рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс ФГОС
рабочая программа (изобразительное искусство, 2 класс) на тему
Рабочая программа составлена к УМК "Школа России" к учебнику Б.Неменского. Программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izobrazitelnoe_iskusstvo.docx | 50.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования городского округа «Охинский»
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5 г. Охи
РЕКОМЕНДОВАНА кафедрой учителей начальной школы Протокол № от « » сентября 2013г. | УТВЕРЖДАЮ ___________________Т.В.Гордеева директор МБОУ СОШ № 5 г. Охи Приказ № от «___»____________20__ г. |
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
(наименование учебного предмета/курса)
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ, НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
(уровень, ступень образования)
ОДИН ГОД
(срок реализации программы)
Составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений: изобразительное искусство, автор Б.М.Неменский
Абрамовой Татьяной Анатольевной
(ФИО полностью)
Оха
2013 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (КУРСА)
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Основной целью преподавания изобразительного искусства является формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями
Эта цель обуславливает следующие задачи:
- совершенствовать эмоционально-образное восприятие произведений искусства и окружающего мира;
- развивать способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни;
- формировать навыки работы с различными художественными материалами;
- воспитание гражданственности и патриотизма.
Указанные цели и задачи отвечают требованию стандарта: «Курс изобразительное искусство для начальной школы направлен на цельность и последовательность развития, сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов»
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Данная программа адресована учащимся 2 класса МБОУ СОШ №5. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по изобразительному искусству Б.М.Неменского с учетом федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.
Выбор авторской программы для разработки рабочей программы обусловлен тем, что данная программа создана в соответствии с «Обязательным минимумом содержания основного общего образования по изобразительному искусству». В ней представлено развёрнутое учебное содержание предмета, примерное количество часов на изучение основных разделов курса.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
Срок реализации программы: один год.
Изменений, внесённых в авторскую программу Б.М. Неменского нет.
ФОРМЫ, МЕТОДЫ, ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
Формы организации образовательного процесса:
Индивидуально-обособленная
Коллективная
Групповая
Методы:
Проблемного обучения (проблемное изложение, частично-поисковые или эвристические, исследовательские)
Организации учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические; аналитические, синтетические, аналитико-синтетические, индуктивные, дедуктивные; репродуктивные, проблемно-поисковые; самостоятельной работы и работы по руководством).
Стимулирования и мотивации (стимулирования к учению: познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций; стимулирования долга и ответственности: убеждения, предъявление требований, поощрения, наказания).
Самостоятельной познавательной деятельности (подготовка учащихся к восприятию нового материала, усвоение учащимися новых знаний, закрепление и совершенствование усвоенных знаний и умений, выработка и совершенствование навыков; наблюдение, работа с книгой; работа по заданному образцу, по правилу или системе правил, конструктивные, требующие творческого подхода).
Технологии обучения:
Личностно ориентированного образования
Игровые
Информационные
Деятельностного метода
Развитие общеучебных умений
ФОРМЫ, СПОСОБЫ И СРЕДСТВА ПРОВЕРКИ И
ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
При осуществлении контроля знаний и умений учащихся используются:
- рисунки, выполненные учащимися на уроке
ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность;
— конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Эти три вида художественной деятельности и являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные искусства, конструктивные искусства, декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу выделения того и иного вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Как и чем работает художник. | 8 |
2 | Реальность и фантазия. | 7 |
3 | О чём говорит искусство. | 11 |
4 | Как говорит искусство | 8 |
Итого | 34 ч. |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
ТЫ И ИСКУССТВО
Тема «Ты и искусство» — важнейшая для данной концепции. Она содержит основополагающие подтемы, необходимые для первичного «приращения» к искусству как культуре. Здесь и первоэлементы языка (образного строя) пластических искусств, здесь и основы понимания их связей с окружающей жизнью ребенка. Понимание языка и связей с жизнью выстроено в особой последовательности.
Задача всех этих тем — введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблюдений, переживаний, раздумий.
- КАК И ЧЕМ РАБОТАЕТ ХУДОЖНИК.
1.1 – 1.8
Основная задача — знакомство с выразительными возможностями художественных материалов. Открытие своеобразия, красоты и характера материала.
Три основных цвета – жёлтый, красный, синий. Белая и чёрная краски. Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. Выразительные возможности аппликации.
