рабочая программа по изо 2 класс ФГОС НОО
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс) по теме
Рабочая программа по изобразительному искасству. Автор Л.Г.Савенкова. 2 класс. Даны полное тематическое и календарно- тематическое планирование, УУД
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_izobrazitelnomu_iskusstvu_dlya_1.doc | 228.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 – 4 классов разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы Л.Г.Савенковой, Е.А. Ермолинской «Изобразительное искусство», в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Цель уроков изобразительного искусства в начальной школе – разностороннее художественно-творческое развитие учащихся:
- формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира;
- активизацию самостоятельной творческой деятельности;
- развитие интереса к природе и потребности общения с искусством;
- формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства;
- воспитание нравственных и эстетических чувств, любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре своей страны.
Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство»:
- воспитывать устойчивый интерес к изобразительному творчеству, уважение к культуре и искусству разных народов; обогащать нравственные качества детей; формировать способность проявлять себя в искусстве, эстетические предпочтения;
- развивать творческий потенциал ребенка путем активизации у него воображения и фантазии; формировать способность воспринимать окружающий мир и произведения разных видов искусства на эмоционально-чувственном уровне; развивать желание привносить в окружающую действительность красоту; формировать навыки сотрудничества и сотворчества в художественной деятельности;
- формировать навыки работы в разных видах пластических искусств: живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве, архитектуре, дизайне;
- формировать умение пользоваться выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты, навыки работы разными художественными материалами, учитывая возрастные интересы и предпочтения детей, их желание выразить в творчестве свои представления об окружающем мире;
- развивать опыт художественного восприятия произведений искусства.
Методической основой преподавания изобразительного искусства является:
- опора на практическую деятельность ребенка и возвышение её до уровня творчества;
- процесс преподавания рассматривается как живой, образный, изменяющийся и чутко реагирующий на внутренний мир ребенка конкретного возраста (субъективный фактор), внешние социальные и культурные изменения (объективный фактор);
- проникновение в духовную, эстетическую, художественную природу искусства и в отношения человека и природы;
- активизация проектных форм мышления как основа укрупнения педагогических задач развития.
Ценностные ориентиры содержания предмета «Изобразительное искусство».
В основе учебников лежит системно-деятельностный подход, который предполагает формирование и развитие определенных качеств личности, что соответствует требованиям, предъявляемым к общему содержанию предмета:
- воспитание толерантности и уважения к другим культурам и народным традициям;
- развитие желания знакомиться с произведениями искусства и активно проявлять себя в творчестве (мотивация);
- общекультурное и личностное развитие учащегося; формирование графической грамоты и учебных действий, обеспечивающих успешное усвоение содержание предмета (практика и восприятие);
- воспитание познавательной культуры в разных видах изобразительной деятельности в соответствии с возрастными возможностями учащихся; духовно-нравственное и интеллектуальное воспитание в условиях интегрированного обучения и полихудожественного воспитания;
- воспитание патриотических чувств, развитие желания осваивать национальные традиции;
- развитие основ научных знаний об окружающей действительности в искусстве, о взаимосвязях объектов;
- совершенствование индивидуальных способностей;
- формирование умения планировать свою деятельность и культуру труда; развитие эмоционально-ценностного восприятия произведений искусства, эстетического кругозора, эстетической культуры личности, интереса к художественной культуре; формирование умения оценивать с художественной точки зрения произведения искусства.
Место предмета в учебном плане.
На изучение данного курса с 1 по 4 класс отводится 1 час в неделю. В 1 классе – 33 часа, во 2, 3, 4 – по 34 часа (всего 135 часов).
На уроке используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга ( проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения).
Данная программа в полном объеме повторяет авторскую программу по предмету.
Результаты освоения курса «Изобразительное искусство»
Личностные результаты:
- целостное, гармоничное восприятие мира;
- интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями;
- умение формулировать, осознавать, передавать свое настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности;
-способность выражать свои чувства, вызванные состоянием природы;
- способность различать звуки окружающего мира;
- представление о том, что у каждого живого существа свое жизненное пространство;
- самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы и выделение ее этапов;
- умение доводить работу до конца;
- способность предвидеть результат своей деятельности;
- адекватная оценка результатов своей деятельности;
- способность работать в коллективе;
- умение работать индивидуально и в малых группах;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументировано отстаивать собственное мнение.
