Рабочая программа дополнительного образования детей объединения "Палитра"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему

Колчина Елена Ивановна

Рабочая программа дополнительного образования детей объединения "Палитра" рассчитана на 144 часа в год. Периодичность занятий 2 раза в неделю по 2 часа.Занятия проводятся с детьми 10-11 лет ( третий год обучения).Срок реализации -1 год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok2013-14_palitra.doc135.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                   

                                                           Пояснительная записка

         

       Рабочая программа дополнительного образования детей  объединения «Палитра»  составлена на основе авторской  образовательной программы художественно-эстетической направленности  «Палитра чудес» ,Тулинова И.Н. (2010 г.).

 Изобразительное искусство совершенствует органы чувств, развивает мышление, умение наблюдать, анализировать, запоминать и способствует становлению гармонически развитой личности. А это особенно важно в настоящее время, когда влияние  улицы, мир массовой культуры давит на неокрепшую психику ребенка. У обучающихся имеются психологические проблемы  в семье, школе, которые можно частично решить через занятия изобразительной деятельностью. Актуальность данной программы также обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применять полученные знания  и практический опыт при работе над оформлением классных комнат, в изготовлении подарков и сувениров для близких людей, участвовать в различных мероприятиях. Образовательный процесс рассчитан на 144 учебных часа в год, 4 часа в неделю. Периодичность занятий 2 раза по 2 часа. Занятия проводятся с детьми 10-11 лет, детьми проявляющими интерес и способности в области изобразительного искусства .Срок реализации – 1год ( третий год обучения).

Формы занятий:  беседы, практические занятия, коллективные и индивидуальные работы, экскурсии.

Цель: формирование и развитие художественной культуры обучающихся  через  приобщение к творческой  деятельности.

Задачи:

 1. Создавать условия для усвоения знаний основ изобразительного, народного и декоративно-прикладного искусства, приобретения опыта собственной художественно-творческой деятельности.

2. Активизировать  творческие способности обучающихся через освоение образного языка пластических искусств, техник и приемов художественной деятельности.

3. Развивать умение создавать художественно-творческие работы  с сохранением образного языка традиционных народных промыслов.

4. Развивать коммуникативные качества.

5. Воспитывать уважительное и бережное отношение к художественному наследию России.

6.Прививать интерес к произведениям искусства народов мира. Приобщать интерес к общечеловеческим ценностям.

7.Поддерживать интерес к создаваемым творческим работам, воспитывать интерес к  творчеству художников родного края.

8. Способствовать развитию творческой мысли  ученика,  ненавязчиво предлагать тот или иной вид изобразительной деятельности.

      Освоение материала в основном  происходит  в процессе творческой деятельности детей. Работа в

материале в области изобразительного искусства осуществляется в технике живописи и графики. Для живописи

предлагается использовать гуашь, акварель, акриловые краски, пастель ; для графики — карандаш, тушь, перо,

палочку, уголь. Хорошие творческие результаты дают такие технические приемы, как монотипия, граттаж ,

батик, аппликация .

     

 В области живописи дети постигают законы цвета и колорита, фактуры и формы, в графике — образный язык,

основой которого являются точка и линия, плоскость и пространство.

     

Данной программой предусмотрено расширенное и дополняющее школьный курс содержание трех основных видов художественно-творческой деятельности: диалоги об искусстве; изобразительная деятельность – графика, живопись, скульптура; декоративно-прикладная деятельность. Они тесно связаны, дополняют друг друга и чередуются в течение всего учебного года.

На занятиях делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, что побуждает их к творческому отношению при выполнении заданий

Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями, необходимыми для развития навыков ребенка.

К концу 3 года обучения обучающиеся должны знать:

• основные жанры в искусстве;

• о творчестве выдающихся мастеров пейзажа, натюрморта, портрета;

• о народных промыслах России и региона;

• основные средства композиции;

• простейшие сведения о воздушной перспективе;

уметь:

• передавать в рисунках свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающую тень;

• правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет;

• соблюдать последовательное выполнение рисунка;

• выполнять эскизы предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного    

 мира;

• творчески применять простейшие приемы народной росписи;

• расписывать готовые изделия согласно эскизу;

• применять навыки декоративного оформления в аппликациях, изготовлении игрушек из различных

материалов;

• изображать фигуру человека, передавая основные пропорции и движения;

• использовать в рисунках особенности традиций искусства родного края.

