Урок ИЗО 3 класс Поздравительная открытка
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему

Муравьева Елена Владимировна

урок по системе Неменского 1-4 кл.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_izo_pozdravitelnaya_otkrytka.doc113.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока

  1. Фамилия, имя, отчество:  Муравьева Елена Владимировна

  1. Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 10 «Кадетский корпус юных спасателей»»

  1. Используемый УМК: «Школа России», программа Б.М. Неменского

  1. Номинация: II «Организация художественно-эстетической деятельности младших школьников на уроках эстетического цикла»

  1. Предмет: ИЗО

  1. Класс: 3

  1. Электронный адрес: elenam1642@mail.ru

Тема: «Поздравительная открытка»

Цель: создание условий для расширения представления учащихся об открытке как о предмете искусства

 Задачи:

  1. познакомить с разнообразием художественных решений открытки;
  2. развивать воображение, фантазию, художественный вкус;
  3. закрепить навыки работы в технике ниткопись;
  4. вызвать положительные эмоции от художественной деятельности, интерес к изобразительному творчеству;

Оборудование: компьютер с мультимедийным проектором

Материал: колер, гуашь, акварельные краски, тушь, нить №10, альбомные листы, баночка с водой, кисточка.

Зрительный ряд: открытки разных форм и размеров,  презентация Power Point

Музыкальный ряд: П.И.Чайковский «Вальс цветов»

Литературный ряд: стихотворение Т.Собакин

Используемая литература, источники в сети интернет:

Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А.Горяева, А.С.Питерских. - М.: Просвещение, 2011.- 129 с.-ISBN 978-5-09-019029-9

Этап урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Методический комментарий

  1. Организационный момент,

Организация внимания






Приветствие, проверка готовности к уроку.

Слово учителя: «- Прозвенел звонок,

  Начинаем наш урок.

Будем изобразительное искусство изучать,

Творчество и фантазию развивать.»

Конечно, не каждый может стать настоящим художником, но научиться рисовать и понимать искусство живописи доступно всем.

Вы хотите научиться рисовать? Я вам в этом помогу.


Сколько в мире красок!

Сколько красоты!

Рисовать красиво

Научишься и ты.

Какое это счастье –

Прекрасное творить!

Только лишь старание

Нужно проявить!

Эмоциональный настрой на работу

  1. Определение темы урока, постановка учебной задачи,

По оформлению выставки открытки дети определяют тему и цели урока.



Предполагаемые ответы:

«Я сегодня хотел бы  узнать …..»

-О чем мы будем сегодня говорить?

- Что вам помогло догадаться?

- Что всегда мы дарим своим близким и друзьям на праздники? Зачем?

- Чему будет посвящен наш урок?

- Что бы вы хотели познать? Через что?

- Что для этого от вас потребуется?

Дети активно включаются в деятельность, активизируют мышление.

Привлечение учащихся к процессу постановки целей и задач урока помогает формировать регулятивные УУД.

  1. Актуализация имеющихся знаний, формирование новых знаний,

Ответы детей.













Даша читает из словаря


ОТКРЫТКА- 1. Специальная почтовая карточка для открытого письма. 2.Карточка такого формата с художественным изображением.

Коллекционирование открыток называется филокартией.










Дима: Французы, долго не думая, ответили бы, что именно они являются родоначальниками открытки. И за это «открытие» все должны быть благодарны солдатам времен франко-прусской войны, которые придумали новый способ передавать весточки своим любимым и родным с полей сражений. Когда у них закончилась писчая бумага и конверты, они начали вырезать прямоугольники из картона, в которых они рассказывали о своей нелегкой доле. А особые творческие натуры дополняли написанное рисунком. Чем не почтовая открытка?  

Илья: Англичане же вспомнят, что первая открытка была рождественской, и её автором стал сэр Генри Коул. В 1840 году Генри Коул , не успевая поздравить с Рождеством всех своих многочисленных знакомых , обратился к уже известному ему способу поздравления – он заказал своему знакомому художнику сделать 1000 поздравительных карточек , на которых была изображена счастливая семья, сидящая за празднично накрытым столом,  картинку дополняла надпись: «Весёлого Рождества и счастливого Нового года!». И эти карточки были посланы по почте в конверте. Оставшуюся часть Генри Коул продал по шиллингу всем желающим встреченным им на улице. Эта история вошла в летопись открытки. Именно она открыла путь типографскому производству открыток.

