человека. | Изучение нового материала, применение на практике | Мини- лекция, практическая работа | Фотография памятника Минину и Пожарскому в Москве, В. Васнецов «Богатыри» | ||
13-14 | Города Русской земли. Узорочье теремов. | Освоение основ рисунка. Созда-ние моделей предметов быто-вого окружения человека. Овла-дение навыками бумагоплас-тики. Использование в деятель-ности различных художествен-ных техник и материалов. Зна-комство с отдельными произве-дениями выдающихся худож-ников. | 2 | Знать об исторической архитектуре и памятниках древнерусских городов; особенности облика городов; история и характер деятельности жителей. Знать об образах теремной архитектуры; варианты украшения царских палат(роспись, орнамент, изразцы). Уметь выражать настроение в живописи. | Изучение нового материала, применение на практике | Мини- лекция, практическая работа | В. Васнецов «Новгородский торг», детские рисунки | ||
15 | Праздничный пир в теремных палатах. | Виды и жанры изобразительных искусств, их связь с жизнью. Представление о роли изобрази-тельных искусств в организации материального окружения чело-века, его повседневной жизни. Участие в обсуждении содержа-ния и выразительных средств. | 1 | Знать и уметь изображать стилистическое единство костюмов людей, праздничную одежду, облик архитектуры. | Обобщающий урок | Коллективная практическая работа | Иллюстрации И. Билибина к «Сказке о царе Салтане», русской народной сказке «Царевна –лягушка» | ||
Каждый народ - художник -10 часов. | |||||||||
16-18 | 1.Страна восходящего солнца (Япония). 2.Отношение к красоте природы в японской куль-туре.3. Образ человека, харак-тер одежды в японской культуре | Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры мира. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции. Участие в обсуждении содержа-ния и выразительных средств. | 3 | Знать о характере архитектуры в Японии; традиционные японские праздники. Знать о характере образа японской природы; творчество японских художников; различие образов японского и русского пейзажей. Знать о японской национальной одежде. Уметь выделять средства художественной выразительности в живописи; работать с акварелью, пастелью, гуашью. | Изучение нового материала, применение на практике | Мини- лекция, практическая работа | Японское искусство, фото, рисунки, использование Интернета | ||
19-21 | Образ художес-твенной культуры Древней Греции.1.Образ красоты древ-негреческого человека. 2. Древнегреческая архитектура. 3. Древнегре-ческий праз-дник. Олим-пийские игры в Древней Греции | Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры мира. Передача на-строения в творческой работе с помощью цвета, композиции. Участие в обсуждении содержа-ния и выразительных средств. | 3 | Знать о древнегреческих скульптурах и искусстве греческой вазописи. Уметь изображать человека в движении. Знать понятие «ордер» в греческой архитектуре, виду ордеров. Уметь конструировать из бумаги. Знать об Олимпийских играх, которые проводились в Древней Греции. Уметь работать творчески, композиционно мыслить. | Изучение нового материала, применение на практике | Мини- лекция, коллективная практическая работа | Мифы Древней Греции; слайды с изображением скульптуры, вазописи; работы учащихся | ||
22-24 | Образ художес-твенной культуры средневеко-вой Западной Европы. 1. Образ готических горо-дов среневеко-вой Европы. Средневековая архитектура. 2. Средневековые готические кос-тюмы. Ремеслен-ные цеха.3. Об-раз художес-твенной куль-туры Средней Азии | Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры мира. Передача на-строения в творческой работе с помощью цвета, композиции. Участие в обсуждении содержа-ния и выразительных средств.
