Рабочая программа ИЗО 2 класс
рабочая программа (изобразительное искусство, 2 класс) на тему
Рабочая программа по изобразительному искусству с календарно-тематическим планированием
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r.p.izo_2_kl.doc | 197 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе требований Федерального государственного стандарта начального общего образования по образовательной области «Искусство». Примерной программы по учебным предметам. Начальная школа. (М.: Просвещение, 2011) и составлена на основе государственной программы «ИЗО и художественный труд. 1-9 классы.» Автор:
Б. М. Неменский, М.«Просвещение»2010г.
.
Младший школьный возраст – время, когда закладываются основы духовности личности благодаря живости, непосредственности, эмоциональности восприятия ребенком окружающего мира. Именно в этот период возможно формирование будущего зрителя, читателя, слушателя посредством включения ребенка в деятельность по освоению художественных и культурных ценностей. И в связи с этим художественно- практическая деятельность, существующая в динамике от созерцания к желанию действовать, от первичного соприкосновения с искусством к его осмысленной оценке, является одним из ведущих, но недостаточным на сегодня оцененным средством развития личности ребенка.
Основные положения курса согласуются с концепцией Образовательной системы «Школы России» и решают задачи, связанные с :
- формированием общего представления о культурно- материальной среде;
- формированием эстетического компонента личности;
- начальной технологической подготовкой младших школьников в процессе деятельностного освоения мира – трудовой художественно- творческой деятельностью.
Курс развивающее – обучающий по своему характеру с приоритетом развивающей функции, интегрированный по своей сути. Интеграция в данном случае подразумевает рассмотрение различных видов искусства на основе общих, присущих им закономерностей, проявляющихся как в самих видах искусства, так и в особенностях их восприятия. Эти закономерности включают образную специфику искусства в целом и каждого его вида в отдельности (соотношение реального и ирреального), особенности художественного языка (звук, цвет, объем, пространственные соотношения, слово и др.) и их взаимопроникновение, средства художественной выразительности (ритм, композиция, настроение), особенности восприятия произведений различных видов искусства как частей единого целого мира. Особенное место в этой интеграции занимает трудовая художественно – творческая деятельность как естественный этап перехода от созерцания к созиданию на основе обогащенного эстетического опыта.
Цель данной программы:
развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия
произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Задачи курса:
- воспитание интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, формирование представлений о
добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;
- развитие воображения, творческого потенциала ребенка, желания и умения подходить к любой своей деятельности твор
чески, способностей к эмоциональноценностному отношению к искусству и окружающему миру, навыков сотрудничества в ху
дожественной деятельности;
- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративноприкладных, архитектуре
и дизайне, их роли в жизни человека и общества;
- овладение элементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора и приобретение опыта
работы в различных видах художественнотворческой деятельности; совершенствование эстетического вкуса, умения работать
разными художественными материалами
Общая характеристика курса
Программа состоит из двух блоков. Основополагающим является культурологический блок, объединяющий эстетические понятия и эстетический контекст, в котором данные понятия раскрываются.
Второй блок – художественно- творческая изобразительная деятельность. В нем эстетический контекст находит свое выражение в практической деятельности, основанной на эстетических переживаниях и художественной рефлексии, и направлен на формирование творческого восприятия произведений изобразительного искусства.
Третий блок – трудовая деятельность. В нем основополагающие эстетические идеи и понятия реализуются в конкретном предметном содержании. Особое внимание обращается на формирование у учащихся элементов культуры труда и творчества, составной частью которых являются знания основ технологических знаний и компонентов художественно-изобразительной деятельности.
На основе такого подхода дети учатся целостно воспринимать художественные произведения, видеть эстетическое в окружающем мире и технических конструкциях и выявлять общие закономерности художественно-творческого процесса.
Разнообразные по видам практические работы, выполняемые учащимися, должны соответствют единым требованиям: эстетичности, практической значимости (личная или общественная), доступности, а также – целесообразности, экологичности.
Важной составной частью практических работ являются упражнения по освоению: а) элементов пластики руки, тела, актерские этюды, являющиеся основой сценической деятельности; б) отдельных приемов изобразительной деятельности; в) основных технологических приемов и операций, лежащих в основе ручной обработки материалов, доступных детям младшего школьного возраста. Упражнения являются залогом качественного выполнения целостной работы. Освоенные через упражнения приемы включаются в практические работы по изготовлению изделий.
Предлагаемые виды работ имеют целевую направленность. Их основу составляет декоративно-прикладное наследие народов России и театрализованная деятельность как коллективная форма творчества. Это изделия, имитирующие народные промыслы, иллюстрации и аппликации-иллюстрации тех произведений, которые дети изучают на уроках чтения, образы-поделки героев произведений, выполненные в различной технике и из разных материалов, театральный реквизит: декорации, ширмы, маски, костюмы, куклы и т.п.
Практическая манипулятивная деятельность предполагает освоение основных технологических приемов, необходимых для реализации задуманного, и качественное воплощение задуманного в реальный материальный объект с соблюдением требований эстетического вкуса на основе эстетического идеала, вытекающего из эстетического контекста, частью которого является художественный труд.
Методическая основа курса – организация максимально продуктивной художественно-творческой деятельности детей. Репродуктивным остается только освоение технологических приемов и приемов сценического искусства, т.е. упражнений.
Продуктивная деятельность на всех этапах урока непосредственным образом связана с речевым развитием детей: от перессказа до презентации. Деятельность учащихся первоначально имеет, главным образом, индивидуальный характер. Но постепенно увеличивается доля коллективных работ, особенно творческих проектов обобщающего характера.
Место учебного предмета в учебном плане
Учебная программа «Изобразительное искусство» разработана для 1 — 4 класса начальной школы.
На изучение предмета отводится 1 ч в неделю, всего на курс — 135 ч.
Предмет изучается: в 1 классе — 33 ч в год, во 2—4 классах — 34 ч в год (при 1 ч в неделю).
