Рабочая программа дополнительного образования детей объединения "Палитра"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему
Рабочая программа дополнительного образования детей объединения "Палитра" рассчитана на 144 часа в год. Периодичность занятий 2 раза в неделю по 2 часа.Занятия проводятся с детьми 10-11 лет ( третий год обучения).Срок реализации -1 год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok2013-14_palitra.doc | 135.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа дополнительного образования детей объединения «Палитра» составлена на основе авторской образовательной программы художественно-эстетической направленности «Палитра чудес» ,Тулинова И.Н. (2010 г.).
Изобразительное искусство совершенствует органы чувств, развивает мышление, умение наблюдать, анализировать, запоминать и способствует становлению гармонически развитой личности. А это особенно важно в настоящее время, когда влияние улицы, мир массовой культуры давит на неокрепшую психику ребенка. У обучающихся имеются психологические проблемы в семье, школе, которые можно частично решить через занятия изобразительной деятельностью. Актуальность данной программы также обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применять полученные знания и практический опыт при работе над оформлением классных комнат, в изготовлении подарков и сувениров для близких людей, участвовать в различных мероприятиях. Образовательный процесс рассчитан на 144 учебных часа в год, 4 часа в неделю. Периодичность занятий 2 раза по 2 часа. Занятия проводятся с детьми 10-11 лет, детьми проявляющими интерес и способности в области изобразительного искусства .Срок реализации – 1год ( третий год обучения).
Формы занятий: беседы, практические занятия, коллективные и индивидуальные работы, экскурсии.
Цель: формирование и развитие художественной культуры обучающихся через приобщение к творческой деятельности.
Задачи:
1. Создавать условия для усвоения знаний основ изобразительного, народного и декоративно-прикладного искусства, приобретения опыта собственной художественно-творческой деятельности.
2. Активизировать творческие способности обучающихся через освоение образного языка пластических искусств, техник и приемов художественной деятельности.
3. Развивать умение создавать художественно-творческие работы с сохранением образного языка традиционных народных промыслов.
4. Развивать коммуникативные качества.
5. Воспитывать уважительное и бережное отношение к художественному наследию России.
6.Прививать интерес к произведениям искусства народов мира. Приобщать интерес к общечеловеческим ценностям.
7.Поддерживать интерес к создаваемым творческим работам, воспитывать интерес к творчеству художников родного края.
8. Способствовать развитию творческой мысли ученика, ненавязчиво предлагать тот или иной вид изобразительной деятельности.
Освоение материала в основном происходит в процессе творческой деятельности детей. Работа в
материале в области изобразительного искусства осуществляется в технике живописи и графики. Для живописи
предлагается использовать гуашь, акварель, акриловые краски, пастель ; для графики — карандаш, тушь, перо,
палочку, уголь. Хорошие творческие результаты дают такие технические приемы, как монотипия, граттаж ,
батик, аппликация .
В области живописи дети постигают законы цвета и колорита, фактуры и формы, в графике — образный язык,
основой которого являются точка и линия, плоскость и пространство.
Данной программой предусмотрено расширенное и дополняющее школьный курс содержание трех основных видов художественно-творческой деятельности: диалоги об искусстве; изобразительная деятельность – графика, живопись, скульптура; декоративно-прикладная деятельность. Они тесно связаны, дополняют друг друга и чередуются в течение всего учебного года.
На занятиях делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, что побуждает их к творческому отношению при выполнении заданий
Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями, необходимыми для развития навыков ребенка.
К концу 3 года обучения обучающиеся должны знать:
• основные жанры в искусстве;
• о творчестве выдающихся мастеров пейзажа, натюрморта, портрета;
• о народных промыслах России и региона;
• основные средства композиции;
• простейшие сведения о воздушной перспективе;
уметь:
• передавать в рисунках свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающую тень;
• правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет;
• соблюдать последовательное выполнение рисунка;
• выполнять эскизы предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного
мира;
• творчески применять простейшие приемы народной росписи;
• расписывать готовые изделия согласно эскизу;
• применять навыки декоративного оформления в аппликациях, изготовлении игрушек из различных
материалов;
• изображать фигуру человека, передавая основные пропорции и движения;
• использовать в рисунках особенности традиций искусства родного края.
Итоговые занятия по закреплению полученных навыков, знаний и умений проводятся в конце каждой
темы в форме опроса, коллективной работы, тематической выставки. В конце учебного года подводится
итог работы детского объединения в форме отчетного мероприятия и выставки, на которой
представлены работы обучающихся по всем разделам программы.
