Декоративное рисование. Городецкая роспись.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо) по теме
Данный материал познакомит учащихся начальной школы с особенностями городецкой росписи, на уроке дети освоят основные элементы росписи и их названия, научатся составлять декоративный узор для разделочной доски.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gorodeckaya_rospis.rar | 1.68 МБ |
Предварительный просмотр:
Второй этап Всероссийского конкурса «Учитель года – 2010».
Конкурсный урок по изобразительному искусству.
Учитель начальных классов МОУ Нерльская СОШ
Лавринова Ирина Леонидовна.
2 класс.
Тема: Декоративно-прикладное искусство. Городецкая роспись. Ветка. ( урок первый)
Цели: - познакомить детей с характерными особенностями Городецкой росписи;
- учить их выполнять основные элементы цветочного узора ( розан и купавка), выполнять
оживку;
- развивать детскую фантазию и графические умения, связанные с приемами декоративной
росписи цветочного мотива;
- развивать у учащихся потребность в творческой деятельности, самовыражении, самоанализе;
- воспитывать у учеников интерес и любовь к народному искусству;
- воспитывать аккуратность в работе.
Оборудование:
Предметы для выставки (посуда, игрушки);
Круги-шаблоны;
Цветы: розы, ромашки, купальницы, ягоды смородины.
Напечатанное слово «оживка»;
Материалы:
1. Простой карандаш.
2. Листочки бумаги, вырезанные по форме дощечек .
3. Гуашь, кисти.
4. Лист-пробник.
5. Тряпочки.
6. Стаканчики с водой.
Произведения искусства:
1. Цветные репродукции старинных и современных предметов быта, декорированных городецкой росписью.
2. Оригиналы городецких досок (могут быть выполнены преподавателем).
Ход урока:
I. Оргмомент.
- Здравствуйте, ребята! Давайте знакомиться. Меня зовут Ирина Леонидовна Лавринова. Я учитель начальных классов из Нерльской школы. Я принимаю участие в конкурсе «Учитель года»и сегодня в вашем классе даю конкурсный урок.
Друзья мои, я очень рада
Войти в приветливый ваш класс,
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю, каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок.
Возьмем же в руки кисти, краски
И вместе сочиним урок.
II. Сообщение темы и целей урока.( слайд 1)
- Сегодня на уроке мы познакомимся с одним народным промыслом, мастера которого создают дивные по красоте произведения декоративно-прикладного искусства. Это Городецкая роспись.
Вы научитесь выполнять главные элементы цветочного узора этой росписи. И создадите свою неповторимую цветочную ветку.
III. Краткая беседа об истории развития городецкого промысла.
- Посмотрите, у вас на уроке выставка предметов и рисунков по мотивам народных промыслов. (Предметы для выставки)
Народные промыслы – это гордость России. В народе говорили: «Что ни ремесло, то промысел», «Не без ума, так и не без промысла».
С некоторыми народными промыслами вы уже знакомились на уроках изобразительного искусства.
- Есть ли на выставке предметы этих промыслов? Назовите их и покажите.
- Из чего они сделаны?
- Спасибо. Хорошо, что вы знаете эти промыслы.
- (слайд 1) А вот эти прекрасные вещи делают мастера Городца. Полюбуйтесь ими.
(слайд 2) Название промысла идет от названия города. Старинный русский город Городец Нижегородской области словно пришел из сказки. В нем живут замечательные мастера, которые создают красоту своими руками, поэтому этот город называется «городом мастеров».
Порой кажется, что каждый его житель – художник и мастер. В Городце всегда любили сказки: выполняли сказочно красивую резьбу по дереву, дома и разную домашнюю утварь украшали затейливой росписью. ( учитель показывает изделия по мотивам Городецкой росписи)
- Все досточки - не простые.
А волшебно-расписные.
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
Сказочные птицы, летящие кони, волшебные цветы – все выглядит радостно и празднично.
