Календарно-тематическое планирование
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе авторской программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство» (М., Просвещение, 2012).
Целями курса изобразительного искусства в начальной школе являются:
— воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству;
—приобщение к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;
— реализация нравственного потенциала изобразительного искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов личности;
— развитие воображения, образного мышления, пространственных представлений, сенсорных навыков, способности к художественному творчеству;
— освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;
— овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора;
- приобретение опыта работы в различных видах художественно - творческой деятельности, разными художественными материалами.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание программы реализует приоритетные направления художественного образования: приобщение к изобразительному искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
В основу программы положены:
— единство воспитания, обучения и творческой деятельности учащихся;
— яркая выраженность познавательной сущности изобразительного искусства;
— система межпредметных связей с уроками музыки, литературного чтения, окружающего мира,
математики, технологии;
— соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников;
— направленность содержания программы на активное развитие эстетического и нравственно - оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающего мира.
Из этого вытекают цели обучения изобразительному искусству:
- формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является важным условием становления растущей личности;
- развитие способностей и творческого потенциала ребенка;
- формирование художественно – практических навыков.
Для достижения поставленных целей изучения изобразительного искусства во 2 классе необходимо решение следующих практических задач:
- формировать навыки рисования с натуры, по памяти, по представлению, знакомить с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;
- развивать у детей изобразительные способности, художественный вкус, творческое воображение, пространственное мышление, эстетические чувства и понимание прекрасного;
- воспитывать интерес и любовь к искусству.
Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:
Е.И. Коротеева. Изобразительное искусство: Учебник для 2 класса. Москва: «Просвещение», 2012
Н.А. Горяева, Л.А.Неменская, А.С. Питерских, Г.Е.Гуров, Е.И. Коротеева Изобразительное искусство: рабочая тетрадь для 2 класса. Москва: «Просвещение», 2013
Б.М.Неменский, Программа «Изобразительное искусство», Москва:«Просвещение» 2011г.
Формы организации учебного процесса
Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – возможно проведение занятий, экскурсий в музеях, архитектурных заповедниках и картинных галереях.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предмет "Изобразительное искусство" входит в предметную область "Искусство". На основании приказа по МАОУ "СОШ №33 с углубленным изучением отдельных предметов" "Об утверждении годового календарного учебного плана на 2013-2014 учебный год" продолжительность обучения во 2 классе составляет 34 учебные недели (1 ч в неделю). Авторская программа предполагает изучение предмета " Изобразительное искусство " в объеме 34 часов. В соответствии с этим реализуется типовая программа по изобразительному искусству Б.М. Неменского.
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа обеспечивает достижение обучающимися начальной школы личностных, метапредметных и предметных результатов. Изобразительное искусство как учебный предмет опирается на такие учебные предметы начальной школы как: литературное чтение, русский язык, музыка, труд, природоведение, что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью.
На уроках изобразительного искусства ученики выполняют следующие виды работы: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование по памяти или представлению, рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, художественное конструирование и дизайн.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:
—становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование основ гражданственности, любви к семье, уважение к людям и своей стране; воспитание чувства гордости за свою Родину, уважения к традициям и культуре других народов;
—развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах;
—формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
—развитие воображения, образного мышления, пространственных представлений, сенсорных способностей;
—развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
—формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:
—овладение способностью принимать цели и задачи учебной деятельности;
—освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
—формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
—определять наиболее эффективные способы достижения результата;
—формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
—освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
—использование средств информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ) для решения художественных и познавательных задач;
—овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно следственных связей;
—формирование умения слушать собеседника и вести диалог, осуществлять совместную деятельность.
Предметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:
—формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человек;
—формирование основ художественной культуры, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
—овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
—овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ;
—развитие способности к созданию на доступном уровне сложности выразительного художественного образа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Как и кем работает художник (8 ч)
Реальность и фантазия (7 ч)
О чем говорит искусство (10 ч)
Как говорит искусство (9 ч)
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:
Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс)
К – полный комплект (на каждого ученика класса)
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников)
П – комплект для работы в группах (один на 5-6 учащихся)
№ | Наименования учебного оборудования | Необходимое оборудо- вание | Имею-щееся | % готовности | Примечание |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | |||||
1. | Учебно-методический комплект по изобразительному искусству для 2 класса (программы, учебники, рабочие тетради и др.) 1.Е.И. Коротеева Изобразительное искусство: Учебник для 2 класса. Москва: «Просвещение»,2012 2.Н.А. Горяева, Л.А.Неменская., А.С. Питерских., Г.Е. Гуров, Е.И. Коротеева Изобразительное искусство: рабочая тетрадь для 2 класса. Москва: «Просвещение», 2013 3.Б.М.Неменский Программа «Изобразительное искусство», Москва «Просвещение» 2012 г. | К К Д | 30 30 1 | 100 100 100 | |
Печатные пособия | |||||
2. | Комплект таблиц по изобразительному искусству для 2 класса | Д | 1 | 100 | |
Технические средства обучения | |||||
3. | Классная доска с набором приспособлений для крепления картинок Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок Мультимедийный проектор Компьютер Экспозиционный экран | Д Д Д Д Д | 1 1 1 1 1 | 100 100 100 100 100 | |
Экранно-звуковые пособия | |||||
4. | Видеофильмы
| Д Д Д Д Д Д Д Д Д Д
| 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 | |
Материалы и инструменты | |||||
5. |
| К К К К К К К К К | 30 30 30 30 30 30 30 30 30 | 100 100 100 100 100 100 100 100 100 | |
Оборудование класса | |||||
6. | Ученические столы 2-х местные. Стол учительский с тумбой. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. Подставки для книг, держатели для схем и таблиц | К Д Д Д К | 15 1 1 3 30 | 100 100 100 100 100 |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
№ п/п | Наименование раздела и тем | Характеристика деятельности учащихся (основные учебные умения и действия) | Часы учебн. време ни | Плановые сроки прохождения | Примечание | |
План. | Факт. | |||||
Как и чем работает художник (8ч.) Представление о разнообразии художественных материалов, которые использует в своей работе художник. Выразительные возможности художественных материалов. Особенности, свойства и характер различных материалов. Цвет: основные, составные, дополнительные цвета. Смешение красок. Роль чёрной и белой красок. Ритм линий, ритм пятен. Лепка. Моделирование из бумаги. Коллаж. | ||||||
1 | Три основных цвета — жёлтый, красный, синий. «Цветочная поля- на». | Наблюдать цветовые сочетания в природе. Смешивать краски сразу на листе бумаги. Овладевать первичными живописными навыками. Изображать на основе смешивания трёх основных цветов разнообразные цвета по памяти и впечатлению. | 1 | 02.09.13 | ||
2 | Белая и чёрная краски. «Природная стихия». | Учиться различать и сравнивать тёплые и светлые оттенки цвета и тона. Смешивать цветные краски с белой и чёрной для получения богатого колорита. Развивать навыки работы с гуашью. Создавать живописными материалами пейзажи. | 1 | 09.09.13 | ||
3 | Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. «Букет осени». | Расширять знания о художественных материалах. Понимать красоту и выразительность пастели, мелков, акварели. Развивать навыки работы пастелью, мелками, акварелью. Овладевать первичными знаниями перспективы. Изображать осенний лес, используя выразительные возможности материалов. | 1 | 16.09.13 | ||
4 | Выразительные возможности аппликации. «Осенний ковер» (коллективная работа). | Овладевать техникой и способами аппликации. Понимать и использовать особенности изображения на плоскости с помощью пятна. Создавать коврик на тему осенней земли, опавших листьев. | 1 | 23.09.13 | ||