Выразительные возможности графических материалов. Выразительность материалов для работы в объеме. Выразительные возможности бумаги. Работа по воображению. Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы).
- РЕАЛЬНОСТЬ И ФАНТАЗИЯ
- – 2.7
Изображение и реальность. Изображение и фантазия. Украшение и реальность. Украшение и фантазия. Постройка и реальность. Постройка и фантазия. Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки вместе создают праздник (обобщение темы). Взаимодействие трех видов художественной деятельности. Конструирование (моделирование) и украшение.
- О ЧЁМ ГОВОРИТ ИСКУССТВО
- – 3.11
Это центральная и важнейшая тема года. Основной задачей является освоение того, что искусство выражает человеческие чувства и мысли. Это должно перейти на уровень осознания и стать важнейшим открытием для детей.
Изображение природы в различных состояниях. Изображение характера животных. Изображение характера человека: женский образ. Изображение характера человека: мужской образ. Образ человека в скульптуре. Человек и его украшения. Образ здания.
В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, своё отношение к миру (обобщение темы).
- КАК ГОВОРИТ ИСКУССТВО
- – 4. 8
Начиная с этой темы на выразительность средств нужно обращать особое внимание постоянно. Важнейшими являются вопросы: «Ты хочешь это выразить? А как? Чем?»
Цвет как средство выражения.
Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. Тихие и звонкие цвета. Что такое ритм линий? Характер линий. Ритм пятен. Пропорции выражают характер. Конструирование или лепка птиц с разным характером пропорций: большой хвост, маленькая головка, большой клюв и т. д.
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности (обобщение темы)
Обобщающий урок года. Создание коллективного панно на тему «Весна. Шум птиц».
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности
универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
- знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
- понимание образной природы искусства;
- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
- способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
- освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
- овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
- умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
- изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
- умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
- способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
- умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
- выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
- умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Планируемые результаты.
В результате изучения искусства у обучающихся:
- будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;
- начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства;
- сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности, будет проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус;
- появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность;
- установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, разовьется понятие культуры и духовных традиций многонационального народа РФ, зародится социально ориентированный взгляд на мир;
- будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.
Обучающиеся:
- овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;
- получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства;
- будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла; смогут выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Этапы оценивания детского рисунка:
- как решена композиция: как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выдержана общая идея и содержание;
- характер формы предметов: степень сходства изображения с предметами реальной действительности или умение подметить и передать в изображении наиболее характерное;
- качество конструктивного построения: как выражена конструктивная основа формы, как связаны детали предмета между собой и с общей формой;
- владение техникой: как ученик пользуется карандашом, кистью, как использует штрих, мазок в построении изображения, какова выразительность линии, штриха, мазка;
- общее впечатление от работы: возможности ученика, его успех, его вкус.
«5» - поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок; работа выразительна, интересна
«4» - поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок
«3» - поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней можно обнаружить грубые ошибки
«2» - поставленные задачи не выполнены.
УЧЕБНОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для учащихся:
- Учебники «Изобразительное искусство» 2 класс под редакцией Б.М. Неменского. Изд. М. «Просвещение»
- Рабочие тетради для 2 класса под редакцией Б.М. Неменского. Изд. М. «Просвещение»
Для учителя:
- Рабочие программы «Изобразительное искусство» под редакцией Б.М. Неменского 1 – 4 классы. Изд. Москва «Просвещение», 2012 г.
- Методическое пособие «Изобразительное искусство», 1 – 4 классы, автор Б.М. Неменский. Изд. Москва «Просвещение», 2013 г.
- Рабочие тетради по основам народного искусства, 1 – 4 классы, автор Ю.Г. Дрожин. Изд. Москва «Мозаика – Синтез».