Метапредметные результаты:
- постановка учебной задачи и контроль ее выполнения;
- принятие и удержание цели задания в процессе ее выполнения;
- самостоятельная мотивация учебно-познавательного процесса;
- самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы и выделение ее этапов:
- умение проектировать самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;
- умение критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретенных знаний;
- умение применять приобретенные знания по одному предмету при изучении других общеобразовательных дисциплин;
- умение выполнять по образцу и самостоятельно действия при решении отдельных учебно-творческих задач;
- умение проводить самостоятельные исследования;
- умение проектировать самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;
- умение критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретенных знаний;
- умение находить нужную информацию в Интернете;
- участие в тематических обсуждениях и выражение своих предложений;
- умение формулировать ответ на вопрос в соответствии с заданным смысловым содержанием;
- обогащение словарного запаса, развитие умения описывать словами характер звуков, которые «живут» в различных уголках природы, понимать связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и прозе;
- умение пересказывать небольшие тексты, вычленять сюжет, сочинять небольшой сюжет, создавать мини-рассказы по своему сюжету;
- понимание и передача своих впечатлений от услышанного, увиденного, прочитанного;
- умение сопоставлять события, о которых идет речь в произведении, с собственным жизненным опытом, выделение общего и различного между ними;
- умение объяснять, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в благоустройстве дома в целом.
Предметные результаты:
- сформированность представлений об искусстве, о связи искусства с действительностью и умение объяснить это на доступном возрасте уровне;
- умение анализировать и сравнивать произведения искусства по настроению, которое они вызывают, элементарно оценивать их с точки зрения эмоционального содержания;
- умение сравнивать описания, произведения искусства на одну тему;
- способность обосновывать свое суждение, подбирать слова для характеристики своего эмоционального состояния и героя произведения искусства;
- умение высказывать предложения о сюжете по иллюстрации, рассказывать о своем любимом произведении искусства, герое, картине, спектакле, книге;
- умение фиксировать свое эмоциональное состояние, возникшее во время восприятия произведения искусства;
- сформированность представлений о природном пространстве и архитектуре разных народов;
- сформированность представлений о связи архитектуры с природой, знаний архитектурных памятников своего региона, их истории;
- активное участие в обсуждении роли искусства в жизни общества и человека;
- понимание влияния природного окружения на художественное творчество и понимание природы как основы всей жизни человека;
- понимание зависимости народного искусства от природных и климатических особенностей местности, его связи с культурными традициями, мировоззрением народа;
- умение объяснить, чем похожи и чем отличаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом;
- умение создавать образный портрет героя в разных видах и жанрах искусства – словесном, изобразительном, пластическом, музыкальном;
- умение развивать предложенную сюжетную линию;
- сформированность навыков использования средств компьютерной графики в разных видах творческой деятельности;
- умение выражать в беседе свое отношение к произведениям разных видов искусства, понимать специфику выразительного языка каждого из них;
- умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла;
- умение сравнивать произведения на одну тему, относящиеся к разным видам и жанрам искусства;
- умение распознавать выразительные средства, использованные автором для создания художественного образа, выражения идеи произведения;
- умение использовать элементы импровизации для решения творческих задач.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Второклассник научится:
- различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, декоративно- прикладное искусство) и участвовать в художественно- творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла;
- различать основные виды и жанры пластических искусств;
- эмоционально - ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно- творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к ним средствами художественного образного языка;
- узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны окружающего мира и жизненных явлений;
- приводить примеры одного- двух ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
- создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
- использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно- творческого замысла;
- различать основные составные, теплые и холодные цвета; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно- творческой деятельности;
- наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
- использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно- творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России;
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи с опорой на правила перспективы; цветоведения, усвоенные способы действия.
Второклассник получит возможность научиться:
- воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
- видеть проявление прекрасного в произведениях искусства;
- высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях;
- пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно- прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно- творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
- моделировать новые формы, различные ситуации путем трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства;
- видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
- изображать пейзажи, натюрморты, выражая к ним свои отношения;
- изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы;
- применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно- практических задач, использовать в творчестве различные ИКТ – средства.
Содержание программы.
Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) (17 часов).
Работа различными художественными материалами: гуашью, акварелью, карандашом, пастелью, тушью, пером, цветными мелками, в технике аппликации.
Создание этюдов, быстрые цветовые зарисовки на основе впечатлений. Передача изменения цвета, пространства и формы в природе в зависимости от освещения: солнечно, пасмурно. Выражение в картине своих чувств, вызванных состоянием природы. Представление о художественных средствах изображения. Использование в своих работах теплой и холодной гаммы цвета. Работа по представлению и воображению. Изображение предметов с натуры и передача в рисунке формы, фактуры, рефлекса. Представление о композиционном центре, предметной плоскости, первом и втором планах. Освоение и изображение в рисунке замкнутого пространства. Передача наглядной перспективы. Изображение предмета в открытом пространстве. Представление о том, почему у каждого народа свое природное пространство и своя архитектура: изба, хата, юрта, яранга и др.
