Занятия "Анималистический жанр" , "Царство деревьев"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) по теме
Материал для занятий с детьми 6-10 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_animalisticheskiy_zhanr.docx | 25.54 КБ |
zanyatie_po_teme_tsarstvo_derevev.doc | 98 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка занятия
«Анималистический жанр».
Педагог дополнительного образования
Белёва Наталья Геннадьевна
МБОУ ДОД Дом детского творчества
Слобода Родионово – Несветайская
Ростовской области.
2012 г.
Цели и задачи:
развивать навыки изображения , лепки животных; обучать рисованию от общего к частному, воспитывать чуткое отношение к животному миру, к природе.
Материалы и инструменты:
1)Альбом, карандаши,гуашь или акварель;2)соленое тесто, стеки, дощечка для лепки.
Зрительный ряд:
И. Шишкин «Утро в сосновом лесу»; набор открыток «Рисунки В. Ватагина; пособие «Рисуем животных», фото скульптур, рисунков животных , сделанных в разные эпохи.
Литературный ряд: рассказы Е. Чарушина, М. Пришвина, Р. Киплинг «Маугли»
Музыкальный ряд: К. Сен- Санс «Карнавал животных».
Ход занятия.
- Организационный момент.
- Беседа об анималистическом жанре.
-«Animal»в переводе с латинского - «животные». Жанр искусства, в котором художники изображают животных - анималистический. Этот жанр в искусстве – самый древний. Первобытные люди оставили на стенах пещер красочные рисунки оленей, мамонтов, буйволов. Они преклонялись перед животными, почитали их как богов. В Древнем Египте люди сооружали огромные скульптуры богов – животных. В Древней Греции изображениями животных украшали посуду, оружие, интерьер. Во все времена и эпохи человек любил, приручал животных, наблюдал за ними, а свои наблюдения отражал в произведениях искусства: картинах, книжных иллюстрациях, скульптурах. фресках. Скульптурные изображения животных можно встретить и в современной парковой и фасадной скульптуре (львы, кони, украшающие мосты в г. Санкт – Петербурге)
- Рассматриваем изображения животных в живописи, в скульптуре. Обращаем внимание на образ, характер животных. Прослушиваем музыку Сен Санса.
- Многие художники России работали в анималистическом жанре. Одним из основоположником анималистического жанра был В. Ватагин (1883- 1969). За долгие годы своей творческой деятельностивыдающийся мастер создал сотни произведений графики и скульптуры, проникновенно отражающих мир животных. Образы животных у него остры по характеристике. Зоркий газ мастера выделяет самое главное, подчиняя ему детали. Животные у В. Ватагина всегда пластичны.С одинаковой остротой и убедительностью художник передаёт мягкую поступь хищного тигра, мощное движение могучего медведя, и грацию козлёнка. Многие рисунки В. Ватагина были переданы в дар Зоологическому музею МГУ, где долгое время работал художник.
- Рассматриваем рисунки В. Ватагина. Читаем отрывки рассказов о животных (дети дома подготовили). Делимся впечатлениями о своих домашних любимцах.
Подводим итог: огромное разнообразие животного мира требует передачи самых различных пропорций, форм, фактур. Отсюда разнообразие формальных приёмов, используемых художниками. Это и графические рисунки, и живописные работы, и лепка.
- Практическая работа.
1) Изображение животных карандашом «Мое любимое животное».
– Всё живое имеет свой образ, характер, настроение. Дети сначала словесно определяют облик животного, которого будут рисовать, так тигр - сильный, грациозный; пантера – мудрая, гибкая, собака – добрая, ласковая или свирепая; медведь – умный, немного неуклюжий, орёл – хищный, стремительный. Затем делают набросок карандашом: определяют размеры и намечают общую форму животного. В её основе чаще всего лежит овал или круг. Далее определяют размеры и намечают голову, лапы, хвост животного. Уточняют пропорции. Выполняют штриховку. Она наноситься по форме животного штрихами разной длины, в зависимости от фактуры шерсти животного или его оперения.
2) Изображение животных в цвете «Кошка и собака», «Пернатые друзья», «Хищники».
Набросок карандашом выполняется в той же последовательности. Акцент делается на эмоциональное состояние животного, его движение. После наброска выполняется работа в цвете, мазки краски накладываются аналогично штрихам в предыдущей работе - по форме тела животного. На палитре подбираются цвет и оттенки окраски животного. Далее в цвете выполняется среда обитания животного или его местоположение.
3)Лепка животных из пластилина (дошкольный возраст) и соленого теста (школьный возраст).
Лепят животных методом вытягивания из формы круга или овала, наращивают мелкие детали.
Если лепят из солёного теста, то мелкие детали в месте соединения надо смочить водой. После высушивания фигурки расписывают и покрывают лаком.
Так же можно отлить фигурки животных из гипса, используя старые резиновые игрушки. Гипс разводиться водой до состояния сметаны и заливается в игрушку. Когда он затвердеет, игрушку вынимают, сушат, разрисовывают по фантазии.
