рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс ФГОС
рабочая программа (изобразительное искусство, 2 класс) на тему

Рабочая программа составлена к УМК "Школа России" к учебнику Б.Неменского. Программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izobrazitelnoe_iskusstvo.docx50.42 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования  городского округа «Охинский»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5 г. Охи

РЕКОМЕНДОВАНА

кафедрой  учителей

начальной школы

Протокол №    

от «    »  сентября 2013г.                                                                                    

УТВЕРЖДАЮ

___________________Т.В.Гордеева

директор  МБОУ  СОШ  № 5  г.  Охи

Приказ №    

от «___»____________20__ г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

 ПО  ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

(наименование учебного предмета/курса)

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ, НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

(уровень, ступень образования)

ОДИН  ГОД

(срок реализации программы)

Составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений:           изобразительное искусство, автор Б.М.Неменский

Абрамовой Татьяной Анатольевной

 (ФИО полностью)

Оха

2013 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (КУРСА)

Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства  —   традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли   художника    в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Основной целью преподавания изобразительного искусства является  формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями

                Эта цель обуславливает следующие задачи:        

  • совершенствовать эмоционально-образное восприятие произведений искусства и окружающего мира;
  • развивать способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни;
  • формировать навыки работы с различными художественными материалами;
  • воспитание гражданственности и патриотизма.

        Указанные цели и задачи отвечают требованию стандарта: «Курс изобразительное искусство  для начальной школы направлен на цельность и последовательность развития, сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов»

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

       Данная  программа адресована учащимся 2 класса МБОУ СОШ №5. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по изобразительному искусству Б.М.Неменского с учетом федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.

           

 Выбор авторской программы для разработки рабочей программы обусловлен тем, что данная программа создана в соответствии с «Обязательным минимумом содержания основного общего образования по изобразительному искусству». В ней представлено развёрнутое учебное содержание предмета, примерное количество часов на изучение основных разделов курса.

 

Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).

Срок реализации программы: один год.

Изменений, внесённых в авторскую программу Б.М. Неменского нет.

ФОРМЫ, МЕТОДЫ, ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

Формы организации образовательного процесса:

Индивидуально-обособленная

Коллективная

Групповая

      Методы:

      Проблемного обучения (проблемное изложение, частично-поисковые или    эвристические, исследовательские)

Организации учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические; аналитические, синтетические, аналитико-синтетические, индуктивные, дедуктивные; репродуктивные, проблемно-поисковые; самостоятельной работы и работы по руководством).

Стимулирования и мотивации (стимулирования к учению: познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций; стимулирования долга и ответственности: убеждения, предъявление требований, поощрения, наказания).

Самостоятельной познавательной деятельности (подготовка учащихся к восприятию нового материала, усвоение учащимися новых знаний, закрепление и совершенствование усвоенных знаний и умений, выработка и совершенствование навыков; наблюдение, работа с книгой; работа по заданному образцу, по правилу или системе правил, конструктивные, требующие творческого подхода).

      Технологии обучения:

Личностно ориентированного образования

Игровые

Информационные

Деятельностного метода

 Развитие общеучебных умений

ФОРМЫ, СПОСОБЫ И СРЕДСТВА ПРОВЕРКИ И

ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

  При осуществлении контроля знаний и умений учащихся используются:

- рисунки, выполненные учащимися на уроке

ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

—  изобразительная художественная деятельность;

—  декоративная художественная деятельность;

—  конструктивная художественная деятельность.

Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

Эти три вида художественной деятельности и являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные искусства, конструктивные искусства, декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу выделения того и иного вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.

Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.

Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.

На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Как и чем работает художник.

8

2

Реальность и фантазия.

7

3

О чём говорит искусство.

11

4

Как говорит искусство

8

Итого

34 ч.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

ТЫ И ИСКУССТВО

Тема «Ты и искусство» — важнейшая для данной концепции. Она содержит основополагающие подтемы, необходимые для первичного «приращения» к искусству как культуре. Здесь и первоэлементы языка (образного строя) пластических искусств, здесь и основы понимания их связей с окружающей жизнью ребенка. Понимание языка и связей с жизнью выстроено в особой последовательности.

Задача всех этих тем — введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблюдений, переживаний, раздумий.

  1. КАК И ЧЕМ РАБОТАЕТ ХУДОЖНИК.