Поиск в Интернете необходимой информации по искусству. Изображение по представлению и наблюдению человека в движении кистью от пятна без предварительного прорисовывания. Работа в разных художественных техниках – графике, живописи, аппликации. Передача в рисунке планов, композиционного центра, динамики, контраста и нюанса цвета и формы. Освоение компьютерной графики (линия, пятно, композиция). Использование готовых геометрических форм (коробок, упаковок) для создания интерьера комнаты. Представление об архитектурном проекте, создание своего архитектурного проекта. Сотворчество в коллективной деятельности. Использование цветной бумаги, готовых геометрических форм. Использование изобразительных средств декоративно- прикладного искусства. Проведение коллективных исследований. Применение в работе равновесия в композиции, контраста крупных и мелких форм в объеме. Цветная бумага, аппликация. Использование в работе симметрии, стилизации форм и цвета. Конструирование и создание симметричных изделий путем складывания бумаги, способами примакивания и вырезания из бумаги. Выполнение композиций без конкретного изображения в технике компьютерной графики с использованием трех- четырех цветов (передача симметрии, линии, пятна).
Развитие фантазии и воображения (11 часов).
Работа с литературными произведениями при создании композиций по мотивам былин. Сочинение сюжетных композиций и иллюстрирование былин. Поиск необходимых литературных текстов через поисковую систему Интернет, в периодических изданиях, книгах. Использование в работе знаний о замкнутом пространстве. Передача в работе волшебства сказки. Создание объемно- пространственной композиции в технике бумажной пластики и лепки. Выполнение рабочих эскизов в графическом редакторе. Работа индивидуально и в малых группах. Конструирование несложных форм предметов в технике бумажной пластики. Использование созданных игрушек в театральном и кукольном представлении. Трансформация литературно-сказочных и образно- цветовых словесных описаний и музыкальных образов в зрительно- цветовые образы. Создание плоских или глубинно-пространственных композиций – карт достопримечательностей родного города, местности возле школы. Передача своих впечатлений от услышанного, увиденного, прочитанного – в музыке, художественном слове и народной речи ( в графике, цвете или форме).
Художественно – образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика) ( 6 часов).
Участие в обсуждении тем «Искусство вокруг нас», «Красота форм в архитектуре». Поиск в Интернете знаменитых архитектурных объектов разных стран мира. Объединение понятия «средства художественной выразительности». Сравнение творческих манер, «языков» разных художников. Разнообразие оттенков цвета природных объектов (растений, зверей, птиц, насекомых). Представление о работе художника- иллюстратора. Участие в обсуждении на темы и внесение своих предложений. Передача в словесных образах выразительности форм и цвета глиняной и деревянной игрушки. Представление об особенностях работы художника в театре балета, в музыкальном, кукольном, драматическом театрах. Общее и индивидуальное в работе разных художников.
Практическая реализация программы предполагает наличие заданий на размышление, усвоение цветоведения и ощущение формы, поисково- экспериментальной направленности, результатом чего является коллективная деятельность, которая завершает каждый содержательный блок.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета.
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Работы оцениваются качественно по уровню выполнения работы в целом ( по уровню творческой деятельности, по качеству выполнения изучаемого приема, самореализации, умению работать самостоятельно или в группе). Формами подведения итогов реализации программы являются тематические выставки.
Учебно-тематический план курса «Изобразительное искусство» 1-4 класс
класс | №п/п | Наименование раздела и тем | Количество часов на тему или раздел |
1 | 1 | Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) | 16 |
2 | Развитие фантазии и воображения | 11 | |
3 | Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика) | 6 | |
Итого | 33 | ||
2 | 1 | Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) | 17 |
2 | Развитие фантазии и воображения | 11 | |
3 | Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика) | 6 | |
Итого | 34 | ||
3 | 1 | Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) | 17 |
2 | Развитие фантазии и воображения | 11 | |
3 | Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика) | 6 | |
Итого | 34 | ||
4 | 1 | Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) | 11 |
2 | Развитие фантазии и воображения | 11 | |
3 | Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика) | 6 | |
Итого | 34 |
Тематическое планирование курса «Изобразительное искусство».
