Урок изобразительного искуства на тему «Народные глиняные декоративные игрушки»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему
Урок для обучающихся 3го класса, раскрывает секреты росписи дымковской и филимоновской игрушек, их отличия и особенности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3б | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Задачи урока:
- Формировать художественно-творческую активность.
- Формировать интерес к истокам русской культуры.
- Создать атмосферу увлекательного эстетического познания игрушек из различных центров народных промыслов.
- Развивать навыки изображения элементов геометрического узора по народным мотивам.
Оборудование:
- Образцы глиняных игрушек.
- Таблицы с образцами росписи.
- Компьютерная презентация.
- Современные игрушки из различных материалов.
Музыкальный ряд:
- Русская народная музыка.
- И. Стравинский. Балет «Петрушка».
Методы и технологии:
- Метод интеграции искусств.
- Метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности.
- Метод сравнений (ассоциации).
- Компьютерные технологии на уроках ИЗО.
Ход урока
- Организационный момент.
- Снег летает и сверкает в золотом сиянии дня,
Словно пухом устилает все дорожки и дома.
Сыплет, сыплет снежок, начинаем наш урок.
- Введение в тему урока.
Отгадайте загадку:
В детстве любишь ты ее
С нею неразлучно ходишь,
Говоришь : « Вот кукла Маша,
А вот конь мой ,
Вот медведь.»
Не живая та зверушка
А любимая… (игрушка).
- Все вы любите играть. Какие у вас любимые игрушки? (1-2 ответа)
- Для чего людям игрушки?
(Игрушки помогают быть добрыми, веселыми, зовут строить, придумывать, с их помощью можно превратиться в кого захочешь).
- Кто знает, что это за игрушка?
(Дети узнали «дымковскую»).
- А что это за игрушка?
(Показываю «филимоновскую», дети не знали – проблема. Но они точно ответили, что эти игрушки сделаны из глины).
- Правильно. Кто же догадался, какая сегодня тема урока?
( Открываю на доске:
«Народные глиняные декоративные игрушки»)
- Сегодня мы познакомимся с народными промыслами, узнали историю филимоновской и дымковской игрушек, узнаем, чем они отличаются друг от друга, изобразим в цвете игрушку.
3. Актуализация деятельности учащихся.
- Хотите поближе познакомится с народной игрушкой?
-В 1909г.в Москве впервые состоялась кустарная выставка декоративной игрушки, целью которой было создание интереса к истокам – к волшебной и сказочной, нехитрой и забытой народной игрушке.
( Уточняется значение слова – кустарный по словарю Ожегова).
- Сегодня мы тоже побываем на своеобразной выставке игрушек. Мы послушаем сообщение нашей поисковой группы экскурсоводов-исследователей.
- Познавательно-информационная беседа.
- Будьте внимательны, запомните цвета , узоры на игрушках, характерные элементы.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
- История игрушки
1 экскурсовод:
В игрушки играли и крестьянские дети, и дети царей. Наша хата – утехами богата: расчески, гребешки, свистульки-петушки. Интересными были расписные кони, свистульки, волчки, кораблики, барышни. В народе считалось, если дети небрежно обращаются с игрушкой – быть беде, верили, что игрушки охраняют жизнь и тех. Кто играет в них. Игрушки делали из того, что было под рукой: глины, лоскутков, дерева, соломки. На протяжении долгих лет игрушка не претерпела сколько-нибудь резких изменений. В то же время в каждой местности, в каждом промысле складывались свои традиции, приемы росписи, исполнения.
2. Дымковская игрушка.
2 экскурсовод:
Вот перед вами дымковская игрушка. Дымково- слобода Вятки, где зародился и расцвел игрушечный промысел. Рассказывают, что давным-давно, в глубокой древности, под Вяткой была страшная битва, в ней сразились два войска. С тех пор по погибшим каждую весну справляли тризну.
Позже это печальное событие забылось, и народ на этом месте стал устраивать весенние гуляния, праздник Свистуньи. На празднике свистели в глиняные свистульки, кидались расписными глиняными шариками. Спрос на подобные изделия, особенно весной, был огромный. Затем стали делать и другие глиняные игрушки: барышень, козликов, собак, кошек и др.
В слободе Дымково были отличные глины и речной песок. Летом крестьянки заготавливали глину, а зимой, отдохнув от осенних забот, замачивали ее в глубоких деревянных корытах и долгими морозными вечерами лепили свистульки. Игрушки сажали в печь, раскаляли до красна и оставляли там же остывать. Затем покрывали белилами и наносили радужной узор.
Художники использовали в росписи до десяти различных цветов: оранжевый, зеленый, золотой, красный, малиновый…
Эти игрушки вывозили на ярмарку и продавали, чтобы заработать себе на жизнь, Обратите внимание на дымковскую барышню – ярко расписанная фигурка отражает быт и моду XIX в. Такие наряды носили барыни в прошлом.
Назовите цвета (белый фон, яркие краски), характерные элементы (геом. узоры., обобщ. форма), а орнаменты дымковской игрушки нарисуйте на доске.
3. Филимоновская игрушка.
3 экскурсовод:
Перед вами глиняная игрушка, зародившаяся в Тульской области, в деревне Филимоново. Почти все филимоновские игрушки это свистульки. И «барыне», и «кавалеру» полагается держать птичку свистульку.
Животные тоже вместо хвоста имеют свисток. Деревня Филимоново стала широко известна своими глиняными игрушками сравнительно недавно, около ста лет назад. В росписи использовали четыре цвета: белое всегда сочеталось с малиновым или ярко-красным, зеленым, лимонно-желтым. Игрушки сначала покрывались желтой краской, и по ней выполнялся радужный узор. Животные и птицы всегда раскрашивались по определенной схеме: поперек туловища и шеи рисовались, чередуясь разноцветные узоры – полоски, елочки. Все фигурки игрушек имеют вытянутую форму, что отличает их от других промыслов. Особенно интересны фигурки барышень, одетых в яркий наряд.
