РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗО. ШКОЛА РОССИИ.4 КЛАСС.
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) по теме
Рабочая программа по изо.Школа России.4 класс.Автор:Неменская.
Этот материал будет интересен тем, кто доучивает по старому.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnit._zapiska_po_izo.doc | 100.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
1)Рабочая программа учебного предмета«Изобразительное искусство» 4 класс составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего начального образования, на основе примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству и на основе программы «Изобразительное искусство» разработанной авторами Б.М.Неменским, В.Г.Горяевым, Г.Е Гуровым, Н.А.Горяевой, Л.А.Неменской,А.С.Питерских,М.Т.Ломоносовой,Е.И.Коротеевой.Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации , 2 – е издание, Москва «Просвещение», 2007 год. Соответствует обязательному минимуму содержания образования. Изложение материала соответствует содержанию примерной программы, разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б.Н Неменского.
2)Цели курса:
- Воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству, обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство.
- Развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности.
- Освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества.
- Овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Задачи курса:
- Совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира.
- Развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни(музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.).
- Формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Целью художественного воспитания и обучения ребенка в 4 классе является формирование представлений о многообразии художественных культур народов Земли и единстве представлений народов о духовной красоте человека. Многообразие культур не случайно - оно выражает глубинные отношения каждого народа с жизнью природы, в среде которой складывается его жизнь, его история. Эти отношения не неподвижны - они живут и развиваются во времени, связаны с влиянием одной культуры на другую. В этом основа своеобразия национальных культур и их взаимосвязь. Разнообразие этих культур - богатство культуры человечества. Цельность каждой культуры - важнейший элемент содержания, которое должны постичь дети. Ребенок сегодня окружен многоликой беспорядочностью явлений культуры, приходящих к нему через средства массовой информации. Здоровое художественное чувство ищет порядка в этом хаосе образов, поэтому каждую культуру нужно донести до ребенка как целостную художественную личность. В 4 классе художественные представления нужно давать как зримые сказки о культурах. В 4 классе дети еще не готовы к историческому мышлению. Но им присущи чуткость, стремление к образному пониманию мира, соотносимому с сознанием, выраженным в народных искусствах. Здесь должна господствовать, правда, художественного образа. Приобщаясь к истокам культуры народа. Дети начинают ощущать себя участниками развития человечества, открывают себе путь к дальнейшему познанию богатства человеческой культуры, представлений людей о природе, искусстве, труде, красоте человеческих отношений. Учебные задания в 4 классе предусматривают дальнейшее развитие навыков работы с гуашью, пастелью, пластилином, бумагой. Задачи трудового воспитания связаны с художественными задачами. В процессе овладения навыками работы с разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества. В 4 классе возрастает значение коллективных работ. На уроках должны присутствовать индивидуальные и коллективные формы работы. На уроках необходимо использовать музыкальные произведения, позволяющие создать целостное преставление о культуре того или иного народа.
3) Нормативные и правовые документы:
Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующие программы общего образования (приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. №1312),с учетом изменений, внесенных приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 июня 2011 года № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312», от 01 февраля 2012 года № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 1312» и от 31 января 2012 года № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 г. №.1089»
Федеральный компонент государственных образовательных стандартов по предметам БУПа 2004 года (приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089)
Программа «Изобразительное искусство» разработанной авторами Б.М.Неменским,В.Г.Горяевым,Г.Е.Гуровым,Н.А.Горяевым, Л.А.Неменской,А.С.Питерских,М.Т.Ломоносовой,Е.И.Коротеевой.Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации , 2 – е издание, Москва «Просвещение», 2007 год. Соответствует обязательному минимуму содержания образования.
4)Информация о внесенных изменениях в примерную программу и их обоснование: изучение регионального компонента «Введение в изучение родного края» в составе учебного предмета «Изобразительное искусство» реализовано по следующему варианту:
Сочинение и выполнение рисунков орнаментальных хороводов-1 час, Образ русской женщины в трудовых, игровых и орнаментальных хороводах. Выполнение женского национального костюма-1час, Символика образов и цвета в лирических песнях. Отражение идей русской лирической песни в живописи ( Ф.Васильев , К.Коровин, Б.Кустодиев и др.). Создание видеоряда к лирическим песням-1час, Создание видеоряда к плясовым песням: выполнение набросков фигуры человека в движениях, характерных для русских плясок-1час, Частушка как иллюстрация быта русского человека-1час. Итого 5 часов.
