Рабочая программа по предмету изобразительное искусство в 7 классе
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) по теме
Рабочая программа по предмету изобразительное искусство в 7 классе по программе Неменского.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_izobrazitelnomu_iskusstvu_7_klass.docx | 61.53 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Ленинская средняя общеобразовательная школа Новошешминского муниципального района Республики Татарстан»
« Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
Руководитель МО Заместитель Руководитель МБОУ
руководителя по УВР «Ленинская СОШ»
МОУ «Ленинская СОШ»
/ Демидова Л.С. / / Хасанов Р.Р. / ______ / Трошина Е.А. /
ФИО ФИО ФИО
Протокол № от Приказ № от
« » 2012г. « » 2012 г. « » 2012 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
преподавателя первой квалификационной категории
Карасёвой Галины Павловны
по предмету изобразительное искусство в 7 классе
Рассмотрено на заседании педагогического совета
протокол № от
« » 2012 г.
2012 – 2013 учебный год
Стандарт основного общего образования по изобразительному искусству
Изучение изобразительного искусства направлено на достижение следующих целей:
- развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
- воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
- освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
- овладение умениями и навыками художественной деятельности, изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
- формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ
И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
Изобразительное искусство и его виды. Изобразительное искусство как способ познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека. Виды живописи (станковая, монументальная, декоративная), графики (станковая, книжная, плакатная, промышленная), скульптуры (станковая, монументальная, декоративная, садово-парковая), декоративно-при- кладного и народного искусства, дизайна и архитектуры. Жанры изобразительного искусства (натюрморт, пейзаж, портрет, бытовой, исторический, батальный, анималистический).
Художественный образ и художественно-выразительные средства (специфика языка) живописи, графики и скульптуры: тон и тональные отношения; колорит; цвет и цветовой контраст; линейная и воздушная перспектива; пропорции и пропорциональные отношения; фактура; ритм; формат и композиция[1].
Художественные материалы и возможности их использования.
Народное художественное творчество. Древние корни народного художественного творчества, специфика образно-символи-ческого языка в произведениях декоративно-прикладного искусства. Связь времен в народном искусстве. Различение произведений народного (фольклорного) искусства от профессионального декоративно-прикладного. Орнамент как основа декоративного украшения. Различение национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России, народов зарубежных стран. Древние образы в произведениях народного декоративно-прикладного искусства. Истоки и современное развитие народных промыслов России (дымковская, филимоновская игрушки; Гжель, Жостово, Городец, Хохлома).
Изобразительное искусство и архитектура России. Художественная культура Древней Руси, ее символичность, обращенность к внутреннему миру человека. Красота и своеобразие архитектуры и живописи Древней Руси. Живопись, графика, скульптура и архитектура России XVIII-XX вв. Стили и направления в русском изобразительном искусстве и архитектуре нового времени (барокко, классицизм, реализм, символизм, модерн). Художественные объединения (Товарищество передвижников, «Мир искусства» и др.). Вечные темы и великие исторические события в русском искусстве. Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве; мемориальные ансамбли. Крупнейшие художественные музеи страны (Третьяковская картинная галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина).
Знакомство с произведениями выдающихся русских мастеров изобразительного искусства и архитектуры (А.Рублев, Дионисий, В.В.Растрелли, Э.-М.Фальконе, В.И.Баженов, Ф.С.Рокотов, А.Г.Ве-нецианов, И.Мартос, К.П.Брюллов, А.А.Иванов, В.И.Суриков, И.Е. Репин, И.И.Шишкин, И.И.Левитан, В.М.Васнецов, М.А.Врубель, Б.М.Кустодиев, В.А.Серов, К.С.Петров-Водкин, С.Т.Коненков, В.И. Мухина, В.А.Фаворский).
Зарубежное изобразительное искусство и архитектура. Знакомство с основными этапами развития зарубежного искусства (виды, жанры, стили). Синтез изобразительных искусств и архитектуры. Ведущие художественные музеи (Лувр, музеи Ватикана, Прадо, Дрезденская галерея и др.). Знакомство с произведениями наиболее ярких представителей зарубежного изобразительного искусства, архитектуры, выявление своеобразия их творчества (Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти, А.Дюрер, Рембрандт ван Рейн, Ф.Гойя, К.Моне, П.Сезанн, Ван Гог, О.Роден, П.Пикассо, Ш.Э. ле Корбюзье).
Современное изобразительное искусство. Традиции и новаторство в искусстве. Представление о художественных направлениях в искусстве XX в. (реализм, модерн, авангард, сюрреализм и проявления постмодернизма). Понимание смысла деятельности художника в современном мире. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Вкус и мода.