Авторской программой предусмотрено 34 ч. Согласно календарному учебному графику и расписанию-34 ч. Фактически планируется провести 34часа. В авторскую программу изменения не внесены.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Приоритетная цель художественного образования в школе —духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса ученик должен
знать / понимать:
- Основные средства выразительности графики, живописи, декоративно – прикладного искусства;
- Основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;
- Правила безопасности труда и личной гигиены, правила планирования и организации труда;
- Особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;
- Основные жанры и виды произведений изобразительного искусства.
уметь:
- Организовать своё рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой;
- Различать основные и составные, тёплые и холодные цвета;
- Сравнивать различные виды изобразительного искусства (графика, живопись, декоративно – прикладное искусство);
- Использовать полученные знания в практической деятельности и повседневной жизни:
- для самостоятельной творческой деятельности;
- Использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);
- Оценки произведений искусства (выражения собственного мнения);
- Составлять композиции с учётом замысла;
- Передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
- Составлять композиции с учётом замысла;
- Передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
- Рисовать кистью без предварительного рисунка элементы народных орнаментов: геометрические (точка, круг, прямые и волнистые линии) растительные (листок, травка и т.д.)
владеть компетенциями: познавательной, коммуникативной, информационной и рефлексивной;
решать следующие жизненно-практические задачи:
- самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях;
- работать в группе, в паре;
- аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
- уметь слушать других ;
- пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;
- самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
- знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
- понимание образной природы искусства;
- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
- способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
- освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
- овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
- умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
- изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
- умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
- способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
- умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
- выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
- умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Содержание курса
ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ, УКРАШАЕШЬ И СТРОИШЬ (1класс)
Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения
Изображения всюду вокруг нас.
Мастер Изображения учит видеть.
Изображать можно пятном.
Изображать можно в объеме.
Изображать можно линией.
Разноцветные краски.
Изображать можно и то, что невидимо.
Художники и зрители (обобщение темы).
Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения
Мир полон украшений.
Красоту надо уметь замечать.
Узоры, которые создали люди.
Как украшает себя человек.
Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).
Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки
Постройки в нашей жизни.
Дома бывают разными.
Домики, которые построила природа.
Дом снаружи и внутри.
Строим город.
Все имеет свое строение.
Строим вещи.
Город, в котором мы живем (обобщение темы).
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу
Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе.
«Сказочная страна». Создание панно.
«Праздник весны». Конструирование из бумаги.
Урок любования. Умение видеть.
Здравствуй, лето! (обобщение темы).
ИСКУССТВО И ТЫ (2 класс)
Чем и как работают художники
Три основные краски –красная, синяя, желтая.
Пять красок — все богатство цвета и тона.
Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.
Выразительные возможности аппликации.
Выразительные возможности графических материалов.
Выразительность материалов для работы в объеме.
Выразительные возможности бумаги.
Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы).
Реальность и фантазия
Изображение и реальность.
Изображение и фантазия.
Украшение и реальность.
Украшение и фантазия.
Постройка и реальность.
Постройка и фантазия.
Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).
О чём говорит искусство
Выражение характера изображаемых животных.
Выражение характера человека в изображении: мужской образ.
Выражение характера человека в изображении: женский образ.
Образ человека и его характер, выраженный в объеме.
Изображение природы в различных состояниях.
Выражение характера человека через украшение.
Выражение намерений через украшение.
В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы).
Как говорит искусство
Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.
Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета.
Линия как средство выражения: ритм линий.
Линия как средство выражения: характер линий.
Ритм пятен как средство выражения.
Пропорции выражают характер.
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности.
Обобщающий урок года.
ИСКУССТВО ВОКРУГ НАС (3 класс)
Искусство в твоем доме
Твои игрушки придумал художник.
Посуда у тебя дома.
Мамин платок.
Обои и шторы в твоем доме.
Твои книжки.
Поздравительная открытка.
Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы).
Искусство на улицах твоего города
Памятники архитектуры — наследие веков.
Парки, скверы, бульвары.
Ажурные ограды.
Фонари на улицах и в парках.
Витрины магазинов.
Транспорт в городе.
Что делал художник на улицах моего города (села) (обобщение темы).
Художник и зрелище
Художник в цирке.
Художник в театре.
Маски.
Театр кукол.
Афиша и плакат.
Праздник в городе.
Школьный праздник-карнавал (обобщение темы).
Художник и музей
Музеи в жизни города.
Изобразительное искусство. Картина-пейзаж.
Картина-портрет.
Картина-натюрморт.
Картины исторические и бытовые.
Скульптура в музее и на улице.
Художественная выставка (обобщение темы).
КАЖДЫЙ НАРОД — ХУДОЖНИК (ИЗОБРАЖЕНИЕ, УКРАШЕНИЕ, ПОСТРОЙКА В ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДОВ ВСЕЙ ЗЕМЛИ) (4 класс)
Истоки родного искусства
Пейзаж родной земли.
Гармония жилья с природой. Деревня — деревянный мир.
Образ красоты человека.
Народные праздники (обобщение темы).
Древние города нашей Земли
Древнерусский город-крепость.
Древние соборы.
Древний город и его жители.
Древнерусские воины-защитники.
Города Русской земли.
Узорочье теремов.
Праздничный пир в теремных палатах (обобщение темы).
Каждый народ — художник
Страна Восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.
Искусство народов гор и степей.
Образ художественной культуры Средней Азии.
Образ художественной культуры Древней Греции.
Образ художественной культуры средневековой Западной Европы.
Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы).
Искусство объединяет народы
Все народы воспевают материнство.
Все народы воспевают мудрость старости.
Сопереживание — великая тема искусства.
Герои, борцы и защитники.
Юность и надежды.
Искусство народов мира (обобщение темы).
