Рабочая программа "Изобразительное искусство" 1 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для первого класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы Неменского Б. М. «Изобразительное искусство». 1 – 4 классы» (Учебно-методический комплект «Школа России»).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_izo_nemenskiy_avtosokhranennyy.docx | 118.2 КБ |
Предварительный просмотр:
1 класс
Рабочая программа
Пояснительная записка
Рабочая программа – нормативно-управленческий документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога.
Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» разработана на основе программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б. М. Неменского для 1-9 классов общеобразовательных учреждений (М.: Просвещение, 2011). Для работы по программе предполагается использование учебно-методического комплекта: учебник, методическое пособие для учителя, методическая и вспомогательная литература (пособие для учителя, видеофильмы, учебно-наглядные пособия).
Одной из главных целей преподавания искусства в 1 классе является развитие у ребёнка интереса к внутреннему миру человека, способности «углубления в себя», осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Содержание программы 1 класса (тема года «Ты изображаешь, украшаешь и строишь») раскрывается в разделах «Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения», « Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения», «Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки» и «Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу».
В рабочей программе определены система уроков, дидактическая модель обучения, педагогические средства, с помощью которых планируется формирование и освоение знаний и соответствующих умений и навыков. Предусматривается освоение трёх способов художественного выражения действительности: изобразительного, декоративного и конструктивного. Для этого система уроков опирается на знакомство учащихся с Мастерами Изображения, Украшения, Постройки. Постоянное практическое участие школьников в этих трёх видах деятельности позволит систематически приобщать к миру искусства.
Тематическое планирование построено таким образом, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. При раскрытии темы урока предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Открытием для детей должно стать, что многие их повседневные бытовые игры являются художественной деятельностью – тем же, чем занимаются взрослые художники (пока ещё не искусство). Увидеть в окружающей жизни работу того или иного Брата-Мастера – интересная игра. С неё и начинается познание связей искусства с жизнью. Здесь учитель закладывает фундамент в познании огромного, сложного мира пластических искусств. В задачу этого года также входит 1) осознание того, что «Мастера» работают определёнными материалами, и 2) первичное освоение этих материалов.
В тематическом плане определены виды и приёмы художественной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения:
- изображение на плоскости и в объёме (с натуры, по памяти, по представлению);
- декоративная и конструктивная работа;
- восприятие явлений действительности и произведений искусства;
- обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и её общий результат) и индивидуальной работы на уроках;
- изучение художественного наследия;
- подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
- прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Темы и задания уроков предполагают создание игровых и сказочных ситуаций, умение организовывать уроки-диспуты, уроки-путешествия и уроки-праздники. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.
Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребёнка.
Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно- технологической и методической поддержки как из учебника и коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога.
Задачи художественного развития учащихся в 1 классе:
- развитие эмоциональной отзывчивости на явления окружающего мира, способности удивляться и радоваться его красоте;
- формирование эстетического отношения к природе, явлениям растительного и животного мира;
- формирование представлений о трёх видах художественной деятельности: изображении, украшении, постройке;
- развитие наблюдательности и творческого воображения;
- формирование эстетического отношения к постройкам и предметному миру, созданному человеком, их формам и украшениям;
- начальное формирование навыков восприятия соответствующих возрасту произведений искусства: книжных иллюстраций, картин, скульптуры, зданий, предметов декоративного искусства и произведений дизайна;
- формирование навыков работы красками (гуашь, акварель), графическими материалами (фломастеры, мелки, карандаши), а также навыков создания аппликации, лепки из пластилина, объёмного моделирования из бумаги).
Рабочая программа рассчитана на 33 часа. Поурочное планирование используется в данной программе без изменений.
Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, поэтому в программу не внесено изменений.
Количество часов за год – 33.
Количество часов в неделю – 1.
Количество часов в 1 четверти – 9.
Количество часов во 2 четверти – 7.
Количество часов в 3 четверти – 10.
Количество часов в 4 четверти – 7.
Для реализации программного содержания используется учебно- методический комплект:
- Программы общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство и художественный труд: 1-9 классы/ под руководством Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2011.
- Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Л. А. Неменская; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2011.
- Неменский Б.М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству. 1-4 классы: пособие для учителя/ Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева. – М.: Просвещение, 2010.
- Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: учебно-наглядное пособие для учащихся 1-4 классов начальной школы/ Е. И. Коротеева. – М.: Просвещение, 2009.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу 1 класса в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и с учётом примерной программы:
Обучающиеся должны знать/понимать:
- способы художественного выражения действительности: изобразительный, декоративный и конструктивный.
Обучающиеся должны уметь:
- различать основные и составные, тёплые и холодные цвета;
- узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников;
- сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);
- использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумагу);
- применять основные средства художественной выразительности в рисунке. Живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллюстрация к произведениям литературы и музыки;
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема раздела | Содержание | Кол-во часов |
1 | Ты изображаешь. Знакомство с Мастером изображения | Изображение всюду вокруг нас | 9 |
Мастер Изображения учит видеть | |||
Изображать можно пятном | |||
Изображать можно в объёме | |||
Изображать можно линией | |||
Разноцветные краски | |||
Изображать можно и то, что невидимо (настроение) | |||
Художники и зрители (обобщение темы) | |||
2 | Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения | Мир полон украшений | 8 |
Красоту надо уметь замечать | |||
Узоры на крыльях | |||
Красивые рыбы | |||
Украшение птиц | |||
Узоры, которые создали люди | |||
Как украшает себя человек | |||
Мастер Украшения помогает сделать праздник | |||
3 | Знакомство с Мастером Постройки | Постройки в нашей жизни | 11 |
Домики, которые построила природа | |||
Дом снаружи и внутри | |||
Строим город | |||
Всё имеет своё строение | |||
Постройка предметов (упаковок) | |||
Город (село), в котором мы живём (итоговое занятие) | |||
4 | Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу | Совместная работа трёх Братьев Мастеров | 5 |
«Сказочная страна». Создание панно. | |||
«Праздник весны». Конструирование из бумаги | |||
Урок любования. Умение видеть | |||
«Здравствуй, лето!» |
Средства обучения
- Печатные пособия.
Искусство. Основы декоративно-прикладного искусства: учебный альбом из 12 листов. – М.: Спектр, 2007
Искусство. Введение в цветоведение: учебный альбом из 16 листов. – М.: спектр, 2007.
- Информационно-коммуникативные средства.
Познавательная коллекция. Сокровища мирового искусства (СD).
Познавательная коллекция. Энциклопедия (CD).
Живопись акварелью. Базовый уровень (DVD).
Овощи. Фрукты. Наглядно-дидактический материал (CD) (Волгоград: Учитель, 2010).
- Технические средства обучения.
Компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный, принтер, интерактивная доска, DVD, музыкальный центр.
- Учебно-практическое оборудование.
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала, мольберт.