Раздел программы | Программное содержание | Характеристика деятельности учащихся |
Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) (17 ч.) Форма | 1. Развитие способности наблюдать за природой: форма, фактура (поверхность), цвет, динамика, настроение. | Работа на плоскости Выполнять работы различными художественными материалами: гуашью, акварелью, карандашом, пастелью, тушью, пером, цветными мелками, с помощью аппликации. Наблюдать за разнообразием формы и цвета в природе (формы стволов и корней деревьев, снега на ветках, облаков в небе и др.). Создавать этюды, быстрые цветовые зарисовки на основе впечатлений. Создавать свою коллективную пополняемую коллекцию фактур. |
2. Выбор художником образов, красок, средств воплощения замысла на основе наблюдений за изменением цвета, пространства и формы в природе, музыки в интерьере (в зависимости от освещения). Выражение чувств художника в произведении искусства через цвет и форму. | Наблюдать, замечать и передавать изменения цвета, пространства и формы в природе в зависимости от освещения: солнечно, пасмурно. Выражать в картине свои чувства, вызванные состоянием природы, — радость, тревогу, грусть, горе, веселье, покой. Иметь представление о художественных средствах изображения | |
3. Зависимость цветовой гаммы от темы | Использовать в своих работах тёплую и холодную гаммы цвета. Определять зависимость выбираемой цветовой гаммы от содержания и замысла. Работа по представлению и воображению | |
4. Освоение изобразительной плоскости. Представление о соразмерности изображаемых объектов в композиции. Пропорции изображаемых предметов: размер, форма, материал, фактура, рефлекс. Композиционный центр, предметная плоскость. Изображение с натуры | Изображать предметы с натуры и передавать в рисунке форму, фактуру, рефлекс. Использовать для передачи фактуры отпечатки с ткани, листьев и др. Иметь представление о цветовой гамме. Иметь представление о композиционном центре, предметной плоскости, первом и втором планах и находить их в работе | |
5. Замкнутое пространство: цвет в пространстве комнаты и в природе; возможность выражения в цвете настроения, звука, слова; цвет в пространстве природы и жизни | Осваивать и изображать в рисунке замкнутое пространство. Участвовать в беседах о художниках, о произведениях, на которых изображён интерьер | |
6. Изучение явлений наглядной перспективы; размещение предметов в открытом пространстве природы | Передавать наглядную перспективу. Уметь размещать предметы в изображении открытого пространства. Передавать высокий и низкий горизонт, зрительное уменьшение удалённых предметов, использовать загораживание | |
7. Выражение в живописи различных чувств и настроений через цвет | Выражать с помощью цвета различные чувства и настроения (задумчивость, восторг, волнение, ощущение волшебства, тайны), в том числе вызванные от встречи с природой, от наблюдений за природой (два состояния) | |
8. Архитектура в открытом природном пространстве. Линия горизонта, первый и второй планы | Представлять и объяснять, почему у каждого народа своё природное пространство и своя архитектура: изба, хата, юрта, яранга и др. Участвовать в беседах, исследованиях. Находить в Интернете пейзажи, характерные для разных стран, и образцы народной архитектуры. Создавать свою коллекцию изображений и фотографий народной архитектуры | |
9. Освоение окружающего пространства как среды, в которой все предметы существуют в тесной взаимосвязи. Человек в архитектурной среде | Создавать этюды, зарисовки, композиции по теме. Изображать по представлению и по наблюдению человека в движении кистью от пятна без предварительного прорисовывания. Создавать композиции с изображением человека | |
10. Красота и необычное в природе. Своеобразие и красота городского и сельского пейзажа | Отображать в рисунке и живописной работе свои наблюдения за состоянием и настроением в природе. Использовать в работе разнообразные художественные материалы (графика, живопись, аппликация). Передавать в рисунке планы, композиционный центр, динамику, контраст и нюанс цвета и формы. Осваивать возможности компьютерной графики (линия, пятно, композиция) | |
11. Освоение предметной среды в архитектуре (замкнутое пространство) | Работа в объёме и пространстве Наблюдать и осваивать окружающее пространство как среду, в которой все предметы существуют в тесной взаимосвязи. Использовать готовые геометрические формы (коробки, упаковки) для создания интерьера комнаты | |
12. Архитектурный проект. Знакомство с различными конструктивными решениями объёмно-пространственной композиции. Использование оригинальных конструктивных форм | Иметь представление об архитектурном проекте. Создавать свой архитектурный проект. Иметь представление о связи архитектурных элементов. Передавать в работе соответствие формы проекта его содержанию. Создавать свой проект детской площадки в природном ландшафте | |