Ученик. Городецкая роспись – как ее нам не знать:
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать,
Здесь такие букеты, что нельзя описать,
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
Посмотрите на роспись – сочность красок манит.
Городецкая роспись душу нам веселит.
- Чтобы изделия получались красивыми, городецкие мастера вкладывают в свой труд любовь, старание и фантазию.
IV. Постановка художественной задачи.
- Посмотрите на доску и скажите: чему мы будем учиться? (Расписывать доску элементами городецкой росписи.) ( на доске висит порядок выполнения Городецкой росписи)
- Как вы думаете, сможем ли мы сразу приступить к рисованию узора? (Нет. Мы должны научиться рисовать элементы городецкой росписи.)
V. Знакомство с замыслом декоративной композиции.
1) Рассматривание (учитель обращает внимание детей на рисунок доски)
- Посмотрите, как много на этих изделиях цветов. Цветы кажутся фантастическими, таких в природе не встретишь, но это только на первый взгляд так кажется.
Если присмотреться повнимательнее, то можно узнать ромашки, ягоды, розы, купавки. ( учитель показывает рисунки цветов, а потом стилизованные цветы на рисунках на доске). Но главными элементами цветочной росписи являются розан и купавка. ( слайд 3)
- Центр розана совпадает с центром самого цветка. У купавки центр цветка смещен влево или вправо.
- У вас на парте есть шаблоны- круги, попробуем с их помощью смоделировать эти цветы.
- Розан ( дети выкладывают)
- Купавка. (дети выкладывают)
- Молодцы! У вас все получилось. Отложите шаблоны в сторону, в последствии вы ими воспользуетесь.
- (слайд 3) Цветы выполняются насыщенными красками – красным и синим, и их оттенками – розовым, голубым. Раньше мастера использовали темперные краски ( краски с добавлением клея) (которыми писали иконы), а сейчас современные мастера используют масляные краски.
- Особую выразительность городецкой росписи придает графическая обводка черного цвета и нарядная «оживка»(новое слово проговорить, табличка со словом), выполненная белилами. Штрихи, линии, дужки украшают цветы и фигуры. Иногда так много оживки и так густо она наложена, что цветы кажутся выпуклыми и хочется потрогать их руками.
-А теперь, ребята, открываем свою художественную мастерскую. Проверим готовность к работе.( перечислить материалы и инструменты).
- Чтобы было удобнее работать, необходимо на парте поддерживать порядок.
VI. Физкультминутка
- Хозяйкой в этой мастерской будет ваша рука. Приготовим её к работе.
Дети разминают пальцы.
VII. Выполнение тренировочных упражнений по написанию элементов городецкой росписи.
- Приготовьте листы-пробники, шаблоны и простые карандаши.
- Вы составите свою неповторимую цветочную композицию.
- Посмотрите, как располагаются все элементы в узоре. ( снова обратиться к рисункам на доске)
- Розаны и купавки – главные цветы в композиции, самые яркие пятна. Это узлы композиции. А все остальные элементы (например: ягодки, нераспустившиеся бутоны – бубенчики,) связывают крупные детали между собой; мелкие – веточки, листочки – лишь только дополняют тему узора и мало влияют на общую композицию. При выполнении узора учитывается чередование элементов.
- Предлагаю вам самостоятельно выполнить карандашом рисунок-схему узора на листке-пробнике. Подключите свои воображение и фантазию.
- И еще, запомните: легкими линиями карандаша нужно намечать лишь самые главные элементы; не нужно прорисовывать мелкие детали - листики, т.к. декоративная роспись выполняется сразу кистью.
( ставлю музыку)
VIII. Составление цветочной композиции на модели доски.
- А теперь перенесем задуманную композицию на доску.
- В Городце фоном для росписи может служить чистое дерево и окрашенное. У вас белый лист бумаги в в форме разделочной доски. Приготовьте его.
- Работайте простым карандашом тонкими линиями.
IХ. Практическая работа.
( учитель контролирует работу детей, оказывает помощь советами)
Х. Знакомство с порядком прорисовывания цветов.
