конспект занятия по рисованию "Солнечный круг" рисуем солнце
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 1 класс) по теме

Чиликанова Ольга Михайловна

«Солнечный круг»

I часть (1-ый час)

 

1.организационный момент.

 

- Здравствуйте, ребята. А вы любите отгадывать загадки?

-ну, тогда попробуйте отгадать мои загадки:

    Без него плачемся,

А как появится,-

                         От него прячемся!         (солнце)

 

Доброе, хорошее, на всех глядит,-

   А на себя - не велит!            (солнце)

 

 По небу ходит маляр без кистей,

                         Краской коричневой красит людей.     (солнце)

 

Жёлтая тарелка на небе висит.

                           Жёлтая тарелка всем тепло дарит.       (солнце)

 

- молодцы! Как вы быстро все загадки отгадали.

 

2.введение в тему.

 

- и мы сегодня с вами будем рисовать…… Солнце!

- что такое солнце? – солнце, это самая близкая к нашей планете звезда! Это огромный огненный шар!

- Солнце – это источник жизни,  тепла и света.

(просмотр картинок)

 

3. объяснение нового материала.Теория.

 

- какая геометрическаяфигура лежит в основе изображения солнца?- правильно, круг.

- вот  круг (показываю бумажный круг) , он похож на солнце? – пожалуй, не совсем. Ведь круглую форму имеют и другие предметы: тарелка, колесо, апельсин… (ДЕТИ НАЗЫВАЮТ ПРЕДМЕТЫ КРУГЛОЙ ФОРМЫ)

- чего же не хватает, чтоб этот круг превратился в солнышко?

- ну конечно же ему не хватает солнечных лучей!

                                                              (рисую на доске)                        

                                                         Нарисую жёлтый круг,

                                                         После – лучики вокруг,

                                                         Пусть на белом свете

                                                         Ярче солнце светит!

- вот теперь всем сразу ясно, что это не колесо, не тарелка, не луна, а это солнышко лучистое-золотистое!

- скажите,ребята, а может быть солнышко в виде половинки круга?

- да, может! Когда солнце выходит (утро) или заходит (вечер) за горизонт, вот в это время мы и наблюдаем только часть солнечного круга (картинка).

- а можно увидеть на небе четвертинку солнца? Пожалуй нет. Только дети в своих рисунках изображают солнце в углу листа – вот и получается четверть солнечного диска. (картинка)

                                             

- Ребята, а на какой цветок похоже солнце?

- правильно, на подсолнух! – растёт под солнцем. (картинка)

- а этот цветок похож на солнце? (картинка)

- да. Одуванчики тоже похожи на маленькие солнышки. Когда появляется солнышко, они просыпаются, а когда оно прячется, то и одуванчики закрываются и не показывают свои жёлтые цветочки. Так и мы с вами: ночью спим, а как только солнышко проснулось, стало светло и тепло – мы просыпаемся.

   Сегодня мы с вами  нарисуем два солнышка – одно реалистическое, т.е. такое, каким мы его реально видим на небе каждый день, а второе солнышко изобразим сказочное, мультяшное,- такое, каким его изображают художники в мультфильмах, на страницах сказочных книг.

    Давайте посмотрим, как художники изображают солнце на своих картинах. (просмотр, краткий анализ).

- вот как в своих работах художники рисуют солнце.

 

4. Практика. Поэтапное рисование.

(Педагог показывает, объясняет – дети рисуют по образцу)

 

 А сейчас давайте и мы с вами попробуем нарисовать настоящее солнце!

Но, прежде чем приступить к работе, давайте немного разомнёмся.

(физминутка)

Надоело долго ждать,будем солнце рисовать! (рисуют в воздухе пальцами солнце)

  Нарисуем солнце, приклеим на оконце, (смотрим в окно на небо)

               Станет в комнате светлей, сразу станет веселей! (дети улыбаются друг другу)

               Я скажу вам не тая, жить без солнышка нельзя! (садятся на свои места)

 

Итак, приступаем к работе.

Сначала нужно что нарисовать?- круг.

- нарисовать круг от руки очень сложно. С помощью чего можно нарисовать красивый ровный круг? (ответы детей: циркуль, стакан, тарелка, лекало…)

- а мы сегодня научимся рисовать круг с помощью линейки!смотрите, как я показываю, так вы и делайте:

- в центре листа ставим точку;

- прикладываем к точке уголок линейки;

- выбираем радиус солнечного круга, соответственно размеру листа бумаги;

- постепенно, вращая линейку по кругу, не отрывая уголка линейки от срединной точки, ставим метки (точки) карандашом до тех пор, пока линейкани вернётся в своё исходное, первоначальное положение;

- убираем линейку, соединяем от руки все наши метки (точки) – и у нас получился красивый, ровный круг – солнечный диск.

- теперь осталось только пририсовать лучи, чтоб наш круг превратился в сияющее солнце!

- для этого возьмём жёлтый и голубой карандаши. Чтоб солнце получилось настоящим, сверкающим – середину солнечного диска каким цветом будем делать? – белым! А бумага у нас и так белая, значит, просто оставляем не закрашенную середину круга.

- затем, слегка нажимая на жёлтый карандаш, заштриховываем края диска – штрихи кладём по кругу;

- затем сами лучи рисуем более сильным нажимом, штрихуя от центра;

- далее жёлтый цвет карандаша плавно переходит в голубой цвет неба.

- вот и засияли наши солнышки, ну совсем как настоящие!!!

5.Итог. (анализ, просмотр)

Дети встают в круг со своими рисунками, звучит песня «Солнечный круг».

 Педагог вместе с детьми просматривают рисунки, отмечая наиболее удавшиеся работы.