Синтез искусств[2]. Синтез искусств как фактор усиления эмоционального воздействия. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества.
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа.
Примерные программы по изобразительному искусству для V-VII и VIII-IX классов составлены на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Примерные программы конкретизируют содержание предметных тем образовательного стандарта, дают примерное распределение учебных часов на изучение тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяют минимальный набор видов художественно-творческой деятельности учащихся.
Примерные программы являются ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников, а также могут использоваться при тематическом планировании курса учителем. Примерные программы определяют инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. При этом авторы учебных программ и учебников могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса в различных образовательных учреждениях, реализующих программы основного общего образования.
Созданные на основе примерной программы авторские учебные программы и учебники должны логически развивать идеи начальной школы, способствовать формированию опыта художественно-творческой деятельности, способности к эстетическому освоению мира в процессе приобщения к общечеловеческим ценностям, запечатленным в произведениях изобразительного искусства, воспитанию эмоционально-нравственного отношения к миру и осознания себя в этом мире.
Структура документа.
Примерная программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов (в модальности «не менее») по разделам курса; требования к уровню подготовки выпускников.
Общая характеристика предмета.
Изучение искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности выпускника основной школы заключается в развитии эстетического восприятия мира, в воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и в искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного искусство, в сознательном выборе видов художественно-творческой деятельности, в которых подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.
Содержание программы направлено на приоритетное развитие художественно-творческих способностей учащихся при эмоционально-ценностном отношении к окружающему миру и искусству. Отечественное (русское, национальное) и зарубежное искусство раскрывается перед школьниками как эмоционально-духовный опыт общения человека с миром, как один из способов мышления, познания действительности и творческой деятельности. В примерных программах выделяются такие закономерности изобразительных (пластических) искусств, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации и которые могут стать основой тематизма рабочих, авторских программ. Обучение изобразительному искусству в школе не должно сводиться к технократической, узко технологической стороне. Постижение основ языка художественной выразительности выступает не как самоцель, а как средство создания художественного образа и передачи эмоционального отношения человека к миру.
Содержание обучения в примерной программе дано крупными блоками. Такое построение программы позволяет создавать различные модели курса изобразительного искусства, варьировать содержание учебников, различными средствами распределять учебный материал и время для его изучения как внутри одного класса, так и между классами.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературы, при прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с биологией (строение растений, животных, пластическая анатомия человека, связи в природе), историей (образ эпохи и стиль в искусстве, выдающиеся события истории - исторический жанр в искусстве), математикой (геометрия), физикой (оптика), технологией (технологии художественной обработки материалов), информатикой (компьютерная графика).
Цели художественного образования:
- развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
- воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
- освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
- овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
- формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
Место предмета в базисном учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 280 часов для обязательного изучения «Искусства» на этапе основного общего образования, которое представлено двумя образовательными компонентами: «Изобразительное искусство» и «Музыкальное искусство». В том числе: на «Изобразительное искусство» в V, VI и VII классах по 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю, в VIII и IX – по 17 часов, из расчета 1 учебный час в две недели.
Примерная программа «Изобразительное искусство рассчитана на 140 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 14 учебных часов (или 10 %) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Изобразительное искусство» на этапе основного общего образования являются: познавательная деятельность – использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, моделирования и др.); определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого; умение разделять процессы на этапы; выделение характерных причинно-следственных связей; сравнение, сопоставление, классификация по одному или нескольким предложенным основаниям; творческое решение учебных и практических задач: умение искать оригинальное решение; самостоятельное выполнение различных художественно-творческих работ, участие в проектной деятельности; информационно-коммуникативная деятельность: адекватное восприятие художественных произведений и способность передавать его содержание в соответствии с целью учебного задания; умение вступать в общение с произведением искусства и друг с другом по поводу искусства, участвовать в диалоге; выбор и использование адекватных выразительных средств языка и знаковых систем; использование различных источников информации; рефлексивная деятельность: оценивание своих учебных достижений и эмоционального состояния; осознанное определение сферы своих интересов и возможностей; владение умениями совместной деятельности и оценивание своей деятельности с точки зрения эстетических ценностей.
Занятия искусством способствуют развитию ассоциативности и образности мышления, умению использовать язык различных видов искусства, при восприятии художественных произведений и в самостоятельной творческой деятельности; самоопределению в видах и формах художественного творчества, воспитывают «родственное внимание» к миру, чувство сопереживания к другому человеку.
Результаты обучения.
Результаты изучения курса «Музыкальное искусство» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного подходов; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в звучащем пространстве, значимыми для сохранения и развития музыкальной культуры.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: воспринимать и оценивать, воспроизводить, различать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, проводить самостоятельный поиск необходимой информации и т.д.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение жизненных задач.
