Внеурочные занятия по эстетическому направлению 1 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) по теме

Харитонова Ирина Алексеевна

Курс расчитан на 1 класс, на 2 часа в неделю(66 часов)

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ Средняя общеобразовательная школа №7

     

 

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Изобразительное искусство: Школа творчества»

1 класс

                                                                   

Учитель: Харитонова И.А.

     

                                        Ивантеевка

2012 г

     

                                   

                                                     

 

Пояснительная записка

 «Школа  творчества » является программой художественно – эстетической направленности. Программа разработана на основе анализа концепций художественного и эстетического образования и программ, представленных в общеобразовательной области « искусство», наряду с общими идеями ФГОС.

Программа вводит ребёнка в удивительный мир творчества, даёт возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает получение учащимися творческого опыта в процессе собственной художественно – творческой деятельности.

 Изобразительное искусство – это прекрасный мир, удивительный и притягательный. Не всегда можно просто, сразу войти в него. Мир этот – часть нашей жизни, но живёт он по своим особым законам. Не чувствуя их, не пытаясь  в них разобраться, нелегко воспринимать всю красоту и сложность изобразительного искусства. Те начала, на которых оно основано, становятся, как правило, и законами восприятия картины, скульптуры, графики.

  Цель: Развитие способности к эмоционально – ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру. Овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности.

Задачи:

- развивать природные задатки и способности детей;

- формировать ценностную личность на основе гуманитарных ценностей средствами изобразительного искусства, музыки и т.д.;

- научить приемам исполнительского мастерства;

- научить слышать, видеть, понимать, анализировать произведения искусства;

- стимулировать детей к дальнейшему самообразованию и самосовершенствованию;

- формировать представления о гармоничном единстве мира, месте человека  в окружающей среде;

- развивать творческое воображение, художественный вкус, пространственное мышление, понимание прекрасного;

- воспитывать интерес к искусству;

- развивать умения контактировать со сверстниками, в творческой деятельности;

- развивать стремление к творческой самореализации;

- расширять общий и художественный кругозор;

- освоить навыки архитектурно-художественной деятельности, изучить основы образного языка разных видов пластических искусств, приобрести умение работать с разными материалами.

Программа основана на следующих принципах:

  1. Коммуникативный принцип – позволяет строить обучение на основе  общение равноправных партнеров и собеседников, дает возможность высказывать свое мнение ( при взаимном уважении), формирует коммуникативно-речевые навыки.
  2. Гуманистический  принцип -  создание благоприятных условий для обучения всех детей, признание значимости и ценности каждого ученика ( взаимопонимание, ответственность, уважение).
  3. Принцип культуросообразности – предполагает, что художественное творчество школьников должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строится в соответствии с нормами и ценностями, присущими традициям тех регионов, в которых они живут.
  4. Принцип патриотической направленности – предполагает использование эмоционально окрашенных представлений (образ эстетических явлений и предметов, действий по отношению к своему Отечеству, гордость за российскую культуру).
  5. Принцип коллективности - дает опыт взаимодействия с окружающими, сверстниками, создаёт условия для самопознания, художественно – эстетического самоопределения.
  6. Принцип природосообразности – предполагает, что процесс художественного творчества школьников должен основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами природы и человека, формировать у него ответственность за развитие самого себя.

Формы деятельности : занятия, диспуты, выставки, экскурсии, беседы, ярмарки.

Планируемые результаты:

- всестороннее развитие личности ученика (создание условий для формирования личности, способной успешно адаптироваться в современном мире);

- приобретение новых знаний и умение применять их в жизни;

- раскрытие творческих способностей;

- коммуникабельность (умение создавать коллективные работы);

- получение опыта переживания, позитивного отношения к природе, культуре, искусству; целостного отношения к социальной реальности в целом;

- умение представить свою работу, оценить работу других, сравнить, проанализировать и сделать выводы.

 Основными видами деятельности являются:

художественное восприятие, информационное ознакомление, художественная коммуникация (рассуждения об увиденном, подбор литературных произведений, исполнение поэтических произведений, тематически связанных с изучаемым материалом, прослушивание и исполнение музыкальных произведений), использование всего объёма художественно – творческого опыта младшего школьника на уроках русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства и художественного труда, музыки, и дальнейшее накопление этого опыта. На занятиях активно используются виды художественной деятельности:  выполняются зарисовки, иллюстрации, эскизы орнаментов, подбор цветов, элементов украшений. Задания направлены на освоение языка художественной выразительности искусства (живопись, графика, скульптура), а так же языка декоративно - прикладного искусства и  бумажной пластики.  Кроме этого, предполагается творческая работа с природным материалом.

   Программа внеурочной деятельности предполагает в большом объёме творческую деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни. Занятия художественно - практической деятельностью, знакомство с произведениями декоративно – прикладного искусства решают не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные – развивают интеллектуально – творческий потенциал ребёнка. Практическая деятельность ребёнка направлена на отражение доступными для его возраста художественными средствами своего видения окружающего мира.