5)Место учебного предмета «Изобразительное искусство» в базисном учебном плане.
Учебная программа «Изобразительное искусство» разработана для 1 — 4 класса начальной школы.
На изучение предмета отводится 1 ч в неделю, всего на курс — 135 ч.
Предмет изучается: в 1 классе — 33 ч в год, во 2—4 классах — 34 ч в год (при 1 ч в неделю).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Приоритетная цель художественного образования в школе —духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира, качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в раз витии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания через сказки, притчи, ситуации из жизни, литературный и музыкальный ряд.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства обучающегося, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
6)Тематический план.
Разделы, темы | Количество часов | Количество | |||||||||
диктантов | сочинений | проектов | экскурсий | лабораторных работ | практических работ | тестов | контрольных работ | изложений | словарные диктанты | ||
Истоки родного искусства. | 8 | 8 | |||||||||
Древние города нашей страны. | 7 | 7 | |||||||||
Каждый народ – художник. | 11 | 11 | |||||||||
Искусство объединяет народы. | 8 | 8 |
7) Формы организации образовательного процесса: комбинированный урок, урок-конкурс, урок-игра, урок-сказка, урок- путешествие.
Формы текущего контроля ЗУН : индивидуальный,фронтальный.
8) УМК: учебник «Искусство вокруг нас» 4 класс-М. Просвещение.2011 , Н. А. Горяева, Л. А. Неменская и др., методическое пособие по изобразительному искусству 4 класс «Поурочные планы по программе Б.М.Неменского» Волгоград, Издательство « Учитель» 2007год; Программа для общеобразовательных учреждений «Школа России. Концепция и программы для начальных классов» - М.: Просвещение. 2007(программа «Изобразительное искусство» разработанная авторами. Б.М.Неменским,В.Г.Горяевым, Н.А.Горяевой, Л.А.Неменской,А.С.Питерских,М.Т.Ломоносовой,Е.И.Коротеевой.)
Содержание образовательной программы(4класс-34часа):
Общая тема: «Каждый народ - художник (изображение, украшение, постройка в творчестве народов всей земли)»- 34 часа
Изучение регионального компонента в составе учебного предмета «Изобразительное искусство» реализовано по следующему варианту: Сочинение и выполнение рисунков орнаментальных хороводов-1 час, Образ русской женщины в трудовых, игровых и орнаментальных хороводах. Выполнение женского национального костюма-1час, Символика образов и цвета в лирических песнях. Отражение идей русской лирической песни в живописи ( Ф.Васильев , К.Коровин, Б.Кустодиев и др.). Создание видеоряда к лирическим песням-1час, Создание видеоряда к плясовым песням: выполнение набросков фигуры человека в движениях, характерных для русских плясок-1час, Частушка как иллюстрация быта русского человека-1час.
Истоки родного искусства – 8 часов.
Пейзаж родной земли.
Образ традиционного русского дома.
Украшения деревянных построек и их значение. Сочинение и выполнение рисунков орнаментальных хороводов.
Деревня – деревянный мир. Частушка как иллюстрация быта русского человека.
Образ красоты человека. Образ русской женщины в трудовых, игровых и орнаментальных хороводах.
Народные праздники. Создание видеоряда к плясовым песням: выполнение набросков фигуры человека в движениях, характерных для русских плясок. Символика образов и цвета в лирических песнях. Отражение идей русской лирической песни в живописи
Обучающиеся должны знать/уметь выполнять:
Знать характерные черты родного пейзажа, образ русской избы. Уметь нарисовать пейзаж по памяти.
Знать устройство русской избы, украшение избы.
Уметь создать образ избы (коллективная работа).
Иметь представление о красоте русского чело века, традиционной на родной одежде. Уметь создать женский, мужской, народный образ.
Знать характер сельского труда, образы, связанные с ним, роль головного убора, украшения в народном костюме.
Уметь изобразить сцену труда в крестьянской жизни.
Иметь представление о своеобразии русской природы, деревенской местности, ее жителях, специфике их труда.
Знать календарные праздники, способ работы с композицией.
Уметь использовать художественные материалы (гуашь, акварель).
Уметь применять выразительные средства для реализации своего замысла в рисунке
Древние города нашей земли- 7 часов
Древнерусский город-крепость.
Древние соборы.
Древний город и его жители.