Тематическое планирование
№п\п | Тема урока | Кол. ч. | Тип урока | Элементы содержания | Учебно-творческое задание | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля | Домашнее задание | дата | |
План. | Факт. | |||||||||
Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения (9 ч) | ||||||||||
1 | Изображения всюду вокруг нас | 1 | Урок изучения нового материала | Знакомство с Мастером Изображения, который помогает нам рисовать, лепить. конструировать | Рисование на тему «Что я умею и люблю рисовать» с использованием материалов по желанию | Уметь выражать свои впечатления от произведений искусства | Рисунок. Беседа. Устный опрос. | Наблюдения за окружающей действительностью | ||
2 | Мастер Изображения учит видеть | 1 | Урок изучения нового материала | Формирование поэтического видения мира. Знакомство с понятием «форма». Развитие наблюдательности | Изображение сказочного леса, где все деревья похожи на разные по форме листья (в технике аппликации). | Знать понятие форма. Уметь использовать художественные материалы | Аппликация. Беседа. Устный опрос. | Наблюдения за окружающей действительностью | ||
3 | Изображать можно пятном | 1 | Комбинированный | Овладение первичными навыками изображения на плоскости. Пятно как средство изображения. Тень | Изображение зверушки из произвольно сделанного краской пятна (дорисовать ему уши, лапы, хвост и т. д.) | Знать средства изображения. Уметь применять пятно в рисунке на плоскости листа | Рисунок. Беседа. Устный опрос | Наблюдения за окружающей действительностью | ||
4 | Изображать можно в объёме | 2 | Комбинированный | Выразительные возможности объёма в природе и искусстве. Различные способы работы с пластилином | Лепка птицы или любого животного из целого куска пластилина одного цвета. | Уметь применять технологию лепки способами вытягивания. | Готовое изделие из пластилина. Устный опрос | Наблюдения за окружающей действительностью | ||
5 | Изображать можно линией | 1 | Комбинированный | Изображение линией на плоскости. Повествовательные возможности линии. Умение видеть линии в природе. | Рисование на тему «Расскажи нам о себе» с использованием графических материалов | Знать выразительные возможности линии в рисунке и линии в природе | Рисунок. Беседа. Устный опрос | Наблюдения за окружающей действительностью | ||
6 | Разноцветные краски | 1 | Комбинированный | Знакомство с красками гуашь. Радость общения с красками. Техника работы гуашью | Проба красок – создание красочного «коврика» из отдельных листьев | Знать выразительные возможности гуаши | Рисунок. Беседа. Устный опрос | Наблюдения за окружающей действительностью | ||
7 | Изображать можно и то, что невидимо | 1 | Комбинированный | Выражение настроения и чувств человека с помощью красок. Радость общения с красками | Изображение радости и грусти. Цвет в живописи и музыке | Уметь: - выразить настроение с помощью цвета; - пользоваться гуашью | Рисунок. Беседа. Устный опрос | Наблюдения за окружающей действительностью | ||
8 | Художники и зрители (обобщение темы) | 1 | Комбинированный | Знакомство с понятием «произведение искусства». Картина. Скульптура. Цвет и краски в картинах художников. Развитие навыков восприятия. | Беседа. Выставка детских рисунков. Просмотр и обсуждение репродукций картин известных художников | Знать понятие произведение искусства. Уметь высказывать свои впечатления после просмотра картин | Устный опрос. Обмен мнениями и обсуждение рисунков одноклассников | Наблюдения за окружающей действительностью | ||
Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения (8 ч) | ||||||||||
9 | Мир полон украшений | 1 | Урок изучения новых знаний | Знакомство с Мастером Украшения. Многообразие и красота узоров в природе. Орнамент | Украшение – роспись цветов-заготовок, вырезанных из бумаги, узоров из растительных форм | Знать работу Мастера Украшения. Уметь использовать гуашь | Устный опрос. Рисунок. | Наблюдения за окружающей действительностью | ||
10 | Красоту надо уметь замечать | 1 | Комбинированный | Неброская и «неожиданная» красота в природе. Узоры. Знакомство с техникой одноцветной монотипии | Рисунок. Изображение коры дерева в технике одноцветной монотипии | Знать особенности техники монотипии. Уметь работать в технике одноцветной монотипии | Устный опрос. Рисунок | Наблюдения за окружающей действительностью | ||
11 | Узоры на крыльях | 1 | Комбинированный | Многообразие и красота узоров в природе. Любуемся разнообразием узоров в природе и красотой бабочек | Украшение крыльев бабочки с помощью различных графических или живописных средств | Знать определение симметрии. Уметь: - увидеть красоту природы; - использовать гуашь | Устный опрос. Рисунок «Бабочка» | Наблюдения за окружающей действительностью | ||
12 | Красивые рыбы | 1 | Комбинированный | Знакомство с выразительными возможностями фактуры. Неброская красота в природе. монотипия | Украшение рыбки, выполненной цветным пятном в технике монотипии, узорами чешуи и фломастером | Знать понятие монотипия. Уметь работать в технике монотипия. | Устный опрос. Рисунок. | Наблюдения за окружающей действительностью | ||
13 | Украшение птиц | 1 | Комбинированный | Развитие декоративного чувства. Цвет и фактура. Разнообразие украшений в природе | Изображение нарядной птицы в технике объёмной аппликации, коллажа | Знать понятие фактура. Уметь работать с бумагой разной фактуры | Устный опрос. Аппликация из бумаги | Наблюдения за окружающей действительностью | ||
14 | Узоры, которые создали люди | 1 | Урок изучения новых знаний | Орнамент. Красота и разнообразие орнаментов, созданных человеком. Природные и изобразительные мотивы | Придумывание и рисование орнамента для украшения одежды или посуды (по представлению), использование природных мотивов | Знать роль и назначение орнаментов в жизни человека. Уметь нарисовать орнамент красками, используя их выразительные возможности | Устный опрос. Рисунок | Наблюдения за окружающей действительностью | ||
15 | Как украшает себя человек | 1 | Комбинированный | Зачем нужны украшения? Что могут рассказать украшения7 Как украшает себя человек | Изображение выбранных сказочных героев и их украшений (Золушка, Кот в сапогах) | Знать роль украшений в жизни человека. Уметь изображать любимых сказочных героев | Устный опрос. рисунок | Наблюдения за окружающей действительностью | ||
16 | Мастер Украшения помогает сделать праздник | 1 | Комбинированный | Без украшений нет праздника. Подготовка к Новому году. Новые навыки работы с бумагой и картоном | Создание праздничного украшения для новогодней ёлки дома и в школе из бумаги и картона | Знать выразительные возможности бумаги. Уметь работать с бумагой, используя её выразительные возможности | Поделки из бумаги(гирлянда из колечек или фонарики) | Украсить новогоднюю ёлку своими поделками | ||
Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки (11 ч) | ||||||||||
17 | Постройки в нашей жизни | 1 | Урок изучения новых знаний | «Мастер Постройки» - это «Мастер Созидания» предметной среды жизни. Каждый народ строит с первобытных времён. Строят не только дома | Придумывание и рисование сказочного дома для себя и своих друзей с помощью печаток. Овладение новой техникой изображения | Знать многообразие архитектурных построек. Уметь создавать форму с помощью печаток | Устный опрос. Рисунок «Сказочный домик» | Наблюдения за окружающей архитектурной средой | ||
18 | Домики, которая построила природа | 2 | Комбинированный | Домики, построенные природой: стручки, орешки, раковины, норки, гнёзда | Лепка сказочных домиков в форме овощей, фруктов, грибов, ягод | Знать различные способы работы с пластилином | Устный опрос. Поделка из пластилина | Наблюдения за окружающей архитектурой | ||
19 | Дом снаружи и внутри | 2 | Комбинированный | Соотношение внешнего вида и внутренней конструкции дома. Беседа о внутреннем устройстве дома | Изображение придуманного для себя дома в виде буквы алфавита графическими материалами (карандаш) | Знать понятия внутри и снаружи. Уметь работать цветными мелками или цветными карандашами | Устный опрос. Рисунок «Мой дом» | Наблюдения за окружающей обстановкой в школе и дома | ||
20 | Строим город | 2 | Комбинированный | Приобретение навыков конструктивной работы с бумагой. «Сказочный город» | Постройка образа города для конкретной сказки. Конструирование игрового города | Знать приёмы работы с бумагой. Уметь конструировать из бумаги | Устный опрос. Макет из бумаги | Наблюдения за окружающей архитектурной средой | ||
21 | Всё имеет своё строение | 1 | Комбинированный | Всё, что мы видим, имеет конструкцию. Любое изображение сводится к взаимодействию нескольких простых геометрических форм | Аппликация из бумаги. Конструирование изображений разных зверей из геометрических фигур | Знать простые геометрические формы. Уметь конструировать различных зверей из геометрических фигур | Устный опрос. Аппликация из бумаги | Наблюдения за окружающей архитектурной средой | ||
22 | Постройка предметов (упаковок) | 2 | Урок изучения новых знаний | Знакомство с работой дизайнера. Развитие конструктивного изображения и навыков постройки из бумаги | Конструирование из бумаги упаковки для подарков с использованием различных способов работы с бумагой | Знать особенности работы дизайнера. Уметь создавать из бумаги оригинальную упаковку | Просмотр готовых изделий | Собрать коробочки для упаковки | ||
23 | Город (село), в котором мы живём (итоговое занятие) | 1 | Комбинированный | Экскурсия по родному городу (селу) | «Я рисую любимый город (село)». Изображение по впечатлению или по памяти | Знать назначение профессии архитектора. Уметь передавать впечатления художественными средствами | Устный опрос. Рисунок | Наблюдения за окружающей архитектурной средой | ||
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (5 ч) | ||||||||||
24 | Совместная работа трёх Братьев-Мастеров | 1 | Комбинированный | Изображение, украшение и постройка составляют разные стороны работы художника. У каждого Мастера своя работа, своё назначение | Игра в художников и зрителей. Просмотр и обсуждение рисунков, скульптуры и других работ с выделением работы Мастеров | Знать виды изобразительного искусства. Уметь сформулировать свои впечатления о произведениях искусства | Устный опрос. Беседа. | Наблюдения за окружающей действительностью | ||
25 | «Сказочная страна». Создание панно | 1 | Комбинированный | Мир сказки. Изображение сказочного мира. Рисуем сказку. Иллюстрация | Индивидуальные изображения по любимой сказке (по выбору) | Знать понятие иллюстрация. Уметь работать художественными материалами | Беседа. Рисунок | Просмотреть любимые книги | ||
26 | «Праздник весны». Конструирование из бумаги | 1 | Комбинированный | Изучение природных форм. Овладение навыками работы в технике бумажной пластики | Конструирование и украшение птиц, божьих коровок, стрекоз, жуков, бабочек | Знать приёмы работы с бумагой. Уметь использовать художественные материалы (бумагу) | Выставка объёмных игрушек из бумаги | Наблюдения за изменениями в природе | ||
27 | Урок любования. Умение видеть | 1 | Комбинированный | Наблюдение живой природы с точки зрения трёх Мастеров. Повторение темы «Мастера Изображения, Украшения и постройки учатся у природы» | Рисование по памяти весеннего пейзажа | Знать роль каждого мастера в создании природных форм. Уметь применять средства художественной выразительности | Устный опрос. рисунок | Наблюдения за изменениями в природе | ||
28 | «Здравствуй, лето!». Обобщение темы года. | 1 | Комбинированный | Образ лета в творчестве российских художников. Картина и скульптура. Развитие зрительских навыков | Создание композиции «Здравствуй, лето!» по впечатлению от природы живописными материалами | Знать жанр изобразительного искусства – пейзаж и художников. Уметь выражать свои впечатления о произведении искусства | Композиция. Просмотр и обсуждение работы | Наблюдения за изменениями в природе |
2 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа – нормативно-управленческий документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога.
Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» разработана на основе программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б. М. Неменского для 1-9 классов общеобразовательных учреждений (М.: Просвещение, 2011). Для работы по программе предполагается использование учебно-методического комплекта: учебник, рабочая тетрадь, методическое пособие для учителя, методическая и вспомогательная литература (пособие для учителя, видеофильмы, учебно-наглядные пособия).
Одной из главных целей преподавания искусства во 2 классе является задача введения детей в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблюдений, переживаний, раздумий, развитие у ребёнка интереса к внутреннему миру человека, способности «углубления в себя», осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Во 2 классе тема года «Ты и искусство» раскрывается в разделах «Чем и как работают художники, «реальность и фантазия», «О чём говорит искусство», «Как говорит искусство».
В рабочей программе определены система уроков, дидактическая модель обучения, педагогические средства, с помощью которых планируется формирование и освоение знаний и соответствующих умений и навыков. Предусматривается освоение трёх способов художественного выражения действительности: изобразительного, декоративного и конструктивного. Для этого система уроков продолжает опираться на знакомство учащихся с Мастерами Изображения, Украшения, Постройки. Постоянное практическое участие школьников в этих трёх видах деятельности позволит систематически приобщать к миру искусства.
Тематическое планирование построено таким образом, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. При раскрытии темы урока предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
В тематическом плане определены виды и приёмы художественной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения:
- изображение на плоскости и в объёме (с натуры, по памяти, по представлению);
- декоративная и конструктивная работа;
- восприятие явлений действительности и произведений искусства;
- обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и её общий результат) и индивидуальной работы на уроках;
- изучение художественного наследия;
- подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
- прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Темы и задания уроков предполагают создание игровых и сказочных ситуаций, умение организовывать уроки-диспуты, уроки-путешествия и уроки-праздники. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.
Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребёнка.
Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно- технологической и методической поддержки как из учебника и коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа. Поурочное планирование используется в данной программе без изменений.
Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, поэтому в программу не внесено изменений.
Количество часов за год – 34.
Количество часов в неделю – 1.
Количество часов в 1 четверти – 9.
Количество часов во 2 четверти – 7.
Количество часов в 3 четверти – 10.
Количество часов в 4 четверти – 8.
Для реализации программного содержания используется учебно- методический комплект:
- Программы общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство и художественный труд: 1-9 классы/ под руководством Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2011.
- Коротеева Е. И. Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Е. И. Коротеева (и др.); под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2011.
- Изобразительное искусство. Твоя мастерская. 2 класс: рабочая тетрадь/ Н. А. Горяева (и др.); под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2011.
- Неменский Б.М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству. 1-4 классы: пособие для учителя/ Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева. – М.: Просвещение, 2010.
- Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: учебно-наглядное пособие для учащихся 1-4 классов начальной школы/ Е. И. Коротеева. – М.: Просвещение, 2009.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу 2 класса в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и с учётом примерной программы:
Обучающиеся должны знать/понимать:
- три сферы художественной деятельности и их единство;
- роль изображения, украшения, построения в передаче художником своего отношения к предмету или явлению;
- роль фантазии в искусстве, связь фантазии и реальности;
- многообразие природных форм, их рациональность и красота;
- основные и составные цвета;
- цель использования художником выразительности цвета, линии, пятна в творчестве;
- имена художников и их произведений, знакомство с которыми произошло на уроках изобразительного искусства.
Обучающиеся должны:
- уметь делать осмысленный выбор материала и приёмов работы для передачи своего отношения к тому, что изображается;
- иметь навыки работы кистью, навыки смешивания красок;
- иметь навыки работы с гуашью, навыки свободного заполнения всего листа бумаги изображением, а также навыки работы мелками, графическими материалами;
- иметь навыки построения композиции на всём листе;
- уметь работать с мягкими материалами (глина, пластилин), конструировать из бумаги;
- учиться навыкам изображения линий разного эмоционального содержания;
- развивать навыки использования цвета, его насыщения для выражения эмоций;
- совершенствовать умения свободно владеть цветовой палитрой, живописной фактурой;
- свободно заполнять лист цветовым пятном;
- уметь смешивать цвет, получать желаемые оттенки, эмоционально изменять выразительность цвета в зависимости от поставленной творческой задачи;
- уметь сочетать объёмы для создания выразительности образа;
- уметь эмоционально строить композицию с помощью ритма, объёмов, их движений;
- творчески работать в паре, группе, коллективе сверстников (распределять роли, подчинять свои действия общим интересам, то есть творчески сотрудничать).
Учебно-тематический план
№п\п | Тема урока | содержание | Количество часов |
1 | Чем и как работают художники | Три основные краски, строящие многоцветие мира | 8 |
Пять красок – всё богатство цвета и тона | |||
Пастель и цветные мелки, акварель – выразительные возможности | |||
Выразительные возможности аппликации | |||
Выразительные возможности графических материалов | |||
Выразительность материалов для работы в объёме | |||
Выразительные возможности бумаги | |||
Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы четверти) | |||
2 | Реальность и фантазия | Изображение и реальность | 7 |
Изображение и фантазия | |||
Украшение и реальность | |||
Украшение и фантазия | |||
Постройка и реальность | |||
Постройка и фантазия | |||
«Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки» всегда работают вместе (обобщение темы) | |||
3 | О чём говорит искусство | Выражение характера изображаемых животных | 11 |
Выражение характера человека в изображении; мужской образ | |||
Выражение характера в изображении; женский образ | |||
Образ человека и его характер, выраженный в объёме | |||
Изображение природы в разных состояниях | |||
Выражение характера человека через украшение | |||
Выражение намерений человека через украшение | |||
В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, своё отношение к миру (обобщение темы) | |||
4 | Как говорит искусство | Цвет как средство выражения: тёплые и холодные цвета. Борьба тёплого и холодного | 8 |
Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. Смешение с чёрной, серой, белой красками (мрачные, нежные оттенки цвета) | |||
Линия как средство выражения: ритм линий | |||
Линия как средство выражения: характер линий | |||
Ритм пятен как средство выражения | |||
Пропорции выражают характер | |||
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности (обобщение) | |||
Обобщающий урок года |
Средства обучения
- Печатные пособия.