1.1 – 1.8

Основная задача — знакомство с выразительными возможностями художественных материалов. Открытие своеобразия, красоты и характера материала.

Три основных цвета – жёлтый, красный, синий.  Белая и чёрная краски.  Пастель и цветные мелки, акварель, их  выразительные возможности. Выразительные возможности аппликации.

Выразительные возможности графических материалов. Выразительность материалов для работы в объеме. Выразительные возможности бумаги. Работа по воображению.  Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы).

  1. РЕАЛЬНОСТЬ И ФАНТАЗИЯ
  1. – 2.7

Изображение и реальность. Изображение и фантазия. Украшение и реальность. Украшение и фантазия. Постройка и реальность. Постройка и фантазия. Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки вместе создают праздник (обобщение темы). Взаимодействие трех видов художественной деятельности. Конструирование (моделирование) и украшение.

  1. О ЧЁМ ГОВОРИТ ИСКУССТВО
  1. – 3.11

Это центральная и важнейшая тема года. Основной задачей является освоение того, что  искусство выражает человеческие чувства и мысли. Это должно перейти на уровень осознания и стать важнейшим открытием для детей.

Изображение природы в различных состояниях. Изображение характера животных. Изображение характера человека: женский образ. Изображение характера человека: мужской образ. Образ человека в скульптуре. Человек и его украшения. Образ здания.

В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, своё отношение к миру (обобщение темы).

  1. КАК ГОВОРИТ ИСКУССТВО
  1. – 4. 8

Начиная с этой темы на выразительность средств нужно обращать особое внимание постоянно. Важнейшими являются вопросы: «Ты хочешь это выразить? А как? Чем?»

Цвет как средство выражения.

Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. Тихие и звонкие цвета. Что такое ритм линий? Характер линий. Ритм пятен. Пропорции выражают характер.  Конструирование или лепка птиц с разным характером пропорций: большой хвост, маленькая головка, большой клюв и т. д.

Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности (обобщение темы)

Обобщающий урок года. Создание коллективного панно на тему «Весна. Шум птиц».

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  • понимание особой роли культуры и  искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом  отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
  • умение обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень  сформированности

  универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
  • понимание образной природы искусства;
  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах; 
  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;  
  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
  • освоение умений применять в художественно—творческой  деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
  • овладение  навыками  моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа; 
  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
  • изображение в творческих работах  особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
  • умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
  • умение  объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
  • выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего  мира человека.

Планируемые результаты.

В результате изучения искусства у обучающихся:

  • будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;
  • начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства;
  • сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности, будет проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус;
  • появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность;
  • установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, разовьется понятие культуры и духовных традиций многонационального народа РФ, зародится социально ориентированный взгляд на мир;
  • будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.

Обучающиеся:

  • овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;
  • получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства;
  • будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла; смогут выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики.

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Этапы оценивания детского рисунка:

  • как решена композиция: как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выдержана общая идея и содержание;
  • характер формы предметов: степень сходства изображения с предметами реальной действительности или умение подметить и передать в изображении наиболее характерное;
  • качество конструктивного построения: как выражена конструктивная основа формы, как связаны детали предмета между собой и с общей формой;
  • владение техникой: как ученик пользуется карандашом, кистью, как использует штрих, мазок в построении изображения, какова выразительность линии, штриха, мазка;
  • общее впечатление от работы: возможности ученика, его успех, его вкус.

«5» - поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок; работа выразительна, интересна

«4» - поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок

«3» - поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней можно обнаружить грубые ошибки

«2» - поставленные задачи не выполнены.

УЧЕБНОЕ  И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 Для учащихся:

  1. Учебники «Изобразительное искусство» 2 класс под редакцией Б.М. Неменского. Изд. М. «Просвещение»
  2. Рабочие тетради для 2 класса под редакцией Б.М. Неменского. Изд. М. «Просвещение»

Для учителя:

  1. Рабочие программы «Изобразительное искусство» под редакцией Б.М. Неменского 1 – 4 классы. Изд. Москва «Просвещение», 2012 г.
  2. Методическое пособие «Изобразительное искусство», 1 – 4 классы, автор Б.М. Неменский. Изд. Москва «Просвещение», 2013 г.
  3. Рабочие тетради по основам народного искусства, 1 – 4 классы, автор Ю.Г. Дрожин. Изд. Москва «Мозаика – Синтез».