Календарно- тематическое планирование
№п/п | Наименование раздела и темы | Количество часов | Плановые сроки прохождения | Основной вид учебной деятельности |
1 | Три основные краски, строящие многоцветие мира. Рисование по памяти и впечатлению. Поляна цветов. | 1 | 2.09 | Наблюдать цветовые сочетания в природе;смешивать краски (прием «живая краска»);овладевать первичными живописными навыками.овладевать первичными живописными навыками. |
2 | Пять красок – всё богатство цвета и тона. Рисование по представлению. Природная стихия (без предварительного рисунка) | 1 | 9.09 | Сравнивать и различать темные и светлые оттенки цвета и тона; смешивать цветные краски с белой и черной для получения ну-жного колорита; создавать пейзажи, различ-ные по настроению. |
3 | Пастель, цветные мелки; их выразительные возможности. Рисование по памяти и впечатлению. Осенний лес | 1 | 16.09 | Знать многообразие художественных материалов: понимать красоту и выразительность художественных материалов; овладевать первичными знаниями перспе-ктивы (загораживание, ближе-дальше). |
4 | Выразительные возможности аппликации. Создание в технике аппликации коврика. | 1 | 23.09 | Овладевать техникой и способами аппликации; понимать и использовать особенности изо-бражения на плоскости с помощью пятна; со-здавать изделие по заданию. |
5 | Выразительные возможности графических материалов. Зимний лес. Тушь. | 1 | 30.09 | Понимать выразительные возможности линии, точки, пятен для создания художественнго образа; осваивать приемы работы графически-ми материалами (тушь, палочка); создавать изображение по заданию. |
6 | Выразительность материалов для работы в объеме. Лепка из пластилина. Животное родного края. | 1 | 7.10 | Сравнивать, сопоставлять выразительные во-зможности различных материалов, применяемых в скульптуре; уметь работать с целым куском пластилина, овладевать приемами работы с пластилином; создавать объемное изображение |
7 | Выразительные возможности бумаги. Конструирование. Игровая площадка. | 1 | 14.10 | Овладевать приемами работы с бумагой (объ-емные формы); уметь конструировать из бумаги объемные объекты; |
8 | Для художника любой материал может стать выразительным. Обобщение темы. Праздничный город. Серпантин, конфетти. | 1 | 21.10 | Создавать образ, по заданию; обобщать прой-денный материал, обсуждать работы, оцени-вать собственную художественную деятельность. |
9 | Изображение и реальность. Изображение животного. | 1 | 28.10 | Рассматривать, изучать и анализировать строение реальных животных; изображать, выделяя пропорции; передавать характер животного; накапливать опыт в изображении животных |
10 | Изображение и фантазия. Рисование по представлению. Сказочное несуществующее животное. | 1 | 11.11 | Размышлять и вести беседу об изображении как реального, так и фантастического мира; придумывать и изображать фантастические образы животных; приобретать опыт работы с гуашью. |
11 | Украшение и реальность. Рисование по представлению. Веточка с инеем или паутинка с капелькой росы. | 1 | 18.11 | Наблюдать и учиться видеть украшения в природе, откликаться на природную красоту; создавать с помощью графических материалов изображения украшений в природе; при-обретать опыт работы с тушью, мелом. |
12 | Украшение и фантазия. Украшение заданной формы. Кокошники. | 1 | 25.11 | Сравнивать и сопоставлять природные формы и декоративные мотивы; осваивать приемы создания орнамента; создавать украшения; ос-ваивать приемы работы графическими матери-алами; |
13 | Постройка и реальность. Конструирование из бумаги. Морской аквариум. | 1 | 2.12 | Рассматривать и анализировать природные ко-нструкции, их формы, пропорции; накапливать опыт работы с бумагой (закручивание, надрезание, складывание, склеивание); участвовать в создании коллективной работы. |
14 | Изображение и фантазия. Рисование фантастического здания. | 1 | 9.12 | Сравнивать и сопоставлять природные формы с архитектурными постройками; осваивать приемы работы с бумагой; создавать макеты, участвовать в создании коллективной работы. |
15 | Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе. Конструирование елочных игрушек. | 1 | 16.12 | Понимать роль взаимодействия в работе трех Братьев-Мастеров; обсуждать и оценивать творческие работы свои и одноклассников |
16 | Характер изображаемых животных. Создание яркого образа животного (веселого, стремительного, агрессивного и т. п.) | 1 | 23.12 | Наблюдать и рассматривать животных в раз-личных состояниях; давать устную зарисовку, изображать с ярко выраженным характером; накапливать опыт работы с гуашью |
17 | Выражение характера изображаемых животных. Художники-анималисты. Рисование по памяти. Любимая кошка. | 1 | 13.01 | Наблюдать и рассматривать животных в раз-личных состояниях; давать устную зарисовку, изображать с ярко выраженным характером; накапливать опыт работы с гуашью |
18 | Выражение характера человека в живописи и графике. Рисование по представлению. Женский образ. | 1 | 20.01 | Создавать женский образ по представлению; уметь использовать гуашь, пастель, мелки. |
19 | Выражение характера человека в изо-бражении. Мужской образ. | 1 | 27.01 | Уметь создать образ по представлению; уметь использовать гуашь, пастель, мелки. |
20 | Выражение характера человека в изображении. Сказочный образ. | 1 | 3.02 | Уметь создать образ по представлению; уметь использовать гуашь, пастель, мелки. |
21 | Образ человека и его характер, выполненные в объеме. Сказочные персонажи, противоположные по характеру. Работа с пластилином. | 1 | 10.02 | Уметь создавать противоположные по характеру сказочные образы (Золушка и злая мачеха, Бабариха и Царевна-Лебедь); сравнивать и анализировать возможности использования изображённых средств для создания доброго и злого образа |
22 | Изображение природы в разных состояниях. Рисование по представлению. Контрастные состояния моря. | 1 | 17.02 | Уметь наблюдать природу в различных сос-тояниях и изображать живописными материа-лами; знать колористические особенности работы с гуашью |
23 | Выражение характера человека через украшение. Украшение заготовок мужского оружия или женских украшений. | 1 | 24.02 | Понимать роль украшения в жизни человека; сравнивать и анализировать украшения для различных ситуаций; создавать декоративные композиции. |
