Пейзажная живопись и графика Японии
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо, 4 класс) по теме

Колосовская Анна Анатольевна

"Образ художественной культуры Японии" - так называется одна из тем уроков изобразительного искусства в 4 классе по программе Б.М.Неменского. При изучении данной темы дети знакомятся с особенностями восприятия и изображения природы через детали, характерные для японских художников: ветка дерева с птичкой, цветок с бабочкой, трава с кузнечиками, стрекозами, ветка цветущей вишни на фоне тумана, дальних гор ..

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon peyzazhnaya_zhivopis_yaponii_microsoft_powerpoint.ppt2.21 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация составлена: Колосовская А.А. , МОУ СОШ № 1п. Солнечный

Слайд 2

Ещё задолго до появления письменности в быту японцев прочно укоренился обычай коллективно любоваться наиболее поэтическими явлениями природы. Зимой принято любоваться свежевыпавшим снегом. Весной – цветением сливы, азалии, вишни. Осенью – багряной листвой горных клёнов и полной луной.

Слайд 3

Охара Косон Воробьи на яблоне Тохаку Хасегава (1539-1610) В японском языке есть термин «МАССЕ БУМЕТ» - «ЦИВИЛИЗАЦИЯ СОСНОВОЙ ИГЛЫ» Под этим имеется ввиду умение наслаждаться красотой кончика сосновой хвоинки вместо того, чтобы пытаться охватить взором целое дерево.

Слайд 4

Японская живопись очень разнообразна не только по содержанию, но и по формам: это настенные росписи, картины-ширмы, вертикальные и горизонтальные свитки, исполнявшиеся на шёлке и бумаге, альбомные листы и веера. Ели Тохаку Хасегава (1539-1610)

Слайд 5

Пейзаж Тохаку Хасегава (1539-1610)

Слайд 6

Художник делал рисунок на прозрачной бумаге. Резчик приклеивал лист лицом вниз на доску и прорезал рисунок, получая зеркальное изображение (для каждого цвета делалась отдельная доска, иногда их количество доходило до 40). Печатник наносил краску на доски и печатал гравюры на бумаге ручного производства. Ху Многие картины выполнены в технике ксилографии, то есть гравюры на дереве. В её создании принимали участие три мастера. Делалось это так.

Слайд 7

Хокусай исполнил более 30 000 рисунков и проиллюстрировал около 500 книг. Самым известным мастером гравюры был гениальный художник Кацусика Хокусай (1776-1849).

Слайд 8

Будучи уже семидесятилетним стариком, Хокусай создал одно из самых значительных произведений — серию «36 видов Фудзи».

Слайд 9

Японская пейзажная живопись очень поэтична и похожа на японскую традиционную поэзию. Охара Косон

Слайд 10

Соперничая с белизною снега, Упавшего с небесной высоты, У дома моего На ветке сливы зимней Цветут сегодня белые цветы. (Отомо Якомоти) Хиросиге. Воробьи над покрытой снегом камелией

Слайд 11

Традиционные японские стихотворения - ХОККУ. Где каждое стихотворение – маленькая картинка. Немногими словами намечено то, что мы должны домыслить, дорисовать в воображении. Если получится, всё стихотворение оживёт, наполнится глубоким смыслом. В этих стихах нет рифмы, к которой мы привыкли. В стихотворении всего три строчки, но обязательно есть слово, которое обозначает время года. ХОККУ

Слайд 12

Над водой весь день Ловит, ловит стрекоза Собственную тень. (Тие-ни, 12 век) Старый пруд… Прыгнула в воду лягушка Всплеск в тишине.

Слайд 13

На голой ветке Ворон сидит одиноко. Осенний вечер… Охара Косон

Слайд 14

Гляжу – опавший лист Опять взлетел на ветку. То бабочка была. (Кито) Пионы Тохаку Хасегава (1539-1610)

Слайд 15

Бушует осенний вихрь! Едва народившийся месяц Вот-вот он сметёт с небес. (Какэй)

Слайд 16

Утагава Тоёкуни Часто на одном свитке объединялись каллиграфически написанное стихотворение и рисунок. Такие свитки, иногда очень древние, есть почти в каждом японском доме, их вешают на стену.

Слайд 17

Классическая пейзажная живопись Японии обычно выражает грандиозность величие природы. При этом пейзаж не передаёт конкретные черты определённой местности, но представляет обобщающий, типичный образ японской природы. Хиросигэ (Хирошиге)

Слайд 18

И человек здесь. Как правило, изображён не крупным планом, а в виде одинокого отшельника у своей небольшой хижины, у горного ручья или у причудливого изогнутого ствола вековой сосны… Хиросигэ (Хирошиге)

Слайд 19

Японский художник изобразит несколькими штрихами дерево, согнувшееся под ветром и дождём, и таким образом создаст пейзаж.

Слайд 20

очень важно красиво скомпоновать ветку или стебель тростника на листе; - линии рисунка должны быть выразительными Охара Косон

Слайд 21

- листья и цветы старайтесь компоновать группами, не разбрасывая их по одному; Утагава Тоёкуни Охара Косон - наметив движение веток, обязательно определите, где будете располагать массу цветов, листьев

Слайд 22

- не старайтесь делать изображения слишком многоцветными, а возьмите за основу три цвета; Охара Косон - можно добавлять в выбранные цвета чёрную краску, она даст сдержанные, изысканные тона.

Слайд 23

- нужно работать жидкими красками, чтобы изображение получилось прозрачным, как у японских мастеров Охара Косон

Слайд 24

http://www.bibliotekar.ru/k93-Koson/2.htm http://www.bibliotekar.ru/japan-toyokuni/index.htm http://www.bibliotekar.ru/japan-hiroshige/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект «Живопись – это поэзия, которую видят, а поэзия – это живопись, которую слышат».

Целью учебного годичного проекта является создание альбома  картин русских художников и поэтических произведений, которые являются  словесной иллюстрацией к творению живописца, помогают восп...

Проект «Графика». Штрих и пятно как средства выразительности графики. Графические приемы.

Данное практическое занятие состоит из двух этапов. На первом мы изучаем такое средство выразительности графики как штрих и соответствующие графические приемы. Второй этап работы посвящен другому сред...

Учебно - методический комплект по Изобразительному искусству на тему ««Япония – страна восходящего солнца». Художественная культура Японии.» 4 класс

Учебно - методический комплект по Изобразительному искусству на тему ««Япония – страна восходящего солнца». Художественная культура Японии.» 4 класс...

Разработка урока изобразительного искусства во 2 классе по УМК "Планета знаний "Графика. В мастерской художника-графика. Выразительные средства графики. «Ветвистое дерево»

Цели и задачи: знакомство  с графикой. Обучение умению анализировать средства  художественной выразительности (линия, штрих, тон). Изучение  особенностей материалов и инструментов для г...

Тема занятия: «Пейзажная композиция. Графика»

     Ребята! Предлагаю вам  познакомиться с графикой, а также нарисовать пейзажную композицию. Надеюсь, что те знания, которые вы получили на занятиях, вам сейчас пригодятся...

Пейзажная живопись. "Весна".

laquo;Только в марте на белой гладкой снежной скатерти можно увидеть особенные голубые тени, будто синие молнии. Они очень заметны в березняке – от каждого дерева тянется по снегу голубая лента...

Искусство видеть красоту. Живопись на веере и японская поэзия: интегрированный урок в 4-м классе по теме "Культура Японии"

История и культура Японии в школьных программах представлены фрагментарно. Интегрированный урок сочетает повторение изученного на уроках внеклассного чтения и изобразительного искусства и введение нов...