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Условные обозначения: МП –мультимедийная презентация

                                            ЭОР-электронные образовательные ресурсы

                                            ФХ-фонохрестоматия

                                            ИД-интерактивная доска

№ п/п

Содержание

(раздел, тема урока)

Кол-во часов

Сроки проведения

Наглядно-техническое оснащение урока

Примечание

план

факт

Как и чем работает художник  (8 часов)

1

Три основных цвета – жёлтый, красный, синий.

Цветочная поляна

1

06.09

2

Белая и чёрная краски.

Изображение природных стихий

1

13.09

3

Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. Изображение осеннего леса по памяти и впечатлению

1

20.09

4

Выразительные возможности аппликации. Коврик «Осенние листья»

1

27.09

5

Выразительные возможности графических материалов. Изображение зимнего леса по впечатлению и памяти

1

04.10

6

Выразительность материалов для работы в объеме. Объемное изображение животных по памяти и впечатлению

1

11.10

7

Выразительные возможности бумаги.

Игровая площадка для зверей.

1

18.10

8

Неожиданные материалы (обобщение темы).

Ночной праздничный город.

1

25.10

Каникулы 01.11 по 07.11

Реальность и фантазия (7 часов)

9

Изображение и реальность.

Изображение домашних животных

1

08.11

10

Изображение и фантазия.

Изображение фантастического животного.

1

15.11

11

Украшение и реальность.

Изображение паутинки с росой.

1

22.11

12

Украшение и фантазия.

Кружева. Украшение узором воротничка.

1

29.11

13

Постройка и реальность.

Конструирование из бумаги подводного мира.

1

06.12

14

Постройка и фантазия.

Макеты фантастических зданий.

1

13.12

15

Братья – Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы). Ёлочные игрушки.

1

20.12

О чём говорит искусство (11 часов)

16

Изображение природы в различных состояниях.

Контрастное состояние природы.

1

27.12

Каникулы с 29.12 по 12.01

17

18

Изображение характера животных.

Изображение животных.

2

17.01

24.01

19

20

Изображение характера человека: женский образ.

Сказочный женский образ.

2

31.01

07.02

14.02

21

Изображение характера человека: мужской образ.

Герои знакомых сказок.

1

21.02

22

Образ человека в скульптуре.

Создание в объеме контрастных сказочных персонажей.

1

28.02

23

Человек и его украшения.

Украшение кокошников и оружия

1

07.03

24

О чём говорят украшения.

Коллективная аппликация сказочных флотов.

1

14.03

25

26

Обобщение темы.

Творческие работы.

2

21.03

04.04

Каникулы с 23.03 по 30.03

Как говорит искусство (8 часов)

27

Тёплые и холодные цвета. Борьба тёплого и холодного.

Изображение пера жар-птицы.

1

11.04

28

Тихие и звонкие цвета.

Изображение весенней земли.

1

18.04

29

Что такое ритм линий?

Изображение весенних ручьёв.

1

25.04

30

Характер линий.

Изображение веток.

1

16.05

09.05 праздничный день

31

Ритм пятен.

Изображение летящих птиц.

1

23.05

32

Пропорции выражают характер.

Конструирование людей и птиц с разными пропорциями.

1

30.05

33

Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности.

Панно «Весна. Шум птиц».

1

34

Обобщающий урок года.

Репродукции художников. Игра.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс, УМК "Школа России".Календарно-тематическое планирование с УУД , в соответствии с ФГОС.

Рабочая программа по  изобразительному искусству    2 класса, УМК «Школа России», составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего обр...

Рабочая программа по изобразительному искусству. 3 класс ( по программе Кузина В.С.) (ФГОС)

Рабочая программа по изобразительному искусству. 3 класс ( по программе Кузина ) Составлена с учетом ФГОС (с изменениями 2015)....

Рабочая программа по изобразительному искусству. 4 класс. (программа Кузина). (ФГОС)

Рабочая программа по изобразительному искусству. 4 класс. (программа Кузина). (ФГОС с изменениями 2015)...

Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...

Рабочая программа по изобразительному искусству и художественному труду по программе Б.М. Неменский 1-4 класс ФГОС

Интегрированная программа «Изобразительное искусство и художественный труд» для 1-4 классов...