В результате обучения изобразительному искусству в основной школе учащиеся получают знания об основных видах и жанрах изобразительных (пластических) искусств, выдающихся представителях русского и зарубежного искусства и их основных произведениях; наиболее крупных художественных музеях России и мира; овладевают основами изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция); применяют художественно-выразительные средства графики, живописи, скульптуры, художественного конструирования в своем творчестве; определяют средства выразительности при восприятии произведений; анализируют содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства; ориентируются в основных явлениях русского и мирового искусства, узнают изученные произведения; объясняют роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества; эстетически оценивают явления окружающего мира, произведения искусства и высказывании суждений о них; используют различные художественные материалы в своем творчестве (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы); пользуются средствами художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция) в самостоятельной творческой деятельности: рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
V-VII классы (105 час)
Изобразительное искусство, его виды и жанры (40 часов). Изобразительное искусство как способ познания, общения и эмоционально-образного отражения окружающего мира, мыслей и чувств человека. Искусство как эмоциональный опыт человечества. Роль изобразительного искусства, архитектуры, декоративно-прикладного искусства и дизайна в жизни человека и общества.
Виды живописи (станковая, монументальная, декоративная), графики (станковая, книжная, плакатная, промышленная), скульптуры (станковая, монументальная, декоративная, садово-парковая), декоративно-прикладного и народного искусства, дизайна и архитектуры.
Жанры изобразительного искусства и их развитие в культуре. Особенности натюрморта, пейзажа, портрета, бытового, исторического, батального, анималистического жанров. Произведения выдающихся художников (Леонардо да Винчи, Рембрандт, А. Дюрер, П. Сезанн, В. Ван Гог, К. Моне, К.П. Брюллов, И.Е. Репин, В.И. Суриков, И.И. Шишкин, И.И. Левитан, В.М. Васнецов, М.А. Врубель, Б.М. Кустодиев, В.А. Серов, К.С. Петров-Водкин и др.).
Опыт творческой деятельности. Изображение с натуры и по памяти отдельных предметов, растений, животных, птиц, человека, пейзажа, натюрморта, интерьера, архитектурных сооружений. Работа на пленэре. Выполнение набросков, эскизов, учебных и творческих работ с натуры, по памяти и воображению в разных художественных техниках.
Выполнение учебных и творческих работ в различных видах и жанрах изобразительного искусства: натюрморта, пейзажа, портрета, бытового и исторического жанров.
Изготовление изделий по мотивам художественных промыслов.
Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.
Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки, экслибриса, товарного знака, разворота журнала, сайта. Создание иллюстраций к литературным произведениям, эскизов и моделей одежды, мебели, транспорта.
Использование красок (гуашь, акварель), графических материалов (карандаш, фломастер, мелки, пастель, уголь, тушь и др.), пластилина, глины, коллажных техник, бумажной пластики и других доступных художественных материалов.
Посещение музеев изобразительного и декоративно-прикладного искусства, архитектурных заповедников.
Язык изобразительного искусства и художественный образ (35 час). Художественный образ и художественно-выразительные средства живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Композиция (ритм, пространство, статика и динамика, симметрия и асимметрия). Линейная и воздушная перспектива. Пропорции и пропорциональные отношения. Линия, штрих, пятно. Тон и тональные отношения. Колорит. Цвет и цветовой контраст, характер мазка. Объем. Фактура. Формат.
Древние корни народного искусства, специфика образно-символического языка в произведениях декоративно-прикладного искусства. Связь времен в народном искусстве. Древние образы в произведениях современного декоративно-прикладного искусства. Истоки и современное развитие народных промыслов: дымковская, филимоновская игрушки; Гжель, Жостово, Городец, Хохлома и др. (с учетом местных особенностей). Орнамент как основа декоративного украшения. Виды орнамента (геометрический, растительный, смешанный) и типы орнаментальных композиций (линейная, сетчатая, рамочная, геральдическая).
Опыт творческой деятельности. Использования языка графики, живописи, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности. Навыки плоского и объемного изображения формы предмета, моделировка светотенью и цветом. Построение пространства (линейная и воздушная перспектива, плановость). Создание композиций на плоскости и в пространстве.
Использование орнамента для украшения предметов быта, одежды, полиграфических изделий, архитектурных сооружений (прялки, народный костюм, посуда, элементы декора избы, книги и др.). Различение национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России, народов зарубежных стран. Различие функций древнего и современного орнамента. Понимание смысла, содержащегося в украшениях древних предметов быта и элементах архитектуры.