Итоговые занятия по закреплению полученных навыков, знаний и умений проводятся в конце каждой  

темы в форме опроса, коллективной работы, тематической выставки. В конце учебного года подводится

итог работы детского объединения в форме отчетного мероприятия и выставки, на которой

представлены работы обучающихся по всем разделам программы.


Учебный план

№ п/п

Разделы программы

Количество часов

3 год

1

Раздел 1. Вводное занятие

2

2

Раздел 2 .Тематическое рисование

28

3

Раздел 3. Художественная обработка материала

70

4

Раздел 4. Декоративно-прикладное творчество

    44


144

Всего часов:


Учебно-тематический план

                                    третьего года обучения


п/п

Разделы программы и темы занятий

Всего часов

В том числе

Теория

Практика

1

Раздел 1. Вводное занятие.

2

2

2

Раздел 2. Тематическое рисование

28

9

19

2.1

«Любимый город»

1

3

2.2

«Осенний букет»

1

1

2.3

Творческая композиция

3

9

2.4

«Зимушка снежная»

1

1

2.5

Граттаж «Зимний вечер»

1

1

2.6

Иллюстрирование сказок

1

3

2.7

«Весна идёт»

1

1

3

Раздел 3. Художественная обработка материала

70

20

50

3.1

Аппликация из бумаги

2

4

3.2

Аппликации из природного материала

1

3

3.3

Поделки из природного материала

1

3

3.4

Поделки из прищепок

1

3

3.5

Поделки из бумаги

2

4

3.6

Декоративные рамки из картона

1

3

3.7

Аппликация из ваты, бумаги и картона

1

3

3.8

Творческая мастерская

3

11

3.9

Изготовление праздничных открыток

1

1

3.10

Лепка и роспись сувениров из солёного теста

1

3

3.11

Лепка и роспись обрядового пряника

1

3

3.12

Аппликация из ниток

1

3

3.13

Оригами

1

3

3.14

Коллективное панно «Счастливое детство»

2

2

3.15

Итоговое занятие

1

1

4

Раздел 4. Декоративно-прикладное творчество

44

17

27

4.1

Городец

3

7

4.2

Хохлома

2

2

4.3

Дымка

2

4

4.4

Матрёшка

2

4

4.5

Гжель

2

2

4.6

Жостово

1

3

4.7

Белгородская посуда

1

1

4.8

Филимоновская игрушка

2

2

4.9

Старооскольская игрушка

2

2

Всего часов:

144

48

96


Учебно-тематический план творческих занятий

        

п/п

Разделы программы и темы занятий

Всего часов

В том числе




Теория

Практика

1

Раздел 1. Живопись

29

5

24

1.1

Упражнения на овладение навыками работы кистью и красками различными приёмами: мазок, заливка, растяжка цвета, вливание цвета в цвет.



2

1.2

Знакомство с техникой «монотипия».


1

4

1.3

Живопись по сырой бумаге


1

4

1.4

 Знакомство с нетрадиционными приёмами в живописи:

  • точечная живопись
  • живопись на мятой бумаге
  • живопись с восковыми мелками


3


2

4

4

1.5

Творческая композиция



4

2

Раздел 2. Графика

13

1

12

2.1

Упражнения на овладение навыками работы простым карандашом различными приёмами: линия, штрих, растяжка тона, контраст.



2

2.2

Правила светотени. Упражнения на овладение навыками плавного перехода от света к тени используя различные материалы.



4

2.3

Техника «гризайль», приёмы: мазок, лессировка.


1

4

2.4

Творческая композиция



2

3

Раздел 3. Декоративно-прикладное искусство

30

2

28

3.1

Работа с бумагой:

Аппликация из бумаги и картона

Коллаж


1


8

6

3.2

Батик.