5 | Выразительные возможности графических материалов. «Волшебный цветок». | Понимать выразительные возможности линии, точки, тёмного и белого пятен для создания художественного образа. Осваивать приёмы работы графическими материалами. Наблюдать за пластикой деревьев, веток, сухой травы на фоне снега. Изображать, используя графические материалы, зимний лес. | 1 | 30.09.13 | ||
6 | Выразительность материалов для работы в объёме. Пластилин. «Древний мир». | Сравнивать, сопоставлять выразительные возможности различных художественных материалов. Развивать навыки работы с целым куском пластилина. Овладевать приёмами работы с пластилином. Создавать объёмное изображение животного с передачей характера. | 1 | 0710.13 | ||
7 | Выразительные возможности бумаги. «Детская игровая пло- щадка». | Развивать навыки создания геометрических форм из бумаги, навыки перевода плоского листа в разнообразные объёмные формы. Овладевать приёмами работы с бумагой, навыками перевода плоского листа в разнообразные объёмные формы. Конструировать из бумаги объекты игровой площадки. | 1 | 14.10.13 | ||
8 | Неожиданные материалы (обобщение темы) | Повторять и закреплять полученные на предыдущих уроках знания о художественных материалах и их выразительных возможностях. Создавать образ ночного города с помощью разнообразных неожиданных материалов. Обобщать пройденный материал, обсуждать творческие работы на итоговой выставке, оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих одноклассников. | 1 | 21.10.13 | ||
Реальность и фантазия (7ч.) Для изображения реальности необходимо воображение. Для создания фантастического образа необходима опора на реальность. Значение фантазии и воображения для творчества художника. Изображение реальных и фантастических животных. Изображение узоров, увиденных в природе, и орнаментов для украшения человека. Изображение фантазийных построек. Развитие духовной и эмоциональной сферы ребёнка через общение с природой. | ||||||
9 | Изображение и реальность. «Птицы родного края». | Рассматривать, изучать и анализировать строение реальных животных. Изображать животных, выделяя пропорции частей тела. Передавать в изображении характер выбранного животного. Закреплять навыки работы от общего к частному. | 1 | 11.11.13 | ||
10 | Изображение и фантазия. «Сказочная птица». | Размышлять о возможностях изображения как реального, так и фантастического мира. Рассматривать слайды и изображения реальных и фантастических животных. Придумывать выразительные фантастические образы животных. Изображать сказочные существа путём соединения воедино элементов разных животных и даже растений. Развивать навыки работы гуашью. | 1 | 18.11.13 | ||
11 | Украшение и реальность. «Паутинка». | Наблюдать и учиться видеть украшения в природе. Эмоционально откликаться на красоту природы. Создавать с помощью графических материалов, линий изображения различных украшений в природе. Развивать навыки работы тушью, пером, углем, мелом. | 1 | 25.11.13 | ||
12 | Украшение и фантазия. «Кружева». | Сравнивать, сопоставлять природные формы с декоративными мотивами в кружевах, тканях, украшениях, на посуде. Осваивать приёмы создания орнамента: повторение модуля, ритмическое повторение элемента. Создавать украшения (воротничок, закладка для книг и т. д.),используя узоры. Работать графическими материалами с помощью линий различной толщины. | 1 | 02.12.13 | ||
13 | Постройка и реальность. «Мой дом». | Рассматривать природные конструкции, анализировать их формы, пропорции Эмоционально откликаться на красоту различных построек в природе. Осваивать навыки работы с бумагой (закручивание, надрезание, складывание, склеивание). Конструировать из бумаги формы подводного мира. Участвовать в создании коллективной работы. | 1 | 09.12.13 | ||
14 | Постройка и фантазия. «Город-коробок» (кол- лективная работа). | Сравнивать, сопоставлять природные формы с архитектурными формами. Осваивать навыки работы с бумагой. Придумывать разнообразные конструкции. Создавать макеты фантастических зданий, фантастического города. Участвовать в создании коллективной работы. | 1 | 16.12.13 | ||
