Городецкая роспись.
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект урока рисования для 2 «А» класса ГОУ школа №423
Тема: «Городецкая роспись»
Учитель: Надежда Сергеевна Баскакова
Цель: выполнить эскиз ковша, используя приёмы городецкой росписи.
Задачи:
- познакомить учащихся с историей промысла и произведениями декоративно-прикладного искусства, технологией выполнения и особенностями Городецкой росписи;
- формировать практические умения и навыки рисования по образцу;
- развивать композиционное мышление;
- совершенствовать навыки рисования кистью декоративных элементов;
- способствовать развитию фантазии и наблюдательности учащихся, художественного вкуса;
- развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность в работе, умение планировать свою работу;
- развивать умственные и волевые усилия, концентрацию внимания, логичность мышления, речь;
- воспитывать интерес и любовь к народному искусству, чувство гордости и патриотизма за богатое культурное наследие России;
- дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами, стимулировать стремление своими руками создавать красоту.
Вид урока:
Комбинированный (урок-объяснение, урок-практикум)
Формы работы:
Фронтальная, индивидуальная.
План урока (2 часа)
- Организационный момент.
- Актуализации знаний учащихся. Сообщение темы урока.
- Проблемный вопрос.
- Беседа об истории развития городецкого промысла и основных элементах росписи, композиции.
- Практическая работа.
Выполнение тренировочных упражнений по написанию элементов городецкой росписи.
- Физкульт.минутка.
- Постановка художественной задачи.
- Самостоятельная работа учащихся: эскиз росписи ковша .
- Обобщение материала, изученного на уроке. Ответ на проблемный вопрос.
- Итог урока. Оценка. Выставка работ учащихся. Оформление динамического плаката «Ярмарка».
- Рефлексия.
Ход урока
- Организационный момент .
- Актуализация знаний учащихся. Сообщение темы урока. Народные промыслы – это гордость России. - Как в народе про них говорили? Вспомните пословицы о промыслах? «Что ни ремесло, то и промысел», «Не без ума, так и не без промысла». С некоторыми народными промыслами вы уже знакомились на уроках изобразительного искусства. Сейчас нужно их вспомнить и соотнести фотографию изделия с названием промысла. (Один учащийся выполняет задание на доске, остальными самостоятельно на листах.)
- Какую иллюстрацию вы оставили? Почему? (Нет названия данного промысла.)
- Кто догадался, что будем изучать на этом уроке, с чем знакомиться?
(Познакомимся с новым промыслом, его историей.)
- Кто озвучит тему урока? (Городецкая роспись.)
- Посмотрите на изделие, расположенное на доске.
(Выполним эскиз ковшика.)
- Вы сможете сразу выполнить эскиз росписи ковшика?
- Чему надо научиться? (Получился план урока.)
- Проблемный вопрос:
- Ребята, как вы думаете, востребована ли в современной жизни Городецкая роспись?
Гипотеза: Городецкая роспись является достоянием русского народа.
- Беседа об истории Городецкого промысла и основных элементах росписи.
- Послушайте стихотворение и скажите, почему роспись получила такое название?
Есть на Волге город древний,
Под названьем Городец.
Славится по всей России,
Своей росписью творец.
Роспись, которая ныне называется городецкой, родилась в Поволжье, в деревнях, расположенных на берегах чистой и светлой речки Узоры. В селениях Косково, Курцево, Хлебаиха, Репино, Савино, Боярское и др. В народе говорили : «Лес заволжанина кормит»
Леса давали дешевый и разнообразный материал, из которого делали все: от детских игрушек и колыбелей до могильных крестов. Особой известностью пользовались прялки, в большом количестве продававшие на ярмарке.
Городец стоял на бойком месте, по соседству со знаменитой Макарьевской ярмаркой. Шли по Волге баржи и суда с грузами, а по дорогам – конные обозы. На километры растягивались ряды, в которых торговля велась на разных языках, тысячи лавок и лавчонок переполнены товарами, привезенными не только со всей России, но и из других стран.