24 | Выражение намерений через украшение. Коллективно- индивидуальное создание панно (Морские пираты). Украшение двух, противоположных по намерению флотов. | 1 | 3.03 | Понимать характер линии, цвета, формы, способных раскрыть намерения человека; уметь работать в коллективе. |
25 | В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру. Рисование по представлению. Здание для сказочного героя. | 1 | 10.03 | Уметь видеть художественный образ в архи-тектуре; приобретать навыки восприятия ар-хитектурного образа в окружающей жизни и сказочных построек; приобретать опыт творческой работы. |
Защита творческих работ | ||||
26 | Обобщающий урок. Урок-обобщение: создание коллективного панно «Маша и медведь». Сказочные миры. | 1 | 17.03 | Уметь обсуждать творческие работы свои и одноклассников, оценивать их; накапливать опыт творческой работы. |
27 | Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. Рисование по представлению. Угасаюший костер на фоне ночного неба, перо Жар-птицы или весеннюю лужайку, используя контрастные цвета. | 1 | 31.03 | Уметь составлять теплые и холодные цвета; понимать эмоциональную выразительность их; уметь видеть в природе борьбу и взаимовлияние цвета; знать приемы работы кистью; изображать простые сюжеты с колористическим контрастом; |
28 | Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. Рисование по памяти и впечатлению. Изображение весенней земли. | 1 | 7.04 | Иметь представление об эмоциональной вы-разительности глухого и звонкого цвета, уметь их составлять; уметь изобразить борьбу ти-хого и звонкого цветов, изображая весеннюю землю. |
29 | Линия как средство выражения: ритм линий. Рисование по представлению. Изображение весенних ручьев на фоне земли | 1 | 14.04 | Уметь видеть линии в окружающей действи-тельности; иметь представление об эмоцио-нальной выразительности линий; выполнять рисунок воображением; уметь наблюдать, рассматривать, любоваться. |
30 | Линия как средство выражения: характер линий. Рисование по впечатлению. Изображение ветвей с определенным характером и настроением. | 1 | 21.04 | Уметь видеть линии в окружающей действи-тельности; иметь представление об эмоцио-нальной выразительности линий; выполнять рисунок воображением; уметь наблюдать, рассматривать, любоваться. |
31 | Ритм пятен как средство выражения. Аппликация. Создание изобра-жения ритмично летящих птиц. | 1 | 28.04 | Знать применение средств художественной выразительности; понимать, что такое ритм; уметь передавать в изображении ритм (летящие птицы). |
32 | Пропорции выражают характер. Лепка из пластилина. Образы животных с разными характерами пропорций. | 1 | 5.05 | Понимать, что такое пропорция; создавать образы, с помощью изменения пропорций |
33 | Ритм линий и пятен, цвет, пропорции- средства вырази-тельности. Создание коллективного панно. Весна. Шум птиц. | 1 | 12.05 | Понимать роль взаимодействия различных средств художественной выразительности для создания различных образов; уметь создавать творческую работу и договариваться с одноклассниками при выполнении коллекти-вной работы; уметь выполнять работу в грани-цах заданной роли. |
34 | Обобщающий урок года. Монотипия. Парк аттракционов своей мечты. | 1 | 19.05 | Уметь анализировать работы и рассказывать о своих впечатлениях; понимать и уметь называть задачи, которые решались в каждой четверти; уметь фантазировать и рассказывать о творческих планах на лето |
Учебно-методические средства
1. Примерные программы начального общего образования : стандарты второго поколения в 2 ч. Ч2- М.Просвещение , 2011г.
2. Программа по изобразительному искусству и художественному труду для 1-9классов под редакцией Б.М.Неменского.-М..: Просвещение, 2010г.
3. Е.И.Коротеева.Учебник «Исскуство и ты»2 класс.-М. «Просвещение», 2011г.под редакцией Б.М.Неменского
4.Комплект дидактических раздаточных материалов «Основы декоративно- прикладного искусства»
5.Комплект таблиц «Основы декоративно- прикладного искусства»
6. Комплект дидактических раздаточных материалов «Введение в цветоведение»
7. .Комплект таблиц «Введение в цветоведение»
8. Муляжи фруктов и овощей
9.Компьютер с лазерным принтером
10.Экран
»
пластических искусств. Задачей этого года также является осознание того, что Мастера работают определенными материалами, а также первичное освоение этих материалов.
Но Мастера предстают перед детьми не все сразу. Сначала они под «шапкой-невидимкой». В I четверти снимает с себя «шапку» и начинает открыто играть с детьми Мастер Изображения. Во II четверти он поможет снять «шапку-невидимку» с Мастера Украшения, а в III — с Мастера Постройки. В IV четверти они показывают детям, что друг без друга жить не могут и всегда работают вместе. Нужно иметь в виду и особый смысл обобщающих уроков: в них через работу каждого Мастера связывается детская художественная работа со взрослым искусством, с окружающей действительностью.
.
I ЧЕТВЕРТЬ
ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ. ЗНАКОМСТВО С МАСТЕРОМ
ИЗОБРАЖЕНИЯ (9—18 ч)
Мастер Изображения учит видеть и изображать. И все последующие годы обучения будет помогать в этом детям — помогать видеть, рассматривать мир. Чтобы внимательно разглядеть, лучше не просто смотреть, но и рисовать то, что рассматриваешь. Этому надо учиться. Здесь закладываются только основы понимания огромной роли деятельности изображения в жизни людей, в дальнейшие годы учитель будет развивать это понимание. Открытием четверти является и то, что в искусстве существует не только Художник, но и Зритель. Быть хорошим зрителем тоже нужно учиться, и Мастер Изображения учит нас этому.
Задачей Мастера является и обучение детей первичному опыту владения доступными начальной школе материалами. Опыт этот будет углубляться и расширяться в последующих классах.
Тема. Изображения всюду вокруг нас
Вводный урок, урок-знакомство. Везде: дома, на улице, в школе — нам встречаются различные изображения, которые сделали художники. Знакомство с Мастером Изображения, который помогает нам рисовать, лепить. Обучающее рассматривание выставки детских работ.
Первое задание имеет диагностическую направленность — оно помогает выявить уровень и характер дошкольной подготовки учеников.