Учебный план
№ п/п | Разделы программы | Количество часов | |
3 год | |||
1 | Раздел 1. Вводное занятие | 2 | |
2 | Раздел 2 .Тематическое рисование | 28 | |
3 | Раздел 3. Художественная обработка материала | 70 | |
4 | Раздел 4. Декоративно-прикладное творчество | 44 144 | |
Всего часов: |
Учебно-тематический план
третьего года обучения
Содержание творческих часов
третьего года обучения
На творческих занятиях предусматривается углубленное изучение следующих видов изобразительного искусства: живопись, графика и декоративно-прикладное творчество. Практическая деятельность обучающихся направлена на углубленное изучение художественных техник и знакомство с нетрадиционными методами и приёмами в живописи и графике.
Раздел 1. Живопись
1.1. Упражнения на овладение навыками работы кистью и красками различными приёмами: мазок, заливка, растяжка цвета, вливание цвета в цвет. Эти занятия направлены на отработку навыков работы кистью и красками.
1.2. Знакомство с новой техникой: монотипия. Теория: технология работы в технике «монотипия». Практика: упражнения в наработке навыков. Творческая композиция.
1.3. Живопись по сырой бумаге. Теория: последовательность работы в этой технике. Практика: выполнение упражнений, создание композиции по замыслу.
1.4. Знакомство с нетрадиционными приёмами в живописи.
- Точечная живопись. В теории идёт объяснение технологии точечной живописи, а на практическом занятии выполняется композиция по замыслу.
- Живопись на мятой бумаге. В теоретической части занятия рассматривается технология живописи на мятой бумаге. На практических занятиях выполняются упражнения на овладение навыками работы, а затем самостоятельно создаётся композиция по замыслу.
- Живопись с восковыми мелками. Теория: объяснение технологии живописи с восковыми мелками. На практических занятиях выполняются упражнения, а затем самостоятельно создаётся композиция по замыслу.
1.5. Творческая композиция. На этих занятиях дети самостоятельно выполняют творческую композицию, применяя нетрадиционные методы и техники исполнения.
Раздел 2. Графика
2.1. Упражнения на овладение навыками работы простым карандашом различными приёмами: линия, штрих, растяжка тона, контраст.
2.2. Правила светотени. Упражнения на овладение навыками плавного перехода от света к тени, используя различные материалы (уголь, соус, пастель).
2.3. Техника «гризайль», приёмы: мазок, лессировка. В теоретической части занятий рассматривается технология «гризайли». В практической части занятий выполняются упражнения на овладение навыками работы, а затем самостоятельно создаётся композиция по замыслу с использованием изученных приёмов.
2.4. Творческая композиция. Самостоятельный выбор техники, материала, приемов работы в творческой композиции по замыслу.
Раздел 3. Декоративно-прикладное искусство
3.1. Работа с бумагой: аппликация из бумаги и картона, коллаж. В теории: беседа о разновидностях бумаги, о создании картин различными методами и приёмами из бумаги. Знакомство с технологией изготовления коллажа. В практической части занятий дети выполняют аппликацию из цветной бумаги. Создают коллаж из журналов на свободную тему.
3.2. Батик. В теоретической части занятий рассматривается технология изготовления батика. В практической части занятий последовательно отрабатывается каждый этап изготовления батика. Самостоятельно создаётся эскиз и выполняется творческая композиция.
3.3. Творческая композиция. Итоговое занятие. На практических занятиях дети самостоятельно выбирают тему и технику исполнения будущего проекта. По окончанию работы – защита проекта, с последующей выставкой творческих работ.
Методическое обеспечение программы
третьего года обучения
№ п/п | Тема, раздел или деятельность, цель. | Методы, формы, приемы организации образовательного процесса, методические рекомендации |
1 | Вводное занятие Занятие позволяет укрепить привязанность к детскому объединению, повышает самооценку обучающихся. Напомнить детям о правилах безопасного поведения. | После длительного расставания дети делятся впечатлениями и выполняют индивидуальные работы, а затем коллективно собираем панно «Веселое лето». Методы: - беседа, - анализ, - практический. |
2 | Раздел: «Тематическое рисование» Цель: познакомить детей с жизнью и творчеством великих мастеров пейзажа, портрета, иллюстрации; научить различать жанры изоискусства, составлять сюжетные композиции, анализировать мышление, образное представление. | Важным этапом является проведение занятий с использованием средств различных видов искусства. Пантомима: создание живых композиций – картин, портретов; изображение средствами пантомимы сказочных героев произведений, мультфильмов, животных и птиц. Методы: - поисковый, - наглядно-слуховой, - практический, - анализ. |