Дима: А  «первооткрыватели-рекордсмены» китайцы так и останутся при своём мнении: открытки произошли от визиток, которые оставляли гости у входа в дом, если у хозяина не было времени встретить их лично и принять поздравления.  В те времена ещё не было секретарей.

 А мне нравится версия тех ученых, которые говорят, что прообразом открыток были лубочные картинки на Руси


Даша: Лубо́к — вид изобразительного искусства, которому свойственна доходчивость и ёмкость образа. Лубок называют также народной (фольклорной) картинкой и связывают с раскрашенным графическим изображением, растиражированным печатным способом.




Дети рассматривают слайды с изображением первых открыток.










































































Ответы детей.




























































Находят значение слова «Эстетика» - наука о красоте  (о прекрасном)



Предполагаемый ответ:

«Красоту можно передать словом, цветом и звуком»








 





Как вы думаете, что такое открытка? (варианты детей)

-Я попросила Дашу, чтобы она посмотрела объяснение этого слова в словаре С.Ожегова.





В последние годы искусство открытки переживает настоящий бум, став одной из самых широко распространенных разновидностей графики. Здесь можно встретить безбрежное многообразие вариантов, которое только возможно придумать, как по части выразительных средств и сюжетов, так и с точки зрения формы самих открыток. Но открытка, как и все в нашей жизни, имеет свою историю. Потому для начала предлагаем вам обратиться к истокам, посмотреть, с чего же все начиналось


В этом мне помогут Дима и Илья.

-Коллекционеры до сих пор спорят, когда и где появилась первая открытка. Во Франции, Англии, Шотландии, Китае? В 17, 18, 19 веке или еще раньше?














 






























































А мне нравится версия тех ученых, которые говорят, что прообразом открыток были лубочные картинки на Руси




- На каком уроке вы уже встречались с этим словом? Что оно обозначает? При изучении какой темы? Что чаще изображалось на лубке?


Особенно популярны были сюжеты из сказок и былин, картины народной жизни. Их покупали на ярмарках, дарили друг другу, ими украшали стены в доме.

     В России открытки (открытые письма) были введены в обращение 1 января 1872 года. Тогда они ещё были без иллюстраций. С одной стороны открытки писался адрес и наклеивалась марка, а на другой писалось письменное сообщение.

Первыми иллюстрированными открытками в России считают фотографические видовые открытки с изображением достопримечательностей Москвы

В конце 19 века над созданием открыток трудились лучшие художники Для выпуска карточек в свет затрачивалось немало усилий, поскольку до 1860-х годов открытки изготовлялись, как правило, вручную. Художники рисовали и раскрашивали их, стараясь не допускать различий экземпляров. В оформлении открыток применяли птичьи перья, волосы, засушенные цветы, кожу, бисер, резину, бархат, шёлк и некоторые другие материалы. Столь кропотливая, почти «каторжная» работа заставляла издателей искать различные способы изготовления открыток, что, с одной стороны, вносило разнообразие в методы работы открыточных художников, а с другой -  придавало открыткам неожиданное исполнение и исключительную красоту, достойную того, чтобы воспринимать открытки как настоящие произведения искусства.                                                                        

Поздравительные открытки отличались изящной работой и украшались золотым тиснением.


- Сейчас в магазинах огромное количество разнообразных открыток на любой вкус и к любому празднику.

- Зачем мы будем изготавливать открытку, если ее можно купить в магазине?


- Действительно, типографские открытки лишены индивидуальности, лишены тепла и обаяния, которыми могут дышать непрофессионально, но с душой сделанные открытки-поздравления.

- Рассмотрите все открытки, которые вы принесли из дома. Что изображено на них? (цветы)

- Почему чаще всего на открытках изображают цветы?

- Цветы – во все времена – символ любви, верности, памяти. Они стали неизменными спутниками праздников, ярких событий, юбилеев. О них сложено немало легенд. Дарить красоту - пожалуй, основная задача цветов. Конечно, имеют они и другие назначения. Многие из них – лекарственные, из них варят варенье, делают духи. И все-таки главное- это украшать жизнь человека. Стоит посмотреть на цветочную клумбу, как сразу улучшается настроение, и даже в пасмурный день погода не будет казаться столь мрачной.

- Как красивы цветы в букете. Но сорванные цветы – мертвые цветы.

- Какой цветок самый красивый?