Задание: нарисовать то, что умеешь и любишь рисовать.
Вариант задания: детям предлагается изобразить большое радостное солнце на весь лист бумаги.
Материалы: бумага и любой материал, привычный для детей или удобный с организационной точки зрения для учителя.
Зрительный ряд: работы учащихся I—IV классов, различные по сюжетам, жанрам, художественным материалам.
Тема. Мастер Изображения учит видеть
Развитие наблюдательности и аналитических возможностей глаза. Формирование поэтического видения мира. Знакомство с понятием «форма».
Сравниваем по форме разные листья — круглые, длинные, треугольные. Рассматриваем прожилки — каждый лист похож на маленькое дерево со стволом, кроной, ветками. Оказывается, деревья тоже бывают разные по форме.
Задание: изобразить сказочный лес, где все деревья похожи на разные по форме листья.
Материалы: аппликация из цветной бумаги (возможно — обрывная), клей, ножницы или цветные карандаши, фломастеры.
Зрительный ряд: живые осенние листья, разные по форме.
Вариант задания: изображение животных — чем они похожи и чем отличаются друг от друга.
Материалы: фломастеры или цветные карандаши, или мелки, бумага.
Зрительный ряд: слайды с изображением рисунков животных или живых зверей.
Музыкальный ряд: сюита К. Сен-Санса «Карнавал животных».
Литературный ряд: стихи про зверей, про их носы и хвосты.
Тема. Изображать можно пятном
Овладение первичными навыками изображения на плоскости. Пятно — одно из главных средств изображения. Развитие воображения и аналитических возможностей глаза.
Тень — пример пятна в реальной жизни; по тени можно узнать ее хозяина. Присмотреться к разным пятнам (мох на камне, осыпь на стене, узоры на мраморе в метро и т. д.) и постараться увидеть в них какие-либо изображения. В этом поможет Мастер Изображения. Сравнить, какие бывают у зверей уши, хвосты, лапы, усы (они потребуются, чтобы дорисовать пятно).
Навыки работы на уроке с кистью, краской (одна банка) и водой. Методический прием «Сказка про кляксу» (см. учебник).
Задание: превратить произвольно сделанное краской и кистью пятно в изображение зверушки, дорисовав ему лапы, уши, хвост, усы, т. е. то, что необходимо.
Материалы: одноцветная краска (гуашь или акварель, тушь), кисть, вода, черный фломастер.
Зрительный ряд: иллюстрации Е. Чарушина, В. Лебедева, Т. Мавриной, М. Митурича и других художников, работающих пятном, к книгам о животных; теневой театр; фотографии животных и примеры пятен вокруг нас, которые можно дофантазировать.
Тема. Изображать можно в объеме
Объем занимает место в пространстве, и его можно рассматривать с разных сторон. Примеры выразительных объемов, которые заметил Мастер Изображения (пни, камни, коряги, сугробы и др.), похожие на кого-то. Развитие воображения и аналитических способностей глаза, поэтического видения.
Сказка Мастера Изображения про превращения камешков является методическим приемом для обучения видению целостной формы (см. учебник). Лепка от большой формы (превращения комка пластилина) способами вытягивания и вдавливания.
Задание: превратить комок пластилина в птицу или другую зверушку — лепка; посмотреть и подумать, на что похожи, например, картофелины и другие овощи, коряги в лесу или парке и т. д.
Материалы: пластилин, стеки, дощечка.
Зрительный ряд: слайды природных объемов выразительных форм или настоящие камешки, форма которых что-нибудь напоминает.
Тема. Изображать можно линией
Изображение линией на плоскости. Линией можно рассказывать; повествовательные возможности линии. Умение видеть линии в природе.
Задание: рисунок линией на тему «Расскажи нам о себе».
Вариант задания: рисунки на темы стихов С. Маршака, А. Барто, Д. Хармса с веселым, озорным развитием сюжета.
Материалы: черный фломастер или карандаш, бумага.
Зрительный ряд: линейные иллюстрации к детским книгам, линейная графика, фотографии линейных мотивов в природе.
Музыкальный ряд: песенки про детей.
Литературный ряд: веселые стихи с развитием действия.
Тема. Разноцветные краски
Знакомство с красками гуашь. Умение пользоваться красками на уроке, овладение навыками организации рабочего места.
Эмоциональное и ассоциативное звучание каждого цвета для ребенка: что ему напоминает каждая краска? Радость общения с красками.
Задание: проба красок — создание красочного «коврика». Вариант задания: нарисовать то, что каждая краска напоминает.
Материалы: гуашь, широкая и тонкая кисти, белая бумага.
Тема. Изображать можно и то, что невидимо (настроение)
Изобразить можно не только предметный мир, но и мир наших чувств как бы невидимый. Не следует очень усложнять задание: дети легко отмечают, что голубое более грустное, чем розовое, и что кисточка, когда рисует, то как бы танцует весело или плавно и т.д.
Задание: изобразить радость и грусть (изображение ''цветом и ритмом может быть беспредметным).
Вариант задания: нарисовать музыку — создать образы .контрастных по настроению музыкальных пьес.
Материалы: гуашь, кисти, бумага.
Музыкальный ряд: мелодии радостные и грустные.
Тема. Художники и зрители (обобщение темы)
Начальное формирование навыков восприятия
Выставка детских работ за четверть — дети были .художниками, а теперь стали зрителями. Зрители должны уметь"'понимать» работу художников.
Дети становятся зрителями произведений искусства Быть зрителем интересно и непросто. Этому надо учиться. Знакомство с понятием «произведение искусства». Картина. Скульптура. Цвет и краски в картинах художников.
Зрительный ряд: В.Ван Гог. Подсолнухи, Н.Рерих. Заморские гости, В.Васнецов. Богатыри, П. Кончаловский. Сирень, М.Врубель. Царевна-Лебедь.
Рекомендуется посетить художественный музей.
II ЧЕТВЕРТЬ
ТЫ УКРАШАЕШЬ. ЗНАКОМСТВО С МАСТЕРОМ УКРАШЕНИЯ
8 ч
II четверть посвящена знакомству с Мастером Украшения, т. е. началам декоративной художественной деятельности, но это не сужает разнообразия видов практической работы учащихся.