3 | Раздел: «Художественная обработка материала» Цель: познакомить детей с особенностями языка декоративного искусства; развивать умение самостоятельно конструировать поделку из различных материалов, развивать чувство гармонии и чувство материала, художественное представление, мышление; воспитывать художественный вкус. | Занятия этого раздела предусматривают предварительную подготовку материалов: сухие листья, цветы, ветки, пластиковые бутылки. Занятие-экскурсия обогащает чувственное восприятие и наглядные представления обучающихся. Дети учатся созерцать природу, видеть и выделять отдельные объекты и явления природы. Такое занятие воспитывает в ребенке желание оберегать и помогать природе в ее делах, развивает наблюдательность и воображение. С целью повышения эффективности образовательного процесса при освоении сложной техники целесообразно деление детского коллектива на подгруппы. Методы: - наглядный (показ, демонстрация образцов), - создание ситуации успеха, - частично-поисковый, - иллюстрация (плакат, картина, таблица). Приемы: - самооценка, - открытый показ результатов (выставки), - опрос по цепочке. |
4 | Раздел: «Декоративно-прикладное творчество» Цель: приобщить детей к миру декоративно-прикладного искусства, познакомить детей с промыслами росписи по дереву, фарфору, глиняной игрушкой и посудой; развивать интерес к декоративному творчеству; воспитывать художественный вкус. | Изучение этого раздела предусматривает интегрированные занятия с использованием средств различных искусств: музыка – прослушивание русских народных песен; изобразительное искусство – просмотр, обсуждение картин художников, художественной фотографии; изготовление художественных изделий, посещение музеев города. Занятие-встреча с мастерами и умельцами города, продолжателями национальных традиций и промыслов. Методы: - наглядный (показ, демонстрация образцов), - создание ситуации успеха, - частично-поисковый, - иллюстрация (плакат, картина, таблицы). Приемы: - самооценка, - открытый показ результатов, - опрос по цепочке. |
Список рекомендуемой литературы
для детей и родителей
1. Волкова, А.Н. Лепим и конструируем / А.Н. Волкова. – М.: Премьера, ООО Фирма издательство АСТ, 2000. – 60 с.
2. Выгонов, В.В. Игрушки и поделки из бумаги / В.В. Выгонов. – М.: Издательский дом МСП, 2006. – 56 с.
3. Докучаева, Н. Мастерим бумажный мир: Короли и рыбки, школа волшебства, Строим город / Н.Докучаева. – СПб: «Валери СПб», 1997. – 56 с.
4. Необыкновенное рисование: учеб. пособие. – М.: Издательство «Москва-синтез», 2004. – 20 с.
5. Пудов, В. Игрушки из природного материала / В. Пудов, Л. Лежнева. – СПб: «Валери СПб», 1998. – 52 с.
6. Художественная аппликация и узоры из бумаги: учеб. пособие. – М.: «Бао-Пресс, РИПОЛ КЛАССИК», 2006. – 28 с
Для педагога
1. Программа Министерства образования и науки «Изобразительное искусство»: 5-9 кл. – М.: Просвещение, 2006. – 72с.
2. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1991. – 52 с.
3. Гиронимус, Т. Учебник по трудовому обучению «Маленький мастер». 4 класс / Т. Гиронимус. – М.: «Арт-Пресс школа», 2005. – 159 с.
4. Горяева, Н.А. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека / Н.А. Горяева, О.В.Островская. – М.: Просвещение, 2005. – 250 с.
5. Кард, В. Сказки из пластилина / В. Кард, С. Петров. – СПб, 1997. – 158 с.
6. Костерин, Н.П. Учебное рисование / Н.П. Костерин. – М.: Просвещение, 1984. – 282 с.
- Панкеев, И. Русские праздники / И. Панкеев. – М.: Просвещение, 1998. – 252 с.
- Риттерхофф, А. Посмотрите, что я умею! / А. Риттерхофф.- Издательство АРКАИМ, 2006. – 34 с.
9. Розенвассер, В.Б. Беседы об искусстве / В.Б. Розенвассер. – М.: Просвещение, 1979. – 226 с.
10. Рыжова, Н.А. Коллекция увлечений / Н.А. Рыжова.- М.: ООО «Линка-Пресс», 2005. – 80 с.
11. Шабанов, Н.К. У истоков творчества / Н.К. Шабанов, О.П. Шабанова. – Курск, 1995. – 104 с.
12. Шпикалова, Т.Я. Возвращение к истокам. Народное искусство и детское творчество / Т.Я. Шпикалова. – М.: Гуманитарный издательский Центр, 2000. – 182 с.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Симфония творчества»
Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ОРИГАМИ»
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования: быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинал...
Рабочая программа дополнительного образования детей "Спортивные и подвижные игры" (возраст детей: 8-10 лет)
Достоинство программы заключается в том, что она способствует физическому оздоровлению детей, профилактике простудных заболеваний, доступна для детей из семей со средним достатком, является альтернати...
Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов
Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...
Рабочая программа дополнительного образования детей по общекультурному направлению "Декоративное творчество" (1 -4 класс)
Пояснительная запискаДекоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готови...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ КРУЖОК «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ»
Развитие творческих способностей – одно из условий успешной коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. У детей слабо развита зрительная и слуховая память, внимание, воображе...
Рабочая программа дополнительного образования детей «Художественное слово»
Программа «Художественное слово» реализует общеинтеллектуальное направление. Основной вид деятельности - реализуемый данной программой, способствует расширению читательского пространства, реализ...