Тема, сюжет и содержание в изобразительном искусстве (20 час). Темы и содержание изобразительного искусства Древней Руси. Красота и своеобразие архитектуры и живописи Древней Руси, их символичность, обращенность к внутреннему миру человека (древние памятники архитектуры Новгорода, Владимира, Москвы, икона А. Рублева «Троица», фрески Дионисия). Искусство Древней Руси – фундамент русской культуры.
Темы и содержание изобразительного искусства России XVIII-XX вв., стили и направления (В.В. Растрелли, Э.-М.Фальконе, В.И. Баженов, Ф.С.Рокотов, А.Г.Венецианов, АА. Иванов, П. А.Федотов, передвижники, «Мир искусств», С.Т. Коненков, В.И.Мухина, В.А.Фаворский и др.).
Вечные темы и великие исторические события в русском (В.И.Суриков, П. Д.Корин, М.В. Нестеров и др.) и зарубежном (Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти, Рембрандт ван Рейн, Ф. Гойя, О.Роден) искусстве.
Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве России (А.А.Дейнека, А.А.Пластов, Б.М.Неменский). Мемориальные ансамбли. Художник – творец – гражданин.
Крупнейшие художественные музеи страны (Третьяковская картинная галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина).
Ведущие художественные музеи мира (Лувр, музеи Ватикана, Прадо, Дрезденская галерея).
Традиции и новаторство в искусстве. Представление о художественных направлениях и течениях в искусстве XX в. (реализм, модерн, авангард, сюрреализм и проявления постмодернизма).
Опыт творческой деятельности. Описание и анализ художественного произведения. Выполнение творческих работ (сочинение, доклад и др.).
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен
знать/понимать
- основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;
- основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);
- выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
- наиболее крупные художественные музеи России и мира;
- значение изобразительного искусства в художественной культуре;
уметь
- применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;
- анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);
- ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
- восприятия и оценки произведений искусства;
- самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ИСКУССТВО» (изобразительное искусство)
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССА
Статус документа
Настоящая программа по «Изобразительному искусству» для 7-го класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом.
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения «искусства» в 7 классе отводится 34 часа из расчета 1 час в неделю.
Общая характеристика учебного предмета
Темы, изучаемые в 7 классе, являются прямым продолжением учебного материала 6 класса и посвящены основам изобразительного искусства. Здесь сохраняется тот же принцип содержательного единства восприятия произведений искусства и практической творческой работы учащихся, а также принцип постепенного нарастания сложности задач и поступенчатого, последовательного приобретения навыков и умений.
Основное внимание уделяется развитию жанров тематической картины в истории искусства и соответственно углублению композиционного мышления учащихся: здесь формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок, живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, мы сталкиваемся с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. В свою очередь, изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, мы на самом деле проникаем в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и его культуре.
Искусство обостряет способность чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, даёт возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преображает жизнь собственную. Понимание искусства – это большая работа, требующая и знаний и умений. Поэтому роль собственно изобразительных искусств в жизни общества и человека можно сравнить с ролью фундаментальных наук по отношению к прикладным.
Цель программы:
Задачи художественного развития учащихся в 7 классе:
Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве:
- формирование эстетического вкуса учащихся, понимания роли изобразительного искусства в жизни общества;
- формирование умения образно воспринимать окружающую жизнь и откликаться на её красоту;
- формирование отношения к музею как к сокровищнице духовного и художественного опыта народов разных стран;
- формирование умения видеть национальные особенности искусства различных стран, а также гуманистические основы в искусстве разных народов.
Формирование художественно-творческой активности:
- творчески работать над композициями на темы окружающей жизни, на исторические темы, используя наблюдения и зарисовки с натуры;
- творчески относиться к организации экскурсий по выставкам работ учащихся, к подбору репродукций и высказываний об искусстве.
Формирование художественных знаний, умений, навыков:
3 год обучения (7 класс)
Учащиеся должны знать:
- о процессе работы художника над созданием станковых произведений;
- о месте станкового искусства в познании жизни;
- о бытовом жанре, историческом жанре, графических сериях;
- о произведениях агитационно-массового искусства;
- о произведениях выдающихся мастеров Древней Греции; эпохи итальянского Возрождения, голландского искусства 17 века; испанского искусства 17- начала 19 веков; французского искусства 17 – 20 веков; русского искусства;
- о выдающихся произведениях современного искусства.
