Внеурочные занятия по эстетическому направлению 1 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) по теме
Курс расчитан на 1 класс, на 2 часа в неделю(66 часов)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_vneurochnoy_deyatelnosti_hudozhe.-esteticheskogo_naprvleniya.docx | 32.64 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Средняя общеобразовательная школа №7
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Изобразительное искусство: Школа творчества»
1 класс
Учитель: Харитонова И.А.
Ивантеевка
2012 г
Пояснительная записка
«Школа творчества » является программой художественно – эстетической направленности. Программа разработана на основе анализа концепций художественного и эстетического образования и программ, представленных в общеобразовательной области « искусство», наряду с общими идеями ФГОС.
Программа вводит ребёнка в удивительный мир творчества, даёт возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает получение учащимися творческого опыта в процессе собственной художественно – творческой деятельности.
Изобразительное искусство – это прекрасный мир, удивительный и притягательный. Не всегда можно просто, сразу войти в него. Мир этот – часть нашей жизни, но живёт он по своим особым законам. Не чувствуя их, не пытаясь в них разобраться, нелегко воспринимать всю красоту и сложность изобразительного искусства. Те начала, на которых оно основано, становятся, как правило, и законами восприятия картины, скульптуры, графики.
Цель: Развитие способности к эмоционально – ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру. Овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности.
Задачи:
- развивать природные задатки и способности детей;
- формировать ценностную личность на основе гуманитарных ценностей средствами изобразительного искусства, музыки и т.д.;
- научить приемам исполнительского мастерства;
- научить слышать, видеть, понимать, анализировать произведения искусства;
- стимулировать детей к дальнейшему самообразованию и самосовершенствованию;
- формировать представления о гармоничном единстве мира, месте человека в окружающей среде;
- развивать творческое воображение, художественный вкус, пространственное мышление, понимание прекрасного;
- воспитывать интерес к искусству;
- развивать умения контактировать со сверстниками, в творческой деятельности;
- развивать стремление к творческой самореализации;
- расширять общий и художественный кругозор;
- освоить навыки архитектурно-художественной деятельности, изучить основы образного языка разных видов пластических искусств, приобрести умение работать с разными материалами.
Программа основана на следующих принципах:
- Коммуникативный принцип – позволяет строить обучение на основе общение равноправных партнеров и собеседников, дает возможность высказывать свое мнение ( при взаимном уважении), формирует коммуникативно-речевые навыки.
- Гуманистический принцип - создание благоприятных условий для обучения всех детей, признание значимости и ценности каждого ученика ( взаимопонимание, ответственность, уважение).
- Принцип культуросообразности – предполагает, что художественное творчество школьников должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строится в соответствии с нормами и ценностями, присущими традициям тех регионов, в которых они живут.
- Принцип патриотической направленности – предполагает использование эмоционально окрашенных представлений (образ эстетических явлений и предметов, действий по отношению к своему Отечеству, гордость за российскую культуру).
- Принцип коллективности - дает опыт взаимодействия с окружающими, сверстниками, создаёт условия для самопознания, художественно – эстетического самоопределения.
- Принцип природосообразности – предполагает, что процесс художественного творчества школьников должен основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами природы и человека, формировать у него ответственность за развитие самого себя.
Формы деятельности : занятия, диспуты, выставки, экскурсии, беседы, ярмарки.
Планируемые результаты:
- всестороннее развитие личности ученика (создание условий для формирования личности, способной успешно адаптироваться в современном мире);
- приобретение новых знаний и умение применять их в жизни;
- раскрытие творческих способностей;
- коммуникабельность (умение создавать коллективные работы);
- получение опыта переживания, позитивного отношения к природе, культуре, искусству; целостного отношения к социальной реальности в целом;
- умение представить свою работу, оценить работу других, сравнить, проанализировать и сделать выводы.
Основными видами деятельности являются:
художественное восприятие, информационное ознакомление, художественная коммуникация (рассуждения об увиденном, подбор литературных произведений, исполнение поэтических произведений, тематически связанных с изучаемым материалом, прослушивание и исполнение музыкальных произведений), использование всего объёма художественно – творческого опыта младшего школьника на уроках русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства и художественного труда, музыки, и дальнейшее накопление этого опыта. На занятиях активно используются виды художественной деятельности: выполняются зарисовки, иллюстрации, эскизы орнаментов, подбор цветов, элементов украшений. Задания направлены на освоение языка художественной выразительности искусства (живопись, графика, скульптура), а так же языка декоративно - прикладного искусства и бумажной пластики. Кроме этого, предполагается творческая работа с природным материалом.
Программа внеурочной деятельности предполагает в большом объёме творческую деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни. Занятия художественно - практической деятельностью, знакомство с произведениями декоративно – прикладного искусства решают не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные – развивают интеллектуально – творческий потенциал ребёнка. Практическая деятельность ребёнка направлена на отражение доступными для его возраста художественными средствами своего видения окружающего мира.