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Условные обозначения: МП –мультимедийная презентация
ЭОР-электронные образовательные ресурсы
ФХ-фонохрестоматия
ИД-интерактивная доска
№ п/п | Содержание (раздел, тема урока) | Кол-во часов | Сроки проведения | Наглядно-техническое оснащение урока | Примечание | |
план | факт | |||||
Как и чем работает художник (8 часов) | ||||||
1 | Три основных цвета – жёлтый, красный, синий. Цветочная поляна | 1 | 06.09 | |||
2 | Белая и чёрная краски. Изображение природных стихий | 1 | 13.09 | |||
3 | Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. Изображение осеннего леса по памяти и впечатлению | 1 | 20.09 | |||
4 | Выразительные возможности аппликации. Коврик «Осенние листья» | 1 | 27.09 | |||
5 | Выразительные возможности графических материалов. Изображение зимнего леса по впечатлению и памяти | 1 | 04.10 | |||
6 | Выразительность материалов для работы в объеме. Объемное изображение животных по памяти и впечатлению | 1 | 11.10 | |||
7 | Выразительные возможности бумаги. Игровая площадка для зверей. | 1 | 18.10 | |||
8 | Неожиданные материалы (обобщение темы). Ночной праздничный город. | 1 | 25.10 | Каникулы 01.11 по 07.11 | ||
Реальность и фантазия (7 часов) | ||||||
9 | Изображение и реальность. Изображение домашних животных | 1 | 08.11 | |||
10 | Изображение и фантазия. Изображение фантастического животного. | 1 | 15.11 | |||
11 | Украшение и реальность. Изображение паутинки с росой. | 1 | 22.11 | |||
12 | Украшение и фантазия. Кружева. Украшение узором воротничка. | 1 | 29.11 | |||
13 | Постройка и реальность. Конструирование из бумаги подводного мира. | 1 | 06.12 | |||
14 | Постройка и фантазия. Макеты фантастических зданий. | 1 | 13.12 | |||
15 | Братья – Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы). Ёлочные игрушки. | 1 | 20.12 | |||
О чём говорит искусство (11 часов) | ||||||
16 | Изображение природы в различных состояниях. Контрастное состояние природы. | 1 | 27.12 | Каникулы с 29.12 по 12.01 | ||
17 18 | Изображение характера животных. Изображение животных. | 2 | 17.01 24.01 | |||
19 20 | Изображение характера человека: женский образ. Сказочный женский образ. | 2 | 31.01 07.02 14.02 | |||
21 | Изображение характера человека: мужской образ. Герои знакомых сказок. | 1 | 21.02 | |||
22 | Образ человека в скульптуре. Создание в объеме контрастных сказочных персонажей. | 1 | 28.02 | |||
23 | Человек и его украшения. Украшение кокошников и оружия | 1 | 07.03 | |||
24 | О чём говорят украшения. Коллективная аппликация сказочных флотов. | 1 | 14.03 | |||
25 26 | Обобщение темы. Творческие работы. | 2 | 21.03 04.04 | Каникулы с 23.03 по 30.03 | ||
Как говорит искусство (8 часов) | ||||||
27 | Тёплые и холодные цвета. Борьба тёплого и холодного. Изображение пера жар-птицы. | 1 | 11.04 | |||
28 | Тихие и звонкие цвета. Изображение весенней земли. | 1 | 18.04 | |||
29 | Что такое ритм линий? Изображение весенних ручьёв. | 1 | 25.04 | |||
30 | Характер линий. Изображение веток. | 1 | 16.05 | 09.05 праздничный день | ||
31 | Ритм пятен. Изображение летящих птиц. | 1 | 23.05 | |||
32 | Пропорции выражают характер. Конструирование людей и птиц с разными пропорциями. | 1 | 30.05 | |||
33 | Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности. Панно «Весна. Шум птиц». | 1 | ||||
34 | Обобщающий урок года. Репродукции художников. Игра. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФГОС Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс, УМК "Школа России".Календарно-тематическое планирование с УУД , в соответствии с ФГОС.
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класса, УМК «Школа России», составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего обр...
Рабочая программа по изобразительному искусству. 3 класс ( по программе Кузина В.С.) (ФГОС)
Рабочая программа по изобразительному искусству. 3 класс ( по программе Кузина ) Составлена с учетом ФГОС (с изменениями 2015)....
Рабочая программа по изобразительному искусству. 4 класс. (программа Кузина). (ФГОС)
Рабочая программа по изобразительному искусству. 4 класс. (программа Кузина). (ФГОС с изменениями 2015)...
Рабочая программа по изобразительному искусству по ФГОС
Составлена по УМК "Школа 21 века"...
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...
Рабочая программа по изобразительному искусству и художественному труду по программе Б.М. Неменский 1-4 класс ФГОС
Интегрированная программа «Изобразительное искусство и художественный труд» для 1-4 классов...
Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс. Учебник "Изобразительное искусство". Авторы: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Образовательная программа "Перспектива".
Количество учебных часов за год 31 час, в неделю: 1 час ....