15 | Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы). | Повторять и закреплять полученные на предыдущих уроках знания. Понимать роль, взаимодействие в работе трёх Братьев-Мастеров (их единство). Конструировать (моделировать) и украшать ёлочные украшения для новогодней ёлки. Обсуждать творческие работы на итоговой выставке, оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих одноклассников. | 1 | 23.12.13 | ||
О чём говорит искусство (10ч.) Искусство выражает чувства человека, его понимание и отношение к тому, что он изображает, украшает и строит. Изображение состояний (настроений) в природе. Изображение доброго и злого сказочного образа. Украшения, характеризующие контрастных по характеру, по их намерениям персонажей. Постройки для добрых и злых, разных по характеру сказочных героев. | ||||||
16 | Изображение природы в различных состояниях. | Наблюдать природу в различных состояниях. Изображать живописными материалами контрастные состояния природы. Развивать колористические навыки работы гуашью. | 1 | 13.01.14 | ||
17 | Изображение характера животных. | Наблюдать и рассматривать животных в различных состояниях. Давать устную зарисовку-характеристику зверей. Изображать животного с ярко выраженным характером и настроением. Развивать навыки работы гуашью. | 1 | 20.01.14 | ||
18 | Изображение характера человека: женский образ (Золушка, Царевна-Лебедь, добрая волшебница). | Создавать противоположные по характеру сказочные женские образы (Золушка и злая мачеха, баба Бабариха и Царевна-Лебедь, добрая и злая волшебницы), используя живописные и графические средства. | 1 | 27.01.14 | ||
19 | Изображение характера человека: женский образ (злая мачеха, баба Бабариха, злая волшебница). | 1 | 03.02.14 | |||
20 | Изображение характера человека: мужской образ. | Характеризовать доброго и злого героев. Сравнивать и анализировать возможности использования изобразительных средств для создания доброго и злого образов. Учиться изображать эмоциональное состояние человека. Создавать живописными материалами выразительные контрастные образы доброго и злого героя (сказочные и былинные персонажи). | 1 | 10.02.14 | ||
21 | Образ человека в скульптуре. | Сравнивать, сопоставлять выразительные возможности различных художественных материалов, которые применяются в скульптуре(дерево,камень). Развивать навыки создания образов из целого куска пластилина. Овладевать приёмами работы с пластилином (вдавливание, заминание, вытягивание, защимление). Создавать в объёме сказочные образы с ярко выраженным характером. | 1 | 17.02.14 | ||
22 | Человек и его украшения | Понимать роль украшения в жизни человека. Сравнивать и анализировать украшения, имеющие разный характер. Создавать декоративные композиции заданной формы (вырезать из бумаги богатырские доспехи, кокошники, воротники). Украшать кокошники, оружие для добрых и злых сказочных героев и т.д. | 1 | 24.02.14 | ||
23 | О чём говорят украшения. | Сопереживать, принимать участие в создании коллективного панно. Понимать характер линии, цвета, формы, способных раскрыть намерения человека. Украшать паруса двух противоположных по намерениям сказочных флотов. | 1 | 03.03.14 | ||
24 | Образ здания. | Учиться видеть художественный образ в архитектуре. Приобретать навыки восприятия архитектурного образа в окружающей жизни и сказочных постройках. Приобретать опыт творческой работы. | 1 | 10.03.14 | ||
25 | В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, своё отношение к миру (обобщение темы) | Повторять и закреплять полученные на предыдущих уроках знания. Обсуждать творческие работы на итоговой выставке, оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих одноклассников. | 1 | 17.03.14 | ||
Как говорит искусство (9ч.) Средства образной выразительности в изобразительном искусстве. Эмоциональное воздействие цвета: тёплое — холодное, звонкое и глухое звучание цвета. Выразительные возможности линии. Понятие ритма: ритм пятен, линий. Выразительность соотношения пропорций, Выразительность фактур. Язык изобразительного искусства и его выразительные средства служат выражению мыслей и чувств художника. | ||||||
26 | Тёплые и холодные цвета. Борьба тёплого и холодного. «Сказочная жар-птица». | Расширять знания о средствах художественной выразительности. Уметь составлять тёплые и холодные цвета. Понимать эмоциональную выразительность тёплых и холодных цветов. Уметь видеть в природе борьбу и взаимовлияние цвета. Осваивать различные приёмы работы кистью (мазок «кирпичик», «волна», «пятнышко»). Развивать колористические навыки работы гуашью. Изображать простые сюжеты с колористическим контрастом (угасающий костёр вечером, сказочная жар-птица и т.п.) | 1 | 07.04.14 | ||