1

10

3.3

Творческая композиция



4


Всего часов:

72

8

64









Содержание программы

третьего года обучения

Декоративное искусство наиболее прочно связано с повседневной жизнью и бытом человека. С произведениями декоративного искусства люди встречаются повсеместно. Именно поэтому выработка у обучающихся способности чувствовать и понимать эстетические начала декоративного искусства, осознавать единство функционального и эстетического значения вещи важно для формирования культуры быта нашего народа, культуры его труда, культуры человеческих отношений. Для формирования мировоззрения детей особенно важно знакомство с народным, крестьянским декоративным искусством, которое наиболее полно хранит и передает новым поколения национальные традиции России.

Раздел 1. Вводное занятие

На вводном занятии дети знакомятся с правилами поведения в помещении, с техникой безопасности на занятиях, с планом работы на новый учебный год. 

Раздел 2. Тематическое рисование

В этом разделе закрепляются знания о различных жанрах изобразительного искусства. Большое воспитательное значение приобретают занятия, посвященные изучению жизни и творчества выдающихся художников, с просмотром репродукций. Закрепляются законы построения композиции. Практическая часть раздела включает следующие темы:

2.1. «Любимый город». Теория: закрепление знаний о перспективе. Практика: изображение городского пейзажа. Работа в цвете.

2.2. «Осенний букет». Теория: закрепление знаний о составлении тематических натюрмортов. Практика: самостоятельное составление натюрморта, техника исполнения – свободная.

2.3. Творческая композиция. Эти занятия отводятся для самостоятельной работы над конкурсными заданиями. Техника исполнения выбирается свободная.

2.4. «Зимушка снежная». Теория: повторение знаний по цветоведению: холодные цвета, смешивание красок с белой краской и т.д. Практика: изображение зимнего пейзажа.

2.5. Граттаж «Зимний вечер». Теория: знакомство с новой техникой «граттаж». Практика: закрепление навыков штриховки, изображение зимнего пейзажа.

2.6. Иллюстрирование сказок. В теоретической части повторяем основные понятия в иллюстрировании. Обсуждается содержание прочитанной сказки. В практической части занятия выполняется иллюстрация в любой технике.

2.7. «Весна идёт». Теория: повторение и закрепление знаний о перспективе. Практика: изображение весеннего пейзажа.

Раздел 3. Художественная обработка материала

В разделе ведется беседа с учащимися об использовании различных материалов для изготовления интересных поделок и подарков, а также об их использовании в оформлении интерьеров зданий различного назначения.

3.1. Аппликация из бумаги. Теория: беседа о многообразии тем для аппликаций, о возможностях бумаги. В практической части занятия дети выполняют многослойную аппликацию по образцу.

3.2. Аппликации из природного материала. В практической части: беседа о создании картин из сухих листьев и цветов. В практической части дети отрабатывают навыки вырезания элементов аппликации из сухих листьев, выполняя композицию по образцу.

3.3. Поделки из природного материала. Теория: беседа о возможностях природного материала, анализ поделок. В практической части занятия дети выполняют объёмные поделки из шишек, желудей, каштанов и т.д.

3.4. Поделки из прищепок. В теоретической части занятия:  беседа о разнообразии художественных материалов, используемых для декорирования, например: прищепки. Практика: изготовление игрушек из прищепок по образцу.

3.5. Поделки из бумаги. В теории изучаются новые приёмы складывания бумаги. В практической части: изготовление поделок из бумаги по шаблонам и образцу.        

3.6. Декоративные рамки из картона. Теория: беседа  о сочетании различных материалов в декорировании предметов быта. На практических занятиях дети изготавливают декоративные рамки из картона, а затем украшают их различными материалами.

3.7. Аппликация из ваты, бумаги и картона.  Теория: продолжается  беседа  о сочетании различных материалов, об их возможностях в использовании для изготовления аппликаций. На практических занятиях дети выполняют новогоднюю аппликацию по образцу.

3.8. Творческая мастерская. В практической части дети самостоятельно изготавливают поделки из различных материалов.

 3.9. Изготовление праздничных открыток. В теории: беседа о возникновении открыток, о способах их изготовления.  В практической части: изготовление открыток по образцу.

 3.10. Лепка и роспись сувениров из солёного теста. Теория: беседа об использовании солёного теста в изготовлении декоративных панно. Практика: лепка из солёного теста сувениров по образцу.