Учащиеся должны уметь:
- связывать графическое и цветовое решение с основным замыслом изображения;
- работать на заданную тему, применяя эскиз и зарисовки;
- передавать в объёмной форме и в рисунке по наблюдению натуры пропорции фигуры человека, её движение и характер;
- изображать пространство с учётом наблюдательной перспективы;
- выполнять элементы оформления альбома или книги;
- отстаивать своё мнение по поводу рассматриваемых произведений;
- вести поисковую работу по подбору репродукций, книг, рассказов об искусстве.
дополнительные пособия для учителя:
– О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 7 класс. Поурочные планы по программе Б.М.Неменского – Волгоград: Учитель, 20010г.;
– коллектив авторов под руководством Б.М.Неменского, Программа ИЗО и художественный труд. 1–9 классы. – М.: Просвещение, 20010;
– Е.С. Туманова и др., Изобразительное искусство: 4-8 классы. В мире красок народного творчества – Волгоград: Учитель, 2009г.;
– О.В.Павлова ., Изобразительное искусство: 5-7классы. Терминологические диктанты, кроссворды, тесты…– Волгоград: Учитель, 2009г.;
– О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты– Волгоград: Учитель, 2009г.;
Тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности: в 7 классах (базовый уровень) дидактико-технологическое оснащение включает ПК, медиатеку и т. п.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: электронная версия музеев мира.
Промежуточную аттестацию запланировано проводить в форме обобщающих уроков . Устные проверки знаний проводятся в форме собеседования, защиты рефератов. Письменные проверки знаний проводятся в форме практических работ.
Для изучения раздела программы «Изображение фигуры человека и образа человека»-7ч.
Для изучения раздела программы «Поэзия повседневности»-8ч.
Для изучения раздела программы «Великие темы жизни» - 10ч.
Для изучения раздела программы «Реальность жизни и художественный образ»- 9ч
Учебник для общеобразовательных учреждений А. С. Питерских Г. Е. Гуров под редакцией Б. М. Неменского «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека 7 – 8 классы». Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации , Москва «Просвещение» 2011.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Планируемые результаты | Вид контроля | Дата проведения | |
план | факт | |||||||
1 | Изображение фигуры человека и образ человека в истории искусств | 1 | Изучение нового материала | Изображение человека в культурах Древнего Востока. Изображение человека в вазописи Древней Греции: красота и совершенство конструкции идеального тела человека. Работы скульпторов Мирона «Дискобол», Поликлета «Дорифор», Праксителя «Афродита Книдская», Лисиппа «Геракл в борьбе со львом». | Иметь представление о характерных особенностях искусства стран Древнего мира. Уметь выполнять зарисовки изображений человека. | Изображение древних людей | 8.09 | |
2 | Пропорции и строение фигуры человека | 1 | Урок фор-мирова ния новых знаний, умений и навыков. | Конструкция фигуры человека и основные пропорции, пропорции постоянные для фигуры человека, и их индивидуальная изменчивость. Леонардо да Винчи «Витрувианский человек». | Знать строение фигуры человека и основные пропорции его тела. Уметь изображать основные пропорции и схемы конструкций тела человека, передавать в рисунке простые движения фигуры человека. | Зарисовки схем фигуры человека в движении | 15.09 | |
3 | Лепка фигуры человека | 1 | Урок фор-мирова ния новых знаний, умений и навыков | Изображение фигуры человека в истории скульптуры. Образ человека – основная тема в скульптуре. Пространственный образ фигуры человека и ее движения. Скульптурное изображение человека в искусстве древности, античном искусстве, в скульптуре Средневековья. Скульптура эпохи Возрождения: работы Донателло, Микеланжело. | Знать об истории скульптуры и изменениях скульптурного образа человека в разные эпохи, о пространственном восприятии скульптурного образа, о статике и динамике как средствах выразительности скульптурной пластики. Знать зрительные образы скульптурных произведений древней Греции и Возрождения. Уметь работать с пластилином и глиной. | Лепка фигуры человека в движении на сюжетной основе. | 22.09 | |
4 | Наброски фигуры человека с натуры | 1 | Комби нированный | Набросок как вид рисунка, особенности и виды набросков. Деталь, выразительность детали. Образная выразительность фигуры, форма и складки одежды на фигуре человека. В.Серов «Портрет М.Н. Ермолаевой», И.Репин «Портрет Элеоноры Дузе». | Уметь обобщать, выделять главное, отбирать выразительные детали и подчинять их целому рисунку. Знать приемы выразительности человека. при работе с натуры над набросками и зарисовками фигуры | Наброски человека с натуры в разных движениях | 29.09 | |
5 | Наброски фигуры человека с натуры | 1 | 6.10 | |||||