Данная программа способствует формированию следующих личностных и метапредметных универсальных учебных действий:

  1. Личностные универсальные учебные действия:

- осознание своих творческих возможностей;

- проявление познавательных мотивов;

 - развитие чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и художественной культурой;

  -  понимание чувств других людей, сопереживание им.

  1. Регулятивные универсальные учебные действия:

   - планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с  поставленной задачей;

  - принимать и сохранять учебную задачу;

  - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  - различать способ и результат действия;

  - адекватно воспринимать словесную оценку учителя;

  - в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

  1. Познавательные универсальные учебные действия:

- осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя ;

- строить речевые высказывания в устной форме;

- оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения;

- включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

  1. Коммуникативные универсальные учебные действия:

- Формулировать собственное мнение и позицию;

- задавать вопросы;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;

- задавать вопросы;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной творческой деятельности.

Программа поможет решить следующий ряд задач:

1.Учебные задачи:

- освоение детьми основных правил изображения;

- овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности;

- развитие стремления к общению с искусством.

 2. Воспитательные задачи:

          - формирование эстетического отношения к красоте окружающего    мира;

- развитие умения контактировать  со сверстниками в творческой деятельности;

- формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности.

3. Творческие задачи:

         - умение осознанно использовать образно – выразительные средства для решения творческой задач;

         - развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.

Занятия проходят 1 раз в неделю во внеурочное время.(66 часов в год)

Цель и задачи курса определяются психологическими закономерностями художественного развития в младшем школьном возрасте. Художественное образование в начальной школе, построенное исходя из этих закономерностей:

     - учитывает личностные достижения художественного развития ученика и опирается на них;

    - обеспечивает полноценное восприятие искусства младшим школьником;

    - ориентируется на задачи дальнейшего художественного развития в среднем и старшем школьном возрасте.

Программа рассчитана на учащихся начальной школы, увлекающихся изобразительным искусством и художественно - творческой деятельностью.

Итоги занятий могут быть подведены в форме отчётной выставки.

                                                 

Используемая литература:

  1. « Творческие и развивающие занятия с детьми 7 лет» под ред. Парамоновой.
  2. Хосе М. Паррамон «Путь к мастерству. Как рисовать».  Санкт-Петербург «Аврора» 1991.
  3. Хосе М. Паррамон «Как писать маслом».  Санкт-Петербург «Аврора» 1992.
  4. Запаренко В. С. «Энциклопедия рисования».  Санкт-Петербург «Нева», Москва «ОЛМА-ПРЕСС» 2002.

ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 1 –Х КЛАССОВ

К концу учебного года учащиеся 1-х классов должны знать:        

• названия семи цветов спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый);

•элементарные правила получения новых цветов путем смешения основных цветов (красный и синий цвета дают в смеси фиолетовый; синий и желтый —   зеленый и т. д.);

•о деятельности художника (что может изобразить художник — предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник — бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.).

К концу учебного года учащиеся должны уметь:

• свободно работать карандашом — без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;

• передавать в рисунке форму, общее пространственное положение, основной цвет простых предметов;        

• правильно работать акварельными красками —   разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертаний этой поверхности);

  1. устно описать изображенные на картине или иллюстрации предметы, явления (человек, дом, животное, машина, время года, время дня, погода и т. д.), действия (идут, сидят, разговаривают и т. д.); выразить свое отношение;
  2. выполнять простые по композиции сюжеты.

Тематический план

работы  кружка по изобразительному искусству

«Школа творчества»

                                    1 класс

Тема урока

Содержание

Теория

Кол-во

часов

Практика

Кол-во

часов

1

«Все  дети любят рисовать».

Беседа о живописи.  Первичный инструктаж.

 Рисование на свободную тему.

1

2

«Что мы умеем и любим рисовать?»

Знакомство с материалами и приспособлениями для рисования. Начальное представление об основах живописи.

Свободная тема, выбор любых  художественных материалов.

1

3

«Познакомимся с волшебными красками»

Беседа о палитре, знакомство с цветовым кругом.  Игровое упражнение « Получи новый цвет».

1

4-5

Рисование осеннего пейзажа.

Рассмотреть репродукции картин художников на осеннюю тему. Беседа об осени по картине. Обратить внимание на композицию пейзажа, на осенний колорит. Учить рисовать разное состояние осенней природы; разные породы деревьев, кустарников.

1

1

6

Осенний лист

Рисование осеннего листа, точная передача цветовой гаммы, формы ( дубовый, кленовый , березовый листы)

1

7-8

Рисование кошечки

Рассмотреть репродукции, фотографии кошек и. Обратить внимание на их строение, характерные особенности, окраску. Учить рисовать кошку и собаку разными способами, передавать движение

1

1

9-10

Рисование мышки

Рассмотреть иллюстрации и репродукции работ художников с изображением животных. Беседа о животном: «Интересные факты»

Обратить внимание на их строение, пропорции, характерные особенности, окраску

1

1

11-12

Рисование зайчика.