- Городецкие мастера украшали свои рисунки по-особому. Секрет успешного выполнения росписи - в строгом соблюдении порядка операций и наложении цвета.
- Давайте внимательно рассмотрим этапы прорисовывания каждого элемента
и их разновидность. (слайд 4)
1. Основа розана – круг выполняется розовым цветом. Это подмалевок.
- Как получить розовую краску? ( смешать белую с красной)
2. В середине розового круга красным цветом рисуется небольшой кружочек – это центр цветка.
3. Далее красным цветом прорисовываются лепестки-дужки. Их должно быть четное число. Будь те внимательны: сверху-снизу, справа-слева и между ними еще по лепестку.
4. Последней выполняется «оживка».
- Зачем используют этот прием? (Он оживляет узор, придает ему красоту).
- Ставим в центре розана белые штрихи и точки. Цветок готов.
5. Виды розанов (просмотр) (слайд 5)
- В таком же порядке выполняется и рисунок купавки. Давайте просто посмотрим. ( слайд 6)
Виды купавок (просмотр) (слайд 7)
Х. Тренировочное упражнение «Волшебная кисть».
- Прежде чем наносить цвет мы с вами выполним упражнение на листе-пробнике «Волшебная кисть» и повторим некоторые приемы работы кистью: «тычок», «растягивание», «прикладывание», «мазок». ( учитель на доске показывает)
ХI. Самостоятельная работа – выполнение узора цветом.
- Работайте самостоятельно, соблюдайте порядок выполнения росписи. И мой совет: не наносите оживку на не подсохшую краску.
( оказание индивидуальной помощи)
ХII. Итог урока. (Анализ детских работ.)
1. Уровень овладения приемами декоративной росписи;
2. Выразительность придуманной композиции;
3. Аккуратность в выполнении работы.
( дети выходят к доске рядами и демонстрируют свои работы)
- Вот эти изделия выполнены учениками Нерльской школы.
Кроссворд. (слайд 8)
- а теперь давайте проверим, на сколько вы запомнили новую роспись. Разгадаем все вместе кроссворд.
Учитель: (слайд 9)
Зацветает Городец чудным садом –
Яркий, сладкий, взрывчатый расцвет.
Он никем так чутко не отгадан
И такой любовью не воспет.
Жизнь была бы глуше и суровей,
Красотой и радостью бедней,
Если б в красках, линиях и слове
Вы себя не отдали бы ей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по декоративно-прикладному искусству "Городецкая роспись. Шкатулка"
Данную методическую разработку можно использовать на уроках рисования при изучении темы "Народные промыслы. городецкая роспись", а так же в кружковой работе и в группе продлённого дня....
Декоративное рисование. Роспись разделочной доски.
На уроке дети знакомятся в городецкой росписью и самостоятельно выполняют роспись разделочной доски....
Презентация к уроку изобразительного искусства 1 класс "Городецкая роспись.Роспись разделочной доски"
Урок проводился, как открытый в 2014 году .последний слайд в конце урока меняется , учитель фотографирует выставку, которая получилась у детей с того же ракурса и вставляет в презентацию....
Конспект занятия по декоративно-прикладному искусству "Городецкая роспись"
Знакомство учащихся с историей развития городецкой росписи и произведений данного промысла....
Конспект урока технологии по теме "Городецкая роспись. Роспись разделочной доски"
Комбинированный урок-объяснение, урок-практика,который познакомит с историей Городецкой росписи и научит детей составлять узор по мотивам Городецкой росписи...
"Городецкая роспись. Рисование птицы", 1 класс
Конспект и презентация урока по изобразительному искусству "Городецкая роспись. Рисование птицы", 1 класс...
Конспект занятия «Декоративное рисование. Городецкая роспись"
Конспект занятия4 класс«Декоративное рисование. Городецкая роспись. Стилизация форм животного мира. (Выполнение эскиза росписи хозяйственной доски)»Тема: «Декоративное рисование. Гор...