6 | Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве | 1 | Урок-обобщение | Соединение поиска двух путей красоты человека. Понимание красоты человека в античном искусстве; духовная красота человека в искусстве Средних веков в Европе и в русском искусстве. Рафаэль «Женский портрет», И.Глазунов «Княгиня Евдокия в храме». | Иметь представление о проблеме выявления в изо соотношения духовной и внешней красоты. Знать об изменчивости образа человека в истории искусства. | Участие в беседе. | 13.10 | |
7 | Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве. Обобщение темы | 1 | Обобщение и систематизация знаний | Выставка и обсуждение рисунков учащихся | Знать: - о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития истории искусств; - роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах; - процессе работы художника над картиной, о роли эскизов и этюдов. Уметь: - изображать пропорции человека с натуры и по представлению; -владеть материалами живописи, графики, лепки в соответствии с программными требованиями | Портрет близкого человека | 20.10 | |
8 | Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов | 1 | Изучение нового материала | Изображение труда и повседневные занятия человека в искусстве древних восточных цивилизаций и Античности. Бытовые темы и их поэтическое воплощение в изо искусстве Китая, Японии, Индии. Репродукции мастеров бытового жанра: Чжоу Фан, Янь Либень, Хань Хуань. | Уметь различать произведения древних культур по их стилистическим признакам и традициям. Иметь представления о многообразии и единстве мира людей. Знать: - о композиции, особенностях построения произведениях искусства; - роли формата; -выразительном значении размера произведения | Изображение выбранных мотивов из жизни разных народов. | 27.10 | |
9 | Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры | 1 | Изучение нового материала | Понятие «тематическая картина» как вид живописи. Бытовой, исторический, мифо-логический жанры в зависимости от содержания тематической картины. Знакомство с работами Веласкеса «Сдача Бреды», Босха «Страшный суд» и «Сад наслаждений», Брейгеля «охотники на снегу» и «Избиение младенца», Лосенко «Прощание Гектора с Андромахой» и др. | Знать понятия «тематическая картина», «станковая живопись», бытовой, исторический, мифологический жанры. Знать основные жанры сюжетно-тематической картины. | Зарисовка бытового жанра. | 3.11 | |
10 | Сюжет и содержание в картине | 1 | Урок фор-мирова ния новых знаний, умений и навыков | Композиционная и идейная целостность картины. Натюрморт, пейзаж, портретное изображение людей. знакомство с работами Э.Мане «Завтрак на траве», П.А. Федотова «Завтрак аристократа». | Знать понятия «тема», «содержание», «сюжет» в произведениях станковой живописи. Уметь создавать эскиз. | Рисунок в бытовом жанре «Праздник в моем доме». | 17.11 | |
11 | Жизнь каждого дня - большая тема в искусстве | 1 | Урок фор-мирова ния новых знаний, умений и навыков | Произведения графики на темы повседневной жизни. Сюжетный замысел композиции. Композиционная доминанта. Сближенное или контрастное тональное состояние в композиции. Цветовая выразительность композиции, выражение цветом настроения задуманного сюжета. Репродукции картин бытового жанра художников В.М.Васнецова «Витязь на распутье», Н.Н.Ге «Тайная вечеря», А.И.Куинджи «Забытая деревня», П.А.Федотова «Сватовство майора» и др. | Уметь рассуждать о мировозрении художника и его поэтическом видении жизни. Уметь выполнять сюжетные зарисовки. | Передача настроения с помощью красок. | 24.11 | |
12 | Жизнь в моем городе в прошлые века | 1 | Урок фор-мирова ния новых знаний, умений и навыков | Образ прошлого, созданный художниками, и его значение в представлении народа о самом себе. Жизнь в моем городе или селе в историческом прошлом. Ф.А.Алексеев «Вид Соборной площади», С.Ф.Щедрин «Вид с Петровского острова в Петербурге». К.Моне «Вид церкви в Верноне», К.Писсаро «Оперный проезд в Париже». | Уметь видеть красоту и значительность в повседневной жизни людей, составлять композицию. Знать о традициях прошлого | Композиция «Жизнь людей нашего села в прошлом» | 1.12 | |
13 | Праздник и карнавал (тема праздника в бытовом жанре) | 1 | Урок фор-мирова ния новых знаний, умений и навыков | Сюжет праздника в изобразительном искусстве. Праздники разных эпох. Праздник как игра, танцы, песни, карнавал, маскарад. В.Е.Маковский «Молебен на Пасху», С.Л.Кожин «Иван Купала. Гадание на венках», Б.М Кустодиев «Масленица». | Понимать значение праздника в культуре. Знать средства выразительности в изо искусстве. Уметь работать с различными художественными материалами. | Композиция в технике коллажа на тему праздника. | 8.12 | |