Данная программа способствует формированию следующих личностных и метапредметных универсальных учебных действий:
- Личностные универсальные учебные действия:
- осознание своих творческих возможностей;
- проявление познавательных мотивов;
- развитие чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и художественной культурой;
- понимание чувств других людей, сопереживание им.
- Регулятивные универсальные учебные действия:
- планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- принимать и сохранять учебную задачу;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- различать способ и результат действия;
- адекватно воспринимать словесную оценку учителя;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
- Познавательные универсальные учебные действия:
- осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя ;
- строить речевые высказывания в устной форме;
- оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения;
- включаться в творческую деятельность под руководством учителя.
- Коммуникативные универсальные учебные действия:
- Формулировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
- задавать вопросы;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной творческой деятельности.
Программа поможет решить следующий ряд задач:
1.Учебные задачи:
- освоение детьми основных правил изображения;
- овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности;
- развитие стремления к общению с искусством.
2. Воспитательные задачи:
- формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира;
- развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности;
- формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности.
3. Творческие задачи:
- умение осознанно использовать образно – выразительные средства для решения творческой задач;
- развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.
Занятия проходят 1 раз в неделю во внеурочное время.(66 часов в год)
Цель и задачи курса определяются психологическими закономерностями художественного развития в младшем школьном возрасте. Художественное образование в начальной школе, построенное исходя из этих закономерностей:
- учитывает личностные достижения художественного развития ученика и опирается на них;
- обеспечивает полноценное восприятие искусства младшим школьником;
- ориентируется на задачи дальнейшего художественного развития в среднем и старшем школьном возрасте.
Программа рассчитана на учащихся начальной школы, увлекающихся изобразительным искусством и художественно - творческой деятельностью.
Итоги занятий могут быть подведены в форме отчётной выставки.
Используемая литература:
- « Творческие и развивающие занятия с детьми 7 лет» под ред. Парамоновой.
- Хосе М. Паррамон «Путь к мастерству. Как рисовать». Санкт-Петербург «Аврора» 1991.
- Хосе М. Паррамон «Как писать маслом». Санкт-Петербург «Аврора» 1992.
- Запаренко В. С. «Энциклопедия рисования». Санкт-Петербург «Нева», Москва «ОЛМА-ПРЕСС» 2002.
ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 1 –Х КЛАССОВ
К концу учебного года учащиеся 1-х классов должны знать:
• названия семи цветов спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый);
•элементарные правила получения новых цветов путем смешения основных цветов (красный и синий цвета дают в смеси фиолетовый; синий и желтый — зеленый и т. д.);
•о деятельности художника (что может изобразить художник — предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник — бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.).
К концу учебного года учащиеся должны уметь:
• свободно работать карандашом — без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;
• передавать в рисунке форму, общее пространственное положение, основной цвет простых предметов;
• правильно работать акварельными красками — разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертаний этой поверхности);
- устно описать изображенные на картине или иллюстрации предметы, явления (человек, дом, животное, машина, время года, время дня, погода и т. д.), действия (идут, сидят, разговаривают и т. д.); выразить свое отношение;
- выполнять простые по композиции сюжеты.
Тематический план
работы кружка по изобразительному искусству
«Школа творчества»
1 класс
№ | Тема урока | Содержание | Теория Кол-во часов | Практика Кол-во часов |
1 | «Все дети любят рисовать». | Беседа о живописи. Первичный инструктаж. Рисование на свободную тему. | 1 | |
2 | «Что мы умеем и любим рисовать?» | Знакомство с материалами и приспособлениями для рисования. Начальное представление об основах живописи. Свободная тема, выбор любых художественных материалов. | 1 | |
3 | «Познакомимся с волшебными красками» | Беседа о палитре, знакомство с цветовым кругом. Игровое упражнение « Получи новый цвет». | 1 | |
4-5 | Рисование осеннего пейзажа. | Рассмотреть репродукции картин художников на осеннюю тему. Беседа об осени по картине. Обратить внимание на композицию пейзажа, на осенний колорит. Учить рисовать разное состояние осенней природы; разные породы деревьев, кустарников. | 1 | 1 |
6 | Осенний лист | Рисование осеннего листа, точная передача цветовой гаммы, формы ( дубовый, кленовый , березовый листы) | 1 | |