Эта четверть особенно насыщена нарядными, яркими заданиями, которые позволяют освоить многие художественные материалы.
Мастер Изображения, с которым дети познакомились в I четверти,— это Мастер Познания, который учит внимательно вглядываться в жизнь. Мастер Украшения, или Мастер Общения, делает в жизни совсем иное: организует общение людей, помогая им открыто выявлять свои роли. Сегодня, например, мы идем в поход, завтра на работу, потом в гости — и одеждой говорим об этих своих ролях, о том, кто мы сегодня, что будем делать. Нагляднее, конечно, работа Мастера Украшения проявляется на балах, карнавалах, в театральных постановках. Да и в природе мы отличаем одних птиц или бабочек от других по их украшениям.
Тема. Мир полон украшений
Знакомство с Мастером Украшения. Украшения всюду вокруг нас — украшена наша одежда, игрушки, наши дома, комнаты, посуда и т. д.— и везде помогает нам Мастер Украшения.
Цветы украшают все наши праздники, все события нашей жизни: вместе с Мастером Украшения рассматриваем формы лепестков, тычинки, узорчатые детали разнообразных цветов.
Задание: украшение — роспись цветов-заготовок, вырезанных учителем из цветной бумаги. В конце урока цветы можно собрать (вклеить) в нарисованную на большом листе корзину, а затем использовать эту первую коллективную работу для украшения класса.
Вариант задания: придумай и нарисуй сказочный цветок.
Материалы: гуашь, кисти, цветная бумага.
Зрительный ряд: примеры украшений, фотографии или слайды цветов.
Тема. Красоту надо уметь замечать
Развитие наблюдательности. Приобретение опыта эстетических впечатлений.
Мастер Украшения учится у природы и помогает нам увидеть ее красоту. Многообразие и красота узоров в природе. Всматриваемся в различные детали: в сережки на ветке, кисть ягод, иней и т. д. Яркая и неброская, тихая и «неожиданная» красота в природе, например узоры на различных поверхностях (кора дерева, пена волны, капли на ветках и т. д.).
Тема развивается в серии занятий, которые формируют новые навыки изобразительной деятельности. Происходит начальное овладение новыми техниками и художественными материалами.
Урок 1. Узоры на крыльях
Любуемся красотой бабочек и рассматриваем узоры на их крыльях.
Задание: украшение крыльев бабочки. Бабочка украшается по вырезанной учителем заготовке или рисуется (крупно на весь лист) детьми на уроке.
Материалы: гуашь, крупная и тонкая кисти, цветная или белая бумага. Возможны графические варианты исполнения задания.
Зрительный ряд: слайды бабочек, коллекции бабочек, книги с их изображением.
Урок 2. Красивые рыбы
Знакомство с выразительными возможностями фактуры. Неброская и «неожиданная» красота в природе. С позиций Мастера Украшения учимся видеть красоту разнообразных поверхностей: любоваться узорами чешуи рыбы, корой дерева, рябью на воде, спилами камней, листьями растений, шероховатыми и гладкими раковинами, кожей змеи или ящерицы на фотографии. Мир наполнен неброскими рисунками узоров разных поверхностей, их надо уметь замечать.
Задание: украшение рыбки узорами чешуи. Оно выполняется в технике монотипии — цветного или монохромного фактурного отпечатка, который затем дорисовывается одноцветным (черным) фломастером или палочкой с тушью. В данном случае монотипия — это цветное пятно в форме рыбы, сделанное гуашью или акварелью на бумаге, которое сразу отпечатывается (прижимается рукой) на другом листе. Пятно приобретает выразительную фактуру.
Материалы: гуашь (акварель), фломастер или тушь, палочка, бумага.
Урок 3. Украшения птиц
Развитие декоративного чувства при рассматривании цвета и фактуры материала, при совмещении материалов.
Разнообразие украшений в природе. Различные формы украшений. Мастер Украшения помогает рассматривать птиц, обращая внимание не только на цветной орнамент окраски, но и на форму хохолков, хвостов, оформление лапок. Наряд птицы помогает понять ее характер — веселая, быстрая, важная.
Развитие начальных навыков объемной работы с бумагой разной фактуры.
Задание: изображение нарядной птицы в технике объемной аппликации, коллажа.
Материалы: разноцветная и разнофактурная бумага, ножницы, клей.
Зрительный ряд: фотографии или слайды различных нарядных птиц.
Музыкальный ряд: детские или народные песни с ярко выраженным игровым, декоративным началом (звон колокольчика, имитация птичьего пения и т. д.).
Тема. Узоры, которые создали люди
Красота орнаментов, созданных человеком. Разнообразие орнаментов. Природные и изобразительные мотивы. Образные и эмоциональные впечатления от орнаментов. Где мы встречаемся с орнаментами? Что они украшают?
Задание: придумать свой орнамент — образно, свободно написать красками и кистью эскиз на листе бумаги (не следует делать акцент на многократном повторении мотива).
Материалы: гуашь, кисти, листы цветной бумаги.
Зрительный ряд: образно-выразительные различные образцы орнаментов.
Тема. Как украшает себя человек
Все украшения человека что-то рассказывают о своем хозяине. Что могут рассказать украшения? Рассматриваем персонажей сказок. Оказывается, украшения нужны и для того, чтобы рассказать окружающим, кто ты такой. Кот в сапогах, Золушка, Снежная королева, Снегурочка, Мальвина — мы узнаем их по свойственным им украшениям.
Задание: изображение любимых сказочных героев и их украшений.
Материалы: гуашь, кисть, цветная бумага.
Зрительный ряд: слайды или иллюстрации с персонажами известных сказок.
Литературный ряд: фрагменты сказок с описанием внешнего вида героя.
Музыкальный ряд: песенки сказочных героев.
Тема. Мастер Украшения помогает сделать праздник
Без праздничных украшений нет праздника. Подготовка к Новому году. Новые навыки работы с бумагой и обобщение материала четверти.