3.11. Лепка и роспись обрядового пряника.  Теория: беседа о народных праздниках. Практика: лепка и роспись из солёного теста обрядового пряника по образцу.

3.12. Аппликация из ниток. Теория: технология изготовления аппликации из ниток. Практика: изготовление аппликации, с отработкой навыков резания и клеяния ниток.

3.13. Оригами. Теория: технология изготовления поделок методом складывания бумаги. Практика: отработка навыков, изготовление поделок.  

3.14. Коллективное панно «Счастливое детство». В теории: обсуждение темы для коллективного панно, о способах реализации замысла, о необходимых материалах. Практика: изготовление отдельных элементов из бумаги, пластика, картона, а затем коллективная работа над созданием панно.

3.15. Итоговое занятие. Подведение итогов по разделу. Самостоятельный выбор темы для защиты проекта. Итоговая выставка поделок.

Раздел 4. Декоративно-прикладное творчество

На занятиях дети знакомятся с видами народного декоративно-прикладного искусства  России.

4.1. Городец. В теоретической части занятия: просмотр видеофильма о городецкой росписи, анализ характерных особенностей данной росписи. В практической части: выполнение упражнений с отработкой элементов росписи, эскиз-имитация росписи разделочной доски, изготовление из картона качалки-лошадки с последующим украшением узором.

4.2. Хохлома. В теории: беседа о красоте и необычности этой росписи, о технологии её изготовления. Практика: отработка элементов росписи (упражнение), роспись шаблона по образцу.

4.3. Дымка. Теория: просмотр видеофильма о дымковской игрушке, анализ. Практика: роспись шаблона, лепка и роспись дымковской лошадки.

4.4. Матрёшка. Теория: знакомство с историей промысла изготовления матрёшек. Знакомство с росписью Полхов-Майдана. Практика: упражнение- отработка элементов Полхов-Майданской росписи, роспись шаблона матрёшки.

4.5. Гжель. Теория: знакомство с промыслом Гжели, анализ особенностей росписи. Практика: выполнение упражнений, роспись шаблона, коллективная работа «Гжельский натюрморт».

4.6. Жостово. Теория: просмотр видеофильма о росписи Жостово, анализ. Практика:  упражнение, роспись шаблона.

4.7. Белгородская посуда. Теория: знакомство с промыслом изготовления керамики Белгородчины, анализ особенностей росписи. Практика: выполнение упражнений, роспись шаблона, коллективная работа «Белгородская посуда».

4.8. Филимоновская игрушка. Теория: просмотр видеофильма о филимоновской игрушке, анализ. Практика: роспись шаблона.

  1. Старооскольская игрушка.  Теория: знакомство с историей появления старооскольской игрушки, анализ особенностей лепки и росписи. Практика: выполнение упражнений, рисование игрушки.


Содержание творческих часов

третьего года обучения

На творческих занятиях предусматривается углубленное изучение следующих видов изобразительного искусства: живопись, графика и декоративно-прикладное творчество. Практическая деятельность обучающихся направлена на углубленное изучение художественных техник и знакомство с нетрадиционными методами и приёмами в живописи и графике.

Раздел 1. Живопись 

1.1. Упражнения на овладение навыками работы кистью и красками различными приёмами: мазок, заливка, растяжка цвета, вливание цвета в цвет. Эти  занятия направлены на отработку навыков работы кистью и красками.

 1.2. Знакомство с новой техникой: монотипия. Теория:  технология работы в технике «монотипия». Практика: упражнения в наработке навыков. Творческая композиция.

 1.3. Живопись по сырой бумаге. Теория: последовательность работы в этой технике. Практика: выполнение упражнений, создание композиции по замыслу.

1.4. Знакомство с нетрадиционными приёмами в живописи.

  • Точечная живопись. В теории идёт объяснение технологии точечной живописи, а на практическом занятии выполняется композиция по замыслу.
  • Живопись на мятой бумаге. В теоретической части занятия рассматривается технология живописи на мятой бумаге. На практических занятиях выполняются упражнения на овладение навыками работы, а затем самостоятельно создаётся  композиция по замыслу.
  • Живопись с восковыми мелками. Теория: объяснение технологии живописи  с восковыми мелками. На практических занятиях выполняются упражнения, а затем самостоятельно создаётся  композиция по замыслу.

