Пояснительная записка ИЗО 1 класс система Занкова
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 1 класс) по теме
Пояснительная записка ИЗО 1 класс система Занкова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к курсу
«Изобразительное искусство». 1 класс.
Курс «Изобразительное искусство» направлен на формирование общей культуры учащегося начальной школы, на его духовно-нравственное, социальное, личностное развитие, создание основы для самостоятельной организации учебно-познавательной и художественно-творческой деятельности. Программа по изобразительному искусству разработана на основе дидактических принципов и типических свойств методической системы развивающего обучения Л. В. Занкова и в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования, авторской программы С. Г. Ашиковой.
Цель данного курса: духовно-нравственное развитие личности учащегося, воспитание его ценностного отношения к прекрасному на основе эмоционально-ценностного восприятия явлений жизни и опыта художественно-творческой деятельности.
Задачи курса:
- развитие эмоционально-эстетического отношения к явлениям жизни;
- воспитание ценностного отношения к отечественным культурным традициям, уважения к культуре народов других стран;
- реализация творческого потенциала учащегося средствами художественной деятельности, развитие воображения и фантазии ребенка;
- воспитание потребности учащихся в «общении» с произведениями искусства, формирование способности воспринимать прекрасное на основе представления о красоте как высшем проявлении добра;
- расширение общего и художественного кругозора учащихся; развитие наблюдательности в отношении явлений и процессов, происходящих в окружающем мире, целостного восприятия сложных объектов и явлений;
- знакомство с основами изобразительного искусства, овладение элементарной художественной грамотностью, приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности;
- развитие способности младших школьников к сотрудничеству в художественной деятельности.
В соответствии с системно-деятельностным подходом содержание курса нацелено на активизацию художественно-эстетической и познавательной деятельности учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, преемственности с уже имеющимся у детей опытом и на подготовку к дальнейшему образованию, формирование мотивации детей к художественному творчеству, к активной деятельности на уроке и во внеурочное время.
Содержание курса направлено на целостное развитие личности ребенка посредством активного овладения различными видами деятельности. Это:
- Восприятие произведений искусства, которое развивает эмоциональную отзывчивость, способность к эмоциональному оцениванию увиденного не только в искусстве, но и в жизни, а также способность одномоментного восприятия сложных объектов и явлений; в дальнейшем это позволит позитивно воспринимать мир, испытывать положительные чувства и эмоции в процессе его познания;
- Рисунок –постепенный переход от знакомства и овладения простыми линиями разной формы, их изобразительно-выразительными возможностями, через приобретение навыка различного нажима на карандаш и тонирования поверхности бумаги графитным карандашом к основам построения и передачи объема и пространства на листе бумаги;
- Живопись – наблюдения детей за цветовыми сочетаниями в природе дополняются сначала их представлением о том, как они отражаются в картинах художников, а затем непосредственной деятельностью учащихся с цветом на основе различных материалов, включая эксперименты;
- Композиция – учит понимать целое, состоящее из различных частей, оценивать и понимать их роль в пространстве картины, рисунка, изделия, выделять главное и второстепенное, видеть соподчиненность элементов, выстраивать последовательность планов «ближе-дальше», «больше-меньше». «выше-ниже»;
- Декоративно-прикладное искусство раскрывает самобытность народной культуры, знакомит с традициями и обрядами разных народов, их бытом и образом жизни, показывает разнообразие и единство культур разных народов;
- Скульптура и дизайн наглядно показывают пространственные особенности изучаемых предметов и объектов, показывают соотношение частей и целого, развивают пространственное мышление, знакомят с формообразованием, приобщают к красоте.
Содержание программы
1 класс (33 часа)
Раздел 1. Природа – главный художник.
(Графика. Основы рисунка. Линия. Штрих. Цветовое пятно. Эскиз)
Азбука рисования: Мы – семья карандашей. Мы – семья кистей. Мы – семья красок. А я – бумага. Берем в руки карандаш…Берем в руки кисти…Как хранить кисти. Как хранить рисунки.
Впечатление. Выражение: Природа вокруг нас. Обитатели неба. Обитатели Земли. Между небом и землей. Природные стихии. Путешествие воды. Живое тянется к солнцу.
В мастерской художника: Природные стихии.
Коллективная работа: первый опыт коллективной деятельности и оформление класса.
Раздел 2. Мир цвета.
(Основы цветоведения. Основные цвета. Составные цвета. Цветовые гаммы. Цветовые оттенки)
Азбука рисования: смешение красок на палитре. Техника работы кистью. На чем пишут картины.