(тот, который растет и радует всех окружающих)

Используемый метод – беседа, позволяет формировать коммуникативное учебное действие: умение выражать свои мысли, при этом слышать других


Словарная работа на доске

способствует развитию речи, обогащает словарный запас детей.






















Опережающее задание для детей.




























































































Словарная работа на доске

способствует развитию речи, обогащает словарный запас детей.

Связь с литературным чтением.











Наглядный метод обучения удерживает произвольное внимание младших школьников













































































Проблемные вопросы формируют умение вступать в диалог






















  1. Физкультминутка,

Плавные движения под музыку П.И.Чайковского

- Что за музыка прозвучала? Докажите.

- Как вы думаете, как называется этот вальс?

Смена видов деятельности нужна для снятия утомляемости, улучшения осанки, профилактики искривления позвоночника.

Связь с уроком музыки.

Практическая работа:.












Предполагаемый ответ: чтобы найти наиболее удобный способ




- Сегодня вам предстоит выполнить открытку необычным способом. Этот способ называется Ниткопись.

Выполняется эта работа в группах. В каждой группе разные виды красок.

- Какие краски у вас на столах?

- Как вы думаете, почему?

- Своими ощущениями вы поделитесь после выполнения работы.

Алгоритм выполнения открытки:

1. согнуть альбомный лист пополам.

2 раскрыть лист

3. взять нить и с помощью кисти обмакнуть в ее в краску

4.выложить на половинке листа нить в виде спирали, конец нити оставляем свободным за литом.

5. закрываем лист второй половинкой

6. придерживая верхний лист бумаги рукой, резко выдергиваем нить.

7. раскрываем.

- Обмениваемся нитями на другой цвет.

- Выполняем пошаговый алгоритм.

- Снова обмениваемся нитями  и выполняем третий раз алгоритм.

- Чего не хватает вашему букету?

- Листья вы можете дорисовать, используя любую технику рисования.

При формировании групп учитываются индивидуальные особенности детей. Дается возможность выбора красок.


Работа в группе развивает толерантность


Во время работы ведется съемка на фотоаппарат












  1. Подведение итогов, анализ работ, рефлексия урока,




































Дети оценивают свои работы.





- Вы работали в группах с разными красками. Какие ваши впечатления?

- Что вам помогло в выполнении работы?

- Посмотрите на прекрасные букеты цветов.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок…

Если все: и я, и ты-

Если мы сорвем цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты..

И не будет красоты.

И не будет доброты.

Если только я и ты

Если мы сорвем цветы…(Т.Собакин)

- Я думаю, что ваши цветы никогда не завянут и будут радовать вас и ваших близких очень долго.

- А теплые слова и пожелания родным и близким мы научимся писать на уроке русского языка.

«Какую учебную задачу  ставили в начале урока? Что можете сказать?»








На экране появляются фотографии работ.












 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока трудового обучения "Поздравительная открытка к 8 марта. Соединение бумаги с помощью клея"

Конспект урока по трудовому обучению в 1 классе по программе "Школа России". На данном уроке учащиеся получат представление о природном материале (песок), возможностях использования его на уроках труд...

3 класс. Конспект урока на тему Поздравительная открытка к 23 февраля

Конспект урока по технологи на тему Поздравительная открытка к 23 февраля....

Урок русского языка 1 класс Поздравительная открытка

На уроке дети учатся составлять текст поздравительной открытки...

Конспект урока по технологии в 3 классе "Поздравительная открытка"

Конспект урока по технологии в 3 классеТема: «Открытка с окошком»Цели: познакомить с разнообразием видов открыток; повторить способы разметки деталей разной формы; совершенствовать навыки ...

Презентация к уроку ИЗО 3 класс "Поздравительная открытка"

Презентация к уроку ИЗО 3 класс "Поздравительная открытка" УМК Школа России...

Конспект урока изобразительного искусства: "Поздравительная открытка. Изображение открытки" ( УМК " Школа России" , 3 класс)

Тема: «Поздравительная открытка. Изображение открытки»Цели деятельности учителя: развитие творческих способностей учащихся в процессе рисования открытки; формирование  представления о...

Технологическая карта урока по технологии во 2 классе -"Поздравительная открытка в техника «объемная аппликация»"

Предмет:технологияКласс: 2Тема урока:Поздравительная открытка в техника «объемная аппликация»Тип урока: урок открытия детьми нового знания.Планируемые результаты:Личностные: - ценить взаим...