Давайте представим, что мы с вами попали на городецкую ярмарку. Каждую неделю, по субботам сюда, в Городец, съезжались крестьяне из окрестных деревень. Приезжали и купцы из разных городов. И, как ни разнообразны были товары, выставленные на обозрение покупателей, они не могли затмить изделий местных мастеров – художественно оформленных игрушек, прялок, деревянной посуды из деревень, расположенных на берегах левого притока Волги – реки Узолы. Редко кто уезжал с городецкого базара без игрушки или прялки – традиционного подарка невесте, без которого тогда не обходилась ни одна свадьба.
Первичное закрепление полученных знаний:
- Почему роспись назвали Городецкой?
(В XVIII в. возникает центр производства прядильных донец и игрушек. Свои изделия крестьяне отвозили продавать на ярмарку в село Городец. Поэтому роспись, выполненная на этих изделиях, получила название Городецкая.)
Истоки Городецкой росписи.
- Даня Сизов нашёл в словаре толкование слова «донце» и сейчас вам об этом расскажет.
Толковый словарь русского языка В.И. Даля объясняет, что слово "донце" означает "дощечку, на которую садится у нас пряха, втыкая в нее гребень". Окончив работу, она вынимала гребень, а донце вешала на стену, и оно украшало избу. Поэтому народные умельцы уделяли особое внимание украшению досок резьбой и росписью.
- Лиля Иванова
Прялка была верной спутницей на протяжении всей жизни крестьянки. Часто служила подарком: жених дарил ее невесте, отец — дочери, муж — жене. Поэтому донце выбиралось нарядное, красочное, всем на радость и удивление. Прялка передавалась по наследству, ее берегли и хранили.
- Полина Ромашкина, Алёна Олих
Яви же щедрость молодецкую –
Как в первый и последний раз,
Купи мне прялку городецкую –
Я буду нить живую прясть.
Не говори, что все распроданы,
Не говори, что нам не впрок
И кони черные, и розаны,
И нежный аленький цветок.
Не привози орехи грецкие,
И к серьгам, кольцам что за страсть?
Купи мне прялку городецкую,
Я судьбы наши буду прясть.
М.Котомцева
Давайте совершим заочную экскурсию в этот город. А проведёт её Алина Валиуллина.
Названия промысла идет от названия города. Старинный русский город Городец Нижегородской области словно пришел из сказки. В нем живут замечательные мастера, которые создают красоту своими руками, поэтому этот город называется «городом мастеров». Порой кажется, что каждый его житель – художник и мастер. Современные художественные изделия с городецкой росписью изготавливаются на фабрике города Городца. Это детская мебель, игрушки, посуда, шкатулки, прялки. Фабрика возникла на месте старинного промысла, которому более 200 лет. Из старого наследия современные мастера развивают отдельные традиционные мотивы: цветы, кони, птицы. Многие народные мастера отражают в своих узорах красоту цветущих лугов и садов. Посмотрите, как много на этих изделиях цветов. Цветы пишут фантастические, каких в природе не встретишь, но это только на первый взгляд так кажется.
- Рассмотрите изделия Городецких мастеров.
- Из чего они сделаны?
- Что повторяется на всех изделиях? (цветы)
Городецкие цветы отличаются разнообразием по цвету и форме. Цветы в городецкой росписи — символ здоровья и процветания.
Цветы. Если присмотреться внимательнее, то можно узнать ромашки, ягоды, розы, купавки. Но главными элементами цветочной росписи являются розан и купавка. Центр розана совпадает с центром розетки лепестков. У купавки центр цветка смещен влево или вправо. Они выполняются насыщенными цветами – красным и синим, и их оттенками – розовым, голубым.
- Что вы видите в центре?
Изображения «петуха» и «коня» являются символами солнца, пожеланиями счастья.
Изображения «петуха» и «курочки» символизирует семейное благополучие, пожелание семье множества детей.
По розанам и купавам
Городецкий скачет конь,
Весь цветами он расписан
До чего ж красивый он.
Композиция
- Рассмотрите изделия. Как мастер разместил элементы росписи? Что расположил в центре, что по краям? (Цветы. Эта композиция так и называется… цветочная.)
Существует три вида композиции в Городецкой росписи:
цветочная роспись;
цветочная роспись с включением мотива «конь» и «птица»;
сюжетная роспись.
