Занятия "Анималистический жанр" , "Царство деревьев"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) по теме

Белёва Наталья Геннадьевна

Материал для занятий  с детьми 6-10 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка занятия

 «Анималистический жанр».

Педагог дополнительного образования

 Белёва Наталья Геннадьевна

МБОУ ДОД Дом детского творчества

Слобода Родионово – Несветайская

 Ростовской области.

2012 г.

Цели и задачи:

 развивать навыки изображения , лепки животных; обучать рисованию от общего к частному, воспитывать чуткое отношение к животному миру, к природе.

Материалы и инструменты:

1)Альбом, карандаши,гуашь или акварель;2)соленое тесто, стеки, дощечка для лепки.

Зрительный ряд:

И. Шишкин «Утро в сосновом лесу»; набор открыток «Рисунки В. Ватагина; пособие «Рисуем животных», фото скульптур, рисунков животных , сделанных в разные эпохи.

Литературный ряд:  рассказы Е. Чарушина, М. Пришвина, Р. Киплинг «Маугли»

Музыкальный ряд:  К. Сен- Санс «Карнавал животных».

Ход занятия.

  1. Организационный момент.
  2. Беседа об анималистическом жанре.

-«Animal»в переводе с латинского - «животные». Жанр искусства, в котором художники изображают животных - анималистический. Этот жанр в искусстве – самый древний. Первобытные люди оставили на стенах пещер красочные рисунки оленей, мамонтов, буйволов. Они преклонялись перед животными, почитали их как богов. В Древнем Египте люди сооружали огромные скульптуры богов – животных. В Древней Греции изображениями животных украшали посуду, оружие, интерьер. Во все времена и эпохи человек любил, приручал животных, наблюдал за ними, а свои наблюдения отражал в произведениях искусства: картинах, книжных иллюстрациях, скульптурах. фресках.  Скульптурные изображения животных можно встретить и в современной парковой и фасадной скульптуре (львы, кони, украшающие мосты в г. Санкт – Петербурге)

- Рассматриваем изображения животных в живописи, в скульптуре. Обращаем внимание на образ, характер животных. Прослушиваем музыку Сен Санса.

- Многие художники России работали в анималистическом жанре. Одним из основоположником анималистического жанра был В. Ватагин (1883- 1969). За долгие годы своей творческой деятельностивыдающийся мастер создал сотни произведений графики и скульптуры, проникновенно отражающих мир животных. Образы животных у него остры по характеристике. Зоркий газ мастера выделяет самое главное, подчиняя ему детали. Животные у В. Ватагина всегда пластичны.С одинаковой остротой и убедительностью художник передаёт мягкую поступь хищного тигра, мощное движение могучего медведя, и грацию козлёнка. Многие рисунки В. Ватагина были переданы в дар Зоологическому музею МГУ, где долгое время работал художник.

- Рассматриваем рисунки В. Ватагина. Читаем отрывки рассказов о животных (дети дома подготовили). Делимся впечатлениями о своих домашних любимцах.

Подводим итог: огромное разнообразие животного мира требует передачи самых различных пропорций, форм, фактур. Отсюда разнообразие формальных приёмов, используемых художниками. Это и графические рисунки, и живописные работы, и лепка.

  1. Практическая работа.

1) Изображение животных карандашом «Мое любимое животное».

– Всё живое имеет свой образ, характер, настроение. Дети сначала словесно определяют облик животного, которого будут рисовать, так тигр -  сильный, грациозный; пантера – мудрая, гибкая, собака – добрая, ласковая или свирепая; медведь – умный, немного неуклюжий, орёл – хищный, стремительный. Затем делают набросок карандашом: определяют размеры и намечают общую форму животного. В её основе чаще всего лежит овал или круг. Далее определяют размеры и намечают  голову,  лапы, хвост животного. Уточняют пропорции. Выполняют штриховку. Она наноситься по форме животного штрихами разной длины, в зависимости от фактуры шерсти животного или его оперения.

2) Изображение животных в цвете «Кошка и собака», «Пернатые друзья», «Хищники».

Набросок карандашом выполняется в той же последовательности. Акцент делается на эмоциональное состояние животного, его движение. После наброска выполняется работа в цвете, мазки краски накладываются аналогично штрихам в предыдущей работе - по форме тела животного. На палитре подбираются цвет и оттенки окраски животного. Далее в цвете выполняется среда обитания животного или его местоположение.

3)Лепка животных из пластилина (дошкольный возраст) и соленого теста (школьный возраст).

Лепят животных методом вытягивания из формы круга или овала, наращивают мелкие детали.

Если лепят из солёного теста, то мелкие детали в месте соединения надо смочить водой. После высушивания  фигурки расписывают и покрывают лаком.

Так же можно отлить фигурки животных  из гипса, используя старые резиновые игрушки. Гипс разводиться водой до состояния сметаны и заливается в игрушку. Когда он затвердеет, игрушку вынимают, сушат, разрисовывают по фантазии.

  1. Викторина о животных.