Искусство. Основы декоративно-прикладного искусства: учебный альбом из 12 листов. – М.: Спектр, 2007
Искусство. Введение в цветоведение: учебный альбом из 16 листов. – М.: спектр, 2007.
- Информационно-коммуникативные средства.
Познавательная коллекция. Сокровища мирового искусства (СD).
Познавательная коллекция. Энциклопедия (CD).
Живопись акварелью. Базовый уровень (DVD).
Овощи. Фрукты. Наглядно-дидактический материал (CD) (Волгоград: Учитель, 2010).
- Технические средства обучения.
Компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный, принтер, интерактивная доска, DVD, музыкальный центр.
- Учебно-практическое оборудование.
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала, мольберт.
Тематическое планирование
№п\п | Тема урока | Кол. ч. | Тип урока | Элементы содержания | Учебно-творческое задание | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля | Домашнее задание | дата | |
План. | Факт. | |||||||||
Чем и как работают художники (8 ч) | ||||||||||
1 | Три основные краски, строящие многоцветие мира | 1 | Урок изучения нового материала | Знакомство с выразительными возможностями художественных материалов. Основные и составные цвета, гуашь. Открытие своеобразия, красоты и характера материала | Изображение цветов по памяти и впечатлению (заполнить крупными изображениями весь лист без предварительного рисунка) | Знать: - три основных цвета; - составные цвета. Уметь смешивать краски сразу на рисунке | Рисунок. Устный опрос | Наблюдения за окружающей действительностью | ||
2 | Пять красок – всё богатство цвета и тона | 1 | Урок изучения нового материала | Знакомство с выразительными возможностями художественных материалов. Тёмное и светлое. Оттенки цвета | Изображение природных стихий: гроза, дождь, солнечный день, туман (крупными кистями без предварительного рисунка) | Знать дополнительные цвета (белый, чёрный). Уметь смешивать цветные краски с белой. Чёрной красками | Рисунок. Устный опрос | Наблюдения за окружающей действительностью | ||
3 | Пастель и цветные мелки, акварель – выразительные возможности | 1 | Комбинированный | Художественные материалы и их выразительные возможности. Мягкая бархатистая пастель, текучесть прозрачной акварели | Изображение осеннего леса (по памяти и впечатлению) пастелью или акварелью (по выбору) | Знать жанр изобразительного искусства – пейзаж. Уметь использовать выразительные возможности акварели, пастели | Рисунок. Беседа. Устный опрос | Рассмотреть иллюстрации в детских книжках | ||
4 | Выразительные возможности аппликации | 1 | Комбинированный | Представление о ритме пятен. Особенности создания аппликации (материал можно резать и рвать) | Коврик на тему осенней земли с опавшими листьями. Работа по памяти и впечатлению | Знать различные способы работы с бумагой. Уметь выполнять аппликацию, используя ритм пятен | Коллективная работа. Обсуждение работы | Найти репродукцию на тему осени | ||
5 | Выразительные возможности графических материалов | 1 | Комбинированный | Красота и выразительность линии. Тонкие и толстые, подвижные и тягучие линии | Изображение зимнего леса на белых листах бумаги (по впечатлению и по памяти) | Знать вид изобразительного искусства – графика. Уметь работать графическими материалами | Рисунок. Беседа. Устный опрос | Наблюдения за окружающей природой | ||
6 | Выразительность материалов для работы в объёме | Комбинированный | Лепка из пластилина из одного большого куска путём вытягивания и вдавливания (а не путём соединения) | Изображение животных родного края по впечатлению и по памяти | Знать вид изобразительного искусства – скульптура. Уметь работать с пластилином способом лепки | Вылепленная фигура животного. Устный опрос | Наблюдение выразительных объёмов в природе | |||
7 | Выразительные возможности бумаги | 1 | Комбинированный | Освоение работы со сгибанием, разрезанием, склеиванием бумаги. Перевод плоского листа в объёмные формы | Сооружение игровой площадки для вылепленных зверей. Работа по воображению | Знать: - приёмы работы с бумагой; - свойства бумаги. Уметь склеивать геометрические формы (конус, цилиндр) | Макет игровой площадки. Устный опрос | Посмотреть, из каких материалов построены дома | ||
8 | Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы четверти) | 1 | Урок изучения нового материала | Понимание красоты художественных материалов и их отличий: гуашь, акварель, мелки, пастель, графические материалы, пластилин и бумага, «неожиданные» материалы | Изображение ночного праздничного города с помощью «неожиданных» материалов: серпантина, конфетти, семян, ниток, травы и т. д. на фоне тёмной бумаги | Уметь: - выражать свои впечатления от произведений искусства; - использовать различные художественные материалы; - составлять композицию на всей плоскости листа | Устный опрос с выражением своих впечатлений от выполненных в классе работ | Наблюдения за окружающей действительностью | ||
Реальность и фантазия (7 ч) | ||||||||||
9 | Изображение и реальность | 1 | Урок изучения нового материала | Умение всматриваться, видеть, быть наблюдательным. «Мастер Изображения» учит видеть мир вокруг нас | Изображение животных или зверей, увиденных в зоопарке, в деревне. Рисование по памяти | Знать понятие реальность. Уметь использовать художественные материалы | Рисунок. Беседа. Устный опрос | Наблюдения за поведением домашних животных | ||
10 | Изображение и фантазия | 1 | Комбинированный | Умение фантазировать. Фантазия в жизни людей. Сказочные персонажи: драконы, кентавры и т. д. | Изображение сказочных, несуществующих животных и птиц с соединением элементов разных животных и растений | Знать роль фантазии в искусстве. Уметь использовать художественные материалы | Рисунок. Беседа | Придумать сказку и образ сказочного героя | ||
11 | Украшение и реальность | 1 | Урок изучения нового материала | Развитие наблюдательности. Умение видеть красоту в природе. «Мастер Украшения» учится у природы | Изображение паутинок с росой и веточками деревьев при помощи линий по памяти и представлению | Уметь выражать свои впечатления от произведений, созданных природой | Рисунок. Беседа. Устный опрос | Наблюдения за окружающей действительностью | ||
12 | Украшение и фантазия | 1 | Урок изучения нового материала | Без фантазии невозможно создать ни одного украшения. Украшение и фантазия в жизни человека | Украшение заданной формы (воротничок, подзор, кокошник, закладка) | Знать понятия орнамент, узор. Уметь использовать художественные материалы | Рисунок. Беседа. Устный опрос | Подобрать зрительный материал по теме урока | ||
13 | Постройка и реальность | 1 | Комбинированный | «Мастер Постройки» учится у природы. Красота и смысл природных конструкций, формы подводного мира | Конструирование из бумаги «Подводного мира»: медузы, водоросли и т. п. (индивидуально-коллективная работа) | Знать приёмы работы с бумагой. Уметь применять выразительные возможности бумаги | Конструкции из бумаги. Беседа. Устный опрос | Наблюдения за окружающей действительностью | ||
14 | Постройка и фантазия | 1 | Комбинированный | «Мастер Постройки» показывает возможности фантазии человека в создании предметов | Создание макетов фантастических зданий, конструкций – фантастического города | Знать приёмы работы с бумагой. Уметь конструировать из бумаги | Макет. Беседа. Устный опрос | Наблюдения за окружающей действительностью | ||
15 | «Братья Мастера всегда работают вместе (обобщение темы) | 1 | Комбинированный | Взаимодействие трёх видов художественной деятельности. Братья – Мастера Изображения, Украшения, Постройки | Конструирование (моделирование) и украшение ёлочных игрушек, изображающих людей, зверей, растения | Знать многообразие природных форм. Уметь конструировать из бумаги | Беседа. Устный опрос. Ёлочные игрушки | Украшение своей комнаты к празднику | ||
О чём говорит искусство (11 ч) | ||||||||||
16 | Выражение характера изображаемых животных | 1 | Комбинированный | Умение почувствовать и выразить в изображении характер животного | Изображение весёлых, стремительных, угрожающих животных гуашью (один-три цвета) | Уметь выразить характер животного изобразительными средствами | Рисунок. Беседа. Устный опрос | Наблюдения за поведением домашних животных | ||
17 | Выражение характера человека в изображении; мужской образ | 1 | Урок изучения нового материала | «Братья-Мастера», то есть искусство, выражает человеческие чувства и мысли. Положительные и отрицательные герои в сказке | «Сказка о царе Салтане» А. Пушкина. Изображение доброго и злого героя сказки | Знать жанр изобразительного искусства – портрет. Уметь характеризовать сказочных героев по внешнему облику | Рисунок. Беседа. Устный опрос | Подобрать иллюстрации с изображением разных сказочных героев | ||