13. Равновесие в композиции. Объёмно-пространственная композиция | Замечать и передавать своеобразие Работать на принципах сотворчества в коллективной деятельности. Использовать цветную бумагу, готовые геометрические формы (упаковки, коробки), пластмассовые бутылки, бумажную пластику | |
14. Связь образов народной игрушки с темами и персонажами народных сказок. Авторская мягкая игрушка. Персонажи кукольных спектаклей. С.В. Образцов и его кукольный театр в Москве | Находить и объяснять связь образов народной игрушки с темами и персонажами сказок. Использовать выразительные средства декоративно-прикладного искусства. Уметь проводить коллективные исследования | |
15. Декоративная композиция. Выразительные средства декоративно-прикладного искусства | Декоративно-прикладная деятельность Использовать в работе природный материал (трава, цветы). Цветная бумага, аппликация | |
16. Симметрия в декоративно-прикладном искусстве | Понимать особенности декоративной композиции. Применять в работе симметрию, стилизацию форм и цвета Конструировать и создавать симметричные изделия путём складывания бумаги, способами примакивания и вырезания из бумаги. Украшать аппликацией, росписью, узором с учётом формы изделия и его назначения. Выполнять композиции без конкретного изображения в технике компьютерной графики с использованием трёх-четырёх цветов (передача симметрии, линии, пятна) | |
17. Форма предмета и его назначение в декоративно-прикладном искусстве | Понимать и объяснять на примере изделий декоративно-прикладного искусства взаимосвязь формы и фактуры, формы и назначения, формы и украшения. Создать в классе фотовыставку: оригинальные объекты детских площадок | |
Развитие фантазии и воображения (11 часов) | 1. Работа с литературными произведениями. Создание композиций по описанию. Сочинение — условие развития фантазии и воображения | Работа на плоскости Уметь работать с литературными произведениями |
2. Былины о происхождении дождя, грома, молнии, ветра, радуги, огня, воды, воздуха | Создавать композиции по материалам былин о происхождении дождя, грома, молнии, ветра, радуги, огня, воды, воздуха. Уметь находить необходимые литературные тексты через поисковые системы Интернета, в периодических изданиях, книгах, словарях | |
3. Выполнение композиций на передачу настроения, созданного чтением сказки, отрывков из произведений поэзии и прозы | Выполнять композиции на передачу настроения, созданного чтением сказки (например, Х.-К. Андерсена и С.Т. Аксакова), отрывков из поэзии и прозы. Передавать в работе волшебство сказки | |
4. Формирование представлений об объёмно-пространственном изображении. Создание коллективных объёмно-пространственных композиций. Передача характера героя по описанию в тексте | Работа в объёме и пространстве Передавать характер праздника с помощью дополнительных элементов украшения стола | |
5. Тематические композиции — передача праздничного настроения с помощью декоративных элементов. Разработка композиций в пространстве класса | Использовать предметы плоской и объёмной формы для сервировки стола. Выполнять рабочие эскизы в графическом редакторе | |
6. Создание икебаны с использованием природных материалов | Создавать самостоятельно икебану с использованием природных материалов — веточек, засушенных листьев, дополнительных декоративных элементов. Работа индивидуально и в малых группах | |
7. Выполнение коллективной объёмно-пространственной композиции | Создавать коллективные объёмно-пространственные композиции с использованием прямоугольных и цилиндрических форм, сухих веток деревьев | |
8. Бумажная пластика. Художественное конструирование несложных форм предметов | Декоративно-прикладная деятельность Применять созданные игрушки в театральном и кукольном представлении | |
9. Стилизация и обобщение. Передача музыкальных, песенных, литературно-сказочных и образно-цветовых словесных описаний в зрительных образах | Перевоплощать литературно-сказочные и образно-цветовые словесные описания и музыкальные образы в зрительно-цветовые образы | |
10. Перенесение реальных предметов в условно-графическое изображение. Плоскостная или глубинно-пространственная композиция | Создавать плоскостные или глубинно-пространственные композиции — карты достопримечательностей родного села, города, местности возле школы. Находить в поисковых системах Интернета свой населённый пункт, улицу, дом | |