Задание: создание праздничного украшения для новогодней елки дома и в классе (изготовление праздничных новогодних гирлянд); создание карнавальных головных уборов; коллективное панно «Новогодняя елка» (варианты заданий выбирает учитель).
Материалы: цветная бумага, фольга, серпантин, ножницы, клей.
Зрительный ряд: детские работы, выполненные за четверть.
Литературный ряд: стихи о Новом годе.
Музыкальный ряд: рождественские и новогодние праздничные песни, фрагменты из балета П. Чайковского «Щелкунчик».
III ЧЕТВЕРТЬ
ТЫ СТРОИШЬ. ЗНАКОМСТВО С МАСТЕРОМ ПОСТРОЙКИ
11 ч
В этой четверти начинается знакомство с архитектурой и дизайном на основе детских игровых форм. Все пространственно-визуальные искусства имеют в своей основе общие начала: это работа с пятном, линией, цветом в пространстве и на плоскости. Однако в разных видах искусства эти элементы языка используются по-разному, так как разные искусства выполняют разные задачи в жизни людей.
III четверть посвящена знакомству с конструктивной художественной деятельностью.
Мастер Постройки — это олицетворение конструктивной художественной деятельности; это Мастер создания образа нашего предметного мира. В то же время Мастер Постройки — это Мастер структурного построения любого пространственного произведения, формы и взаимоотношения ее частей, Мастер композиции.
Умение видеть конструкцию формы предмета лежит в основе умения рисовать, а если посмотреть шире, эти умения влияют на универсальные способности мышления человека.
Материал четверти включает задания очень разные по характеру и художественному материалу. Основное место среди заданий занимает постройка города. Игровой характер заданий не отвлекает, а, наоборот, позволяет активно усвоить новые знания.
Тема. Постройки в нашей жизни
Какие постройки нас окружают? Знакомство с Мастером Постройки. Он помогает придумать, каким быть дому. Многообразие архитектурных построек; развитие воображения ребенка и формирование его представлений о существовании самых разных типов построек. Из каких основных частей состоят дома?
Строят не только дома, но и каждую вещь, придумывают ей форму, чтобы она была удобная и красивая.
Беседа об окружающих нас постройках.
Задание: придумать и нарисовать сказочный дом для себя и своих друзей.
Материалы: цветные мелки, тонированная бумага.
Вариант задания: придумать и построить на бумаге дом с помощью печаток — овладение новой техникой изображения.
Материалы: разведенная на блюдце краска гуашь (акварель) одного цвета, коробок, ластик, колпачок от ручки — в качестве печатки, шероховатая бумага.
Зрительный ряд: фотографии самых разных архитектурных построек, иллюстрации из детских книг с изображением разных жилищ, предметы современного дизайна.
Музыкальный ряд: детские песенки о строителях-фантазерах.
Тема. Домики, которые построила природа
Наблюдение природных явлений с точки зрения Мастера Постройки. Природные домики: стручки, орешки, раковины, норки, гнезда и т. п.
Мастер Постройки умеет увидеть домик в любом предмете.
Задание: лепка сказочных домиков в форме овощей и фруктов, грибов или изображение сказочных домиков на бумаге. (К концу занятия учитель выстраивает из вылепленных домиков сказочный город.)
Материалы: пластилин, стеки, тряпочка, дощечки или гуашь.
Зрительный ряд: фотографии природных домиков; иллюстрации к сказкам, где в виде домиков предстают неожиданные предметы, например домики из сказок Л. Милна «Винни-Пух», Н. Носова «Незнайка в Цветочном городе», Дж. Родари «Чиполлино», А. Волкова «Волшебник Изумрудного города» и др.
Музыкальный ряд: музыка к мультфильму или балету «Чиполлино».
Тема. Дом снаружи и внутри
Соотношение внешнего вида и внутренней конструкции дома. По внешнему виду можно догадаться, как устроен дом внутри. Дом «смотрит» на улицу, но живут внутри дома. Понятия «внутри» и «снаружи» очень взаимосвязаны для любого вида постройки. Беседа о внутреннем устройстве дома.
Задание: изображение дома в виде буквы алфавита — нарисовать краской крупно, на весь лист, первую букву своего имени и, представив себе, что это дом, населить его маленькими буквенными человечками. Как бы они смогли там жить? Что будет крышей, где будет вход? Нарисовать двери, окна, лестницы, балконы...
Вариант задания: представить в виде сказочного домика самые разные предметы. (Как бы там могли жить сказочные человечки?)
Материалы: мелки, цветные карандаши или фломастер (лучше по акварельному фону), бумага.
Зрительный ряд: иллюстрации к детским книгам.
Литературный ряд: описания сказочного города из литературного произведения.
Тема. Строим город
Приобретение навыков конструктивной работы с бумагой. Развитие конструктивной фантазии и наблюдательности — уметь рассматривать реальные здания разных форм. Игра в архитекторов.
Задание: постройка домика из бумаги путем складывания бумажного цилиндра, его двукратного сгибания, чтобы было четыре грани, и добавления необходимых частей; постройка городка из бумажных домиков.
Материалы: цветная или белая бумага, ножницы, клей.
Вариант задания: построить домики из разных упаковочных коробочек, приклеивая крыши, окна и двери; создать городок из готовых домиков, склеивая их друг с другом.
Тема. Все имеет свое строение
Формирование первичных умений видеть конструкцию — построение предмета. Любое изображение сводится к взаимодействию нескольких простых геометрических форм.
Задание: создание из простых геометрических форм (заранее вырезанных цветных прямоугольников, кругов, овалов, треугольников) изображения разных зверей в технике аппликации.
Материалы: цветная бумага, ножницы, клей.
Зрительный ряд: слайды и фотографии животных или художественные изображения животных.
Тема. Постройка предметов (упаковок)
Развитие конструктивного изображения и навыков постройки из бумаги. Знакомство с работой дизайнера: Мастер Постройки придумывает форму для наших бытовых вещей.
Как наши вещи становятся красивыми и удобными?