Мастера любили изображать прогулки кавалеров с дамами, лихих всадников,
гарцующих на конях, сцены чаепития в богатых интерьерах, украшенных
колонами, настенными часами, высокими окнами с пышными занавесками, парадными лестницами. Нередко использовались и более знакомые мастерам темы:
пряхи за работой, охотники в лесу, плотники на строительстве дома и множество других сцен из народного быта. (Слайды)
- Как вы думаете, что за сюжет изобразил мастер на этой тарелке?
-Кто догадался, какой основной элемент Городецкой росписи? (цветы)
Вот их мы сегодня и научимся рисовать.
Цветочная роспись
Этот вид чаще всего используется, он наиболее прост в исполнении. В менее сложном варианте на работе может быть изображен один цветок с расходящимися от него листьями. В более сложном варианте, например, на боковых стенках часто изображают полосу из цветочного орнамента, а крышка декорируется цветами, вписанными в круг. На крышках хлебниц цветы располагают обычно прямоугольником или ромбом.
В цветочном орнаменте можно выделить следующие наиболее распространенные типы орнамента:
«Букет» - изображается симметрично. Обычно пишется на разделочных досках или блюдах.
«Гирлянда»- это разновидность «букета», когда один или два крупных цветка располагаются в центре, от них в стороны расходятся более мелкие цветы с листьями. Они могут вписываться в круг, полосу, располагаться серповидно (на угловых заставках). Данный вид композиции цветочного орнамента чаще всего используется при росписи разделочных досок, хлебниц, шкатулок, блюд, детской мебели.
«Ромб»- один из вариантов «гирлянды», когда в центре пишутся один или более цветков, образующие центр, а бутоны и листья, постепенно уменьшающиеся к вершинам ромба, расположены вдоль его воображаемых ребер. Эту цветочную композицию чаще всего можно увидеть на разделочных досках прямоугольной формы, сундучках, скамеечках, створках шкафов, и хлебницах.
«Цветочная полоса» - сохранилась в Городецком промысле еще с расписных прялок, где она разделяла верхний и нижний ярусы. В зависимости от того, на каком изделии ее пишут, она может представлять повторяющуюся ленточную композицию из цветов одинакового размера, разделенных парами листьев, либо ту же композицию, в которой чередуются: цветки одного размера, но разные по рисунку; цветки одного размера, но разные по цвету; цветки, разные по рисунку, цвету и размеру. Такие орнаментальные полосы обычно используют при росписи объемных изделий, например круглых шкатулок. Узкой орнаментальной полосой опоясывают сюжетные композиции. Более широкая полоса является средним ярусом в трехъярусной композиции.
«Венок» — напоминает «цветочную полосу», но только замкнутую по краю блюда или крышки шкатулки. Цветочные композиции обычно симметричны по расположению мотивов и распределению цвета.
Цветочная композиция с включением мотива «конь» и «птица».
Так же как и в цветочной росписи, в изделиях с изображением коня и птицы мотивы могут быть симметричны. Они располагаются по сторонам цветущего дерева или внутри цветочной гирлянды. Иногда, среди симметрично написанного цветочного орнамента располагаются две птицы, асимметричные по рисунку, иногда различные по цвету. Иногда, при выполнении мастером композиции из нескольких предметов(например, разделочных досок), симметрия проявляется в композиции двух крайних. На крайних досках могут изображаться различные мотивы цветов либо при написании птиц будут использоваться два мотива: «петух» и «курочка».
- Практическая работа.
Городецкая роспись - как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать
Сказочные, летящие как птицы, кони, волшебные цветы и сцены из обычной жизни – все у городецких художников выглядит радостно и празднично. Создавая произведения, мастер подбирает его форму, продумывает рисунок, находит сюжет и сразу кисточкой выполняет роспись. Раньше мастера использовали темперные краски (которыми писали иконы), а сейчас современные мастера используют масляные краски. Давайте и мы попробуем сразу кистью выполнить главные элементы цветочной росписи: розан и купавку. Приготовьте гуашь и кисти, а также альбомный лист. Сейчас я покажу, как выполнять декоративное изображение розана и купавки, а вы выполняйте следом за мной.