11. Настроение, создаваемое музыкальными и литературными произведениями, произведениями народного искусства. Осмысление впечатлений от услышанного в музыке, слове и народной речи. Развитие способности улавливать взаимосвязь между цветом, звуком, движением | Понимать и передавать свои впечатления (в графике, цвете или форме) от услышанного, увиденного, прочитанного — в музыке, в стихе, художественном слове и народной речи. Выполнять упражнения на цветовое восприятие звука (например, ноты до, ре, ми, фа, соль, ля, си можно изобразить в цвете так: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый). Проведение музыкально-цветовых игр | |
Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика) (6 часов) | 1. Искусство и человек. Развитие представлений о памятниках культуры: Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге, собор Василия Блаженного в Москве. Художественные музеи как здания для хранения произведений искусства | Участвовать в обсуждении тем: «Искусство вокруг нас», «Красота форм в архитектуре». Находить в поисковых системах Интернета знаменитые архитектурные объекты в разных странах мира |
2. Формирование представлений о работе над композицией и созданием колорита. Высказывание своих суждений о работе, о выразительных средствах и содержании картины | Наблюдать объекты и явления природы и окружающей действительности; понимать их образы в картине, музыке, поэзии. Наблюдать за работой художника и выражать своё отношение к творческому труду и роли художника в жизни | |
3.Представление о картине, рисунке, скульптуре, декоративной композиции, произведениях декоративно- прикладного искусства. Их эстетические возможности. | Отличать материалы и инструменты художников – живописца, графика, прикладника, архитектора, скульптора. Понимать, каким образом художник изображает предметы и события. | |
4. Писатель — художник — книга. Декоративное оформление книги (переплёт, обложка, страница, буквица). Выбор текста для иллюстрирования | Иметь представление о работе художника-иллюстратора. Участвовать и вносить свои предложения при обсуждении тем: «Выбор текста для иллюстрирования», «Сказочные образы и образы природы, созданные иллюстраторами детских книг». Находить в Интернете иллюстрации художников к сказкам | |
5. Выразительность народной глиняной и деревянной игрушки разных регионов России | Наблюдать и характеризовать разнообразие форм народной игрушки и её украшения. Передавать в словесных образах выразительность форм и цвета глиняной и деревянной игрушки | |
6. Связь и родство изобразительного искусства с другими видами искусства: музыкой, театром, литературой, танцем | Представлять особенности работы художника в театре балета, в музыкальном, кукольном, драматическом театрах. Размышлять на тему «Стилизация в работе театрального художника» |
Календарно – тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство»
№ | Наименование раздела, темы. Темы уроков. | Содержание, методические приемы | Количество часов на тему, раздел, урок | Дата | Корректировка |
1 | Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) (17 ч.) Форма, фактура (поверхность), цвет, динамика, настроение. | Примерные темы композиций: «Заколдованный лес», «Хозяйство Лесовичка», «Кто где спрятался», «Таинственный мир облаков» Формирование у детей интереса к разным искусствам путем наблюдения. | 1 | 03.09 | |
2 | Единичное и общее в искусстве: предмет в среде, слово в стихе, звуки в музыке. | Развитие у детей желания проявить себя в каком-либо виде творчества. Выполнение цветовых и графических композиций без конкретного изображения; передача впечатления, полученного на прогулке, от прослушанного стихотворения или музыкального произведения | 1 | 12.09 | |
3 | Знакомство с тёплой и холодной цветовыми гаммами. | Примерные темы композиций: «На оленях по снегу», «На верблюдах по пустыне» | 1 | 19.09 | |
4 | Рисование с натуры двух сосудов, сходных по форме, но различных по фактуре и пропорциям. | Создание осеннего натюрморта из предметов разной формы и фактуры. Заочные (видео) путешествия в музеи писателей, композиторов | 1 | 26.09 | |
5 | Интерьер и его музыка. | Изображение своей комнаты, предметы которой рассказывают об увлечениях хозяина | 1 | 01.10 | |
6 | Открытое пространство. | Рассуждения об открытом и о закрытом пространстве. Задумать путешествие и изобразить его маршрут со всеми подробностями | 1 | 08.10 | |
7 | 7. Выражение в живописи различных чувств и настроений через цвет | Изображение одного и того же пейзажа днём и вечером; общее и особенное в них | 1 | 15.10 | |
8 | Архитектура в открытом природном пространстве. | Освоение человеком пространства земли. Зависимость архитектуры от климата и ландшафта. Тема композиции: «Дом и окружающий его мир природы» | 1 | 22.10 | |
9 | Предмет и человек в среде, в архитектуре, в пространстве. | Создание композиций на темы: «Игры на полу», «Я собираюсь в школу» | 1 | 29.10 | |