1.5. Творческая композиция. На этих занятиях дети самостоятельно выполняют творческую композицию, применяя нетрадиционные методы и техники исполнения.

Раздел 2. Графика 

2.1. Упражнения на овладение навыками работы простым карандашом различными приёмами: линия, штрих, растяжка тона, контраст.

2.2. Правила светотени. Упражнения на овладение навыками плавного перехода от света к тени, используя различные материалы (уголь, соус, пастель).

2.3. Техника «гризайль», приёмы: мазок, лессировка. В теоретической части занятий рассматривается технология «гризайли». В практической части занятий выполняются упражнения на овладение навыками работы, а затем самостоятельно создаётся  композиция по замыслу с использованием изученных приёмов.

2.4. Творческая композиция. Самостоятельный выбор техники, материала, приемов работы в творческой композиции по замыслу.

 Раздел 3. Декоративно-прикладное искусство 

3.1. Работа с бумагой: аппликация из бумаги и картона, коллаж. В теории: беседа о разновидностях бумаги, о создании картин различными методами и приёмами из бумаги. Знакомство с технологией изготовления коллажа. В практической части занятий дети выполняют аппликацию из цветной бумаги. Создают коллаж из журналов на свободную тему.

3.2. Батик. В теоретической части занятий рассматривается технология изготовления батика. В практической части занятий последовательно отрабатывается каждый этап изготовления батика. Самостоятельно создаётся эскиз и выполняется творческая композиция.

3.3. Творческая композиция.  Итоговое занятие. На практических занятиях дети самостоятельно выбирают тему и технику исполнения будущего проекта. По окончанию работы – защита проекта, с последующей выставкой творческих работ.


Методическое обеспечение программы

третьего года обучения


п/п

Тема, раздел или деятельность, цель.

Методы, формы, приемы организации образовательного процесса, методические рекомендации

1

Вводное занятие

Занятие позволяет укрепить привязанность к детскому объединению, повышает самооценку обучающихся. Напомнить детям о правилах безопасного поведения.

После длительного расставания дети делятся впечатлениями и выполняют индивидуальные работы, а затем коллективно собираем панно «Веселое лето».

Методы:

- беседа,

- анализ,

- практический.

2

Раздел: «Тематическое рисование»

Цель: познакомить детей с жизнью и творчеством великих мастеров пейзажа, портрета, иллюстрации; научить различать жанры изоискусства, составлять сюжетные композиции, анализировать мышление, образное представление.

Важным этапом является проведение занятий с использованием средств различных видов искусства. Пантомима: создание живых композиций – картин, портретов; изображение средствами пантомимы сказочных героев произведений, мультфильмов, животных и птиц.

Методы:

- поисковый,

- наглядно-слуховой,

- практический,

- анализ.

3

Раздел: «Художественная обработка материала»

Цель: познакомить детей с особенностями языка декоративного искусства; развивать умение самостоятельно конструировать поделку из различных материалов, развивать чувство гармонии и чувство материала, художественное представление, мышление; воспитывать художественный вкус.

Занятия этого раздела предусматривают предварительную подготовку материалов: сухие листья, цветы, ветки, пластиковые бутылки. Занятие-экскурсия обогащает чувственное восприятие и наглядные представления обучающихся. Дети учатся созерцать природу, видеть и выделять отдельные объекты и явления природы. Такое занятие воспитывает в ребенке желание оберегать и помогать природе в ее делах, развивает наблюдательность и воображение.

С целью повышения эффективности образовательного процесса при освоении сложной техники целесообразно деление детского коллектива на подгруппы.

Методы:

- наглядный (показ, демонстрация образцов),

- создание ситуации успеха,

- частично-поисковый,

- иллюстрация (плакат, картина, таблица).

Приемы:

- самооценка,

- открытый показ результатов (выставки),

- опрос по цепочке.

4

Раздел: «Декоративно-прикладное творчество»

Цель: приобщить детей к миру декоративно-прикладного искусства, познакомить детей с промыслами росписи по дереву, фарфору, глиняной игрушкой и посудой; развивать интерес к декоративному творчеству; воспитывать художественный вкус.