- Назовите цвета, характерные элементы (вытянутая шея, малиновые, зеленые полоски, на груди роза из полосок), А орнаменты филимоновской игрушки нарисуйте на доске. Выберите из своей группы ученика, который отвечает у доски.
- Сравните две игрушки. В чем сходство, а в чем отличие?
- Физминутка. (под русско-народный наигрыш).
А ну, хватит рассуждать,
Время пляску начинать!
Обойди хоть всю планету,
Лучше русской пляски нету!
- Практическая часть.
Вот такие красивые игрушки везли на ярмарку, особенно во время святок, рождества. А зазывали шутками и прибаутками приглашали полюбоваться игрушками.
Ярмарка! Ярмарка!
Торопись народ,
Чудо ярмарка идет!
Веселая забавная,
Громкая нарядная!
- Здесь игрушки хороши
Для забавы и души!
Подходи не скупись,
Эй, народ, торопись!
Только мастер Филимон горюет. По дороге на ярмарку почти все его игрушки разбились. Поможем Филимону?
Первая группа ребят будут мастерами из деревни Филимоново и распишут Филимоновскую игрушку, вторая –мастерам из Дымково.
- Хочу пожелать вам, чтобы ваша игрушка была не только красивой, а еще доброй и веселой. Не раскрашивайте ее, а украсьте так, чтобы глядя на нее, душа радовалась.
Вывешиваю образцы узоров на доске.
Дети расписывают игрушку сразу кистью, без предварительного карандашного рисунка, а также можно использовать палочки, чтобы проводить линии разной толщины.
( Тихо звучит музыка из балета «Петрушка» Стравинского)
7. Уборка рабочего места.
8. Рефлексия.
а)- Мастер Филимон очень рад и благодарит вас за помощь.
б) - Проводится просмотр и обсуждение работ.
в) - Что нового узнали на уроке?
- Какая часть работ оказалась для вас самой трудной?
- Какое из изделий кажется вам самым привлекательным?
г) - Выставление оценок.
- Ребята помогите мне в выставлении отметок. Я буду задавать вам вопросы, а вы должны будете поднять руку, кого это касается.
- Кто работал, не покладая рук?
- Кто мастер на все руки?
- Кто держал ушки на макушке?
Кто поднимал руку 3 раза получает «5».
д) Хороши у нас игрушки. А знаете, из чего они сделаны?
- Из таланта и терпенья!
Из народного уменья!
Не плотники-сапожники,
А мастера-художники
Игрушки создавали.
Лепили, рисовали.
Яркие, нарядные,
Игрушкам очень рады мы.
9. Если останется время.
- Несмотря на распространение современных игрушек, народные игрушки являются полноправной и полноценной частью художественной духовной культуры нашей страны.
Народное искусство живет веками. Навыки и образы переходят из поколение в поколение.
Эти игрушки являлись оберегом для семьи, и мы хотим нашим гостям подарить эти игрушки, чтобы у них в доме тоже были мир и достаток.
- Домашнее задание: понаблюдайте дома, какую посуду для сервировки стола вы используете каждый день, а какую в праздники;
По желанию: найти информацию о гжельской керамике.
Дополнительный материал.
- Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей!
В ней нету цвету дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы,
В ней что-то есть от радости.
Гремящей, как басы!
- Дым идет из труб столбом
Точно в дымке все кругом.
Голубые дали,
И село большое Дымково назвали.
- Через горные отроги
Через крыши деревень,
Краснорогий, желторогий
Мчится глиняный олень.
- Вот индюк нарядный
Весь такой он складный.
У большого индюка
Все расписаны бока.
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост-
Точно солнечный цветок.
Да алеет гребешок.
- Посмотри, как хороша эта девица-душа.
Щечки алые горят, удивительный наряд.
- Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил,
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил.
- Барашек-свисток, левый рог-завиток,
Правый рог-завиток, на груди-цветок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок изобразительного искуства в 1-ом классе "Трафаретное рисование. добрые и злые символы"
урок построен на сравнительных характеристиках добра и зла, которые просматриваются как в музакальных произведениях, так и на воспитательных ситуациях. дети выполняют работы с помощью трафаретов, но п...
Мультимедийная презентация к уроку изобразительного искуства для начальной школы
Презентацию можно использовать в любом классе начальной школе при работе с акварелью по мокрому....
Урок изобразительного искусства по теме "Народные праздники"
Тип урока: обобщение по теме "Истоки родного искусства"Цели урока: Познакомить учащихся с жизнью и бытом, культурой и традициями русского народа; творчеством Б.Кустодиева; русскими народными праздника...
Презентация к уроку изобразительного искусства по теме "Народные промыслы. Русская матрёшка"
Содержится информация об истории создания матрёшки, видах и особенностях росписи....
Конспект и презентация на урок Изобразительного искуства.на тему "Человек и его украшения" 2 класс
Конспект и презентация к уроку изобразительного искуства.на тему "Человек и его украшения" 2 класс....
Конспект урока изобразительного искусства на тему "Народный костюм русской красавицы" 3 класс "ПНШ"
Цель: используя единый шаблон, выполнить эскиз женской фигуры в народном костюме.Планируемые результаты:личностные: - понимание красоты народных изделий, их места в совре...
конспект урока изобразительного искусства по теме "Народные промыслы.Русская матрёшка"
На уроке дети знакомяться с историей возникновения русской матрёшки. Узнают значение слова матрёшка. Становятся мастерами по росписи матрёшки....