| 3 | Знать об образе готических городов средневековой Европы, образы готического храма и его декор. Уметь различать образы готических городов. Знать о готических костюмах, о сословных разделениях людей, о ремесленных цехах. Уметь различать готические костюмы. Знать и уметь различать памятники архитектуры Средней Азии. Уметь выполнять технику аппликации. | Изучение нового материала, применение на практике | Мини- лекция, коллективная практическая работа | Слайды с изображением средневековых городов, зданий, одежды людей. | ||
25 | Обобщение по теме «Каждый народ Земли- художник» | Передача настроения в твор-ческой работе с помощью цвета, композиции. Выбор и примене-ние выразительных средств для реализации собственного замыс-ла в рисунке | 1 | Знать о стилистических единствах образа природы, образы архитектуры и образы человека в каждой культуре. Уметь различать художественные культуры в мире. | Обобщающий урок | Практичес-кая работа | Картины, рисунки по теме. | ||
Искусство объединяет народы -9 часов. | |||||||||
26-27 | Все народы воспевают материнство. | Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, композиция, про-порции. Изображение по памяти и воображению. Картины мате-ринства в ведущих художес-твенных музеях России. | 2 | Знать об едином образе матери в искусстве разных народов. Уметь рисовать по представлению и по памяти. | Изучение нового материала, применение на практике | Мини- лекция, практическая работа | Аудиозапись ко-лыбельных песен; икона Владимир-ской Богоматери, Рафаэль «Сикс-тинская мадонна», П.Пикассо «Мать и дитя», Б. Немен-ский «Тишина» | ||
28 | Все народы воспевают мудрость старости. | Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, композиция, про-порции. Изображение по памяти и воображению. Выражение сво-его отношения к произведению изобразительного искусства в высказывании, рассказе. | 1 | Знать о роли живописи в изображении внутренней красоты человека, красоты его душевной жизни. Уметь выделять средства художествен-ной выразительности, рисовать по представлению. | Применение ЗУН | Практичес-кая работа | Репродукции картин Рембрандта, Леонардо да Винчи, П.Пикассо, детские работы. | ||
29-30 | Сопереживание - великая тема искусства. | Виды и жанры изобразительных искусств, их связь с жизнью. Представление о роли изобрази-тельных искусств в организации материального окружения чело-века, его повседневной жизни. Участие в обсуждении содер-жания и выразительных средств. | 2 | Знать о том , как художник через искусство выражает свое сочувствие, учит сопереживать чужому горю. Уметь выделять средства художественной выразительности. | Изучение нового материала, применение ЗУН | Мини- лекция, практическая работа | Репродукции картин Рембрандта, Леонардо да Винчи, П Пикассо | ||
31 | Герои, борцы и защитники. | Отражение патриотической темы в произведениях художников. Использование в деятельности различных художественных техник и материалов. Картины патриотизма русского народа в ведущих художественных музеях России. Взаимосвязь изобразительного искусства с литературой, кино. | 1 | Знать о работе скульптора, этапах работы с монументальной скульптурой, ее характером. Уметь работать с пластилином. | Изучение нового материала, применение ЗУН | Выполнение проекта памятника в объеме (коллективная работа на военную тему) | Репродукции па-мятников героям ВОВ, картин Давида, П. Пикассо, А. Дейнеки, посвященных ВОВ, панорамы Сталинградской битвы | ||
32-34 | Юность и надежды.. Искусство народов мира. Праздник искусств. «Здравствуй лето!» | Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры России и мира. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств. | 3 | Знать об изображении в искусстве разных народов радости детства. Уметь изображать людей. Уметь выполнять виды художественной деятельности. | Изучение нового материала, применение ЗУН | Мини- лекция, практическая работа | Сюжетные, тематические рисунки, картин З. Серебряковой, В. Тропинина |
Ресурсное обеспечение рабочей программы
1. Учебник: Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С. «Каждый народ- художник»» 4 класс М. Просвещение, 2008г.,
2. М\п «Изобразительное искусство. 4 класс Поурочные планы.», С.Б. Дроздова, Волгоград, 2008 г..
3. Тетрадь по изобразительному искусству «Твоя мастерская». М., Просвещение, 2008 г.
4. Дидактические материалы: картины художников, декоративно- прикладные изделия, виды изобразительного искусства, словари, методические пособия по видам изобразительного искусства, фотографии, таблицы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...
Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"
Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...
Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова
Рабочая программа содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...
Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...