Дети  разгадываем загадки о животных, отвечают на вопросы о животных в сказках.

  1. Подведение итогов занятия. Выставка и обсуждение работ.

Приложение.

Загадки о животных.

  1.  И иголки, и булавки выползают из – под лавки

На меня они глядят, молока они хотят (ёж).

  1. Пятачок есть,  ничего не купит (свинья).

3.Среди двора стоит копна, спереди вилы, сзади метла (корова).

4.Гладишь – ласкается, дразнишь – кусается (собака)

5. Не прядёт, не ткёт, а людей одевает (овца)

6.Мордочка усатая, шубка полосатая, часто умывается, а с водой не знается (кот).

7. Не ездок, а со шпорами, не сторож, а всех будит(петух).

8. Не мышь, не птица, в лесу резвиться, на деревьях живёт и орешки грызёт (белка).

9. Никого не обижает, а всех сам боится (заяц).

10. Восемь ног, как восемь рук, вышивают шёлком круг (паук).

11. В одежде богатой, да сам слеповатый, живёт без оконца, не видывал солнца ( крот).

12. Зубовато, серовато, по полю рыщет, телят, ягнят ищет ( волк).

13. Что за чудо? Сверху блюдо, снизу блюдо, ходит блюдо по дороге, голова торчит, да ноги (черепаха)

14. В траве мелькает, хвостом виляет, хвост оторвёт, другой отрастёт (щука).

15. Летает, мышей добывает, а станет светло – спать летит в дупло (сова).

«Каких животных мы встречаем в сказках?»

  1. В какой сказке один из главных героев – лошадь?(Конёк – горбунок)
  2. Сказка о том, как один хищный зверь хотел съесть 7 маленьких зверей (Волк и 7 козлят)
  3. В кого превратился царь Гвидон? ( В комара)
  4.  Из каких зверьков сделала фея коней для Золушки? (Из крыс)
  5. Кто просил у маркиза Карабаса мешок и пару сапог? (Кот в сапогах)
  6. В какое общество собиралась ввести утят их мама? (Птичий двор)
  7. В какой сказке врагом главного героя был тигр? (Маугли)
  8. В какой сказке крокодил съел мочалку? (Мойдодыр)
  9. Как на самом деле звали Кота Матроскина? (Мурка)
  10.  За кем бежала Алиса в страну чудес? (Кролик)
  11. У какого героя была ручная крыса (Шапокляк)
  12. Какую птицу подстрелил царь Гвидон? (Коршун)
  13. Кто из героев сказки отправился в Африку лечить животных(Айболит)
  14. Какая птица в сказке несла золотые яйца? (Курочка Ряба)
  15. Какое животные помогли своим хозяевам вытащить из земли очень большой овощ? ( Собака, кошка, мышь).



Предварительный просмотр:

План занятия.

Тема: «Разнообразие форм растительности в природе. Царство деревьев.»

Эпиграф: «В сосновом бору, в берёзовой роще,

Где так многогранно желание жить

Мне, сильному, и добрей и проще,

И человечнее хочется быть.

И. Никишин

Цели и задачи: формировать навыки изображения деревьев; закрепить навыки передачи пространственного положения изображаемых объектов; воспитывать эстетическое отношение к природе.

Материалы и инструменты: альбомы; кисти; краски; графический карандаш; тушь.

Зрительный ряд: репродукции картин И. Шишкин « Дубы», «Сосновый бор», «Дебри», И. Куинджи «Берёзовая роща», И.Левитана «Берёзовая роща»; таблица «Рисование деревьев».

Литературный ряд: загадки о деревьях; стихотворение В. Рождественского.

Музыкальный ряд: Р. Шуман «Лесные дали»

Ход занятия.

1.Приветствие.

2.Повторение пройденного материала.

3.Введение в образовательный материал.

На фоне музыки Р. Шумана звучит стихотворение В. Рождественского «Деревья»

-Как вы поняли из стихотворения, о чём сегодня на занятии пойдёт речь? Правильно, о деревьях. А в каком жанре искусства часто встречается изображение деревьев? В пейзаже. Художнику надо уметь изображать деревья так, чтобы зритель мог узнать, какие это деревья, какое у них настроение, характер - т.е. изображать реалистично. А как же этого добиться? Сегодня вы это узнаете. А для этого давайте, сначала, совершим экскурсию в картинную галерею и посмотрим,  как изображали деревья русские мастера пейзажа.

4. Образовательный материал.

4.1.Беседа по картинам художников. Внимание обращается на строение деревьев. Примерные вопросы для беседы: -Какие деревья изображены на картине И. Шишкина? Почему вы так решили? Что главное в композиции этой картины? Как вы понимаете название картины «Сосновый бор»? Чем, по-вашему, отличается роща от леса? Какого примерно возраста дубы  на картине? Как вы определяете, какой породы дерево? Как деревья отличаются по цвету листвы? Какое дерево вам нравиться больше?

-А как вы думаете, у деревьев есть характер, как у людей?

Да, есть. Давайте попробуем угадать характер деревьев по таблице.