27 | Тихие и звонкие цвета. «Весенняя земля». | Уметь составлять на бумаге тихие (глухие) и звонкие цвета. Иметь представление об эмоциональной выразительности цвета — глухого и звонкого. Уметь наблюдать многообразие и красоту в весенней природе. Изображать борьбу тихого (глухого) и звонкого цветов, изображая весеннюю землю. Сравнивать колористическое богатство внутри одной цветовой гаммы. Закреплять умения работать кистью. | 1 | 14.04.14 | ||
28 | Что такое ритм линий. Пастель, восковые мелки. «Весенние ручьи». | Расширять знания о средствах художественной выразительности. Уметь видеть линии в окружающей действительности. Получать представление об эмоциональной выразительности линий. Фантазировать, изображать весенние ручьи, извивающиеся змейками, задумчивые, тихие и стремительные (в качестве подмалевка — изображение весенней земли). Развивать навыки работы пастелью, восковыми мелками. | 1 | 21.04.14 | ||
29 | Характер линий. «Ветки деревьев». | Уметь видеть линии в окружающей действительности. Наблюдать, рассматривать, любоваться весенними ветками различных деревьев. Осознавать, как определённым материалом можно создавать художественный образ. Использовать в работе сочетание различных инструментов и материалов. Изображать ветки деревьев с определённым характером и настроением. | 1 | 28.04.14 | ||
30 | Ритм пятен. Обрывная аппликация. | Расширять знания о средствах художественной выразительности. Понимать, что такое ритм. Уметь передавать расположение (ритм) летящих птиц на плоскости листа. Развивать навыки творческой работы в технике обрывной аппликации. | 1 | 05.05.14 | ||
31 | Пропорции выражают характер. Создание об- разов животных (птиц) с помощью изменения пропорций. | Расширять знания о средствах художественной выразительности. Понимать, что такое пропорции. Создавать выразительные образы животных или птиц с помощью изменения пропорций. | 1 | 12.05.14 | ||
32 | Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности. | Повторять и закреплять полученные знания и умения. Понимать роль взаимодействия различных средств художественной выразительности для создания того или иного образа. Создавать коллектиную творческую работу (панно) «Весна. Шум птиц». Сотрудничать с товарищами в процессе совместной творческой работы, уметь договариваться, объясняя замысел, уметь выполнять работу в границах заданной роли. | 1 | 19.05.14 | ||
33 | Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразитель- ности. «Весна, шум птиц» (коллективная ра- бота). | |||||
34 | Обобщающий урок года. | Анализировать детские работы на выставке, рассказывать о своих впечатлениях от работ товарищей и произведений художников. Понимать и уметь называть задачи, которые решались в каждой четверти. Фантазировать и рассказывать о своих творческих планах на лето. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое поурочное планирование по английскому языку 3 класс Тер-Минасова С.Г.,Узунова Л.М., Сухина Е.И.
Предлагаю календарно-тематическое планирование по новым требованиям ФГОС....
Календарно-тематическое поурочное планирование по английскому языку 3 класс Тер-Минасова С.Г.,Узунова Л.М., Сухина Е.И.
Предлагаю календарно-тематическое планирование по новым требованиям ФГОС....
Календарно - тематическое планирование тематических бесед в группе продленного дня 3 класса
Краткое содержание тематических бесед на групповых часах в группе продленного дня...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-3” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, И.П. Костина, Е.В. Кузнецова
Каленарно тематическое планирование разработано на основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС-2) и Примерной программы начального общего образования ...
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год.
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год....
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год...
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по математике для III «Б» класса на 2018-2019 учебный год.
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо математике для III «Б» класса на 2018-2019 учебный год....