Важно научиться правильно держать кисть. Она должна находиться в строго вертикальном положении относительно работы . Локоть фиксируется, а кисть руки полностью свободна дли выполнения неразрывных пластичных линий.
Выполнение тренировочных упражнений по написанию элементов Городецкой росписи.
Существует 3 этапа выполнения Городецкой росписи.
Учитель демонстрирует с комментированием выполнение розана и купавки на доске.
1 этап: на этом этапе, мы делаем подмалевок или цветовое пятно.
Подмалевок – так называется первая прописка розана и купавки. Розан выполняется обычно розовым цветом, а купавка – голубым.
- Как получить эти цвета? (Для этого надо белую краску смешать с красной гуашью, а потом – с синей.) Выполняют два круга в центре листа голубым и розовым цветом.
- А листочки какого цвета? Тоже светло-зелёного.
- Что мы выполнили? (подмалёвки)
- У мастера подмалёвки выполняют ученики-подмастерья.
- Пока высыхают подмалёвки, я вам расскажу, откуда пошли такие названия цветков.
Название цветка «Розан» происходит от розы шиповника. А вот цветок купавка связан с очень интересной легендой
Есть такой праздник Иван-Купала, справляется он в ночь с 6 на 7 июля. У трав в эти дни кончается буйный рост, начинается созревание злаков. Суеверный человек считал, что нечистая сила именно тут-то пытается принести им наибольший вред, погубить наметившийся урожай. Эту нечистую силу надо уничтожать и лучше всего огнём.
В эту ночь люди зажигали высокие костры, проводили между кострами скот, прыгали сами через костёр, а отогнав таким образом злых духов, начинали веселиться: водили хороводы, играли, пели песни, гадали, пускали по реке венки - к какому месту приплывёт оттуда и суженый будет.
Каждый норовил в эту ночь нарвать полезных трав. А у кого сердце не пугливое, уходили в глухие леса и овраги. Уходили на поиски удивительной красоты цветка папоротника – цветка счастья, который цветёт, говорят, только в эту единственную ночь в году. Кто найдет такой цветок, тот будет счастливым человеком. Каков из себя этот цветок – никто толком не знает: одни утверждают, что огненно-жёлтый, светящийся, как языки пламени в костре. Другие сказывали, что тлеюще-алый, похожий на уголёк. А третьи же говорили, что он светится, вроде бы, синим-синим цветом. Вот и пойми тут. Но все говорили, что красоты он необыкновенной, лучше всех цветов на свете, потому что цветок папоротника – это цветок счастья. Многие пытались найти этот цветок, да так никто и не нашёл.
А Городецкие мастера придумали этот цветок и назвали его купавка – в честь праздника Ивана-Купалы. С тех пор мастера стали изображать его в своих росписях.
2 этап: после того, как сделали подмалевок, мы более темным цветом прорисовываем серединку и лепестки.
В середине розового круга красным цветом нарисуем небольшой кружочек — это центр цветка. А центр купавки смещен, и половина его находится на подмалевке. Другая часть кружка расположена на белом поле листа. Существует
У розана обычно четное количество лепестков одинакового размера. Для того, чтобы выполнить такие одинаковые лепестки-дужки, надо делать так. Показ учителя на доске.
У купавки нечетное количество лепестков. Напротив центра находится самый крупный лепесток-дужка, а по обе стороны от него располагаются по три лепестка. При этом чем ближе лепестки к центру, тем меньше по размеру.
На листочке темно-зелёной краской выполняем волнистые линии.
Пока подсыхает наша работа, давайте отдохнём.
- Физкульт.минутка.
3 этап. Последние белые штрихи как бы оживляют цветок, и называют их «оживка». Ставим в центре розана и купавки и вокруг него белые точки. У розана в каждом из восьми лепестков также ставим короткие штрихи. А у купавки «оживка» подчеркивает его форму – в середине длинный штрих, а с каждой стороны от него лежат более короткие. Оживку выполняем и на листочке. Это могут быть волнистые линии или точки. Рисунок закончен.