4.2 Работа по таблице «Деревья».

-Ель. Какая она? (Пушистая, добрая, скромная).

-Сосна? (Строгая, стройная, благородная).  

-Берёза? (Нежная, красивая, ласковая).

-Дуб? (Могучий, крепкий, важный).

-Ива? (Печальная, молчаливая).

Тополь? (Стройный, гордый).

-Клён? (Кудрявый, весёлый).

-Да, у деревьев разные характеры. А чем они ещё отличаются? (Строением веток, ствола, кроной). Посмотрите:

  • у ели ствол прямой, а ветви опущены вниз;
  • у сосны тоже ствол прямой, ветви отходят в стороны и немного вверх;
  • у берёзы ствол немного изогнут, основные ветви идут вверх, а более мелкие спускаются вниз;
  • у ивы все ветви спускаются вниз каскадом.

А толщина стволов разная или одинаковая? Да, разная. Чем старше дерево, тем ствол толще. Но, у всех деревьев внизу ствол толще, чем вверху. Заканчивается ствол ветками. Ветви располагаются вокруг ствола, на основных ветвях располагаются маленькие веточки. Ветви могут загораживать друг друга. А что можно сказать о листве, разная она по размеру или нет? Конечно,  разная : у одних деревьев таких как клён, дуб листья крупные, у других, как берёза, ива , ?мелкие листья. Но, у всех деревьев листья внизу крупнее, вверху мельче. Надо ещё учитывать, что листва может быть густой, но не бывает непроницаемой – сквозь листву просвечивает небо и солнечный свет.

4.3 Обобщение.

-Давайте подведём итог тому, что мы узнали о деревьях. Для того,  чтобы реалистично изображать деревья  надо учитывать, что? (Что деревья разных пород отличаются характером, строением,  формой ствола и веток, размером и цветом листвы). Деревья называют лёгкими планеты. Почему, как вы думаете? Деревья - часть природы, источник красоты, здоровья, мудрости. Так будем же охранять и беречь их!

4.4 Выводы. Практические советы и рекомендации.

Как же изображать деревья в пространстве? Вспомните законы перспективы.  Согласно закону воздушной перспективы, основания ближних к нам деревья будут ниже, чем дальних. Одно дерево порой частично или полностью загораживает другое, если одно находится за другим или растёт рядом. Такой приём называется загораживание. ( Рассматриваем репродукцию И. Левитана «Берёзовая роща») Крону дерева рисуем цветовыми пятнами, соответствующими цвету листвы в тени и на свету, используя метод «примакивания».

Вы узнали много интересного о деревьях, и вам предлагается нарисовать композицию «Царство деревьев», где вы можете изобразить лес, рощу с разными породами деревьев. Не забываете о перспективе! Пожалуйста, приступайте к творчеству.

5. Закрепление материала.Выставка и обсуждение работ.

 Игровая часть.

Викторина о деревьях:

  1. Вокруг какого дерева «…кот учёный всё ходит по цепи кругом…»?
  2. Какое доброе дерево упоминается в сказке «Гуси- лебеди»?
  3. Сок какого дерева издревле пили на Руси?
  4. Под каким деревом скакал «…трусишка зайка серенький…»?
  5. Любимое дерево мартышки, попугая и удава из мультфильма «Зарядка для хвоста»?

           

             

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект «Моё дерево». Бережное отношение и уход за окружающими нас деревьями.

Цель проекта : «Воспитание бережного отношения к деревьям как к живым существам, сопереживание им, понимание  необходимости их охраны, основанной не на лозунгах- призывах, а на собственных наблюдениях...

Работа с деревом. Резьба по дереву. Ваза для цветов. Павлов Михаил 3 класс

Работа выполнена учеником 3 класса Павлова Михаила...

Чтение. 3 класс. Рассказ "Кто живет на дереве, кто - под деревом". Г. Юрмин

Целью данного урока является знакомство обучающихся с творчеством Г.Юрмина. Учить осознанному, плавному чтению....

Презентация "Вторая жизнь дерева. Поющие деревья. На фабрике музыкальных инструментов".

Материал может быть использован в качестве дополнительного для учащихся 3-4 классов на факультативных занятиях по окружающему миру. Здесь Вы найдете исторические сведения о возникновении некоторых муз...

Приказ № 470 от 16.11.2016 "Об участии в городском смотре-конкурсе поискового материала «Дерево мудрости, дерево жизни, мы его ветви, мы его мысли»

Об участии в городском конкурсе поискового материала "дерево мудрости,дерево жизни,мы его ветви,мы его мысли"...

Конспект урока «Хранители жизни – растения. Посадка деревьев. Спилы деревьев»,3 класс.

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс, программа развивающего обучения Эльконина-Давыдова...

урок по предмету "Ознакомление с окружающим миром" 1 класс 1 вид. тема "Деревья. Листья на деревьях"

Технологическая карта урока ознакомление с окружающим миром 1 класс школы глухих.тема урока "Деревья. Листья на деревьях"...