14 | Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох | 1 | Урок фор-мирова ния новых знаний, умений и навыков | Исторический и мифологический жанры в мировом искусстве. Жанровые разновидности исторической картины в зависимости от сюжета. В.Суриков «Боярыня Морозова», Веласкес «Менины», «Пряхи», А.А.Данейки « Оборона Петрограда». | Знать исторический и мифологический жанры, понятия «монументальная живопись», «фреска», «станковое искусство», «темперная и масляная живопись. Знать имена великих европейских мастеров исторической картины. | Тематическая картина - историческое событие. | 15.12 | |
15 | Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох | 1 | Ком- бини- рован- ный | Живопись монументальная и станковая. Мозаика. Фрески. Прославление человека как героя в произведениях Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Тициана. | 22.12 | |||
16 | Тематическая картина в русском искусстве XIX века | 1 | Урок фор-мирова ния новых знаний, умений и навыков | Тематическая картина в России ХIХ столетии, ее роль и место в мировом искусстве. Картина – философское рассуждение. К.П.Брюлов «Последний день Помпеи», А.А.Иванов «явление Христа народу», Ф.А.Рубо «бородинская панорама»,И.Н.Крамский «Незнакомка», И.Репин, Боттичелли, Веницианов. Жизнелюбие и многоликие оттенки переживаний людей в творчестве В.Сурикова. | Знать особенности развития исторической картины в России, имена известных русских художников ХIХ века. | Тематическая картина «Жизнь людей ХIХ века». | 19.01 | |
17 | Процесс работы над тематической картиной | 1 | Урок фор-мирова ния новых знаний, умений и навыков | Процесс создания тематической картины, основные этапы. Роль этюда и эскиза при создании произведения изо искусства. | Знать этапы работы над картиной. Уметь самостоятельно собирать материал для создания картины. | Эскиз тематической картины на тему из истории нашей Родины. | 26.01 | |
18 | Библейские темы в изобразительном искусстве | 1 | Урок фор-мирова ния новых знаний, умений и навыков | Древнерусская иконопись. Образ в иконе. Иконописный канон. Роль иконы в средневековой Руси. Великие русские иконописцы: духовный свет Андрея Рублёва, Феофана, Грека, Дионисия. А.Рублев «Троица». | Знать о библейских сюжетах в истории культуры, знать различия между иконой и картиной, о высоком значении древнерусской иконописи, имена великих русских иконописцев. Уметь создавать композиции на основе библейского сюжета. | Рисунок на тему «Рождество» | 2.02 | |
19 | Библейские темы в изобразительном искусстве | 1 | Комби- ниро- ванный | Библейские темы в живописи Западной Европы и в русском искусстве Нового времени. Рембрандт «Снятие с креста», «Святое семейство», «Возвращение блудного сына», Караваджо «Положение во гроб», Брейгель «Вавилонская башня». | 9.02 | |||
20 | Монументальная скульптура и образ истории народа | 1 | Урок фор-мирова ния новых знаний, умений и навыков | Монументальная скульптура советского периода. Героические образы в скульптуре. памятники великим деятелям культуры. Мемориалы. | Знать роль монументальных памятников в жизни общества. Уметь называть и узнавать наиболее значимые памятники, знать их авторов. | Проект памятника, посвященного историческому событию. | 16.02 | |
21 | Место и роль картины в искусстве XX века | 1 | Урок фор-мирова ния новых знаний, умений и навыков | Искусство живописи ХХ столетия . Великие художники того времени. Искусство мечты и печали (М.Шагал, П.Пикассо) Искусство протеста и борьбы. Трагические темы в искусстве середины века. Драматический лиризм. П.П.Кончаловский «Портрет Якулова», А.М.Малевич «Чёрный квадрат», А.Архипов «Прачки», А.М.Васнецов , В.Борисов-Мусатов «Весна» | Уметь рассказывать о множественности изобразительных языков в российском искусстве второй половины ХХ века, анализировать художественно - выразительные средства изо искусства. | Беседа и дискуссия о современном искусстве. | 23.02 | |
22 | Искусство иллюстрации. Слово и изображение | 1 | Урок фор-мирова ния новых знаний, умений и навыков | Слово и изображение. Искусства временные и пространственные. Иллюстрация как форма взаимосвязи слова с изображением. И.Я.Билибин. | Знать временные и пространственные искусства, разницу между реальностью и художественным образом. | Рассказ и его иллюстрирование. | 2.03 | |
23 | Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве | 1 | Урок фор-мирова ния новых знаний, умений и навыков | Конструктивное начало как организующее в произведении искусства. Зрительная и смысловая организация пространства картины. В.Калининский «Авега» и др. | Уметь видеть построение картины как единого целого. | Ответы на вопросы. | 9.03 | |
24 | Зрительские умения и их значение для современного человека | 1 | Урок фор-мирова ния новых знаний, умений и навыков | Язык искусства и средства выразительности. Понятие «художественный образ». Разные уровни понимания произведения изо искусства. Художник и зритель. Роль зрителя в искусстве. Репродукции картин. | Знать роль конструктивного и декоративного начал в живописи. графики и скульптуре. Понимать декоративный язык изо искусства. | Анализ произведений изо искусства. | 16.03 | |