Изучение этого раздела предусматривает интегрированные занятия с использованием средств различных искусств: музыка – прослушивание русских народных песен; изобразительное искусство – просмотр, обсуждение картин художников, художественной фотографии; изготовление художественных изделий, посещение музеев города. Занятие-встреча с мастерами и умельцами города, продолжателями национальных традиций и промыслов.

Методы:

- наглядный (показ, демонстрация образцов),

- создание ситуации успеха,

- частично-поисковый,

- иллюстрация (плакат, картина,  таблицы).

Приемы:

- самооценка,

- открытый показ результатов,

- опрос по цепочке.


Список рекомендуемой литературы

 для детей и родителей

1. Волкова, А.Н. Лепим и конструируем / А.Н. Волкова. – М.: Премьера, ООО Фирма издательство АСТ, 2000. – 60 с.

2. Выгонов, В.В. Игрушки и поделки из бумаги / В.В. Выгонов. – М.: Издательский дом МСП, 2006. – 56 с.

3. Докучаева, Н. Мастерим бумажный мир: Короли и рыбки, школа волшебства, Строим город / Н.Докучаева. – СПб: «Валери СПб», 1997. – 56 с.

4. Необыкновенное рисование: учеб. пособие. – М.: Издательство «Москва-синтез», 2004. – 20 с.

5. Пудов, В. Игрушки из природного материала / В. Пудов, Л. Лежнева. – СПб: «Валери СПб», 1998. – 52 с.

6. Художественная аппликация и узоры из бумаги: учеб. пособие. – М.: «Бао-Пресс, РИПОЛ КЛАССИК», 2006. – 28 с

Для педагога

1. Программа Министерства образования и науки «Изобразительное искусство»: 5-9 кл. – М.: Просвещение, 2006. – 72с.

2. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1991. – 52 с.

3. Гиронимус, Т. Учебник по трудовому обучению «Маленький мастер». 4 класс / Т. Гиронимус. – М.: «Арт-Пресс школа», 2005. – 159 с.

4. Горяева, Н.А. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека / Н.А. Горяева, О.В.Островская. – М.: Просвещение, 2005. – 250 с.

5. Кард, В. Сказки из пластилина / В. Кард, С. Петров. – СПб, 1997. – 158 с.

6. Костерин, Н.П. Учебное рисование / Н.П. Костерин. – М.: Просвещение, 1984. – 282 с.

  1.  Панкеев, И. Русские праздники / И. Панкеев. – М.: Просвещение, 1998. – 252 с.
  2. Риттерхофф, А. Посмотрите, что я умею! / А. Риттерхофф.- Издательство АРКАИМ, 2006. – 34 с.

9. Розенвассер, В.Б. Беседы об искусстве / В.Б. Розенвассер. – М.: Просвещение, 1979. – 226 с.

10. Рыжова, Н.А. Коллекция увлечений / Н.А. Рыжова.- М.: ООО «Линка-Пресс», 2005. – 80 с.

11. Шабанов, Н.К. У истоков творчества / Н.К. Шабанов, О.П. Шабанова. – Курск, 1995. – 104 с.

12. Шпикалова, Т.Я. Возвращение к истокам. Народное искусство и детское творчество / Т.Я. Шпикалова. – М.: Гуманитарный издательский Центр, 2000. – 182 с.


.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Симфония творчества»

  Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ОРИГАМИ»

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования: быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинал...

Рабочая программа дополнительного образования детей "Спортивные и подвижные игры" (возраст детей: 8-10 лет)

Достоинство программы заключается в том, что она способствует физическому оздоровлению детей, профилактике простудных заболеваний, доступна для детей из семей со средним достатком, является альтернати...

Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов

Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...

Рабочая программа дополнительного образования детей по общекультурному направлению "Декоративное творчество" (1 -4 класс)

Пояснительная запискаДекоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готови...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ КРУЖОК «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ»

Развитие творческих способностей – одно из условий успешной коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. У детей слабо развита зрительная и слуховая память, внимание, воображе...

Рабочая программа дополнительного образования детей «Художественное слово»

Программа «Художественное слово» реализует общеинтеллектуальное направление. Основной вид деятельности -  реализуемый данной программой, способствует расширению читательского пространства, реализ...