10 | 2 четверть. Красота и необычное в природе. Своеобразие и красота городского и сельского пейзажа | Изображение по памяти и наблюдению. Примерные темы композиций: «Ветер», «Ветреный день», «Дождь», «После дождя», «В яркий солнечный день», «Вот это мороз!», | 1 | 12.11 | |
11 | 11. Освоение предметной среды в архитектуре (замкнутое пространство) | Предмет и герой. Комната и её художественное решение. Интерьер для сказочного героя (на основе коробки): «Комната Мальвины», «Карабас-Барабас у камина», «Дом, где живёт черепаха Тортилла» | 1 | 19.11 | |
12 | Архитектурный проект. Знакомство с различными конструктивными решениями объёмно-пространственной композиции. | Создание объёмно-пространственной композиции с помощью цветного пластилина. Проект детской площадки | 1 | 26.11 | |
13 | Равновесие в композиции. Объёмно-пространственная композиция | Коллективная композиция в технике бумажной пластики с использованием готовых форм: упаковок, коробок, природного материала. Примерные темы композиций: «Наша улица», «Деревенька» | 1 | 03.12 | |
14 | Связь образов народной игрушки с темами и персонажами народных сказок. Авторская мягкая игрушка. | Работа с литературными текстами (сказками). Создание композиции по мотивам сказки С.Т. Аксакова «Аленький цветочек» (сюжет по выбору). | 1 | 10.12 | |
15 | Декоративная композиция. Выразительные средства декоративно-прикладного искусства | Стилизация форм и цвета в декоративной композиции. Примерные темы композиций: «Заколдованный лес», «Самое красивое в лесу, в поле, в небе, озере, море, горах». Декоративная роспись. Гуашь | 1 | 17.12 | |
16 | Симметрия в декоративно-прикладном искусстве | Выполнение симметричных изделий путём складывания бумаги, способами примакивания и вырезания. Примерные темы композиций: «Платок для царевны Несмеяны», «Музыкальная шкатулка», «Волшебное зеркальце», «Волшебный сундук». | 1 | 24.12 | |
17 | 3 четверть. Форма предмета и его назначение в декоративно-прикладном искусстве | Создание предметов декоративно-прикладного искусства. Примерные темы: «Как петушок стал пряником», «Ай да флюгер», «Лошадка с прялки», «Добрая и злая птица», «Ковёр-самолёт», «Клоун» | 1 | 14.01 | |
18 | Развитие фантазии и воображения (11 часов) Работа с литературными произведениями. Создание композиций по описанию. | Сочинение — условие развития фантазии и воображения Примерные темы композиций: «Кому принадлежит дом, кем вылеплен сосуд, для кого накрыт стол, сшито платье?», «Чей корабль в гавани?», «Жизнь планет во Вселенной» | 1 | 21.01 | |
19 | Былины о происхождении дождя, грома, молнии, ветра, радуги, огня, воды, воздуха | «Былины и сказки сегодня». Сочинение своих былин о происхождении Земли, Солнца, звёзд, о жизни планет в космосе. | 1 | 28.01 | |
20 | Выполнение композиций на передачу настроения, созданного чтением сказки, отрывков из произведений поэзии и прозы | Примерные темы композиций: «Дюймовочка» (жилище Крота; поляна эльфов), «Русалочка» (описание подводного мира), «Подснежник» (пробуждение цветка, передача свежести воздуха), «Аленький цветочек» | 1 | 04.02 | |
21 | Формирование представлений об объёмно-пространственном изображении. | Работа с литературными произведениями: создание своего фантастического мира. Примерные темы композиций: «Затерянный мир», «Открытый мной мир», «Моё открытие (космическое, географическое, сказочное)» (по сказкам) | 1 | 11.02 | |
22 | Тематические композиции — передача праздничного настроения с помощью декоративных элементов. | Разработка композиций в пространстве класса, столовой, игровой комнаты. Примерные темы композиций: «Новогодний ужин», «День рождения» | 1 | 18.02 | |
23 | Создание икебаны с использованием природных материалов | Создание необычной композиции из обычных предметов. Примерные темы композиций: «Волшебный букет в моей комнате», «Сказочный букет для бабушки (мамы, учителя)» | 1 | 25.02 | |
24 | Выполнение коллективной объёмно-пространственной композиции | Работа с природным материалом. Примерная тема композиции: «Сад в моей сказке» | 1 | 04.03 | |
25 | Бумажная пластика. Художественное конструирование несложных форм предметов | Освоение бумажной пластики и работы с готовыми и реальными формами при создании объёмной композиции. Примерная тема композиции: «Город мечты. Путешествие в неизвестную страну» | 1 | 11.03 | |
26 | Стилизация и обобщение. Передача музыкальных, песенных, литературно-сказочных и образно-цветовых словесных описаний в зрительных образах | Изготовление игрушек (вертушек, кукол) на основе конуса и палочки. Изображение на основе аудиоинформации: музыкальные образы, портреты героев любимых сказок и др. | 1 | 18.03 | |