18 | Выражение характера человека в изображении; женский образ | 1 | Урок изучения нового материала | «Братья-Мастера», то есть искусство, выражает человеческие чувства и мысли. «Сказка о царе Салтане» - положительные и отрицательные герои | Изображение противоположных по характеру сказочных образов (Царевна Лебедь и Баба Бабариха, Золушка и Мачеха и др.) | Знать понятие портрет. Уметь использовать художественные материалы в передаче характера человека | Рисунок. Беседа. Устный опрос | Подобрать иллюстрации с изображением разных по характеру сказочных героев | ||
19 | Образ человека и его характер, выраженный в объёме | 2 | Комбинированный | Вид изобразительного искусства – скульптура. Искусство выражает человеческие чувства и мысли. «Сказка о царе Салтане» - положительные и отрицательные герои | Создание в объёме образов с ярко выраженным характером: Царевна Лебедь, Баба Бабариха, Баба Яга, Богатырь, Кощей Бессмертный и т. д. | Знать вид искусства – скульптура. Уметь использовать художественные материалы для передачи характера человека в объёме | Беседа. Устный опрос. Вылепленный из пластилина герой сказки | Подобрать иллюстрации с изображением разных по характеру сказочных героев | ||
20 | Изображение природы в разных состояниях | 2 | Урок изучения нового материала | Жанр изобразительного искусства – пейзаж. Настроение в пейзаже. | Изображение контрастных состояний природы (море нежное и ласковое, бурное, тревожное, радостное и т. д.) | Знать жанр изобразительного искусства – пейзаж. Уметь смешивать цвета для передачи эмоционального содержания | Рисунок. Беседа. Устный опрос | Подобрать иллюстрации с изображением природы | ||
21 | Выражение характера человека через украшение | 1 | Урок изучения нового материала | Украшая себя, любой человек рассказывает тем самым о себе: кто он такой, какой он или какая она: смелый воин-защитник или он агрессор | Украшение вырезанных из бумаги богатырских доспехов, кокошников заданной формы, воротников | Знать роль украшений в жизни человека. Уметь применять различные художественные материалы в декоративной работе | Рисунок. Беседа. Устный опрос | Наблюдения за тем, как украшают себя люди в будни и праздники | ||
22 | Выражение намерений человека через украшение | 2 | Комбинированный | Аппликация. Выражение намерений человека через украшение. Художественные средства выразительности | Украшение двух противоположных по намерениям сказочных флотов: злого (пиратского) и доброго (праздничного) | Знать творчество художника Н. Рериха. Уметь: - сформулировать свой замысел и построить композицию рисунка; - выполнять аппликацию | Аппликация. Беседа. Устный опрос | Рассмотреть украшения в доме | ||
23 | Обобщение материала раздела «О чём говорит искусство» | 1 | Урок изучения нового материала | Обобщение материала раздела «О чём говорит искусство» | Экскурсия по выставке детских работ и репродукций с картин известных художников | Уметь выражать свои впечатления от произведений искусства | Беседа | Наблюдения за окружающей действительностью | ||
Как говорит искусство (8 ч) | ||||||||||
24 | Цвет как средство выражения: тёплые и холодные цвета. Борьба тёплого и холодного | 1 | Урок изучения нового материала | Цвет и его эмоциональное восприятие человеком. Деление цветов на тёплые и холодные. Борьба цвета, смешение красок | «Изображение пера Жар-птицы» - работа по представлению (заполняя весь лист, свободно смешивать краски между собой) | Знать: - тёплые и холодные цвета; - средства образной выразительности. Уметь смешивать краски непосредственно на листе | Рисунок. Беседа. Устный опрос | Наблюдения за окружающей действительностью. Цвет в природе | ||
25 | Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета | 1 | Урок изучения нового материала | Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. Смешение с чёрной, серой, белой красками. Мрачные и нежные оттенки | Изображение весенней земли (добиться колористического богатства внутри одной цветовой гаммы) | Знать понятие колорит. Уметь: - наблюдать борьбу цвета в жизни; - свободно заполнять лист цветовым пятном | Рисунок. Беседа. Устный опрос | Наблюдения за окружающей действительностью | ||
26 | Линия как средство выражения: ритм линий | 1 | Урок изучения нового материала | Ритмическая организация листа с помощью линий. Ритм линий. Эмоциональное звучание линии | Изображение извивающихся змейками, задумчивых, тихих, стремительных весенних ручьев | Знать понятие ритм. Уметь изображать линии разного эмоционального звучания | Рисунок. Беседа. Устный опрос | Наблюдение за линейными ритмами в природе | ||
27 | Линия как средство выражения: характер линий | 1 | Урок изучения нового материала | Выразительные возможности линии. Многообразие линий: толстые и тонкие, корявые и изящные и т. п. | Изображение ветки с определённым характером и настроением (нежные и могучие ветки) | Знать выразительные возможности линии. Уметь видеть линии в окружающей действительности | Рисунок. Беседа. Устный опрос | Наблюдения за весенней природой | ||
28 | Ритм пятен как средство выражения | 1 | Урок изучения нового материала | Элементарные знания о композиции. Композиция в живописи. Значение композиции для восприятия произведения. | Ритмическое расположение летящих птиц на плоскости листа (работа индивидуальная или коллективная). Аппликация | Знать понятие ритм. Уметь использовать изобразительные средства: ритм, объём для создания выразительности образа | Рисунок. Беседа. Устный опрос | Наблюдения за окружающей действительностью | ||
29 | Пропорции выражают характер | 1 | Комбинированный | Понимание пропорций как соотношения между собой частей одного целого | Конструирование птиц с разным характером пропорций (большой хвост – маленькая головка – большой клюв) | Знать понятие пропорции. Уметь сочетать объёмы для создания выразительности образа | Рисунок. Беседа. Устный опрос | Сравнение разных по объёму предметов | ||
30 | Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности (обобщение темы четверти) | 1 | Комбинированный | Ритм линий и пятен, цвет, пропорции составляют основы языка, на котором говорят Братья- Мастера Изображения, Украшения и Постройки | Создание коллективного панно по теме «Весна. Шум птиц». Смешанная техника (живопись, аппликация) | Уметь построить композицию по заданной теме, используя выразительные средства изобразительного искусства | Рисунок. Беседа. Устный опрос | Наблюдения за окружающей действительностью, подобрать иллюстрации | ||
31 | Обобщающий урок года | 1 | Урок повторения | Обобщение знаний, полученных в течение учебного года. Повторение тем «О чём и как говорит искусство» | Открытие выставки детских работ. Просмотр, повторение видов и жанров изобразительного искусства | Знать основные жанры и виды изобразительного искусства. Уметь выражать свои впечатления от произведений искусства | Беседа. Обмен мнениями | Наблюдения за окружающей действительностью |
3 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа – нормативно-управленческий документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога.
Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» разработана на основе программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б. М. Неменского для 1-9 классов общеобразовательных учреждений (М.: Просвещение, 2011). Для работы по программе предполагается использование учебно-методического комплекта: учебник, рабочая тетрадь, методическое пособие для учителя, методическая и вспомогательная литература (пособие для учителя, видеофильмы, учебно-наглядные пособия).
Тема года «Искусство вокруг нас» раскрывается в разделах «Искусство в твоём доме», «Искусство на улицах твоего города (села)», «Художник и зрелище», «Художник и музей». Одна из основных идей программы – «От родного порога – в мир культуры Земли», то есть: без приобщения к культуре своего народа, культуре своей «малой родины» нет пути к общечеловеческой культуре. Обучение в этом классе строится на приобщении детей к миру искусства через познание окружающего предметного мира, его художественного смысла. Дети подводятся к пониманию того, что предметы имеют не только утилитарное назначение, но и являются носителями духовной культуры, и так было всегда – от далёкой древности до наших дней. Надо помочь ребёнку увидеть красоту окружающих его вещей, предметов, объектов, произведений искусства, обратив особое внимание на роль художников – «Мастеров Изображения, Украшения, Постройки» - в создании среды жизни человека. И именно в 3 классе происходит формирование патриотических чувств ребёнка.