25 | История искусств и история человечества | 1 | Урок фор-мирова ния новых знаний, умений и навыков | Историко-художественный процесс в искусстве. Стиль как художественное выражение восприятия мира; строй искусства определенной эпохи, страны. Готический стиль средневековой европы, стиль мусульманского Востока, стиль эпохи возрождения, барокко, классицизм, модерн. В.В.Верщагин «Ташкент. Дервиши в праздничных нарядах», П.А.Федотов «Сватовство майора», Веласкес «Менины», Караваджо «Юноша с фруктами» | Знать основные художественные стили в Европейском искусстве, основные художественные направления в искусстве ХIХ и ХХ вв. Знать имена известных художников и их произведения в истории мирового русского искусства | Ответы на вопросы. | 23.03 | |
26 | Стиль и направление в изобразительном искусстве (импрессионизм и реализм) | 1 | Урок фор-мирова ния новых знаний, умений и навыков | Тест. | 6.04 | |||
27 | Личность художника и мир его времени в произведениях искусства | 1 | Урок фор-мирова ния новых знаний, умений и навыков | Жизнь и творчество художников: К.П.Брюлов «Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского», «Итальянское утро», «Последний день Помпеи». | Знать имена известных художников и их произведения в истории мирового русского искусства | Рассказ о художнике. | 13.04 | |
28 | Личность художника и мир его времени в произведениях искусства | 1 | Комби Нирован ный | Жизнь и творчество художников: И.К.Айвазовский «Девятый вал», «хождение по водам» | Рассказ о художнике. | 20.04 | ||
29 | Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре | 1 | Урок фор-мирова ния новых знаний, умений и навыков | История создания и развития Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. Репродукции картин. | Знать крупнейшие художественные отечественные и зарубежные музеи, их роль в сохранении культурного наследия. Знать об особенностях художественных коллекций крупнейших музеев. | Защита проекта. | 27.04 | |
30 | Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре | 1 | Урок фор-мирова ния новых знаний, умений и навыков | История создания и развития Государственного музея изобразительных искусств Лувра, Национальной галереи в Лондоне. Репродукции картин. | Защита проекта. | 4.05 | ||
31 | Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре. сокровища мировой культуры - Эрмитаж. | 1 | Урок фор-мирова ния новых знаний, умений и навыков | История создания государственного музея Эрмитаж, его место и роль в мировом искусстве. Репродукции картин известных мировых художников. | Знать крупнейшие художественные отечественные и зарубежные музеи, их роль в сохранении культурного наследия. Знать об особенностях художественных коллекций крупнейших музеев. | Защита проекта. | 11.05 | |
32 | Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре. Русский музей. | 1 | Урок фор-мирова ния новых знаний, умений и навыков | История создания Русского музея. Роль музея в мировом искусстве. Репродукции картин известных мировых художников. | Защита проекта. | 18.05 | ||
33 | Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре. Третьяковская галерея. | 1 | Урок фор-мирова ния новых знаний, умений и навыков | История создания Третьяковской галереи. Роль музея в мировом искусстве. Репродукции картин известных мировых художников. | Защита проекта. | 25.05 |
[1] Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.
[2] Настоящий раздел, совместно с разделом «Музыка в формировании духовной культуры личности» учебного предмета «Музыка», по решению образовательного учреждения может преподаваться в VIII-IX классах в рамках интегрированного учебного предмета «Искусство».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)
Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...
Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Образовательная область: «Искусство» ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 1 класс
p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); line-height: 120%; widows: 2; orphans: 2; }p.western { font-family: "Times New Roman",serif; font-size: 12pt; }p.cjk { font-family: ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Образовательная область: «Искусство» ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 2 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Образовательная область: «Искусство» ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 2 класс p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); line-height: 120%; widows:...
Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс. Учебник "Изобразительное искусство". Авторы: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Образовательная программа "Перспектива".
Количество учебных часов за год 31 час, в неделю: 1 час ....
Адаптированная рабочая программа для обучающихся с ОВЗ 7класс . Эрзянский язык
Адаптированная рабочая программа для обучающихся с ОВЗ, 7класс . Эрзянский язык...