1

1

12-13

Рисование зимних деревьев

Рассмотреть репродукции работ художников зимних пейзажей. Чтение стихов.

 Обратить внимание на композицию пейзажа, на зимний колорит. Учить рисовать разные породы деревьев зимой, передавать зимний колорит, используя холодные цвета; использовать разные способы работы красками.

1

1

14-15

Рисование елочки

1

1

16-17

Рисование зимнего пейзажа

1

1

18-19

Рисование открытки к Новому году

Экскурс в историю «Откуда к нам пришел праздник»

Рисование по воображению

1

1

20-21

Зимний город

Изучение иллюстраций.  Рисование по воображению

1

1

22-23

Весна – красна –

Рассмотреть репродукции работ художников весенних пейзажей. Чтение стихов.

 Обратить внимание на композицию пейзажа, на весенний колорит.

Как красиво весной (акварель)

1

1

24-25

Первые цветы

Рисование  по воображению.

2

25-27

Летняя поляна

Рассмотреть репродукции работ художников летних  пейзажей. Чтение стихов.

 Обратить внимание на композицию пейзажа, на весенний колорит.

1

1

28-29

Рисование аквариумных рыб

Беседа о подводном мире: «Интересные факты»

Рассмотреть иллюстрации обитателей подводного мира. Обратить внимание на их строение, пропорции, характерные особенности, окраску.

1

1

30-31

Рисование бабочки

Беседа о насекомом: «Интересные факты»

Рассмотреть иллюстрации. Обратить внимание на их строение, пропорции, характерные особенности, окраску

1

1

Раздел «Аппликация»

32

Вводное занятие.

Правила «юного мастера»

1

33-34

« Божья коровка» (Объемная аппликация)

Учить создавать образ насекомого при помощи мятой бумаги

1

1

35

 Фрукты

Учить вырезать и наклеивать фрукты

1

36-37

«Чудо – дерево»

Знакомство с рваной аппликацией

1

1

38-39

Подводное царство

(рисование, вырезание, аппликация – коллективная работа)

Учить вырезать морских обитателей и создавать коллективную работу, наклеивая их на общую работу

2

40-41

«Бабочка»

Рваная аппликация

2

42-43

«Снежные домики»

Коллективная работа

2

44-45

«Веточка мимозы»

Объемная аппликация

2

46-47

«Стрекозы»

Поделки из природного материала

2

48-49

«Виноград»

Аппликация из бумажных салфеток

2

Раздел «Лепка и пластилиногафия»

50

«Путешествие в Пластилинию».

Вводное занятие.

1

51-52

«Рыбка»

Рассмотреть иллюстрации обитателей подводного мира. Обратить внимание на их строение, пропорции, характерные особенности, окраску

2

53-54

«Осьминог»

2

55-56

«Морская звезда»

2

57-58

«Подснежники»

Рассмотреть иллюстрации цветов, обратить внимание на их строение, пропорции, характерные особенности, окраску

2

59-60

«Ромашки»

2

61-62

«Береза»

Рассматриваем иллюстрации, особенности березы

2

63-64

« Картина из колбасок»

Катаем колбаски  и составляем букет

2

65

«Летний денек»

Техника размазывания пластилина

1

66

«Гусеничка»

Рассматривание иллюстрации. Лепка по замыслу.

1

Итого часов

66


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочное занятие для первого класса "Вежливые сказки"

В разработке  занятия идёт знакомство с вежливыми словами "спасибо", "пожалуйста", "здравствуйте", "до свидания". На протяжении всего занятия учащиеся знакомятся с правилами хорошего тона и закре...

План- конспект внеурочного занятия в 1 классе. Тема: "Знаки и символы"

Тема урока: Знаки и символы     Тип урока: Урок - игра     Формы: смотр знаний, игра, работа в группах.     Цель: закрепить представления де...

"Снежное слово зимы" внеурочное занятие в 1 классе

Занятие кружка «Занимательная грамматика»  было проведено в 1 «Г» классе учителем начальных классов Клеймёновой  Ириной Юрьевной по теме «Снежное слово зимы». Цель занятия, во-первых, ввести...

Информатика в играх и задачах. Внеурочное занятие в 1 классе

Тема занятия "Множество. Элементы множества" Это первое занятие по теме "Множество". Дети в игровой форме знакомятся с понятиями "Множество", "элементы множества", "пустое множество"....

Внеурочное занятие во 2 классе по теме «Мой край»

Занятие нацелено:   на развитие связной речи детей,  на обогащение и уточнение словаря по теме "Мой любимый город";  на закрепление навыка составления коллективного рассказ...

Конспект внеурочного занятия для 4 класса. Внеурочная деятельность «Я - буду учёным!» Занятие в форме телепередачи «Контрольная закупка».

На данном занятии рассмотриваем  состав стиральных порошков , исследуем свойство растворимости различных сортов стиральных порошков, выбираем  лучший стиральный порошок из наиболее популярны...