Вопросы педагога:   - как сегодня мы рисовали круг?

                                 - как изобразить сияющее солнце? (какими цветами?)

                               - а лучи от солнце в каком направлении рисуются?

Молодцы! Сейчас положите свои работы и немного отдохните.

Перемена.

 

 

II часть. (2-ой час)

  1. организационный момент.

 

Продолжаем наше занятие.

- Итак, на первом занятии мы успели нарисовать настоящее, реалистическое солнце.

- а сейчас вы, ребята, попробуйте нарисовать солнце в мультяшном стиле. Оно будет совсем не похоже на предыдущее! Это будет солнышко из сказки: с глазками, с улыбкою, с веснушками, а может быть с косичками?! И даже может с ручками…. А может даже с ножками…!!!???

 

2.объяснение темы, задания.

 

- посмотрите, ребята, на вот этот круг с глазками – на что он похож?

- ответы детей: на смайлик.. на колобка…

- вот ваша сегодняшняя задача превратить этот смайлик (колобок) в солнышко, да в непростое, а в сказочное!!! Ведь только в сказках и мультфильмах солнце оживает, оно может смотреть, говорить, смеяться – ну совсем как человек!

- давайте сейчас посмотрим, как художники-иллюстраторы детских книг и журналов изображают сказочное солнышко.(просмотр картинок с изображениями разных вариантов солнышка).

- Видите, сколько сказочных солнышек ?- и все они разные, нет двух одинаковых.

- каждый из вас сейчас должен проявить максимум фантазии, придумать и нарисовать своё, неповторимое солнышко!

- давайте вспомним, с чего будете начинать рисовать?

- ответы детей: ставим точку в центре, с помощью линейки по кругу расставляем метки-точки, потом соединяем все точки от руки – получается солнечный круг (диск).

- совершенно верно.

- а к этому кругу, солнечному диску, уже каждый самостоятельно пририсует детали: глазки, ротик, волосы, лучики и т.д.

- всем понятно задание?- приступайте.

 

3.Практическая часть. Самостоятельная работа.

 

- рисуют круг,

- простым карандашом рисуют лицо, чтоб получился смайлик,

- фантазируют с лучами: волосы, косички, чёлка, ручки, ножки…

- раскрашивают фломастерами,

- уточняют рисунок с помощью чёрного контура (обводка).

       Во время работы читаю стихотворение:

                                            «Что такое солнышко?»

 

Нам от солнышка тепло,
Нам от солнышка светло.
Всё под добрыми лучами
Улыбнулось, расцвело.

Что такое солнышко?
Золотое зёрнышко?..
В небе огненной Жар-птицы
Потерялось пёрышко?

Поднимая к небу пальчик,
Нам двухлетний кроха мальчик
(Мама, папа - вот оно!)
Сразу скажет: "Солнце - мячик!"

В небе солнышко давно...
Вдруг соскучится одно?
Тайну шепотом открою:
Небо звёздами полно.
Вот и солнышко - звезда.

                                      В середине занятия проводим физминутку:

                           Нарисуем жёлтый круг- (рисуем солнце с лучами пальчиками в воздухе)

                           После – лучики вокруг.

                           Пусть на белом свете

                           Ярче солнце светит!

                           На детей и на цветы, (приседаем и встаём: «цветы» -сели, «дети» -встали…)

                           смотрит солнце с высоты! (смотрим в окно… вдаль….)

                           Чтоб росли скорее

                           Их теплом согреет.  (присели и медленно встаём – растём)

 - выросли под солнышком и дальше продолжаем работу.

Звучат детские песни про солнце, про солнечный день.

                                       4.Подведение итогов.

Дети встают в круг (под песню «Солнечный круг»), имитируя солнечный диск, демонстрируя друг другу свои чудесные рисунки сказочных солнышек. Вместе смотрим, анализируем. Вопросы педагога:

- понравилось рисовать солнце?

- а какое солнышко вам понравилось больше рисовать?- реалистическое, или мультяшное, сказочное? Почему? (ответы детей)

Все ребята молодцы, постарались от души!

Занятие закончилось, складываем работы в свои папки.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок-занятие «Пусть всегда будет солнце!»

Учитель: Лапина Виктория ФранцевнаКласс: 2-в  (VIII вид, 2 вариант)Предмет: Развитие речи и окружающий мирТип урока: интегрированныйФорма урока: урок-занятие  «Пусть всегда будет солнце!»Цел...

Конспект урока "Пусть всегда будет солнце!"

Закрепить знания детей об объекте неживой природы-Солнце. Для детей с умеренной умственной отсталостью....

Конспект занятия на тему: «СОЛНЦЕ, ВОЗДУХ И ВОДА - НАШИ ЛУЧШИЕ ДРУЗЬЯ»

Способствовать формированию у детей сознательной установки на здоровый образ жизни....

Конспект занятия на тему: «СОЛНЦЕ, ВОЗДУХ И ВОДА - НАШИ ЛУЧШИЕ ДРУЗЬЯ»

Способствовать формированию у детей сознательной установки на здоровый образ жизни....

Конспект занятия по рисованию «Сияние солнца»

Цель: расширение знаний  детей об особенностях солнца и его роли для окружающего мира.Задачи:1.Развивать  воображение, инициативу, мелкую моторику рук2.Учить детей рисовать солнце в технике ...

Конспект внеурочного занятия "Энергия, получаемая от Солнца" (4 класс, курс "ПроЭнергию")

Цель: знакомство учащихся с солнечными источниками энергии на современном этапе.Задачи:Дидактические: изучить понятие "энергия", "солнечные источники энергии"; дать представление о...

Конспект занятия Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!

Конспект занятия Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!...