Древнерусские воины-защитники.
Древние города Русской земли.
Узорочье теремов.
Праздничный пир в теремных палатах.
Обучающиеся должны знать/уметь выполнять:
Знать, как выбиралось место для постройки крепостной стены, башни, ворот.
Уметь изобразить крепостные башни, ворота.
Знать понятия вертикаль, горизонталь. Уметь изобразить город-крепость на фоне пейзажа.
Знать особенности соборной архитектуры, пропорции соборов. Уметь объяснять, почему собор является смысловым центром города; лепить из пластилина макет храма (в группе).
Знать конструкцию, символику частей храма, украшения храма. Уметь выполнять групповую работу по постройке храма (бумаго-пластика).
Знать организацию внутреннего пространства Кремля.
Знать строение и конструктивные особенности кремля, торгового посада. Уметь завершить коллективную работу по созданию макета древнего города с его жителями. Уметь моделировать жилое наполнение города |
Знать, как жили князь и его люди, как одевались. Уметь изобразить древнерусских воинов
Знать различия в жизни князя с дружиной и торгового люда. Уметь изобразить князя, торговый люд.
Знать старинные русские города: Москва, Новгород, Владимир, Суздаль, Ростов Великий. Уметь отличать эти города.
Знать конкретный образ и облик каждого из этих городов.
Уметь изобразить живописно или графически древнерусский город.
Знать роль постройки, украшения и изображения в создании образа древнерусского города. Уметь изобразить техникой вклеивания предметный мир праздника «Княжеский пир».
Знать стилистическое единство архитектуры и костюмов людей. Уметь создать коллек- тивное аппликационное панно «Княжеский пир».
Каждый народ-художник - 11 часов
Образ художественной культуры Древней Греции.
Образ художественной культуры Японии.
Образ художественной культуры средневековой Западной Европы.
Многообразие художественных культур в мире.
Обучающиеся должны знать/уметь выполнять:
Знать особенности легких конструкций, построек в Японии. Уметь сравнивать бытовую постройку и храм-пагоду.
Знать особенности японской культуры: графичность, хрупкость.
Уметь изобразить природу через детали (ветка, трава).
Знать значение искусства Древней Греции, образ греческой природы, Акрополь.
Знать конструктивность в греческом понимании красоты мира.
Уметь изобразить греческий храм.
Уметь изобразить олимпийских спортсменов, работать над панно в группе.
Знать образ готических городов средневековой Европы, готические витражи.
Уметь цветом передавать пространственные планы; конструировать объемные формы.
Знать сословное разделение людей, средневековые готические костюмы (вертикальные линии, удлиненные пропорции). Уметь конструировать объемные формы, усложняя их декоративными деталями.
Иметь общее представление об образах городов разных стран, их жителях (в разные столетия). Уметь отличать образы городов, анализировать эти отличия.
Искусство объединяет народы- 8 часов
Все народы воспевают материнство.
Все народы воспевают мудрость старости.
Сопереживание – великая сила искусства.
Герои, борцы и защитники.
Юность и надежды.
Искусство народов мира.
Обучающиеся должны знать/уметь выполнять:
Знать, что в искусстве всех народов есть тема воспевания матери. Уметь изобразить мать и дитя.
Знать, как в разные времена разные народы воспевали материнство. Уметь самостоятельно изобразить маму (живописно).
Знать, что красота - это эстетическая и духовная категория; лучшие черты характера бабушки, де душки.
Уметь найти хорошее в повседневной жизни стариков; изобразить любимых бабушку, дедушку
Знать, что красота старости - в мудрости. Уметь изобразить старое дерево, животное, используя цвет, колорит.
Знать, что искусство способно выражать человеческую скорбь, отчаяние и т. п., что унижение, угнетение человека следует понимать как нарушение гармонии и красоты жизни человека. Уметь изобразить рисунок с драматическим сюжетом.
Знать, что героическая тема в искусстве важна и занимает большое место. Уметь создать эскиз на тему подвига.
Знать о воплощении темы детства и юности в искусстве всех народов. Уметь изобразить радость детства с помощью коллективного коллажа.
Знать основные сюжеты и темы детства, юности. Уметь выполнить коллективный коллаж, самостоятельно подобрать его сюжет, построить композицию.
Требования к уровню подготовки обучающихся :
В результате изучения изобразительного искусства обучающиеся должны
знать/понимать:
Освоить основы первичных представлений о трех видах художественной деятельности: изображении на плоскости и в объеме; украшения или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов:
Приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живописи, графики, скульптуре, основах дизайна, декоративно - прикладных видах искусства;
Приобрести первичные навыки художественного восприятия различных видов и жанров изобразительного искусства
Развить по возможности свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека.
Освоить выразительные возможности художественных материалов: гуашь, акварель, пастель и мелки, уголь, карандаш, пластилин и бумага для конструирования.
Приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства, начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства.
Овладеть опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобрести навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности.
Приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных, начальные навыки изображения пространства на плоскости и пространственных построений, первичные представления об изображения человека на плоскости и в объёме.
Приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей.
Приобрести знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, в организации форм общения людей, в создании среды жизни и предметного мира.
Сформировать представления о деятельности художника в синтетических и зрелищных видах искусства(в театре и кино).
уметь:
Правильно сидеть за столом, правильно держать лист бумаги, карандаш, кисточку;
свободно работать карандашом, проводить линии различной толщины;
Правильно располагать лист бумаги в зависимости от характера изображения;
анализировать произведения искусства;
Активно использовать различные термины и понятия;
Выполнять узоры из декоративно переработанных фигур животного и растительного мира, геометрических форм;
Рисовать кистью, смешивая цвета, отличая теплые от холодных.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для: восприятия и оценки произведений искусства;
представления о богатстве и разнообразии художественных культур народов Земли и основах этого многообразия, о единстве эмоционально - ценностных отношений к явлениям жизни
Учебно-методическое обеспечение.
Литература.
Для учителя:
1.Искусство вокруг нас: Учебник по изобразительному искусству для 4 класса четырехлетней начальной школы (под ред. Неменского Б.М.)2011г. Авторы: Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С. и др.
2.Программа «Изобразительное искусство» Авторы: Питерских А.С., Неменский Б.М., Горяева Н.А., Неменская Л.А - М.: Просвещение..2007.
3.Методическое пособие по изобразительному искусству 4 класс «Поурочные планы по программе Б.М.Неменского» Волгоград,Издательство « Учитель» 2007год.
Для обучающихся:
1.Искусство вокруг нас: Учебник по изобразительному искусству для 4 класса четырехлетней начальной школы (под ред. Неменского Б.М.)2011г.
2.Предметные журналы.
3.Энциклопедии по искусству .
4.Альбомы по искусству.
5.Книги о искусству (о художниках, художественных музеях, Книги по стилям изобразительного искусства и архитектуры
Оборудование.
Портреты русских и зарубежных художников.
Видеофильмы (памятники архитектуры, народные промыслы, художественные музеи, творчество отдельных художников, художественные технологии) в соответствии с программой обучения.
Слайды (диапозитивы): произведения пластических искусств в исторической ретроспективе, иллюстрации к литературным произведениям, объекты природы в разных ракурсах .Материалы для художественной деятельности: краски акварельные, гуашевые, тушь, ручки с перьями, бумага белая и цветная, фломастеры, восковые мелки, уголь, кисти разных размеров беличьи и щетинные, банки для воды, стеки (набор), пластилин / глина, клей, ножницы, рамы для оформления работ.
Муляжи: фруктов, овощей, грибов, ягод. Гербарии.
Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.
Гипсовые геометрические тела.
Керамические изделия (вазы, кринки и др.)
Предметы быта (кофейники, бидоны, блюдо, самовары, подносы и др.)
Интерактивная доска . Магнитная доска.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по предметам "Школа России" 4 класс
Рабочие программы по русскому языку, математике, окружающему миру, литературному чтению, физкультуре, ОБЖ, технологии для УМК "Школа России"....
Рабочая программа по технологии "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по технологии "Школа России" 4 класс...
Рабочая программа по ИЗО "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по ИЗО "Школа России" 4 класс...
Рабочая программа по технологии "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по технологии "Школа России" 4 класс...
Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс...
Рабочая программа по УМК "Школа России" 3 класс
Документ включает в себя рабочие программы и тематическое планирование по русскому языку и литературе, татарскому языку и литературе, математике, окружающему миру. технологии, изоискусству и музыке....
Рабочая программа по УМК "Школа России" 3 класс
Документ включает в себя рабочие программы и тематическое планирование по русскому языку и литературе, татарскому языку и литературе, математике, окружающему миру. технологии, изоискусству и музыке....