- Викторина о животных.
Дети разгадываем загадки о животных, отвечают на вопросы о животных в сказках.
- Подведение итогов занятия. Выставка и обсуждение работ.
Приложение.
Загадки о животных.
- И иголки, и булавки выползают из – под лавки
На меня они глядят, молока они хотят (ёж).
3.Среди двора стоит копна, спереди вилы, сзади метла (корова).
4.Гладишь – ласкается, дразнишь – кусается (собака)
5. Не прядёт, не ткёт, а людей одевает (овца)
6.Мордочка усатая, шубка полосатая, часто умывается, а с водой не знается (кот).
7. Не ездок, а со шпорами, не сторож, а всех будит(петух).
8. Не мышь, не птица, в лесу резвиться, на деревьях живёт и орешки грызёт (белка).
9. Никого не обижает, а всех сам боится (заяц).
10. Восемь ног, как восемь рук, вышивают шёлком круг (паук).
11. В одежде богатой, да сам слеповатый, живёт без оконца, не видывал солнца ( крот).
12. Зубовато, серовато, по полю рыщет, телят, ягнят ищет ( волк).
13. Что за чудо? Сверху блюдо, снизу блюдо, ходит блюдо по дороге, голова торчит, да ноги (черепаха)
14. В траве мелькает, хвостом виляет, хвост оторвёт, другой отрастёт (щука).
15. Летает, мышей добывает, а станет светло – спать летит в дупло (сова).
«Каких животных мы встречаем в сказках?»
- В какой сказке один из главных героев – лошадь?(Конёк – горбунок)
- Сказка о том, как один хищный зверь хотел съесть 7 маленьких зверей (Волк и 7 козлят)
- В кого превратился царь Гвидон? ( В комара)
- Из каких зверьков сделала фея коней для Золушки? (Из крыс)
- Кто просил у маркиза Карабаса мешок и пару сапог? (Кот в сапогах)
- В какое общество собиралась ввести утят их мама? (Птичий двор)
- В какой сказке врагом главного героя был тигр? (Маугли)
- В какой сказке крокодил съел мочалку? (Мойдодыр)
- Как на самом деле звали Кота Матроскина? (Мурка)
- За кем бежала Алиса в страну чудес? (Кролик)
- У какого героя была ручная крыса (Шапокляк)
- Какую птицу подстрелил царь Гвидон? (Коршун)
- Кто из героев сказки отправился в Африку лечить животных(Айболит)
- Какая птица в сказке несла золотые яйца? (Курочка Ряба)
- Какое животные помогли своим хозяевам вытащить из земли очень большой овощ? ( Собака, кошка, мышь).
Предварительный просмотр:
План занятия.
Тема: «Разнообразие форм растительности в природе. Царство деревьев.»
Эпиграф: «В сосновом бору, в берёзовой роще,
Где так многогранно желание жить
Мне, сильному, и добрей и проще,
И человечнее хочется быть.
И. Никишин
Цели и задачи: формировать навыки изображения деревьев; закрепить навыки передачи пространственного положения изображаемых объектов; воспитывать эстетическое отношение к природе.
Материалы и инструменты: альбомы; кисти; краски; графический карандаш; тушь.
Зрительный ряд: репродукции картин И. Шишкин « Дубы», «Сосновый бор», «Дебри», И. Куинджи «Берёзовая роща», И.Левитана «Берёзовая роща»; таблица «Рисование деревьев».
Литературный ряд: загадки о деревьях; стихотворение В. Рождественского.
Музыкальный ряд: Р. Шуман «Лесные дали»
Ход занятия.
1.Приветствие.
2.Повторение пройденного материала.
3.Введение в образовательный материал.
На фоне музыки Р. Шумана звучит стихотворение В. Рождественского «Деревья»
-Как вы поняли из стихотворения, о чём сегодня на занятии пойдёт речь? Правильно, о деревьях. А в каком жанре искусства часто встречается изображение деревьев? В пейзаже. Художнику надо уметь изображать деревья так, чтобы зритель мог узнать, какие это деревья, какое у них настроение, характер - т.е. изображать реалистично. А как же этого добиться? Сегодня вы это узнаете. А для этого давайте, сначала, совершим экскурсию в картинную галерею и посмотрим, как изображали деревья русские мастера пейзажа.
4. Образовательный материал.
4.1.Беседа по картинам художников. Внимание обращается на строение деревьев. Примерные вопросы для беседы: -Какие деревья изображены на картине И. Шишкина? Почему вы так решили? Что главное в композиции этой картины? Как вы понимаете название картины «Сосновый бор»? Чем, по-вашему, отличается роща от леса? Какого примерно возраста дубы на картине? Как вы определяете, какой породы дерево? Как деревья отличаются по цвету листвы? Какое дерево вам нравиться больше?
-А как вы думаете, у деревьев есть характер, как у людей?
Да, есть. Давайте попробуем угадать характер деревьев по таблице.