В конце года дети должны почувствовать, что их жизнь, жизнь каждого человека ежедневно связана с деятельностью искусств. Завершающие уроки каждой четверти должны содержать вопрос: «А что было бы, если бы «Братья-Мастера» не участвовали в создании окружающего вас мира – дома, на улице и т. д.?» Понимание огромной роли искусства в реальной повседневной жизни должно стать открытием для детей и их родителей.
В рабочей программе определены система уроков, дидактическая модель обучения, педагогические средства, с помощью которых планируется формирование и освоение знаний и соответствующих умений и навыков. Тематическое планирование построено таким образом, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. При раскрытии темы урока предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
В тематическом плане определены виды и приёмы художественной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения:
- изображение на плоскости и в объёме (с натуры, по памяти, по представлению);
- декоративная и конструктивная работа;
- восприятие явлений действительности и произведений искусства;
- обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и её общий результат) и индивидуальной работы на уроках;
- изучение художественного наследия;
- подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
- прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Темы и задания уроков предполагают создание игровых и сказочных ситуаций, умение организовывать уроки-диспуты, уроки-путешествия и уроки-праздники. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.
Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребёнка.
Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно- технологической и методической поддержки как из учебника и коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа. Поурочное планирование используется в данной программе без изменений.
Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, поэтому в программу не внесено изменений.
Количество часов за год – 34.
Количество часов в неделю – 1.
Количество часов в 1 четверти – 9.
Количество часов во 2 четверти – 7.
Количество часов в 3 четверти – 10.
Количество часов в 4 четверти – 8.
Для реализации программного содержания используется учебно- методический комплект:
- Программы общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство и художественный труд: 1-9 классы/ под руководством Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2011.
- Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н. А. Горяева(и др.); под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2011.
- Изобразительное искусство. Твоя мастерская. 3 класс: рабочая тетрадь/ Н. А. Горяева (и др.); под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2011.
- Неменский Б.М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству. 1-4 классы: пособие для учителя/ Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева. – М.: Просвещение, 2010.
- Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: учебно-наглядное пособие для учащихся 1-4 классов начальной школы/ Е. И. Коротеева. – М.: Просвещение, 2009.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу 3 класса в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и с учётом примерной программы:
Обучающиеся должны знать/понимать:
- основные жанры станковых форм искусства: натюрморт, портрет, пейзаж, исторический и бытовой жанры;
- основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция);
- имена выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
- названия наиболее крупных художественных музеев России.
Обучающиеся должны уметь:
- узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников (И. И. левитана, А. Саврасова, И. Репина, В. Серова);
- сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);
- использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага, пластилин);
- уметь передавать движение, пропорции фигуры человека и животных;применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах;
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
- делать анализ произведений изобразительного искусства (выражать собственное мнение).
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема раздела | Содержание | Количество часов |
1 | Искусство на улицах твоего города (села) | Твои игрушки | 2 |
Посуда у тебя дома | 1 | ||
Мамин платок | 1 | ||
Обои и шторы в твоём доме | 1 | ||
Твои книжки | 1 | ||
Поздравительная открытка | 1 | ||
Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы) | 1 | ||
Памятники архитектуры – наследие веков | 1 | ||
Парки, скверы, бульвары. | 1 | ||
Ажурные ограды | 1 | ||
Фонари на улицах и в парках | 1 | ||
Витрины магазинов | 1 | ||
Транспорт в городе | 1 | ||
Что сделал художник на улицах моего города (в моём селе) | 1 | ||
Художник в цирке | 1 | ||
Художник в театре | 2 | ||
Театральные маски | 2 | ||
Театр кукол | 2 | ||
Афиша, плакат | 2 | ||
Праздник в городе | 1 | ||
Школьный праздник-карнавал (обобщающий урок) | 1 | ||
Музеи в жизни города | 1 | ||
Картина-пейзаж | 1 | ||
Картина-портрет | 2 | ||
Картина-натюрморт | 1 | ||
Картины исторические и бытовые | 1 |
Скульптура в музее и на улице | 1 | ||
Художественная выставка | 1 |
Средства обучения
- Печатные пособия.
Искусство. Основы декоративно-прикладного искусства: учебный альбом из 12 листов. – М.: Спектр, 2007
Искусство. Введение в цветоведение: учебный альбом из 16 листов. – М.: спектр, 2007.
- Информационно-коммуникативные средства.
Познавательная коллекция. Сокровища мирового искусства (СD).
Познавательная коллекция. Энциклопедия (CD).
Живопись акварелью. Базовый уровень (DVD).
- Технические средства обучения.
Компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный, принтер, интерактивная доска, DVD, музыкальный центр.
- Учебно-практическое оборудование.
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала, мольберт.
Тематическое планирование
№п\п | Тема урока | Кол. ч. | Тип урока | Элементы содержания | Учебно-творческое задание | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля | Домашнее задание | дата | |
План. | Факт. | |||||||||
1 | Твои игрушки | 2 | Урок изучения нового материала | Детские игрушки, народные игрушки, самодельные игрушки. Игрушки дымковские, филимоновские, каргопольские, богородские. Роль игрушки в жизни людей | Лепка игрушки из пластилина или глины с последующей росписью по белой грунтовке в традициях мастеров дымковской игрушки | Знать роль и назначение игрушки в жизни людей. Уметь: - исполнять роль мастеров при создании глиняной игрушки; - делать анализ произведений декоративно-прикладного искусства | Готовая игрушка. Устный опрос | Просмотреть свои детские игрушки. Задание на с. 4-5. | ||
2 | Посуда у тебя дома | 1 | Урок изучения нового материала | Повседневная и праздничная посуда. Конструкция – форма, роспись и украшение посуды. Работа «Мастеров» в изготовлении посуды | Лепка посуды из пластилина с росписью по белой грунтовке. Назначение посуды: для кого она, для какого случая (по выбору) | Знать: - роль художника в создании посуды; - народные промыслы (Гжель, Хохлома). Уметь работать над формой и украшением посуды по своему замыслу | Готовое изделие. Устный опрос | Наблюдение за окружающей действительностью | ||
3 | Мамин платок | 1 | Комбинированный | Искусство росписи тканей. Расположение росписи на платке. Ритмика росписи. Колорит как средство выражения. | Эскиз праздничного или повседневного платка для мамы, девочки или для бабушки (по желанию) | Знать: - понятие колорит, ритм; - народный промысел Павловский Посад. Уметь строить ритмический рисунок в квадрате | Рисунок. Беседа. Устный опрос | Рабочая тетрадь, с. 10 | ||
4 | Обои и шторы в твоём доме | 1 | Комбинированный | Роль художника в создании обоев и штор. Построение ритма. Изобразительные мотивы и их превращения в орнамент | Эскизы обоев или штор для комнаты, имеющей определённое название: спальня, гостиная, детская | Знать роль и влияние цвета на настроение и самочувствие хозяина квартиры. Уметь использовать технику трафарета или штампа | Просмотр и обсуждение работ | Просмотреть свои детские книги | ||
5 | Твои книжки | 1 | Комбинированный | Художник и книга. Иллюстрации. Форма книги. Обложка. Шрифт. Буквица. | Иллюстрирование выбранной сказки или конструирование книжки-игрушки | Знать особенности оформления книги. Уметь выполнять иллюстрацию по тексту | Макет книги. Беседа. Устный опрос | Рабочая тетрадь, с. 16-17 | ||
6 | Поздравительная открытка | 1 | Комбинированный | Форма открытки. Тиражная графика. Роль выдумки и фантазии и при создании открытки | Эскиз открытки или декоративной закладки. Техника граттаж, гравюра или монотипия | Знать различные виды графики (гравюра, офорт, моногравюра). Уметь выполнить открытку графически или материалами | Вылепленная фигура животного. Устный опрос. | Просмотреть открытки, которые храним дома | ||
7 | Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы) | 1 | Комбинированный | Понимание роли каждого «Мастера» в создании всех предметов в доме. Форма предмета. | Игра в экскурсоводов на выставке детских работ. Умение рассказывать об экспонатах | Понимать роль и значение художников в жизни каждого человека. Уметь выражать собственное мнение. | Макет игровой площадки. Устный опрос | |||