Задание: конструирование из бумаги упаковок или сумок, украшение их.
Материалы: цветная бумага, ножницы, клей.
Зрительный ряд: упаковки, пакеты и другие произведения бытового дизайна.
Литературный ряд: стихи о веселых трудолюбивых мастерах.
Тема. Город, в котором мы живем
Итоговая тема четверти. Прогулка по родному городу, поселку или селу с целью наблюдения реальных построек: рассматриваем улицу с позиции Мастера Постройки.
Задание: панно «Город, в котором мы живем» — коллективная работа или индивидуальные работы по впечатлению после экскурсии.
Материалы: склеенный большой лист бумаги (бумага тонированная или обои) в качестве фона для панно, цветная бумага (для создания построек с наклеенными деталями в технике аппликации), гуашь (для изображения жителей и машин). Готовые аппликации (постройки) и изображения жителей, машин выразительно располагаются (компонуются) на большом листе бумаги — фоне панно.
Для индивидуальных работ: гуашь, кисти или мелки (по выбору учителя), бумага.
Зрительный ряд: фотографии, слайды или видеофильм об архитектуре родного города (села).
Рекомендуется прогулка-экскурсия по улицам своего города или села.
Литературный ряд: стихи о своем городе (селе).
Музыкальный ряд: песни о своем городе (селе).
IV ЧЕТВЕРТЬ
ИЗОБРАЖЕНИЕ, УКРАШЕНИЕ, ПОСТРОЙКА ВСЕГДА ПОМОГАЮТ ДРУГ ДРУГУ
5 ч
Изображение, украшение* и постройка составляют разные стороны работы художника и присутствуют во всем, что он создает. В любом изображении, постройке или украшении всегда присутствуют все эти три вида художественной деятельности.
Тема. Совместная работа трех Братьев-Мастеров
Обобщением здесь является один урок. Его цель — показать детям, что на самом деле наши три Мастера неразлучны. Они постоянно помогают друг другу. Но у каждого Мастера своя работа, свое назначение.
В конкретной работе один из Мастеров всегда главный. Вот, например, наши рисунки-изображения: где тут работа Мастера Постройки? А сейчас эти работы украшают класс. А в работах, где главным был Мастер Украшения, как ему помогали Мастер Изображения и Мастер Постройки? Главное, чтобы учащиеся
поняли, в чем именно состоит роль каждого Мастера и чему он помог им научиться.
В классе должны быть выставлены лучшие работы детей за I—III четверти — своего рода отчетная выставка. Желательно, чтобы каждый ребенок имел на выставке хотя бы одну работу. Дети учатся рассказывать о своих работах и рисунках своих товарищей.
В конце урока демонстрируются слайды произведений искусства и дети должны выделить «участие» каждого Мастера в этих работах: ваза с фигуративным рисунком; ваза, форма которой что-то изображает; картина с архитектурной постройкой; фонтан со скульптурой; дворцовый интерьер с ярким декором, скульптурой и картинами; интерьер современного здания с монументальной росписью.
Задание: выставка работ, сделанных за предыдущие четверти. Дети учатся смотреть и обсуждать рисунки, скульптуру и т. д., выделяя в них работу каждого из Мастеров. Игра в художников и зрителей.
Зрительный ряд: произведения разных видов искусства, в которых наиболее наглядно проявлены конструктивное, декоративное и изобразительное начала.
Тема. «Сказочная страна». Создание панно
Изображение сказочного мира. Мастера помогут увидеть мир сказки и воссоздать его. Учитель выбирает любую известную сказку или сочиняет ее вместе с детьми.
Задание: коллективное панно или индивидуальные изображения по сказке.
Материалы: цветная бумага, фольга, ножницы, клей или гуашь, кисти, бумага.
Зрительный ряд: иллюстрации к детским книгам.
Музыкальный ряд: музыка из мультфильмов, фильма или балета по сказке.
Литературный ряд: сказка, выбранная учителем.
Тема. «Праздник весны». Конструирование из бумаги
Конструирование из бумаги объектов природы и украшение их.
Развитие наблюдательности — изучение природных форм. Овладение навыками бумагопластики.
Задание: конструирование и украшение птиц или божьих коровок, жуков, стрекоз, бабочек.
Материалы: цветная бумага, ножницы, клей, нитки.
Зрительный ряд: демонстрация учителем приемов работы с бумагой.
Тема. Урок любования. Умение видеть
Наблюдение живой природы с точки зрения трех Мастеров. Повторение темы «Мастера Изображения, Украшения и Постройки учатся у природы».
Рекомендуется экскурсия в природу.
Тема. «Здравствуй, лето!»
Образ лета в творчестве российских художников. Картина и скульптура. Развитие зрительских навыков.
Задание: создание композиции «Здравствуй, лето!» по впечатлениям от природы.
Материалы: гуашь, кисти, бумага.
Зрительный ряд: произведения российских художников на тему лета.
Учебно – методическое обеспечение
1. Программа "Изобразительное искусство и художественный труд" для средних общеобразовательных учебных заведений разработана под руководством народного художника России Б.М. Неменского, авторским коллективом: В.Г. Горяев, Н.А. Горяева, Г.Е. Гуров, А.А. Кобозев, М.Т. Ломоносова, Л.А. Неменская, А.С. Питерских.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 3 класс окружающий мир по программе "Начальная школа XXI века"
Пояснительная записка , календано-тематическое планирование....
рабочая программа 1 класс ФГОС 2 поколения по программе Перспектива
Разработана рабочая программа по математике по программе Перспектива, авторы Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова. Офис 2007...
Рабочая программа. 1 класс. По программе "Школа 21 века"
Рабочая программа для 1 класса по программе "Школа 21 века" разработана мною в соответствии с требованиями новых стандартов....
Рабочая программа 2 класс по программе "Школа России" ФГОС
При составлении программы, я руководствовалась рекомендациями ФГОС. Здесь представлено календарно-тематическое планирование по предметам: русский язык, литер...
Рабочая программа 3 класс по программе "Школа России"
Рабочая программа 3 класс по программе "Школа России"...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...