4.2 Работа по таблице «Деревья».
-Ель. Какая она? (Пушистая, добрая, скромная).
-Сосна? (Строгая, стройная, благородная).
-Берёза? (Нежная, красивая, ласковая).
-Дуб? (Могучий, крепкий, важный).
-Ива? (Печальная, молчаливая).
Тополь? (Стройный, гордый).
-Клён? (Кудрявый, весёлый).
-Да, у деревьев разные характеры. А чем они ещё отличаются? (Строением веток, ствола, кроной). Посмотрите:
- у ели ствол прямой, а ветви опущены вниз;
- у сосны тоже ствол прямой, ветви отходят в стороны и немного вверх;
- у берёзы ствол немного изогнут, основные ветви идут вверх, а более мелкие спускаются вниз;
- у ивы все ветви спускаются вниз каскадом.
А толщина стволов разная или одинаковая? Да, разная. Чем старше дерево, тем ствол толще. Но, у всех деревьев внизу ствол толще, чем вверху. Заканчивается ствол ветками. Ветви располагаются вокруг ствола, на основных ветвях располагаются маленькие веточки. Ветви могут загораживать друг друга. А что можно сказать о листве, разная она по размеру или нет? Конечно, разная : у одних деревьев таких как клён, дуб листья крупные, у других, как берёза, ива , ?мелкие листья. Но, у всех деревьев листья внизу крупнее, вверху мельче. Надо ещё учитывать, что листва может быть густой, но не бывает непроницаемой – сквозь листву просвечивает небо и солнечный свет.
4.3 Обобщение.
-Давайте подведём итог тому, что мы узнали о деревьях. Для того, чтобы реалистично изображать деревья надо учитывать, что? (Что деревья разных пород отличаются характером, строением, формой ствола и веток, размером и цветом листвы). Деревья называют лёгкими планеты. Почему, как вы думаете? Деревья - часть природы, источник красоты, здоровья, мудрости. Так будем же охранять и беречь их!
4.4 Выводы. Практические советы и рекомендации.
Как же изображать деревья в пространстве? Вспомните законы перспективы. Согласно закону воздушной перспективы, основания ближних к нам деревья будут ниже, чем дальних. Одно дерево порой частично или полностью загораживает другое, если одно находится за другим или растёт рядом. Такой приём называется загораживание. ( Рассматриваем репродукцию И. Левитана «Берёзовая роща») Крону дерева рисуем цветовыми пятнами, соответствующими цвету листвы в тени и на свету, используя метод «примакивания».
Вы узнали много интересного о деревьях, и вам предлагается нарисовать композицию «Царство деревьев», где вы можете изобразить лес, рощу с разными породами деревьев. Не забываете о перспективе! Пожалуйста, приступайте к творчеству.
5. Закрепление материала.Выставка и обсуждение работ.
Игровая часть.
Викторина о деревьях:
- Вокруг какого дерева «…кот учёный всё ходит по цепи кругом…»?
- Какое доброе дерево упоминается в сказке «Гуси- лебеди»?
- Сок какого дерева издревле пили на Руси?
- Под каким деревом скакал «…трусишка зайка серенький…»?
- Любимое дерево мартышки, попугая и удава из мультфильма «Зарядка для хвоста»?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект «Моё дерево». Бережное отношение и уход за окружающими нас деревьями.
Цель проекта : «Воспитание бережного отношения к деревьям как к живым существам, сопереживание им, понимание необходимости их охраны, основанной не на лозунгах- призывах, а на собственных наблюдениях...
Работа с деревом. Резьба по дереву. Ваза для цветов. Павлов Михаил 3 класс
Работа выполнена учеником 3 класса Павлова Михаила...
Чтение. 3 класс. Рассказ "Кто живет на дереве, кто - под деревом". Г. Юрмин
Целью данного урока является знакомство обучающихся с творчеством Г.Юрмина. Учить осознанному, плавному чтению....
Презентация "Вторая жизнь дерева. Поющие деревья. На фабрике музыкальных инструментов".
Материал может быть использован в качестве дополнительного для учащихся 3-4 классов на факультативных занятиях по окружающему миру. Здесь Вы найдете исторические сведения о возникновении некоторых муз...
Приказ № 470 от 16.11.2016 "Об участии в городском смотре-конкурсе поискового материала «Дерево мудрости, дерево жизни, мы его ветви, мы его мысли»
Об участии в городском конкурсе поискового материала "дерево мудрости,дерево жизни,мы его ветви,мы его мысли"...
Конспект урока «Хранители жизни – растения. Посадка деревьев. Спилы деревьев»,3 класс.
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс, программа развивающего обучения Эльконина-Давыдова...
урок по предмету "Ознакомление с окружающим миром" 1 класс 1 вид. тема "Деревья. Листья на деревьях"
Технологическая карта урока ознакомление с окружающим миром 1 класс школы глухих.тема урока "Деревья. Листья на деревьях"...