-Кто может повторить последовательность выполнения цветов Городецкой росписи?
Розан. Сначала мастер наносит цветовое пятно, затем темным цветом прорисовывает середину - маленький круг и лепестки - дужки (Слайд№ ). А затем белой краской мастер делает оживку в виде точек, прямых и волнистых линий.
Цветок купавки (Слайд№ ) - голубого цвета. Снова рисуем кружок- голубым цветом, маленький кружок- серединку синим цветом смещаем к краю, а самый крупный лепесток располагаем напротив серединки цветка. Затем выполняем оживку.
- Постановка художественной задачи.
А теперь давайте поработаем, как городецкие мастера. Сегодня мы будет готовить товары для городецкой ярмарки. Это – ковши. Постарайтесь расписать их, используя городецкие мотивы (розаны, купавки, листья). –Какую композицию вы выберете? (Линейную.) Наш мастер на ярмарке будет ждать ваши работы.
- Самостоятельная работа учащихся.
Свобода кистевой росписи сродни веселью на русских праздничных гуляньях, удали и душевной широте, что сближает городецкую роспись с русской народной песней. Я думаю, что эти песни будут помогать вашей ра-боте. (Звучат русские народные песни).
- Обобщение материала, изученного на уроке.
- С каким народным промыслом вы сегодня познакомились?
- Где расположен этот промысел?
- Часто используемый цвет для фона?
- Как называются цветы, которые вы сегодня рисовали?
- Что они означают?
- Какие ещё элементы росписи вы запомнили?
- Один из видов композиции?
- Какое настроение создаёт Городецкая роспись?
- Где используют эту роспись?
- Востребована ли она сегодня, в современном мире?
- Ребята, как вы думаете, востребована ли в современной жизни Городецкая роспись?
Подтвердилась гипотеза, предположение? (Городецкая роспись является достоянием русского народа.)
- Итог урока
Выставка работ учащихся.
- На доске – выставка ваших работ. Я очень рада, что у вас получились такие красивые цветы, вы работали аккуратно. Посмотрите, как красиво, разнообразно и оригинально расположены розаны и купавки. А какая оживка! Прекрасные получились работы!
Оценка: все отлично справились с работой.
Наши ковшики, какие!
Посмотрите, расписные!
Все хотим вам показать
И подробно описать.
- Рефлексия
Таблица ________________________________________Ф.И.
№ | Вопросы | Да | Нет |
1 | Интересно ли тебе было работать на уроке? | ||
2 | Нравится ли тебе твоя работа? | ||
3 | Тебе понравились работы твоих одноклассников? |
– Поднимите, пожалуйста, руку, кто считает, что с заданием справился
полностью?
– Кто считает, что не всё удачно получилось?
– Кто бы хотел продолжить знакомство с народными промыслами?
Молодцы! Спасибо за работу. Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Городецкая роспись
Конспект урока ИЗО в 4 классе...
Урок изобразительного искусства в 1 классе по теме:"Городецкая роспись"
Урок - путешествие в мир увлекательных творений народных умельцев сказочного города Городца. Дети знакомятся с мастерами этого славного города и их изделиями....
Изобразительное искусство. 2 класс.Тема "Городецкая роспись"
Изобразительное искусство. 2 класс.Тема "Городецкая роспись" Презентация к уроку помогает раскрыть особенности росписи. Представлены различные предметы домашней утвари , украшенной роспис...
Наше творчество. Городецкая роспись.
Образцы работ для учеников 1-4 классов....
Декоративное рисование. Городецкая роспись.
Данный материал познакомит учащихся начальной школы с особенностями городецкой росписи, на уроке дети освоят основные элементы росписи и их названия, научатся составлять декоративный узор для разделоч...
Урок ИЗО «Народные промыслы России. Городецкая роспись»
Конспект урока изобразительного искусства для 2 класса ОС "Школа 2100"...
Презентация к уроку изобразительного искусства 1 класс "Городецкая роспись.Роспись разделочной доски"
Урок проводился, как открытый в 2014 году .последний слайд в конце урока меняется , учитель фотографирует выставку, которая получилась у детей с того же ракурса и вставляет в презентацию....