27 | 4 четверть. Плоскостная или глубинно-пространственная композиция | Создание карты местности. Примерные темы композиций: «Заветные тропинки», «Как на речку пройти» | 1 | 01.04 | |
28 | Настроение, создаваемое музыкальными и литературными произведениями, произведениями народного искусства. | Упражнения на цветовое восприятие звука. Примерные темы композиций: «Рисуем музыку разными цветами», «Вкус яблока», «Танцуем красками зелёный шум леса», «Плеск голубых волн», «Шуршание жёлтого песка», | 1 | 08.04 | |
29 | Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика) (6 часов)Искусство и человек. | Знакомство с архитектурой своего города (прогулки по городу). Коллективный проект «Архитектура моего города» | 1 | 15.04 | |
30 | Средства художественной выразительности. | Формирование представлений о работе над композицией и созданием колорита. Дейнека, С.В. Герасимов, К.С. Петров-Водкин, К. Моне, М.А. Врубель, А.Я. Головин, В. Ван Гог, К.А. Коровин, А.И. Куинджи, В.Д. Поленов, П. Пикассо, П. Синьяк. | 1 | 22.04 | |
31 | Писатель — художник — книга. Декоративное оформление книги (переплёт, обложка, страница, буквица). Выбор текста для иллюстрирования | Иллюстрация в книге и декоративное оформление обложки и переплёта. Художники-иллюстраторы: Е.И. Чарушин, Т.А. Маврина, Ю.А. Васнецов, В.М. Конашевич, В.В. Лебедев, М.П. Митурич | 1 | 29.04 | |
32 | Выразительность народной глиняной и деревянной игрушки разных регионов России | Красота произведений декоративно-прикладного искусства | 1 | 06.05 | |
33 | Связь и родство изобразительного искусства с другими видами искусства: музыкой, театром, литературой, танцем | Просмотр фильма о единстве разных видов художественной деятельности. Организация обсуждений фильма, нахождение сходства и различий. | 1 | 13.05 | |
34 | Повторение изученного | 1 | 20.05 |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса по предмету «Изобразительное искусство»
1. Основные учебные издания:
Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2011.
Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2011.
Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2011.
Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2011.
2. Дидактические пособия:
Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А., Богданова Н.В. Изобразительное искусство: 1 класс; рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана – Граф, 2011.
Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство: 2 класс; рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана – Граф, 2012.
Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство: 3 класс; рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана – Граф,
Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство: 4 класс; рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана – Граф,
3.Таблицы:
Искусство
Основы декоративно – прикладного искусства. (учебное пособие)
1.Стилизация.
2.Композиция орнамента.
3.Дымковские игрушки.
4.Гжель.
5.Хохломская роспись.
6.Деревянные игрушки.
7.Павлово – посадские платки.
8.Вологодское кружево.
9.аппликация.
10.Коллаж.
11.Витраж.
12.Мозаика.
Искусство.
Введение в цветоведение.
1.Цвета и гуашь.
2.Палитра.
3.Ахроматические цвета.
4.Основные и смешанные цвета.
5.Теплые цвета.
6.Холодные цвета.
7.Разбелы.
8.Затемнения.
9. Потускнения
10.Светотени.
11.Цвет в перспективе.
12.Контрастные цвета.
13.Нюаансовые цвета.
14.Колорит.
15.Символика цвета.
16. Цвет в геральдике.
4.Интерактивная доска.
5.Компьютер
6. Проектор
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 1-4 классы ФГОС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ 1- 4 КЛАССОВ "ШКОЛА РОССИИ" С УЧЁТОМ ФГОС 2 ПОКОЛЕНИЯ...
рабочая программа технология 2 класс ФГОС
Тематическое планирование по ФГОС 2 класс По программе "Начальная школа XXI века"...
Рабочие программы для 2 класса (ФГОС) УМК "Школа России"
Рабочие программы даны в соответствии с требованиями ФГОС. Также разработано КТП по всем предметам....
Рабочая программа педагога 1 класс ФГОС НОО ("Школа Росии")
Предлагаю вашему вниманию рабочую программу педагога 1 классначального общего образованияФГОС – 2 НОО, УМК «Школа России»...
Рабочая программа педагога 1 класс ФГОС НОО ("Школа Росии")
Календарно-тематическое планирование по русскому языку, литературному чтению...
Рабочая программа "Математика" 2 класс ФГОС Школа России
Рабочая программа составлена к учебнику Моро М.И. Программа содержит пояснительную записку с планируемыми результатами. Календарное планирование с деятельностью учащихся и УУД. К программе прилагаются...
Рабочая программа "Технология" 2 класс ФГОС Школа России
Программа содержит пояснительную записку с планируемыми результатами, календарно-тематическое планирование с деятельностью учащихся и УУД....