7-8 | Рисование кошечки | Рассмотреть репродукции, фотографии кошек и. Обратить внимание на их строение, характерные особенности, окраску. Учить рисовать кошку и собаку разными способами, передавать движение | 1 | 1 |
9-10 | Рисование мышки | Рассмотреть иллюстрации и репродукции работ художников с изображением животных. Беседа о животном: «Интересные факты» Обратить внимание на их строение, пропорции, характерные особенности, окраску | 1 | 1 |
11-12 | Рисование зайчика. | 1 | 1 | |
12-13 | Рисование зимних деревьев | Рассмотреть репродукции работ художников зимних пейзажей. Чтение стихов. Обратить внимание на композицию пейзажа, на зимний колорит. Учить рисовать разные породы деревьев зимой, передавать зимний колорит, используя холодные цвета; использовать разные способы работы красками. | 1 | 1 |
14-15 | Рисование елочки | 1 | 1 | |
16-17 | Рисование зимнего пейзажа | 1 | 1 | |
18-19 | Рисование открытки к Новому году | Экскурс в историю «Откуда к нам пришел праздник» Рисование по воображению | 1 | 1 |
20-21 | Зимний город | Изучение иллюстраций. Рисование по воображению | 1 | 1 |
22-23 | Весна – красна – | Рассмотреть репродукции работ художников весенних пейзажей. Чтение стихов. Обратить внимание на композицию пейзажа, на весенний колорит. Как красиво весной (акварель) | 1 | 1 |
24-25 | Первые цветы | Рисование по воображению. | 2 | |
25-27 | Летняя поляна | Рассмотреть репродукции работ художников летних пейзажей. Чтение стихов. Обратить внимание на композицию пейзажа, на весенний колорит. | 1 | 1 |
28-29 | Рисование аквариумных рыб | Беседа о подводном мире: «Интересные факты» Рассмотреть иллюстрации обитателей подводного мира. Обратить внимание на их строение, пропорции, характерные особенности, окраску. | 1 | 1 |
30-31 | Рисование бабочки | Беседа о насекомом: «Интересные факты» Рассмотреть иллюстрации. Обратить внимание на их строение, пропорции, характерные особенности, окраску | 1 | 1 |
Раздел «Аппликация» | ||||
32 | Вводное занятие. | Правила «юного мастера» | 1 | |
33-34 | « Божья коровка» (Объемная аппликация) | Учить создавать образ насекомого при помощи мятой бумаги | 1 | 1 |
35 | Фрукты | Учить вырезать и наклеивать фрукты | 1 | |
36-37 | «Чудо – дерево» | Знакомство с рваной аппликацией | 1 | 1 |
38-39 | Подводное царство (рисование, вырезание, аппликация – коллективная работа) | Учить вырезать морских обитателей и создавать коллективную работу, наклеивая их на общую работу | 2 | |
40-41 | «Бабочка» | Рваная аппликация | 2 | |
42-43 | «Снежные домики» | Коллективная работа | 2 | |
44-45 | «Веточка мимозы» | Объемная аппликация | 2 | |
46-47 | «Стрекозы» | Поделки из природного материала | 2 | |
48-49 | «Виноград» | Аппликация из бумажных салфеток | 2 | |
Раздел «Лепка и пластилиногафия» | ||||
50 | «Путешествие в Пластилинию». | Вводное занятие. | 1 | |
51-52 | «Рыбка» | Рассмотреть иллюстрации обитателей подводного мира. Обратить внимание на их строение, пропорции, характерные особенности, окраску | 2 | |
53-54 | «Осьминог» | 2 | ||
55-56 | «Морская звезда» | 2 | ||
57-58 | «Подснежники» | Рассмотреть иллюстрации цветов, обратить внимание на их строение, пропорции, характерные особенности, окраску | 2 | |
59-60 | «Ромашки» | 2 | ||
61-62 | «Береза» | Рассматриваем иллюстрации, особенности березы | 2 | |
63-64 | « Картина из колбасок» | Катаем колбаски и составляем букет | 2 | |
65 | «Летний денек» | Техника размазывания пластилина | 1 | |
66 | «Гусеничка» | Рассматривание иллюстрации. Лепка по замыслу. | 1 | |
Итого часов | 66 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочное занятие для первого класса "Вежливые сказки"
В разработке занятия идёт знакомство с вежливыми словами "спасибо", "пожалуйста", "здравствуйте", "до свидания". На протяжении всего занятия учащиеся знакомятся с правилами хорошего тона и закре...
План- конспект внеурочного занятия в 1 классе. Тема: "Знаки и символы"
Тема урока: Знаки и символы Тип урока: Урок - игра Формы: смотр знаний, игра, работа в группах. Цель: закрепить представления де...
"Снежное слово зимы" внеурочное занятие в 1 классе
Занятие кружка «Занимательная грамматика» было проведено в 1 «Г» классе учителем начальных классов Клеймёновой Ириной Юрьевной по теме «Снежное слово зимы». Цель занятия, во-первых, ввести...
Информатика в играх и задачах. Внеурочное занятие в 1 классе
Тема занятия "Множество. Элементы множества" Это первое занятие по теме "Множество". Дети в игровой форме знакомятся с понятиями "Множество", "элементы множества", "пустое множество"....
Внеурочное занятие во 2 классе по теме «Мой край»
Занятие нацелено: на развитие связной речи детей, на обогащение и уточнение словаря по теме "Мой любимый город"; на закрепление навыка составления коллективного рассказ...
Конспект внеурочного занятия для 4 класса. Внеурочная деятельность «Я - буду учёным!» Занятие в форме телепередачи «Контрольная закупка».
На данном занятии рассмотриваем состав стиральных порошков , исследуем свойство растворимости различных сортов стиральных порошков, выбираем лучший стиральный порошок из наиболее популярны...