Впечатление. Выражение: Краски неба и земли. Где ночует радуга. По законам радуги. Зимой и летом – разным цветом. Весна и осень – в гости просим. Ходит солнышко по кругу.
В мастерской художника: гаммы удивительных оттенков. Художник, влюбленный в осень.
Коллективная работа:оранжнвое небо.
Раздел 3.
(Виды изобразительного искусства. Живописец. Скульптор. Архитектор. Дизайнер.)
Азбука рисования: где пишут картины.
Впечатление. Выражение: художник-живописец. Деревья поведали. Скульптор. Архитектор. Пряничный домик. Дизайнер. Золотая трава хохломы.
В мастерской художника: Художник, полюбивший лес. Творческое содружество.
Коллективная работа: изумрудный город.
Раздел 4. Человек в искусстве.
(Портретный жанр. Пропорции человека. Детский портрет)
Впечатление. Выражение: Человек звезда. Три возраста. Рисуем детский портрет.
В мастерской художника: С любовью к детям.
Знакомство с музеем: Государственная Третьяковская галерея; Всероссийский музей декоративно-прикладного искусства; Дом-музей И. И. Левитана в Плесе.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы по изобразительному искусству.
1 класс
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- Интерес к русской художественной культуре на основе знакомства с произведениями И. И. Шишкина, И. И. Левитана, З. Е. Серебряковой и др.)
- Основа для восприятия художественного произведения, определение его основного настроения;
- Эмоциональное восприятие образов природы, в том числе растительного и животного мира, отраженных в рисунке, картине;
- Первоначальное представление о поликультурности изобразительного искусства;
- Положительное отношение к занятиям изобразительным искусством, интерес к отдельным видам художественно-творческой деятельности;
- Чувство гордости за свой народ через знакомство с народным творчеством;
- Интерес к человеку, его чувствам, мыслям через восприятие портретов, в том числе детских образов, автопортретов известных художников;
- Основа для развития чувства прекрасного через доступные для детского восприятия художественные произведения.
Обучающий получит возможность для формирования:
- Понимания значения изобразительного искусства в жизни человека;
- Понимания роли изобразительного искусства в собственной жизни;
- Внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к предмету «Изобразительное искусство» через освоение роли автора своих художественных работ4
- Первоначальной ориентации на оценку результатов собственной художественно-творческой деятельности;
- Уважения к чувствам и настроениям другого человека, представления о дружбе, доброжелательном отношении к людям4
- Мотивации к коллективной творческой деятельности;
- Представления о труде художника, его роли в жизни каждого человека;
- Личностной идентификации на основе общего представления о творческом самовыражении, о мире профессий в изобразительном искусстве.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающий научится:
- Принимать учебную задачу;
- Оценивать совместно с одноклассниками и учителем результат своей художественно-творческой деятельности;
- Понимать выделенные учителем ориентиры;
- Адекватно воспринимать предложения учителя.
Обучающий получит возможность научиться:
- Принимать художественную задачу, инструкцию учителя и ход выполнения работы, предложенной в учебнике;
- На первоначальном уровне понимать особенности художественного замысла и его воплощения;
- Осуществлять под руководством учителя контроль по результату своей деятельности;
- Воспринимать мнение и предложения сверстников, родителей.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- Ориентироваться на первоначальном уровне в информационном и иллюстративном материале учебника, осуществлять поиск нужной информации в справочном материале;
- Использовать рисуночные и простые символические варианты выполнения работы;
- Понимать содержание художественных произведений;
- Читать простое схематическое изображение.
Обучающийся получит возможность научиться:
- Соотносить произведения по настроению, форме, по некоторым средствам художественной выразительности;
- Делать несложные выводы;
- Строить рассуждения о доступных, наглядно воспринимаемых свойствах изобразительного искусства;
- Соотносить содержание рисунков в рубриках «Впечатления», « Выражение».
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- Допускать существование различных точек зрения о произведении изобразительного искусства;
- Участвовать в работе парами, в групповом создании творческих работ;
- Контролировать свои действия в коллективной работе;
- Принимать настроение других людей, их эмоции от восприятия репродукций картин и фотоматериалов.
Обучающийся получит возможность научиться:
- Соотносить собственное впечатление от произведения искусства и мнение других людей о нем;
- Обсуждать со сверстниками ход выполнения работы и ее результаты;
- Использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от произведения живописи;
- Следить за действиями других участников в процессе совместной деятельности.
Предметные результаты
Восприятие искусства и виды художественной деятельности
Обучающийся научиться:
- эмоционально и эстетически воспринимать художественные фотографии и репродукции картин, сравнивать их, находить сходство и различие, воспринимать и выражать свое отношение к шедеврам русского и мирового искусства;
- группировать и соотносить произведения разных видов искусств по характеру, эмоциональному состоянию;
- владеть графитными и живописными материалами в достаточном разнообразии для своего возраста;
- осознавать, что архитектура и декоративно-прикладные искусства во все времена украшали жизнь человека;
- называть ведущие художественные музеи России.
Обучающийся получит возможность научиться:
- понимать содержание и выразительные средства художественного произведения;
- принимать условность и субъективность художественного образа;
- сопоставлять объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведениях искусства, и объяснять разницу;
- выражать в беседе свое отношение к произведению изобразительного искусства.
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Обучающийся научиться:
- владеть простейшими основами языка живописи, графики, скульптуры, декоративно- прикладного искусства, дизайна;
- создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости;
- применять начальные навыки изображения растений, животных, человека, явлений природы;
- использовать простые формы для создания выразительных образов в рисунке и живописи;
- различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
- применять на их основе различные материалы для живописи, чтобы передавать образы явлений в природе;
- использовать простые формы для создания выразительных образов человека в скульптуре.
Обучающийся получит возможность научиться:
- создавать графическими средствами выразительные образы природы, человека, животного;
- выбирать характер линий для изображения того или иного образа;
- овладевать на практике основами цветоведения;
- использовать пропорциональные соотношения лица, фигуры человека при создании детского портрета;
- использовать приемы пластических средств при трансформации готовых форм предметов в целостный художественный образ.
Значимые темы искусства. О чем говорит искусство.
Обучающийся научиться:
- выбирать художественные материалы для создания образов природы, человека, явлений;
- решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения;
- передавать характер объекта в живописи, графике, скульптуре.
Обучающийся получит возможность научиться:
- создавать средствами живописи эмоционально-выразительные образы природы;
- видеть и изображать красоту и разнообразие природы, предметов;
- изображать пейзажи, натюрморты, выражая к ним свое эмоциональное отношение.
Рекомендации по материально – техническому обеспечению учебного предмета
Работа по данному курсу обеспечивается учебниками и дополнительной литературой:
Ашикова С. Г. Изобразительное искусство: учебник для 1 класса/ под ред. А. А. Мелик – Пашаева, С. Г. Яковлевой. Самара: издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
Ашикова С. Г. Изобразительное искусство: учебник для 2 класса/ под ред. А. А. Мелик – Пашаева, С. Г. Яковлевой. Самара: издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
Ашикова С. Г. Изобразительное искусство: учебник для 3 класса/ под ред. А. А. Мелик – Пашаева, С. Г. Яковлевой. Самара: издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
Ашикова С. Г. Изобразительное искусство: учебник для 4 класса/ под ред. А. А. Мелик – Пашаева, С. Г. Яковлевой. Самара: издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
Словари и энциклопедии по изобразительному искусству.
Искусство: учебно-методическая газета для учителей МХК, музыки и ИЗО. М.: Первое сентября.
Специфическое оборудование:
- Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы;
- Портреты русских и зарубежных художников;
- Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента;
- Схемы рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека;
- Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству;
- Стеллажи для хранения художественных материалов, детских работ, книг, таблиц;
- Разнообразные художественные материалы и атрибуты для художественного творчества.
Электронно – программное обеспечение:
- Фильмы по изобразительному искусству, природе, архитектуре;
- Записи классической и народной музыки;
- Специализированные цифровые инструменты учебной деятельности (компьютерные программы)
Технические средства обучения:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительные записки 1 класс, Л.В. Занков
Материал для рабочей программы педагога, работающего по системе Л.З. Занкова...
Азбука нравственности пояснительная записка 1 класс
Содержание прграммыРаздел 1: Правила поведения в школе(6ч)Раздел "Школьный этикет" (понятие об основных правилах поведения в школе.) Правила поведения на уроке и на перемене. Понятия о школьных принад...
Рабочая программа по физической культуре. Пояснительная записка. 1 класс
Рабочая программа по физической культуре. 1 класс. Пояснительная записка...
Пояснительные записки 3 класс УМК "Планета знаний"
В материале содержатся пояснительные записки по предметам. 3 класс. УМК "Планета знаний"...
Пояснительная записка 3 класс УМК Перспектива
Пояснительная записка по технологии 3 класс УМК Перспектива с УУД....
Пояснительная записка 3 класс УМК Перспектива
Пояснительная записка по технологии 3 класс УМК Перспектива с УУД....
Пояснительная записка 4 класс
Материал к календарно-тематическому планированию по математике 4 класс ФГОС...