Искусство на улицах твоего города (села) (7 ч) | ||||||||||
8 | Памятники архитектуры – наследие веков | 1 | Урок изучения нового материала | Всё начинается с «порога родного дома». Знакомство с архитектурой вблизи школы и дома. Профессия - архитектор | Изучение и изображение архитектурного памятника или здания интересного архитектурного решения | Знать: - вид искусства – архитектура; - памятники архитектуры. Уметь выполнять зарисовки зданий по памяти или представлению | Рисунок. Беседа. Устный опрос | Рабочая тетрадь, с. 18-19 | ||
9 | Парки, скверы, бульвары | 1 | Комбинированный | Архитектура, постройка парков. Образ парка. Парки для отдыха, парки-музеи, детские парки | Изображение парка, сквера, возможен рисунок или коллаж | Знать: - виды парков; - понятие ландшафтная архитектура. Уметь: - изображать пространство парка; - делать анализ садово-парковой архитектуры | Рисунок или коллаж. беседа | Наблюдения за окружающей действительностью | ||
10 | Ажурные ограды | 1 | Урок изучения нового материала | Чугунные ограды в Санкт-Петербурге и в Москве, в родном городе 9селе), деревянный ажур наличников, ворот | Проект ажурной решётки или ворот. Вырезание из сложенной цветной бумаги и вклеивание их в композицию | Знать виды ажурных решёток. Уметь вырезать ажурный орнамент из бумаги | Рисунок. Беседа. Устный опрос | Подобрать зрительный материал | ||
11 | Фонари на улицах и в парках | 1 | Комбинированный | Художественные образы фонарей. Фонари – украшение города | Конструирование формы фонаря из бумаги | Знать особенности работы художника, создающего облик города. Уметь создавать объёмные формы из бумаги | Рисунок. Беседа. Устный опрос | Рисунок в рабочей тетради (с. 22) | ||
12 | Витрины магазинов | 1 | Комбинированный | Роль художника в создании витрин. Реклама товара. Реклама на улице. Витрины как украшение улиц | Проект оформления витрины любого магазина (по выбору детей) | Знать: - роль художника в оформлении витрины; - назначение витрины. Уметь выполнить проект оформления витрины | Конструкции из бумаги. Беседа. Устный опрос | Рассмотреть витрины в городе и в магазинах села | ||
13 | Транспорт в городе (селе) | 1 | Комбинированный | Роль художника в создании машин. Машины разных времён. Умение видеть образ в форме машин. Разные формы машин на улицах города (села) | Придумать, нарисовать или построить из бумаги образы фантастических машин: наземных , водных, воздушных | Знать многообразие форм, видов транспорта. Уметь проявлять фантазию при создании новых видов транспорта | Макет. Беседа. Устный опрос | Наблюдения за окружающей действительностью. Рабочая тетрадь, с. 24 – 25. | ||
14 | Что сделал художник на улицах моего города (в моём селе) | 1 | Комбинированный | Обобщение темы «Искусство на улицах твоего города» | Создание коллективного панно из ранее выполненных работ | Уметь: - рассказать о своём городе, о роли художников; - выразить своё мнение о работе мастеров | Беседа. Коллективное панно | |||
Художник и зрелище (11 ч) | ||||||||||
15 | Художник в цирке | 1 | Урок изучения нового материала | Роль художника в цирке. Цирк – образ радостного, искромётного и таинственного зрелища | Изображение циркового представления и его персонажей (рисунок или аппликация по памяти) | Знать особенности работы художника в цирке – реквизит, костюмы | Беседа. Устный опрос | Подобрать картинки по теме урока | ||
16 | Художник в театре | 1 | Урок изучения нового материала | Вымысел и правда театра. Праздник театра. Декорации и костюмы персонажей | Театр на столе. Создание макета декораций и персонажей сказки для игры в спектакль | Знать особенности работы театрального художника | Рисунок. Беседа. Устный опрос. Макет декораций к сказке | Подобрать материал для работы | ||
17 | Театральные маски | 2 | Комбинированный | Маски разных времён и народов. Маски в древних образах, в театре. На празднике | Конструирование выразительных острохарактерных масок в технике папье-маше | Знать определения трагик и комик. Уметь создавать маску | Беседа. Устный опрос | Подобрать материал для карнавальной маски | ||
18 | Театр кукол | 2 | Урок изучения нового материала | Театральные куклы. Театр Петрушки. Работа художника над куклой. Многообразие мира театра кукол. | Создание куклы к кукольному спектаклю в технике папье-маше по выбранной сказке | Знать виды кукол. Уметь работать в технике папье-маше | Беседа. Устный опрос. Кукла из папье-маше | Сделать эскиз афиши и занавеса к спектаклю | ||
19 | Афиша, плакат | 2 | Урок изучения нового материала | Назначение афиши. Образ спектакля, его выражение в афише. Шрифт. изображение | Эскиз плаката-афиши к спектаклю или цирковому представлению по выбранной сказке | Знать назначение афиши. Уметь писать шрифт | Рисунок. Беседа. Устный опрос. | Учебник, с. 98 - 101 | ||
20 | Праздник в городе (селе) | 1 | Комбинированный | Элементы праздничного украшения: панно, транспаранты, иллюминация, фейерверк и т. д. | Выполнение рисунка (коллажа) для украшения праздничного города (села) | Знать роль художника в создании праздничного обличия город (села) | Беседа. Рисунок «Празднично украшенный город (село)» | Выполнить задание в рабочей тетради, с. 36. | ||
21 | Школьный праздник – карнавал (обобщающий урок) | 1 | Комбинированный | «Мастера Изображения, Украшения и Постройки» помогают создать праздник | Организация в классе выставки работ по теме «Художник и зрелище» | Знать роль художника при работе над спектаклями | Аппликация. Беседа. Устный опрос | |||
22 | Музеи в жизни города | 1 | Урок изучения нового материала | Крупнейшие художественные музеи: Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Русский музей, музеи родного города | «Мы в музее» - изображение музейного интерьера с фигурами зрителей. Смешанная техника (рисунок и аппликация) | Знать роль художника в оформлении экспозиции. Уметь изобразить интерьер в перспективе различными художественными материалами | Рисунок. Беседа. Устный опрос | Учебник, с. 111 – 113 | ||
23 | Картина-пейзаж | 1 | Урок изучения нового материала | Пейзаж – жанр изобразительного искусства. Знакомство с творчеством художников: пейзажи И. Левитана, А. Саврасова, Н. Рериха, А. Куинджи, В. Ван гога, К. Коро, А. Рылова | Изображение пейзажа по представлению с ярко выраженным настроением: радостный и праздничный пейзаж; мрачный и тоскливый; нежный и певучий | Знать: - художников-пейзажистов; - роль цвета в пейзаже. Уметь: - выразить цветом эмоциональное состояние; - анализировать произведения изобразительного искусства | Рисунок. Беседа. Устный опрос | Нарисовать два разных по настроению весенних пейзажа. Тетрадь, с. 38, 39 | ||
24 | Картина-портрет | 2 | Урок изучения нового материала | Знакомство с жанром портрета. Виды портретов. Художники-портретисты. Портрет-характер | Портрет по памяти или по представлению (портрет подруги, друга) | Знать понятие портретный жанр. Уметь: - рисовать портрет человека; - делать анализ произведений портретного жанра | Рисунок. Беседа. Устный опрос | Нарисовать два портрета в тетради, с. 40-41 | ||
25 | Изобразительное искусство. Картина-натюрморт | 1 | Урок изучения нового материала | Картина-натюрморт. Жанр натюрморта. Натюрморт как рассказ о человеке. Расположение предметов | Изображение натюрморта по представлению с выражением настроения (радостного. Спокойного, грустного или праздничного) | Знать: - понятие натюрморт; - предметный мир; - роль цвета. Уметь: - составить композицию натюрморта; - использовать художественные материалы | Рисунок. Беседа. Устный опрос | Наблюдения за окружающей действительностью. | ||
26 | Картины исторические и бытовые | 1 | Урок изучения нового материала | Знакомство с произведениями исторического и бытового жанра | Изображение по представлению своей повседневной жизни в семье, в школе, на улице или яркого события | Знать определения исторического и бытового жанра, их сходство и различия. Уметь передавать движения, пропорции человека | Рисунок. Беседа. Устный опрос | Сюжетный рисунок в тетради (с. 46 – 47) | ||
27 | Скульптура в музее и на улице | 1 | Урок изучения нового материала | Учимся смотреть скульптуру. Скульптура в музее, на улице. Памятники. Парковая скульптура. | Лепка фигуры человека или животного (в движении) для парковой скульптуры | Знать разнообразие скульптурных материалов. Уметь передавать движение, пропорции фигуры человека в объёме | Беседа. Устный опрос. Вылепленная круглая скульптура | Найти примеры произведений скульптуры | ||
28 | Художественная выставка (обобщение темы) | 1 | Комбинированный | Подведение итогов работы за год. Роль художественных выставок в жизни людей | Экскурсия по выставке лучших работ. Праздник искусств | Знать роль художника в жизни каждого человека, общества. Уметь выражать собственное мнение о произведении | Беседа. Устный опрос | Наблюдения за окружающей действительностью. |
4 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа – нормативно-управленческий документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога.
Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» разработана на основе программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б. М. Неменского для 1-9 классов общеобразовательных учреждений (М.: Просвещение, 2011). Для работы по программе предполагается использование учебно-методического комплекта: учебник, рабочая тетрадь, методическое пособие для учителя, методическая и вспомогательная литература (пособие для учителя, видеофильмы, учебно-наглядные пособия).
Целью художественного воспитания и обучения ребёнка в 4 классе является формирование представления о многообразии художественных культур народов Земли и о единстве представлений народов о духовной красоте человека.
Многообразие культур неслучайно – оно всегда выражает глубинные отношения каждого народа с жизнью природы, в среде которой складывается его история. Эти отношения подвижны – они живут и развиваются во времени, связаны с влиянием одной культуры на другую. В них – основы своеобразия национальных культур и их взаимосвязь. Разнообразие этих культур составляет богатство культуры человечества. Цельность каждой культуры также важнейший элемент содержания, который необходимо ощутить детям. Художественные представления надо давать как зримые сказки о культурах. Дети по возрасту ещё не готовы к историческому мышлению. Но им присущи стремление. Чуткость к образному пониманию мира, соотносимому с сознанием, выраженным в народных искусствах. Здесь должна господствовать правда художественного образа.
Приобщаясь к истокам культуры своего народа или других народов Земли, дети начинают ощущать себя участниками развития человечества, открывают себе путь к дальнейшему познанию богатства человеческой культуры, представлений людей о природе, искусстве, труде, красоте человеческих отношений.
Учебные задания года предусматривают дальнейшее развитие навыков работы с гуашью, пастелью, пластилином, бумагой. В процессе овладения навыками работы с разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества.
В 4 классе возрастает значение коллективных работ в учебно-воспитательном процессе. Значительную роль в программе играют музыкальные и литературные произведения, позволяющие создать целостное представление о культуре народа.
В рабочей программе определены система уроков, дидактическая модель обучения, педагогические средства, с помощью которых планируется формирование и освоение знаний и соответствующих умений и навыков. Тематическое планирование построено таким образом, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. При раскрытии темы урока предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
В тематическом плане определены виды и приёмы художественной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения:
- изображение на плоскости и в объёме (с натуры, по памяти, по представлению);
- декоративная и конструктивная работа;
- восприятие явлений действительности и произведений искусства;
- обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и её общий результат) и индивидуальной работы на уроках;
- изучение художественного наследия;
- подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
- прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Темы и задания уроков предполагают создание игровых и сказочных ситуаций, умение организовывать уроки-диспуты, уроки-путешествия и уроки-праздники. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.
Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребёнка.
Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно- технологической и методической поддержки как из учебника и коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа. Поурочное планирование используется в данной программе без изменений.
Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, поэтому в программу не внесено изменений.
Количество часов за год – 34.
Количество часов в неделю – 1.
Количество часов в 1 четверти – 9.
Количество часов во 2 четверти – 7.
Количество часов в 3 четверти – 10.
Количество часов в 4 четверти – 8.
Для реализации программного содержания используется учебно- методический комплект:
- Программы общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство и художественный труд: 1-9 классы/ под руководством Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2011.
- Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Л. А. Неменская; ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2011.
- Изобразительное искусство. Твоя мастерская. 4 класс: рабочая тетрадь/ Л. А. Неменская; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2011.
- Неменский Б.М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству. 1-4 классы: пособие для учителя/ Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева. – М.: Просвещение, 2010.
- Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: учебно-наглядное пособие для учащихся 1-4 классов начальной школы/ Е. И. Коротеева. – М.: Просвещение, 2009.
Знания и умения учащихся начальной школы:
В результате изучения программы учащиеся:
- осваивают основы первичных представлений о трёх видах художественной деятельности: изображение на плоскости и в объёме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объёме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов;
- приобретают первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, начала архитектуры, декоративно-прикладные и народные формы искусства;
- развивают свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека;
- развивают фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;
- осваивают выразительные возможности художественных материалов: краски, гуашь, акварель, пастель и мелки, уголь, карандаш, пластилин, бумага для конструирования;
- приобретают первичные навыки художественного восприятия различных видов искусства; начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства и их социальной роли – значение в жизни человека и общества;
- учатся анализировать произведения искусства; овладевают знаниями о конкретных произведениях выдающихся художников в различных видах искусства; учатся активно использовать художественные термины и понятия;
- овладевают начальным опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобретают навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности;
- приобретают первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных, начальные навыки изображения пространства на плоскости и пространственных построений, первичные представления об изображении человека на плоскости и в объёме;
- приобретают навыки общения через выражения художественных смыслов, выражения эмоционального состояния, своего отношения к творческой художественной деятельности, а также при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;
- приобретают знания о роли художника в различных сферах деятельности человека, в организации форм общения людей, в создании среды жизни и предметного мира;
- приобретают представления о деятельности художника в синтетических и зрелищных видах искусства (в театре и кино);
- приобретают первичные представления о богатстве и разнообразии художественных культур народов Земли и основах этого многообразия, единстве эмоционально-ценностных отношений к явлениям жизни.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема раздела | Содержание | Количество часов |
1 | Истоки родного края | Пейзаж родной земли | 1 |
Гармония жизни с природой. Деревня – деревянный мир. | 3 | ||
Образ красоты человека | 2 | ||
Народные праздники | 2 | ||
2 | Древние города нашей земли | Древнерусский город-крепость | 1 |
Древние соборы | 1 | ||
Древний город и его жители | 1 | ||
Древнерусские воины-защитники | 1 | ||
Города Русской земли | 1 | ||
Узорочье теремов | 1 | ||
Праздничный пир в теремных палатах | 1 | ||
3 | Каждый народ – художник | Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. | 3 |
Искусство народов гор и степей | 1 | ||
Образ художественной культуры Средней Азии | 2 | ||
Образ художественной культуры Древней Греции | 2 2 | ||
Образ художественной культуры средневековой Западной Европы | |||
Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы) | 1 | ||
4 | Искусство объединяет народы | Все народы воспевают материнство | 1 |
Все народы воспевают мудрость старости | 1 | ||
Сопереживание – великая тема искусства | 1 | ||
Герои, борцы и защитники | 2 | ||
Юность и надежды | 2 | ||
Искусство народов мира (обобщение) | 1 |
Средства обучения
- Печатные пособия.
Искусство. Основы декоративно-прикладного искусства: учебный альбом из 12 листов. – М.: Спектр, 2007
Искусство. Введение в цветоведение: учебный альбом из 16 листов. – М.: спектр, 2007.
- Информационно-коммуникативные средства.
Познавательная коллекция. Сокровища мирового искусства (СD).
Познавательная коллекция. Энциклопедия (CD).
Живопись акварелью. Базовый уровень (DVD).
- Технические средства обучения.
Компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный, принтер, интерактивная доска, DVD, музыкальный центр.
- Учебно-практическое оборудование.
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала, мольберт.
Тематическое планирование
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочие программы 1 класс "Школа России", 3 класс "Планета знаний"
РП по предмету...
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...
Рабочая программа 1 класс Окружающий мир 1 класс "Школа России"
ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного...
Рабочие программы "Начальные классы" 4 класс
Рабочие программы по предметам , изучаемым в 4 классе...
«Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс
Конспект и презентация «Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс...