Пояснительная записка ИЗО 1 класс система Занкова
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 1 класс) по теме

Пояснительная записка ИЗО  1 класс система Занкова

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к курсу

«Изобразительное искусство». 1 класс.

     Курс «Изобразительное искусство» направлен на формирование общей культуры учащегося начальной школы, на его духовно-нравственное, социальное, личностное развитие, создание основы для самостоятельной организации учебно-познавательной и художественно-творческой деятельности. Программа по изобразительному искусству разработана на основе дидактических принципов и типических свойств методической системы развивающего обучения Л. В. Занкова и в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования, авторской программы С. Г. Ашиковой.

Цель данного курса: духовно-нравственное развитие личности учащегося, воспитание его ценностного отношения к прекрасному на основе эмоционально-ценностного восприятия явлений жизни и опыта художественно-творческой деятельности.

Задачи курса:

  • развитие эмоционально-эстетического отношения к явлениям жизни;
  • воспитание ценностного отношения к отечественным культурным традициям, уважения к культуре народов других стран;
  • реализация творческого потенциала учащегося средствами художественной деятельности, развитие воображения и фантазии ребенка;
  • воспитание потребности учащихся в «общении» с произведениями искусства, формирование способности воспринимать прекрасное на основе представления о красоте как высшем проявлении добра;
  • расширение общего и художественного кругозора учащихся; развитие наблюдательности в отношении явлений и процессов, происходящих в окружающем мире, целостного восприятия сложных объектов и явлений;
  • знакомство с основами изобразительного искусства, овладение элементарной художественной грамотностью, приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности;
  • развитие способности младших школьников к сотрудничеству в художественной деятельности.

В соответствии с системно-деятельностным подходом содержание курса нацелено на активизацию художественно-эстетической и познавательной деятельности учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, преемственности с уже имеющимся у детей опытом и на подготовку к дальнейшему образованию, формирование мотивации детей к художественному творчеству, к активной деятельности на уроке и во внеурочное время.

Содержание курса направлено на целостное развитие личности ребенка посредством активного овладения различными видами деятельности. Это:

  • Восприятие произведений искусства, которое развивает эмоциональную отзывчивость, способность к эмоциональному оцениванию увиденного не только в искусстве, но и в жизни, а также способность одномоментного восприятия сложных объектов и явлений; в дальнейшем это позволит позитивно воспринимать мир, испытывать положительные чувства и эмоции в процессе его познания;
  • Рисунок –постепенный переход от знакомства и овладения простыми линиями разной формы, их изобразительно-выразительными возможностями, через приобретение навыка различного нажима на карандаш и тонирования поверхности бумаги графитным карандашом к основам построения и передачи объема и пространства на листе бумаги;
  • Живопись – наблюдения детей за цветовыми сочетаниями в природе дополняются сначала их представлением о том, как они отражаются в картинах художников, а затем непосредственной деятельностью учащихся с цветом на основе различных материалов, включая эксперименты;
  • Композиция – учит понимать целое, состоящее из различных частей, оценивать и понимать их роль в пространстве картины, рисунка, изделия, выделять главное и второстепенное, видеть соподчиненность элементов, выстраивать последовательность планов «ближе-дальше», «больше-меньше». «выше-ниже»;
  • Декоративно-прикладное искусство раскрывает самобытность народной культуры, знакомит с традициями и обрядами разных народов, их бытом и образом жизни, показывает разнообразие и единство культур разных народов;
  • Скульптура и дизайн наглядно показывают пространственные особенности изучаемых предметов и объектов, показывают соотношение частей и целого, развивают пространственное мышление, знакомят с формообразованием, приобщают к красоте.

Содержание программы

1 класс (33 часа)

Раздел 1. Природа – главный художник.

(Графика. Основы рисунка. Линия. Штрих. Цветовое пятно. Эскиз)

Азбука рисования: Мы – семья карандашей. Мы – семья кистей. Мы – семья красок. А я – бумага. Берем в руки карандаш…Берем в руки кисти…Как хранить кисти. Как хранить рисунки.

Впечатление. Выражение: Природа вокруг нас. Обитатели неба. Обитатели Земли. Между небом и землей. Природные стихии. Путешествие воды. Живое тянется к солнцу.

В мастерской художника: Природные стихии.

Коллективная работа: первый опыт коллективной деятельности и оформление класса.

Раздел 2. Мир цвета.

(Основы цветоведения. Основные цвета. Составные цвета. Цветовые гаммы. Цветовые оттенки)

Азбука рисования: смешение красок на палитре. Техника работы кистью. На чем пишут картины.

Впечатление. Выражение: Краски неба и земли. Где ночует радуга. По законам радуги. Зимой и летом – разным цветом. Весна и осень – в гости просим. Ходит солнышко по кругу.

В мастерской художника: гаммы удивительных оттенков. Художник, влюбленный в осень.

Коллективная работа:оранжнвое небо.

Раздел 3.

(Виды изобразительного искусства. Живописец. Скульптор. Архитектор. Дизайнер.)

Азбука рисования: где пишут картины.

Впечатление. Выражение: художник-живописец. Деревья поведали. Скульптор. Архитектор. Пряничный домик. Дизайнер. Золотая трава хохломы.

В мастерской художника: Художник, полюбивший лес. Творческое содружество.

Коллективная работа: изумрудный город.

Раздел 4. Человек в искусстве.

(Портретный жанр. Пропорции человека. Детский портрет)

Впечатление. Выражение: Человек звезда. Три возраста. Рисуем детский портрет.

В мастерской художника: С любовью к детям.

Знакомство с музеем: Государственная Третьяковская галерея; Всероссийский музей декоративно-прикладного искусства; Дом-музей И. И. Левитана в Плесе.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы по изобразительному искусству.

1 класс

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

  • Интерес к русской художественной культуре на основе знакомства с произведениями И. И. Шишкина, И. И. Левитана, З. Е. Серебряковой и др.)
  • Основа для восприятия художественного произведения, определение его основного настроения;
  • Эмоциональное восприятие образов природы, в том числе растительного и животного мира, отраженных в рисунке, картине;
  • Первоначальное представление о поликультурности изобразительного искусства;
  • Положительное отношение к занятиям изобразительным искусством, интерес к отдельным видам художественно-творческой деятельности;
  • Чувство гордости за свой народ через знакомство с народным творчеством;
  • Интерес к человеку, его чувствам, мыслям через восприятие портретов, в том числе детских образов, автопортретов известных художников;
  • Основа для развития чувства прекрасного через доступные для детского восприятия художественные произведения.

Обучающий получит возможность для формирования:

  • Понимания значения изобразительного искусства в жизни человека;
  • Понимания роли изобразительного искусства в собственной жизни;
  • Внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к предмету «Изобразительное искусство» через освоение роли автора своих художественных работ4
  • Первоначальной ориентации на оценку результатов собственной художественно-творческой деятельности;
  • Уважения к чувствам и настроениям другого человека, представления о дружбе, доброжелательном отношении к людям4
  • Мотивации к коллективной творческой деятельности;
  • Представления о труде художника, его роли в жизни каждого человека;
  • Личностной идентификации на основе общего представления о творческом самовыражении, о мире профессий в изобразительном искусстве.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающий научится:

  • Принимать учебную задачу;
  • Оценивать совместно с одноклассниками и учителем результат своей художественно-творческой деятельности;
  • Понимать выделенные учителем ориентиры;
  • Адекватно воспринимать предложения учителя.

                  Обучающий получит возможность научиться:

  • Принимать художественную задачу, инструкцию учителя и ход выполнения работы, предложенной в учебнике;
  • На первоначальном уровне понимать особенности художественного замысла и его воплощения;
  • Осуществлять под руководством учителя контроль по результату своей деятельности;
  • Воспринимать мнение и предложения сверстников, родителей.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • Ориентироваться на первоначальном уровне в информационном и иллюстративном материале учебника, осуществлять поиск нужной информации в справочном материале;
  • Использовать рисуночные и простые символические варианты выполнения работы;
  • Понимать содержание художественных произведений;
  • Читать простое схематическое изображение.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • Соотносить произведения по настроению, форме, по некоторым средствам художественной выразительности;
  • Делать несложные выводы;
  • Строить рассуждения о доступных, наглядно воспринимаемых свойствах изобразительного искусства;
  • Соотносить содержание рисунков в рубриках «Впечатления», « Выражение».

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • Допускать существование различных точек зрения о произведении изобразительного искусства;
  • Участвовать в работе парами, в групповом создании творческих работ;
  • Контролировать свои действия в коллективной работе;
  • Принимать настроение других людей, их эмоции от восприятия репродукций картин и фотоматериалов.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • Соотносить собственное впечатление от произведения искусства и мнение других людей о нем;
  • Обсуждать со сверстниками ход выполнения работы и ее результаты;
  • Использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от произведения живописи;
  • Следить за действиями других участников в процессе совместной деятельности.

Предметные результаты

Восприятие искусства и виды художественной деятельности

Обучающийся научиться:

  • эмоционально и эстетически воспринимать художественные фотографии и репродукции картин, сравнивать их, находить сходство и различие, воспринимать и выражать свое отношение к шедеврам русского и мирового искусства;
  • группировать и соотносить произведения разных видов искусств по характеру, эмоциональному состоянию;
  • владеть графитными и живописными материалами в достаточном разнообразии для своего возраста;
  • осознавать, что архитектура и декоративно-прикладные искусства во все времена украшали жизнь человека;
  • называть ведущие художественные музеи России.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • понимать содержание и выразительные средства художественного произведения;
  • принимать условность и субъективность художественного образа;
  • сопоставлять объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведениях искусства, и объяснять разницу;
  • выражать в беседе свое отношение к произведению изобразительного искусства.

Азбука искусства. Как говорит искусство?

Обучающийся научиться:

  • владеть простейшими основами языка живописи, графики, скульптуры, декоративно- прикладного искусства, дизайна;
  • создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости;
  • применять начальные навыки изображения растений, животных, человека, явлений природы;
  • использовать простые формы для создания выразительных образов в рисунке и живописи;
  • различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
  • применять на их основе различные материалы для живописи, чтобы передавать образы явлений в природе;
  • использовать простые формы для создания выразительных образов человека в скульптуре.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • создавать графическими средствами выразительные образы природы, человека, животного;
  • выбирать характер линий для изображения того или иного образа;
  • овладевать на практике основами цветоведения;
  • использовать пропорциональные соотношения лица, фигуры человека при создании детского портрета;
  • использовать приемы пластических средств при трансформации готовых форм предметов в целостный художественный образ.

Значимые темы искусства. О чем говорит искусство.

Обучающийся научиться:

  • выбирать художественные материалы для создания образов природы, человека, явлений;
  • решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения;
  • передавать характер объекта в живописи, графике, скульптуре.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • создавать средствами живописи эмоционально-выразительные образы природы;
  • видеть и изображать красоту и разнообразие природы, предметов;
  • изображать пейзажи, натюрморты, выражая к ним свое эмоциональное отношение.

Рекомендации по материально – техническому обеспечению учебного предмета

Работа по данному курсу обеспечивается учебниками и дополнительной литературой:

Ашикова С. Г. Изобразительное искусство: учебник для 1 класса/ под ред. А. А. Мелик – Пашаева, С. Г. Яковлевой. Самара: издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

Ашикова С. Г. Изобразительное искусство: учебник для 2 класса/ под ред. А. А. Мелик – Пашаева, С. Г. Яковлевой. Самара: издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

Ашикова С. Г. Изобразительное искусство: учебник для 3 класса/ под ред. А. А. Мелик – Пашаева, С. Г. Яковлевой. Самара: издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

Ашикова С. Г. Изобразительное искусство: учебник для 4 класса/ под ред. А. А. Мелик – Пашаева, С. Г. Яковлевой. Самара: издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

Словари и энциклопедии по изобразительному искусству.

Искусство: учебно-методическая газета для учителей МХК, музыки и ИЗО. М.: Первое сентября.

Специфическое оборудование:

  • Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы;
  • Портреты русских и зарубежных художников;
  • Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента;
  • Схемы рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека;
  • Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству;
  • Стеллажи для хранения художественных материалов, детских работ, книг, таблиц;
  • Разнообразные художественные материалы и атрибуты для художественного творчества.

Электронно – программное обеспечение:

  • Фильмы по изобразительному искусству, природе, архитектуре;
  • Записи классической и народной музыки;
  • Специализированные цифровые инструменты учебной деятельности (компьютерные программы)

Технические средства обучения:

  • Музыкальный центр;
  • Сканер, ксерокс;
  • DVD – плеер, МРЗ – плеер.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительные записки 1 класс, Л.В. Занков

Материал для рабочей программы педагога, работающего по системе Л.З. Занкова...

Азбука нравственности пояснительная записка 1 класс

Содержание прграммыРаздел 1: Правила поведения в школе(6ч)Раздел "Школьный этикет" (понятие об основных правилах поведения в школе.) Правила поведения на уроке и на перемене. Понятия о школьных принад...

Рабочая программа по физической культуре. Пояснительная записка. 1 класс

Рабочая программа по физической культуре. 1 класс. Пояснительная записка...

Пояснительные записки 3 класс УМК "Планета знаний"

В материале содержатся пояснительные записки по предметам. 3 класс. УМК "Планета знаний"...

Пояснительная записка 3 класс УМК Перспектива

Пояснительная записка по технологии 3 класс УМК Перспектива с УУД....

Пояснительная записка 3 класс УМК Перспектива

Пояснительная записка по технологии 3 класс УМК Перспектива с УУД....

Пояснительная записка 4 класс

Материал к календарно-тематическому планированию по математике 4 класс ФГОС...